Польза релаксации для детей детского сада

Польза релаксации для детей детского сада thumbnail

Релаксация для детей в детском саду

Дети в детский сад приходят и трудятся наравне со взрослым целый день. Образовательная деятельность и большой детский коллектив часто приводит к тому, что организм ребенка начинает уставать и появляется потребность ребенка в расслаблении, снятии напряжения.
Самый лучший способ снять напряжение, утомление, отвлечься от раздражителя – это расслабиться. Релаксация является одним из нетрадиционных способов оздоровления дошкольников. Ведь систематические перенапряжения, утомления, раздражения очень сильно влияют на нервную систему, психологическое состояние ребенка и его здоровье в целом.
Для релаксации в детском саду целесообразно применять игры и упражнения на расслабление как отдельных частей тела, так и всего тела ребенка.
Еще один из способов релаксации приемлемый в использовании для детей дошкольного возраста – это музыкотерапия. Звуки природы, нежные мотивы мелодии вводят нас в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Упражнения с музыкой на релаксацию желательно применять тогда, когда ребенок занял удобное для него положение и нет отвлекающих факторов. Очень хорошо подойдет применение этого упражнения при подготовке ко сну. Ребенок устроившись в своей кроватке прикрывает глаза и переносится со звуками музыки на берег озера, где щебечут птички и гуляет легкий ветерок, солнце нежно обнимает за плечи и становится так хорошо…что ребенок непроизвольно погружается в сон во время которого организм закрепит начатое оздоровление.

Хочется выделить игры с воздухом. С воздухом можно играть в любом месте – дома, в кровати, на улице… Для этого всего лишь надо немного пофантазировать. Дети любят необычные эффекты, такие например как запуск в небо воздушных шаров, путешествия на ковре самолете и другое. И при этом ребенка стоит лишь направить на правильный ритм дыхания. Дышать надо плавно, неторопясь, поток воздуха выдыхать длительно можно на предметы, вдыхать исключительно носом. При правильном дыхании происходит приток кислорода к клеткам головного мозга, что способствует устранению импульсов раздражения, организм расслабляется.

Дети тоже устают и им хочется отдыха, проблема лишь в том, что они не знают как действовать в таком состоянии. Задача взрослого – оказать посильную помощь в релаксации ребенка.
Здоровье наших детей – это в первую очередь здоровье нашей нации. Давайте не будем пренебрегать им и сделаем все возможно и невозможное для укрепления здоровья детей.

                               Релаксация «РАДУГА»

Расслабьтесь, дышите глубоко и спокойно. Сейчас мы попробуем увидеть радугу. Представьте, что комната наполнилась красным воздухом. Посмотрите на этот сияющий красный воздух, вдохните его удивительный аромат, можете даже дотронуться до этого чудесного красного сияния.

А теперь представьте, что вся комната наполнилась оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него. Оранжевый воздух пахнет апельсином. Почувствуйте этот запах. Смотрите, воздух вокруг вас стал жёлтым. Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом, вы как будто купаетесь в лучах солнца. Жёлтый цвет напоминает нежного, пушистого цыплёнка, улыбнитесь ему.

Цвет воздуха снова изменился. Теперь он зелёный – этот цвет мягкой лужайки, первых весенних листьев. Вы как будто окунулись в весну! Почувствуйте её прекрасную свежесть и аромат.

Чудеса продолжаются. Воздух вокруг заиграл голубым цветом. Он мягкий и успокаивающий, как струящаяся вода, он приятно ласкает и освежает вас, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Но вот воздух постепенно сгущается и его голубой цвет плавно переходит в синий. Этот цвет моря, от него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотный. Мысленно попробуйте его раздвинуть руками, как воду.

И наконец воздух в нашей комнате окрашивается в фиолетовый цвет, почувствуйте его глубину, вдохните цвет вечерней прохлады.

А теперь мысленно представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги. Когда я сосчитаю до пяти вы увидите белый свет нашей комнаты.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

ФИЛИАЛ –  ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК»

Консультация для воспитателей

«Релаксационные упражнения и их роль в укреплении здоровья дошкольников»

                                               Подготовила воспитатель

Высшей квалификационной категории

                            Петракова Ю.П.

Январь 2018г.

Консультация для воспитателей

«Релаксационные упражнения и их роль в укреплении здоровья дошкольников»

 В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие,  у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе, неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Как помочь детям избежать этого?

      Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Релаксационная техника «напряжение-расслабление»— это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

       Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

       Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений. Как правило, подобные мышечные релаксации проводятся психологами как элемент оздоровительной технологии «психогимнастики».  Но несложные игровые релаксационные упражнения в технике «напряжение-расслабление» вполне возможно использовать и воспитателям в работе с дошкольниками.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание и т.д. В результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся     более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.

Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно – часто болеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным.

Для воспитателей, начинающих использовать в своей работе с дошкольниками  релаксационные упражнения, хотелось бы дать несколько несложных советов:

1.  Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.

2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.

3.   Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.

4.   Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.

5.   Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

6.  Повторяйте каждое упражнения не более 2 – 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.

7.   Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.

Вспомните поговорку: «В здоровом теле, здоровый дух!».

Рекомендуемые упражнения на расслабление и снятия нервно-психического напряжения в работе с детьми.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

“Озорные щечки”.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

Читайте также:  Гречневая каша на воде польза и вред калорийность

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

“Любопытная Варвара”.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

“Вибрация”.

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

“Палуба”.

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

“Лошадки”.

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

“Слон”.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:

“Снежная баба”. Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Бубенчик”.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

“Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

“Замедленное движение”.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

“Тишина”.

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Расслабление мышц плечевого пояса

Роняем руки

Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остано​вятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ: руки — висят, как веревочки.

Трясем кистями

Исходное положение — руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кис​тями, как тряпочками.

Стряхиваем воду с пальцев

Исходное положение — руки согнуты в локтях ладонью вниз, кис​ти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Поднимаем и опускаем плечи

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

Твердые и мягкие руки

Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы – от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослаб​ляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

Мельница

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассив​но падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое вращение

Расслабление и напряжение мышц корпуса

Роняем руки

Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.

Деревянные и тряпичные куклы

Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают рез​кий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

Читайте также:  Дождевой червь какая от него польза

Упражнения на релаксацию можно проводить в течение 3-5 минут.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Список используемой литературы:

1. Анциферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода М.. 1990.

2. Борисова Р.И. Физическое воспитание детей в семье. — М., 1985.

3. Вейн А.М. Психология сна. Физиология сна. М., 1978.

5. Галицкий А. Щедрый жар. М., 1990.

6. Завьялов В.Ю. “Музыкальная релаксационная терапия”, Новосибирск, 1995г.

7. Исаева С.А. Физкультурные минутки в детском саду: Прак​тическое пособие. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004.

8. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: «Вако»2007.

9. Кузнецова З.И. Физическое воспитание старших дошкольников. — М., 1970.

10. Лендрет Л.Г. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М.,1994.

13. Леонова А.Б. и др. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.

14. Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различении состояний психической напряженности. Психологические исследования. М.,1970.

15. Сековец Л.С.Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения.- М.:Школьная Пресса, 2008.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Солнышко» г.Невельска.

hello_html_5afbe421.png

консультация для педагогов МБДОУ

«Использование метода релаксации в работе с детьмидетского сада ».

Подготовила и провела

Савченко Ф.А.,

учитель – логопед

МБДОУ «Солнышко»

февраль 2017года

г. Невельск

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Обучение человека навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний (таких как головная и сердечная боль, гастрит, гипертония и т.д.).

Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц.  Э.Джекобсон доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.

Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц, можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже  с маленькими детьми. Но релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода, в связи с тем, что нервная система ребёнка далека от совершенства.

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. В каждом упражнении педагог проверяет напряжение и последующее расслабление мышц. Касаясь руки, ноги, шеи ребенка. Затем предлагает детям самим проконтролировать расслабление после напряжения.
При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационные упражнения полезны всем детям, но особенно – часто болеющим, гиперактивным, возбудимым, тревожным. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Не все дети сразу овладевают релаксацией. На первых порах им бывает довольно трудно сконцентрироваться, они плохо представляют себе смысл деятельности. Следует учесть и специфику мышления ребенка. Если, например, он слышит фразу: “Моя рука теплая”, то к себе эти слова не относит. Также на первой стадии обучения формулам самовнушения он не относит к себе фразы типа “твоя рука теплая”. Как правило, он отрицает эти установки в силу конкретики своего мышления.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно сформирована речь, а т.к. речь выполняет коммуникативную, регулирующую и программирующие функции, то именно речь побуждает к действию, и понимание инструкции является главным компонентом целенаправленной (произвольной) деятельности. А произвольная деятельность в дошкольном возрасте не достаточно развита.

Дошкольники, как правило, действуют в соответствии с ситуацией, а не по вербальной инструкции, поэтому словесную инструкцию необходимо сопровождать практическим действием. Речь становится регулятором действия для ребенка не сама по себе, а во взаимосвязи с практическим действием.

Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых детьми животных, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Педагогу следует научиться составлять соответствующие возрастному восприятию детей тексты, например:

“Котики бегали, устали и на коврик прилегли. И беленький котик Саша прилег, и черненький котик Валентин прилег, и шустрый котенок Катя прилегла. Лапки котята вытянули. Вот котята отдыхают, глазки тихо закрывают и спокойно засыпают… Отдохнули котики, потянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!”

В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки. Сначала проводится релаксационный настрой, затем упражнения.

1 этап: Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся, устраиваются поудобнее.  Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены.

2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» все тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, последовательно осмотреть все части тела: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

3 этап: Ощущение приятного тепла – комфорта от расслабленного тела, удовольствия, покоя.

– Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам, рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Помолчим… Прислушайтесь к своему дыханию… Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть…  

Обучение детей четырехфазным дыхательным упражнениям (3-5 раз), содержащим равные по времени “вдох – задержка – выдох – задержка” фазы; соединение дыхания и движения.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно. При правильном выполнении упражнение успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем отмечается увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение, под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.. Только когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, можно перейти к целенаправленному внушению.

Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

«Муравей»

Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Читайте также:  Морская капуста сушеная польза вред

«Мороженое»

Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно лежат вдоль тела…

Описание позы покоя сидя.
Будем учиться экономно расходовать свои силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать.
Сядем ближе к краю стула, ноги слегка расставим, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени. Это поза покоя.

Упражнения для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением.

«Олени». Представьте себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя (руки над головой скрещенные с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнение:

А сегодня мы – олени, И теперь – немного лени:

Ветер рвётся нам навстречу. Руки не напряжены и расслаблены.

Ветер стих, расправим плечи, Знают девочки и мальчики:

Руки снова на колени. Отдыхают все их пальчики.

«На пляже». Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, руки и ноги поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Ноги и руки свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я:
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем,
Выше руки поднимаем.
Держим, держим, напрягаем…
Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки – на колени)
Ноги не напряжены,
Руки не напряжены и рассла-а-блены.

«Кораблик». Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклоните вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: сильнее прижмите к полу левую ногу, тело наклоните влево, и правая нога расслабится. Слушайте и делайте как я:
Стало палубу качать – ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую – расслабляем!

Сядьте и слушайте:
Снова руки на колени, а теперь немного лени…
Напряженье улетело, и расслабилось все тело…
Наши мышцы не устали и еще послушней стали.

Упражнение для расслабления мышц живота.
«Шарик». Представьте себе, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар.  Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно – будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте как я:
Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, вольно, глубоко.

Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата – губ, челюстей, языка.
(Проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника расслабления подсказываются рифмованным текстом).

«Лягушки»
Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – и перестану, но нисколько не устану!
Губы не напряжены и расслаблены.

«Орешек»
Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем,
Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

«Горка»
Кончик языка внизу, язык горкой подниму.
Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю – напряженья не люблю.
Язык на место возвращается и приятно расслабляется.

Завершает релаксационные упражнения небольшой отдых. Дети спокойно, расслабившись, недолго лежат или сидят на своих местах.  

Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться и успокоиться во время проведения расслабляющих упражнений, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть и посмотреть как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

Цель релаксации как системы расслабляющих упражнений состоит в том, чтобы научить ребёнка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться.

Для реализации поставленной цели используются приёмы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, дыхательных упражнений, упражнений на мышечное расслабление и упражнений для снятия эмоционального напряжения, психогимнастики.

Создавайте атмосферу, погружающую детей в мир игры, музыки, сказочных превращений, наполненный элементами новизны. Такое искусственно созданное пространство дает возможность освобождаться от напряжения.

Достижению поставленной цели способствует использование специальных средств и оборудования.

В наших условиях – это стереомагнитофон с набором компакт-дисков, с музыкой для релаксации, индивидуальных ковриков, подушечек, мячей – фитбола, аромаламп. Хорошо бы иметь тактильно-световую пузырьковую трубу, декоративный фонтан, световой мерцающий ковер, проектор светоэффектов, что позволило бы комплексно воздействовать на большую часть анализаторов для снятия психоэмоционального напряжения, помочь в преодолении негативных переживаний, снятии страхов, снижении тревожности.

     Включите музыку для медитации: шум моря, леса, ветерка, пение птичек. Погладьте малыша. Говорите успокаивающие слова, как, например: «ты отдыхаешь, ты полностью расслаблен, у тебя всё хорошо…» Голос при этом должен быть негромким и спокойным. Упражнения принесут пользу, если вы сами будете спокойны, расслаблены, уравновешены и с хорошим настроением.

Расслабляющие упражнения хороши с применением мяча-фитбола.  Покачайте малыша на мяче вперёд-назад, вправо-влево, проделайте те же «восьмёрочки», попружиньте. Мяч поможет успокоиться, расслабиться, поупражнять вестибулярный аппарат, снять тонус и напряжение.

Немаловажную роль играет расслабляющий массаж. Возьмите на заметку и, изучив технику такого массажа, воздействуя на определённые точки, научитесь «управлять» эмоциональным состоянием ребёнка. Просто чудодейственную силу оказывает массаж стоп: нежно помассируйте стопы малыша, легонько поразминайте их, «порисуйте восьмёрочки».

    Сила запахов в жизни человека огромна! Одни запахи воодушевляют, другие, наоборот, угнетают и огорчают. Воздействие ароматов на обоняние ребёнка аналогично воздействию ароматов на организм взрослого. Только не все аромамасла можно применять как успокаивающее средство для детского организма. Успокаивающим действием обладают эфирные масла ромашки, мелиссы, розы, шалфея, которые применяются в детской практике. Самый безобидный способ применения эфирных масел – аромалампа.

Опыт показывает, что релаксация благотворно действует на детский организм, но успех во многом зависит от того, насколько серьёзно и регулярно проводится работа педагогами и продолжается ли она дома родителями. Мой к вам педагогический призыв – просвещайте родителей в данном вопросе. Благодаря работе мышц, прослушиванию музыки, овладению дыхательными упражнениями обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психологических заноз”. При регулярном выполнении упражнений у детей постепенно должно сложиться ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела, как необходимых контактов физического и эмоционального благополучия.

Мы с вами работаем на будущее наших детей . Известно, что для многих детей социальная адаптация к изменяющимся условиям является сложным испытанием.
Ситуация новизны вызывает у любого человека некоторую степень внутренней напряженности, попадая в новую социальную среду (в ближайшем будущем – это школа), он также переживает эмоциональный дискомфорт.
В случае несоответствия между требованиями, предъявляемыми новой социальной средой и возможностями ребенка, возникают явления дезадаптации, отражающиеся на здоровье детей, их эмоциональном состоянии и поведении.
В практике существует много подходов к решению проблемы социальной дезадаптации.
Я считаю, что одним из важнейших подходов является обучение управлять своим психофизическим состоянием и начинать это надо с детских лет.
Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире, и результативность любой деятельности. Эту способность необходимо развивать с помощью упражнений и игр.
         Метод релаксации детей дошкольного возраста не являются «лекарством» и лечением нарушений нервной системы ребёнка. Это уже работа невролога. Нервная система ребёнка неидеальна (дети – дошкольники сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы) и мы с вами, зная это, целенаправленно ведём работу в данном напр