Польза танцев в развитии детей
Танцевальные занятия приносят детям массу пользы. Танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положительных эмоций, но и гармонично и разносторенне развиваются. О том, чем же полезны занятия танцами для дошкольников, а также в каком возрасте можно отдавать ребенка в школу танцев, мы поговорим с Вами сегодня.
Физическое развитие
Дети, которые регулярно занимаются танцами, обладают крепким здоровьем. Грамотно подобранные физические нагрузки и активность способствуют:
- Укреплению всех групп мышц;
- Формированию правильной осанки;
- Развитию выносливости;
- Улучшению работы сердца и легких, укреплению сосудов;
- Развитию координации движений, «мышечной памяти»;
- Развитию гибкости и пластики;
- Развитию ловкости и быстроты реакции.
Правильное выполнение танцевальных движений требует немалых физических усилий, но, в отличие от спорта, танцы практически не травмоопасны и не имеют противопоказаний.
Интеллектуальное развитие
Может казаться, что активные виды деятельности мало влияют на интеллектуальное развитие детей. Но это совершенно не так! Заучивание движений и их комбинаций отлично тренирует память дошкольников, а необходимость постоянно следить за музыкой, педагогом и товарищами прекрасно развивает внимание. Танцевальные занятия формируют пространственное мышление, кроха быстрее учится воспринимать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «сбоку», «посередине», «над», «под», «перед», «за» и так далее. Чтобы перевоплатиться в образ, необходимый для танца, ребенок активно использует воображение. В целом, интеллект – это способность приспосабливаться к новым условиям и быстро обучаться. На занятиях дети не только исполняют заранее подготовленные танцы, но и часто импровизируют. Познавая себя и возможности своего тела, малыш создает фундаментальную базу для новых открытий.
Художественно-эстетическое развитие
Танцы прививают дошкольникам любовь к искусству, чувство прекрасного, а также открывают перед ними новый способ восприятия мира – через музыку и движения. Многообразие форм передачи чувств формируется благодаря погружению в различные образы. С помощью пластики и художественного движения дети учатся выражать свои творческие задумки, настроения, мысли. У малышей также развивается музыкальных слух и чувство ритма. Танцевальные занятия, несомненно, способствуют художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Единство движений и музыки – это особенный способ восприятия мира, который открывается перед малышом во время занятий танцами и остается с ним на всю жизнь.
Развитие личностных качеств
Слушание музыки вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе, его эмоциональной сферы, ведь в ней заложено множество переживаний, эмоций, чувств, событий. Благодаря танцам дети узнают себя, хорошо ориентируются в своем внутреннем мире. Кроме того у малышей формируются такие качества, как:
- Артистичность;
- Креативность;
- Навыки публичных выступлений;
- Активность;
- Уверенность в себе;
- Самоконтроль;
- Дисциплинированность;
- Целеустремленность;
- Настойчивость.
Развитие навыков общения
Занятия танцами помогают детям улучшить свои коммуникативные навыки. Малыши обычно без труда заводят новые знакомства, ведь атмосфера, которая царит на танцах, располагает к тесному эмоциональному общению. Даже застенчивые и необщительные дети раскрепощаются и быстро вливаются в коллектив. В основном, танцы – это командная работа, поэтому у дошкольников формируется чувство доверия к окружающим, а также развиваются навыки взаимодействия с другими людьми, умение находить общий язык со сверстниками. На хореографии детей учат выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов, и это очень помогает им лучше понимать, что чувствуют другие люди.
В каком возрасте можно начинать заниматься танцами?
Каждый родитель хочет, чтобы его кроха активно и полноценно развивался, поэтому практически с самого рождения малыша задумывается о том, в какой кружок отдать ребенка. Большинство секций ведут набор детей старше 4 лет. Но танцы – это именно те занятия, которые подойдут малышам уже с 2-3 лет. Это обуслевлено уровнем физического развития детей данного возраста и их потребностями. В 2 года дети обычно обожают всё, что связано с движением. Они практически без остановки могут бегать, прыгать, преодолевать препятствия. По мере формирования вертибурярного аппарата развивается способность удерживать равновесие. К 3 годам движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. С 4-5 лет дошкольникам доступны сложные двигательные навыки, требующие хорошей физической подготовки, ловкости, гибкости и быстроты реакции. Конечно, дети дошкольного возраста, в большинстве случаев, не могут освоить сложную хореографию и добиться высоких результатов. Но занятия танцами под руководством профессионального и внимательного педагога позволят малышу проявить себя и полностью удовлетворить свою потребность находиться в движении, а также подготовить базу для будущих побед. Чтобы точно определиться, готов ли малыш к танцвальным занятиям, можно задать себе следующие вопросы:
- Как ребенок предпочитает проводить свое свободное время? Он любит подвижные или спокойные игры?
- Как малыш переносит физические нагрузки?
- Сможет ли он слушать педагога и выполнять его требования?
- И самое главное: нравится ли ребенку танцевать? Чтобы выяснить это, Вы можете просто понаблюдать за крохой или предложить ему потанцевать вместе с Вами.
Малышей 2-4 лет, наряду со старшими дошкольниками, можно смело отдавать на танцы, так как на этом этапе происходит активное физическое развитие, однако всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Выводы
Когда перед родителями встает выбор, в какую секцию или кружок отдать малыша, многие выбирают именно танцы. И это именно то, что нужно детям раннего и дошкольного возраста. Танцевальные занятия вносят большой вклад в физическое, интеллектуальное, личностное, социальное и эстетическое развитие ребенка. У детей, занимающихся танцами, формируются навыки самоконтроля, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками, слушать преподавателя. Отправляясь в школу, ребенок будет психологически подготовлен к новым для него условиям.
Заключение
В Монтессори-клубе «Созвездие» танцевальные зантия проводятся для мальчиков и девочек от 2 до 7 лет. Воспитанники младшей группы учатся слаженно работать в коллективе и осваивают самые простые движения. Старшие танцоры разучивают более сложные композиции, знакомятся с такими средствами выразительности, как пластика, пантомима и мимика. Кроме художественных моментов мы уделяем большое внимание развитию общей физической подготовки, стимулируем координацию движений, гибкость и выносливость. Мы с уважением относимся к физическим и эмоциональным резервам каждого ребёнка, поэтому в случае необходимости корректируем темп работы, делаем перерывы, даём возможность импровизировать. На наших занятиях малыши получают удивительный заряд положительных эмоций. Приходите и убедитесь в этом сами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Здоровьесбережение в хореографии.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов. Резервные мощности организма и всей физиологии необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое, при физических и психическихнагрузках, а также для повышения иммунитета.Только в здоровом человеке все эти составляющие развиты гармонично, что позволяет ему постоянно самосовершенствоваться.
Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства и юношества. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост, формируются основные черты характера, необходимые навыки, опорно-двигательный аппарат. Поэтому очень важно воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который бы способствовал формированию осознанной потребности в здоровье как залога будущего благополучия и успешности.
С красотой и успехомвсегда ассоциируется человек с правильной осанкой. Она в дальнейшем может воспитать «духовную осанку» (чувство собственного достоинства), которая является «хордой» развития личности. На состояние осанки влияет состояние позвоночника и поддерживающего его мышечного корсета. Известно, чтокаждому позвонку соответствует один или пара органов, здоровье которых находится в прямой зависимости от состояния позвоночного столба. При правильной осанке происходит полное кровоснабжение внутренних органов,сердце полностью насыщается кислородом и меньше изнашивается с возрастом. Организм находится в тонусе и активно выполняет возложенные на него задачи.Чем сильнее мышцы, тем проще им удерживать позвоночник в правильном анатомическом положении.
Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Потребность в движении у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Это очень важно – как ребенок будет двигаться по жизни, на столько и будет здоров. Именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать двигательный опыт и возможность выразить себя в активном современном мире.Мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским.
Танцевальные упражнения исторически считаются эффективным средством выражения своего внутреннего мира, своих переживаний.Необходимо отметить, что танец исторически считается эффективным средством оздоровления организма. Философами Древней Греции Гиппократом, Платоном и многими другими была приведена веская аргументация значения танца и его влияния на организм человека.
Римский писатель Ювенал, английский философ Джон Локк, французский просветитель Жан Жак Руссо и многие другие говорили иносказательно о стремлении к гармоничному развитию: только в здоровом теле возможен здоровый дух.
Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры, медицины, свидетельствует, что занятия танцем действительно оказывают серьёзнейшее воздействие на формирование опорно-двигательного аппарата (Васильева Л. Ф, Ваганова А.Я, Котельникова Е. Г, ЗвёздочкинВ.А, Фомин А.С и другие).
Мы все хотим быть здоровыми, красивыми и
Нынешнее юное поколение нуждается в активном досуге сильнее взрослых, ведь дошкольникам и подросткам необходимо выбрасывать лишнюю энергию. Танцы – это отличный вариант времяпрепровождения, ведь у детей появляется возможность освоить навыки ритмики и пластики. Танцевальные занятия помогают укрепить организм и способствуют физическому развитию, но самое главное – они избавляют ребенка от накопившегося школьного стресса. Благодаря урокам танцев можно избавиться от негативных эмоций, а также научиться работать в команде. В результате посещение танцевальной школы способно преобразить вашу дочку или сына не только внешне, но и внутренне.
Почему танцы полезны для детей?
Когда мы говорим о любой физической активности (и танцы – не исключение), то обычно подразумеваем положительный эффект для тела. Танцевальные занятия действительно сказываются на развитии ребенка, его здоровье и состоянии организма:
- Формируется правильная осанка, улучшается походка;
- Фигура становится стройной и подкаченной за счет укрепления мышц;
- Возрастают показатели гибкости, выносливости, улучшается координация движений;
- Позвоночник укрепляется вместе с мышечным корсетом, пропадает напряжение в спине;
- Стабилизируется кровообращение, а также работа суставов и сосудов;
- Налаживается правильное дыхание, за счет чего поддерживается точная работа сердца;
- Улучшается общий тонус организма.
В Артель более 7 направлений танцев для детей и взрослых.
Рассуждая о пользе танцев, нельзя ограничиться эффектом общего оздоровления. Гораздо важнее, что занятия в танцевальной школе оказывают позитивное влияние на психологическое состояние ребенка.
- Дети учатся работать и общаться со своими сверстниками, они развивают коммуникативные навыки и учатся быть по-настоящему командными игроками.
- В то же время танцы помогут развить замотивированность ребенка по жизни, укрепить его самооценку и пробудить в нем лидерские качества.
- Дети становится раскрепощенными, веселыми, забывают о неуверенности и страхах. Юные танцоры учатся терпеливо относиться к разного рода неудачам и продолжать идти к успеху.
- Регулярное участие в тренировках и соревнованиях делает каждого ребенка дисциплинированным и целеустремленным.
Любой танцевальный стиль способен раскрыть потенциал ребенка и пробудить в нем спящие таланты. Дети начинают слышать и слушать музыку, понимать ее и чувствовать ритмические нюансы. Танцы также оказывают огромное влияние на формирование эстетического вкуса у подростков, поскольку ученики с ранних лет начинают следить за опрятным внешним видом.
Основные виды танцев для детей
Если родители приняли решение записать своего ребенка на танцевальные занятия, следующий возникающий вопрос – это выбор конкретного направления. Существует множество разновидностей танцев, в каждой из которых – свои нюансы и особенности. Некоторые из направлений больше подходят застенчивым и романтичным детям, а другие – энергичным маленьким модникам. Поэтому при выборе танцев стоит ориентироваться на характер дочери или сына, а также учитывать, что для выступлений может потребоваться специальная одежда. Более того, некоторые занятия могут проходить в специальной обуви, о которой тоже надо позаботиться заранее.
- Современные танцы. В эту категорию входят различные модные направления, востребованные не только в России, но и заграницей. Модерн и контемпорари развивают актерские навыки у ребенка, добавляют пластичности и гибкости его телу. Профессиональные танцоры в этих направлениях часто становятся именитыми тренерами за рубежом.
- Брейк-данс и хип-хоп. Эти танцы вышли из современного направления, но сегодня их уже считают классикой уличного стиля. Такая танцевальная техника востребована у мальчиков, тем более что она требует физической выносливости и силы. Хип-хоп и брейк-данс делают учеников уверенными в себе, мужественными и модными. Привести ребенка на такое занятие стоит в 7-9 лет.
- Балет. Настоящее танцевальное искусство способно стать призванием как мальчиков, так и девочек уже в самом раннем возрасте – с 4-5 лет. Балет является основой для многих других танцевальных направлений, поскольку способствует воспитанию в ребенке дисциплины и выносливости, самоконтроля и упорства. Кроме того, в балете можно сделать мировую карьеру.
- Джаз-фанк. Это направление танца завораживает публику за счет сочетания совершенно разных движений. Здесь есть место плавности и резкости, нежности и легкой агрессивности. Танец делает ребенка пластичным и гибким, ведь в нем множество скольжений, выгибаний и волн. Это очень креативное направление, в котором есть место для интересных импровизаций. Джаз-фанк способен стать любимым танцем и у девочек, и у мальчиков.
- Эстрадные и народные танцы. Это очень большая группа танцев, связанная с активным общением в коллективе. Такие танцы почти всегда массовые, поэтому у ребенка будет прекрасная возможность завести новых друзей. Плюс еще и в том, что подобные выступления сопровождаются театрализованными элементами, так что дети могут осваивать навыки актерского мастерства. Эстрадное и народное танцевальное направление поможет ребенку стать харизматичным и избавиться от застенчивости. Отдавать детей на такие занятия стоит с 4 лет.
- Бальные танцы. Это спортивное направление для работы в паре. Такие танцы одни из самых популярных у родителей, ведь они учат подавать себя, развивают грацию, улучшают навыки коммуникации. Бальные танцы также помогают в контроле над движением и ощущением баланса, улучшают концентрацию внимания. Отдать ребенка на такое направление можно с 5 лет, но не позже 12 лет.
- Танцы в восточном стиле. Данное направление особенно востребовано у девочек, ведь оно помогает развить пластику и гибкость. Восточные танцы помогают стать женственной и грациозной в любом возрасте. К тому же такие занятия корректируют фигуру, формируя пресс и накачивая мышцы живота. Отдавать на восточные танцы стоит детей в период 5-7 лет.
Танцевальная одежда
Выше уже говорилось о том, что любое направление в танце нуждается в соответствующем сценическом наряде, а также в костюмах для тренировок. Иногда может понадобиться даже дополнительная атрибутика.
Если говорить о ярких одеяниях для соревнований, то здесь родителям придется подготовиться заранее:
- Латиноамериканские танцы – это обязательные девичьи короткие платья с пышной юбкой и эффектным вырезом на спине;
- Хип-хоп и брейк-данс – широкие штаны или шорты, свободные футболки, топы и рубашки;
- Народные танцы – это яркие тематические костюмы с национальными орнаментами;
- Бальные танцы – классический наряд;
- Балет – белоснежная пачка для девочек;
- Восточные танцы – костюм с блестящей юбкой и пайетками.
Одежды для танцев добавляет ребенку уверенности и комфорта на занятиях, а также улучшает его прогресс обучения, ведь исключает скованность в движениях. Наряд для ежедневных занятий должен быть удобным, прочным и качественным, а сценический костюм вполне может быть экстравагантным и многослойным.
/Запись на урок и танцев для детей и подростков здесь/
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением и изобразительным искусством, имеющими свое постоянное место в сетке школьного расписания, танец, несмотря на усилия известных педагогов, хореографов, психологов и искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов образования школьника. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия хореографией призваны: развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю и укреплять здоровье детей. А также развивать чувства ритма, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов, учить радоваться успехам других и вносить вклад в общи успех.
Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Речь может идти о своеобразной хореотерапии – методе, разработанном и апробированном в последние годы
Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше, чем начал говорить. Желание танцевать выражало потребность передавать окружающим свои чувства, эмоции с помощью тела. Для человека первобытного общества танец был способом мышления, способом жизни – почти все важные события в жизни отмечались танцами: рождение, смерть, война, исцеление больного и тд. Через танец люди молились появлению дождя, солнца, плодородию, защите и пр. Танец был не просто связан с жизнью, а был самой жизнью. Например, в Древней Греции муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон божеств. В Индии, в соответствии с индуистской легендой, мир был создан танцующим богом Шивой. На Востоке – танец воспринимается, как нечто божественное, что человек однажды получил от богов в дар.
Самое главное, что нет людей, которые не танцуют. Естественно, имеется ввиду не профессиональный танец, где есть свои правила, многочисленные па и определенные движения, а танец, лишенный всяких правил, в котором танцует только тело, а разум отключается. Такие танцы обычно можно встретить на танцевальных площадках (дискотеки, клубы и пр.) и улицах.
Танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается как умеет. В любом случае танец – это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или страстный
Танцевальное творчество как таковое занимает важное место в духовном и нравственном воспитании детей, подростков и молодёжи. Творческие коллективы хореографической направленности являются одним из самых популярных и востребованных обществом направлением досуговой деятельности, дополнительного образования и профессиональной ориентации детей и молодёжи. В связи с этим, трудно переоценить значение профессионального педагогического мастерства для руководителя хореографического коллектива. В своей работе руководитель такого коллектива решает огромное множество задач. Танцевальное искусство само по себе является многогранным, хореограф должен разбираться практически во всех сферах: искусстве, образовании, педагогике, психологии, экономике и т. д. Он должен любить свою работу.
Дети, танцевать точно любят, им весело, они радуются, представляют себя в разных образах, фантазируют и развиваются. Они учатся целеустремленности, за счет стремления научиться, добиться правильного исполнения того или иного движения, той или иной манере определенного стиля танца. Детям интересно данное художественное направление, танцуя они раскрываются, расслабляются и выплескивают избыток энергии. Если ребенок серьезно увлечен танцем, то значит ему есть к чему стремиться, чем заниматься, на кого равняться. В итоге конечный результат будет радовать всех, но в первую очередь – детей и педагога. Танец важен для детей, поэтому танцевальное искусство необходимо развивать, создавать хореографические кружки и коллективы, в школах, домах досуга и тп.
Занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать силу волю, коммуникабельность и развить творческий потенциал. Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует навыки ориентирования в пространстве и развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения, способности и препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитать в ребенке хороший музыкальный слух и чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением. Через тренировку каждого нового движения ребенок развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, то каждый шаг в развитии даст органам чувств (в особенности слуху, осязанию и зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации.
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития детей. Оно обобщает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка и делают его поведение естественным и красивым. Настоящий танец – это истинный праздник для души и тела. Таких праздников существует огромное многообразие – это балет и бальные танцы, рок-н-ролл и сальса, румба и танго, белли-данс и классический вальс
Есть хорошая африканская пословица «Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать». Все мы умеем танцевать, в каждом из нас живет танцор, и он хочет танцевать. Танцу не надо учиться, все происходит очень просто. Для этого нужно только на время уединиться и поставить музыку, которая вам нравиться, забыть обо всем, что тревожит, и просто расслабиться. Да, и надо знать, что вы танцуете не для кого-то, а просто танцуете, и ваш танец – это своего рода исчезновение из этого мира.
Запись детей и подростков на любые виды танцев ЗДЕСЬ.
Автор: Вавилова Л.Ю.,
педагог ОДОД ГБОУ лицей 384
Кировского района Санкт-Петербурга