Польза скороговорок при изучении языка
Дефекты, связанные с произношением слов, всегда были и остаются проблемой многих людей. Часто говорят: «Каша во рту!» – это значит, что человек говорит настолько неразборчиво, что понять его трудно. Бороться с этой напастью необходимо с самого раннего детства. Существует много разнообразных методов, и один из них – применение скороговорок для развития речи.
Коснемся определения термина
Прежде чем рассуждать о достоинствах скороговорок, необходимо ясно обозначить, что это вообще за зверь такой. Это юмористическое (не всегда, но чаще всего), как правило, зарифмованное произведение (обычно короткое, в одну-две строки, но встречаются и более длинные варианты), в котором присутствуют труднопроизносимые слова с повторяющимися звуками. Проговаривать их требуется быстро и четко, что весьма затруднительно – в этом и заключается весь смысл скороговорки. Как правило, скороговорки содержат в себе аллитерацию – повторение согласных звуков (лет до ста расти нам до старости – пример аллитерации).
Скороговорок очень много, мало того, их постоянно видоизменяют. Старые скороговорки усовершенствуют, дополняя или сокращая их, меняя слова местами. Поэтому вариантов одних и тех же скороговорок может быть великое множество.
В чем польза скороговорок
Ответ на этот вопрос очевиден, но тем не менее его тоже стоит обсудить. Если заниматься проговариванием скороговорок с детства, велик шанс свести к минимуму возможные проблемы с речью и произнесением тех или иных букв. Скороговорки (или, как их называют иначе, чистоговорки) помогают научиться говорить правильно и четко, не шепелявя, не картавя, не проглатывая окончаний. Их оттого и зовут чистоговорками, что они дают возможность овладеть чистой речью.
Кому обязательно нужно владеть четкой речью?
Вне зависимости от того, есть ли у человека «каша во рту» или нет, он должен владеть правильной, ясной и понятной речью, если это предполагает его профессия. Например, учитель или диктор – они разговаривают в течение всего рабочего дня, и очень важно, чтобы их правильно понимали как в девять утра, так и в пять вечера.
К этой же категории людей, зарабатывающих на хлеб с маслом своим языком, относятся разного рода артисты, менеджеры, агенты по продажам, директора, бизнесмены и так далее. Всем им просто необходимо иметь четкую дикцию, а значит, не обойтись без скороговорок для развития речи.
Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто
Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд – можно найти именно то, что нужно.
В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:
- Подарили Лиле лилию (оттачиваем «л»).
- Шумно дыша, шебуршат шестеро лягушат (оттачиваем «ш»).
- Сорок сорок прискакали в срок (оттачиваем«с» и «р») и так далее.
Когда скороговорки бесполезны
Есть ситуации, когда, к сожалению, помочь тренировке дикции скороговорки не могут. Их, слава богу, немного, но тем не менее важно понимать: в случаях, если речь нарушена вследствие травмы и/или болезни голосовых связок, а также из-за необратимых процессов в головном мозге, скороговорки будут бессильны.
Основные принципы скороговорения
Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.
Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя. Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует.
Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.
Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.
Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!
Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.
И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.
Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.
Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.
И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.
Русские скороговорки для развития речи
Среди миллиардов существующих на свете скороговорок есть всякие. В том числе и сложенные русскими. К этой категории допустимо отнести, например, такие:
- Архип осип, Осип охрип.
- Подарили Вареньке на день рождения валенки.
- Ехал грека через реку, видит грека: в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап.
- Бобы у бобыля, у бобыля бобы.
- Был бык тупогуб.
- Жуткая жирная жужелица жужжит и кружится – и так далее.
Скороговорки для взрослых
Необходимо понимать, что среди чистоговорок есть своя «иерархия». Они четко подразделяются на категории по возрасту. Конечно, среди них много универсальных, но имеются и такие, которые подойдут только взрослым людям – например потому, что их содержание пошлого характера или они элементарно очень трудны для детского восприятия. Так или иначе, ниже представлено несколько примеров скороговорок для развития речи взрослых. Одна из них, пожалуй, наиболее известна – это скороговорка про хороводоводов и прочих из этой приятной компании. Примечательна она тем, что при желании ее можно продолжить до бесконечности.
- Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».
- Загубленная гусеница, запудренная пудреница. Запуганная пуговица, запутанная путаница – и так далее.
Еще одна скороговорка, которая подходит только для взрослых, поскольку детям запомнить ее наизусть невозможно (да что говорить, трудно это сделать и взрослым даже с самой цепкой памятью), называется «Лигурия» и по праву считается самой длинной скороговоркой. Зачастую используют ее сокращенный вариант, но даже в нем она занимает несколько абзацев. Полностью же длина этой чистоговорки, повествующей о лигурийском регулировщике, собравшей в себе некоторые более короткие и давно известные всем скороговорки, – около страницы.
Скороговорки для развития речи для детей
Чистоговорки, подходящие ребятишкам по своей сложности и своему содержанию, тем не менее тоже «фильтруются». Те из них, что подойдут для малышей трех лет, уже могут оказаться бесполезными для семилеток, и наоборот. Занимаясь с детками, важно помнить одно простое правило: ребенку не должно быть скучно. Он должен получать удовольствие от занятия, ему должно быть интересно и весело. А если крохе скучно, сложно и непонятно – радости тут маловато, а следовательно, и пользы особой не будет тоже.
Поэтому, выбирая детские скороговорки для развития речи, следует ориентироваться на следующие критерии: возраст малыша (для самых маленьких отбирать самые простые и смешные, для тех, кто постарше – посложнее) и те звуки, которые необходимо тренировать. Не стоит подсовывать ребенку все подряд, «лишь бы занимался». Скороговорки для развития речи и дикции детей надо использовать разумно, процесс должен давать результат, желаемый не только родителями, но и самим малышом.
Занимаясь с ребятишками младше шести лет, следует подбирать детские скороговорки для развития речи, тренирующие один конкретный звук – «с», «щ», «р» и так далее. Если у крохи проблемы с произношением нескольких звуков, стоит найти побольше различных упражнений на каждый из них, но брать такие, в которых повторяется сразу два, три и так далее проблемных звука, не стоит. Подобные задания на говорение хорошо подойдут для развития речи детей 7 лет. Скороговорки, кстати, рекомендуют вводить в лексикон малыша как можно раньше – тогда он быстрее начнет понимать разнообразные звуковые сочетания и сам сможет без проблем повторять их. В таком случае к семилетнему возрасту ребенок уже совершенно спокойно овладеет всеми звуками родного языка.
Далее продемонстрированы возможные скороговорки для развития речи для детей старшего дошкольного возраста.
- У Прокопа нет укропа.
- У щучки чистые щечки.
- Купила кружку с клюшкой кошка для кукушки.
- Хваленая халва в хлеву.
- Тимуров двор зарос травой и так далее.
Для малышей
По сравнению со скороговорками для развития речи для детей 7 лет, «малышовые» чистоговорки более простые. Использовать подобные допустимо в занятиях с детками даже двухлетнего возраста.
- Коля колом бьет в колокол.
- Полип к липе прилип.
- Купила мамуся маску Марусе.
- Папа пилил пилой пень.
- Дядя Дима делил дыню и так далее.
Длинные и трудные
Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).
Возможность самостоятельного составления чистоговорки
Данные выражения затем и придуманы народом, дабы каждый имел возможность сочинять их. Это легко можно сделать в процессе одной очень интересной игры в веселой компании. Необходимы как минимум четыре человека. Играющие договариваются о звуке – например, звук «р», – с которого станут начинаться все слова в будущей скороговорке. А дальше на листочке пишутся вопросы: кто (нужно написать имя, прозвище, кличку и так далее), что сделал, где, почему (при варианте игры с большим количеством человек, чем четверо, можно включить фантазию и придумать еще дополнительные задания).
Каждый из играющих по очереди пишет свой ответ на какой-либо вопрос, заворачивает листик, чтобы никто не видел написанного, и передает дальше. Таким образом на листке может оказаться что-нибудь подобное:
Рома/росомаха/ребенок, ревел белугой/рулил баранкой/работал роботом, в Риме/на родео/на ранчо, (потому что) рано встал/родился в рубашке/рак на горе не свистнул.
Складывая из этих ответов фразы, можно получить самые нелепые скороговорки, но они тем не менее будут тренировать произношение звука «р», а кроме того, изрядно повеселят своих создателей и их друзей.
Интересные факты о скороговорках
- На Руси они были известны с древних времен. Тогда их использовали в ораторском искусстве, а уже позже скороговорками стали заниматься и дети.
- Первым начал изучать чистоговорки Владимир Даль.
- Скороговорки относятся к такому жанру, как фольклор. Иными словами, это устное народное творчество.
- Еще одно название скороговорок – языковертки (в настоящее время не используется).
- Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.
Скороговорки для развития речи полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление. Можно смело сказать: занятия скороговорением не только полезны, но и интересны!
МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля
Консультация для родителей
«Роль скороговорок в развитии речи детей»
Подготовила учитель – логопед Елисеева Т.К.
2020
Скороговорка – это фраза или стихотворение, содержащие труднопроизносимые слова, сочетания звуков и слогов, предназначенные для проговаривания вслух.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словами, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится в школе, когда учитель выдает много различной информации. Прослушивание скороговорок улучшает его способность концентрироваться на том, что он слушает. И не только слышать, но понимать смысл сказанного.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Работа над скороговорками
Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова, можно добиться великолепной четкости речи.
1. Слоговое проговаривание.
Сначала надо проговорить скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку.
Наша цель – научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово.
2. Чтение по губам.
Когда ребёнок сможет выговорить скороговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию.
3. Произношение шёпотом.
Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Звуки, которые произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими! Пусть ребёнок представит себя суфлёром в театре, его шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
4.Медленное и чёткое произнесение вслух.
После того, как ребёнок четко прошептал скороговорку, настало время проговорить её вслух. Произносить надо медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро – нужно научиться говорить медленно!
5.Произнесение с разной интонацией и в разных стилях.
Поиграйте с интонацией. Произнесите скороговорку утвердительно, вопросительно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Это очень полезно для развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.
Для того чтобы развить правильную дикцию необходимо проводить занятия всего лишь раз в два-три дня по пятнадцать–двадцать минут. Важно, чтобы это занятие не надоело. Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научитесь произносить одну, не начинайте изучать другую. А когда сможет произносить скороговорку быстро, то обучение можно превратить в игру. Например, подбрасывая мяч. За то во время, пока мячик будет находиться в воздухе, нужно успеть выговорить небольшую скороговорку.
Скороговорки на звуки Р, РЬ:
1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
2. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
4. Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
5. Вороны друг другу дарили подарки — вороны дары подбирали на свалке.
6. Проворонила ворона вороненка.
Роль скороговорок в развитии речи.
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Конечно, серьёзные речевые дефекты – предмет сферы деятельности учителей-логопедов.
Но всё же чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания.
Скороговорки – своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Скороговорки помогают избавится от так называемой “каши во рту”. Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.
Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.
Здесь я хочу отметить важность совместного проговаривания скороговорок с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Не следует требовать от ребенка проговаривания скороговорок на скорость.
Начинать разучивание скороговорки следует с очень простых и коротких стихосложений. Не надо для этого специально выбирать время. Это будет интересно делать в то время, если ребенок сидит у вас на коленках или рядом с вами, например, когда вы накрываете на стол или идете в магазин и т.д.
При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.
Скороговорки – это коротенькие стишки, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на логопедических занятиях.
Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.
Как работать со скороговорками?
- Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
- Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.
- Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
- Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
- Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
- Устройте соревнование (с мамой или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
- Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
- Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык – они очень забавные и вкусные!
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
– Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
– Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по – колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.