Польза режима дня для ребенка

Польза режима дня для ребенка thumbnail

Строгий и неукоснительный режим для детей – это наследие нашего советского прошлого, как и тесное пеленание грудничков, или привычка уберегать, укутывать, охранять от всего мира. Когда заходит речь о режиме дня для ребенка, практически все современные мамы просто снисходительно улыбаются и отмахиваются. Зачем, если организм ребенка сам понимает интуитивно свои потребности, и дает об этом знать нам? Такой подход – другая крайность, к которой тоже нельзя прибегать. Строгий режим дня не подходит самым маленьким, он, будем честны, практически невыполним и в старшем возрасте. Но золотая серединка должна быть найдена.

Что касается режима или распорядка дня ребенка, которому уже больше 2-3 лет, то здесь ситуация меняется. На первый план выходят не простые природные потребности организма малыша, а социальные занятия, игры, обучение, привитие полезных и очень важных хороших привычек. Здесь уже относиться слишком либерально или безответственно к соблюдению режима дня нельзя. Чем старше становится ребенок, тем сложнее научить его придерживаться режима, но тем важнее становится это для его правильного и гармоничного развития.

Режим дня ребенка

Фото: depositphotos.com

Польза от режима дня для детей: почему важно соблюдать его в любом возрасте

А что, если мой ребенок – личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим? Зачем устанавливать рамки малышу, с детства приучая жить по стандарту? Так думают некоторые родители, которые неправильно воспринимают соблюдение режима дня и путают его с подавлением инициативы. Порядок – это всегда сложный и трудоемкий процесс. Это проще понять на примере взрослых, чем детей. Ответьте честно: придерживаетесь ли вы сами правил и порядка? Уделяете должное время физическому здоровью, чтению, прогулкам?

Режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий. Он создается с другой целью. Каждый ребенок имеет важные ключевые потребности, от физиологических (сна и еды) до стимулирующих развитие и укрепляющих здоровье (гимнастика, занятия, игры, исследование мира).

Преимущества соблюдения распорядка дня для детей:

  • Здоровое и гармоничное развитие. Это касается, в первую очередь, всех систем организма ребенка. Своевременное и правильное питание обеспечивает здоровье пищеварительной системы, сон и отдых важны для комплексного развития, прогулки, занятия физкультурой – для опорно-двигательного аппарата и т.д. Режим дня в таких простых, но необходимых процедурах – это залог здоровья;
  • Полезные навыки и «правильные» привычки. Существует простое, но очень верное высказывание: плохие привычки даются легко, но с ними тяжело жить; хорошие привычки даются сложно, но с ними жить легко. Режим и распорядок дня с раннего детства формирует у малыша естественные правильные привычки, которые помогут ему в дальнейшем не только быть здоровым, но и добиваться успеха в любой сфере деятельности;
  • Открытые возможности. Соблюдение режима дня оставляет детям и их родителям уйму свободного времени для новых свершений, ярких открытий, интересных общих занятий и расширения кругозора или мировоззрения. Если же распорядок не соблюдается, на обычные и необходимые процедуры уходит намного больше времени, сил и энергии.

Режим дня для самых маленьких: правила и исключения из правил

Как организовать режим для самых маленьких детей, и нужен ли он в целом? Организм младенца только учится жить в новом для него мире, он не знает, что такое день и ночь, когда приходит время кушать, а когда спать. Справиться с этим непросто в первые месяцы. Педиатры рекомендуют изменить отношение к построению распорядка дня малышей, и употреблять не понятие «режима дня», а «дневного ритма».

В процессе развития малыша определенный режим складывается только к двум месяцам жизни. В это время ребенок уже привыкает кушать и спать приблизительно в одно и то же время. В создании определенного ритма жизни малыша пока играют роль его основные потребности:

  • Сон. Малыш до 1 года спит 10-12 часов в день. Хорошо, если к 6 месяцам он уже спокойно спит всю ночь, и будит маму только ранним утром для завтрака. Дневной сон ребенка должен быть минимум дважды. Отлично, если один раз малыш поспит на улице или на свежем воздухе;
  • Еда. При грудном вскармливании ребенок до 6 месяцев должен кушать каждые 2 часа. Этот процесс не стоит слишком строго ограничивать и устанавливать правила или режим. После полугода ребенка можно кормить уже по режиму, чтобы вырабатывать правильную реакцию организма. Идеальный вариант – грудное вскармливание по требованию, прикорм – по режиму (можно вместе с другими членами семьи, во время завтрака, обеда или ужина);
  • Физические упражнения, гимнастика, игры. Их можно проводить в любое время дня, через полчаса после еды, а также за час до сна ребенка. Устанавливать ограничения на игры можно, но не обязательно. Психологи считают, что активные игры и спокойные занятия должны быть у детей такого возраста в пропорции 2 к 1;
  • Купание. Конечно, идеальный вариант – это вечернее купание. Оно успокаивает малыша, он будет спать крепче и дольше. Это самое верное и простое решение.
Читайте также:  О пользе и вреде редиски

Распорядок дня дошкольника

Этот период в развитии ребенка очень важный, и правильная организация его дня играет ключевую роль. Как правило, малыши в этом возрасте начинают ходить в детский сад. В таком случае работы для мам и пап существенно уменьшается: за них ее делают воспитатели. В детском саду соблюдают график методично и строго. Это не всегда оправдано, но зато малыш легко и быстро учится все делать в одно и то же время, гармонично и правильно развивается всесторонне. Установленного в детском саду распорядка дня желательно соблюдать и на выходных.

Если же ваш малыш пока не ходит в садик, нужно постараться создать определенный режим дома. Это очень сложно, поскольку в этот период развития ребенок очень активно познает мир, он постоянно жаждет понять и открыть что-то новое, и плохо понимает необходимость графика и режима. К тому же, именно в этот период проявляются начальные стадии формирования личности, малыш осознает свое «я», начинает активно сопротивляться внешнему воздействию, все делает наоборот, устраивает сцены и истерики.

В этот сложный период важно набраться терпения, относиться ко всему с пониманием и спокойствием, но обязательно учить ребенка соблюдать определенные правила и режим.

Каким же он должен быть? Что касается питания, то организовать его проще всего. Ребенок должен кушать 4-5 раз в день:

  • Завтрак – от 8 до 9 утра;
  • Второй завтрак – 11-12 часов дня;
  • Обед – 14 часов;
  • Полдник – около 16 часов;
  • Ужин – 19-20 часов вечера.

Время, указанное в этом графике, примерное, можно немного отклоняться от него в разные стороны. Важно соблюдать длительность перерывов между едой. Если вас ждет насыщенный день с ребенком вне дома, позаботьтесь о легком перекусе для него.

Другие процессы организовать намного сложнее. В этот период ребенок уже спит намного меньше, период бодрствования дольше. Как организовать грамотно занятия, игры, полезные процедуры? Строгих правил и рекомендаций в этом нет. Но важно, чтобы все необходимое, что нужно малышу для развития, он получал. Это ежедневные прогулки от 60 до 120 минут, активные игры и занятия (2-3 часа), гимнастика, купание, закаливание.

Несколько советов, как организовать день для ребенка этого возраста:

  • после завтрака – отличное время для активных занятий и прогулок;
  • после обеденного сна хорошо проводить процедуры закаливания, гимнастику, массажи;
  • время перед ужином – пора для игр с родителями и друзьями, активных занятий;
  • после 20 часов лучше переходить на спокойные занятия (рассматривание книжек, отдых, чтение с мамой и т.д.).

Вместо простых игр можно проводить с ребенком полезные обучающие и развивающие занятия. Но помните, что они должны продолжаться не больше 20 минут. Однообразные действия утомляют ребенка, он будет скучать или вредничать. Меняйте виды занятий с активных на спокойные, не переутомляйте малыша.

Распорядок дня школьника: школа и дом

Когда ребенок идет в первый класс, его жизнь меняется кардинально. Именно сейчас те навыки и полезные привычки, которые уже выработались благодаря вашей усердной работе, станут очень важными и полезными. Ребенок, который уже привык ложиться и вставать примерно в одно и то же время, будет полным сил, желания и энергии, и хорошо проведет время в школе.

Оптимальный режим дня для школьника:

  • подъем за один час до выхода из дома. Научите малыша вставать сразу, не привыкайте к маленьким поблажкам «еще пять минуток», это плохо сказывается на самочувствии ребенка;
  • все утренние процедуры проводятся быстро, полуавтоматически: умывание, зарядка, чистим зубы, одеваемся, готовимся позавтракать;
  • завтрак должен занимать минимум 15-20 минут, учтите это при планировании дня;
  • выходить в школу нужно примерно в одно время, чтобы успеть на урок.

После занятий многие дети остаются в школе на группу продленного дня. Если же ваш малыш идет домой, обязательно позаботьтесь о полноценном обеде сразу по приходу ребенка. Только после этого можно планировать активные занятия, игры, кружки или секции.

Читайте также:  Рыбий жир в капсулах в чем польза

До 17 часов ребенок может отдыхать, заниматься своими делами, или делать уроки. Не нужно заставлять малыша сразу садиться делать домашнее задание, пусть отдохнет. Но откладывать это дольше, чем к 18 часам вечера. Это важно не только с точки зрения самодисциплины, но и с точки зрения здоровья ребенка.

Около восьми вечера малыш должен поужинать, и не позже 21.30 готовиться ко сну. Хороший, полноценный и здоровый сон – залог правильного и гармоничного развития ребенка в этот непростой период его жизни.

Основные ошибки и проблемы, с которыми сталкиваются родители при формировании режима для для ребенка

Научить малыша следовать распорядку дня невозможно, если родители и сами живут в легком хаосе, делая то, что хочется, и тогда, когда хочется. Поэтому начинать, как всегда, придется с себя. Научитесь самодисциплине, это совсем не сложно, нужно уделить некоторое время для того, чтобы создать свой график и придерживаться его, дальше уже сработает механизм привычки.

Что касается организации режима для ребенка, то здесь нужно следовать простым правилам:

  • будьте терпеливыми, всегда и все делайте только с любовью;
  • не меняйте решений, будьте последовательными, действуйте мягко, но настойчиво, не поддавайтесь на уговоры и капризы;
  • научитесь говорить «нет» малышу, и объяснять, почему так нужно;
  • всегда хвалите ребенка за организованность, за то, что он «такой взрослый и все умеет», это очень помогает в развитии ответственности за свои действия у детей;
  • проводите время вместе. Нельзя сказать просто: «Иди играть!», поиграйте с ним или хотя бы поинтересуйтесь, как и что делает ваш ребенок. Контакт и доверие – основа правильного воспитания ребенка.

Источник

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность  –  это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Читайте также:  Какая польза от обливания холодной водой по утрам польза

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 800 до 1200 ч и от 1600 до 1800 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 1400-1600 ч. Не случайно занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.

Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Источник: https://roditelskiy.site/services/zdorove/rezhim-dnya-i-ego-vliyanie-na-zdorove-rebyonka

Источник