Польза внеурочной деятельности в начальной школе

Польза внеурочной деятельности в начальной школе thumbnail

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения. Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность Много уже сказано о том, что принципиальным отличием современного подхода к образованию является ориентация ФГОС на определенный результат, под которым понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Сказано много, но на практике мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как потеря или снижение учебной мотивации, неумение учиться самому, применять знания на практике самостоятельно, находить пути решения проблемной задачи, боязнь оценки, высказывания своего мнения и т. д. Как это преодолеть?

hello_html_m53ae86cd.jpg

Каждый творческий педагог ищет свои пути решения. Но всё новое –это хорошо забытое старое. И хочется вспомнить о большой роли внеклассной (внеурочной) работы по предметам, которой на сегодняшний момент уделяется, по-моему, недостаточно много внимания. Недаром в последнее время получили распространение так называемые нетрадиционные уроки. А что это такое? Это своего рода уроки, в которых, кроме традиционных, используются те же формы внеклассной работы и вводятся элементы тех же внеклассных мероприятий [1, с. 6]. Конечно, вечной и главной формой обучения остается урок, несмотря на то, что меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но ведь участники образовательного процесса (учитель и ученик) могут встретиться не только на уроке. Современными и актуальными могут быть и другие формы обучения. Например, предметная внеурочная деятельность. Каковы же её преимущества?

Во-первых, снимается полностью проблема психологической зависимости от оценки. Ведь во время работы не на уроке отметок нет. А постановка определенных интересных для обучающихся проблем приводит к результативному сотрудничеству учащихся с преподавателем и товарищами. Коллеги по предметному кружку, решающие проблемные ситуации, которые вытекают из содержания занятия, самостоятельно активизируются в поиске решения. А отсюда и повышается интерес не только к изучению языка, но и интерес к обучению в целом. Решается, таким образом, проблема мотивации. Во-вторых, тематика внеурочных кружковых занятий, выходящая за рамки программного материала, нацеливает обучающихся на минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. И в-третьих, формы таких занятий можно менять бесконечно (занятие-игра, коллективная деятельность, занятие — семинар, занятие — исследование, практическое занятие, театрализованное представление, занимательная викторина, игра — соревнование, экскурсия и т. д.).

Такие занятия предполагают сами по себе неофициальную обстановку, а значит создание ситуации сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, атмосферы увлеченности общим делом. И наконец, в-четвертых, именно во внеурочной деятельности реализуется основой принцип ФГОС: «Учись сам добывать знания!» Каждое занятие — это небольшая исследовательская деятельность школьников. А итоговое занятие — это своего рода демонстрация результата, а значит защита всех «открытый», сделанных учащимися. Д. В. Григорьев и П. В. Степанов утверждают, что существует тесная взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма– от этических бесед до проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов [4, с. 7]. Одной из форм такой внеурочной деятельности могут быть предметные занятия, выходящие за пределы программы. Например, забытые предметные кружки. Приведу пример такого «кружка» по русскому языку «Тайны языка», разработанного автором статьи для обучающихся среднего звена. Такие внеурочные занятия обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью. Такой вид деятельности должен сопровождаться и игрой (особенно это актуально для пятиклассников). Во-первых, игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией. Во-вторых, игра создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка [5, с. 81]. Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка. Задачами кружка нужно считать – формирование грамотной и выразительной речи обучающихся; – повышение речевой компетентности детей; – развитие интереса к читательской деятельности; – развитие интереса к научной деятельности; – подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку. Учитывая возрастные особенности и содержание программы кружка, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка. Примерное содержание программы внеурочных занятий по русскому языку «Тайны русского языка» Тема 1. Организационное занятие «Понемногу омногом» Содержание материала: Язык — «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык — хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык — наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква». Форма занятий: Беседа с элементами занимательности. Тема 2. Великий имогучий. Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады). Тема 3. Звук ибуква. Язык — звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее» [3, с. 4]. Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров. Тема 4. Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте». Тема 5. Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы — народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н. Ф. Александровича «Занимательная грамматика». Тема 6. Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие. Помощь происхождения написанию («терра» — земля). Тема 7. Почему мы так называемся? Язык — явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?» Тема 8. Слова— родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных). Тема 9. Словари— наши добрые спутники. Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). «Базар и рынок — синонимы?». «Словарь» С. Маршак. [3, с. 49]. Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари). Тема 10. «Тезки наоборот». Ословах разных, одинаковых, но разных. Понятие антонимов. Анти — «против», нома — «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова — близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями. Тема 11. «Прочь сдороги!» Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т. д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут?» (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи. Тема 12. Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам. Тема 13. Расскажи офразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе. Игра «Замени нас». Тема 14. «Голос возвысил ибросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» — меткие, образные выражения. Исследование басен И. А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т. д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся. Тема 15. Биография слов. Викторина по фразеологии: – Откуда пришли выражения? – Пять фразеологизмов из сказок. – Названия литературных произведений, ставших крылатыми. – Подобрать синонимы к фразеологизмам. – Привести фразеологизмы наших дней. – Написать короткий рассказ про фразеологизм. – Вопросы занимательной грамматики. – Шарады [3, с. 52]. Тема 16. Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А. П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н. В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса. Тема 17. Вечер грамматических игр. Тема 18. Экскурсия вбиблиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка. Тема 19. Выпуск стенной газеты «Тайны языка» срубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т. д. Основными принципами всякой внеурочной деятельности должны быть принципы взаимосвязи внеурочной работы с уроками; добровольного участия и самодеятельности обучающихся; занимательности в содержании и формах организации; равноправия (т. е. предоставление возможностей для участия во внеурочной работе ученикам разного уровня обученности). Внеклассные занятия помогают преподавателю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предмету, да и просто тех, кто в сжатых рамках урока не может полностью раскрыть себя, и всячески направлять развитие интереса к изучению предмета. А самое ценное то, что основной целью всякой внеурочной деятельности является формирование и развитие творческой личности, поддержка свойственной школьникам пытливости ума. Таким образом, ожидаемые результаты предметной внеурочной деятельности следующие: повышение речевой, лингвистической и коммуникативной компетентности; развитие интереса к научной и исследовательской деятельности; развитие самостоятельности и творческой инициативы; формирование социальной активности и коммуникабельности; включение ученика в самостоятельный познавательный процесс, активную творческую деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах [2, с. 5]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, решение задач всестороннего развития учащихся наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности [6, с. 7]. Внеурочная работа по любому предмету — это важная составляющая часть образовательного процесса, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников. Обширный спектр эффективного педагогического взаимодействия «учитель — ученик» вне урока обусловлен нерегламентированным характером общения, позволяющим педагогу создавать для школьников разнообразные ситуации успеха, т. е. дать возможность каждому проявить себя в наиболее подходящей для него сфере деятельности. Литература: Нестандартные уроки по русскому языку: 5–8 классы/ Ю. В. Долбилова. — Ростов н/д: Феникс, 2011, — 348 с. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8 классов/ Н. А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, — 224 с. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5–7 классов. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. — М.,1996. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). 

Читайте также:  Очищение воды кремнием в домашних условиях польза и вред

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Бучнева Г. А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 702-705. — URL https://moluch.ru/archive/148/41476/ (дата обращения: 27.01.2019).

Источник

Внеурочная деятельность в начальной школе – плюсы и минусы.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного обще­ния, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненно­го сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе ос­новной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьни­ков к рассматриваемой проблеме (именно в общении со свер­стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про­веряет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру­гие формы —дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица­тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от­ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно­гом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни­ка в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо­жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой —проб­лемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспер­тов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Читайте также:  Чай матча вред и польза и вред

Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Вопрос

Ответ

1.    

Что понимается под внеурочной деятельностью?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.    

Какова основная цель внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

3.    

Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

Задачи внеурочной деятельности:

Читайте также:  Тутовник польза и вред для беременных

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

4.    

Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности?

·         Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);

·         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

·         СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

·         Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-

эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

·         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

·         Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

·         Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

·         Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

·         Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

5.

Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельност ьявляется обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

6.

Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

7.

Какова наполняемость групп?

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

8.

Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

9.

Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

личности(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

10.

Какие существуют виды внеурочной деятельности?

Виды внеурочной деятельности :

·         Познавательная

·         Игровая

·         Трудовая (производственная) деятельность

·         Досугово-развлекательная деятельность

·         Спортивно-оздоровительная деятельность

·         Туристско-краеведческая деятельность

·         Художественное творчество

·         Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

·         Проблемно-ценностное общение

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

11.

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии,

кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные

общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,

общественно полезные практики и других.

Аудиторных занятий не должно быть более 50%

12.

Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом

образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

13.

Каковы основные результаты внеурочной деятельности?

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Источник