Польза утренней гимнастики для младшей группы

 «Польза утренней гимнастики для детей раннего возраста»

Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить; вернуть же его очень трудно.

Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. Здоровье – важнейшая предпосылка  формирования характера, развития воли, природных способностей. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. С детьми второго и третьего года жизни помимо физкультурных занятий проводят утреннюю гимнастику, которая укрепляет здоровье малышей и повышает  активность на весь последующий день.

Утренняя гимнастика необходима малышам, начиная с двухлетнего возраста. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей. Наиболее эффективной она представляется сразу после ночного сна. Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам  выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка перейдет в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь. Конечно, пока  малыш мал, зарядку он делает вместе с мамой и папой или с воспитателем. Малышу надо на кого-то ориентироваться, кому–то подражать, с кого брать пример.

Иногда не все движения получаются сразу, а у кого-то совсем не получаются. Как тут быть? Ни в коем случае нельзя сердиться, ругать ребенка. Лучше подойдите к малышу, возьмите его за руку, улыбнитесь и предложите данное упражнение выполнить вместе. Для малышей очень важен игровой момент. Утреннюю гимнастику с элементами игры отличает интересное содержание игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, тепла и комфорта вырастет устойчивым к неожиданным жизненным ситуациям. Для чего нужно играть с детьми? Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон. Поднять настроение. Ведь по утрам в группе некоторые малыши плачут, требуют маму, не идут на контакт. КАКАЯ УЖ ТУТ ГИМНАСТИКА?  

 Но поход в гости к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, улыбка, веселый совместный танец, музыка приводят малыша в нормальное состояние. Не обязательно он сразу засмеется. Перестанет плакать или начнет заниматься – уже хорошо. Воспитателю  надо постараться заинтересовать малыша, так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную обезьянку или сходить в гости к глупым мышатам, получая новую для себя информацию,  выполнил движения. Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой.

Составляя комплекс утренней гимнастики, воспитатели  соблюдать  следующие требования:

1. Упражнения должны быть доступны малышам;        

2. Не превышайте допустимое  количество выполняемых упражнений;

3. Включайте в комплекс знакомые и уже освоенные движения;

4.Упражнения для мышц туловища выполняются медленнее, чем упражнения на движения рук и ног;

5. При выполнении упражнений не забывайте о правильной осанке ваших малышей;

6. Избегайте однообразных упражнений и особенно статических положений;

7. По мере усвоения детьми комплекса утренней гимнастики меняйте его на другой (примерно 1 раз в 2 недели);

8.При проведении комплекса утренней гимнастики в группе , сначала нужно выполнять упражнения для плечевого пояса , а затем для мышц спины и живота, а так же для гибкости позвоночника;

9. В комплексы утренней гимнастики нужно включать потешки, четверостишия, подвижные игры, упражнения  для профилактики плоскостопия на пример : «ходьба по канату», «нарисуй солнышко ножкой», а так же «переложи мячики пальцами ног»;

10 .Длительность утренней гимнастики для малышей не должна превышать 4-5 минут. 

Примерные комплексы утренней гимнастики для раннего возраста.

        «Веселые гуси»

( комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

        Вводная часть.

Воспитатель: сегодня мы с вами, ребята, будем гусятами. Гуси, гуси!!

Дети: га-га-га.

Воспитатель: Ну, летите же сюда!

Ребята собираются около воспитателя.

Воспитатель: Гуси гуляют по лужайке.  ( Ходьба стайкой (15 секунд).)

Гуси подняли крылышки вверх. ( Ходьба за воспитателем, руки вверх(15 секунд).)

Гуси радуются солнышку. ( Бег врассыпную (15 секунд).)

        Основная часть.

Упражнение «Гуси проснулись»

Исходная позиция: стоя, руки опущены.

Поднять руки через стороны вверх, произнести: «га-га-га!».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

Упражнение «Гуси шипят»

Исходная позиция: стоя, руки за спиной.

Наклониться вперед, отвести руки назад, сказать: «Ш-ш-ш».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 3 раза. Темп медленный.

Упражнение «Спрятались гуси»

Исходная позиция: стоя, руки внизу.

Присесть, руки положить на голову.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Радуются гуси»

Исходная позиция: стоя.

Подпрыгивание на месте.

Повторить 2 раза по 10 секунд.

Заключительная часть.

Воспитатель: Гуси-гуси!

Дети: Га-га-га!

Воспитатель: Есть хотите?

Дети: Да-да-да!

Воспитатель: Ну, летите же домой.

Медленный бег за воспитателем «стайкой» (30 секунд).

Медленная ходьба за воспитателем (30 секунд).

«Петя-петушок»

(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел петушок. (Показывает игрушечного петушка.)

Петушок: Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель:

 Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслина головушка,

Щелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Петушок: Я хочу провести с ребятами зарядку.

Воспитатель: Ребятки покажем петушку, как мы умеем ходить.

Ходьба стайкой за петушком (20 секунд)

Ходьба, высоко поднимая колени, отводя руки в стороны, хлопая ими по бокам (20 секунд).

Читайте также:  Решение суда в мою пользу кто оплачивает расходы

Воспитатель: Ребятки, убегаем от петушка!

Бег врассыпную (20 секунд).

Ходьба врассыпную (20 секунд).

Петушок: Повторяйте за мной упражнения, ребята. Покажите, какие вы ловкие.

Основная часть.

Упражнение «Петушок машет крыльями»

Исходная позиции: Стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп уверенный.

Указания: Держите спину ровно.

Упражнения «Петушок пьет водичку»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

Наклониться.

Вернуться в исходную позицию. Высоко поднять голову.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Указания: Хорошо выпрямить спину после наклона.

Упражнение «Петушок клюет зернышки»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Присесть, постучать пальчиком по полу.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Упражнение «Петушок радуется»

Исходная позиция: стоя, слегка расставлены, руки на поясе.

2-3 пружинки и 5-6 подпрыгиваний. Дыхание произвольное.

Повторить 2 раз, чередую с ходьбой на месте.

Заключительная часть.

Ходьба в колонне за петушком (30 секунд).

Дыхательное упражнение «Петушок

Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки опущены.

Вдох. Выдыхая, произносить : «Ку-ка-ре-ку!» (повторить 3 раза)

«Веселые обезьянки»

(комплект с ленточками и элементами дыхательной гимнастики)

Вводная часть.

Воспитатель. Ребятки, отгадайте загадку:

Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости.

(Обезьяна)

Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости спешит обезьянка.

Обезьянка приглашает детей поиграть с ней, раздает им ленточки.

Ходьба друг за другом (20 секунд)

Бег стайкой за обезьянкой (20 секунд)

Ходьба с выполнение дыхательного упражнения «Подуем на ленточки» (20 секунд)

Ходьба по кругу 15 секунд.

Основная часть.

Упражнение «Выше ленточки»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки с лентами опущены.

Руки с ленточками вверх, посмотреть и через стороны опустить вниз.

Повторить 4 раза, темп медленный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Помашем ленточками внизу»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки с лентами за спиной.

Наклониться вперед, помахать ленточками внизу.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 3 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Поиграем ножками»

Исходная позиция: сидя на полу, руки с ленточками опущены.

Согнуть ноги, ленточки вверх, помахать, опустить, выпрямить ноги.

Повторить 4 раза. Дыхание произвольное.

Упражнение «Обезьянка радуется детворе».

Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки вниз.

3-4 пружинки и 6 подпрыгиваний, затем ходьба со взмахиванием ленточками.

Повторить 2 раза.

Заключительная часть.

Ходьба по кругу с различным положением рук (ленточки к плечам, за спину, в стороны) (20 секунд).

Дыхательное упражнение «Дуем на обезьянку» (20 секунд)

Обезьянка благодарит детей, желает им приятного завтрака и убегает.

«Верная собачка»

(комплекс с мячами с элементами корригирующей гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал.

Воспитатель загадывает им загадку:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

(Собака)

Воспитатель: Правильно, собачка. А хотите, чтобы она пришла к нам и провела утреннюю гимнастику?

(Появляется собачка (игрушка)).

Идем за собачкой. (Ходьба в колонне по одному (15 секунд)).

Прыгаем, как собачка. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (10 секунд)).

Собачка оставляет свои следы. (Бег «змейкой» за собачкой (20 секунд)).

Ходьба по кругу (10 секунд).

Построение в круг.

Собачка предлагает ребятам взять по одному мячу.

Основная часть

Упражнение «Мяч вперед»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, мяч опущен.

Мяч вперед.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указание: «Спина прямая».

Упражнение «Мяч на пол»

Исходная позиция: стоя, ноги врозь, мяч опущен.

Наклон вперед, достать мячом до пола.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Мяч вверх»

Исходная позиция: сидя на пятках, мяч опущен.

Подняться на колени, мяч вверх, посмотреть на мяч.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза.

Показ воспитателя.

Упражнение «Вокруг мяча»

Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки за спину, мяч на полу.

Подняться на носки, обойти вокруг мяча в одну сторону, затем в другую.

Бег и ходьба вокруг мяча.

Повторить 2 раза.

Собачка предлагает детям положить мячи в корзину.

Заключительная часть

Упражнение для профилактики плоскостопия «Рисуем пальчиком на полу». Дети садятся на пол и вместе с собачкой рисуют пальчиками ног на полу солнышко – сначала правой, потом левой ногой.

Бег в медленном темпе (30 секунд).

Ходьба.

Дети прощаются с собачкой и возвращаются в группу.

Источник

Много всего сказано в пользу утренней зарядки. Она рекомендована всем, независимо от возраста человека и других физических нагрузок. И уж тем более она полезна самым маленьким.

Приучая детей с малых лет выполнять утренние упражнения, родители на все будущие годы закладывают фундамент, вырабатывая привычку делать утреннюю зарядку. И, разумеется, вместе с ними занимаются сами.

Что дает зарядка?

Малыш просыпается с помощью утренней гимнастики, получает заряд бодрости на целый день, у него укрепляются мышцы, суставы и связки, позвоночник и иммунная система, улучшается аппетит, сон, ускоряется кровообращение, совершенствуются нервные процессы, ускоряется рост, способствует умственному развитию. Гимнастика нацелена на то, чтобы переход между сном и бодрствованием сделать мягким и гармоничным.

Читайте также:  Трава салат польза и вред

Родителям необходимо проконсультироваться с педиатром о возможных противопоказаниях или подборе упражнений. А в целом зарядка для детей – необходимое условие для гармоничного развития ребенка.

Вводить зарядку в распорядок дня можно с двухлетнего возраста. Выполнять упражнения следует каждое утро (не считая периоды болезни малыша) всегда в одно время: после сна, натощак, в проветренном помещении.

Одежда ребенка не должна сковывать его движений, а лучше и вовсе проводить зарядку в трусиках и босиком. В детской зарядке не должны использоваться гантели и другие утяжелители. Нельзя перенапрягать малыша. Зарядка должна продолжаться от 5 до15 минут, и нужно строго следить за его осанкой, правильным исполнением упражнений и дыханием.

Так как объяснить маленькому ребенку, что зарядка очень полезна для его организма, пока невозможно, лучшей мотивацией малыша к зарядке является личный пример. Детям свойственно повторять все за взрослыми, и если ребенок увидит, с каким удовольствием родители делают зарядку, он обязательно присоединится к ним. Проводить зарядку лучше под любимую музыку ребенка, и сделать упражнения своеобразным ритуалом – пусть это будет игра. Тогда утренняя зарядка станет малышу в радость.

Хотелось бы отметить, что ребенку нужно правильно дышать через нос. Чтобы лучше это контролировать, следует включать упражнения со звуками на выдохе ( «с-с-с»; «ш-ш-ш»).

Нужно контролировать безопасность ребенка, но не подавлять при этом его активность. Сравнивать достижения ребенка нужно только с его личными прошлыми результатами. Чаще следует хвалить его за успехи и вселять уверенность.

Зарядка должна быть:

Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

Разнообразной. Примерно каждые 10 дней следует заменять 1-2 упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Включать в зарядку разнообразные предметы: мячи, скакалки, флажки, любимые игрушки. Придумывать названия для упражнений ( «самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).

Регулярной. Оздоровительный эффект достигается только с помощью систематического выполнения. Ежедневно тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Надо стараться как можно раньше воспитывать у ребенка привычку делать каждый день зарядку.

Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомление ребенка

Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.

    Информация  для  родителей

« О пользе утренней  зарядки.»

Зарядку для детей, как и для взрослых, следует начинать с проведения разминки. Она может состоять из таких упражнений, как потягивания в сторону и вверх. Они помогают пробудиться и растянуть позвоночник.

Следующая стадия зарядки – разогрев, например, ходьба на месте или по периметру комнаты. Также сюда можно добавить ходьбу на носочках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы. Это предотвратит появление плоскостопия и сформирует нормальное развитие ножных мышц.

Главная часть зарядки должна состоять из упражнений, выполняемых с нарастающей интенсивностью, которые укрепляют мышцы, суставы и сухожилия. В их число входят приседания, укрепляющие мышцы ног и спины, наклоны вперед/назад, укрепляющие мышцы спины и брюшного пресса, наклоны в стороны, способствующие укреплению боковых мышц туловища, махи руками и ногами, придающие суставам эластичность, а также отжимания, развивающие плечевой пояс и спину.

Заключительным этапом зарядки должна быть ходьба на месте, сопровождающаяся подниманием и опусканием обеих рук через стороны. Это успокоит сердцебиение и нормализует дыхание.

Источник

ПОЛЬЗА УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В этой статье:

  • Условия успешных и долгосрочных занятий
  • Польза от утренней зарядки
  • Несколько примеров упражнений в игровой форме

Зарядка для детей – это заряд бодрости, залог здоровья и хорошего настроения. Если научить ребенка выполнять нехитрый комплекс гимнастических упражнений, можно укрепить иммунитет и уменьшить количество посещений врача по причине ОРЗ и ОРВИ. Чтобы ребенок с удовольствием делал упражнения, зарядку лучше выполнять под музыку.

УСЛОВИЯ УСПЕШНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

В этой статье вы найдете ответ на вопрос, чем полезна зарядка для детей дошкольного и школьного возраста. Будем искренни с самими собой: главная причина того, что мы не делаем зарядку со своими детьми по утрам, – это не столько недостаток времени, сколько собственная лень или «жалость» к ребенку: «Пусть поспит перед садиком (школой) лишнюю минуту».

Мы оправдываем себя во всех мотивах и перекладываем свои обязанности на учителей физкультуры или воспитателей детского сада, думая, что они восполнят пробелы не только в умственном, но еще и в физическом развитии детей. Но давайте не будем забывать, что любовь матери и отца не сможет воспроизвести ни один человек на свете. А это значит, что и занятия с детьми будут иметь лучший результат, если именно родители будут прикладывать к ним усилия, сердце и разум.

Ребенку нужно научиться ежедневно самостоятельно выполнять зарядку на протяжении дошкольной и школьной жизни, и тогда она легко войдет в его взрослый уклад, так же как умывание и чистка зубов. Для этого необходимо выполнить ряд несложных, но обязательных усилий. Вот они:

  • начинайте заниматься зарядкой вместе со своим малышом с раннего возраста;
  • занимаясь зарядкой с детьми, думайте и говорите о пользе выполняемых упражнений, можно подобрать соответствующие стишки;
  • упражнения, выбираемые для утреннего комплекса, не должны быть направлены на развитие серьезных спортивных навыков. Они должны быть простыми,  приятными, поднимающими настроение и повышающими жизненный тонус. Эти упражнения нужны для того, чтобы весь организм человека проснулся и приступил к активной деятельности. Само слово «зарядка» как нельзя лучше подходит для объяснения пользы утренних упражнений. Она должна заряжать ребенка бодростью, хорошим настроением и включать желание приступить к активному труду.
Читайте также:  Польза помидоров для беременных женщин

Чтобы выполнять упражнения с удовольствием и более полноценно, в качестве фона можно использовать музыку. Одна и та же веселая мелодия, открывающая комплекс упражнений, станет для ребенка неким сигналом или звоночком для того, чтобы проснуться и встать в ряд.

ПОЛЬЗА УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ 

Если верить ученым, занимающимся исследованием влияния физической активности на организм человека, то чем больше человек двигается, тем быстрее в его организме происходят обменные процессы, лучше функционирует дыхательная система. Это особенно важно для деток, страдающих частыми бронхитами и аллергиями.

Также с регулярными физическими упражнениями улучшается работа сердечнососудистой и нервной системы, укрепляется иммунитет. То есть малыш в целом становится здоровее и энергичнее.

Кроме того, утренняя зарядка положительно влияет еще и на мышление ребенка, его память и речь. Когда дети учатся выполнять упражнение, повторяя за взрослым, они запоминают движения, следят за правильным их выполнением, повторяют слова.

Что нужно знать о правильной организации утренней зарядки?

  1. Перед началом выполнения упражнений обязательно проветрите помещение. Летом зарядку лучше делать на природе.
  2. Нельзя делать упражнения на полный желудок. Во-первых, понизится эффективность. А во-вторых, польза будет сведена к минимуму. Зарядка для детей должна выполняться за 15-30 минут до еды.
  3. Время зарядки не должно превышать 10-15 минут. Этого достаточно для того, чтобы проснуться и зарядиться положительной энергии и при этом не переутомиться и не заскучать.
  4. Музыка или короткие четверостишия позволяют быстрее выработать привычку к обязательным утренним упражнениям. Зарядка для детей под музыку позволяет развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Порядок выполнения упражнений:

  1. ходьба на месте или по кругу;
  2. дыхательные упражнения;
  3. массажные и разминающие упражнения шеи, плеч, рук. Двигаться нужно сверху вниз;
  4. оканчивается зарядка тем же, чем и начинается, – ходьбой и дыхательными упражнениями.

Очень важно следить за дыханием на протяжении всего комплекса упражнений: вдыхать через нос, а выдыхать через рот.

Несколько примеров упражнений в игровой форме

Зарядка для детей должна быть интересной, чтобы малыш хотел ею заниматься. Помните из своего детства массаж «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…»? Почему он так любим детворой на протяжении десятилетий? Потому что этот незатейливый стишок неизвестного автора придуман для важного оздоравливающего действия – массажа и одновременно для игры. Как показывает практика, при соединении серьезных и важных вещей с игрой первые быстрее усваиваются ребенком и дают максимально хороший результат.

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВО УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ УСЛОВИЯ

«Солнышко»

Ребенок стоит прямо и держит ручки вдоль тела. Поднимает руки вверх – к солнышку, заводит их за голову, немного прогибаясь назад, потом снова тянет вверх, иногда помахивая и разгоняя тучки, а после опускает вниз через стороны.

«Зайчик»

Учим ребенка прыгать на двух ножках. С совсем маленькими детками в процессе упражнения можно выяснить, где у зайчика находятся ушки, носик, хвостик.

«Часики»

Ручки ставятся на талию, выполняются наклоны вправо-влево, подражая движению маятника. При этом можно приговаривать: «Тик-так, тик-так…»

«Цапля»

Это упражнение направлено на развитие координации движений. Оно позволяет научить малыша ходить, высоко поднимая колени. Сделав несколько шагов, ему нужно постоять на одной ножке, а еще через несколько шагов постоять на другой ножке.

«Мельница»

Вместе с ребенком поставьте ноги на ширине плеч и делайте наклоны то к одной, то к другой ножке, периодически делая полный круг, как мельница. Можно найти или придумать какую-нибудь рифму про мельницу.

«Экскаватор»

Разбросать по полу несколько небольших игрушек. А потом, изображая звуки экскаватора, собрать разбросанные предметы в коробку.

«Гномик-великан»

Приседания. Присесть – ты гномик, встать и потянуться на носочках – великан.

«Велосипед»

Это упражнение является самым любимым у большинства детей. Вы ложитесь вместе с малышом на пол и крутите ногами, подражая езде на велосипеде.

«Подъемный кран»

Выполняется тоже лежа на спине. Нужно поочередно поднимать то одну, то другую ногу, стараясь не сгибать их. После этого, согнув ножки в коленях, поднимать с пола таз. Как вариант, лежа поднимать согнутые ножки к груди.
Завершается зарядка для детей дыхательным упражнением: глубокий вдох через нос, выдох через рот. И так несколько раз.

Зарядка для детей по утрам должна стать и зарядкой для взрослых, потому

Если хотите научить ребенка здоровому образу жизни – не говорите о нем, а живите им. Пример лучше слов научит карапуза делать то, что хорошо, правильно и полезно. К тому же такие простые упражнения одинаково полезны как для малыша, так и взрослого человека. Пусть зарядка для детей и взрослых станет прекрасным началом вашего дня!

Источник