Польза режима дня для школьников

Почему необходим распорядок
О важности режима дня написано много книг и статей. График помогает школьнику больше успевать, воспитывает последовательность, силу воли, трудолюбие.
По словам учёных, при соблюдении распорядка в организме вырабатываются условные рефлексы: каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей, это позволяет легко переключаться с одного занятия на другое. Кроме того, так соблюдается баланс между рабочей деятельностью и отдыхом.
Исследования подтверждают, что соблюдение режима дня подростком имеет большое значение и в последующей взрослой жизни. Например, специалисты из университета Олбани в США опросили 292 студента, придерживались ли они распорядка дня в детстве. Оказывается, те, у кого был стабильный режим, уже будучи взрослыми лучше справляются с планированием времени, обладают более высокой концентрацией внимания и проще переносят жизненные трудности. Это довольно убедительные аргументы в пользу важности соблюдения режима дня.
В обычной школе распорядок выстраивается автоматически: начало и конец занятий чётко фиксированы. На домашнем обучении подростки часто перестают соблюдать режим дня. Рассмотрим, к каким последствиям это может привести, а так как учёба в домашних условиях часто связана с интернетом, рассмотрим всё на примере обучения в онлайн-школе.
К чему приводит несоблюдение режима
Отсутствие рабочего настроя по утрам
Ребёнку может казаться, что раз уроки проходят онлайн, то можно «подскочить» хоть за пять минут до первого урока, ведь не нужно никуда ехать. Но не всё так просто: мозг должен подготовиться к освоению нового учебного материала. Для этого необходимо успеть проснуться, позавтракать, подышать свежим воздухом, взбодриться. Здорово, если перед началом занятий есть возможность почитать конспект и вникнуть в тему. Отсутствие всех этих ритуалов может привести к тому, что мозг окажется не готов к погружению в учёбу, и уроки придётся пересматривать несколько раз.
Невыполнение домашних работ
Отсутствие режима дня заставляет ребёнка проводить день хаотично, делать то, что больше хочется в данный момент (или ничего не делать вообще). В итоге времени на выполнение домашнего задания вечером уже не остаётся: школьник откладывает его на завтра. А в итоге образуется «снежный ком», и на выполнение всех накопившихся заданий ребёнку приходится тратить гораздо больше времени: возможно, целый выходной день или даже оба.
Потеря возможности общаться с преподавателями
У учеников «Домашней школы Фоксфорда» есть уникальная возможность задавать преподавателям вопросы и тут же получать на них ответы. Но для этого необходимо придерживаться расписания онлайн-занятий. А также важно выработать привычку концентрироваться на учебном процессе в одно и то же время.
Низкая концентрация внимания
Перед сном подростки часто «зависают» в соцсетях, и это может затягиваться до глубокой ночи. Как следствие, недосып и вялость с утра, потеря концентрации и невнимательность на занятиях. Из-за этого на учёбу уходит больше времени и сил, чем если бы ученик хорошо отдохнул. Если на эту проблему не обращать внимания в подростковом возрасте, то она останется и во взрослой жизни.
Чтобы всех этих проблем не возникло, следует соблюдать правила организации режима дня школьника на домашнем дистанционном обучении.
Как выстроить режим, обучаясь в интернете
Правило № 1. Вставать и ложиться в одно и то же время
Школьнику необходимо спать не менее 9 часов в 5-8 классах и 8 — в 9-11. Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют делать «искусственный закат»: за 120 минут до отбоя приглушать в доме источники света, а за час отказываться от компьютера и смартфона. Это поможет легче перейти в режим отдыха.
Между подъёмом и учёбой должно быть не менее 60 минут: за это время ребёнок успеет проснуться, позавтракать и подготовиться к занятиям. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» они начинаются не раньше 10 утра, поэтому даже у «сов» получится соблюдать это правило.
«Я просыпаюсь в девять утра. Быстро делаю все свои утренние дела и сажусь за компьютер слушать уроки».
Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Арсений Кириченко
Также ученики «Экстерната Фоксфорда» советуют делать зарядку, чтобы взбодриться и настроиться на занятия. Особенно это подойдёт тем, кто с трудом встаёт по утрам.
«Физическая активность перезагружает мозг. Особенно после сна. Всего несколько упражнений, и тело сразу приходит в тонус — можно спокойно работать».
Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Аркадий Буйко
В выходные дни лучше соблюдать тот же режим, в крайнем случае вставать на час позже, но не более. Так сформируется привычка, и просыпаться по утрам будет легче.
Правило № 2. Грамотно составить распорядок дня
Формирование режима дня по принципам тайм-менеджемента начинается с определения приоритетов: если основным занятием подростка является учёба, то стоит отвести на неё самую продуктивную часть дня.
«На первом месте у меня онлайн-занятия в “Фоксфорде”. После них я ухожу в музыкальную школу и на дополнительный английский. Когда возвращаюсь, делаю домашние задания — сразу все, не люблю, когда они накапливаются. Ну и оставшуюся часть вечера посвящаю своим хобби».
Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Виктория Демиденко
Правило № 3. Выполнять домашние задания каждый день
Практические задания помогают закрепить материал, способствуют созданию позитивной привычки. Человек, который умеет садиться домашние задания сам, а не потому, что «завтра спросят», сможет систематически выполнять задачи и во взрослой жизни.
«Делайте домашние задания как можно быстрее, не откладывайте ничего на завтра. Из-за сборов у меня иногда накапливаются долги, и разбирать их очень тяжело, ведь уроки всё время прибавляются».
Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофей Яновский
Правило № 4. Использовать ежедневник
Записная книжка — отличный помощник в соблюдении режима. Привычка заранее составлять расписание и придерживаться его станет бесценной на всём жизненном пути. Кроме классического блокнота-ежедневника, можно использовать планер, в котором на одном развороте размещена сразу вся рабочая неделя, а также заметки в телефоне, приложения или онлайн-программы.
«У меня всегда есть план на день. Утром беру блокнот, записываю всё, что сегодня нужно сделать, а вечером вычёркиваю завершённые дела. Это очень приятно!»
Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Виктория Демиденко
Правило № 5. Делать перерывы и дышать свежим воздухом
Прогулки необходимы для растущего организма. Физиологи советуют проводить каждый день не менее часа на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом. Между учёбой и работой над домашними заданиями обязательно должен быть перерыв, который можно заполнить кружками, тренировками и другими увлечениями.
«У вас есть хобби? Если ещё нет, найдите дело по душе и включите его в своё расписание».
Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Янышина
Правило № 6. Пользоваться помощью взрослых
Ребёнку будет проще придерживаться режима, если ему поможет кто-то со стороны. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам организовать своё время помогают кураторы. Как правило, это студенты старших курсов или недавние выпускники вузов, которые умеют планировать время и готовы поделиться секретами самодисциплины с подопечными.
Как выглядит распорядок дня ученика на домашнем обучении
У каждого хоумскулера, как правило, свой режим, это зависит от биоритмов, увлечений и интересов ребёнка. Но в целом его можно изобразить так.
- 9:00–9:50 — Подъём, зарядка, завтрак
- 9:50–10:00 — Подготовка к учёбе
- 10:00–14:00 — Занятия
- 14:00–18:00 —Тренировки, хобби, свои дела
- 18:00–19:30 — Выполнение домашних заданий
- 19:30–23:00 — Свободное время
- 23:00 — Отход ко сну
Один день из жизни хоумскулера →
Режим дня – это определённый распорядок, которого необходимо придерживаться для улучшения жизнедеятельности организма. Его не стоит воспринимать как некий строгий график, поскольку правильный режим дня не подразумевает поминутного расписания, где нужно чётко следовать всем пунктам. Режим дня скорее носит рекомендательный характер и должен помочь человеку распределять своё личное время, а также помочь организму получать больше пользы от обычных действий.
Автор фото – Mark Tighe, ссылка на оригинал (фото было изменено).
К примеру, регулярные занятия спортом в одно и то же время (особенно если оно выбрано с учётом особенностей вашего организма) приносят гораздо больше пользы, чем беспорядочные. Так происходит, потому что при совершении действий в одно и то же время, организм может к ним подготовиться, а значит и получить больше пользы.
Общие советы
- – Биологические ритмы – это повторяющиеся изменения в организме (а также в природе). Они присущи всему живому и показывают, когда организм получит больше пользы от различных действий. Известным всем примером является сон – ни один врач не посоветует спать днём, а гулять ночью. Это противоестественно, а значит принесёт меньше пользы, и даже может быть опасно для здоровья.
Составляя свой режим дня, необходимо опираться на биологические ритмы, которые для каждого человека уникальны. Только вы (или ваш врач) можете понять, в какое время вам лучше кушать, в какое работать, а в какое заниматься спортом. И лучше, разумеется, не противоречить природе. Несоответствие биологических ритмов с вашей деятельностью может привести ко многим проблемам со здоровьем. И стоит понимать, что речь сейчас идёт не об эзотерике, и ничего мистического в этой информации нет. Всё это – научно обоснованные и доказанные факты. - – Режим дня обязательно должен включать труд (речь не только о работе), отдых (как физический, так и психологический), саморазвитие (нужно постоянно учиться и узнавать что-то новое), а также приёмы пищи и время на личную гигиену. Разумеется, некоторые пункты время от времени могут выпадать из этого списка. Но стоит помнить, что исключение отдыха, пищи и гигиены из распорядка дня может принести вред здоровью.
- – Труд не должен быть чрезмерно утомительным и наносить организму вред. И гораздо лучше, если вы будете заниматься тем, что вам нравится.
- – Отдых должен гармонично вплетаться в распорядок дня, и не быть лишь пассивным (спорт – это здорово). При этом стоит помнить, что один лишь отдых – это плохо. Пусть у вас выходной и вы не идёте на работу, но тогда дольше занимайтесь самосовершенствованием.
- – Времени на саморазвитие должно уделяться достаточно, чтобы утолить жажду познания и научиться новому, но при этом не быть в тягость. Выберите то, что вам нравится, будь то познание мира, изучение истории, изучение холодного оружия или даже обучение владению им – сгодится всё.
- – Приёмы пищи лучше совершать в одно и то же время, или хотя бы с одинаковыми интервалами.
- – Гигиенические процедуры лучше совершать как минимум дважды в день (утром и вечером). Хотя мыть руки нужно куда чаще.
- – Если подытожить, распорядок дня должен быть составлен таким образом, чтобы не противоречить вашим биологическим ритмам и не быть вам в тягость. При этом необходимо уделять достаточно времени и труду, и отдыху, и саморазвитию. А идеальным вариантом будет считаться случай, когда вы можете совмещать некоторые из этих пунктов. К примеру, активный отдых может являться и отдыхом, и саморазвитием.
Польза режима дня
- – Улучшение функционирования организма. Речь идёт, в основном, о более эффективной работе органов и систем (затрачивается меньше энергии, органы меньше изнашиваются, а польза при этом оказывается большая).
- – Оказание благоприятного влияния на нервную систему (из-за нормализации распорядка дня и появления определённости).
- – Появление большего количества свободного времени.
Заключение
Правильно составленный распорядок дня может приносить организму немалую пользу, особенно если он составлен с учётом особенностей организма человека. При этом, режим дня не обязательно должен быть строго расписан по часам, а значит, не должен угнетать и вызывать чувство предопределённости. Если в нём будет присутствовать немного хаоса – это даже хорошо.
Высокий темп жизни стал для нынешних школьников делом привычным. Чтобы успевать и на уроки и на секции, чтобы находить время и для домашних занятий, и для отдыха нужно рационально планировать день.
Чтобы определить время, допустим, подъема или обеда, нужно учесть множество факторов, таких, как начало и конец занятий в школе, расстояние до нее. Однако, вне зависимости от времени (оно может варьироваться), в любом распорядке дня ребенка должны быть обязательные составляющие, о которых мы сейчас расскажем.
- 7.00. Подъем. Очень трудно в семь утра оторвать голову от подушки. Но постоянный подъем в одно и то же время выработает у ребенка привычку просыпаться рано. Кроме того, четкая организация времени сна и бодрствования благотворно влияет на неокрепшую детскую психику.
Не давайте любимому чаду поблажек в виде 10-15 минут дополнительного сна: эти минуты отнимут у него время на одевание или завтрак. Как следствие – обязательно что-нибудь забудет!
- 7.05. Умывание. Приучать детей к личной гигиене нужно с детства. Обязательно нужно чистить зубы. Кроме того, водные процедуры помогут ребенку окончательно проснуться, взбодриться и подготовиться к зарядке.
- 7.15-7.25. Зарядка. Несложные физические упражнения приведут организм в состояние полной боевой готовности к новому дню.
- 7.25-7.30. Уборка постели. Ребенок должен не только следить за собой, но и за своими вещами, порядком в комнате.
Если вы начнете убирать кровать за него – рискуете вырастить иждивенца. И, напротив, тяга к порядку, привитая с детства, пойдет только на пользу.
- 7.30-7.50. Завтрак. Выражение «Завтрак съешь сам» возникло не на пустом месте: утренний прием пищи дает организму главный заряд энергии. Без полноценного, сбалансированного завтрака уже к третьему уроку ребенок будет обессилен. А для того, чтобы грызть гранит науки, нужна энергия и силы. В рационе обязательно должны быть каши, фрукты, молочные продукты (кефир, йогурт или творог).
- 7.50-8.20. Путь в школу. Нужно не спеша пройти по маршруту ребенка и определить, сколько времени занимает дорога в школу. Потом добавить, на всякий случай, еще 5-10 минут. Важно, чтобы сын или дочь спокойно следовали на уроки, соблюдая при этом правила дорожного движения.
- 8.30-14.00. В школе ребенок находится под контролем педагогов и классного руководителя. Поэтому мамы и папы до обеда могут расслабиться и на время забыть о своих родительских обязанностях. Если, конечно, любимое чадо не напомнит о них какой-нибудь озорной выходкой, после которой родителей вызовут к директору.
- 14.30-15.00. Обед. День продолжается, и ребенку снова нужна энергия. Обязательны горячие супы, рыба или мясо, овощи. После обеда можно немного подремать, сон хорошо восстанавливает силы.
- 15.00-16.30. Свободное время. Это может быть хобби, занятия спортом, а может – простая прогулка с друзьями. Суть такого времяпровождения в том, чтобы отвлечься от школьных занятий. Чтобы со свежей головой приступить к выполнению домашнего задания.
- 17.00-19.30. Подготовка домашнего задания.
- 19.30. Ужин. Его не нужно, вопреки поговорке, отдавать врагу, однако меню не должно быть обильным, это нарушит и здоровый сон, и физическую форму.
- 20.00-21.30. Личное время. Можно посидеть в интернете или посмотреть телевизор. Но лучше всего – почитать хорошую книгу. Попробуйте объяснить это ребенку, который уже нацепил наушники и готов истреблять врагов в «World of Tanks».
- 21.30-22.00. Подготовка ко сну. Душ, чистка зубов и прочая гигиена.
- 22.00. Отбой. Любой ребенок живет насыщенной событиями жизнью. Каждый день он получает новые знания, узнает что-то новое. Чтобы сохранить здоровье и не навредить психике в столь интенсивный период, нужно около 10 часов хорошего сна. Поэтому – спать! И без разговоров!
Самое главное – будьте непреклонны, как диктатор. Любые ваши поблажки только навредят любимому чаду. А к строгому распорядку дня он быстро привыкнет. И будет благодарен вам за эту науку.
Доклад на тему:
«Значение режима дня в воспитании ребенка»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Смородина С.Е.
г . Венев ,2016 год
Режим дня школьника — это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
В основу правильно организованного режима дня
школьника должно быть положено строгое, совершаемое в определенной последовательности чередование различных видов деятельности и отдыха, т. е. различных элементов режима.
Строгое соблюдение режима дня повышает работоспособность школьника, предохраняет организм от переутомления, укрепляет здоровье и обеспечивает повышение успеваемости учащихся. Создается возможность за сутки успеть многое сделать при сохранении высокой работоспособности и хорошего здоровья.
Рационально организованный режим дня предусматривает наличие основных режимных моментов, правильное чередование труда и отдыха и определенную продолжительность каждого элемента режима.
Режим дня здоровых школьников строится с учетом возраста, особенностей деятельности нервной системы, как системы, ведущей и регулирующей основные жизненные процессы. Чем младше школьник, тем менее совершенна его нервная система, тем меньше ее выносливость к нагрузке, тем быстрее наступает утомление. Поэтому в режиме дня младших школьников большее место должно быть отведено для отдыха нервной системы и уменьшена дневная нагрузка.
Особое внимание нужно обратить на организацию жизни первоклассников. Как показали специально проведенные наблюдения и исследования врачей и педагогов, центральная нервная система 7-летних детей обладает рядом функциональных особенностей — неустойчивостью внимания, повышенной возбудимостью и быстрой утомляемостью. Кроме того, этот возраст является переходным от детского сада с его режимом к школе, где предъявляются большие требования к организму в отношении нагрузки.
В связи с этим в первых классах уменьшена учебная нагрузка, учебный день ограничен четырьмя уроками; предусматривается сокращение продолжительности уроков до 35 минут, введение внутри урока переключения с одного вида деятельности на другой: с чтения на письмо, с письма на рассматривание, введение в урок микропауз в виде физкультминуток. В преподавании широко используется наглядный метод обучения, так как для детей младшего возраста характерно преобладание образного, конкретного восприятия.
В семье также необходимо строить домашний режим с учетом особенностей детей 7-летнего возраста. Нельзя заставлять ребенка долго заниматься одним и тем же видом деятельности, например, длительно писать, читать, лепить или рисовать. Занятия должны продолжаться не более 15—20 минут, после чего следует переключить внимание ребенка на что-либо другое, сделать несколько наиболее простых физических упражнений или провести небольшую игру.
Легкая истощаемость центральной нервной системы детей 7-летнего возраста требует и более продолжительного пассивного отдыха в виде сна. Сон для 7-летних школьников должен быть не менее 12 часов в сутки, при этом 1 час лучше отводить на послеобеденный сон.
Основным видом деятельности школьников является учебная работа в школе и дома. В школе определенная продолжительность занятий устанавливается соответственно возрастным особенностям. На основании специально проведенных исследований предложена следующая продолжительность приготовления домашних заданий: для школьников 1-го класса — 45 минут —1 час, 2-го класса —1 — 1,5 часа, 3—4-го класса —1,5 — 2 часа, 6—7-го класса — 2—2,5 часа и 8-го класса — 3 часа.
Наиболее целесообразно сделать перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома продолжительностью не менее 2,5 часов, при этом большую часть перерыва школьники должны гулять или играть на открытом воздухе в игры, дающие умеренную физическую нагрузку.
После перерыва, приема пищи и отдыха учащиеся могут выполнять домашние задания.
Во время выполнения домашних заданий необходимо устраивать перерывы для среднего и старшего возраста через каждые 45 минут ,а для младшего возраста — через 30—35 минут. За время 5—10-минутного перерыва нужно проветрить комнату, встать, сделать несколько простых дыхательных гимнастических упражнений .
Для приготовления домашних заданий каждый школьник нуждается в определенном постоянном и удобном месте за общим или специальным столом. Определенные часы и постоянная обстановка стимулируют внимание, и учебный материал усваивается успешнее.
Рабочее место должно быть удобным, а это возможно только в тех случаях, когда размеры стола и стула соответствуют росту учащегося. Только при соблюдении этого важного условия можно добиться правильной позы школьника при выполнении домашней работы.
Дома полезно привлекать детей к посильному физическому труду, приучать убирать свою постель, аккуратно складывать одежду, чистить свою обувь. Школьник должен следить за порядком на своем рабочем месте, где он готовит домашние задания, содержать в порядке книги, тетради, игрушки.
Помимо работ по самообслуживанию, школьников следует привлекать к некоторым работам по обслуживанию семьи. Младшим школьникам 7—9 лет могут поручаться проветривание, подметание комнат, поливка цветов, сервировка обеденного стола. Школьники 10—13 лет должны уметь произвести мелкий ремонт своей одежды, мыть посуду и т. п, с 14-летнего возраста подростки могут выполнять полную уборку помещения, садово-огородные работы, работу по уходу за домашними животными и др. Школьникам старшего возраста доверяют уход за младшими братьями и сестрами.
Все это способствует воспитанию ценнейших качеств человека — трудолюбия, добросовестного отношения к труду, умения ценить и уважать чужой труд, правильно распределять свое время, дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели.
Одним из существенных элементов режима дня учащегося является отдых.
Наилучшим активным отдыхом для школьников, у которых основным видом деятельности является умственная сидячая работа, считается подвижная деятельность, особенно полезная в условиях пребывания детей на свежем воздухе. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекции.
Школьники могут заниматься в одной из спортивных секций при школах, или в юношеских спортивных школах. Родители должны всячески поддерживать желание учащихся заниматься спортом, так как это способствует укреплению здоровья и вместе с тем положительно сказывается на воспитании таких черт характера, как коллективизм, взаимопомощь, упорство в достижении цели.
Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять не менее 3—З,5 часов для младших школьников.
и не менее 2—2,5 часов для старших школьников
Некоторое время должно быть отведено и для свободно избранной деятельности детей, сообразно их индивидуальным интересам и способностям — чтение художественной литературы, рисование, музыка и др. В течение дня для этого младшим школьникам надо 1 — 1,5 часа.
Большую роль в правильном росте и развитии детского организма играет питание, достаточно калорийное, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики с последующими водными процедурами и оканчиваться вечерним туалетом и отходом ко сну. В результате длительного бодрствования в течение всего дня происходит утомление клеток коры головного мозга и, чтобы они могли снова хорошо работать, им необходим отдых — сон.
Продолжительность сна для школьников 8—9 лет должна быть не меньше 10,5 —11 часов, 10 — 11 лет — 10 часов, , 12 — 15 лет — 9 часов и для учащихся более старшего возраста — 8—8,5 часов.
Детям ослабленным, быстро утомляющимся, рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.
Учащиеся должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут — 21 час, а старшие — в 22 часа, самое позднее — в 22 часа 30 минут.
Время перед сном школьник должен проводить в спокойных играх и занятиях. Шумные игры, споры, рассказы, вызывающие сильные эмоциональные переживания, мешают быстрому засыпанию и нарушают глубину сна.
Перед сном следует проветрить помещение; хорошо, если температура воздуха в комнате будет не выше 16—18°.
В экзаменационный период особенно строго надо следить за созданием благоприятной внешней обстановки для занятий с соблюдением всех гигиенических требований.
В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.
Одной из полноценных и увлекательных форм отдыха являются экскурсии, туризм .
Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.