Польза проектной деятельности в школе

Польза проектной деятельности в школе thumbnail

Традиционная школа может более или менее
слаженно работать, если дети послушны,
дисциплинированы, не задают лишних вопросов,
пассивно ждут указаний, постоянно внимательны к
словам учителя и демонстрируют полное усвоение
всего, что он объяснил на уроке. Так в идеале. Но
таковы ли современные дети?

Теперь в школах постоянно ведётся работа по
поиску новых форм и методов преподавания.
Появляются уроки-дебаты, – дискуссии, – игры, –
путешествия, – викторины, – исследования,
уроки-концерты. Всё же ключевым словом остаётся
“урок” как устойчивая форма организации
преподавания общей для всех программы для одних
и тех же детей в течение учебного года. Такая
форма обучения настойчиво контролируется
“сверху”. В итоге, несмотря на видимость внешних
изменений, школьная уравниловка всё равно
продолжает порождать академическое неравенство,
именно потому, что все дети не могут проявить
свои индивидуальные способности и не имеют
возможности самореализации.
Так сохраняется основное противоречие между
внутренней потребностью активной части
педагогического сообщества в инновационных
формах работы и организационными стандартами. К
сожалению, приоритетами остаются традиционно
формальные показатели, облегчающие контроль
(“успеваемость”, “наличие планов УВР”, “чётко
оформленные классные журналы” и т.п.)

Так как современное общество ставит перед
школой задачу подготовить школьника знающего,
мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и
применять знания, во многих школах наряду с
разнообразными направлениями новых
педагогических технологий всё чаще применяется
проектная деятельность.

Метод проектов – не новость в мировой педагогике:
он начал использоваться в практике обучения
значительно раньше выхода в свет известной
статьи американского
педагога
В.
Килпатрика “Метод проектов” (1918), в которой он
определил это понятие как “от души выполняемый
замысел”. В России метод проектов был известен
еще в 1905 году.
Под руководством С.Т.
Шацкого работала группа российских педагогов
по внедрению этого метода в образовательную
практику. После революции метод проектов
применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
В 1931 г.
постановлением ЦК ВКП(б)
метод проектов был осужден как чуждый советской
школе и не использовался вплоть до конца 80-х
годов.

Основное предназначение метода проектов
состоит в предоставлении учащимся возможности
самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем,
требующих интеграции знаний из различных
предметных областей. Если говорить о методе
проектов как о педагогической технологии, то эта
технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своей сути. Преподавателю
в рамках проекта
отводится роль разработчика, координатора,
эксперта, консультанта.

По определению М.А. Ступницкой, учебный проект
– совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность учащихся – партнеров,
имеющая общую цель, согласованные способы
деятельности, направленная на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы,
значимой для участников проекта.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и
где и как я могу эти знания применить, – вот
основной тезис современного понимания метода
проектов, который и привлекает многие
образовательные системы, стремящиеся найти
разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания,
умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую, которую
учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, средств
обучения, а с другой – интегрирование знаний,
умений из различных областей науки, техники,
технологии, творческих областей. Результаты
выполненных учащимися проектов должны быть
ощутимыми, если это теоретическая проблема-
конкретное ее решение, если практическая –
конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов –
показатель высокой квалификации преподавателя,
его прогрессивной методики обучения и развития.
Недаром эти технологии относят к технологиям XXI
века, предусматривающим, прежде всего умение
адаптироваться к стремительно изменяющимся
условиям жизни человека.

Американский профессор Коллингс предложил
первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр – различные игры, народные танцы,
драматические постановки и т.п. Цель – участие
детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты – целесообразное
изучение проблем, связанных с окружающей
природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых –
получить удовольствие от рассказа в самой
разнообразной форме – устной, письменной,
вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты – создание
конкретного, полезного продукта.

Самое решающее звено в реализации проекта –
учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний
и информации, учитель превращается
в организатора деятельности, консультанта
и коллегу по решению проблемы, добыванию
необходимых знаний и информации
из различных (может быть и нетрадиционных)
источников. Работа над учебным проектом или
исследованием позволяет выстроить
бесконфликтную педагогику, вместе с детьми
вновь и вновь пережить вдохновение
творчества, превратить образовательный процесс
из скучной принудиловки в результативную
созидательную творческую работу.

Применение исследовательского метода обучения
возможно на любом материале и в любом школьном
возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и
активизация познавательной деятельности
учащихся в поиске и решении сложных вопросов,
требующих актуализации знаний, построения
гипотез.

Практика показывает, что применение метода
проектов на уроках русского языка и литературы
позволяет осваивать новые формы организации
деятельности учащихся и в значительной мере
способствует повышению качества знаний. На
уроках мы учим детей самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой
цели знания из разных областей, развиваем умения
устанавливать причинно-следственные связи.
Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы, требующей
интегрированного знания, помогает учащимся не
только хорошо усвоить необходимый материал, но и
развивает мышление, самостоятельность,
познавательную и творческую активность.

Читайте также:  Фрукты вред и польза для фигуры

По своей структуре проектная деятельность
представляет собой многоступенчатую систему
взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом
проекта включает в себя четыре основных этапа:

1. Планирование работы над проектом:

– высказывание пожеланий и возможных путей
разрешения спорных вопросов;

– обсуждение возникших идей;

– перечисление интересующих учащихся тем
проектов;

– формулирование темы проекта для класса или
группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской
работы учащихся и самостоятельного получения
новых знаний):

– уточнение намеченной цели задач;

– поиск и сбор информации с помощью специальной
литературы, средств массовой информации, сети
Интернет, использование собственных знаний и
опыта учащихся;

– обмен информацией с другими лицами (учащимися,
учителями, родителями, консультантами);

– интерпретация данных;

– сравнение полученных данных и отбор наиболее
значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования
полученной информации и интеграции полученных
знаний, умений, навыков):

– систематизация полученных данных;

– построение общей логической схемы выводов для
подтверждения итогов (в виде рефератов,
конференций, видеофильмов, мультимедийной
презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап
анализа исследовательской деятельности
школьников):

– осмысление полученных данных и способов
достижения результата;

– обсуждение и организация презентации
результатов работы над проектом (на уровне школы,
округа, города и т.д.)

Я использую следующие виды презентации
проектов: пресс-конференция, деловая игра,
телепередача, научная конференция, защита на
Учёном совете, путешествие, диалог с
историческим или литературным персонажем и
другие.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю
учащимся следующий алгоритм   действий:

Выбор темы проекта.

Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого
результата я хочу достичь? Записать ответы. Если
это исследование, то затем нужно выдвинуть
предположение – гипотезу. Сделай свое
предположение о том, какой будет результат и
почему? Записать ответы.

Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы
получить результат? Записать план своих
действий.

Собираем данные (изучаем литературу, ставим
эксперименты, собираем необходимую информацию).

Получаем результаты. (Если что – то не удалось –
это тоже результат).

Анализируем результаты. Сравниваем полученное
с данной гипотезой.

Делаем выводы. Планируем дальнейшую
деятельность. Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем
общую оценку результатов.

Этот алгоритм  помогает учащимся успешно
двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Основная  трудность в  
организации проектной  деятельности –  
перегрузка учащихся. Исследовательская работа
объёмная, кропотливая, особенно,  если   это
–  поиск  информации,  чтение  
научной  литературы, написание рефератов.
Конечно, польза от такой деятельности  
несомненная, но приходится избегать больших
временных затрат.

При сегодняшней загруженности современного
ученика, реальным я считаю создание одного-двух
проектов в течение года. Наиболее удачные
проекты ребята представляют на школьной Малой
академии, на районных и городских конкурсах.

Из-за ограниченности во времени, чаще я
использую краткосрочные проекты, конечным
продуктом которых является мультимедийная
презентация. На мой взгляд, эта форма отчёта
позволяет не только структурировать информацию
в алгоритмическом порядке, но и облегчить
усвоение и запоминание материала. Не маловажной
является и психолого-физиологическая
особенность восприятия материала, так как во
время обучения будут задействованы все каналы
восприятия. Хорошо известно, что при аудио- и
визуальном преподнесении запоминается до 65%
информации. Для сравнения: устной информации
запоминается лишь 12 %, с записями – 25 %.

Презентации можно применять на различных
этапах урока, зрительное восприятие изучаемых
объектов позволяет быстрее и глубже усваивать
излагаемый материал.

Создание мультимедийной презентации является
незаменимой формой организации повторения
учебного материала в условиях подготовки
обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11
классе и новой форме по русскому языку в 9 классе.
Для успешного выполнения заданий по русскому
язык, учащимся предлагается создать проекты по
следующим темам: “Языковые тропы”, “Сочинение –
рассуждение”, “Виды орфограмм в корне
(суффиксах, приставках)”, “Пунктуация простого
осложненного предложения”, “Пунктуация
сложного предложения”, “Стили и типы речи” и
другие.

Созданные презентации дают возможность 
рациональнее использовать учебное время, учат
ребят работать в информационном пространстве.

Таким образом, главными достоинствами
проектного метода обучения, бесспорно, является
следующее:

  • актуальность. В центре технологии – ученик, его
    активное участие, позволяющее применять
    приобретенные знания, умения и навыки, а также
    добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды.
    Степень сотрудничества учитель-ученик,
    ученик-ученик становится фактором развития и
    самоопределения личности;
  • дифференцированный подход. Тему проектов
    учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и
    возможностей. Это позволит учащемуся
    реализовать свой творческий потенциал. В
    результате чего решаются и многие задачи
    личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий:
    обработка информации и коммуникация всегда
    являлись и остаются основными видами учебной
    деятельности;
  • формирование исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора,
    возможность самим контролировать процесс и
    сотрудничать с одноклассниками – всё это
    повышает мотивацию обучения.

Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас
волна увлечения проектами привела к тому, что
делать проекты в школе стало модно, причем, часто
целью этих работ является желание
“засветиться” на каком-нибудь конкурсе, благо,
за последние несколько лет их стало много.
Конкурсы проектов учеников довольно часто
представляют собой “Выставку достижений
учителей”. В работе некоторых жюри иногда верх
берет академизм, и тогда преимущества получают
профессионально выполненные проекты, доля
участия детей в которых минимальна. Эта
тенденция может принести много вреда, поэтому
нужно четко определить, зачем выполняется тот
или иной проект, чему могут научиться школьники,
что именно должен делать каждый участник работы,
чтобы достичь собственных целей, поставленных в
самом начале работы над проектом.

Читайте также:  Что такое йога и польза

Только правильно организованная работа окажет
положительное воздействие на учащихся, будет
способствовать самостоятельному получению
знаний и опыта из непосредственного общения с
реальной жизнью, развивая у них умения работать с
постоянно меняющейся информацией,
самостоятельность, критическое мышление,
инициативу. Если ученик постоянно будет
заниматься проектной деятельностью в школьные
годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется
более приспособленным, сумеет планировать
собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, то есть адаптироваться к
окружающим условиям.

Источник



В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где, и как я могу эти знания применить.

Сегодня – время перемен, когда обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Федеральные государственные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в цели и задачи, структуру и содержание образования, смещение акцентов с задачи – овладеть знаниями – на задачу – формировать практические умения и навыки обучающегося как основу его учебной деятельности.

Согласимся с утверждением Ш. А. Амонашвили, что младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. Поэтому считаем, что начальная школа сегодня должна стать местом проб образовательных сил школьника, а не местом подготовки к жизни.

Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования. Делая выбор в пользу проектной деятельности младших школьников, отмечу то, что привлекает.

Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.

Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей. Проект имеет прагматическую направленность на результат/продукт, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис проектной деятельности.

Участие в проекте смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности и способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. И здесь главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Анализ педагогического опыта учителей начальных классов, собственная практика позволили выделить ряд особенностей проектной деятельности младших школьников:

 проект – это часто игра, включающая в выполнение соответствующих ролей;

 связь с поиском новых знаний, умений и последующим их применением;

 формирование проектных умений – формирование универсальных учебных действий;

 связь с созидательной творческой деятельностью;

 преобладание коллективных и групповых проектов;

 последовательность: от недолговременных однопредметных к долговременным межпредметным, от групповых к личным;

 динамика ролей обучающихся: от исполнителей к инициаторам;

 изменение позиции педагога от руководителя к участнику и организатору совместной деятельности с детьми;

 помощь родителей.

Готовность к проектной деятельности мы рассматриваем как установку на поэтапное осуществление проектной деятельности, предполагающую сформированность универсальных учебных действий: коммуникативные; регулятивные; познавательные; личностные. Надо ли готовить учащихся к проектной деятельность? Существуют ли способы подготовки к проектной деятельности? Такие вопросы возникают при работе с детьми младшего школьного возраста над проектом.

Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска. По результатам методики «Рукавичка» (автор Г. А. Цукерман) 63 % третьеклассников выполнили работу на высоком уровне. Дети активно обсуждали возможные варианты узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; следили за реализацией принятого замысла. Но 37 % обучающихся не пытались договориться, не смогли прийти к согласию.

Читайте также:  Свекольный квас польза и вред для организма

По методике «Дорога к дому» 86 % обучающихся могли работать в паре, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. 14 % обучающихся могли работать в паре, но умение точно выражать свои мысли недостаточно сформировано.

Работая над проектом, ребенок проявляет активность и заинтересованность, что составляет основу его самостоятельной деятельности (индивидуальную, парную, групповую). Младший школьник реально учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. И овладевает практическими умениями ребенок не хаотично, а поэтапно: думаю сам; осуществляю поиск информации (читаю книги, справочники, спрошу у взрослых, зайду в интернет, понаблюдаю, проведу эксперимент); приму решение, действую и делаю выводы.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте ребята ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают, сопереживают и радуются, понимают себя и других. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Совместная деятельность взрослых и детей в проекте имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности. К подготовке проекта младших школьников можно привлечь родителей, предоставить им возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа станет для родителей интересным делом. Они вместе с детьми ищут необходимый материал, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проекта и самопрезентовать результат. Готовый продукт получается значимым, ведь это результат общего интереса, совместной деятельности ребенка и родителей.

Проектная деятельность привлекательна обучающимся любого возраста: от дошкольников до студентов. Предложите творческое задание «Что на что похоже» и вы увидите, что обучающиеся любого возраста становятся настоящими исследователями. Ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придется внимательно осмотреться вокруг, найти сходство и отличия, домыслить и представить, и, наконец, создать «продукт» в форме рисунка, модели, образа и пр.

Младшим школьникам нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как дают возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. Например, в рамках образовательной системы для начальных классов «Школа 2100» учащимся в 4-м классе по математике (авторы учебника: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких) предлагается выполнить пять проектов: «Модель машины времени»; «Страничка из энциклопедии»; «Инсценировка: Российская ярмарка 18 века»; «Играй и выигрывай», «Страница нового учебника». Все проекты связаны между собой. Инструкция к проекту, приведенная в учебнике, содержит подробный план работы, выполнение которого требует высокой степени сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Степень реализованности проекта предлагается оценивать в соответствии со степенью выполнения этого плана. Устно ребята оценивают успешность результата. Выставление отметки за проект не предусмотрено, но она может быть выставлена по желанию обучающихся. Оценка проектной деятельности осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом.

Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и коррекционно-развивающей работе с группой, классом. Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. При этом важно, чтобы у ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. Участвуя в проекте, мы с младшими школьниками на себе убедились, что проектная деятельность заряжает и «заражает» действием, творчеством, инициативой, добрым строем и оптимизмом.

Итак, в ходе практики формирование готовности младших школьников к проектной деятельности осуществлялась нами поэтапно:

 погружение в проектную деятельность: ребята учились работе в группе, сопоставляли свои знания со знаниями остальных, отстаивали собственное мнение, помогали другим и принимали помощь;

 организация группового проектирования: обучение третьеклассников самостоятельной поисковой деятельности; работа в группах по созданию презентаций по теме проекта;

 защита проекта: представление результатов согласно критериям; анализ результатов и продуктов деятельности.

В заключение, отвечая кратко на поставленный вопрос, выделим, что проектная деятельность ведет к развитию у младших школьников качеств, присущих людям XXI века, и позволяет добиться успеха. Успешные люди, знающие и умеющие, – основа развития экономики, промышленности и социальной сфера дальневосточного региона.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов// Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
  2. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2006. – №1. – С. 17 – 27.
  3. Мисаренко Г. Г. На пути к стандартам нового поколения / Г. Г. Мисаренко // Народное образование. – № 1. – 2009. – С. 62 – 68.
  4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, школьник, ребенок, умение, младший школьник, знание, задача, учебная деятельность, действие.

Источник