Польза вышивания крестиком для детей
Ирина Потехина
Консультация для родителей «Значение вышивания для развития ребёнка»
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка.
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
(Авт. Т. Габбе)
Именно в народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками.
Вышивка имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать было присуще каждой женщине и передавалось из поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Наши русские узоры
Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!
Так что же даёт ребёнку вышивание?
Развивается мелкая моторика, массируются активные точки на пальцах, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Вышивка – увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера, швеи.
Вышивание учит воспринимать цвета и их оттенки, развивает пространственное мышление. У ребёнка воспитывается художественный вкус.
Кроме всего вышеперечисленного, вышивание в силу специфики самого процесса способствует развитию в ребенке таких качеств, как усидчивость, сосредоточенность и аккуратность, которые несомненно пригодятся ребёнку в его дальнейшей, в том числе школьной, жизни.
Ребенку хочется быстрее завершить узор. Многие родители замечают, что дети очень увлекаются рукоделием, отказываются от просмотра телевизора, компьютерных игр и забав с друзьями. Согласитесь, иногда это просто необходимо.
Процесс овладения точными движениями рук, необходимыми для вышивания активизирует:
– развитие речи;
– координацию в пространстве;
– воображение;
– зрительную и двигательную память;
Психологи объясняют это следствием развития мелкой моторики рук в процессе вышивания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Начните с самого простого: научите ребёнка вдевать нитку в иголку и делать узелок. Используйте для работы специальные вышивальные иглы с тупым концом.
Начиная вышивание,напомните правила техники безопасности при работе с иглой.
Для вашего ребёнка проще будет начинать вышивать на цветных квадратиках картона,где предварительно Вы нанесли по контуру рисунка отверстия иглой.
Используйте в работе шов “Вперёд иголку”.Затем можно применить “Тамбурный” шов,а потом “Крест”.Когда ребёнок овладеет навыком вышивания,можно перейти на ткань,закреплённую в пяльца.
Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра во время вышивания. После окончания работы уберите инструменты и материал в шкатулку или коробку с крышкой. Обсуждайте вместе с ребёнком сюжет следующей работы. Замечайте успехи не только по окончанию работы,но и в процессе её.
Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Если вы – современная женщина, которая не только занимается бытовыми нуждами семьи, но и активно самообразовывается, читает книги, посещает семинары (пусть и в режиме онлайн), то точно знаете, что творчество для представительницы слабой половины человечества – это не просто времяпровождение, а неотъемлемая часть развития ее женской, божественной природы.
Простор огромен: вязание, рисование, бисероплетение, макраме, лепка из глины, шитье, оригами, декупаж, вышивание и т.п. На последнем остановимся подробнее и разберем в этой статье, чем полезно именно вышивание.
Развитие моторики и терпения
Помните, еще в древние времена мастерицы перебирали крупу, это, казалось бы, нудное занятие не такое уж и простое. С помощью такой процедуры девушки погружались в свои мысли, размышляли о вечном и прекрасном, при этом быстро работали пальцами. То есть симбиоз физических простых действий и мыслительного процесса очень важен для органического развития личности.
Существует такая легенда, что некоторые цари на Руси выбирали себе в жену именно ту мастерицу, которая могла часами проделывать кропотливую работу.
— Зачем же непременно узелки распутывать?
— Как раньше цари невест выбирали? Невесты распутывают, а царь в щелку смотрит. Если какая дергает и сердится, то все. Прочь, ленивая! Потому что царской жене пуд терпения и выдержки требуется.
— Так меня бабушка готовила в невесты.
Эта цитата из фильма Андрея Кравчука «Адмиралъ» как нельзя лучше передает смысл первой «полезности». Конечно, никто в здравом уме не сядет и не станет распутывать часами узелки. А вот вышивание – как занятие для выдержки очень даже подходит.
Ведь нужно одновременно смотреть на схему, подбирать нить, делать ровные стежки.
Воображение и самовыражение
Как и при любом занятии своими руками, вышивание развивает воображение. Не обязательно однозначно следовать выбранной схеме, можно добавить свои элементы или вообще создать рисунок из головы. Особенно это правило касается вышивания крестиком. Ведь можно взять обычный лист в клеточку и начертить там все что угодно. Затем перенести свое творение на канву.
Если говорить о самовыражении, то давайте попробуем провести аналогию с фотографом. Казалось бы, их тьма тьмущая и все фотографируют одно и то же. Но кто-то делает масштабные выставки по всему миру и заслуживает общественного признания, а кто-то не может привлечь клиента для свадебной фотосъемки. Чувствуете, к чему я клоню? Даже если вы вышиваете, как еще многие и многие рукодельницы, можно найти именно свой стиль и метод.
Например, вышивать только в черно-белых тонах. Или отдать предпочтение вышиванию икон, пейзажа, мультяшных героев и т.п. Сейчас есть даже специальные программы, где можно создать схему с нуля по вашим предпочтениям.
Выберите свой стиль, основываясь на своих ощущениях. Это и станет вашим самовыражением.
Включаем работоспособность мозга на максимум
Левое полушарие головного мозга отвечает за ум в самом широком смысле этого слова. Сюда относится речь, письмо, логика, аналитическая способность, изучение языков, запоминание информации и т.п. Правое же полушарие – это наша интуиция, воображение, восприятие прекрасного.
У женщин правое полушарие развито гораздо сильнее, чем у мужчин. Мы сильнее чувствуем, переживаем, сопереживаем. Наша интуиция редко нас подводит. Но тут как с образованием. Чем больше мы учимся и читаем, там мы умнеем. И чем больше развиваем правое полушарие, тем шестое чувство работает правильнее.
То есть важно наслаждаться природой, прогуливаться по паркам, замечать мелочи (красивый листок на дереве, необычный окрас у птиц), а также заниматься творчеством. Вышивание как нельзя лучше развивает правое полушарие мозга, ведь когда мы стежок за стежком создаем картину, это как слово за словом читать новую книгу.
Значимость и самоудовлетворение
Всего-то одно поколение сменилось, а ценности уже другие. Мне 31 год. И моя мама и бабушка, а также мамы и бабушки всех моих знакомых (за очень редким исключением) шили, вязали, вышивали по вечерам. Сейчас все новые знакомые очень удивляются, когда видят, что я вышиваю. Сначала это было не модным среди моих сверстниц, теперь же это некая изюминка, показывающая творческую натуру и истинную рукодельницу, которая ценит прекрасное и сама может создавать такое.
Общество – это система. Не обязательно приспосабливаться к нему, но лучше жить в гармонии, не забывая про гармонию с самой собой. Не стоит начинать вышивать, чтобы казаться хорошей хозяйкой или присваивать себе образ тургеневской барышни.
Но если вам действительно нравится такое рукоделие, то поздравляю! По общепризнанному мнению на сегодняшний день вы как женщина превосходите тех, кто далек от рукоделия.
Самоудовлетворение – это итог, конечный стежок и вся картина, которую вы вышили. Хотя мы знаем, что за этим итогом следует череда приятных моментов: выбор канвы и ниток, поиск схемы, иногда – распускание, оформление вышивки в багетную рамку.
Когда вы видите итог своих трудов, то непременно гордитесь собой. Если это чувство вас не посещает, то попробуйте достать все свои работы и посмотреть на них другими глазами. Вы обязательно должны восхищаться собой.
Самозанятость
Говорят, все проблемы от скуки или лени. Если вы любите вышивать, то вам не грозит ни то, ни другое. Ведь все вышивальщицы ищут свободную минуту, чтобы взять в руки пяльцы и приступить к любимому занятию.
Если вы привыкли вышивать под телевизор, кино или сериал, то попробуйте это поменять. Вышивая, мы чаще слушаем, чем смотрим. Ведь глаза направлены на канву и иголку с ниткой. Вместо мыльной оперы включите аудио книгу с классическим произведением или современным мотивирующим рассказом. Посмотрите познавательный фильм, которых сейчас очень много в интернете. То есть замените привычный телевизионный канал на то, что будет полезно вам как личности. Получится два в одном: и любимое занятие, и саморазвитие. И снова два полушария головного мозга задействованы. Перемены случаются не сразу. Но после этой рокировки с сериала на научный фильм или лекцию вы поймете, что тратить свое время лучше на полезное и важное, чем на бессмысленное.
Можно перечислять еще много пунктов о пользе вышивания. Основные мысли в них понятны:
- Всегда лучше вышивать, чем не вышивать.
- Всегда лучше вышивать, чем играть в телефоне или смотреть телевизор.
- Всегда лучше вышивать, чем тратить часы на бессмысленные телефонные разговоры и собирание сплетен.
Современный мир — это мир стремительно развивающихся технологий: интернет, телевидение, бесконечный поток информации, который постоянно приходится перерабатывать, узнавая что-то новое. Казалось бы, что еще нужно для развития человека? Но возвращение в наше время к истокам рукоделия вовсе не случайно. Каждому непосвященному может показаться, что вышивание — это бесполезное занятие. Им занимаются те, кому нечего делать. Но сегодня мы развеем все ваши сомнения и поговорим о том, что может развивать вышивка.
Вслушайтесь в слово «вышивальщица»… В него вложено что-то нежное, мягкое, народное. Это человек, у которого быстро «бегают» руки и творят необыкновенные чудеса. Это человек, как правило, очень усидчивый с милым, добрым лицом, опрятным внешним видом и, не удивляйтесь, с развитым интеллектом!
Вышивание крестом дает спокойствие, уравновешивает психику, благотворно влияет на нервную систему в целом. Вместе с этим воспитывается в характере терпение, трудолюбие, целеустремленность. По крупинкам развивается умение противостоять стрессам: нередко путем проб и ошибок достигается конечный результат. Совершенствуется внимание и память.
Это творческое занятие развивает художественный вкус человека. Создавая разноцветное изображение, вы учитесь воспринимать цвета, оттенки, мыслить пространственно, а это становится еще более важно при создании авторских картин. Нужно отметить, что работа над вышивкой часто помогает в выборе будущей профессии: модельера-конструктора, художника-модельера, вышивальщицы и пр. Человека с высокоразвитым эстетическим вкусом, умением видеть красоту даже в маленьком элементе большого произведения можно не так часто встретить.
Развитие мелкой моторики особенно важно для детей. Не каждый может выполнять точные скоординированные движения кистями и пальцами. Педагоги и психологи давно установили прямую связь уровня умственного развития с уровнем развития мелкой моторики. Не зря говорят: «Ум у ребенка находится на кончиках пальцев».
Взрослые и детские руки в процессе вышивания массируются, вместе с этим активируются определенные точки пальчиков, через которые стимулируется и улучшается работа многих внутренних органов, в том числе и головного мозга.
Вышивка расширяет кругозор. Многие создают копии произведений искусств, при этом много узнают о них, о стиле, авторах и пр. Формируются навыки социального общения. Это особенно важно для подрастающего поколения: поиск единомышленников в соцсетях, необходимой информации, обмен опытом, идеями. Это самая настоящая творческая пища для мозга.
Как видим, простое занятие вышивания незаметно делает огромную работу!
Современный мир — это мир стремительно развивающихся технологий: интернет, телевидение, бесконечный поток информации, который постоянно приходится перерабатывать, узнавая что-то новое. Казалось бы, что еще нужно для развития человека? Но возвращение в наше время к истокам рукоделия вовсе не случайно. Каждому непосвященному может показаться, что вышивание — это бесполезное занятие. Им занимаются те, кому нечего делать. Но сегодня мы развеем все ваши сомнения и поговорим о том, что может развивать вышивка.
Галина Мартынова
Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.
Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья.
В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью.
Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам вышить полотенца, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и т. д.
Строго оценивалось умение и ее художественный вкус, обилие изделий, искусное исполнение, добротность – говорили о трудолюбии, усердии и терпении девушки и всем было очевидно насколько растет прекрасная и умелая хозяйка.
Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир.
И он знает, что сможет преобразить его и в результате заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами новая вышивка. Вышивка при должном ее оформлении долговечна. Ее стараются сохранить в семье. И эта энергия радости и доброты, которую ребенок вложил при вышивании, будет мостиком в будущее.
Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера.
Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата.
А воспитатель помогает ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали и развивали способности и психику ребенка.
Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Нельзя выполнять работу, выполненную с ошибками. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.
В обучении вышивкедети проходят два этапа:
– Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности
– Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.
Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуем максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном счете приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки,эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Великий Учитель – это живая природа, какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и оперенья птиц, лепестки цветов и листья, удивляя самыми неожиданными цветовыми сочетаниями. И, наконец, время от времени Природа дарит небесную радугу-символ радости и цветосочетания. И это все отражаем в вышивке.
В организации обучению дошкольников используем занятия по ручному труду продолжительностью 25мин., которым руководит воспитатель.
Подгрупповые занятия утром или в вечернее время, а так же работа кружка 1р. в неделю в течении года.
Когда навыки вышивки закреплены и воспитано устойчивое желание вышивать, организуем самостоятельную деятельность детей под контролем воспитателя через «Уголок творчества», оборудованным материалами и инструментами.
Сразу у всех детей не может появиться устойчивое желание самостоятельно работать в «Уголке творчества», и это нормально. Создавая интерес, мотивируя к деятельности развиваются необходимые умения, которые приводят к тому, что дети испытывают радость от занятий вышивкой, продуктов своей деятельности и творчества. Способствуют созданию интереса выставки готовых изделий, выполненных своими руками и, конечно, похвала и поощрения.
Заинтересованность работой приводит ребенка в такое эмоциональное состояние, при котором он испытывает гордость и чувство удовлетворения.
Успех окрыляет дает новые силы. Важно создать благоприятную атмосферу взаимной заинтересованности, доброты, внимания к труду товарищей и его результату.
На протяжение всего процесса вышивки каждый ребенок получает от взрослого мотивированную оценку, которая определяет уровень его трудовой деятельности. Воспитатель постоянно контролирует правильность работы на всех этапах вышивки, обсуждая с ребенком, почему нужно так или иначе, и путем доказательного объяснения или создания проблемной ситуации помогать правильно выполнить шов, исправляя ошибки в процессе, а не в конце деятельности.
Начальный уровень, имеющийся у детей, определяется тестированием на первых же занятиях и индивидуальной диагностики. Это позволяет правильно определять подбор рисунка, а так же отметить, с кем из детей следует заниматься дополнительно, так как они дали показатели выше или ниже определенного программой уровня.
В занятиях вышивкой заложена некая цикличность, а именно выполнение определенного рисунка одним и тем же швом вначале «Шаг вперед иголка», затем «Тамбурный» и т. д. Обязательно серия из нескольких занятий.
Такой подход к планированию помогает сформировать умение правильно выполнять определенный шов. Важно от занятия к занятию постепенно и логично менять уровень сложности изделий, обеспечивая продвижение от простого к сложному, от неизвестного к известному.
Для эффективного проведения занятий по вышивке необходимо создать благоприятные условия с хорошим освещением. Стол и стул должен соответствовать росту ребенка. Успех обучения дошкольников вышивке во многом зависит от содержания, систематичности и последовательности изложения, информации в виде сказок, историй. Так же дети знакомятся с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Овладевают техникой выполнения некоторых швов, учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нить на ткани, фиксировать ткань на пяльцах.
Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя на деятельность, для этого на занятиях используем сюрпризные моменты, игровые приемы и художественное слово. Во время вышивания включаем спокойную музыку, вспоминаем с детьми пословицы, стихи, сказки и т. д.
В последние годы возродился интерес к вышивке в детских садах.
Начинаем обучение со шва «Шов вперед иголку», это самый легкий и всем известный шов. Для детей рисунок прорисовывается пунктиром, он помогает научить ребенка вкалывать иголку строго по штриху.
«Тамбурный» – один из древнейших декоративных швов. Состоит из петель выходящих одна из другой, которые располагаются по рисунку в любом направлении.
«Крест» – это два стежка, пересекающейся по середине нити.
Ребенок отдает предпочтение тому образцу, который для него радостнее и приятнее. Работает ребенок над вышивкой долгие часы. Добавит ли ему удовольствие длительное общение с неинтересным объектом?
Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.
Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.
Родители оказывали помощь:
– в приобретении материала, ниток, пялец
– в подборе поговорок, загадок, стихов, сказок
– в оформлении выставок, фотоальбома и видеосъемок.
Проводили индивидуальные беседы с ребенком по технике безопасности, закрепляли навыки вдевания нити в иголку и закрепление нити в начале и конце работы.
Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.
По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.
Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.