Польза сомнительна а вред очевиден
.jpg)
Насколько совместимы в системе высшего образования две рациональности — академическая и экономическая? Что будет делать философия на “поле битвы за учебный план”? С этими и подобными им вопросами 24 апреля разбирались в Вышке на совместной русско-французской конференции “Философские проблемы образования: университетская система в России, Франции и Германии”, организованной ГУ-ВШЭ и университетом Париж-IV Сорбонна.
Насколько совместимы в системе высшего образования две рациональности — академическая и экономическая? Что будет делать философия на “поле битвы за учебный план”? С этими и подобными им вопросами 24 апреля разбирались в Вышке на совместной русско-французской конференции “Философские проблемы образования: университетская система в России, Франции и Германии”, организованной ГУ-ВШЭ и университетом Париж-IV Сорбонна (Франция).
— Сегодня мы живем в ситуации, которую описывают, как кризис, — сразу расставил все точки над “i” декан философского факультета ГУ-ВШЭ профессор Алексей Руткевич. — Конечно, кризис бывает переходом от больного состояния к здоровому, но пока все, кто занимается проблемами образования, как в Западной Европе, так и у нас, в один голос говорят о другом. Система высшего образования на редкость неэффективна.
— Философию образования в России, — отметила доцент факультета философии ГУ-ВШЭ Анастасия Энговатова, — на сегодняшний момент нельзя назвать развитой, о чем свидетельствует и небольшое количество значимых публикаций по данной проблематике, и фактическое неучастие философов в реформировании современного университета. Явное преимущество в решении традиционных философских вопросов – о целях, ценностях, идеалах, миссии университета – давно в нашей стране принадлежит экономистам, социологам, политологам и прочим практикам. С одной стороны, эта тенденция имеет свои положительные результаты, а с другой – ставит вопросы о компетентности философов и их способности к участию в решении общегосударственных задач. Однако университет – это социальный институт, а потому не только административные, экономические и прочие прикладные аспекты важны для выработки государственной политики в его отношении, но и философские разработки и рекомендации.
Поэтому конференция имеет своей целью начать процесс интеграции тех, кто занимается или начинает заниматься философией профессионально, в дискуссионное пространство, в котором университет является важнейшим предметом обсуждения. Такая постановка вопроса ставит перед философами задачу осмысления того, что представляет собой университет как объект государственной политики (помимо его экономической и управленческой составляющей), а также их взаимоотношения и взаимная потребность.
— Мы все понимаем, что система образования — это одна из тех областей, где очень остро стоят вопросы морали, в частности, справедливости, — продолжил профессор Руткевич. — Господь Бог или Природа, как кому больше нравится, распределяют умственные способности людей независимо от их социальной принадлежности или финансового положения.
— В демократическом обществе в соответствии с принимаемыми этим обществом принципами все должны иметь возможность поступить в университет, — согласился Жоффруа Лово, докторант факультета философии университета Париж-IV Сорбонна. — В строгом смысле, университет — это социальный институт, в задачи которого, в первую очередь, входит формирование интеллектуальных элит. И необходимо четко себе представлять, в какой степени структура университета, определенная через требования академической рациональности, нуждается в реформировании.
По стопам Вильгельма Гумбольдта
Проекты университета XXI века в большинстве своем разительно напоминают соответствующие проекты века XIX. Подавляющее большинство современных рецептов преодоления университетского кризиса по сути повторяют рекомендации Вильгельма Гумбольдта.
Сам Гумбольдт полагал, как отметила в своем докладе аспирантка факультета философии ГУ-ВШЭ Анна Завалей, что в стенах университета культурное знание (поступательное движение объективной науки) должно быть соединено с культивацией субъекта (с духовным и нравственным воспитанием).
В соответствии с этим план Берлинского университета, разработанный философом, включал в себя фундаментальную реорганизацию дискурса знания. Ведь, как замечал Гумбольдт, автономии философской рефлексии угрожает, с одной стороны, Сцилла чистого досуга (полное отсутствие направления), с другой — Харибда утилитарности (безоговорочное следование направлению, заданному государством).
В настоящее время они несколько изменили свои личины. Согласно Жоффруа Лово, сегодня необходимо балансировать между двумя типами рациональности, которые отныне определяют всю систему получения знания: академической и экономической.
— Университет является ядром современного демократического общества, — расставил акценты г-н Лово. — Потому что он позволяет достичь определенного социального и профессионального статуса. Но при демократическом строе на структуру университета влияют два момента.
Первый связан с политическими потребностями, характерными для развитых демократических обществ. Хотя республиканский идеал и проговаривает, что образование должно воспитывать только самых одаренных и самых достойных, он, тем не менее, обязывает принимать в расчет чаяния каждого. Это несоответствие между т.н. “массовостью” студентов и индивидуализацией образовательного процесса порождает проблему демократизации университетов.
Второй момент связан с экономическим развитием индустриальных обществ. Университетское образование обязано все глубже и глубже встраиваться в систему свободной рыночной экономики, что подразумевает зависимость образования от экономических механизмов. Но тут возникает новая дилемма: одна из основных функций университета заключается в воспитании интеллектуальной элиты, которая производит знание (академическая рациональность). Но в то же время общество нуждается во все большем числе специалистов, обладающих определенных набором компетенций, что влечет за собой массовость образования (экономическая рациональность).
Люди, занимающиеся философией, вынуждены ее преподавать
Для людей, занимающихся системой высшего образования во Франции, на первый план выходят вопросы, затрагивающие различные аспекты современного университета. И во Франции эти вопросы находятся в ведении политической философии, которая всегда носила там прикладной характер.
В России же философское образование практически не развито. По этой тематике существует совсем небольшое количество серьезных публикаций, но фактически философы не участвуют в решении вопросов, связанных с реформированием университетов. Для наших философов и преподавателей философии более насущным является вопрос о философии как университетской дисциплине.
— Мы имеем образовательный государственный стандарт, — заметила Елена Карпенко, доцент факультета философии ГУ-ВШЭ, — который предлагает подготовку универсального образованного интеллектуала, специализирующегося в той или иной области знаний.
Согласно этому стандарту курс философии на нефилософских факультетах читается на первом-втором курсах и на протяжении одного, максимум двух семестров. Данный стандарт также определяет содержательную часть курса.
— В этих рамках сегодня в России вынуждена существовать философия, — продолжила г-жа Карпенко. — Отсюда возникает проблема для меня как для преподавателя философии на нефилософском факультете, и проблема эта имеет три уровня.
Первый уровень — антропологический. Студенты первого-второго курсов университета все еще находятся в процессе социализации и потому способны воспринимать философию либо в форме развлекательного дискурса, либо в форме обычного разговора о жизни.
— Философия представляется им беспредметным разговором ни о чем, — поделилась своим опытом доцент философского факультета Вышки, — который может поддерживаться людьми, интеллектуально готовыми. А именно такими они себя считают. Говорение как таковое является основанием для подтверждения студентом его собственного существования.
Второй уровень проблемы — профессиональный. Философ должен решить, что и как надо преподавать. Но отвечая на этот вопрос, ему придется выбирать между профессиональными требованиями, предъявляемыми к нему со стороны образовательного стандарта и специфики факультета, на котором он преподает, и профессиональной идентичностью.
На третьем уровне необходимо определить, чему философия, в принципе, может научить юриста, экономиста или инженера. Культурный уровень и уровень духовности — это то, что делает университет университетом. Единственной целью, которую может ставить перед собой философия внутри университета, это цель, учащая техническому рационализму. Причем, механизмом обоснования рационального может выступать философский текст.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер говорил, что для того, чтобы понять, что есть бытие, необходимо сначала правильно сформулировать вопрос о бытии. Участники конференции, казалось, следовали логике знаменитого немца. Философские проблемы образования были только поставлены и проговорены.
Не стоит забывать, что в свое время именно правильная постановка вопроса позволила немецким идеалистам XIX века выдвинуть университет в качестве модели институции, в которой настоящее могло бы соединить традицию прошлого с честолюбивой устремленностью в будущее, поместив их в единое поле культуры. Мы сейчас стремимся к этому же.
Альфия Булатова, корреспондент Экспертного канала Открытая экономика
Фотографии Виктории Силаевой
Ссылки:
- Факультет философии ГУ-ВШЭ
- Международная деятельность ГУ-ВШЭ
Когда произошла авария на ЧАЭС мне было всего 6 лет. Понятно дело, что я ни новостей по телевизору не помню, ни разговоров на эту тему.
Зато помню аварию на Ростовской АЭС. Хотя она и рядом не стояла по масштабам с катастрофой 1986 года.
Особенно хорошо помню, как потянулся к нам в аптеку народ за йодом. За два часа разобрали все, что было в пузырьках, таблетках и даже в ампулах, которые мы заказали по ошибке.
Особенно меня впечатлил молодой человек, который купил 20 пузырьков йода и 50 метров марли, с намерением вымачивать её и заматываться. Очень надеюсь, что в больницу он после этого не попал.
На рынке рядом с аптекой скупили всю морскую капусту, а магазин обнесли на предмет красного вина.
К счастью, тогда, народ просто развел панику. Правда, этой панике даже мы поддались, жахнув после работы все того же красного вина.
Тема алкоголя и в сериале «Чернобыль» раскрыта ну очень хорошо. В одном из эпизодов в больнице мелькает и молоко.
Но насколько на самом деле это все защищает от радиации?
Алкоголь и радиация
Есть мнение, что этиловый спирт способен притормаживать перемещение радионуклидов в организме. В теории, это должно замедлить их накопление в костном мозге и снизить пагубное влияние.
Но это все в теории. На практике же, чтобы добиться такого эффекта дозы алкоголя должны быть запредельными.
С красным вином немного другая история. Основная защита в нем не спирт, а антиоксидант ресвератрол.
В 2008 году Медицинская школа Питтсбурга завершила исследование, которое доказало, что ресвератрол действительно защищает клетки от радиационного воздействия.
Правда, только в пробирке. Даже на мышах результаты были уже не такими явными.
Тем не менее FDA и сегодня рассматривает ресвератрол, как одно из веществ на основе которого, когда-нибудь и возможно, создадут лекарство от радиации.
Как бы там ни было, польза алкоголя – сомнительна, а вот вред вполне очевиден. Поэтому не злоупотребляйте!
К тому же полезный ресвератрол можно получить просто из виноградного сока.
Молоко и радиация
Откуда взялось мнение о том, что молоко помогает выводить радионуклиды я так и не нашла.
Но те, кто постарше, должны помнить, что совсем недавно именно молоко считалось спасением чуть ли не от всех напастей. Его даже на вредной работе выдавали.
На мой взгляд от молока вреда больше, чем пользы. Оно само по себе способно накапливать изотопы, такие, например, как йод-131, цезий – 134 и 137 и стронций-90. А вот выводить их из организма не умеет.
Хотя есть мнение, что содержащийся в молоке кальций конкурирует со стронцием-90 и остальными изотопами и тем самым защищает от них организм. Но подтверждения этому я не нашла.
Если уж и рассматривать молоко, как продукт, который способен помочь при облучении, то лучше в качестве кефира. Ну или любого другого кисломолочного продукта.
На сайте NCBI (Национальный центр биотехнологической информации) есть статья от 2013 года в которой рассказано про результаты применения кефира у крыс после рентгеновского облучения.
У него действительно обнаружили защитное действие. Правда, крыс кефиром поили за неделю до воздействия радиации. Опять же не факт, что это и на людях сработает.
Морская капуста и радиация
На месте водорослей могут быть грецкие орехи, чернослив, клюква или любой другой богатый йодом продукт.
Потому как все дело именно в нем.
Во время аварии на ЧАЭС был выброс йода-131. Он действительно способен накапливаться в щитовидке, а препараты йода действительно могут этому помещать.
Продукты богатые йодом, в теории, тоже. Но сами понимаете, таблеткам они однозначно проигрывают.
Правда, есть один момент. Смысл такая защита имеет лишь в первые 6 часов после воздействия радиоактивного йода.Потом эффективность препаратов падает ниже 50%.
В общем, на мой взгляд и алкоголь, и молоко, и морская капуста – средства из серии «хуже точно не будет».
В 1986 году ученые и врачи сами толком не понимали, с чем столкнулись. Остается надеяться, что сегодня понимания все-таки больше.
Хотя препаратов, способных защитить от радиации, по-прежнему не существует, как и продуктов.
Жду впечатлений, мнений и теорий в комментариях.
“Ïîëüçà îò ôèëîñîôèè íå äîêàçàíà, à âðåä î÷åâèäåí”?
(Ï. À. Øèðèíñêèé-Øèõìàòîâ)
Ýòà öèòàòà, ïðèâåä¸ííàÿ â êà÷åñòâå çàãëàâèÿ, – âûçîâ, áðîøåííûé ôèëîñîôèè: îíà ñòàâèò ïîä âîïðîñ ñàìó öåëåñîîáðàçíîñòü ñóùåñòâîâàíèÿ è èçó÷åíèÿ äàííîé íàóêè (õîòÿ ìíîãèå å¸ äàæå íàóêîé íå ñ÷èòàþò, à ëèøü, â ëó÷øåì ñëó÷àå, òåîðåòè÷åñêè-ñôîðìóëèðîâàííûì ìèðîâîççðåíèåì (è ñèå äåéñòâèòåëüíî òàê, íî íå òîëüêî), â õóäøåì: íåíóæíûì áðåäîì íåïîíÿòíûì è ÷óæäûì íàóêå (ïîâåðüòå, íå ðàç ïîäîáíîå ïðèõîäèëîñü ñëûøàòü)). Îäíàêî ïðåæäå ÷åì îïðîâåðãàòü/äîêàçûâàòü å¸ âðåä/ïîëüçó, ñòîèò óòî÷íèòü, ÷òî îíà åñüì, ÷òî ìîæåò äàòü ÷åëîâåêó (èëè çàáðàòü ó íåãî), èáî ýòî õîòü è îáùåèçâåñòíûé ÷àñòîóïîòðåáëÿåìûé òåðìèí, íî èíòåðïðåòèðóåòñÿ îí ó êàæäîãî ïî-ñâîåìó, ñîãëàñíî ñëîæèâøèìñÿ ñòåðåîòèïàì, êîòîðûå ÷àñòî áûâàþò äàëåêè îò äåéñòâèòåëüíîñòè è èìåþò íåîïðàâäàííî-íåãàòèâíóþ îêðàñêó, âñëåäñòâèå íåàäåêâàòíîãî âîñïðèÿòèÿ ãðîìîçäêèõ è ñëîæíûõ òåîðåòè÷åñêèõ êîìïëåêñîâ ýòîé íàóêè.
Èòàê, ÷òî æå åñòü ôèëîñîôèÿ? Ñîãëàñíî íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííîé íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ïàðàäèãìå, îíà (ôèëîñîôèÿ) ïî ñîäåðæàíèþ – ñòðåìëåíèå ê âñåîõâàòíîñòè è åäèíñòâó, ïî ìåòîäó – ðàöèîíàëüíûé ñïîñîá îáúÿñíåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè (ñðàçó çàìå÷ó: ñóùåñòâóåò òàêæå ôèëîñîôñêèå òå÷åíèÿ, íåïðèçíàþùèå êîìïåòåíòíîñòü ðàçóìà â ðåøåíèè ýòîãî âîïðîñà, ò.ê. ñ÷èòàþò åãî ñëèøêîì íåñîâåðøåííûì), ïî öåëè – çíàíèå, ñâîáîäíîå îò óòèëèòàðíûõ ïðàêòè÷åñêèõ èíòåðåñîâ (êîòîðûå, âñ¸-òàêè, íà ìîé ñ÷¸ò, ìîãóò áûòü âïîñëåäñòâèè óäîâëåòâîðåíû êîñâåííûì ïóò¸ì). È, íàêîíåö, ãëàâíîå – ïðåäìåò ôèëîñîôèè, êîòîðûé êîíêðåòíî …íåèçâåñòåí (!). Íà ïåðâûé âçãëÿä, ýòî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ÷óøüþ èëè íîíñåíñîì (è èíîãäà ïðèâîäèòñÿ â êà÷åñòâå àðãóìåíòà äëÿ îïðàâäàíèÿ öèòàòû-çàãëàâèÿ), íî äåëî â ñàìîé ñóùíîñòè ôèëîñîôèè: îíà ïûòàåòñÿ îõâàòèòü âåñü ìèð è åãî ïðîáëåìíûå âîïðîñû, ïîýòîìó, êîððåêòíåå ãîâîðèòü î ñîäåðæàíèè, à íå ïðåäìåòå. Âîïðîñû ýòè ïðèìåðíî (îíè ìîãëè ìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò èñòîðè÷åñêîé ýïîõè è ñîîòâåòñòâóþùåé åé ôèëîñîôñêîé øêîëû; çäåñü ïðèâåäåíû, íà ìîé âçãëÿä, ñàìûå âàæíûå, àêòóàëüíûå è íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå) òàêèå: “Êàêîâà ñóùíîñòü ìèðà?”, “ ÷¸ì åãî ïåðâîèñòîêè?”, “Ïî÷åìó ñóùåñòâóåò ÷åëîâåê, îáùåñòâî è êàêîé ñìûñë ýòîãî?” è ò.ï. – èõ íåäàðîì åù¸ îáîáù¸ííî íàçûâàþò “âå÷íûå âîïðîñû”.
Ðåøåíèå ýòèõ âîïðîñîâ, ðàçðàáîòêà áîëåå ýôôåêòèâíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ, ïîñòàíîâêà íîâûõ âîïðîñîâ, ïîçâîëÿþùèõ êîñâåííûì ïóò¸ì îòâåòèòü íà ïðåäûäóùèå, à òàêæå ðàçëè÷íûå îáùåñòâåííûå ïðîáëåìû è èçó÷åíèå ëè÷íîñòè, å¸ ïåðåæèâàíèé – ýòî è åñòü îñíîâíûå ôóíêöèè ôèëîñîôèè â îáùèõ ÷åðòàõ.
Ïîñëå âñåãî âûøåñêàçàííîãî, óäèâëÿåò âîò ÷òî: êàê òàêèå æèçíåííî-âàæíûå àñïåêòû ôèëîñîôèè ìîãóò òàê íèâåëèðîâàòüñÿ â ãëàçàõ ó÷¸íûõ, íå ãîâîðÿ óæå îá ïðîñòûõ ëþäÿõ?!
Ïî-ìîåìó, îòâåò òàèòñÿ â ñàìîì èñêàæ¸ííîì ïîíèìàíèè ñóòè ýòîé íàóêè, íåóìåíèè èñïîëüçîâàòü å¸ òåîðåòè÷åñêè-ñôîðìóëèðîâàííûå çàêîíû â æèçíè, âî-ïåðâûõ, èç-çà òðóäíîñòè èõ âîñïðèÿòèÿ, âî-âòîðûõ, ñàìîé ñïåöèôèêè âçàèìîïðîíèêíîâåíèÿ ôèëîñîôèè è ëè÷íîñòè, â-òðåòüèõ, êàê ñëåäñòâèå ïåðâîãî è âòîðîãî – âîçíèêàþùèå òóïèêè è äàæå ïîòåðÿ ïåðâîíà÷àëüíîãî ñìûñëà ïðè èíòåðïðåòàöèè ýòèõ çàêîíîâ. Èëè æå ñèå âîçìîæíî ïðè áåçðàçëè÷èè ê ïîäîáíûì “âå÷íûì âîïðîñàì” ïî îäíîé èç äâóõ ïðè÷èí (íî áûâàþò ðåäêèå ñëó÷àè, êîãäà îíè ñî÷åòàþòñÿ âìåñòå):
- —
Ýãîöåíòðèçì;
—
Íåäîñòàòî÷íûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè (÷òî åù¸ õóæå).
Ëàäíî, äîïóñòèì “ëþáîâü ê ìóäðîñòè” ìîæåò îêàçàòüñÿ â ðåöåññèâíî-àìáèîçíîì ñîñòîÿíèè, ïî âûøåïåðå÷èñëåííûì ïðè÷èíàì è íå ïðèíåñòè ïîëüçû, íî êàê æå îíà ìîæåò ïðèíåñòè âðåä?!
À âñ¸ äåëî â òîì, ÷òî íå âñåãäà, êàê óòâåðæäàë Ñîêðàò, çíàíèå = äîáðî, èáî ïðè îïðåäåë¸ííûõ óñëîâèÿõ è íåêîððåêòíîì èñïîëüçîâàíèè, îíî ìîæåò ñòàòü ïîèñòèíå çëîì, ñòàíîâÿñü “êàìíåì ïðåòêíîâåíèÿ” è ïðèâîäÿ ê ëîæíûì âûâîäàì, èíîãäà äàæå åìó (çíàíèþ) ïðîòèâîðå÷àùèì. Óñëîâèÿìè äëÿ ïîäîáíûõ “ìåòàìîðôîç” ìîæåò áûòü:
- —
Óçêèé èíôîðìàöèîííûé ãîðèçîíò, ïðèâîäÿùèé ïðè ïîñòóïëåíèè çíàíèÿ ê äåòåðìåíèçàöèè èì îöåíêè êàêîãî-ëèáî ñîáûòèÿ, ÿâëåíèÿ, ñóáúåêòà, îáúåêòà è ò.ï. (ýòî ïðîèñõîäèò, ò.ê. ÷åëîâåê ìîæåò äåëàòü âûâîä òîëüêî èç òîãî, ÷òî çíàåò èëè ïðåäïîëàãàåò è, êîãäà ìàññèâ çíàíèé íåâåëèê, âûâîä ïîëó÷àåòñÿ îäíîñòîðîííèé è àññèìåòðè÷íûé, ò.å. êðàéíå íåîáúåêòèâíûé).
—
Íåóìåíèå êîððåêòíî àíàëèçèðîâàòü è èíòåðïðåòèðîâàòü ïîëó÷åííîå çíàíèå.
—
Ïðåäóáåæäåíèÿ, èñêàæàþùèå ïåðâîíà÷àëüíóþ òðàåêòîðèþ ìûñëè, çàëîæåííîé â ïîëó÷åííîì çíàíèè, è íàïðàâëÿþùèå âåêòîð å¸ äâèæåíèÿ èíîãäà äàæå â ïðîòèâîïîëîæíîì ïåðâîíà÷àëüíîìó íàïðàâëåíèè.
Òåïåðü, êîãäà îñíîâíûå âûøåîïèñàííûå ïðè÷èíû àíòèïàòèè ê äàííîé íàóêå óêàçàíû, íåóäèâèòåëüíî, ïî÷åìó ôèëîñîôèÿ ìîæåò áûòü íå òîëüêî ìîùíûì îðóäèåì âî áëàãî, íî è îïàñíûì îðóæèåì, íåêîìïåòåíòíîå îáðàùåíèå ñ êîòîðûì ìîæåò äàæå ïðèâåñòè ê êàòàñòðîôå. Âïðî÷åì, òàê è ñ ëþáîé (ïî÷òè) íàóêîé… Êàê ñêàçàë Ôðåíñèñ Áåêîí: “Çíàíèå – ñèëà!” è áûë ïðàâ, íî íå ñòîèò òàêæå çàáûâàòü, ÷òî ïîëó÷åííàÿ ïðè åãî (çíàíèÿ) ïîìîùè âîäîðîäíàÿ áîìáà òîæå íåñëàáàÿ…
Èòàê, áûòü ôèëîñîôèè èëè íå áûòü? Ê ñîæàëåíèþ (à ìîæåò è ê ñ÷àñòüþ), îäíîçíà÷íûé îêîí÷àòåëüíûé îòâåò íà ïîäîáíûé âîïðîñ äàæå ïðè âñåâîçìîæíîé ìàêñèìàëüíî îáúåêòèâíîé è óáåäèòåëüíîé àðãóìåíòàöèè äàí áûòü íå ìîæåò – Ïëàòîí íå îøèáàëñÿ, êîãäà ãîâîðèë, ÷òî “òîëïà íèêîãäà íå áóäåò ôèëîñîôîì”… Òàê ÷òî ýòî ðåøàòü êàæäîìó ñàìîìó. Íî ÿ íå õî÷ó áûòü ÷àñòüþ òîëïû…