Польза водных процедур для ребенка

Польза водных процедур для ребенка thumbnail

Водные процедуры для детейДумаю, что пользу водных процедур для детей под сомнение не способен поставить никто из разумно мыслящих родителей. Водные процедуры для детей – это не только закалка и устойчивость к заболеваниям, но и громадное удовольствие.

Водные процедуры для детей — необходимость и удовольствие

Водные процедуры – отличный массаж, благотворно влияющий на развитие нервной системы ребенка. Частые водные процедуры способствуют отличному физическому и психическому развитию ребенка и вашему единению с малышом.

После бассейна у деток хороший сон и аппетит, у них меньше болит животик — проверено, поверьте. А еще они намного меньше сверстников болеют, а если вдруг и заболевают, то переносят недуг не так тяжело.

Водные процедуры для детейОбучение малыша плаванию с рождения, приучает его не бояться воды. И, конечно, это ему просто приятно! Разумеется, не стоит сразу после выписки из роддома бежать с ребенком в бассейн, для первых водных процедур подойдет и обычная ванна. Только не маленькая, детская — а ваша, большая ванна.

Ванну я, конечно, тщательно мою — сначала моющим средством (я использую «Доместос»), а затем — детским мылом. После этого с усердием споласкиваю кипятком. Воду для малыша для начала делаю температурой около 36 градусов, и с каждой неделей уменьшаю на один градус.

Новорожденного малыша необходимо ежедневно купать в слабом растворе марганцовки, чтобы не занести инфекцию в незаживший пупок. Начинать интенсивные водные процедуры для детей, пока пупок не заживет, я не рекомендую.

Занятия в ванной, разумеется, самые простые: поплавать на спинке, на животике, на боку (что очень полезно при кривошее) и в конце водной процедуры обязательно — ныряние, но в начале не по-настоящему, разумеется! Малыша обязательно предупреждаем о том, сейчас будем нырять, например: «Три-четыре, ныряем!» Говорим громко и четко. А затем поливаем на затылок и личико немного воды, можно ладошкой.

Водные процедуры для детейМалыш не захлебнется, но задержит дыхание в течение пары секунд, что поможет ему потом научиться нырять по-настоящему.

В последнее время стало очень популярным обучение плаванию грудных малышей с самого рождения. Водные процедуры для детей грудного возраста проводятся в бассейне под руководством тренера.

Начинать посещение бассейна, и даже бани можно, начиная уже с месячного возраста — разумеется, если на то нет медицинских противопоказаний. Мои детки ходят в бассейн с трех месяцев. Параллельно с закаливающими водными процедурами мы посещаем и баню, что тоже благотворно влияет на здоровье моих карапузов.

Не стоит бояться холодной (разумеется, в меру) воды, горячей бани, сквозняков, и так далее, как это делает добрая половина молодых мамочек. Нужно обязательно заниматься с ребенком плаваньем – особенно, если есть проблемы с тонусом. 

Научить недавно рожденного малыша плавать — не такая сложная задача, как вам может показаться, ведь совсем недавно водная среда обитания (в мамином животике) была для него естественной. Неопровержимо доказано, что интенсивные водные процедуры для детей, проводимые с самого их рождения, способствуют раннему развитию.

Детки быстрее своих сверстников начинают садиться, вставать, ходить и даже говорить.

Водные процедуры для детейНо не надейтесь, что ваш малыш, прямо с третьего занятия вдруг возьмет, да и самостоятельно поплывет. Это долгий, но приятный процесс. Вы только представьте, как вы, вместе со своим любимым чадом плескаетесь в воде. Красота! Конечно, просто так стоять в воде смысла нет — водные процедуры для детей подразумевают активность: покачивания в разные стороны, толчки от бортиков, ныряние, и так далее. Все, что необходимо, вам должен подсказать опытный инструктор.

Но нужно быть внимательным и осторожным: напугав малыша во время водных процедур однажды, вы можете на всю оставшуюся жизнь отбить у него охоту к плаванию.

В первый год своей жизни малыш научится держаться на воде и самостоятельно нырять на небольшую глубину. Причем любые водные процедуры, каждое занятие в бассейне, должны приносить ребенку удовольствие и радость.

Любые водные процедуры для детей должны проходить под строгим вашим контролем. Как только вы увидите, что малыш замерз или устал, сразу прекращайте занятие и идите греться и отдыхать. Первые занятия не следует проводить дольше 30 минут.

Источник

Купание детей

Малышам водные процедуры необходимы даже больше, чем взрослому человеку. Они не только позволяют поддерживать гигиену, но и благотворно влияют на нервную систему ребенка, держат в тонусе мышцы, способствуют правильной работе сердечно-сосудистой системы. Да и просто поплескаться в водичке или поиграть в ванне с игрушками любят почти все карапузы. Вдоволь навозившись во время купания, малыш и быстрее заснет, и спать будет гораздо лучше и крепче.

Некоторые правила

Многие педиатры советуют начинать купать малышей буквально с первых дней. Только пока не заживет пупочная ранка, добавлять в воду раствор марганцовки. Температуру воды нужно держать на уровне 35–38 °С. Начинать стоит с коротких сеансов, три-пять минут. Потом продолжительность водных процедур будет увеличиваться, и малыш может проводить в ванне столько времени, сколько захочет. Только не забывайте следить за температурой воды.

Читайте также:  Польза и вред корректора осанки

Выбираем средства для мытья

К выбору геля или шампуня для ребенка нужно подходить с особой тщательностью. Поверхностный кожный покров малыша еще не до конца сформировался, поэтому ему необходимы специальные средства, которые не вызовут раздражения. От купания ребенок должен получать настоящее удовольствие, а если при этом вы используете продукцию Эмолиум, то можете быть уверены, что кожа маленького человечка находится под надежной защитой. Кремовые гели, эмульсии для мытья и шампуни Эмолиум гипоаллергенны, не содержат отдушек и консервантов. Они разрабатывались при непосредственном участии детских дерматологов и педиатров, поэтому отлично подходят для детей любого возраста. А крем Эмолиум пригодится вам после того, как малыш примет ванну, чтобы обработать кожные складки – в качестве профилактики опрелостей.

Средства линейки Эмолиум бережно ухаживают за нежной детской кожей, в том числе кожей головы, питают её, стимулируют рост новых клеток эпидермиса.

Закалка с малых лет

Не стоит забывать и о такой процедуре, как закаливание. Закалка делает организм более устойчивым к перепаду температур, а значит, позволяет реже простужаться или не простужаться вовсе. Иммунная система ребенка пока лишь формируется, поэтому закаливание может стать дополнительным способом защиты детского организма. И, конечно, перед началом закаливающих мероприятий нужно посоветоваться с врачом. Если он разрешит, тогда – смело вперед!

Закаливающие процедуры стоят на трех китах: воздух, солнце и вода. Начинать рекомендуется с воздушных ванн, короткими сеансами (три-пять минут) при комнатной температуре. Постепенно время можно увеличивать, а летом можно выносить малыша на балкон, совмещая воздушные ванны с солнечными. Не забывайте следить за реакцией ребенка! Если он активно проявляет неудовольствие, процедуру лучше прекратить.

Дальше можно переходить к водному закаливанию. Начинаем с быстрых растираний мягкой губкой или полотенцем, потом переходим к обливаниям. Изначальная температура воды должна быть не менее 35 °С. Постепенно её можно снижать на 1 °С в неделю, пока не дойдете до 25 °С. Также, как и после купания, кожу малыша можно смазать кремом Эмолиум, чтобы защитить её от пересыхания.

Важно помнить, что закаливание – это фактически образ жизни, к которому человек должен привыкать с детства. Длительный перерыв в закаливающих процедурах приводит к полной потере оздоровительного эффекта.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Ирина Науменко
Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ

В дошкольных учреждениях создаются все необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации детей (режим дня, материально – техническая база и другое). Все эти мероприятия дают возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показаны всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Методическая литература, отражающая вопросы обучения детей плаванию, лишь вскользь оговаривает проведение закаливающих процедур в бассейне. Акцент в ней смещён в спортивную, а не в оздоровительную сторону занятий в бассейнах ДОУ.

Конечно, важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств оздоровления детей в ДОУ всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия плаванием широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста.

К сожалению, практика эксплуатации плавательных бассейнов в ДОУ показывает, что они как правило, мало используются для закаливания детского организма. Пребывание детей в бассейне превращается лишь в спортивную процедуру обучения плаванию: в подготовительной части – разминка, включающая несколько упражнений для общего развития; в основной части – овладение техникой того или иного стиля плавания и игры на совершенствование усвоенных движений; в заключительной части – произвольное купание.

Занятия в бассейне начинаются со 2-ой младшей группы детского сада. Спортивная часть занятий детей посещающих дошкольное учреждение заключается не только в том, чтобы они научились плавать, но и освоили водную стихию и ознакомились со свойствами воды. Занятия должны быть насыщены игровыми элементами,которые прекрасно воспринимаются детьми: обливание, погружение под воду на различные уровни, выполнение дыхательных упражнений в воде. Такие занятия при их правильной организации и активном участии педагога по плаванию, создают идеальный комплекс мероприятий направленных на физическое развитие, физическую подготовленность, а также на укрепление здоровья и закаливание организма дошкольников.

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статистических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статистическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается правильная осанка. В тоже время активное движение ног в воде в положении без опоры, укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

Читайте также:  Желатин прием внутрь дозы польза

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается деятельность сердечно сосудистой системы, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремлённость и настойчивость, самообладание и решительность, смелость и дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Общение с водой доставляет детям удовольствие и радость. Некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию, должны быть направлены, на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

В настоящее время возрос интерес к использованию средств физического воспитания в оздоровительных и реабилитационных целях. Результаты исследований свидетельствуют о достаточно высокой эффективности их целенаправленного применения в профилактике и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей. В оздоровлении дошкольников применяются как традиционные, так и не традиционные методы и средства.

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут. Учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность правильного восприятия и оценки собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.

На наш взгляд среди многих массовых видов спорта, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности.

Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде.При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды, все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде. Опыт педиатров показывает,что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Раннее физическое развитие – это целый комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка. Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т. е. осуществляется своеобразная гимнастика. Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно – сосудистую систему. Лучше всего начинать обучению плаванию с 2–3-х недельного возраста, но не позднее 3 месяцев, потому что каждый ребенок рождается с определенными врожденными рефлексами, которые после 3 месяцев угасают. Это плавательные врожденные рефлексы, благодаря которым ребенок способен обучаться плаванию. Родители должны понимать, что обучение малыша плаванию возможно, пока у малыша не исчезли тонические рефлексы, на смену которым приходят статокинетические рефлексы, и обучение плаванию практически уже невозможно до 3–4 летнего возраста, когда ребенок будет в состоянии сознательно выполнять команды педагога по плаванию.

Читайте также:  Польза капустного листа на голову

Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Источник

Воздействие водной среды и водной гимнастики на организм грудного ребенка.

Плавание в раннем возрасте имеет массу положительных моментов и благотворно влияет на детский организм.

Дети, чьи родители применяют методику раннего обучения плаванию, растут здоровыми, закаленны­ми, психически уравновешенными. Они намного раньше своих сверстников начинают ходить, овладевают речью и осваивают сложные двигательные навыки. В дальнейшем они быстрее учатся читать и писать, испытывают гораздо меньше проблем в общении со сверстниками в детском саду, школе, различных кружках и т. д. 

Маленькие пловцы реже болеют, хорошо обучают­ся, обладают хорошей памятью (в том числе и двигательной), отличаются редкой уравновешенностью и умением выбирать верные решения в сложных ситуациях. 

Раннее плавание способствует быстрому физическому и психомоторному развитию ребенка, снижает присущий младенцам первых месяцев жизни повышенный тонус сгибательных мышц, обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений. 

Вода — лучший массажист для маленького ребенка, ласковый и очень эффективный. Она гладит кожу с оптимальным давлением, чем улучшает кровообращение и укрепляет нервную систему грудничка. Физические упражнения, которые ребенок выполняет в воде, уже в самом раннем возрасте способствуют увеличению объема его легких, а значит, и обогащению крови кислородом. Все вышеперечисленное, вместе с закаливающим действием воды, является хорошей профилактикой заболеваний.

На грудничков плавание оказывает и укрепляющий эффект – укрепляются мышцы спинки, животика, шейки, ручек и ножек. Кроме того, грудничковое плавание стимулирует кровообращение, развивает сердечную мышцу, а также тонизирует кожу малыша.

Также занятия плаванием снимают напряжение и способствуют более глубокому сну и улучшению аппетита.

Обучение плаванию в раннем возрасте будет прекрасный профилактической против простуды, сколиоза, сутулости, нарушений осанки, мышечной дистонии. Плавание доставит ребенку удовольствие и радость.

Занятие плаванием влияет не только на здоровье, но и на развитие личностных качеств ребенка – дисциплинированность, самообладание, смелость, решительность, самостоятельность.

Занятия в воде воздействуют практически на все органы и системы детского организма.

Дыхательная система. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание – мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.

Система кровообращения.  Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.

Опорно-двигательный аппарат. В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, снижается нагрузка на позвоночник. Эффект «Гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ. Это полезно для развития организма, способствует формированию правильной осанки и является профилактикой сколиоза и мышечной дистонии. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. В то же время, активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Выделительная система. Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Закаливание, терморегуляция. Плавание способствует закаливанию организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды, малыш становится меньше подвержен простудным заболеваниям. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.

Центральная нервная система.  При постоянных занятиях плаванием укрепляется нервная система, спокойнее становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма ребенка. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.

Стрессовые состояния ребенка. Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом. Плавание заставляет правильно дышать, снабжает мышцы большим количеством кислорода. Вода массажирует мышцы и снимает на себя стресс.

Формирование личности. Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая сопротивление толщи воды развивает в себе такие черты личности как: целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность. Дети плавающие с рождения более уверены в себе, коммуникабельны, обладают качествами лидера.

Источник