Польза развития мелкой моторики воспитателям

Польза развития мелкой моторики воспитателям thumbnail

“Руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умелые пуки снова
способствуют развитию мозга”.

И.П.Павлов

Родителей и педагогов всегда
волновали вопросы: как обеспечить полноценное
развитие ребенка? как подготовить его к школе?
Один из “практических” ответов на оба эти
вопроса – развитие у детей мелкой моторики и
улучшение координации движений.

Что такое мелкая моторика?

Когда мы говорим “мелкая
моторика”, мы подразумеваем движения мелких
мышц кистей рук. При этом важно помнить о
координации “рука-глаз”
(зрительно-двигательной координации), поскольку
полноценное развитие мелких движений рук обычно
происходит под контролем зрения.

Почему важно развивать навыки мелкой
моторики?

Ученые доказали, что с анатомической
точки зрения, около трети всей площади
двигательной проекции коры головного мозга
занимает проекция кисти руки, расположенная
очень близко от речевой зоны. Именно величина
проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне
дают основание рассматривать кисть руки как
“орган речи”, такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии тонких
движений пальцев на формирование и развитие
речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить
ребенка говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и
развивать движения пальцев рук, или мелкую
моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики – залог
нормального развития интеллекта ребенка.

Чем лучше ребенок работает пальчиками,
тем быстрее он развивается, лучше говорит и
думает. Так же, развитие тонкой моторики является
важным показателем готовности ребенка к
школьному обучению и играет важную роль в
овладении учебными навыками. Умение производить
точные движения кистью и пальцами рук просто
необходимо для овладения письмом. Поэтому при
подготовке ребенка с задержкой психического
развития к школе важнее не учить его писать, а
создавать условия для развития мелких мышц рук.

Руки — инструмент тонкий, и
“настраиваются” они в течение долгого времени.
Поэтому и игрушек для развития моторики
потребуется много.

Как показывает практика, пособия,
изготовленные своими руками, детям нравятся
больше и они с удовольствием выполняют
предложенные задания.

Я хочу представить
многофункциональный развивающий коврик.
Развивающий коврик изготовлен с применением
разнофактурных, разнообразных по расцветке
материалов.

Благодаря ярким цветам своих деталей
помогает тренировать зрение ребенка.
Разнообразный материал, который применяется при
изготовлении и декорировании коврика
стимулирует развитие осязания ребенка. А
различные предметы, застежки, которые закреплены
на коврике, способствуют общему психомоторному
росту дошкольника.

Развивающий коврик обладает
множеством интересных функций, от простых до
более сложных. Благодаря таким коврикам ребенок
получит возможность самостоятельной и свободной
творческой игры. В каждой секции – игровые
элементы для развития тонкой моторики рук, для
изучения цветов, развития внимания и координации
движения (мягкие, тканевые игрушки, пуговицы,
резинки, ткани разных фактур и цветов, “молнии”,
ленты, шнуры, детали на липучках). Игровой коврик,
воспитывает игровые качества в сюжетной
композиции.

Несколько правил:

  • РАЗВИВАЮЩИЕ КОВРИКИ не должны лежать в одном
    месте с другими игрушками. Выдавайте их только на
    занятия. Так интерес у ребенка не иссякнет.
  • Необходимо участие и ободряющее внимание
    взрослого к трудному для ребенка процессу
    попадания в цель.
  • Если ребенок не проявил интереса к развивающему
    коврику – значит ему еще рано, ведь у каждого
    дошкольника индивидуальный темп развития.
    Предложить следует чуть попозже.

Для занятий коврик можно расстилать на
полу

Польза развития мелкой моторики воспитателям

Диаметр коврика 1,5 метра. Разделен на
четыре секции, простроченной зигзагом тесьмой.
По ней дети водят пальчиками. В каждой части
коврика используются определенные
функциональные застежки (пуговицы, липучки,
кнопки, замочки, пряжки, бантики). Для
изготовления пособия использована ткань
различных фактур.

Польза развития мелкой моторики воспитателям  img3.jpg (19122 bytes)

Играть может несколько детей, каждый
выбирает себе определенный вид деятельности.

Секции развивающего коврика

Польза развития мелкой моторики воспитателямПольза развития мелкой моторики воспитателям

Из геометрических фигур дети
составляют клоуна. Нос на липучке. Шапочка – на
кнопках. Пуговицы разных размеров и цветов
(закрепляем понятие большой – маленький).
Хорошая тренировка для пальчиков,
совершенствуется ловкость. В кармашке спрятаны
детали других геометрических форм
(прямоугольной, круглой, различные
многогранники). Используется ткань различной
фактуры. На звездочке пришита пуговица, на
которую так же можно пристегивать фигуры
геометрических форм самостоятельно и по заданию.

Польза развития мелкой моторики воспитателям  Польза развития мелкой моторики воспитателям

Девочкам очень нравится заплетать
косички, завязывать бантики (пространственное
ориентирование, усвоение понятий “право”,
“лево”). На поясе шнурок, на котором привязаны
разноцветные резиночки. Можно смело придумывать
прически.

Польза развития мелкой моторики воспитателям  Польза развития мелкой моторики воспитателям

При шнуровании дети испытывают
трудности (сложно продеть в петельку). Для
непослушных пальчиков это не очень простая
работа! Можно предложить шнуровать в виде
лесенки, стежка или полоски. Это обязательно
привлечет ребенка и подтолкнет его повторить
действия. Если ребенок справился с заданием, то
его ждет приз – цветочек. Цветок многослойный,
пристегивается на большую пуговицу. Можно
собирать в различной последовательности (от
большого к маленькому и наоборот).

Читайте также:  Все о пользе употребления сала

Нравятся детям играть с различные
зажимами, которые при надавливании можно
перемещать. В кармашках на молнии собраны
разноцветные шнурки, которые дети используют при
шнуровании.

Польза развития мелкой моторики воспитателям  Польза развития мелкой моторики воспитателям

На цветах нашиты липучки. В кармашке на
молнии хранятся разноцветные клубочки. Задача
детей подобрать клубочек цветочку(соотнесение
по цвету). Очень увлекательное занятие, ребятишки
придумывают свои “сказочные” цветы. Серединку
цветка можно выложить шнурком или тесемкой.

Источник

Марина Баламутина
Консультация для педагогов «О пользе развития мелкой моторики руки»

Частное общеобразовательное учреждение «Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль»

«О пользе развития мелкой моторики руки»

(Консультация для педагогов)

Автор-составитель:

Баламутина М. В., воспитатель детского сада

ЧОУ «Консоль»

Симферополь

2018 год

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу, – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).

В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) – эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.

Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

Слабая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий,например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожному состоянию ребенка в школе.

Широко используются пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Театр в руке

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их.Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, куклы-марионетки.

Работа с пластилином

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить лепку из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Так же, как и работа с тестом.

Работа с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Работа с тканью, а также шитье, вязание, плетение, застежки.

Работа с природным материалом: из камней и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. Работа с бросовым материалом. Работа с пуговицами.

Пуговичный массаж

Просторная коробка заполняется пуговицами. Дети опускают руки в коробку, водят ладонями по поверхности, перебирают пуговицы между ладонями, пересыпают их из ладошки в ладошку. Находят самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Работа с крупой, бусами

«Ракушка» – круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

«Божьи коровки» – просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек,различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней – гречневая крупа, в более крупной – горох или фасоль. Игрушки можно использовать как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.

Упражнения с мячами

Ребенок учится захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Упражнения выполняются каждой рукой по очереди.

Графические диктанты помогут подготовить руку ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить основу для формирования правильного письма.

Источник

«Не мелкая польза мелкой моторики».

Смирнова Аксана Александровна

Воспитатель  ГБОУ СОШ № 191

Санкт – Петербург

2015 год

“Источники способностей и  дарований детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли”
В.А. Сухомлинский

Читайте также:  Магнитотерапия в гинекологии польза и вред

Телевизор, компьютер, телефон диктуют нам наши интересы, формируют нас без нашего ведома. Мы перестали выбирать те элементы нашей жизни, которые придают каждому из нас индивидуальность. Гаджеты, упростившие жизнь современного человека, не просто упростили ее, они лишили ее индивидуального смысла: мы воспринимаем лишь то, что предлагается нам для восприятия, редко делая выбор самостоятельно.

Было ли так всегда?

Несмотря на то, что в советское время у людей была масса ограничений в области быта (скудный ассортимент товаров, дефицит), их душевный мир был более свободным. Они читали, писали, мечтали… и таким образом развивались. Вот он выбор: подойти и выбрать книгу в библиотеке, отправиться в мир приключений или обогатить свои знания в области физики.

Обучаясь в учебных заведениях, люди верили в пользу их профессии, учились с большим вдохновением, более качественно овладевали мастерством. Значительное снижение уровня профессионализма связано с изменением ценностей современного общества: романтиком быть не выгодно, идти в профессию, приносящую небольшой доход, не модно, большего добиваются не начитанные, развитые внутренне, имеющие свою особую точку зрения, а более напористые, активные, быстро схватывающие на лету, ориентирующиеся в постоянно меняющемся мире. Неудачники не выживают, им нет места в современном обществе.

Изучая литературу и русский язык в школе, особенно при написании сочинений, современный школьник испытывает массу трудностей. В связи с чем, интерес к этим предметам снижен как никогда. Ведь если что-то дается с трудом современному ученику, мотивация к изучению данного материала пропадает очень быстро. Неуверенность в своих силах, нежелание учиться может быть также связана с недоразвитием артикуляционного аппарата, как следствие недостаточно развитой речи.[1]

Редко увидишь школьника с книгой. Да и многие взрослые едва ли смогут вспомнить, когда они последний раз читали что-нибудь обогащающее внутренний мир, развивающее.

Современный мир не так поэтичен, как раньше. Вы уже не услышите стихов от возлюбленного, который будет читать их вам лично, в лучшем случае, их вам отправят по электронной почте или поделятся с вами в одной из социальных сетей.

Речь современного человека значительно отличается от речи человека, молодость которого пришлась на 70-80-е годы 20 века. Проживая на одной и той же территории, но в разные времена, мы являемся жителями разных стран: Советского союза и современной России. В России, начиная с  середины 90-х годов, наблюдается значительное снижение уровня развития речи детей и подростков. Причин этому несколько: отсутствие целостности образовательного процесса, ведущее к разрозненности получаемых знаний, застой в науке, и как следствие, уменьшение работников научных специальностей, расслоение общества, которое привело к снижению мотивации к обучению, в связи с тем, что большего в жизни стали добиваться не более образованные, а более наглые люди. Это лишь некоторые причины, вызвавшие кризис в обществе, образовании и, конечно, в мировоззрении людей, следствием которых стало ухудшение качества речи. Это внушает беспокойство педагогам, воспитателям, психологам, родителям, так как речь всегда была показателем того или иного уровня развития интеллекта.

Речь как наиболее совершенная форма общения присуща только человеку. Речевая функция включает в себя зрительный , слуховой, двигательный анализаторы. Чтобы речь функционировала полноценно, необходимо согласование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Управление данной функцией осуществляется высшими отделами мозга человека: корой больших полушарий, обеспечивающих восприятие, запоминание, воспроизведение речи, которые связаны с эмоциями и памятью.

В конце 19 века немецкие ученые Г.Фрич и Е.Гитциг впервые изучили роль отдельных областей коры головного мозга человека. Отечественные ученые также внесли много новых данных в данную область физиологии: киевский анатом В.А.Бец в 1874 году доказал, что каждый участок коры имеет свою особую структуру, И.П.Павлов рассматривал кору головного мозга как совокупность концов анализаторов, как сплошную воспринимающую поверхность. В коре имеется несколько функциональных зон речи: моторный, сенсорный, зона, обеспечивающая восприятие письменной (зрительной) речи. Двигательная зона соседствует с сенсорным речевым центром и развивается параллельно. В частности, проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко к речевой моторной зоне. В связи с чем,  за кистью руки человека закрепилось название «орган речи». Поэтому роль мелкой моторики в развитии психических функций человека нельзя переоценить.[3]

Более того, именно на развитости кисти рук, в связи с использованием орудий труда, а как следствии прямохождении (руки человека должны быть свободны для постоянного труда), появлении речи, основана теория эволюции человека. Мелкие движения во время изготовления орудий труда, собирательства, обработки шкур, и т.д. привели к развитию такой важной психической функции как речь.

Задолго до того как ученые нашли теоретическое обоснование взаимосвязи двигательной и речевой зоны мозга, люди с древности интуитивно развивали мелкую моторику детей. В доступе у детей были практически любые предмета из взрослой жизни. Дети обучались ремеслам: мальчики проводили много времени с отцами, которые делали оружие, орудия труда, мебель; дочери – с матерями во время приготовления еды, собирательства, изготовления одежды.

Читайте также:  Рецепт блюда и его польза

Со временем появились игры, в которых дети готовились к взрослой жизни.

Многие современные педагоги и родители знакомы с системой Марии Монтессори: в результате практической работы она придумала  дидактический материал для развития мускульного механизма – обведение геометрических фигур, контурных рисунков птиц, зверей, штриховка цветными карандашами. Для закрепления мускульной памяти движений, необходимых для письма, использование карточек с наждачными буквами, ощупывание которых в направлении письма позволяет запомнить движения, необходимые для письма буквы (включается тактильная память).[6]

Однако мало кому известно, что на Руси было немало игр для развития мелкой моторики. Мы склонны перенимать опыт чужих стран, не познакомившись с опытом собственного народа. Обычно это заканчивается плачевно: качество освоения плохо изученной, чуждой нам, методики очень низкое, к тому же отсутствие преемственности между детским садом и начальной школой в этом вопросе оставляет ощущение, что дети приобрели опыт, который был им вовсе не нужен.[5]

В средневековой Руси, например, была популярна игра «бирюльки». В этой игре используются предметы крайне небольшого размера. Это может быть посуда, шляпки, палочки, любые предметы быта. Суть игры: необходимо специальными крючками аккуратно вытащить игрушку одну за другой, не рассыпав остальные. Для удобства, в каждой игрушке есть специальное отверстие, либо это изначально фигуры, имеющие ушко (например, чайнички, чашки). В процессе игры ребенок тренирует ловкость, терпение, развивает внимание, мелкую моторику и логическое мышление. Игра проста и увлекательна, нравится не только детям, но и взрослым. Может стать отличным поводом собраться всей семьей для приятного время препровождения. В переносном смысле: «играть в бирюльки» — заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное. Однако, зная какую пользу эта игра может принести вашему ребенку, не пожалейте  для нее своего времени! К счастью, несколько лет назад эта игра получила вторую жизнь и доступна каждому. [2]

Как же выглядит развитие мелкой моторики у современного ребенка?

Предпочитая чистоту в доме, родители выдают ребенку планшет, компьютер, телефон и ребенок, используя лишь указательный палец «развивается». Пластилин оставляет жирные следы, пачкает пол и мебель, крупа, бисер, бусинки рассыпаются, пальчиковые краски могут испачкать одежду, соленое тесто недолговечно, природный материал крошится, может быть грязным.

Даже если ребенок посещает детский сад, где выполняет задания, направленные на развитие мелкой моторики рук, этого времени недостаточно для ее полноценного развития: данные занятия проходят не ежедневно, а также могут пропускаться во время болезни.

Зачастую ребенок сам стремится к контакту с окружающими его предметами, однако, взрослые по разным причинам препятствуют этому. В основном, взрослых беспокоит сохранность вещей, а также безопасность ребенка. После определенного количества попыток, ребенок утрачивает желание трогать, щупать интересующие его предметы, а вслед за этим постепенно уходит наиважнейшее для развития ребенка качество – любопытство.

Необходимо напротив всячески поддерживать в ребенке стремление все потрогать, изучить свойства (бросить, намочить, покрасить и пр.), даже попробовать на вкус.

Уже к концу дошкольного возраста (к 7 годам)  в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Поэтому так важно с самого раннего детства уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребенка. [4]

Ребенок с развитой мелкой моторикой более внимателен, наблюдателен, его мышление развито лучше, движения скоординированы, зрительная и двигательная память более развита, чем у ребенка того же возраста, не достаточно ловко владеющего собственной кистью руки. [1]

Даже, если в домашних условиях, при занятости родителей, нет возможности заниматься ежедневно творчеством (лепка, конструирование, рисование, аппликация и др.), найдется много домашних дел косвенно направленных на развитие мелкой моторики рук, к которым можно привлечь ребенка: перебирание круп, посильная стирка вручную, перемотка ниток, уход за цветами, помощь на кухне, уборка.

Родители должны понимать, что именно регулярность обеспечит лучший результат в достижении результата.

Развитие речи ребенка полностью в руках ребенка. В прямом смысле этого слова. А развитие речи – это его будущее!! В зависимости от того насколько развита его речь, развит и его интеллект, а значит от этого будет зависеть с трудом или с легкостью он овладевает знаниями, интересен или неинтересен ему прекрасный мир, который его окружает. Именно тот, который окружает его, а не тот, который сводится к десяти квадратным сантиметрам экрана его телефона. Организация же этого процесса в первую очередь в руках родителей, воспитатели могут лишь поддержать их инициативу, объединив усилия для всестороннего развития ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Долгушева О.Г. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //URL:https://festival.1september.ru/articles/568858/ (дата обращения 10.02.2015)
  2. Игра бирюльки [Электронный ресурс]//URL:https://www.woodfun.ru/igra-biryulki/

(дата обращения 10.02.2015)

  1. Корковые речевые зоны мозга [Электронный ресурс] //URL:https://otherreferats.allbest.ru/biology/00136304_0.html (дата обращения 9.02.2015)
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-464 с.
  3. Петербургский музей кукол [Электронный ресурс] //URL:

https://museum-dolls.livejournal.com/15341.html (дата обращения 10.02.2015)

  1. Петрова Л.И. (автор-составитель) Теория воспитания: Учебно-методическое пособие.-СПб.: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2008.-148с.

Источник