Польза учебника по русскому языку

загрузка…
Сегодня все чаще можно услышать мнение о том, что вовсе не обязательно грамотно говорить и писать на родном русском языке. Некоторые считают, что «и так меня все понимают», другие – что неумение грамотно писать не свидетельствует о безграмотности, а третьи убеждены, что намного более важно сейчас учить иностранные языки, например, английский. Однако эти мнения ошибочны. Даже несмотря на то, что сегодня существует огромное количество средств, с помощью которых можно проверить грамотность письменных текстов и исправить ошибки, по-прежнему важным остается знать свой родной язык и правила говорения и написания на нем. Для того, чтобы улучшить свои знания, можно посещать специальные курсы русского языка, на которых, уж поверьте, всегда есть чему поучиться.
Для чего нужно знать русский литературный язык?
Казалось бы, для того, чтобы полноценно общаться, быть понятым и понимать речь на русском языке, вовсе не обязательно знать все правила правописания. Однако язык служит нам не только для того, чтобы общаться с друзьями и совершать покупки в магазине. Родной язык – это целый огромный мир, вмещающий в себя все историческое и культурное наследие народа. Не зная его, его носители теряют связь с этим наследием, а, значит, и этот культурный пласт отмирает и забывается.
Чтобы понять свое место в этом мире, с раннего детства мы познаем свой родной язык. Изучая предметы и явления в окружающей среде, мы делаем это через их называние. Мы не можем мыслить иначе, чем на родном языке, мы не можем воспринимать окружающую нас действительность иначе, чем посредством слов из родного языка. И чем богаче наш язык, чем лучше мы его знаем, тем богаче и ярче мир внутри и вокруг нас.
Если человек не может назвать какой-либо предмет, описать явление с помощью слов – значит, в действительности он не имеет представления о них, поскольку человек мыслит словами.
Знание русского литературного языка позволяет лучше и правильнее выражать свои мысли, подбирая верные слова. Русский язык повсюду вокруг нас – в любой сфере человеческой деятельности, будь то политика, искусство, культура, наука или производство.
В чем помогает знание родного языка?
Несмотря на то, что, действительно, английский и другие европейские языки проникают во все сферы нашей жизни, знать свой родной русский язык по-прежнему обязательно. Это помогает не только в общении с близкими людьми, но и в профессиональной деятельности.
Нельзя заниматься огромным количеством профессий, не зная родного языка. Можно даже утверждать, что нельзя практиковать ни одну профессию на высоком уровне, не зная в совершенстве русский язык – устный и письменный. Ведь будь то работа на производстве или в университете, необходимо составлять различные документы и отчеты, оформлять доклады о результате своей деятельности и т.д.
Более того, даже устраиваясь на работу по рабочей специальности, требуется предоставить работодателю свое резюме. И грамотно написанное резюме всегда будет смотреться более выигрышно по сравнению с резюме с ошибками.
Таким образом, знание русского языка необходимо во всех сферах человеческой жизни – в работе, в общении с друзьями и многих других. Умение красиво говорить и правильно писать открывает человеку двери в яркий мир, дарит понимание прошлого, настоящего и будущего целого народа.
#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????
Здравствуйте, дорогие наши подписчики! Сегодня мы открываем новую рубрику, которая называется #хакнем_русский_язык . Я буду одним из авторов этой рубрики.
В ней будет много полезного и интересного как для школьников, так и для взрослых наших читателей. Но прежде чем начать, я бы хотела с Вами познакомиться.
Меня зовут Зеленова Ирина Анатольевна. Я являюсь преподавателем английского и русского языков. В 2004 году закончила с отличием МГОУ (педагогический университет) по специальности «Лингвист. Преподаватель английского языка», а до этого в 1997 году я окончила Педколледж № 4 г. Москвы по специальности «Учитель начальных классов с правом преподавания иностранного (английского) языка».
Преподаю я уже более 23 лет: работала и в школе, и в колледжах (экономическом и педагогическом), и в Юридической Академии — преподавала юридический английский и готовила студентов к сдаче IELTS. Также с 2003 года по 2016 год работала на курсах английского языка и вела как групповые, так и индивидуальные занятия по английскому языку, готовила к ЕГЭ.
В то же время я проводила частные занятия по русскому и английскому языкам и готовила к ОГЭ и ЕГЭ. Мои ученики сдают экзамены по русскому и английскому на высокие баллы и поступают в ВУЗы на бюджет. Работу свою я очень люблю, как и своих учеников. Каждый из них, даже если это ученик начальных классов, индивидуален и уже личность, достойная уважения. Мне всегда интересно общаться со своими студентами, выслушивать их мнение по разным вопросам и радоваться их успехам на экзаменах и в школе. Мне нравится видеть их улыбки и горящие глаза, когда у них улучшается успеваемость, и они начитают понимать и любить изучаемый предмет.
А теперь поговорим немного о том, зачем нужно изучать русский язык и почему важно быть грамотным. Для меня это всегда было очевидно.
Русский язык — это мой родной язык, и не знать его для меня было просто стыдно. Грамотные люди всегда выгодно отличаются от других. Ведь признайтесь себе, что с грамотным человеком всегда приятнее общаться, с ним хочется встречаться вновь и вновь или даже подружиться. С начитанными людьми интересно общаться. Они могут рассказать много полезного и интересного, им хочется подражать.
В то время как человек, который не знает своего родного языка, может производить неблагоприятное впечатление и отталкивать от себя окружающих. Я думаю, никому из вас не хочется быть таким человеком. Тем более, что грамотно говорить и писать по-русски не так уж сложно, особенно когда вы живёте в русскоязычной среде.
Источник фото: krot.info, авторское право принадлежит автору
Вы с детства смотрите русские мультики и фильмы. Родители на ночь читают вам русские сказки. В школе вы изучаете русский язык и общаетесь с родителями, учителями и друзьями тоже на русском. А многие еще и читают книги на русском. Вот сколько возможностей у вас изучать русский язык, не прилагая особых усилий.
Самое главное здесь — это любить родной язык, общаться с грамотными людьми и читать те книги, которые вам нравятся. И вскоре вы заметите, как изменится ваше отношение к родному языку. Вы перестанете считать его скучным и сложным, полюбите его так же, как люблю его я. Ну а я в нашей рубрике #хакнем_русский_язык помогу вам увидеть всю красоту русского языка, справиться с трудностями в его изучении и понять, что учить русский язык не только полезно, но и интересно.
#хакнем_русский_язык (???? новое направление нашей медиа-группы ????)
Автор: Зеленова Ирина Анатольевна, преподаватель английского и русского языков, педагогический стаж 23 года, город Москва. Обратиться к нашему эксперту за консультацией.
АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА «ШКОЛА РОССИИ » 4 класс
Шикина Татьяна Ивановна
учитель начальных классов,I категория,
МБОУ “Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина” городского округа Судак
Е-mail: shikina.75@mail.ru
Овладение огромного запаса не проходить неосознанно. из задач речи в начальной является словарной работы, основных ее направлений и их обоснование, процессами словаря школьников. В настоящее существует между словами и словами омонимами, т.к. не легко установить, ли два слова настолько, что их уже считать словами, т.е. омонимами, или эти значения еще что-то общее, и это полисемии.
Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность обучающихся).
Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности[1, с. 4]
В качестве объекта анализа избраны учебники русского языка «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Таблица 1).
Таблица1.
Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой
Виды упражнений | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Ито го | |||
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова | С.26,у.6, с.27,у.17, с. 79,у.3; с.56,у.8(4) | С.47,у.58; С.48,у.59,60 с.49,у.61; с.120, у. 203 (5) | С.8,у.5; с.40-41,у. 65; с.9,у.10 (5) | С.46,у.65; с.58,у.92; с.78,з.1; с.128,у. 274 (4) | 18 | |||
Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания | С.99,у.11 с.102,у.18 (2) | С.24,у.38; с.43, у. 72 (2) | С.9,у.10; с.32,у.50; с.54,у. 91 (3) | С.6.у.1-2; с.13,у.12-13;с.15,у.16; с.30,у. 38-39; с.24,у. 49; с.121,у. 255; с.142,у. 319 (10) | 17 | |||
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением | С.49,у.62; с.50,у.63; с.51,у.64,65 с.72,у.109; с.42,у.71; с.72,у.124; с.89,у. 153 (8) | С.32,у.51; с.43,у.70 (2) | С.36,у.49; с.46,у.66-67; с.71,у.121; с.132, у. 252 (5) | 15 | ||||
Упражнение на составление предложений с многозначными словами | с.50,у.63 (1) | с.9,у.10 (1) | 2 | |||||
Упражнение на замену многозначных слов омонимами | с.42,у.71 (1) | 1 | ||||||
Упражнения на определение лексического значенияомонимов | С.127,у.10 (1) | С.25,у.41; с.84,у.147 (2) | С.45-46,у. 75-78; с. 49,у.88 (5) | С.48,у. 73; с.70,у.118; с.115,у. 244(3) | 11 | |||
Упражнения на нахождение омонимов | С.47, у. 69-70; с.48,у. 72; с.99,у. 176; с.68-69,у. 141 (5) | 5 | ||||||
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания | С.8,у.5 (1) | С.23,у. 37 (1) | С.69,у. 143 (1) | 3 | ||||
Упражнения на определение омографов | С.42,у.6-8, с.43,у.9 (4) | С.55,у. 94 (1) | 5 | |||||
Упражнение насоставление предложений с омонимами | С.127,у.10 (1) | С.55,у. 94 (1) | С. 48, у. 71 (1) | 3 | ||||
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов | ||||||||
Итого | 13 | 20 | 18 | 29 | 80 |
Мною выявлены упражнения различного характера. Из таблицы видим, какие упражнения и в каком количестве предложены авторами данной программы. Особое внимание уделяется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова. Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике «Азбука» В.Г. Горецкого дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово»происходит во 2 классе при анализе слов шляпка и игла. Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б. Гольдберга.
Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены мною, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составление предложений с многозначными словами (2), с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.
Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова, а также упражнения на определение лексического значения омонимов, упражнения на определение слов с прямым или переносным значением, упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно. Термин «многозначное слово» в программе вводится во 2 классе, ознакомление с омонимами происходит в 3 классе.
Я проанализировала не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал: «Толковый словарик» и «Словарь омонимов»
Таблица 2
Сравнительная таблица толковых словариков
Слово | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
“Школа России” | “Школа России” | “Школа России” | “Школа России” | “Школа России” | |
Многознач ное слово | 9 | 11 | 16 | 12 | 48 |
Омонимы | – | 2 | 14 | 12 | 28 |
Итого | 9 | 13 | 30 | 24 | 76 |
Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещен с 1 класса в учебниках В.Г. Горецкого,есть «Словарь омонимов».
Анализ учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.
Список литературы:
- Русский язык. рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с. — ISBN 978-5-09-031535-7.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык». 2 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. М. Просвещение, 2015. С. 160.
- Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
Вначале приведу несколько ссылок, которые помогут вам разобраться с трудностями программ изучения русского языка и самостоятельно сформировать мнение по каждому УМК.
Работая над этой статьёй, я ознакомилась с очень большим количеством отзывов родителей на различных форумах. Большинство отзывов были негативные. И знаете, что навело меня на мысли о том, что эти отзывы субъективны? То, что ругают абсолютно все программы, все учебники, поливают грязью всех составителей. Родители не хотят принимать участие в обучении собственных детей – вот главная мысль, вынесенная мной их этих негативных отзывов. А все или почти все положительные отзывы звучали одинаково: “У нас замечательный учитель. Все всё понимают. Мы любим русский язык”. Получается, что дело не в учебниках, а в преподавателе. Родители и учителя (а порой это один и тот же человек) должны прикладывать обоюдные усилия для научения каждого ребёнка. И ни родитель, ни учитель не имеют морального права перекладывать всё на противоположную сторону.
Я также считаю крайне важным отметить тот факт, что каждый учебник имеет свою особенность подачи материала. И научить ребёнка можно практически по любому учебнику. Важно, чтобы учитель или родитель были заинтересованы в понимании ребёнком материала, а не просто в хороших оценках. При возникновении сложностей с изучением материала взрослый должен адекватно подойти к их преодолению ребёнком, варьируя изложение правил или заданий, адаптируя их под индивидуальные качества ученика.
Начальная школа:
– Программа Занкова
Полякова А.В.
Неплохой учебник. Но… Материал подан сухо. Не всегда понятно для ребёнка. Ребёнку многое нужно либо пояснять и детализировать, либо объяснять заново. На мой взгляд, неприятные иллюстрации. Задания достаточно разнообразные, при правильной подаче возможно формирование приемлемого уровня грамотности. Уровень – несколько выше среднего.
Нечаева Н.В., С.Г. Яковлева
По этому учебнику училась наша дочь. Многое мне в нём нравится. Но, опять же, преподавателю нужно обращать ОЧЕНЬ много внимание на индивидуализацию правил и объяснение заданий. Учебник значительно сложнее многих других, но зато – при грамотной подаче – и уровень знаний будет выше. Негатив, который часто встречается в отзывах родителей, на мой взгляд, совершенно необоснован.
– «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)
Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В.
Основываясь на 12-летней практике, категорически заявляю – худший из учебников по русскому языку. Задания не понятны ни детям, ни взрослым, только методистам. Много ненужного материала. Кто-нибудь может внятно ответить, зачем ребёнку в 3 классе знать разряды прилагательных? Абсолютно незачем. Всем детям, у которых в школе была или есть эта программа, мне приходится объяснять всё заново, не так, как в учебнике, делать таблички с обобщёнными правилами. Книга крайне не интуитивна.
– «Школа 2100»
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина
Учебник, явно разработанный, как сейчас это модно говорить, с учётом новейших исследований и инновационных методик. И это явно не пошло на пользу ни русскому языку, ни детям. Неприятно видеть, как в сознание маленьких детей внедряют такие структуры, как «решение проблем». Проблем?! В изучении языка нет проблем! Но больших неясностей с изложением материала нет, правила, в принципе, понятны. На мой взгляд, недостаточно упражнений.
– “Перспектива”
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.
Очень неплохой учебник. Классическая форма и приемлемое содержание. Темы находятся в относительно логическом порядке. Несколько спорный вопрос с разбором глаголов по составу. Как всегда, детям иногда бывают непонятны правила и определения. При грамотном и заинтересованном подходе обучающего взрослого учебник обеспечит грамотность ребёнка. Уровень сложности – средний.
– “Школа России”
Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Хорошие классические учебники. У большинства детей совершенно не вызывают затруднений. Да и родителям, скорее всего, не придётся искать в Интернете другую формулировку правил. Наглядное изложение новых тем. Заданий много. Немного не хватает разнообразия, но этот пробел легко восполняется дополнительными пособиями. Оформление неяркое, спокойное.
– “Перспективная начальная школа”
Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
Интересный, хотя и не очень удачный учебник. Не интуитивная подача материала. Но, если понять логику авторов, можно вынести интересный опыт. Учебник предпринимает похвальную попытку избавить изучение русского языка от шаблонности. При постоянной поддержке и объяснении взрослых, ребёнок сможет на нормальном уровне усвоить основные правила языка. Оформление, на мой взгляд, неприятное – слишком рябое.)
– «Планета знаний»
Андрианова Т.М., Илюхина В.А.
Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
Очень понятный учебник. Удачно выбранные шрифты. Доступное изложение правил и заданий. Со стороны взрослого потребуется минимум усилий, чтобы пояснять новые темы. Но фонетический разбор имеет не классический вид. Хотя, если разобраться, довольно удобный и понятный. Учебник очень патриотизирован. Четко читается православная подоплёка.
– «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой)
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Подача материала в этом учебнике рассчитана на то, чтобы подготовить ребёнка предвидеть возможное место ошибки. Это крайне полезный навык. Но он требует очень грамотного преподавателя, который понимает и любит русский язык. Без такого человека ребёнок будет обречен на неграмотность и «албанский язык». Изложение в целом понятное. Реализована мягкая форма взаимодействия с ребёнком. Возможно, для кого-то явится недостатком недостаточно чёткое формулирование заданий.
– Классическая начальная школа. Ритм
Т.Г.Рамзаева
Доступный, классический учебник. Пожалуй, один из лучших учебников среднего уровня сложности. Материал подан в соответствии с возрастной логической структурой. Задания, правила понятные, ясно изложенные. Сам по себе, учебник с содержанием несколько повышенного уровня. Есть темы, не входящие в Федеральный минимум. Но изучению языка ничто не препятствует. Немного не хватает иллюстраций.
Средняя школа:
– Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Учебник, во многом похожий на советские издания. Много упражнений, вполне понятно изложенные правила. Темы в пределах основных требований. На мой взгляд, немного не хватает творческих заданий (сочинений, рассуждений). Средний уровень сложности.
– Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др.
Данный учебник относится к разряду усложненных, то есть рассчитанных на углубленное изучение русского языка. В учебнике более чем достаточно заданий на развитие речи, а также даётся довольно много новых тем, которые не затрагиваются в классических программах. Его можно рекомендовать тем детям, которые хотят заниматься филологией. Для остальных он будет сложноват.
– Рыбченкова Л.М.
Хороший, доступный, грамотно составленный учебник. Оформление, с одной стороны, не отвлекает от темы занятия, а, с другой стороны, снижает психологическую нагрузку. Учебник воспринимается легко. Темы подобраны в логическом порядке. Сложность содержания невысокая. Плюс это или минус – решать вам.
– УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.
Теоретический материал рассчитан на углублённое изучение русского языка. Но понятные формулировки позволят справиться с материалом большинству детей. Вообще, «Теория» – это пособие, полезное для всех школьников и их родителям. На мой взгляд, небольшим минусом является малое количество обобщающих таблиц.
Особенно подходит для работы в гимназиях и классах с углублённым изучением гуманитарных предметов. «Русская речь» учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему или по картине, а также отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи.
– Шмелёв А.Д
Данный учебник хорошо оформлен. В нем содержатся весьма разнообразные задания, что позволяет разносторонне изучить язык. Формулировки всех заданий доступны без дополнительных пояснений. В книге много нюансов, позволяющих лучше освоить новую тему. Изложение материала понятное, легкое для восприятия. По моему мнению, очень неплохой вариант учебного пособия.
– Разумовская М.М.
Учебник среднего уровня, в котором содержится много заданий на развитие речи. Не всегда понятна формулировка правил и заданий. Шрифты подобраны не очень хорошо, поэтому тексты и задания могут сливаться. Хотя такая проблема очень часто встречается и в других учебниках. Несколько однообразные задания.
Учебники и пособия по русскому языку, не входящие в школьную программу, но, тем не менее, являющиеся одними из лучших пособий на данный момент:
-Ахременкова Л.А. “К пятёрке шаг за шагом”.
Эти пособия очень удобно построены. Они позволяют при изучении нового материала не забывать старый, давно изученный. Вся система книги рассчитана на повторение и закрепление навыков грамотного письма. Ребёнок (при желании) может пользоваться ей с минимальным привлечением взрослых. Я часто применяю их в своей практике.
https://www.labirint.ru/search/%E0%F5%F0%E5%EC%E5%ED%EA%EE%E2%E0+%EA+%EF%FF%F2%E5%F0%EA%E5+%F8%E0%E3+%E7%E0+%F8%E0%E3%EE%EC/
-Шклярова Т.В. “Русский язык. Учимся в школе и дома”.
А к этим учебникам у меня особое отношение. При всей своей сложности и специфичности (любой работающий с ним должен понять методику автора), это лучшие пособия для изучения русского языка. Автор предлагает метод, который позволит ребёнку писать с минимумом ошибок на основании понимания структуры и логики правописания. Как не сделать ошибку – вот цель методики. В целом, уровень учебника – значительно выше среднего.