Польза раннего развития для детей
Раннему развитию ребенка сегодня уделяется все больше и больше внимания и со стороны родителей, и, конечно же, самих организаций, которые готовы развивать ваше чадо. Мы часто слышим сам термин «раннее развитие», но что же стоит за этим названием? Что нужно знать родителям, чтобы принести действительно пользу своему ребенку, а не навредить? Как сделать естественное взросление ребенка гармоничным и не упустить самого важного? Как за идеей вырастить успешного и развитого ребенка, не потерять близость с малышом, не перестать чувствовать и понимать его истинные потребности?
В настоящее время идет много споров о пользе или вреде раннего развития детей. Давайте попробуем разобраться в данной теме. Интернет пестрит информацией об открытии новых детских клубов. Родителям предлагается огромный выбор интеллектуальных и развивающих занятий для малышей от 8 месяцев. Конечно, каждый родителей мечтает вырастить свое чадо успешным и состоявшимся человеком. И все-таки, раннее развитие – это польза или вред для наших детей?
Что же подразумевается под термином «раннее развитие»? Это, конечно же, развитие памяти, речи и мышления ребенка, но обязательно в игровой форме, так как дети развиваются играя. А также развитие эмоционального интеллекта, социализация ребенка и т.д. Другой вопрос, – с каким подходом к этому относятся сами родители, занимаясь этим развитием.
Опираюсь на свой прошлый опыт ведения развивающих занятий как педагог-психолог для детей от 1 года до 6 лет: я наблюдала разное поведение и разную мотивацию мам. Если мама знает, что ее ребенок лучший просто потому, что он есть, и ей не нужно никому ничего доказывать, то это одна история. Тогда ребенок получит максимальную пользу от этих занятий, так как рядом будет принимающая мама, которая поддержит в любую минуту и просто будет рядом, чтобы ребенку было безопасно. Но если мама настороженно следит за процессом, контролируя поведение ребенка, преследуя цель «Мой ребенок должен быть лучшим в группе!», начиная подталкивать ребенка к достижению результата, или, еще хуже, одергивая за любую неточность выполненного задания, то тут мы уже сталкиваемся с проблемой. «Почему ты раскрашиваешь зайчика зеленой краской??? Возьми белую, как у всех!» В данном случае весь фокус внимания сосредоточен не на ребенке, и тем более не на его развитии, а на тревожности мамы. На ее собственном мироощущении: «Кто я в этом мире?», «Как меня оценят со стороны?».
Конечно, все мамы хотят, чтобы их ребенок был лучшим. И, стремясь к этому, зачастую мы действуем неосознанно. Но если не давать ребенку проявлять себя так, как чувствует и видит он сам, можно принести только вред, а не пользу.
Есть еще одна крайность, когда родители стараются занять максимальное количество времени ребенка развивающими занятиями. С одного клуба бегут уже на занятие в другой. Дома стопка книг по раннему развитию, с разными заданиями. И придя домой с развивающих занятий, мама спешит опять развивать своего ребенка. Но детям, помимо развития, необходимо оставаться иногда в одиночестве. ДА! Именно в одиночестве. Играя сам с собой, ребенок невероятно развивает фантазию и воображение. Занимаясь наедине, он прилагает усилия, пробует что-то новое, познает окружающий мир. Не мешайте ему в этом. Пусть сам залезет на стульчик, пусть сам расстегнет и застегнет пуговицу на кофте. Не подталкивайте и не критикуйте в это время ребенка, иначе у него пропадет желание что-то делать и в дальнейшем. Проявляйте уважение к тем усилиям, которые прилагает ваше чадо. И дайте ему эту возможность – позаниматься и поиграть самому.
И, конечно же, не забывайте про формирование детско-родительских отношений. Ведь это основа дальнейшей жизни вашего ребенка, то, на что он будет опираться всю свою жизнь. Если мама все время бегает по Детским Клубам или сидит с пособиями по раннему развитию, то, когда ей найти время просто общаться с ребенком. Еще нужно и прибраться, и приготовить ужин, да и себе не мешало бы налить в суете чашечку ароматного кофе. А вечером придет папа, который, конечно же, любит свою семью и без борща, но вот как-то проявить это на голодный желудок бывает сложно. Да и готовить этот ужин можно, помогая развиваться своему ребенку. Например, дав малышу детский пластмассовый ножик, доску и лист капусты. Тем самым вы сможете проявить ваше доверие к ребенку, что так важно детям. И ребенок с удовольствием примет участие в этом процессе, а заодно и будет развиваться, приобретая бытовые навыки.
Как ни странно, но в самом термине «Раннее Развитие» уже есть некое противоречие. Ребенок должен развиваться не рано, а гармонично, проходя все этапы детского развития, в том порядке, как это задумано самой природой. Ранее развитие – это не только группы по развитию и стопки пособий дома. Это здоровая эмоциональная атмосфера дома, это правильно расставленные границы взрослыми, это любовь и принятие вашего ребенка, таким, какой он есть! И, конечно же, развитие когнитивных навыков, соответствующих возрастным особенностям ребенка. Опираясь на эти простые рекомендации, вы позволите развиваться своему ребенку в гармонии с его естественными потребностями, а значит, раннее развитие в таком подходе принесет вашему малышу только пользу.
Статьи канала на тему:
Ребенок и развод родителей
Быть единственным ребенком – это как?
Домашние обязанности наших детей
Ссоры между детьми в семье
Как правильно общаться с ребенком?
Начало школьной жизни вашего ребенка: что важно сделать в самом начале
Как мы оцениваем себя как родителей
Мир компьютерных игр: зависимость или еще одна возможность саморазвития и самоисследования?
Токсичные родители
Когда дети покидают семью
Когда в семью приходят дети
Источник – https://in-family.ru
Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос самым умным и стал успешным человеком. Вот только успех все понимают по-разному. Для одних — это хорошее образование и большая должность, а для других – самостоятельная самодостаточная личность с интересами в жизни. Задаваясь вопросом, что дает раннее развитие ребенка, родители дают ответ в зависимости от собственного целеполагания. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с занятиями малыша с самого раннего возраста.
Что включает понятие?
Под этим термином понимается отнюдь не обучение чтению и счету с года. Развитие – это гармоничное поэтапное формирование таких качеств как:
- стремление к познанию;
- умение получать информацию разными способами: визуально, на слух, тактильно;
- способность анализировать полученные сведения;
- умение рассказать о сделанных выводах.
Звучит «по-взрослому», но на самом деле это не так. Развитый малыш не только смотрит вокруг – он стремится потрогать вещь, которая его заинтересовала, задать вопрос. Помните вечные жалобы на «почемучек» и «он везде лезет»? Не отвечайте, не пускайте, запрещайте – и через пару лет ваше чадо станет послушным и равнодушным. Развитие остановится.
К этому же термину относится и спорт. Гимнастика, массаж, подвижные игры необходимы растущему организму как воздух. Без физической активности не будет развиваться и интеллект, испортится осанка, мышцы станут слабыми, а дитя вялым.
Итак, раннее развитие – это комплекс, включающий направляющее к жажде познаний влияние взрослого и гармоничное спортивное воспитание.
Польза или вред?
Зависит от поведения родителей. Амбициозные мамочки, чьи действия направлены исключительно на создание образа «самого-самого-самого», несомненно «перегнут палку» и достигнут обратного эффекта. Заставляя и принуждая, вы ничего не достигнете. У ребенка появится отвращение к процессу обучения, инертность и отторжение самого процесса получения знаний. Дети растут играя, поэтому обучение должно быть непринужденным. То есть превратиться в развитие.
Известно, что если родители не обращают внимания на малыша, не читают и не разговаривают с ним, то процесс интеллектуального роста останавливается в самом раннем возрасте. Это пагубно влияет на формирование нейронных связей в мозгу – для них просто нет питательной среды в виде новой информации. Ведь мозг еще не способен самостоятельно осознать полученные образы.
Где же золотая середина? В общении. Коммуникации в семье, на детской площадке, с друзьями – все это является частью естественного развития. Если вы хотите идти дальше – занимайтесь. Главное, расширить познавательный круг. Мы живем в статичной однообразной среде – одна и та же квартира/дом, площадка, дорога до магазина, редкие путешествия. Как раз на этот случай и были разработаны лучшие методики и развивающие игры. Разноцветные карточки, яркие книжки, настольные игры для самых маленьких – все это раздвигает рамки и рождает познавательный интерес. В том, чтобы учить читать с младенчества нет ничего плохого. Просто нужно знать меру и не упираться, если буквы никак не складываются в слова. Помните, что рождается личность со своими индивидуальными способностями. У одних и тех же родителей старший сын склонен к иностранным языкам и уже в три года знает наизусть массу английских песен и способен сочинить целую повесть, а младшая дочка никак не научится читать, зато с легкостью считает, а закон всемирного притяжения для нее является чем-то естественным, как зеленые листья и синее небо.
Находите в детях то, что дается им легче и развивайте это направление. Не забывайте понемногу внедрять и то, что дается с трудом. Но без агрессии и принуждения.
Как реализовать?
Пока младенец совсем маленький, мама постоянно с ним разговаривает. Можно читать книжки, показывать игрушки. Важен тактильный контакт. По мере роста ребенок вырастает из круга семьи и стремится выбраться во вне. Наступает момент, когда родители затрудняются дать ответы на все многочисленные «почему». Это значит, что пора выводить малыша в большой мир – в детские развивающие центры. Что в них хорошего?
- Программа, рассчитанная определенный возраст. Интеллектуальное развитие напрямую связано с физиологическими особенностями роста мозга, поэтому начав обучение не вовремя вы рискуете навредить: не сформируются лобные отделы, снизится «пластичность», произойдет перегрузка ЦНС.
- Профессиональные педагоги сумеют организовать индивидуальное и групповое занятие с любым непоседой. Вам могут дать корректную рекомендацию о занятиях, которые будут полезны именно вашему чаду.
- Дети проходят мягкую адаптивную социализацию. Это не стресс, который они получают, оставаясь в детском саду. В развивающих центрах происходит именно общение между воспитанниками. Их учат коммуникации, пониманию, показывают, как разрешать конфликты мирным путем.
- Занятия проводятся согласно нормам развития – интеллектуальная деятельность сопровождается физическими упражнениями. Никаких «пока не допишешь – не встанешь».
- Педагоги не учат, они играют вместе с детьми – это очень важно. Большинство родителей утрачивают этот навык и им тяжело погрузиться в мир детства.
- Разнообразие занятий, которые предлагает детский центр может удовлетворить даже самых придирчивых взрослых. При этом, даже посещая три или четыре группы, ваше чадо не переутомится и не «переучится», так как собственно процесса школьного обучения еще нет. Но постепенно, с взрослением ребят, вводятся его элементы.
- Еще один плюс – наличие психолога. Он поможет разобраться во внутреннем мире ребенка и подскажет лучшие пути развития. Кому-то нужен лишний урок творчества, чтобы сформировать усидчивость и терпеливость, а другому лучше сделать упор на спортивные занятия. Не бойтесь обращаться за советами, специалисты для того и существуют.
Заключение
Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».
Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.
Жизнь вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали – едешь. Стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что, нужно крутиться все быстрее и все успевать. Чтобы добиться чего-то в жизни уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и получить тепленькое место работы. Нынче в моде – быть успешным. А это значит – знать несколько языков (одним английским уже давно никого не удивишь, это даже не специальность, а приложение к специальности), нужно все время повышать свой профессиональный уровень, обязательно заниматься хоть каким спортом и быть всесторонне развитой личностью. В общем, все должно быть строго по Чехову.
Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Он хочет, чтобы его малыш вырос в умного, красивого и обеспеченного человека. Можно, конечно, преподнести все это своему отпрыску на блюдечке с голубой каемочкой в виде наследства, акций, готового бизнеса и прочего. Но гораздо разумнее научить ребенка достигать желаемого самому. Помните, как в известной притче, старик-мудрец не стал ловить мальчику рыбу, чтобы тот насытился, но позволил ему быть рядом и учиться ловить самому.
И чтобы успеть научить своего ребенка всему, что ему может понадобиться в жизни, родители еще до рождения своего малыша уже начинают его образовывать. Будущие мамы посещают курсы, где помимо подготовки непосредственно к родам занимаются и интеллектуальным развитием ребеночка. Очень забавно и трогательно наблюдать со стороны, как пузатые без пяти минут мамы под музыку гремят погремушками около живота с разных сторон и в разном темпе, прикладывают к нему разноцветные листы бумаги, поют, отбивают ритм на животе и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это рождению гениев, но настроение от таких занятий обязательно повышается, что тоже имеет большое значение.
Сразу после рождения родители посещают со своими детишками школы по танцам, пению и другие всевозможные курсы раннего развития детей.
Нет однозначных статистических данных по поводу того, способствуют ли целенаправленные занятия развитию выдающихся способностей у ребенка. Как правило, дети, с которыми активно и целенаправленно занимаются по какой-либо системе, так же как и их обычные сверстники начинают ходить, говорить, пользоваться горшком. Конечно, ребенка можно научить читать, считать и в три – четыре года. Однако в следующие пару-тройку лет этому обучаются все дети в школе.
Однако ответственные родители все время испытываю беспокойство и зуд, глядя на сверстников своих детей. Эта девочка уже третий год занимается фигурным катанием и пением, мальчик – гимнастикой, рисованием и чем-то еще, этого водят в группу Монтессори чуть не с рождения, тот уже на лыжах горных катается, та английским языком занимается пять раз в неделю. В некоторые спортивные секции детей записывают, едва они появятся на свет. И вот одним родителям их внутренний голос начинает навязчиво бубнить, что они, наверное, плохие мать и отец, раз не развивают ребенка, не вкладываю в него знания и умения, не водят его из секции в секцию, из кружка в кружок. Что другие дети уже так много знают и умеют и прочее и т.д. и т.п.
Другие родители наоборот, считают, что главное – здоровье, а все языки, рисование и спортивные школы спокойно могут и подождать. И не надо ребенка перегружать – у него должно быть детство с играми, а не занятия по расписанию, и самое нужное в детском возрасте – это сон, гулянье на свежем воздухе и правильное питание.
Как обычно, у каждого пути развития ребенка есть свои плюсы и минусы, но вот где их больше или меньше? Дает ли реально пользу ребенку раннее развитие или наоборот отвращает ребенка от дальнейшего обучения. Вспомним семью Никитиных – их дети не захотели пойти по стопам своих родителей в этом вопросе.
Курсов образования и развития детей рынок предлагает очень много, и все они переполнены. Но качество преподавания на них сильно разнится, а цену за них назначают чаще всего высокую. Цена при этом не всегда соответствует качеству, да еще и непонятно, нужно ли это в принципе. А на этот вопрос каждый родитель ищет ответ самостоятельно, поскольку только он и никто другой несет ответственность за своего маленького ребенка.
Морозова Елена Ивановна – детский психолог, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО. За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награждена Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Во-первых, давайте разберемся, что считать ранним развитием и чему и как надо учить. Это очень существенные моменты.
Есть такие случаи в моей практике, когда начинают учить уже в полтора года – нанимают репетитора, учат английскому языку, еще чему-то. Помимо этого приходит гувернантка и тоже проводит с ребенком специальную подготовку к занятиям, т.е. делание уроков. Хоть они и стараются обучать в игровой форме, но это все же недопустимо.
В полтора года ребенок обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более школьного занятиями с учителями.
Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, т.е. множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений.
В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет как лучше это сделать. Полезны, к примеру, те же группы Монтессори. Вообще полезны все группы развития, где ребенок имеет возможность пропустить через себя много информации, усвоить новое, обогатить свой чувственный опыт и удовлетворить свою любознателььность. При этом самое главное – чтобы развитие проходило в интересной для него игровой форме.
Очень мне понравился пример такого «ненавязчивого» развития в Израиле. Вот выходит бабушка с ребенком на прогулку, мимо пролетает бабочка и бабушка малышу рассказывает о бабочке в доступной для него форме, вовлекает его в какую-нибудь игру на тему бабочки и т.д. Это и есть развитие.
А когда ребенка пытаются в год-полтора научить различать буквы, цвета и еще спрашивают с него правильные ответы – это совершенно неприемлемо для ребенка
Венгер Александр Леонидович – детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» и кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награжден Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Я против раннего обучения детей чтению, письму и прочим «школьным» предметам. В дошкольном возрасте должны решаться гораздо более важные задачи. Намного полезнее в этом возрасте развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование и другие «дошкольные» виды деятельности.
Я также против раннего начала школьного обучения. Российские школы плохо приспособлены даже для семилеток, и они совсем не подходят для детей шести лет. Нашим законодательством определено, что ребенок может поступать в школу с шести с половиной, с семи или с восьми лет, по усмотрению родителей. Я рекомендую родителям не отдавать детей в школу раньше семи лет, за исключением, может быть, редких случаев, когда ребенок опережает свой возраст по уровню личностного и эмоционального развития. Но хочу подчеркнуть, что именно личностного и эмоционального, а не интеллектуального. А интеллектуально развитые дети, как правило, напротив – отстают от своих сверстников в эмоциональном и личностном плане.
Источник: PsyNavigator
опубликовано 11/12/2009 12:18
обновлено 17/02/2014
— Педагогика и психология