Польза шахматных решения шахматных задач

Польза шахматных решения шахматных задач thumbnail

Польза шахматных решения шахматных задач

Потенциал ребенка во многом зависит от наследственности, а правильно подобранные образовательные программы и прочие интеллектуальные активности способны помочь ему выйти на новый уровень, «перепрыгнуть» своих родителей.

Но как привить детям дошкольного и младшего школьного возраста желание получать знания, не заставлять их развивать логику и мышление, а делать это легко, весело и без принуждения?

Хороший способ увлечь непоседу – заинтересовать его занятиями в игровой форме, например, в шахматы. Не менее действенный вариант привлечь внимание – совместное решение увлекательных шахматных задач.

Польза шахматных решения шахматных задач

Шахматные задачи для развития интеллекта ребенка

Развитие детей – одна из важнейших целей для современных родителей. Решение шахматных задач способствует:

  • развитию логического мышления;
  • формированию навыков систематизации и обобщения полученных знаний;
  • многократному улучшению кратковременной памяти;
  • успешному изучению математики в школе;
  • развитию творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций;
  • и конечно, легкому и быстрому обучению игре в шахматы.

Решение специальных обучающих головоломок при правильном подходе не вызовет сложностей, многие ребята способны легко освоить шахматные премудрости уже в старшем дошкольном возрасте.

Когда ребенок научится легко справляться с различными шахматными головоломками, можно приступать к настоящей игре, участвовать в соревнованиях и воспитывать волю к победе.

Решайте шахматные задачи онлайн

Среди сайтов, на которых можно решать задачи на шахматном поле онлайн, отметим следующие: chessfield.ru, chesshmao.ru, chessok.net, logiclike.com.

Первые три – хороший вариант для продвинутых игроков в шахматы. Отдельного внимания заслуживает последний упомянутый ресурс с очень интересными авторскими шахматными задачами для начинающих. Главное отличие от всех прочих вариантов – задания разработаны специально для детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Пример задачи для начинающих:

Чтобы испугать героев, Слон должен наступить на клетку с его изображением. Наступать на елки и перепрыгивать через них нельзя.

Укажи, какое наименьшее количество ходов нужно сделать Слону, чтобы испугать всех, до кого он может «дотянуться».

Помимо привлекательных картинок и довольно необычных заданий сайт радует подробными ответами с комментариями к решениям, которые даны для самоконтроля, подсказки в ситуации, вызвавшей трудности, и фактически обучают ребенка игре в шахматы с нуля.

Тому, кто любит пообщаться, может не хватать возможности после решения головоломки оставить комментарий, дать совет другим пользователям, поделиться впечатлениями. Что ж, возможно сервис нацелен на то, чтобы родители проводили время вместе со своими детьми и общались в первую очередь, именно с ними.

В разделе шахматных задач, равно как и в других категориях загадок и задач на логику, подходящий уровень сложности вы можете выбрать самостоятельно.

Самые разные категории заданий, такие как классические логические задачи, вопросы, загадки, математические ребусы, задачи на поиск закономерностей, на развитие пространственного мышления – следующий этап на пути к развитию интеллектуальных способностей, воспитанию навыков коммуникативного характера, улучшению мыслительных процессов у детей 6-12 лет.

Подготовила Марьяна Чорновил

Источник

Многие шахматисты знают, что умение находить тактику за доской является ключом к успеху на любом уровне. Решая множество задач и даже видя некоторые положительные результаты, многие игроки замечают, что прогресс не настолько эффективен по сравнению со временем, которое они тратят на решение этих задач.

Что здесь не так? Вы будете удивлены, если я скажу вам, что многие шахматисты неправильно решают тактику. Что я имею в виду?

Чтобы получить максимальные результаты от решения задач, должны быть выполнены следующие условия:

Совет 1. Вы должны решать задачи без использования доски для анализа. Все должно быть сделано в голове, без передвижения фигур на доске. Я знаю, что это может быть сложно для начинающих и игроков среднего уровня, но, поверьте, именно так вы добьетесь серьезных результатов. Вам нужно выйти из зоны комфорта и просто сделать это!

Совет 2. Когда вы решаете тактику, вы должны записывать свои решения на листе бумаги. Многие задачи имеют больше, чем один вариант, которые следует учитывать.

Совет: Чтобы понять, как играть миттельшпиль, важно владеть глубоким позиционным пониманием. Чтобы его улучшить, мы предлагаем вам зарегистрироваться в нашем комплексном учебном курсе.
Более 1000 шахматистов уже выиграли от нашего обучения. Не ждите, начните выигрывать в шахматы уже сегодня.

Совет 3. Задача считается решенной, когда вы найдете все разумные варианты и ответы за обе стороны. Одной линии недостаточно, так как вы можете пропустить важные ходы кандидаты. Если вы не учли все важные варианты, задача будет решена наполовину, даже если вы найдете основной вариант.

Читайте также:  Еда из микроволновки польза вред

Такой вид обучения позволит вам избежать грубых ошибок. Вы будете рассчитывать не один, а несколько вариантов, увеличивая свои шансы на успех.

Совет 4. Если вы хотите, чтобы тактика действительно помогала вашим шахматам, Вам необходимо постоянно ее решать. Тратя всего 15-20 минут в день на задачи, вы можете значительно улучшить свое тактическое зрение. Что это значит?

Это означает, что вы сможете быстрее и эффективнее находить тактику (вилки, связки, маты, двойные угрозы и т.д.), чем игроки, которые не тренируют свое тактическое зрение. Фактически, кто не решает задачи, скорей всего упускают большинство возможностей во время игры.

Совет 5. Когда вы тренируете тактику, в идеале следует выбирать те задачи, которые возникали в реальных играх. Эти задачи не должны быть сильно сложными, например, состоять из 15 ходов или 3 жертв. Решаемая тактика должна укреплять базовые элементы: простые жертвы, пешечные удары, связки, вилки, открытие важных линий и т. д.

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

Источник

Ïðèâåò, Pikabu è âñåì ëþáèòåëÿì øàõìàò!

 ýòîì ïîñòå ÿ áû õîòåë ïîêàçàòü âàì õîä ðàññóæäåíèé äëÿ ðåøåíèÿ øàõìàòíîé çàäà÷è íà lichess.org. Íå ãîòîâîå ðåøåíèå, à èìåííî õîä ðàññóæäåíèé. ×òîáû ïîêàçàòü, êàê êðóòÿòñÿ “øåñòåðåíêè” â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà “ïîä êàïîòîì” êîãäà îí ïðèíèìàåò òî èëè èíîå ðåøåíèå.

Äëÿ íà÷àëà èíôîðìàöèÿ äëÿ òåõ êòî íå â êóðñå: lichess.org ýòî ïîëíîñòüþ áåñïëàòíûé ñàéò ñ âîçìîæíîñòüþ èãðàòü â øàõìàòû ñ æèâûìè ñîïåðíèêàìè. Íî òàê æå ïîìèìî èãð ñ æèâûì ïðîòèâíèêîì íà íåì åñòü âîçìîæíîñòü ïîòðåíèðîâàòüñÿ â ðåøåíèè çàäà÷ è èãðå ñ êîìïüþòåðîì. Äëÿ ýòîãî çàõîäèì íà ñàéò lichess.org êëèêàåì âêëàäêó “Îáó÷åíèå” -> “Çàäà÷è” è íà÷èíàåì ðåøàòü. Òåïåðü íåìíîãî î ñàìèõ çàäà÷àõ lichess. Òîò êòî õîðîøî çíàêîì ñ øàõìàòíîé äèñöèïëèíîé çíàåò, ÷òî îáû÷íî çàäà÷è èìåþò êîíêðåòíóþ ôîðìóëèðîâêó – “Ìàò â 2 õîäà”, “Ìàò â 3 õîäà” “Âûèãðûø ôåðçÿ” è ò.ï. Òàê âîò íà lichess òàêèõ çàäà÷ íåò!  ýòîì ïëàíå çàäà÷è ëè÷åññ ñêîðåå áîëüøå íàïîìèíàþò øàõìàòíûå ýòþäû ÷åì êëàññè÷åñêèå çàäà÷è, ÷òî íà ìîé âçãëÿä äåëàåò èõ áîëåå èíòåðåñíûìè è óñëîæíÿåò ðåøåíèå.  øàõìàòíîì ýòþäå îáû÷íî íåò êîíêðåòíûõ çàäàíèé âèäà: “âûéãðàé òî”, “ñäåëàé ýòî”. Ìû ñàìè äîëæíû íàéòè ñåáå öåëü è ñïîñîá åå äîñòè÷ü. Èìåííî òàê âûãëÿäÿò çàäà÷è lichess. Âîò êàê ïðèìåðíî âûãëÿäèò ìîé îáùèé àëãîðèòì ïîä çàäà÷è lichess:

1: Íàõîäèì öåëü.

2: Íàõîäèì ñïîñîá åå äîñòè÷ü.

3: Profit!

Òàê æå íåîáõîäèìî ïîíèìàòü ÷òî âñÿ èãðà â øàõìàòàõ îáû÷íî ñâîäèòñÿ ê ðåøåíèþ äâóõ âèäîâ çàäà÷ – òàêòè÷åñêèõ è ñòðàòåãè÷åñêèõ.

Ïî ñóòè âñå ñòðàòåãè÷åñêèå çàäà÷è ñâîäÿòñÿ ê óëó÷øåíèþ ñâîåé ïîçèöèè, à òàêòè÷åñêèå ê âûèãðûøó ìàòåðèàëà, âíåçàïíûì êîíòðàòàêàì, ïåðåõâàòó èíèöèàòèâû è òåìïà.

„Òàêòèê äîëæåí çíàòü, ÷òî íàäî äåëàòü, êîãäà åñòü ÷òî äåëàòü, ñòðàòåã äîëæåí çíàòü, ÷òî íàäî äåëàòü, êîãäà íå÷åãî äåëàòü.“  Ñàâåëèé Òàðòàêîâåð

Íåîáõîäèìî ïîíèìàòü ÷òî áîëüøèíñòâî  øàõìàòíûõ çàäà÷ – òàêòè÷åñêèå è çàäà÷è ëè÷åññ íå èñêëþ÷åíèå. Îíè íàïðàâëåíû íà ðåøåíèå êîíêðåòíûõ ïðîáëåì âîçíèêàþùèõ “Çäåñü è ñåé÷àñ”, îáû÷íî èõ äâå, ýòî: “Ìàòîâàÿ êîìáèíàöèÿ” è “Âûèãðûø ìàòåðèàëà”. Ïðèíÿâ ýòî âî âíèìàíèå ìû è íà÷íåì ðåøàòü çàäà÷è êîòîðûå ïðåäëàãàåò ëè÷åññ.

Òåïåðü ïåðåéäåì íåïîñðåäñòâåííî ê ñàìîé çàäà÷å. Äëÿ òåõ êòî õî÷åò ðåøèòü åå ñàìîñòîÿòåëüíî íå ïðèáåãàÿ ê ñïîéëåðàì âîò ññûëêà https://lichess.org/training/76425

Òàê íàâåðíîå äàæå áóäåò èíòåðåñíåé, ïîòîì ìîæíî ñðàâíèòü ñâîé õîä ìûñëåé ñ ìîèìè. Èòàê âîò ñàìà çàäà÷à:

Êàê ÿ ðåøàþ øàõìàòíûå çàäà÷è èëè ÷òî â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà? Øàõìàòû, Øàõìàòíûå çàäà÷è, Òàêòèêà, Ðåøåíèå, Äëèííîïîñò

Êàê âèäíî íà êàðòèíêå íàì äàíà îáîþäîîñòðàÿ ïîçèöèÿ, ïàðòèÿ íàõîäèòñÿ â ìèòòåëüøïèëå è íàì íóæíî íàéòè ëó÷øèé õîä çà ÷åðíûõ.

Íà÷èíàåì ðàññóæäàòü. Ïåðâîå íà ÷òî ÿ âñåãäà îáðàùàþ âíèìàíèå ýòî ñâîé êîðîëü. Íåâàæíî ñêîëüêî ó òåáÿ ôèãóð, íå âàæíî êàê õîðîøà òâîÿ ïîçèöèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ ñòðàòåãèè. Ïëîõàÿ çàùèòà ñâîåãî êîðîëÿ îáû÷íî âåäåò ê áûñòðîìó ïîðàæåíèþ, ýòî ôàêò äîêàçàí òûñÿ÷àìè ñûãðàííûõ ïàðòèé.

Читайте также:  Какао порошок растворимый польза и вред

 äàííîì ñëó÷àå áåëûå íàïàëè íà ÷åðíîãî êîðîëÿ è ãîòîâÿò ìàò â 1 õîä. Íî ìàòà â îäèí õîä íå ïîëó÷àåòñÿ ïîòîìó ÷òî çàùèòíèêà êîðîëÿ íà g7 ïðèêðûâàåò ÷åðíîïîëüíûé ñëîí íà e5. Îòëè÷íî, ïðÿìîé óãðîçû ìàòà  íàøåìó êîðîëþ íåò. Ïî êðàéíåé ìåðå ñëåäóþùèì õîäîì áåëûå ìàò íàì íå ñòàâÿò è ìîæíî ïåðåêëþ÷èòü âíèìàíèå íà äðóãóþ ÷àñòü äîñêè:

Êàê ÿ ðåøàþ øàõìàòíûå çàäà÷è èëè ÷òî â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà? Øàõìàòû, Øàõìàòíûå çàäà÷è, Òàêòèêà, Ðåøåíèå, Äëèííîïîñò

Ñëåäóþùèì äåëîì ÿ ðàññìàòðèâàþ ïîçèöèþ âðàæåñêîãî êîðîëÿ. Êîðîëü áåëûõ âûøåë ïðîâåòðèòüñÿ èç çàìêà è íåìíîãî âûãëÿäûâàåò èç ïîä ñâîèõ çàùèòíèêîâ – ñòåíû áåëûõ ïåøåê. Êîðîëü áåëûõ èìååò ñëàáîñòü ïî äèàãîíàëè A-F.

Êàê ÿ ðåøàþ øàõìàòíûå çàäà÷è èëè ÷òî â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà? Øàõìàòû, Øàõìàòíûå çàäà÷è, Òàêòèêà, Ðåøåíèå, Äëèííîïîñò

Ìíîãèå øàõìàòíûå êîìáèíàöèè îñíîâàíû íà ìàíèïóëÿöèÿõ ñ âðàæåñêèì êîðîëåì. Ñëàáûé êîðîëü âñåãäà äîëæåí îïàñàòüñÿ âíåçàïíîãî óäàðà. Èíîãäà ñëàáûé êîðîëü äàåò ïîâîä äëÿ ìàòîâîé êîìáèíàöèè. Ïîýòîìó ÿ ïðîâåðÿþ – à íåò ëè ìàòà â äàííîé ïîçèöèè? Ïðîâåðèâ âñå î÷åâèäíûå øàõè è àòàêè íà áåëîãî êîðîëÿ ÿ ïîíèìàþ ÷òî áëèçêîãî ìàòà çäåñü íåò, ïîýòîìó âû÷åðêèâàþ ýòó öåëü (áûñòðûé ìàò) èç ñâîåãî ñïèñêà. Äàëåå ÿ äåëàþ ïîìåòêó â ãîëîâå î ñëàáîñòè âðàæåñêîãî êîðîëÿ è ïðîäîëæàþ èñêàòü ïîäõîäÿùóþ öåëü.

Ðàç áëèçêîãî ìàòà íåò, çíà÷èò íàì ñêîðåå âñåãî ïðåäëàãàþò âûèãðàòü ìàòåðèàë. Íà÷èíàåì ïîèñê ïîäõîäÿùåãî êàíäèäàòà áåëûõ íà îáåä. Îáû÷íî ïîèñê ôèãóðû äëÿ âûèãðûøà ÿ íà÷èíàþ ñ òàê íàçûâàåìûõ “âèñÿ÷èõ ôèãóð”, ò.å ôèãóð íå ïðèêðûòûõ ñâîèìè çàùèòíèêàìè, òå êîòîðûå ìîæíî ðóáèòü áåçâîçìåçäíî íå îïàñàÿñü çà öåëîñòíîñòü ñâîèõ ñîáñòâåííûõ áîéöîâ. Èòàê, â äàííîì ñëó÷àå “âèñÿ÷èìè” ôèãóðàìè áåëûõ ÿâëÿþòñÿ – ñëîí h6, ôåðçü g4, ñëîí ñ2, ëàäüÿ a1, ïåøêà ñ3.  Òàêèì îáðàçîì íàø ïîèñê öåëè ñóæàåòñÿ äî âûèãðûøà îäíîé èç ýòèõ ôèãóð áåëûõ. Öåëü ïðèìåðíî ÿñíà, ïåðåõîäèì êî âòîðîé ôàçå: “Ïîèñê ðåñóðñà äëÿ ðåàëèçàöèè”. Ê ýòîìó ìîìåíòó â ìîåé ãîëîâå ñóùåñòâóåò ïðèìåðíî òàêàÿ êàðòèíà:

Êàê ÿ ðåøàþ øàõìàòíûå çàäà÷è èëè ÷òî â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà? Øàõìàòû, Øàõìàòíûå çàäà÷è, Òàêòèêà, Ðåøåíèå, Äëèííîïîñò

ß íå ãðîññìåéñòåð è äàæå íå ðàçðÿäíèê ïîýòîìó äëÿ ïðîôåññèîíàëîâ îãîâîðþñü, ÷òî ðåøàþùèé õîä ÿ íàøåë íå ìãíîâåííî, à ñíà÷àëà íà÷àë ïðîâåðÿòü “ëîæíûå” öåëè (íî íå òûêàÿ áåçäóìíî ïî äîñêå, à ïåðåáèðàÿ âàðèàíòû â ãîëîâå, ò.ê. äåëàþ ýòî äëÿ òðåíèðîâêè, à íå ðàäè ôàíà). Ñíà÷àëà ìîå âíèìàíèå ïðèâëåêëà ëàäüÿ a1, íî áûñòðî ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíî ÷òî íàïàâ íà ëàäüþ ñëîíîì èëè ôåðçåì, îíà ëåãêî è íåïðèíóæäåííî óõîäèò èç ïîä óäàðà è ïî ñóòè íà äîñêå íè÷åãî íå ìåíÿåòñÿ. Äàëåå: ôåðçü áåëûõ õîòü è ÿâëÿåòñÿ “âèñÿ÷èì” , íî òàê æå ëåãêî óõîäèò èç ïîä ëþáîé àòàêè ÷åðíûõ. Ñëîí ñ2, ëåãêî ïðèêðûâàåòñÿ ëàäüåé ñ à1. Ïåøêà c3 ìåëêàÿ ðûáåøêà, íå ïðåäñòàâëÿþùàÿ îñîáîé öåííîñòè ïîýòîìó îñòàâèì åå íà äåñåðò.

Ñëîí h6 íàõîäèòñÿ ïîä óäàðîì íàøåãî ïåõîòèíöà g7, íî áðàòü åãî íåëüçÿ, ò.ê. êîðîëü ó íàñ ñòîèò ïîä øàõîì áåëîãî ôåðçÿ. Ìîæåò áûòü åñòü äðóãîé ñïîñîá? Âñïîìèíàåì, ÷òî êîðîëü áåëûõ ó íàñ îñëàáëåí ïî äèàãîíàëè A-F è ïðîáóåì èñïîëüçîâàòü ýòîò ðåñóðñ. Êàê ìû ìîæåì çàêðóòèòü áåëîãî êîðîëÿ è íà÷àòü êîìáèíàöèþ? Ñàìûé î÷åâèäíûé êàíäèäàò äëÿ íàïàäåíèÿ íà áåëîãî êîðîëÿ íàø ÷åðíûé ôåðçü ñ à5. Äàåì øàõ áåëîìó êîðîëþ ôåðçåì:

Êàê ÿ ðåøàþ øàõìàòíûå çàäà÷è èëè ÷òî â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà? Øàõìàòû, Øàõìàòíûå çàäà÷è, Òàêòèêà, Ðåøåíèå, Äëèííîïîñò

Êîðîëü âûíóæäåí èëè îòñòóïàòü ëèáî ïðèêðûòüñÿ. Îí îòñòóïàåò è áåëûå òåðÿþò âàæíûé òåìï. Ñëåäóþùèì õîäîì ÷åðíûé ôåðçü íàíîñèò ñíàéïåðñêèé âûñòðåë ïî áåëîìó ñëîíó íàíîñÿ òàê íàçûâàåìûé “äâîéíîé óäàð”. Áåëûì íà ýòî îòâåòèòü íå÷åãî è ïðèõîäèòñÿ ñìèðèòüñÿ ñ ïîòåðåé.

Êàê ÿ ðåøàþ øàõìàòíûå çàäà÷è èëè ÷òî â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà? Øàõìàòû, Øàõìàòíûå çàäà÷è, Òàêòèêà, Ðåøåíèå, Äëèííîïîñò

Êàê ÿ ðåøàþ øàõìàòíûå çàäà÷è èëè ÷òî â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà? Øàõìàòû, Øàõìàòíûå çàäà÷è, Òàêòèêà, Ðåøåíèå, Äëèííîïîñò

Âîçâðàùàÿñü ê íà÷àëüíîé ïîçèöèè òî âîò ïðèìåðíî êàêàÿ êàðòèíà ñëîæèëàñü â ìîåé ãîëîâå ê ìîìåíòó ðåøåíèÿ çàäà÷è. Ôèãóð ÿ íå äâèãàë, êîìïüþòåðîì íå ïîëüçîâàëñÿ ò.ê. äåëàþ ýòî ðàäè ñâîåãî ðàçâèòèÿ:

Çäåñü ñòðåëêàìè ÿ îáîçíà÷èë âñå íà ÷òî îáðàòèë âíèìàíèå è òî ÷òî ìîãëî ïîñëåäîâàòü â îòâåò íà ìîè äåéñòâèÿ.

Êàê ÿ ðåøàþ øàõìàòíûå çàäà÷è èëè ÷òî â ãîëîâå ó øàõìàòèñòà? Øàõìàòû, Øàõìàòíûå çàäà÷è, Òàêòèêà, Ðåøåíèå, Äëèííîïîñò

Èíîãäà øàõìàòíûå ýòþäû ÿ ðåøàþ íà èíòóèòèâíîì óðîâíå è äàæå íå ìîãó îáúÿñíèòü ïî÷åìó íóæíî ñäåëàòü òàê, à íå èíà÷å. Âèäèìî ìîçã ÷åëîâåêà óìååò ðåøàòü íåêîòîðûå ïðèâû÷íûå çàäà÷è â “ôîíîâîì ðåæèìå”

 îáùåì âñå ðåøåíèå ñâåëîñü ê ñëåäóþùèì øàãàì.

1. Ïðîâåðêà áåçîïàñíîñòè ñâîåãî êîðîëÿ. (ìîé êîðîëü â áåçîïàñíîñòè íà ñëåäóþùèé õîä)

2. Ïîèñê ñëàáîñòåé âðàæåñêîãî êîðîëÿ. (Êîðîëü ïðîòèâíèêà îñëàáëåí ïî äèàãîíàëè)

3. Ïîèñê “âèñÿ÷èõ ôèãóð ñîïåðíèêà” (Åñòü âèñÿ÷èå, íåçàùèùåííûå ôèãóðû)

4. Èñïîëüçîâàíèå ñëàáîñòè âðàæåñêîãî êîðîëÿ, äëÿ óíè÷òîæåíèÿ ñëàáîé “âèñÿ÷åé ôèãóðû” (òàêòè÷åñêèé ïðèåì: “Äâîéíîé óäàð”)

Читайте также:  Овсянка на кефире на ночь польза и вред

Ê ñëîâó çàäà÷à èìååò ðåéòèíã Ãëèêî – 2094, ÷òî ñòðàííî ò.ê. â ïðèíöèïå îíà äîâîëüíî ëåãêàÿ. ß áû åå îöåíèë íà 1600 ìàêñèìóì.

Íà ýòîì áóäó çàêàí÷èâàòü. Âñåì ñïàñèáî çà âíèìàíèå, åñëè òàêîé ôîðìàò ðåøåíèÿ çàäà÷ âàì ïîíðàâèòñÿ, ÿ ìîãó âûïóñòèòü åùå ñåðèþ ïîäîáíûõ ïîñòîâ, íå òîëüêî ïðî çàäà÷è, íî è âîîáùå ïî øàõìàòàì, íàïðèìåð ïî äåáþòàì. Èëè ñòðàòåãèè.

Âñåì óäà÷ è øàõìàòíûõ ïîáåä!

Источник

Шахматные задачи. История и польза

7 Февраля 2018

Тамара БэллисТамара Бэллис

Об авторе

Основатель и тренер шахматной школы “Фианкетто”, чемпионка Мирнинского района по шахматам, многократный призер командных республиканских и районных соревнований, победитель и призер личных первенств по быстрым шахматам.

Одна из увлекательных областей шахмат — работа с задачами и этюдами. В профессиональной среде создание шахматных задач и этюдов называют композицией.

Есть две категории людей: композиторы, которые придумывают эффектные и необычные положения на доске и решатели. Решатели — самая массовая группа, к которой и обращено творчество составителей.

Шахматная композиция и категории людей в ней

Любой шахматист хотя бы раз в жизни сталкивался с шахматными задачами и пытался решить их. Знакомство с лучшими творениями композиторов позволяет постичь красоту и глубину шахмат, развивает комбинационное чутье и повышает общую шахматную культуру. Польза, которую приносит самостоятельное решение задач и этюдов неоспорима. Ведь это развивает технику расчета, которая способна привести к победе.

Решение задач – творческий и сугубо индивидуальный процесс. Каждый шахматист вырабатывает свою стратегию решения задач, поэтому для детей важно выполнять задания без помощи и подсказок родителей.

1. АЗБУКА КОМПОЗИЦИИ

Композиция делится на две группы: шахматная задача и шахматный этюд.

Шахматная задача — искусственно созданная позиция, в которой объявляют мат не позднее установленного хода. В данном случае задание может звучать следующим образом: «Ход белых. Мат в два хода».

Шахматный этюд — позиция, в которой нужно выиграть или добиться преимущества без ограничения в числе ходов. Например: «Ход белых. Выигрыш».

Решить задачу или этюд — значит полностью раскрыть авторский замысел и распознать все варианты, ведущие к цели. Также нужно предусмотреть все ходы соперника, о чем часто забывают. Это важно учесть, чтобы получить грамотный рассчет и с самого начала идти в верном направлении.

Шахматная композиция. Азбука шахматной композиции

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Быстрому решению задач может помочь знание художественных принципов композиции. Это полезный ориентир при отыскании верных вариантов и отражении угроз. Художественные принципы включают:

A. Выразительность. Замысел должен быть рельефным и легко выделяться из множества вариантов.

Б. Экономичность. Распростроняется на используемый материал, число ходов решения и цели ходов.

В. Красота решения. Определяет построение композиции и ходы решения. Красивыми считаются тихие ходы и жертвы, которые создают видимость, что мы ослабляем нашу собственную позицию. Соперника вводят в заблуждение и в финале наносят сокрушительный удар.

Художественные принципы композиции

ШКОЛЫ КОМПОЗИЦИИ

По внешнему виду позиции и характерному взаимодействию фигур можно определить к какой школе относится задача или этюд. Ниже приведены основные течения:

А. Английская школа. Задачи английской школы, как правило, открывались интересными вступительными ходами.

Б. Чешская школа. Сторонники чешской школы отдавали предпочтение красоте матовых финалов. Особое внимание уделялось образованию матовой сети и функциям фигур.

В. Старо-немецкая школа. Идеалами старо-немецкой школы были трудное решение и яркость матовой картины в центральном варианте. Задачи этого направления были насыщены неинтересными и второстепенными разветвлениями, среди которых надо было найти главную игру.

Г. Венская школа. Сторонники венской группы занимали промежуточные позиции между чешской и старо-немецкой школами. Они предпочитали соединять острую комбинационную игру с правильными матами, которых было довольно много, но среди них выделялся один. Эти задачи не трудны для решения и особо привлекают изяществом формы и игры.

Школы шахматной композиции

Существует множество других школ: художественная, стратегическая, логическая, советская и.т.д.

У композиции богатая история, которая началась еще IX веке. В древних манускриптах приводились искусственно составленные позиции с разными заданиями. И по сей день, решение задач и этюдов является неотъемлемой частью становления профессионального шахматиста.

Статья написана по книге Я. Г. Владимирова “Как решать задачи и этюды”. Яков Георгиевич – советский и российский шахматный композитор, председатель комиссии по шахматной композиции Российской шахматной федерации и активный пропагандист шахматной композиции.

Источник