Польза уроков русского и литературы

Польза уроков русского и литературы thumbnail

Ella Kuznetsova

Высший разум

(116812)

9 лет назад

“Не те учителя Вам попались …Хотя может быть Вы не в ту эпоху учились? ”
Это очень верно, но в любую эпоху талантливые и смелые учителя – в меньшинстве. А нужна именно смелость, чтобы отступить от программ и методических указаний и учить детей просто внимательно читать и вырабатывать самостоятельное мнение. Школьные программы на это не нацеливают абсолютно.
Особенно сейчас, когда в интернете можно найти готовый ответ и даже готовое сочинение, дети привыкают этим пользоваться, и большинство учителей с этим не борются.
Учителя скованы программой, требованиями успеваемости, проверками методистов, – ничто не меняется десятилетиями. Да и кадры учительские небогаты талантами, действительно, кто идет в учителя? Те самые ученики, вчера искавшие готовых ответов.
НО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, отмены уроков литературы в школе приведет к полному отмиранию чтения. Даже потенциальные читатели (дети со склонностью к этому) будут слишком заняты другими предметами и не получат самой элементарной информации о ХОРОШЕЙ литературе.

Nurzhan Turdaliev

Оракул

(57599)

9 лет назад

Ну если так думать то придется все гуманитарные предметы в школе по закрывать. А литература? это мышление.

et recteМастер (1287)

9 лет назад

Ничего подобного. история та же строится в основном на фактах, если их не сфальсифицируют поюбедители. А вот с лит-рой прокольчик-с….там все держится на столпах чьего-то не всегда аргумментированного мнения.

Евгения Акимова

Ученик

(247)

9 лет назад

Хм.. . Моя учительница литературы наоборот воспитывала нас в духе свободной мысли и собственное мнение в сочинении – было самым главным. 🙂 Не те учителя Вам попались …Хотя может быть Вы не в ту эпоху учились? Но во все времена находились учителя, несмотря на строй способные донести детям живую мысль, заключённую в произведении и способные развить собственный индивидуальный способ мышления у человека (ребенка).. . Для этого и нужна литература.

Элина М.

Мыслитель

(8710)

9 лет назад

о как вы правы! стоит ещё добавить, что если учителя хотят, чтобы ребёнок в дальнейшем перечитал и осознал какое-то произведение, то совсем не нужно ему рассказывать и тем более объяснять весь сюжет! потому что потом дети, рассматривая произведение лишь как источник информации, причём не для размышлений, а ‘чтобы было’, придерживаются мнения ‘я уже знаю, про что это, зачем читать? ‘ обидно было лишь в институте учиться не бояться выразить своё мнение и поддержать беседу с преподавателем, а не отчитаться – ‘ага, я всё уяснил и встал в строй таких же не умеющих рассуждать твердолобов’. преподаватели, в отличие от школьных учителей, уважают отличные от стандартных измышления и никаких лишних комментариев к произведениям не дают. к тому же – вот парадокс! – в институте оказывается, что не все произведения имеет смысл читать в столь юном возрасте. а в школе почему-то об этом не знают

Galina Polyakova

Просветленный

(42925)

9 лет назад

Я не очень люблю нашу школьную систему как таковую. Но должна за нее в какой-то мере заступиться. Роль школы, все же, в первую очередь не воспитание, а обучение. Воспитывает семья. Школа пытается дать основы умений и знаний. На уроках литературы предполагается привить начатки анализа. Задумано хорошо, но получается коряво вследствие отсутствия кадров. А кадры не идут, ибо статус учителя нулевой, в зарплата и того ниже. В роли школьного учителя английской и американской литературы продержалась полтора года.

Тишина….Ночь…

Мудрец

(10592)

9 лет назад

во первых вы похоже совсем не знаете состояние школы в данный момент, что от учителей только требуют и требуют. требуют они и от детей. Литературу надо знать ОБЯЗАТЕЛЬНО. она учит жизни учит стать человеком, дает опыт ( и совсем не причем что время другое, люди всегда одни и те же) Столько разных жизненных ситуаций, героев, это художественная литература, но основана то она на реальности. Каждый уважающий себя человек должен знать историю и литературу. А учителя бывают разные. кто не любит свой предмет, тот и преподает соответствующе, монотонно, неинтересно. Но учитель, который пытается донести детям законы морали, нравственности, человечности, всегда ли он оценивается по заслугам? Учителям в современной школе оч трудно, всякие ЕГЭ, проверки, и дети которые еще не хотят ничего знать.

Источник: Как учитель литературы: русской и зарубежной.

Amnesia

Оракул

(57024)

9 лет назад

Учитель – это призвание и талант. Нельзя требовать от всех учителей таланта. Тем более творческого подхода. В гимназиях царской России учили только вдалбливанием. ТОЛЬКО. И ничего, как-то справлялись и даже создали великую русскую культуру и литературу. И свободы-то никакой не было, и мнения не поддерживались оригинальные… Рабыня воспитала Пушкина. Будущего у такой страны нет, это точно. Да и у какой есть?. .
Польза от уроков литературы похожа на пользу от рекламы. Информация направлена вроде ко всем, но воспринимают её полностью только те, кому она действительно нужна. У меня был обыкновенный учитель литературы (но заслуженный и признанный), который научил меня работать с конспектами и дополнительным материалом и хороший учитель истории, который научил меня задавать себе вопросы искать на них логические ответы. У меня бы хороший учитель математики, который возился со мной после уроков, и укорял меня за то, что я отрываю её время от истинно нуждающихся в помощи бедных детей, не имеющих возможности нанять репетитора, и не имеющих папу-репетитора. Литература есть везде, в любом школьном предмете. Её задача не научить творчеству и не научить мыслить. Её задача – сделать из ребёнка человека. Хьюман… Пусть даже и раба, но чувствующего и умеющего сочувствовать другим.

Читайте также:  В чем польза чтения текст аудиозапись

Abrakadabra

Оракул

(89502)

9 лет назад

Если рассказать детям о том, что Катерина была неврастеничкой, а Каренина наркоманкой, то это ведь тоже останется в их памяти как догма. Пусть уж лучше побудет энное время “лучом света”, а то негоже молодняк сразу лишать всех иллюзий, разбирать все по винтикам с известной долей цинизма взрослого человека, который живет во время, где катеринам уже можно иными способами решать свои личные проблемы.
Школа предлагает некую универсальную выжимку всего и отовсюду. Да, конвейер, да, мало учителей поощряют именно собственные мысли, а не переписывание замшелых восторгов Белинского. Но рациональное зерно в этом такое – люди хотя бы вырастают со знанием того, что вот-де есть Достоевский, Толстой, Тургенев и т. д. Написали они то-то и то-то. У кого есть желание – перечитает и составит свое мнение, отличное от школьных истин. А у кого нет – тому и этого достаточно. Тот, кто читает много хороших книг, все равно будет иметь свое представление обо всем. Так что литература в школе – это, наверное, трамплин.. . куда-то. Кто куда, короче, долетит.

Источник

Проектирование и анализ

уроков русского языка и литературы

в условиях ФГОС

На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе – урок. Урок как основная форма организации учебной работы имеет более чем трёхвековую историю. С развитием педагогических наук и накоплением опыта преподавания школьных дисциплин данная форма учебной деятельности постоянно совершенствуется. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе  ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности: учитель русского языка на уроке должен осуществлять функциональный подход к изучению лингвистических явлений; организовывать систематическую работу по развитию речи и словарно-орфографическую работу, реализовывать принципы текстоцентризма, посредством познания языка приобщать школьников к русской и мировой культуре и др. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы. Этому вопросу посвящено множество педагогических и методических материалов и разработок. В качестве рекомендации предлагаем модели урока русского языка, представленные в 2-х учебных пособиях [1], [2]:

Структура урока русского языка

Р.Б. Сабаткоева (2008 г.)

С.В. Зуева (2011 г.)

1) оргмомент (предназначен для быстрого включения учащихся в учебную деятельность, создания в классе рабочей обстановки);

2) проверка домашнего задания (имеет целью выяснение степени усвоения знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках);

3) объяснение нового материала (главная часть урока, предназначенная для получения учащимися новых знаний);

4) закрепление нового материала (призвано формировать первичные умения и навыки практического применения полученных на уроке знаний);

5) подведение итогов урока (рефлексия, характеристика результатов урока);

6) домашнее задание (одна из форм закрепления полученных на уроке знаний)

1) мотивационно-мобилизующий этап (цель – активизация субъектного опыта учащихся, вовлечение их в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию);

2) исследовательский этап (цель – осмысление и решение учебной задачи путём исследования языкового материала или учебного текста);

3) этап контроля (цель – осуществление контроля, переходящего в самоконтроль);

4) рефлексия (цель – познание и анализ человеком явлений собственного сознания, оценивание результатов осуществлённой собственной деятельности)

Читайте также:  Поднятие ног в положении лежа на боку польза

Если сравнить обе модели, то можно сделать вывод о том, что основные этапы урока одинаковы, хотя первая модель представляется более традиционной, классической, а вторая – более современной, соответствующей требованиям ФГОС.

Что касается уроков литературы, то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии. Поскольку современный учитель призван строить на учебном занятии  субъект-субъектные отношения, то  оптимальной моделью урока литературы по освоению художественного произведения можно считать диалогическую модель. Урок-диалог включает несколько этапов:

– предварительный, или предкоммуникативный. Этот этап связывают с формированием художественно-психологической установки, как общей – ожиданию радости общения с искусством, так и частной – подготовке к предстоящей встрече с данным конкретным произведением, то есть этот этап может быть назван мотивационным;

– этап предпонимания, или первоначального самоопределения. У школьника возникают вопросы: «Так ли я понял, как этого хотел автор?», «Почему моё понимание этого эпизода  отличается от понимания учителя?» и т.д.;

– этап анализа текста, или коммуникативный этап, на котором происходит постижение учеником авторской модели действительности, заключенной в произведении. Учебная деятельность направлена на выявление сюжетных схем и мотивов, различных типов и функций героев и персонажей. Учитель, ориентируясь на предложенные на уроке варианты трактовки произведения или эпизода, ставит новые вопросы, ориентирующие школьников на дальнейший поиск смысла произведения;

– посткоммуникативный этап собственной читательской интерпретации художественного текста на основе осмысления того, что было воспринято, пережито, передумано в результате прямого контакта с произведением искусства.

 Главным методом обучения на диалогическом уроке литературы является метод творческого («медленного» или «пошагового») чтения, приёмами – выразительное (акцентно-смысловое) чтение; комментированное чтение; чтение с попутной формулировкой вопросов, активизирующее впечатления и размышления читателей; приём прогнозированного чтения (или угадывания).

Типы заданий: выразительно прочтите следующий фрагмент; прокомментируйте слова героя, автора; сформулируйте вопрос; ответьте на поставленный вопрос; выделите в тексте наиболее непонятные места; продолжите сюжет произведения; реконструируйте отсутствующую часть текста; назовите элементы произведения, с которыми вы уже встречались в литературе; сформулируйте и обоснуйте свою гипотезу продолжения и завершения произведения.

Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создаёт свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения предыдущего материала, состава класса и т.д. Это определяется многообразием возможных конкретных способов, методик и приёмов обучения.

Следует помнить, что необходимым элементом педагогического процесса, является анализ и самооценка урока. Без анализа невозможно построить целостную систему обучения, повысить мастерство, развить творческие способности, обобщить передовой педагогический опыт, сократить затраты времени на уроке, обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя. Цели педагогического анализа могут быть различными. Исходя из них применяются разные типы анализа урока:

  1. Полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы.
  2. Краткий – отражает основные дидактические категории с целью общей оценки его качества.
  3. Комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также при обучении специалистов.
  4. Аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приёмов деятельности учителя.

          Общим критерием анализа урока является результативность, которая висит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса.

Приведём в качестве примера и рекомендации схемы комплексного анализа уроков русского языка и литературы.

Анализ урока русского языка

I. Введение в урок

1

Создание психологического настроя

1

2

2

Постановка целей

1

2

3

Формирование мотивов учения

1

2

II. Оснащённость урока

1

Доска, средства наглядности, ТСО

1

2

2

Целесообразность использования средств наглядности

1

2

III. Содержание урока, формы реализации

1

Соответствие методической структуры урока целям

1

2

2

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала

1

2

3

Дифференциация заданий

1

2

4

Научность содержания

5

Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи

1

2

6

Нравственная и мировоззренческая направленность урока

1

2

7

Эстетическое воздействие урока

1

2

8

Использование эффективных методов обучения, их вариативность

1

2

9

Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль

1

2

10

Привитие учащимся интереса к предмету, игровые формы

1

2

11

Работа по расширению осведомлённости учащихся (использование дополнительной литературы)

1

2

12

Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

1

2

13

Привитие навыков самообразовательной деятельности

1

2

14

Выполнение минимума письменной работы (50–200 слов)

1

2

15

Использование грамматического разбора (фонетического, словообразовательного, по составу, морфологического, синтаксического), комплексного анализа текста; графических навыков

1

2

16

Воспитание аккуратности, каллиграфических навыков, эстетического вкуса в оформлении работ

1

2

IV. Психологические аспекты урока

1

Смена видов деятельности на уроке

1

2

2

Учёт времени активного внимания

1

2

3

Учёт объёма оперативной памяти на слух и при письме

1

2

4

Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной)

1

2

V. Оценка деятельности учащихся

1

Степень активности учащихся

1

2

2

Навыки самостоятельной деятельности

1

2

3

Организованность и дисциплина

1

2

4

Умение работать у доски

1

2

5

Речевое развитие учащихся, умение доказывать тезис

1

2

Читайте также:  Польза льняного масла для волос ногтей

VI. Охрана труда на уроке

1

Готовность помещения (освещённость, чистота, состояние воздуха)

1

2

2

Наблюдение за посадкой учащихся

1

2

3

Проведение динамической паузы

1

2

VII. Взаимодействие ученика и учителя

1

Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

1

2

2

Наличие обратной связи с учащимися

1

2

3

Обеспечение доброжелательного психологического климата

1

2

4

Наличие индивидуальной работы с учащимися

1

2

5

Организация коллективной деятельности

1

2

VIII. Итоги урока

1

Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

1

2

2

Домашнее задание: объём, комментарий, посильность, вариантность

1

2

3

Использование воспитательных возможностей оценки

1

2

4

Эффект последействия

1

2

Сумма баллов: _______ Процент от макс.:______ Оценка урока: ________

Оценка: «5» – 100-75%; «4» – 75-50%; «3» – 50-25%; «2» – ниже 25%

Анализ урока литературы

I. Введение в урок

1

Создание психологического настроя

1

2

2

Постановка целей

1

2

3

Формирование мотивов учения

1

2

II. Оснащённость урока

1

Портреты, иллюстрации, картины, фонограммы, ТСО

1

2

2

Целесообразность использования средств наглядности

1

2

III. Содержание урока, формы реализации

1

Соответствие методической структуры урока целям

1

2

2

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала

1

2

3

Дифференциация заданий

1

2

4

Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи

5

Нравственная и мировоззренческая направленность урока

1

2

6

Эстетическое воздействие урока

1

2

7

Использование эффективных методов обучения, их вариативность

1

2

8

Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль

1

2

9

Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, использование игровых форм

1

2

10

Работа по расширению осведомлённости учащихся (использование дополнительной литературы)

1

2

11

Привитие навыков самообразовательной деятельности: составление планов, тезисов, конспектов, докладов, рефератов и т. д.

1

2

12

Связь изучаемого произведения с современностью

1

2

13

Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

1

2

IV. Психологические аспекты урока

1

Смена видов деятельности на уроке

1

2

2

Учёт времени активного внимания

1

2

3

Учёт объёма оперативной памяти на слух и при письме

1

2

4

Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной)

1

2

V. Оценка деятельности учащихся

1

Степень активности учащихся

1

2

2

Навыки самостоятельной деятельности

1

2

3

Организованность и дисциплина

1

2

4

Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументированно доказывать тезис (правило)

1

2

VI. Охрана труда на уроке

1

Готовность помещения (освещённость, чистота, состояние воздуха)

1

2

2

Наблюдение за посадкой учащихся

1

2

VII. Взаимодействие ученика и учителя

1

Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

1

2

2

Наличие обратной связи с учащимися

1

2

3

Обеспечение доброжелательного психологического климата

1

2

4

Наличие индивидуальной работы с учащимися

1

2

5

Организация коллективной деятельности

1

2

VIII. Итоги урока

1

Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

1

2

2

Домашнее задание: объём, комментарий, посильность, вариантность

1

2

3

Использование воспитательных возможностей оценки

1

2

4

Эффект последействия

1

2

Сумма баллов: _______ Процент от макс.:______ Оценка урока: _______

Оценка: «5» – 100-75%; «4» – 75-50%; «3» – 50-25%; «2» – 25% и ниже.

Литература

1. Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, под редакцией Р.Б. Сабаткоева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

2. Зуева, С.В.  Преподавание русского языка в контексте субъектной парадигмы образования / С.В. Зуева. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 84 с.

3. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя /  А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк и др. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Петерсон, Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева и др. – Москва, 2006 г.

5. Ермолаева, М.Г. Современный урок / М.Г. Ермолаева. – М., 2005.

6. Ворошилова, Н. Анализ современного урока / Н. Ворошилова. – М., 2006.

7.  Квашко, Л.П. Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока / Л.П. Квашко // Практика административной работы в школе. – 2004. – № 1. –  С. 12.

8.  Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М., 2006.

9. Кульневич, С.В. Анализ современного урока. Практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М., 2005.

Интернет-ресурсы
 1.  https://school13m.ucoz.ru/analiz_uroka_literatury.docx
 2. https://school13m.ucoz.ru/analiz_uroka_russkogo_jazyka.docx

Источник