Польза ручного труда для детей
Польза ручного труда в развитии детей с задержкой психического развития.
Маевская Елена Игоревна Учитель-дефектолог |
Уважаемые взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки!
Тема нашего разговора на первый взгляд очень проста и незначительна, но это только на первый взгляд. Побеседуем о пользе ручного труда в развитии детей с задержкой психического развития.
Мне уже слышится ваш вопрос: «Какой ручной труд?» Ведь нашим детям необходимы занятия, развивающие интеллект. Но так ли это? Вы когда-нибудь задумывались почему мы не даем нашим детям ножницы, бумагу, клей, пластилин, иголки, нитки, цветной песок, выжигательный аппарат и многое другое? Мы, взрослые боимся, что не уследим за ребенком, он может пораниться, измазаться, что-нибудь проглотить, ведь в это время нас, как правило, не бывает рядом, мы заняты своими делами. Боимся, что будем нервничать и раздражаться, если у ребенка в пятый, в десятый раз не будет получаться. Не хотим лишней уборки, стирки, не хотим тратить свое драгоценное время.
Я постараюсь доказать вам, что занятия ручным трудом просто необходимы для успешного развития и положительного эмоционального состояния наших детей.
Итак:
- Ученые физиологи выявили органическую связь между пальцами рук и центрами головного мозга. Поэтому работа рук повышает стимулирует деятельность мозга.
- Уже давно доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук тесно связано с уровнем развития речи. Наблюдается определенная закономерность: если сформированность тонких движений пальцев рук соответствует возрастной норме то и речевое развитие будет находится в пределах нормы, а если развитие пальцев недостаточное, то и в речевом развитии может наблюдаться задержка.
- Существует взаимосвязь между развитием рук и развитием интеллекта. Тонкая работа пальцев рук, во время занятий ручным трудом заставляет ребенка думать, способствует совершенствованию головного мозга.
- Изготовление поделки любой сложности учит ребенка умению анализировать задание, выделять главные и второстепенные детали сравнивать элементы, части, заготовки.
- На занятиях ручного труда ребенок научится планировать свою деятельность, потому что последовательность в работе способствует обучению планирования.
- Будет развиваться зрительная и слуховая память, ведь ребенку
придется запоминать ряд инструкций, последовательность определенных операций, очередность использования инструментов и многое другое.
- Внимание ребенка станет более устойчивым и концентрированным, появится усидчивость и сосредоточенность.
- Во время выполнения заданий ребенку предлагается найти свой способ его выполнения, а так же его оформление – это значит, что все активнее будет развиваться воображение .
- От занятия к занятию будет улучшаться глазомер, точность и координация движений.
Какой же вывод мы сделаем из всего выше сказанного?
Клейте и вырезайте, шейте и вышивайте, лепите и складывайте, выжигайте вместе с вашими детьми. Не упустите возможность достаточно легко и непроизвольно способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания, воображения детей в увлекательных занятиях ручным трудом.
Желаю успеха.
Значение ручного труда.
Занятия трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.
Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, своё содержание. Такое разделение труда даёт возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей, а также их значимость в процессе трудового воспитания.
Слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей. Поэтому передо мной встала проблема определения содержания работы. Я поняла, что имею дело не с абстрактным коллективом, который нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных воспитанников, с индивидуальными характерами, с их собственным жизненным опытом.
В своей работе надо идти не от коллектива к ребёнку, а от кропотливой работы с ребёнком, к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.
Цель моей работы можно определить как формирование самостоятельной творческой личности, способной развивать свой потенциал. Исходя из этого, были определены направления в работе:
- развивать творческие способности детей.
- формировать коммуникативные качества.
- создавать условия для самореализации.
- развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.
Следует помнить, что результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Давая детям те или иные задания, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: состояние здоровья, наличие навыков и умений. В своей работе сочетаю индивидуальные и коллективные формы организации деятельности детей. Индивидуальный подход осуществляю путём упрощения или усложнения заданий.
При выборе объектов труда учитываю, что изделие должно иметь общественно полезное значение, то есть возможность его использовать в группе, дома, для подарка. Трудовое задание должно быть посильным для ребёнка.
Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, планирование, овладение трудовыми навыками и способностями работы, сам процесс труда, получение труда и его оценку. Способность ребёнка успешно овладевать приёмами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен осознать цель предстоящей деятельности. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие головного мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что занятия с участием рук и пальцев приводят гармоничные отношения тело и разум. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев во время работы с природным материалом или с бумагой весьма полезна и для подготовки руки к письму.
Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего- нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
В процессе формирования творческой деятельности выделила 3 этапа:
- выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
- формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
- развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
На своих занятиях строго соблюдаю эти этапы, так как каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всём процессе. Причём практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.
Рассмотрим три уровня практической деятельности детей на занятиях по ручному труду, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности.
- работа копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали. Но при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделия самостоятельно и по замыслу, то есть активизировать мышление, развивать воображение.
- зная, что дети смогли бы внести свои изменения, я стала предлагать работу с внесением изменений в основные детали. Такое задание дало детям возможность внести в изделие что- то своё, отличное от других – это способствовало расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.
- так же на занятиях даю детям творческую работу по содержанию своего варианта изделия.
Дети должны были воспроизвести по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, закрепляя практические умения и навыки, полученные на других занятиях.
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рака», а не развитие личности.
Ручной труд является, прежде всего, средством для развития сферы чувств эстетического вкуса, разума и творческих сил – то есть общего развития ребёнка. Это и есть основная цель.
Перспективный план продуктивной деятельности на год.
Старшая группа.
Сентябрь
- Аппликация «Овощи на тарелке»
Цель: учить детей вырезать круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учить детей сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.
- Аппликация «Цыпленок»
Цель: познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство заполняется кусочками бумаги неправильной формы.
- Конструирование из природного материала «Птицы»
Цель: учить детей делать из природного материала птицу по образцу. Развивать воображение мелкую моторику рук.
Октябрь
1 .Конструирование из бумаги «Игрушка зайчик»
Цель: учить детей изготавливать из цилиндров разнообразных животных. Учить детей планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал, творчески подходить к работе.
- Аппликация «Нарцисс»
Цель: учить детей выполнять усложненный вариант аппликации с частичным наклеиванием деталей, что предает изображению объемность. ‘Продолжать учить детей вырезать овал и круг из квадрата и прямоугольника.
- Конструирование из строительного материала «Гараж с двумя въездами» Цель: учить детей подготавливать основу для перекрытий, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения. Учить детей обдумывать план постройки, договариваться.
Ноябрь
- Ручной труд из бумаги «Корзиночка»
Цель: учить детей складывать квадратный лист на шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. Развивать внимание воображение, мышление, мелкую моторику рук.
- Поделки из природного материала «Домашние птицы»
Цель: продолжать учить детей создавать поделку по замыслу. Развивать фантазию, творчество.
- Аппликация «Петушок, золотой гребешок»
Цель: учить детей составлять сюжетную аппликацию; использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы.
Декабрь
- Ручной труд из бумаги и картона «Сказочный домик»
Цель: учить детей делать более сложные конструкции из квадрата. Закрепить умение складывать квадрат на шестнадцать маленьких. Украсить домик путем наклеивания бумаги (окна, двери).
- Конструирование из строительного материала «Разнообразные мосты» Цель: учить детей планировать постройку. Учить детей выделять этапы создания конструкции. Развивать мышление.
- Игрушки из бумаги и картона «Елочные игрушки»
Цель: учить детей обводить шаблоны на бумаге, сложенной вдвое. Продолжать учить детей вырезать предмет по контуру.
Январь
- Поделки из использованных материалов «Высотные здания из обклеенных коробок»
Цель: начинать учить детей оклеиванию готовых коробок. Из нескольких оклеенных коробок сделать многоэтажное здание, путем склеивания коробок между собой.
- Конструирование из строительного материла «По замыслу»
Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать ‘необходимый материал, ориентироваться на плоскости.
- Аппликация «Царство диких зверей» (коллективная)
Цель: учить детей вырезать более сложные изображения-фигурки животных. Сначала делают с помощью трафаретов, затем рисуют сами. Развивать зрительную память, глазомер, мелкую моторику рук.
Февраль
- Игрушки из использованных материалов «Машина из коробок»
Цель: продолжать учить детей обклеивать коробки бумагой. Склеивать коробки между собой, завершать работу приклеиванием колес, окон, дверей.
- Конструирование из строительного материала «Улицы города»Цель: учить детей конструировать сообща, уметь договариваться и обыгрывать постройку.
- Аппликация из бросового материала «Экзотические рыбки»
Цель: учить детей аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагая их в последовательном порядке. Дополняя работу разными деталями (бумагой, камнями).
Март
- Поделки из бумаги и картона «Качалка»
Цель: учить детей складывать круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба. Показать, как вырезать у круга одну четвертую часть. Учить детей украшать работу деталями из цветной бумаги.
- Поделки из использованных материалов «Заяц из поролона»
Цель: познакомить детей со свойствами материала. Объяснить, как срезать углы и грани, предать куску поролона округлую форму.
- Аппликация «Белая лилия»
Цель: учить детей изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Апрель
- Конструирование из строительного материала «Самолет»
Цель: учить детей строить самолет, используя в качестве образца рисунки- чертежи. Учить детей выделять основные части самолета (кабина, фюзеляж, пропеллер, шасси…).
2.Игрушки из бумаги и картона «Чебурашка»
Цель: объяснить и показать, как сложить круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба, делящие его на четыре равные части.
- Аппликация «Кошечки, собачки»
Цель: учить детей выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей. Учить аккуратно выполнять работу.
Май
1 .Поделки из природного материала «Декоративное панно»
Цель: учить детей делать панно из природного материала по любому рисунку-образцу.
- Поделки из бумаги «Кошечка» (из полоски бумаги)
Цель: учить детей складывать полоску в нужную форму и склеивать. Дополнять работу цветной бумагой.
- Аппликация «Мимоза»
Цель: учить детей наклеивать комочки из бумаги, мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.
Завьялова Елена
Особенности труда детей старшего дошкольного возраста
Постановка цели: В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. можно выделить несколько видов мотивов. Это мотив чаще связан с поручениями. Здесь деятельность носит кратковременный характер, однако позволяет ребенку активно проявить себя, почувствовать удовлетворение при положительной оценке его труда взрослым. Таким образом внешние побудительные мотивы к труду постепенно создают эмоционально – положительное состояние, готовность сделать что – то полезное. В старшем дошкольном возрасте определяют общественные мотивы труда, они более отчетливо выступают у тех детей, которые стремятся принести пользу окружающим. для ребенка важно видеть связь между тем, что делать, и тем, для чего делать. Необходимо, чтобы эта связь нашла опору в жизненном опыте ребенка. Способность детей старшего дошкольного возраста самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где дети получают в итоге материальный результат.
Планирование труда: Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе, так как а игре ребенок больше подчиняется свободному замыслу, который в ходе игры часто претерпевает изменения, нередко обусловленные случайными впечатлениями, ассоциациями. При отсутствии навыков планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом. Умение планировать свою работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе, так как в игре ребенок больше подчиняется свободному замыслу, который в ходе ее часто претерпевает изменения, нередко обусловленные случайными впечатлениями, ассоциациями. Так в специальных трудовых процессах дети учатся планировать работу. Важно, чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а придумывали последовательность операции.
Результат труда: Достижения результата в работе над простейшими игрушками не только вооружает детей умением трудится, но и дает им возможность принять участие в изготовлении практически нужных вещей. Все это меняет отношение детей старшего дошкольного возраста к труду, у них возрастают собственные требования к качеству выполняемой работы, ее оценке.
Публикации по теме:
Конспект организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста «Мы моем игрушки»
Задачи: 1. Закреплять у детей умения и навыки в правильном пользовании уборочным инвентарем (тряпочками для протирания пыли, протирать.
Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Двигательная активность, согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это какое либо движение, осуществляемое скелетными мышцами.
Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс.
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная.
Консультация «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.
Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте связано.
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития речи детей пятого года жизни. Особенности работы с детьми на занятиях. Формирование словаря. Формирование грамматически.
Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст приносит детям новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребенка, так как он успокаивает.
Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Возрастные особенности – это качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены.