Польза урока русского языка 6 класса

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 КЛАСС

Тема: БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР-ГАР.

Цели: 

1) сформировать у учащихся представление о способе выбора написания О-А в корнях гор-гар, зор-зар, а также выработать умение определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2) закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые учебные действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят небольшие монологические высказывания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (в соответствии с принятой классификацией уроков деятельностного типа по ФГОС).

Методы и приемы: проблемный диалог, сотрудничество, элементы исследовательской деятельности, задания дифференцированного типа.

Оборудование: плакат-алгоритм, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат “Словарики настроений”( ожидающее, спокойное, приподнятое, ликующее).  Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

– Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

–  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

– Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем.

– А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.)

Ответы детей.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Грамматике. Удачи вам и новых открытий!

II. Подготовка к восприятию нового материала.

 – Как называют эту птичку-невеличку? Почему?

Не подумай, будто спичка
Загорает под кустом, –
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.                          Ильин Евгений

                   

III. Создание проблемной ситуации

– Г…рихвостка – О или А? В какой части слова пропущена орфограмма? Подберите однокоренные слова.

ГОРЕТЬ, ЗАГОРАТЬ,                 но ЗАГАР, ГАРЬ

IV. Формулировка учебной проблемы. 

  • Таким образом, каков главный вопрос урока, какую проблему нам необходимо решить, в том числе и чтобы определиться с написанием названий птиц? Какова тема урока?  .

В каких условиях в корнях гор-гар пишутся буквы о-а?

V. Актуализации опорных знаний

1. Закончите фразу:

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

  • Суффикса –А-  – -лаг- (-а)

                                          -кас- (-а-)

                                          -лож-(-а-)

                                              -кос- (-а-)

  • Согласной – -раст-     (перед ст)

                       -ращ-      (перед щ)

                       -рос-       (нет ст,  щ)

2. Тренировочные упражнения.

Вставь пропущенные буквы, объясни написание гласной.

1. зал  жить
2. р  сли
3. изл  гать
4. Изл  жение
5. Выр  с
6. Р  стислав
7. р  стительное
8. пор  сль
9. Отр  сль
10. Предл  гать

11. выр  щенный

12. зар  сли
13. Прел  жили
14. Взр  стить
15. сл  жение

16. р  сточек
17. Безотл  гательно
18. Прил  жение
19. прол  гать
20. Отр  стить

VI. Поиск решения учебной проблемы.

Сядьте поудобнее, внимательно слушайте сказку и приготовьтесь дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

-За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их : уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски».

Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.

С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.

– Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях –гар-и-гор-.

Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда- А?

Вывод: В корнях –гор-гар под ударением пишется А, в безударном положении-О.

VII. Практические  упражнения. Задания дифференцированного типа.

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных о//а.

Работа в парах. Выпишите из данных предложений слова с чередованием о//а в корне. Обозначьте орфограмму.

В выходные мы с мамой поехали на турбазу поплавать и  позагорать. Лето было жаркое, так что вся трава к середине июля выгорела на солнце. А в некоторых местах, видимо, произошли самовозгорания, так что в воздухе стоял запах гари. Грустно было смотреть на обгоревшую землю, но зато радовали взгляд смеющиеся загорелые ребятишки, отдыхавшие здесь со своими родителями. Некоторые молодые люди отличались шоколадным загаром. Мне так хотелось загореть посильнее, но мама пугала, что можно обгореть и даже совсем сгореть.

Проверка. Проверьте свою работу по ключу.

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных гор//гар.

Индивидуальная работа.

Алгоритм работы.

  1. Прочитайте слово, найдите корень.
  2. Выясните, падает ли ударение на корень.
  3. Руководствуясь правилом, запишите слово.
Читайте также:  Валерьянка для кошки вред или польза и вред

Дог..рать , заг..рать, наг..р, наг..рать, обг..рать, ог..рок, перег..рать, заг..р, подг…релый, уг..р, сг..рать, уг..реть, разг…рается.

   ФИЗМИНУТКА.

VIII. Грамматическая задача.

– Могут ли быть слова «горе», «гора»,  и «гореть» родственниками? Какой корень в этих словах?

– Обратимся к толковому словарю Ожегова.

ГО́РЕ – глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание.

Подберите синонимы: «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций.

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-.

ГОРА – значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Взбираться на. Гору Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-

 ГОРЕТЬ – быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры. Существуют и переносные значения: светить (снежинки горят на солнце); сильно желать (горел жаждой перемен); быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Вывод:  столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут. А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»: загар – тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей; нагар – нарост от горения; угар – газ, остающийся после горения; гарь – место, на котором что-то горело.

IХ. Практические  упражнения.

Уровень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных гар//гор в корне и могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Алгоритм работы:

  1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень.
  2. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
  3. Найдите “четвертое лишнее”, Обведите его в кружок.
  4. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор буквы.

1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.

2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть.

3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый.

4. Угар, разгар, г..рчица, загар.

X. Итог урока.

– Г…рихвостка – О или А?

XI. Рефлексия.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

Облако “тегов”

  • сегодня я узнал…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…

XII. Домашнее задание.

Источник

Урок русского языка в 6 классе. Учитель русского языка  и литературы МОУ «Лямбирская СОШ №2» Нугаева Э. К.

Текстоведение (Составление проекта классной стенгазеты)

        Цели урока: повторить известные шестиклассникам сведения о тексте; учить использовать полученные знания на практике в ходе составления проекта классной стенгазеты. 

Цель: 

  • Социализация учащихся в социально значимой и одобряемой деятельности, развитие информационно-коммуникативной и социальной компетентностей.

Предметные: 

  • формирование навыков проектирования у учащихся;
  • совершенствование коммуникативных умений и навыков;
  • формирование ИКТ-компетентности;
  • развитие навыков и умений ориентации в информационном пространстве, презентации результатов.

Личностные: 

  • формирование основных мировоззренческих идей;
  • воспитание интереса к изучаемому предмету через нестандартные формы работы;
  • формирование умения осуществлять самоконтроль хода и результата учебно-практической деятельности.

Метапредметные: 

  • формирование познавательного интереса учащихся;
  • развитие навыков самоопределения собственной ролевой функции;
  • обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира;
  • развитие навыков работы в нестандартных учебных ситуациях;
  • формирование умения планирования хода учебной деятельности;
  • развитие навыков анализа;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

I. Актуализация  знаний.

– Каждый день вы приходите в школу за знаниями, иногда жалуетесь, что задают много уроков. А ещё Ярослав Мудрый  (великий князь киевский) писал: «Велика ведь бывает польза от учения книжного…» (Слайд 1) Какую пользу можно извлечь из ученья книжного, мы попытаемся выяснить на сегодняшнем уроке.

1. Повторение признаков текста.

На слайде даны предложения упражнения 511 (2) (Слайд 2)

– Прочитайте записанные на доске предложения. Являются они текстом?           –  Предложения не являются текстом.                                                                         –  Докажите свою мысль. Что мы называем текстом?                                    – Текст – связное высказывание на определенную тему. У текста есть основные признаки: – единство темы; – наличие основной темы; – смысловая законченность; – логическая связь частей; – смысловая и грамматическая связь предложений; стилевое единство. Текст можно озаглавить. Данные предложения указанными признаками не обладают.

(В тетрадях записывается  число)

2. Задание:  попробуйте составить текст из данных предложений.   

– Я видел ежа на дачном участке. Ежик – колючий зверек, он умеет постоять за себя. Я угостил ежа молоком, и он жадно все выпил. Потом  осторожно взял ежика и понес его в глубину леса.

3. Повторение стилей речи  и типов текста.

– Ребята, составление текста  –  одна из самых трудных задач для любого школьника. Учиться  работать с текстом нам помогает  специальная  наука, которая изучает особенности содержания, построения, языковые средства связи предложений в тексте. Напомните ее название.

– Текстоведение. (Слайд 3)

– Так будет звучать и тема нашего урока. Запишите  её.

– Русский язык люди используют для различных целей: выразить житейскую просьбу, сложную научную мысль, важный государственный закон, написать стихотворение, газетную статью, судебный протокол, выступить на собрании, успокоить друга. В зависимости от целей, которые решаются в процессе общения, выделяются функциональные разновидности русского языка.  (Слайд 4) Кроме того, в зависимости от цели и содержания речи  выделяются  типы текстов. ( Слайд 5) К этим понятиям в ходе работы мы вернемся.

I I.  Составление  проекта классной стенгазеты.

– В прошлом году  несколько учащихся класса были членами редколлегии  школьной антинаркотической газеты, и  вы все тоже хотели попробовать свои силы, но знаний было еще недостаточно. Сегодня я предлагаю вам создать проект будущей классной стенгазеты по итогам 1 четверти. Как  вы думаете, почему, говоря о тексте, выбор пал на  газету?

– В ней встречаются тексты разных видов.  

– Каждый  текст, как вы сказали, можно озаглавить. Каким может быть заглавие текста? 

– Может отражать тему или основную мысль.

– Газете тоже нужно подобрать  название. Свои предложения обосновывайте. ( Слайд 6)                                                     

– Нам следует придумать различные разделы, рубрики, где бы мы смогли использовать тексты разных  стилей и типов, используя для этого возможности нашего УМК.

1. Начнем с разговорного стиля.                                                                              – Что вы знаете об этом функциональном стиле?                                                  – Тексты  каких рубрик  могут быть написаны разговорным стилем?

Читайте также:  Ромашковый отвар для волос польза

– Можно поместить « Колючку», материала для которой всегда много в любом классе. 

– Можно разместить отрывки из «лучших» ученических сочинений или использовать материалы учебника, где даются сочинения ребят с различными ошибками.   ( Слайд 7)

 Задание: Какие нормы речи нарушены в представленных на слайде предложениях? Запишите исправленные варианты.

2.  Каково назначение научного стиля?                                                                      –  Придумайте названия  рубрик, в которых могут быть  представлены тексты научного стиля. 

– В учебнике есть упражнения «На уроке…» Такую рубрику можно поместить в стенгазете.

– В приложении к нашему учебнику (Часть 3) есть 7 видов словарей, словарные статьи из них можно использовать для рубрик «Пишите правильно», «Говорите правильно», «Это интересно знать».

– Можно помещать различные памятки, которые также представлены в 3 части учебник

– Какие образные выражения мы встретили в упражнениях 121, 126? Как  называются такие выражения? Работая с 112 упражнением, вы хотели узнать значение фразы яко тать в нощи. Интересна ли в стенгазете словарная статья « Из истории слов…» ? Материалы  каких  словарей можно использовать?

– Этимологического, фразеологического или словаря крылатых выражений.

( Слайд 8)  

3.  Расскажите, что вы знаете об официально- деловом  стиле.

– Какой документ вы научились составлять в 6 классе?

– Заявление. (Упр.  ) 

– Запомните, все документы составляются в строгом соответствии стандартам. 

– Какие  рубрики нашей стенгазеты могут содержать тексты официально- делового стиля? 

– Это может быть статья о классных делах, например, о результатах 1 четверти. (Слайд 10)

– Такой материал называется аналитическим. Какое место должна занять эта статья?

–  Она будет главной в газете.

Задание: выпишите в тетрадь языковые средства, доказывающие, что данный текст  официально- делового стиля.

– Какой еще документ можно разместить в стенгазете?

– Объявление.

– Составьте объявление о ближайшем культурном событии в классе.

4.  Расскажите о публицистическом (слово публицистический образовано от латинского слова «publicus», что значит «общественный, государственный») стиле.

– Газета – издание СМИ, в ней все является публицистикой. Остановимся на одном жанре – интервью, с которым вы познакомились в 6 классе. Как строится  интервью? Кто в нем участвует?

 Итак, какие интервью можно поместить в  классной газете? 

– Интервью с отличником, со старостой класса, директором школы, с выпускниками…»  (Слайд 11)  

– (Слайд 12)  Задание: составьте схему диалога, доказывающую, что это интервью.

5.  В чем особенность художественного  стиля?

–  Совмещаются тексты разных типов и стилей.

 – С текстами каких типов мы работаем при написании различных творческих работ? 

 – С повествованием при написании подробных и сжатых изложений; описанием при описании картин, рассуждением при написании сочинений- миниатюр и составлении устных высказываний.

– Какие рубрики могут содержать тексты художественного стиля?

– В учебнике есть упражнения «Пишем творческую работу», наиболее удачные работы как образец подойдут для газеты. »  (Слайд 13)  

– Возможна рубрика «Проба пера»  (Слайд 14)  

(На доске нарисован макет будущей стенгазеты, и все предложенные рубрики учащиеся в ходе работы укрепляют разноцветными магнитиками сообразно своему представлению об их месте.)                                                       

III. Подведение итогов.

Итак, рабочие материалы готовы, дело за оформителями.

IV. Рефлексия. 

Ребята, нашли вы для себя ответ на вопрос: «Какую пользу можно извлечь из  ученья книжного? (Слайд 15)  

– Если научиться полученные знания применять на практике, получаешь удовольствие от сделанной работы и учиться становится  интересно.   Самая первая польза – можно учиться на одни пятерки, как мечтает каждый ученик!                                    

V. Домашнее задание: придумайте рубрики для семейной газеты, газеты кружка по интересам, спортивной секции, в которой вы занимаетесь. Постарайтесь, чтобы были представлены тексты разных стилей и типов.

Источник

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Повторение изученного по теме: «Словообразование. Орфография».

Учитель русского языка и литературы:Самолетникова Людмила Николаевна

Цель урока:закрепить в памяти знание орфограмм,  связанных с образованием слов, способов образования слов, усовершенствовать перечисленные знания на практике, ликвидировать пробелы по данной теме.

Задачи урока:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  • знать теорию по изученному разделу;
  • группировать орфограммы-гласные по видам; правильно писать слова с орфограммами, связанными с образованием слов;
  • группировать слова по способу образования; производить словообразовательный разбор, выстраивать словообразовательную цепочку слова.

Метапредметные:

  • 1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
  • 1.21.Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом; с установленными нормами.
  • 2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
  • 3.1.11.Определять существенные признаки объекта.

Тип урока:урок повторения

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диагностики, самодиагностики, коррекции результатов изучения темы.

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. и др. Русский язык 6 класс. М.: «Просвещение», 2013
  2. Селезнева Е.В. Тесты по  русскому языку.ЧастьI. 6 класс. Издательство «Экзамен» Москва, 2013

Используемая методическая литература: 

1.Русский язык. Методические рекомендации.6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Т.А. Ладыженская и др.  – М.: Просвещение, 2014  

2.Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.

организаций /Н.Н.Соловьева.  – М.: Просвещение, 2014

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Используемые ЭОР: мультимедийная презентация.

Метапредметная карта урока (отдельных этапов урока)

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся по ООД

Организационный  этап

Этап повторения

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

1.21.Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом; с установленными нормами

2.2.16.  Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики

3.1.11.Определять существенные признаки объекта.

Учитель просит учащихся сформулировать цель урока.

Учитель просит учащихся оценить свои знания в начале урока; затем после каждого вида работы   и в конце урока, пользуясь критериями оценки

Учитель разбивает детей на две группы и дает свое задание каждой группе.

Учитель просит детей указывать признаки орфограмм.

Дети проговаривают определение цели (цель – это результат, к которому мы должны прийти в конце урока)  и формулируют цель урока.

Учащиеся после проверки за каждое правильно написанное слово или правильно определенный способ образования ставят 1 балл.

В конце урока каждый учащийся суммирует баллы за все задания  и выставляет отметку за всю работу, используя алгоритм:

«5» -38б –44б.

«4» – 34б. -33б.

«3» – 22б. – 33б.

Дети называют правила работы в группе:

-уметь договариваться (кто прочитает текст, кто даст ответ на вопрос);

-в ходе обсуждения быть вежливым;

-если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу через аргументы и факты.

Признаки-это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать; все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них.

Существенные признаки- это признаки, без которых данный объект существовать не может.

Учащиеся объясняют условия (признаки)написания орфограмм, графически обозначают орфограммы на письме.

Читайте также:  Польза куркумы при женских заболеваниях

Ход урока

I этап.   Организационный

Приветствие учащихся.

Учащиеся открывают тетради и записывают в тетради число, классная работа.

II этап.  Этап повторения

-Учитель проводит  письменный терминологический диктант с записью учащимися слов в тетради и  на доске  с объяснением.

1.Терминологический диктант

Морфема, окончание, корень, приставка, суффикс,сложение, сокращение, изменение, чередование, состав, разбор, правописание, орфограмма.

(14 слов).

2. Определение темы урока

– Какой темой объединены термины в диктанте?

 -Словообразование.

 – Что изучает словообразование?

 – Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

Учитель: Слово “орфограмма” было уже в терминологических диктантах по “фонетике”, “лексике”. Не лишнее оно здесь?

–  Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока: “Повторениеизученного по теме «Словообразование и орфография».

3.Постановка цели урока.

Учитель:Давайте, вместе определим  цель урока.

– Что вы понимаете под словом «цель»?

  -Цель-это результат, к которому мы должны прийти в конце урока.

 Цель нашего урока :правильно  писать слова с  орфограммами, которые мы изучили в процессе знакомства с темой «Словообразование и орфография»: правописание чередующихся гласных; гласные и – ы после приставок; е – и в приставках пре- –  при-.

Учитель: Итак, в путь. Мы отправляемся от станции «Словообразование» к следующей станции.В руках у вас проездной билет(лист самооценки –  приложение), который вы оплатите своими знаниями.

Учитель:Прошу  каждого из вас поставить оценку  за знания по теме перед началом повторения, чтобы  в конце урока мы смогли ее сравнить с отметкой после повторения.

(Каждое задание после проверки оценивается самостоятельно  учеником. – Оценка вносится в лист самооценки).

(Все задания выведены на электронную доску(см. презентацию, а также есть у каждого учащегося см.приложение ).

1.Решаем  лингвистическую задачу. Даны слова с орфограммой «Приставки при- – пре-.I вариант выписывает слова с приставкой при-, IIвариант с приставкой пре-. Орфограмму графически обозначаем.

 Проверка: на доске высвечиваются слова с приставкой пре-.Учащиеся по цепочке (IIвариант), проверяя,зачитывают слова с пре-, обосновывая,затем называют слова с приставкой при-.( Выставляется оценка в лист самоконтроля).

Дано:                                        

1. Пр…бить,                                

2. пр…бывать(в городе),                

3. пр…мирение,                        

4. пр…творить(мечту),                        

5. пр…брежный,                        

6. пр…вилегия,                        

7. пр…успеть,                                

8. пр…града,                                

9. пр…встать,                                                

10. пр..забавный

2.Вставьте пропущенные буквы ы или и. Орфограмму графически обозначьте.

Проверка: Ученики выходят к доске, объясняют написание слов .Проверяют ответ путем нажатия на пропуск, где высвечивается правильная буква.( Выставляется оценка в лист самоконтроля.)

3. Распределите слова по способам образования. Проверьте.(Выставляется оценка в лист самоконтроля.)

https://moodle.tomedu.ru/course/view.php?id=13&section=4

Морфемные

Неморфемные

Сберечь (прист.)

лесник (суфф.)

сотрудник (прист. – суфф.)

парашютистка (суфф.)

пододеяльник (прист. – суфф.)

побег(бессуфф.)

Птицефабрика (сложение основ с соед.гл.)

дежурный(переход из одной части речи в др.)

турпоход (сложение основ)

ТЮЗ (сложение начальных звуков)

кресло – кровать (сложение целых слов)

Физкультминутка.Учитель делит класс на 2 команды.

– Прежде чем приступить к работе в команде, необходимо вспомнить правила работы.

Учащиеся называют правила:

– уметь договариваться (кто прочитает слова, кто даст ответ на вопрос);

-в ходе обсуждения быть вежливым;

-если в ходе работы возник спор, попробовать доказать правильность своего ответа товарищу.

Учитель раздаёт командам распечатанные карточки со словами.Игра  «Составь словообразовательную цепочку».

I

II

Гадать

загадать

загадка

загадочный

мороз

морозить

заморозить

заморозки

4.Назовите корни с чередованием гласных о-а и условия их написания;назовите корни с чередованием гласных е- ии условия их написания.

-Лаг-лож-

-Раст-ращ-рос-

-Гор-гар-

-Зар-зор-

-Бер-бира-

-Тер-тира

-Пер-пира-

-Мер-мира-

-Дер-дира-

-Стел-стила-

-Блест-блиста-

-Жег-жига-

На доске высвечиваются  корни с графическим обозначением написания.

5. Прочитайте текст. Определите тип, стиль текста(устно). Подчеркните слова с чередующимися гласными в корнях; с орфограммами в приставках (для тех, кто выполнил задание быстрее).

Туристы  расположились на берегу большого озера.
На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер.
Когда заблистали звезды, каша, хотя и  слегка пригорелая, была готова.
Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрысывали ветки в костер ,
не давая ему догореть.
Никто не собирался спать.
Так и просидели всю ночь до зари

Проверка: Слова высвечиваются на доске. ( Выставляется оценка в лист самоконтроля.)

с обгорелым

разложили
заблистали
пригорелая
расстилался
догореть

до зари…

IV.Рефлексия. Посчитайте  средний балл за все задания. Совпадает он с отметкой в начале урока?  Поставьте оценку после повторения. У кого она выше, не изменилась, ниже?

V. Домашнее задание.Составьте словарный диктант из 15 слов с орфограммами, изученными в теме «Словообразование».

Приложение

Фамилия, имя _________________

Тема

Содержание

Кол-во

баллов

1.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

1. Пр…бить,                                

2. пр…бывать(в городе),                

3. пр…мирение,                        

4. пр…творить(мечту),                        

5. пр…брежный,                        

6. пр…вилегия,                        

7. пр…успеть,                                

8. пр…града,                                

9. пр…встать,

10.пр…забавный

2.

ы-и после приставок

Сверх…нтересный рассказ, раз…гралась метель, от…скать клад, без…мянный палец, с…грать в футбол, меж…нститутский матч, под…тожить заседание, небез…звестный автор, пред…словие к книге, не…звестный автор.

3.

Способы образования слов(морфемные и неморфемные)

Сберечь, птицефабрика, лесник, дежурный,

сотрудник,ТЮЗ, турпоход,парашютистка,

пододеяльник, кресло-кровать,побег.

4.

Корни с чередованием

Туристы  расположились на берегу большого озера.На склоне , рядом с обгорелым пнем , они разложили свой костер.Когда заблистали звезды, каша, хотя и  слегка пригорелая, была готова.Туман расстилался по земле, было сыро и тепло. Ребята подбрысывали ветки в костер ,
не давая ему догореть.
Никто не собирался спать.
Так и просидели всю ночь до зари.

 Всего баллов

                                                         ОЦЕНКА

Источник