Польза работы с природными материалами
«Природный материал, и его польза в развитии ребёнка»
При работе с ребёнком, наряду с различными видами конструктивной деятельности, рекомендуется и конструирование из природного материала.
В процессе конструирования из природного материала у детей развиваются:
– творческое воображение;
– изобретательность;
– глазомер;
– умение целесообразно и бережно использовать дары природы;
– проявляются трудолюбие, усидчивость.
Дети учатся самостоятельно планировать и соотносить отдельные детали поделки, подбирать материал для игрушки-самоделки, знакомятся со свойствами природного материала, а главное – у них пробуждается интерес к природе, появляется бережное отношение к ней.
В ходе подготовки к конструированию, организуйте с детьми экскурсии по сбору природного материала. Учите их собирать так, чтобы не нанести ущерб природе ( бересту и кору, снимать с поваленных деревьев; шишки, семена, листья – опавшие, и так далее).
Прежде чем приступить к изготовлению поделок, природный материал следует приготовить. Так, жёлуди прокалывают шилом, пока они свежие, в места прокола вставляются спички, палочки (со спичек заранее счищается сера).
Веточки целесообразнее собирать изогнутые, имеющие форму острых, прямых и тупых углов. С их помощью можно сконструировать зверюшку или человека более выразительными и динамичными.
Для конструирования туловища людей и животных применяются: шишки разного размера, формы и вида ( сосновые, еловые, кедровые, ольховые), жёлуди, скорлупа орехов( грецкий, маньчжурский, фисташковый), различные косточки.
Для изготовления головы – скорлупа орехов, маковые головки, жёлуди, небольшие шишки.
Волосы делают из пуха, чертополоха, мочала, кукурузных «волосков».
Глаза можно сделать из семян укропа, щавеля, гороха.
Ноги и руки человечков, конечности животных — изготавливают, используя веточки липы, кустарников, корневища редиса, шишки.
В качестве основания, на которое устанавливаются поделки, можно использовать: древесные грибы, высушенные апельсиновые корки, спилы различных пород деревьев, древесную кору, корневища, ветки замысловатой формы.
Основание оформляется мхом, который заранее собирают и хранят в тёмном месте, а также веточками или засушенными растениями.
В возрасте 4-5 лет работа с природным материалом носит характер сотворчества детей и взрослых.
Сначала надо научить детей делать самые простые поделки — грибок, птичку, кораблик.
При изготовлении поделок из природного материала надо учесть следующее:
– не следует окрашивать природный материал, он достаточно красив в естественном виде, (наша задача научить ребёнка видеть его красоту );
– для поделок следует применять только материал, который не может уже использоваться в пищу и который уже относится к отходам (косточки, скорлупа от вареных яиц, орехов, шелуха, от лука);
– не использовать материал который может нанести вред ребёнку или угрожать его здоровью( репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц);
– не применять слишком хрупкий непрочный материал, который может легко повредиться уже в процессе работы.
Поделки ребят целесообразно использовать для оформления игровых уголков. Работы можно объединить в один сюжет.
Дети используют поделки в строительных играх, когда обыгрывают свои постройки в играх с песком, водой и так далее.
Поделки детей используются также в качестве подарка младшим товарищам, друзьям, родителям, взрослым.
Консультация для родителей
«Природный материал, и его польза в развитии ребёнка»
При работе с ребёнком, наряду с различными видами конструктивной деятельности, рекомендуется и конструирование из природного материала.
В процессе конструирования из природного материала у детей развиваются:
– творческое воображение;
– изобретательность;
– глазомер;
– умение целесообразно и бережно использовать дары природы;
– проявляются трудолюбие, усидчивость.
Дети учатся самостоятельно планировать и соотносить отдельные детали поделки, подбирать материал для игрушки-самоделки, знакомятся со свойствами природного материала, а главное – у них пробуждается интерес к природе, появляется бережное отношение к ней.
В ходе подготовки к конструированию, организуйте с детьми экскурсии по сбору природного материала. Учите их собирать так, чтобы не нанести ущерб природе (бересту и кору, снимать с поваленных деревьев; шишки, семена, листья-опавшие, и так далее)
Прежде чем приступить к изготовлению поделок, природный материал следует приготовить. Так, жёлуди прокалывают шилом, пока они свежие, в места прокола вставляются спички, палочки (со спичек заранее счищается сера).
Веточки целесообразнее собирать изогнутые, имеющие форму острых, прямых и тупых углов. С их помощью можно сконструировать зверюшку или человека более выразительными и динамичными.
Для конструирования туловища людей и животных применяются: шишки разного размера, формы и вида (сосновые, еловые, кедровые, ольховые), жёлуди, скорлупа орехов (грецкий, маньчжурский, фисташковый), различные косточки.
Для изготовления головы – скорлупа орехов, маковые головки, жёлуди, небольшие шишки.
Волосы делают из пуха, чертополоха, мочала, кукурузных «волосков».
Глаза можно сделать из семян укропа, щавеля, гороха.
Ноги и руки человечков, конечности животных — изготавливают, используя веточки липы, кустарников, корневища редиса, шишки.
В качестве основания, на которое устанавливаются поделки, можно использовать: древесные грибы, высушенные апельсиновые корки, спилы различных пород деревьев, древесную кору, корневища, ветки замысловатой формы.
Основание оформляется мхом, который заранее собирают и хранят в тёмном месте, а также веточками или засушенными растениями.
В возрасте 4-5 лет работа с природным материалом носит характер сотворчества детей и взрослых.
Сначала надо научить детей делать самые простые поделки — грибок, птичку, кораблик.
При изготовлении поделок из природного материала надо учесть следующее:
– не следует окрашивать природный материал, он достаточно красив в естественном виде, (наша задача научить ребёнка видеть его красоту);
– для поделок следует применять только материал, который не может уже использоваться в пищу и который уже относится к отходам (косточки, скорлупа от вареных яиц, орехов, шелуха, от лука)
– не использовать материал, который может нанести вред ребёнку или угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц)
– не применять слишком хрупкий непрочный материал, который может легко повредиться уже в процессе работы.
Поделки ребят целесообразно использовать для оформления игровых уголков. Работы можно объединить в один сюжет.
Дети используют поделки в строительных играх, когда обыгрывают свои постройки в играх с песком, водой и так далее.
Поделки детей используются также в качестве подарка младшим товарищам, друзьям, родителям, взрослым.
Юлия Тарасова
Консультация «Значение работы с природным материалом для всестороннего развития ребёнка младшего дошкольного возраста»
В благоприятных условиях воспитание чувства красоты и искусство с особой силой влияют на ребёнка. Этнический материал, взятый непосредственно из окружающего или художественных произведений, оказывают большое влияние на процессы воспитания, мышления и на общее психическое развитие детей до школьного возраста.
Конкретные средства искусства – ритмическая стойкость, слаженность эстетического по форме, цвету, композиции – придают воспитанию ребёнка особую яркость.
Искусство всесторонне развивает ребёнка. Для умственного развития ребёнка она имеет многообразное значение: раскрывает, как средство образного познания действительности, перед ребёнком реальный мир, даёт много знаний расширяет кругозор ребёнка, учит лучше видеть и понимать действительность.
Средства эстетического воспитания крайне разнообразны. Одни из них направлены по преимуществу на эстетическое воспитание ребёнка.
В эстетическом воспитании ребёнка значительным средством является красота в окружающей жизни (в природе, в быту, в общественной жизни).
Ребёнка поражает богатая жизнь природы, восхищает её динамика, ритм формы, красок, звуков. Смелее и шире нужно вводить ребёнка в мир родной природы, а также знакомить с образами природы в искусстве – в поэзии, в литературе, в живописи.
Красота природы, воспитанная в детстве глубоко, иногда на всю жизнь, запечатлевается в чувствах и мыслях человека.
Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумываясь над, чем, являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнение свободного времени или интересным делом.
Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе.
На важность использования природного материала в деятельности ребёнка писал А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы глина, дерево, бумага и т. д. ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создаёт ценности и культуру…
«В – игрушке – материале есть много хорошего реализма, но в тоже время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
С прогулки дети часто приносят жёлуди, шишки, ветки. С экскурсий к водоёму – красивые камушки, ракушки. Ребята по долгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его.
Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые с бугристой поверхностью, жёлуди овальные, блестящие, желтовато-коричневые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатной поверхностью, коричневый и т. д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовления поделок требует от ребёнка ловких действий, и если руки в начале не точны, то в последствии, в процессе систематического труда, рука, приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию:
– согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, в точности выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуются система специальных навыков и умений. В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказал труд с природными материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру,
способы изготовления;затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанниками показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивала А. Ф. Лурия, роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка появляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.
Значительность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышает его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки, детям предлагают в начале посмотреть, где надо делать отверстия для ляп (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие, как прикрепить голову и как прикрепить другие детали.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой поделки очень важны для общего развития.
Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незабываемые незамысловатые поделки из ракушек, рогоза. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Продолжительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.Не так просто сделать игрушку: её изготовление требует отдельных волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их решить. Иногда малышу сразу не удаётся сразу выполнить какую- либо работу: подобрать шишки нужной формы, для создания ослика, плюски из жёлудей для шапочек или соединить части игрушки определённым способом под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причину неудач, преодолевая их. Постепенно у него нормируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем до школьном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем, деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец, но и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свои результаты с образцом.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным.
Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересовать результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников кружка дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждает их к выполнению новых поделок.
За каждую работу они берутся с большим эмоциональным подъёмом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффектным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Татьяна Беркутова
«Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом» (консультация для родителей и педагогов)
Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка. Самодельные игрушки не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, «отзывчивым» материалом. Это и развитие нестандартного мышления и воображения. Общение с природным материалом обогащает ребенка, наполняет его реальными чувствами и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек. Деликатно и ненавязчиво педагог учит ребенка всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих маленьких зрителей подлинно художественный вкус.
Общение с природой знакомит детейс важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!». Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на Земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Кроме того, работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику).
Самое важное в работе с природным материалом – умение увидеть в форме какой-нибудь образ. Вот шишка, похожая на лесовичка (елку, ежика, дикобраза, ракету). А эта ветка напоминает рога оленя (медузу, коралл, трезубец Нептуна).Вот два листочка: один из них по форме и цвету похож на золотую рыбку, другой напоминает щуку. Природный материал хорош еще и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон – прямо, сверху, снизу, сбоку. С этой стороны плод каштана похож на спящего котенка, с другой – на вазу, а если посмотреть снизу – на летающую тарелку.
Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форм и цвет,но и фактура: колючий материал или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциаций и развитие ассоциативного мышления -прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование, сами по себе очень увлекательны и полезны. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу – развить задуманную тему и воплотить ее в конкретной поделке. Если замысел интересен, оригинален и возникает легко, значит, ребенок способен видеть подготовленный для поделки природный материал и таким, каков он в своей природной форме, и таким, каким может стать в результате творчества. Если он замечает и чувствует, каким образом можно изменить природную форму (например, убрать лишнее – отломить, оторвать, отрезать, открутить, отщипнуть – или, наоборот, добавить недостающее – прилепить, прикрутить, приклеить, то легко сможет выбрать технику обработки материала и создать поделку самым подходящим способом. Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд,который помогает ему решать разные творческие задачи:
– всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура, запах,
– видеть интересный образ – на что похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке;
– создавать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостает для воплощения замысла;
– рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать недостатки, по возможности исправлять их;
– рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку натуры.
Особенности развития детского восприятия и творчества
Кода дети начинают мастерить из природного материала, они не сразу понимают, что их замысел и желание ограничены самой природной формой. Ведь они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форма меняется или создается по собственному желанию (как хочешь или как можешь). Однако любой природный материал уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленького мастера. Но через некоторое время он свыкается с особенностями нового вида творчества и находит в этом несомненные достоинства. В чем задача педагога? Он должен показать детям,что объемные фигурки могут по-разному размещаться в пространстве: горизонтально, вертикально или наклонно (к примеру, медвежонок из шишки может сидеть, лежать или стоять на задних лапках). Тот или иной ракурс в первую очередь определяет образ будущей поделки. Вот так шишка похожа на сердитую лохматую собачку, а если ее повернуть, она напоминает пушистую елку.В ходе занятия взрослый обращает внимание: даже отдельные части либо детали образа обретают новый вид или смысл в зависимости от своего расположения. В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же человечку или животному. Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же расположить их под углом, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит. Кроме того, педагог подводит к тому, что есть возможность экспериментировать с природным материалом. Например, если изменить положение некоторых частей и деталей, можно передать характер и настроение петушка. Вот он горделиво поднял головку, как бы сник, будто подавился бобовым зернышком. Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, советуем продумать их взаимное размещение. Фигурки следует располагать так, чтобы стало ясно, разговаривают ли они, ссорятся или вместе выполняют какую, работу. В единой композиции все фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре.И еще: дети должны знать, что основой для пространственных композиций могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины – что угодно, в зависимости от темы, величины поделок, полета фантазии и реальных возможностей.
Cдавних времен люди знали о пользе лесных даров и чудесном влиянии их на человека: дети играли природными дарами: шишками, желудями, изогнутыми ветками и корнями. С удовольствием нанизывали твердые ягоды на нити и использовали как украшение.Изготовляли из бересты различные предметы: игрушки, украшения, посуду, обувь.
В наш век скоростей, информации и технологий мы как никогда нуждаемся в поддержке и защите природы. И это чувство взаимно. Каждый год «Красная книга» увеличивается на несколько страниц, перелистывая в прошлое пропавших ее обитателей. Именно сейчас необходимо прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям, внушать, что природа и человек – едины. Веселые игры с природными материалами, простейшие манипуляции с ними дадут ребенку представление об их разнообразии, зарядят живительной силой, и обязательно побудят детей к творчеству. Соберите вместе с ребенком природный материал: шишки, палочки, семена и плоды растений, листья, ракушки, перья… Приготовьте вспомогательный материал: клей, пластилин, ткань… И начинайте увлекательный процесс: конструирование из природного материала. Эта деятельность обогатит знания и умения детей, а так же будет развивать самостоятельность, творчество, логическое мышление, уверенность в себе.
Научите своего малыша быть ближе к природе!
Помните, что природа – наш дом!