Польза солнца и воздуха на детей

Вопрос о влиянии солнечных лучей на детский организм традиционно возникает в период конец весны – начало лета. Не будем оставаться в стороне от жарких дискуссий и попробуем еще раз разобраться, в чем польза и вред загара на солнце.
Несколько десятков лет назад учёные доказали, что озоновый слой истончается, и возрастает уровень солнечной радиации. Это приводит к общим проблемам со здоровьем и даже к развитию тяжелых заболеваний. При этом распространено мнение, что солнечные ванны положительно влияют на иммунитет и повышают устойчивость организма ребенка к простудным заболеваниям. Так чего в солнце больше: пользы или вреда? Давайте разбираться.
Польза солнца
Польза солнца для человека и в частности для ребёнка очевидна. Солнце запускает выработку витамина D. А он чрезвычайно важен для детского организма.
Витамин D
- повышает иммунитет: педиатры часто отмечают связь между низким уровнем витамина D у детей и частыми болезнями в осенне-зимний период
- улучшает усвоение кальция, а значит, необходим костно-суставной системе.
Польза солнца для здоровья человека именно в витамине D. Однако для того, чтобы получить достаточное его количество, не нужно слишком долго быть на солнце. Летом достаточно несколько минут в день провести на открытом воздухе. В менее солнечные сезоны – чуть дольше. Не обязательно загорать. Игра в мяч во дворе или прогулка по парку поднимут уровень витамина D не хуже.
Дети бегают и получают витамин D.
Вред солнца
Вред солнца для человека не менее очевиден. Прямые солнечные лучи вызывают ожоги, многократно увеличивают риск изменения родинок, приводят к пигментным пятнам и другим неприятным последствиям.
Источник такого воздействия – ультрафиолет, а точнее UVA- и UVB-лучи. Они по-разному воздействуют на кожу. UVA-лучи вызывают преждевременное старение и новообразования на коже, UVB – главная причина ожогов. С ними мы и будем бороться.
Какие меры предосторожности нужно принимать во время загара
Получается, чтобы получить от солнца максимум пользы, необходимо хорошенько защититься. Запоминаем этот парадокс, а также основные «нет» и «да» при взаимодействии с солнцем:
«Нет» прогулкам в часы максимальной солнечной активности. Малыши до шести месяцев под прямыми солнечными лучами находиться вообще не должны. Деткам постарше и предусмотрительным взрослым следует избегать солнца с 11:00 до 16:00. В это время лучше спрятаться в тени или просто побыть дома.
«Да» правильной одежде. Главный летний аксессуар – головной убор. Это может быть шляпа с широкими полями или специальные бейсболки, которые закрывают не только личико, но и уши с шейкой и плечами.
Из одежды отлично подойдут просторные футболки, рубашки и брючки из натуральных тканей светлых оттенков. Лето – самое время забыть о пятнах и одеть малыша в белый и бежевый.
Последнее время набирает популярность солнцезащитная одежда. Она обеспечивает дополнительную защиту от ультрафиолета благодаря специальной пропитке и особому плетению нитей. Одежда из таких тканей отмечена маркировкой UPF. Ищите буквенное обозначение на этикетке и коэффициент UPF от 30 и выше. Солнцезащитные футболки и комбинезоны – отличное решение для игр в воде, они хорошо защищают спину, плечи и грудь.
Обувь редко воспринимают как защиту от солнца, и это неправильно. Верхней поверхности стопы солнце угрожает не меньше, чем носику. Поэтому лучше выбирать сандалии, которые прикроют этот чувствительный участок.
И ещё один, самый модный летний аксессуар – солнечные очки. Убедитесь, что стекла отражают ультрафиолетовые лучи (об этом на очках должна быть соответствующая отметка), и тогда выбор цвета, формы и дизайна можно будет доверить ребёнку.
«Да» солнцезащитным средствам. Солнцезащитные средства – настоящий летний must have. Как выбрать правильное средство?
Обязательно обращайте внимание на возрастные ограничения. Не используйте взрослую солнцезащитную косметику для детей, а детскую используйте строго по возрасту. Кремы – это хорошо, но не забывайте и про солнцезащитный бальзам для губ, например, «Моё солнышко» . Его можно наносить на чувствительную Т-зону (лобик и носик), а также на верхнюю часть щёчек для дополнительной защиты.
SPF или фактор защиты средства подбирайте в соответствии с фототипом ребёнка. Чем светлее кожа и глазки – тем серьезнее защита потребуется. Понижать степень защиты можно через несколько дней пребывания на солнце, когда кожа адаптируется. Голубоглазым блондинам нужен SPF 50, не меньше. Темноглазым брюнетам сначала нужен SPF 30, а после недели на море или даче подойдёт и двадцатка.
Не забывайте обновлять средство каждые два часа, а если малыш потеет или купается – ещё чаще. Наносите его обильно, это тот самый случай, когда количество имеет значение. Причем важное.
Выбирайте водостойкие средства защиты от солнца. Они не потекут от брызг и не смоются водой. Зато стойко переживут несколько купаний и защитят нежную детскую кожу в условиях повышенной мокрости.
Оригинал статьи: https://msbaby.ru/dlya-mam/polza-i-vred-solntsa-dlya-zdorovya-rebenka/
Выражение: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» знает каждый с детства. Но так ли это на самом деле? Насколько солнце для детей полезно? Эти вопросы заслуживают самого пристального рассмотрения. В нашей статье мы расскажем о том, можно ли малышам находиться на открытом солнце и как уберечь нежную детскую кожу от агрессивных солнечных лучей.
Солнце для детей – польза или вред?
В начале летнего сезона многих родителей начинает волновать вопрос «Можно ли ребёнку загорать и как уберечь его от солнечных ожогов?» Мамам и папам малышей следует помнить, что меланин (пигмент, отвечающий за появление загара) в полном объёме начинает вырабатываться только после трёх лет. До этого возраста детей нужно оберегать от воздействия прямых солнечных лучей.
Но солнце является главным источником витамина D, который необходим для усвоения кальция организмом. Этот минерал, как известно, является основой здоровых зубов и костей. Витамин D необходим ребёнку и как профилактика рахита. Поэтому непродолжительные солнечные ванны нужны. Малышу достаточно 15 минут ежедневно пребывать на солнце, чтобы обогатить организм ценным веществом.
Прогулки на солнце в утреннее (до 10 часов) и вечернее (после 17 часов) время очень полезны по целому ряду причин:
- солнечные лучи активируют обменные процессы, улучшают кровообращение;
- улучшается функция эндокринной системы;
- солнечные ванны способствуют укреплению иммунитета;
- синтезируется витамин D (профилактика и лечение рахита);
- солнечные лучи повышают активность ферментов в организме;
- улучшается настроение (повышение эмоционального фона).
Надо сказать, что чрезмерное пребывание на солнце может быть опасным не только для ребёнка, но и для взрослого человека. Если кратковременные солнечные ванны оказывают благотворное влияние на детский организм, то избыток солнечных лучей может иметь ряд негативных последствий:
- серьёзная нагрузка на сердечнососудистую систему;
- угнетение нервной системы;
- может возникнуть солнечный ожог;
- растет риск развития меланомы.
Учёные установили, что оздоровительное действие солнца на организм (выработка витамина D) начинается задолго до проявления заметного загара.
Сколько можно находиться ребёнку на солнце?
Как уже говорилось, малышам до 3 лет загорать на открытом солнце не рекомендуется. Детям до года находиться под прямыми солнечными лучами нельзя совсем. Солнечные ванны можно принимать при рассеянном солнце, для этого подойдёт так называемая «кружевная тень», то есть места, где лучи рассеиваются кроной деревьев.
Крохам первого года жизни рекомендованы прогулки в летний период, но температура воздуха не должна превышать 25 градусов. Дело в том, что у детей раннего возраста ещё плохо развита терморегуляция тела, малыш может перегреться.
Детям старше 2 лет можно находиться на солнце 5 — 10 минут, но нужно учитывать индивидуальную переносимость солнечных лучей. При этом нельзя забывать и о защитных средствах. Прогулки с малышом на свежем воздухе рекомендованы в утреннее, до 10:00 и вечернее, после 17:00 время.
Ребёнку раннего возраста для прогулок лучше выбирать светлую лёгкую закрытую одежду из натуральных тканей (хлопок, лён), светлую панаму с полями. Малышам до года солнцезащитные косметические средства противопоказаны из-за риска развития аллергических реакций. Детям старше 1 года необходимо пользоваться солнцезащитными кремами с максимальным фактором защиты. Отметим, что крем нужно наносить примерно за час до выхода на солнце.
После достижения трёхлетнего возраста кожа ребёнка постепенно привыкает к ультрафиолетовым лучам, в связи с этим продолжительность пребывания на солнце можно постепенно увеличить.
Нельзя забывать, что солнечные лучи – это источник витамина D, который просто необходим детскому организму, особенно это важно в раннем возрасте. Но как же восполнить запас витамина, если находиться на солнце нельзя или погода не способствует прогулкам? На помощь придут препараты витамина D. Грудным детям лучше их принимать в виде водного раствора, а когда они немного подрастут можно давать витаминно-минеральные комплексы в таблетках, например Остео-Вит. При этом важно следить за тем, чтобы ребенок не подавился.
Благодаря своему уникальному составу этот биокомплекс не только является источником холекальциферола, но также повышает иммунитет, способствует усвоению кальция и магния организмом, улучшает обмен веществ. Он включает витамины D3, В6, а также такой ценный продукт как трутневый гомогенат, чрезвычайно богатый полезными веществами. С препаратом Остео-Вит ваша семья будет защищена от костных заболеваний, гриппа и простуды.
Переизбыток кальция в организме – как не превратиться в камень
О том, что кальций нужен для крепости костей, зубов, волос и ногтей, знает каждый школьник. Не позволяет об этом забыть и навязчивая реклама по TV. Между тем переизбыток кальция в организме – гораздо более опасное состояние, чем дефицит минерала. Не верите? Тогда загляните в свой чайник. Видите накипь на его стенках? Примерно также выглядят органы…
Читать далее
Как избежать болей в суставах?
О том, как избежать болей в суставах, никто не задумывается – гром-то не грянул, зачем ставить громоотвод. Между тем от артралгии – так называется этот вид боли – страдают половина людей старше сорока лет и 90 % тех, кому больше семидесяти. Так что профилактика боли суставов – то, о чем стоит подумать, даже если вы…
Читать далее
Власть гормонов. Какие активные вещества регулируют восстановление хряща?
Состояние человека, слаженность работы органов его тела во многом определяются гормональным балансом. Восстановление хряща также подчинено влиянию вездесущих регуляторов жизни. Без нормализации гормонального фона полноценная регенерация сустава невозможна. За какие нити дёргает невидимый кукловод – эндокринная система, воздействуя на хрящевую ткань? Тестостерон Этот гормон вырабатывается половыми железами и корой надпочечников, как в…
Читать далее
Побочные действия антибиотиков. Узнай прямо сейчас, как уберечь кости
Побочные действия антибиотиков не исчерпываются проблемами с пищеварением. Сегодня учёные и медики обнаруживают всё новые их побочные эффекты. От антибиотиков, к сожалению, часто бывает нельзя отказаться. Зато можно узнать, в чём заключается их опасность, и принять меры, чтобы свести риск к минимуму.
Читать далее
Пусть всегда будет солнце! Для чего нужен витамин Д?
Солнечный свет для человека – не только источник хорошего настроения, радости и счастья. При его попадании на сетчатку глаза и кожу в организме запускается большое количество физиологических процессов, например, синтез кальциферола. Для чего нужен витамин Д, помимо улучшения всасывания кальция? Как компенсировать его дефицит, если пребывание под ультрафиолетовыми лучами солнца нежелательно для человека? Для…
Читать далее
Конспект беседы
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Тема: Беседа «Солнце, воздух и вода – Наши верные друзья»
Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека
Программное содержание
Образовательные задачи: продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми
Развивающие: пояснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и вода; побуждать детей отвечать на вопросы, активизировать речь.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегающиетехнологии: релаксационные упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: беседы: «Что такое здоровье?», «Помощники здоровья», рассматривание иллюстраций, картинок «Советы о здоровье», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, самомассаж, дыхательное упражнение, пальчиковую гимнастика.
Материалы и оборудование: Мультимедиа, слайды «Советы о здоровье», «Солнце, воздух, вода», аудиозапись «Если хочешь быть здоров».
Ход проведения беседы:
(Дети сидят на стульчиках полукругом, звучит песня В. Соловьёв -Седой-В. Лебедев-Кумач «Если хочешь быть здоров».)
Воспитатель читает стихотворение.
Стихотворение о здоровье
Быть здоровым — это модно!
Дружно, весело, задорно
Становитесь на зарядку.
Организму — подзарядка!
Знают взрослые и дети
Пользу витаминов этих:
Фрукты, овощи на грядке —
Со здоровьем все в порядке!
Также нужно закаляться,
Контрастным душем обливаться,
Больше бегать и гулять,
Не ленится, в меру спать!
Ну а с вредными привычками
Мы простимся навсегда!
Организм отблагодарит —
Будет самый лучший вид!
Воспитатель: Ребята, скажите о чём это стихотворение?
Ответы детей: О здоровье, о том, что помогает поддерживать наше здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, а что еще же нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье?
Ответы детей.
(Воспитатель подводит итог сказанному, показывая слайды «Советы о здоровье»)
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно сказали. Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье. Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете поговорки и пословицы? Давайте поиграем с вами в игру «Доскажи пословицу».
Проводится игра «Доскажи пословицу»
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)
Чистота – (залог здоровья)
Здоровье – дороже (золота)
Курить – (здоровью вредить)
Чеснок да лук – (от семи недуг)
Береги платье снову, а (здоровье смолоду).
Воспитатель: А такая поговорка, вам знакома? – «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!». Давайте подумаем, о чём эта поговорка и что означает?
Ответы детей.
Воспитатель помогает размышлять детям, поощряет их активность. Затем продолжает сам.
(показ слайда с изображением Солнца).
Воспитатель: Скажите, что изображено на картинке? Что дает нам солнце?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, солнце даёт свет и тепло. Солнце полезно для нашего здоровья. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д», который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару обязательно необходимо носить головной убор и долго не загорать на солнце.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое солнечные ванны?
Ответы детей.
Воспитатель: Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама матушка природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В нашем Краснодарском крае, на юге России, где мы живём, загорать лучше всего до 10 часов утра и с 17 часов вечера.
Запомните, ребята важные правила при загаре:
- Загорайте можно только до 10 часов утра и после 17 часов вечера, желательно чтоб были тень деревьев, навес или тент.
- Находитесь на солнце только в головных уборах (Косынки, панамки, кепки).
- Чтобы сократить вредное воздействие солнца, употребляйте в пищу такие продукты: морковь, картофель, абрикосы.
- Пейте больше жидкости.
- После солнечных ванн обязательно искупайтесь.
- Загорайте в присутствии взрослых.
Стихотворение о солнце
(дети выполняют релаксационные упражнения согласно тексту).
Солнце спит и небо спит,
(ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит.
(качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало,
(подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало.
(качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок,
(помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок.
(закрыли руками лицо)
И деревья раскачал.
(качание туловища влево – вправо)
Дождь по крышам застучал,
(прыжки на месте)
Барабанит дождь по крышам
(хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже.
(наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи,
(приседаем)
Ни один не виден лучик.
(встали, спрятали руки за спину)
(показ слайда с изображением неба, воздуха)
Воспитатель: Как вы думаете, чем полезны воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Вдыхая кислород полной грудью, учащается наше дыхание, наше сердце начинает биться чаще, и кровеносная система начинает функционировать так, как ей это положено. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть.
Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.
Как вы думаете, что может быть, если мы будем дышать грязным воздухом?
Ответы детей.
Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.
Стихотворение о воздухе
(дети выполняют дыхательное упражнение).
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)
Пахнет дубом и сосной.
(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)
Летом он бывает тёплым,
(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)
Веет холодом зимой,
(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)
Мы о нём не говорим.
(задержать дыхание до окончания стихотворения)
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
(спокойный выход)
Воспитатель: А теперь давайте поговорим о воде.
(Показ слайда с изображением воды, реки, моря, водопада).
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, воду мы пьём и используем в приготовлении пищи, и она, так же как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.
Ещё вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем своё жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений – всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.
Воспитатель: А кто из вас любит купаться в реке, море, озере?
Ответы детей.
Воспитатель: Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания.
Запомните, ребята важные правила купания:
- Всегда купайтесь под присмотром взрослых.
- Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.
- Не ныряйте в незнакомом месте.
- Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!
- Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.
- Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.
Стихотворение о воде
(дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно тексту).
Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
(пальцы сцеплены в «замок» – сжимать и разжимать пальцы)
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
(показать кулачки)
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
(постукивание кулачком об кулачок)
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
(сложить из ладошек «домик»)
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
(сложить кулачок в кулачок)
Воспитатель: Скажите, ребята, что нового вы узнали о солнце, воздухе и воде?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно и солнце, и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Солнце, воздух и вода —
Наши верные друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть!
Воспитатель: Марчук Н.А.