Польза телевизора в детском саду
Татьяна Савкина
Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста
Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста
Каждый родитель пытается дать своему ребенку все самое лучшее, наполнить его жизнь интересными и полезными занятиями. К просмотру телевизионных передач отношение весьма неоднозначное. Многие молодые люди уже давно отказались от этого устройства в доме вообще и предпочитают телевидению Интернет. Но для ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста, не так важно, телевизор или интернет, гораздо важнее — стоит или нет.
Однозначного вреда, как и однозначной пользы, просмотр телевизора ребенку принести не может, это понятно даже людям далеким от вопросов воспитания и детского здоровья. Попробуем разобрать все спорные моменты, рассмотреть все плюсы и минусы и определить, стоит ли позволять ребенку смотреть телевизор, а если стоит, то когда и сколько.
Какой вред может принести ребенку просмотр телевизора?
Детям очень нравится смотреть телевизор, они быстро привыкают проводить свое время возле цветного экрана. Хорошо ли это?
С одной стороны, дети получают новую информацию в доступной для них форме, форме мультфильмов или специальных передач, рассчитанных на их возраста и особенности восприятия детьми именно такого возраста. Но с другой стороны, дети попутно получают массу ненужной для них информации. Да и кроме того, даже в детских мультфильмах, к сожалению, присутствуют сцены, которые могут напугать ребенка, научить его чему-то нежелательному. Возможный подтекст, который вкладывали создатели детского контента в свою продукцию, малышами может быть понят совсем не так, как задумывали авторы.
Поэтому важно, чтобы ребенок не оставался один на один с телевизором. Чтобы рядом с ним находился взрослый, который мог бы обратить внимание на поведение героев и вовремя разъяснить, почему такое поведение героя и такие его поступки нехороши.
Постоянный просмотр телевизоране дает развиваться в ребенке очень важным способностям: способности фантазировать и способность самообучаться. «Дети телевизора» не умеют играть в ролевые игры, чаще всего они лишь воспроизводят увиденное на экране в процессе своей игры. Они не придумывают новых персонажей, используя только известных героев, им достаточно той информации, которую они черпают из телепередач, они гораздо в меньшей степени «почемучки», их информационный голод удовлетворяет телевизор.
Печально, но для многих родителей это очень удобно — ребенок занят, он в безопасности, он чему-то там учится, не пристает и не мешает.
Постоянный просмотр телевизионных передач приводит к задержке речевого развития, ведь речь развивается в диалогах, в попытках донести свое мнение, задать свой вопрос, в попытках отстоять свои детские убеждения. А какие диалоги могут быть с телевизором?
Долгое сидение возле телевизора приводит к гиподинамии. А ведь ребенок, особенно ребенок младшего возраста, должен бегать, прыгать, карабкаться, короче говоря, быть подвижным большую часть времени. Это очень важно для его дальнейшего физического развития. Именно в этом возрасте закладываются такие важные физические параметры, как ловкость, выносливость, гибкость.
Во многих семьях, особенно, если в семье ребенок-малоежка, принято совмещать приемы пищи с просмотром телевизора. «Под мультик» очень удобно кормить ребенка. Увлекшись происходящим на экране, малыш съест всё, что приготовила для него мама. Это весьма опасная практика, ведь таким образом у ребенка формируется неправильное пищевое поведение. Еда у ребенка начинает ассоциироваться с развлечением, и может сформироваться привычка переедать, и как следствие переедания и гиподинамии, развиться ожирение.
Длительный просмотр телевизора самым пагубным образом влияет на зрение ребенка. Быстро сменяемые кадры, постоянное дрожание картинки, которые вроде бы не очень заметны, тем не менее мышцы глаза на него реагируют. Строение человеческого глаза таково, что для сохранения зрения 70% времени он должен смотреть вдаль и лишь 30% времени рассматривать то, что находится вблизи. Жители мегаполисов и так лишены возможности соблюдать условия для сохранения здорового зрения, поскольку смотреть вдаль в крупных городах не очень-то удается. А дополнительная нагрузка на зрение в младшем дошкольном возрасте способствует тому, что в школьном возрасте у детей может развиться близорукость.
Просмотр телевизора в режиме нон-стоп приводит к эмоциональной усталости, рассеянности и неспособности сконцентрироваться на предмете просмотра. Если отвлечь ребенка от просмотра, а потом спросить, о чем шла речь в мультфильме или передаче, то ребенок не сможет ответить, потому что внимание его было поверхностным.
Кроме того, некоторые детские мультфильмы и телепередачи у особо эмоционально нестабильных детей способны вызвать проблемы, которые негативно повлияют на их дальнейшую жизнь. Страх темноты, чудовищ, катаклизмов может возникнуть у ребенка после просмотра контента, который не предназначен для детей его возраста. Работать с такими иррациональными страхами очень сложно, порой вырастающие дети тянут их за собой во взрослую жизнь.
Телевизор лишает ребенка и его родителей самого главного — живого общения, без которого между членами семьи не выстроятся правильные отношения, не получится уникальной семейной атмосферы, которую мы, став взрослыми, вспоминаем с теплотой и нежностью.
Неужели всё так плохо?
Конечно же, превращать обычный электронный прибор в деструктивного монстра не стоит. А уж тем более не стоит обвинять телевизор в плохом влиянии на детей. Если использовать его влияние правильно и дозировано, то телевизор может стать неплохим помощником для родителей и добрым приятелем для детей.
Не секрет, что не каждый взрослый человек обладает педагогическим талантом и даром объяснить все доходчиво и понятно. Особенно, если объяснять приходится маленьким детям. В разработке детских передач принимают активное участие педагоги и детские психологи. Сценарии пишутся на определенный возраст, герои для передач подбираются тоже в соответствии с возрастом ребенка, для которого предназначена передача. В передачах для младшего дошкольного возраста используются определенные приемы,облегчающие восприятие ребенком информации: многократные повторения, возвращение к основной теме разговора, для закрепления полученных знаний, сама информация подается в игровой форме, персонажи яркие и легко запоминаются.
Детские передачи могут помочь научить ребенка различать цвета, запомнить названия и предназначения машин, названия домашних, диких и сельскохозяйственных животных. Простейшие песенки и стихи легче запоминаются, если их учить вместе с любимыми героями мультфильма.
Время, проведенное возле телевизора может быть полезным, если телевизор ребенок смотрит вместе со взрослыми. Это время общения, время, когда на примере героев телевизионных передач взрослые могут рассказать детям об этикете, правилах поведения, поговорить о том, как поведение героя выглядит со стороны.
Что делать, чтобы телевизор приносил пользу а не вред?
Во-первых, время, проведенное возле телевизора нужно обязательно дозировать. Младшим дошкольникам достаточно 10-15 минут, этого времени как раз достаточно, чтобы посмотреть пару серий мультфильма для самых маленьких или программу «Спокойной ночи, малыши!» Этого вполне достаточно. Дети постарше должны проводить возле телевизора не больше 30-40 минут.
Во-вторых, родители должны позаботиться о том, что будет смотреть их ребенок и решить, стоит ли ему смотреть этот мультфильм или передачу. Так, например, пугливому ребенку не стоит смотреть на ночь мультфильмы, которые могут вызвать в нем чувство страха, лучше посмотреть что-нибудь спокойное.
В-третьих, родители, по возможности, должны смотреть телевизор вместе со своими детьми. Смотреть, обсуждать увиденное, интересоваться мнением ребенка. Можно использовать героев мультфильмов и передач для развития фантазии ребенка, предложив малышу придумать продолжение истории, которую вы только что посмотрели, а также нарисовать героев, написать им письмо. Например, можно узнать у ребенка, как по его мнению поступил бы тот или иной герой в определенных жизненных ситуациях.
Очень полезны передачи, в которых что-то предлагается сделать своими руками. Совместное с ребенком творчество очень важно в становлении внутрисемейных отношений.
Необходимо заботиться о том, чтобы телевизор не стал чем-то важным и значимым в жизни ребенка, чтобы он не воспринимал его, как единственное и легкодоступное развлечение. И уж тем более, нужно заботиться о том, чтобы телевизор не стал для ребенка фоном на котором он живет.
Когда смотреть телевизор — это самый простой вопрос. Время просмотра определяется родителями в зависимости от склада характера ребенка, семейных предпочтений, режима дня и общей занятости.
Специализированные детские каналы рассчитаны на детей разного возраста, можно найти передачи и мультфильмы, которые будут интересны разновозрастным детям, чтобы они могли их смотреть все вместе.
Подводя итоги, мы можем сказать, что телевизор — это ни хорошо и ни плохо, это инструмент. И как любой инструмент, использовать его нужно с умом.
Консультация на тему:
Ребёнок и телевизор: польза или вред?
Ребёнок и телевизор: польза или вред?
Помните фразу из одного замечательного мультика о том, что сейчас телевизор является лучшим другом человека? И действительно, в наше время сложно представить себе день, прожитый без телевидения и просмотра разнообразных передач и фильмов.
Кроме того, некоторые родители чуть ли не с пелёнок начинают знакомить детей с голубым экраном. Другие мамы и папы категорически запрещают малышу смотреть даже мультфильмы, беспокоясь об его психологическом здоровье.
Психологи осторожно комментируют подобные опасения, считая, что всего должно быть в меру. И в этом помогут чёткие представления о том, с какого возраста и сколько времени может смотреть телевизор ребёнок.
Польза телевидения для ребёнка
Просматривая каналы, можно обнаружить и действительно хорошие телепередачи, созданные специально для детской аудитории. Стоит ли их смотреть и в чём заключается возможный положительный эффект?
- Расширение кругозора. Двухлетки, редко выбирающиеся куда-то дальше песочницы, могут познакомиться с экзотическими животными, узнать о многообразии окружающего мира. Дети постарше сами с удовольствием подбирают программы о путешествиях и приключениях, которые, порой, интереснее обычных энциклопедий.
- Обогащение лексикона. Малыши впитывают информацию, словно губки, поэтому не стоит удивляться появлению в детском словарике как высокохудожественных слов, так и жаргонизмов. Правильный же подбор телевизионных передач помогает развить у ребёнка грамотную речь.
- Приобщение к историческим и литературным источникам. Подростки не всегда с энтузиазмом читают произведения классиков. Удачные экранизации помогут восполнить пробел в образовании, а наиболее яркие режиссёрские работы заставляют детей самостоятельно прочитывать и изучать книги без понукания и постоянного напоминания родителей и учителей.
Таким образом, нецелесообразно запрещать ребёнку смотреть телевизор. Но не стоит отмахиваться и от многочисленных неприятных последствий, к которым приводит постоянное сидение перед экраном.
Чем вреден телевизор?
Обычно вред телевидения для ребёнка заключается в чрезмерной продолжительности просмотра. Не секрет, что некоторым родителям гораздо проще занять детей телевизором, чем придумывать для них новые развлечения. Какие негативные моменты скрываются в излишнем увлечении ТВ?
- Телепередачи дают большую нагрузку на психическую и эмоциональную сферу ребёнка. Установлено, что чрезмерно увлечённые телевизором дети отличаются неустойчивой психикой, раздражительностью, обидчивостью. Кроме того, из-за неправильного расположения перед экраном снижается острота зрения.
- К сожалению, на многих телеканалах встречаются передачи и фильмы, изобилующие ненормативной лексикой, сценами насилия, эротики. Ребёнок, оставленный один на один с пультом, обязательно наткнётся на подобные нежелательные программы.
- Телевидение – это яркий мир, намного привлекательнее и интереснее обыденности. Судите сами, современные телешоу демонстрируют подросткам важность материальных благ, праздного образа жизни, быстрого успеха. Ребёнок формирует своё мировоззрение на основе глянца и гламура, не в силах противостоять яркой обложке.
Не следует забывать и о вреде малоподвижного образа жизни, к которому присоединяется ожирение. Дети, увлечённые происходящим на экране, не следят за объёмом съеденных порций. Врачи уже бьют тревогу из-за растущего числа маленьких толстяков.
Конечно, доводить ситуацию для тяжёлых случаев не стоит. Важно знать, с какого возраста разрешено смотреть телевизор малышам, сколько времени ребёнок может находиться перед экраном, какие передачи нужно включать детям и как можно контролировать отсмотренные передачи. Обо всём этом мы и поговорим дальше.
Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?
Мнение учёных (физиологов, психологов, диетологов) однозначно – просмотр телевизионных передач в детском возрасте должен быть строго регламентирован. Особенно это относится к совсем маленьким или очень чувствительным ребятишкам.
Так, телевизор и грудничок несовместимы. Дети до года не должны смотреть телевизор, а если без этого не обойтись, важно ограничивать просмотр 15 минутами в сутки. В ином случае возможно ухудшение здоровья, появление задержек в речевом и эмоциональном развитии. Кстати, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие!
Детей младше 3-х лет лучше не приобщать к телевидению (это рекомендует Всемирная организация здравоохранения), но всё же допустимо показывать мультфильмы и специальные детские программы до 30 минут в день. Родителям обязательно нужно находиться в этот момент рядом, чтобы объяснить поступки персонажей и причинно-следственные связи. К 5 годам время увеличивается (до часа в день), а «репертуар» расширяется. Познавательные передачи принесут больше пользы, чем вреда.
На родительский вопрос, когда ребёнку разрешено смотреть телевизор, однозначный ответ дать нельзя. Идеальный вариант – жёсткое ограничение количества проведённого перед экраном времени до школьного возраста. Но и после исполнения 7 лет необходимо контролировать как продолжительность «сеанса», так и качество просмотренного материала.
Как правильно смотреть телевизор?
Расстояние от экрана до детских глаз – крайне важный показатель для нормального развития зрительной системы ребёнка. Чтобы рассмотреть изображение на экране, дети напрягают глаза. Это рефлективное действие, которое не зависит от детского сознания. При постоянных подобных нагрузках может появиться близорукость.
Чтобы предупредить проблемы со зрением, нужно правильно рассчитать расстояние до экрана. Чем больше в нём дюймов (сантиметров), тем дальше от телевизора должен находиться ребёнок. Минимальное расстояние – три метра.
Помимо этого, ребёнок должен смотреть на экран прямо. Дело в том, что когда малыш разглядывает происходящее в телевизоре снизу вверх, напрягаются не только глазные мышцы, но и шейная и позвоночная мускулатура. Нельзя разрешать ребёнку сидеть на полу перед телевизором, необходимо посадить его на стул, расположенный на определённом расстоянии. Не следует обольщаться и рекламой новомодных «плазм», которые якобы предохраняют зрение от перегрузок.
Важно следить и за освещённостью в помещении, не разрешая ребёнку просматривать телевизионные передачи в темноте или при приглушённом свете. Контраст между ярким экраном и тёмной комнатой может привести к головной боли, рези и красным глазам.
Контроль за ребёнком
Сегодня производители телевизионной продукции заботятся и о маленьких зрителях, предлагая им качественный детский контент. Цифровое телевидение предлагает специализированные каналы, которые в режиме нон-стоп транслируют мультики, детские фильмы и развивающие передачи.
Однако существует риск того, что ребёнок не захочет ограничиться только адресованным ему телеконтентом. Вот почему особенно актуальным становится вопрос контроля того, что будут смотреть дети, оставшись один на один с телевизором.
Ребёнок подрастает, а вместе с ним меняется и перечень разрешённых телеканалов. Сначала там будут мультфильмы, а затем добавятся каналы о животных, природе и путешествиях.
Кроме того, можно и заблокировать нежелательные телеканалы. Это можно сделать самостоятельно, зайдя в меню (подробные инструкции есть в интернете), а можно обратиться в службу поддержки провайдера, указав, что именно вы хотите ограничить.
Как отучить ребёнка от телевизора?
Постоянный просмотр телевизора – уже сложившаяся привычка, от которой отучить ребёнка не так-то просто. Дети, привыкшие часто и подолгу сидеть перед голубым экраном, могут и не согласиться с родительскими доводами о вреде этого прибора. Какие существуют правила по отучению от телевизора?
- Самое главное правило – родители сами должны включать его очень и очень редко. Ребёнок перенимает привычки от мамы и папы, вот почему отучить его от просмотра мультиков и передач можно только отказавшись от них самому.
- Не следует воспринимать телевизор в качестве няни. К сожалению, многие мамочки считают это полезное приспособление своим главным помощником. Они надолго оставляют маленьких детей с включёнными мультиками, отправляясь готовить, прибирать, заниматься другими делами.
- Фоновый режим работы телевизора – не самый удачный выбор для родителей, желающих отучить ребёнка от чрезмерного увлечения голубым экраном. Нужно сразу же после просмотра мультфильма или передачи выключать электроприбор.
Итак, телевизор способен принести как пользу, так и вред в вопросе воспитания ребёнка. Главное для родителей – предупреждать возможные нежелательные последствия, ограничивая время нахождения детей перед экраном. Кроме того, нужно позаботиться и о правильном выборе телевизионных программ, мультиков и развивающих передач. И, конечно, следует помнить и о том, что никакой современный гаджет не заменит живого семейного общения, совместных прогулок на свежем воздухе и откровенных разговоров по душам!
Подготовила педагог-психолог: Арутюнян Ася Владимировна
Консультация для родителей
на тему:
«Вред и польза от просмотра
телевизора для детей»
В каждом доме есть телевизор и часто, не один, а несколько. Его используют в семье как средство развлечения и получения информации. Но с появлением в доме ребенка многие родители задаются вопросами: как влияет телевизор на развитие и здоровье ребенка? В каком возрасте ребенку рекомендуется смотреть телевизор?
Большинство родителей твердо убеждены в том, что просмотр телевизора ребенком в период его активного развития негативно сказывается на его еще не сформировавшейся психике. Поэтому никакой пользы от телевизора нет, только вред. Однако в последнее время большинство психологов склонны к иному утверждению, заключающемуся в том, что полное ограждение ребенка от просмотра телевизора, как самого доступного средства массовой информации, не способствует полноценному развитию его познавательных качеств и коммуникабельности.
Конечно, не стоит забывать об отрицательном влиянии от просмотра телевизора ребенком.
Телепередачи дают большую нагрузку на психическую и эмоциональную сферу ребёнка. Установлено, что чрезмерно увлечённые телевизором дети отличаются неустойчивой психикой, раздражительностью, обидчивостью. Кроме того, из-за неправильного расположения перед экраном снижается острота зрения.
Вторая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу.
Еще одна опасность телевидения — в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах — думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения со сверстниками нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы ни занимался ребенок, его обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится игра и т.д. А в ситуации «общения» с телевизором ребенок остается ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.
Несмотря на это, рациональный подход к организации просмотра телевизора ребенком может быть прекрасным помощником в процессе воспитания.
Польза телевидения для ребенка.
Расширение кругозора. Двухлетки, редко выбирающиеся куда-то дальше песочницы, могут познакомиться с экзотическими животными, узнать о многообразии окружающего мира. Дети постарше сами с удовольствием подбирают программы о путешествиях и приключениях, которые, порой, интереснее обычных энциклопедий.
Обогащение лексикона. Дети впитывают информацию, словно губки, поэтому не стоит удивляться появлению в детском словаре как высокохудожественных слов, так и жаргонизмов. Правильный же подбор телевизионных передач помогает развить у ребёнка грамотную речь.
При просмотре различных документальных фильмов, кино, мультфильмов ребенок испытывает различные эмоции, учится их контролировать. На примере героев мультфильмов малыш начинает понимать что плохо, а что хорошо, и делать соответствующие вводы, которые в будущем могут ему помочь. Одновременно с этим ребенок стремится к тому, чтобы находиться на одной ступени развития со своими сверстниками, как говорится, идти в ногу со временем, поэтому следит за новинками в телевизионном мире.
Очень важным остается вопрос о том сколько и как правильно смотреть телевизор ребенку.
Мнение учёных (физиологов, психологов, диетологов) однозначно – просмотр телевизионных передач в детском возрасте должен быть строго регламентирован.
Детей младше 3-х лет лучше не приобщать к телевидению (это рекомендует Всемирная организация здравоохранения), но всё же допустимо показывать мультфильмы и специальные детские программы до 30 минут в день. Родителям обязательно нужно находиться в этот момент рядом, чтобы объяснить поступки персонажей и причинно-следственные связи. К 5 годам время увеличивается (до часа в день), а «репертуар» расширяется. Познавательные передачи принесут больше пользы, чем вреда.
Расстояние от экрана до детских глаз – крайне важный показатель для нормального развития зрительной системы ребёнка.
Чтобы предупредить проблемы со зрением, нужно правильно рассчитать расстояние до экрана. Чем больше в нём дюймов (сантиметров), тем дальше от телевизора должен находиться ребёнок. Минимальное расстояние – три метра
Помимо этого, ребёнок должен смотреть на экран прямо.
Важно следить и за освещённостью в помещении, не разрешая ребёнку просматривать телевизионные передачи в темноте или при приглушённом свете. Контраст между ярким экраном и тёмной комнатой может привести к головной боли, рези и красным глазам.
Итак, телевизор способен принести как пользу, так и вред в вопросе воспитания ребёнка. Главное для родителей – предупреждать возможные нежелательные последствия, ограничивая время нахождения детей перед экраном. Кроме того, нужно позаботиться и о правильном выборе телевизионных программ, мультиков и развивающих передач. И, конечно, следует помнить и о том, что никакой современный гаджет не заменит живого семейного общения, совместных прогулок на свежем воздухе и откровенных разговоров по душам!
https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=1367523..
Подготовила: Добрикова А. Ю