Польза прочность красота триада витрувия

Польза прочность красота триада витрувия thumbnail

Когда-то, уже не помню, когда это произошло, я узнал об архитектурном каноне известного римского ученого Марка Витрувия Поллиона. Я был поражен его простой и полнотой одновременно. Конечно, его основной труд «Десять книг об архитектуре» говорит об очень многом, но три простых, казалось бы, пункта: польза, прочность и красота — ставят все необходимые вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к технологической стороне вопроса.

  • Польза – то есть какое назначение, для чего создается то или иное здание?
  • Прочность – что позволит ему простоять достаточно долго, для выполнения своего назначения?
  • И красота, как необходимый, на мой взгляд, элемент гармонии, эстетики, без которого творение потеряет нечто очень ценное, преображение того, кто соприкасается с ним.

Современное типовое строительство XX века, к сожалению, наполнило мир, однотипными, безликими городами, лишенными индивидуальности, где нет места прекрасному. А это, в свою очередь лишает жителей и внутреннего эстетического чувства. В таком городе не хочется смотреть вверх, вглядываясь в наследие, оставленное потомками в камне или дереве. Поэтому именно эти три пункта в совокупности полностью отражают все необходимые вопросы архитектуры. Еще раз уточню, что, конечно, именно в изначальном, идейном плане. Без которого любая создаваемая форма не будет иметь смысла.

Но поражает меня не только это! Как человека, влюбленного в античную культуру и философию, меня восхищает универсальность моделей, созданных антиками. Как пифагорейцы, обращаясь к законам математики, находили методы работы со своей душой и управлению государством, великие греческие драматурги посредством искусства помогали постичь законы мироздания. Так и Витрувий дает нам возможность на основе его правил в архитектуре увидеть некоторое модели, которые мы можем использовать в нашей повседневной жизни, чтобы сделать ее более наполненной и осмысленной.

Как, давайте посмотрим чуть позже. В первую очередь, мне кажется, важно сказать, почему! И здесь ответ находится на поверхности. Потому, что вопрос познания мира и самого себя был одним из самых актуальных для древних. А отсюда, какой бы деятельностью они не занимались, она всегда была прежде всего ответом и на этот главный вопрос познания.

Если заглянуть в начало «Десяти книг об архитектуре», то уже в самом вступлении книги, где вроде бы должно быть описано, только как проектировать и строить, Витрувий в очень объемном вступлении перечисляет огромное количество пунктов о качествах и знаниях, которыми должен обладать архитектор. Среди них понятные для профессии архитектора: геометр, оптик, математик. Но также и художник, историк, философ, музыкант, медик и др. Зачем? Давайте обратимся к автору и на примере посмотрим. Вот отрывок из вступления, о том, почему архитектору необходимо быть философом:

Что же касается философии, то она возвышает дух архитектора, искореняя в нем самонадеянность, делает его более обходительным, справедливым, честным и отнюдь не скаредным. Это чрезвычайно важно, потому что, в самом деле, никакая работа не может быть выполнена без честности и добросовестности. Архитектор не должен быть жаден и стремиться к наживе, а обязан серьезно поддерживать свое достоинство соблюдением своего доброго имени; это ведь именно и предписывает философия. Кроме того, философия объясняет природу вещей, что по гречески называется φυσιολογία, которую архитектору необходимо очень тщательно изучить…

Довольно необычный подход для современного человека, изучающего прикладную специальность, верно? Но, возможно, не менее от этого актуальный в наше время. И поэтому идеи, которые родились у римского архитектора, настолько универсальны, что применимы во многих сферах жизни. Теперь, давайте вернемся к вопросу «Как?», поднятому нами выше. Как использовать этот метод в нашей повседневной жизни? Для этого давайте увидим отражение этого тройственного канона, через три вопроса, которые необходимо себе задать, перед тем как совершить какой-либо поступок.

Польза

Здесь важно поднять два вопроса:

  1. В чем смысл того, что я собираюсь совершить? Зачем я хочу сделать что-то? Ведь пользу сможет принести лишь то, что имеет смысл.
  2. Кому это принесет пользу?

Важный момент: по-настоящему, полезно только то, что приносит пользу не только тебе, но и другим. И если ответ на этот вопрос таков, что это полезно только для тебя, то это, возможно, означает, что это не полезно совсем никому. Польза действия реальна только тогда, когда совершаемое полезно для всех. Дополнить сказанное, хочется словами еще одного великого римлянина Марка Аврелия: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу». Мне кажется, что больше и не добавить.

Прочность

«Что является по-настоящему прочным в нас?» Прочным, является то, что мы можем назвать долговечным. То есть действие, которое дает нам возможность приобрести, что-то долговечное, будет правильным? А что тогда долговечно? Явно не что-то внешнее. Ведь все, что мы приобретаем вовне: материальные ценности, слава, почет — очень неустойчивы и могут растаять в миг. Долговечное — это то, что у нас невозможно отнять. Это не то, что мы получаем, а то, какими становимся. Приобретенные качества, добродетели, опыт, то есть то, что делает нас крепче, добрее, мудрее, терпимее, справедливее, выносливее. Или опыт настоящего, как любовь, например.

Это то, что действительно будет всегда нашим, и только это является тем, чего не лишиться, в нашей власти. Отсюда, второй важный вопрос, на который нужно ответить здесь, это «Каким я хочу стать?» И подходящая здесь завершающая пункт фраза: «Быть, а не казаться».

Красота

«Что есть красота в человеке?» Это гармония, соразмерность! Для эллинов, чьими преемниками были римляне, определяющим в жизни был один закон, сформулированный Солоном, законодателем Афин: «Мера во всем!» Золотая середина, без крайностей, а именно так понимал добродетель известный греческий философ Аристотель, — вот что будет красотой в человеке. Соразмерность, гармония, целостность.

И еще, если говорить о действиях, то гармоничными будут являться действия, которые едины и в мыслях, и чувствах, и в поступках, и в идеях. Ведь, к сожалению, как часто бывает так, что мечтаем мы об одном, думаем о другом, хотим третьего, а заняты проблемами совсем иными. Нужно найти то, что соберет весь наш внутренний мир в единое целое. Здесь мне хочется вспомнить картину «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи или «Совершенный человек». Почему так? В первую очередь потому, что он гармоничен. Но, помимо золотой пропорции, по которой выстроено тело человека, в этой картине есть еще два важных элемента. Человек вписан одновременно в окружность и в квадрат. В древней геометрической символике, которую мы встречаем еще у пифагорейцев окружность отражает духовное, а квадрат — материальное. Поэтому совершенный человек — это тот, в ком во всей полноте проявлено и то, и другое. И все находится на своем месте.

Леонардо да Винчи. “Витрувианский человек”

Читайте также:  Маринованный имбирь польза для беременных

Завершая, хочется, как и антики, провести универсальную параллель. Внутренний мир человека —это здание, которое мы строим. Каким оно будет — неким хаотичным пространством чулана, в который снесли все ненужное, или величественным храмом, — решать нам. И то, что это целиком зависит от нас, не может не радовать. И спасибо Витрувию Марку Поллиону за универсальную модель, практичную и в наше время.

Алексей Выборнов

Источник

Витрувий, Vitruvio, история архитектуры, десять книг об архитектуре, античная архитектураВитрувий (Марк Витрувий Поллион) – самый известный античный архитектор, живший в Римской империи во второй половине I века до н.э. Его «Десять книг об архитектуре» – изложение самых важных принципов, которыми руководствовались основоположники архитектуры, других книг об этом периоде развития архитектуры не сохранилось.

Биография Витрувия известна в основном из его собственных трудов.  Точные годы его жизни не известны, родился он в Кампани, получил архитектурное образование. Так как архитектура в то время включала в себя построение как зданий, так и других сооружений, Витрувий принимал участие в построении военных машин во время гражданской войны при Юлии Цезаре, потом он самостоятельно разрабатывал осадные орудия. Нельзя сказать, что Витрувий был знаменитым и почитаемым архитектором античности. Из построенных им зданий можно отметить базилику в Фано, которую он приводил в своих произведениях в качестве примера. Также Витрувий принимал участие в разработке конструкции римского акведука. Сам он отмечал, что не добился большого признания на архитектурном поприще, поскольку не обладал алчностью и наглостью, свойственной – по его мнению – более успешным его коллегам. Витрувий проработал большую часть жизни гражданским инженером, а в конце жизни, добившись пенсии, он принялся за своё сочинение, которое и стало главным достижением его жизни. Именно труд «Десять книг об архитектуре» стал тем бесценным вкладом, который внёс Витрувий в архитектурное дело.

Трактат имел практическую ценность для современников и многократно переписывался, однако не считался особо ценным. Во времена Средневековья к нему обращались за некоторыми техническими подробностями, необходимыми для строительства и сооружения некоторых механизмов, однако основы эстетики архитектуры, описанные Витрувием, не пользовались особой популярностью. Всё изменилось во времена Возрождения. У правящей элиты появилось время и деньги для того, чтобы окружить себя прекрасными произведениями искусства, в том числе и возрос интерес к архитектуры, каноны красоты которой были известны в античности. И единственным сохранившимся произведением, ёмко и многостронне описывающим эти каноны, был трактат Витрувия. Ордерная система, описанная Витрувием, легла в основу новой эстетики, разрабатываемой архитекторами и художниками Ренессанса, и оказывала влияние на всю архитектуру многие века.

«Десять книг об архитектуре»

(лат. «De architectura libri decem»)

Трактат Витрувия  – это не изложение собственноличных открытий и разработок автора, это энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник, имевших отношение к профессии архитектора. Витрувий ссылается на многочисленные труды своих современников и предшественников, изучавших тот или иной вопрос, не забывая ссылаться на первоисточники, большинство из которых не сохранилось и осталось в истории только благодаря упоминаниям Витрувия.

Стоит отметить, что Витрувий включал в круг обязанностей архитектора не только строительство зданий, но и сооружение механизмов: грузоподъемных машин, осадных и метательных орудий, приборов для измерения времени. Поэтому важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе. Например, планирование строительства здания или целого города невозможно без учета физиологии человека и правил гигиены, а также без знаний о климате и природных особенностей места строительства; ориентироваться в строительных материалах невозможно без знаний ботаники, геологии и минералогии; строительство театров невозможно без знания законов музыкальной теории и акустики; и уж совсем невозможно строительство подъемных и метательных механизмов без знания теоретической механики.

Витрувианский человек, Леонардо да Винчи, рисунок человека в квадрате и круге, пропорции человеческого телаЭстетика архитектуры с точки зрения Витрувия также имеет свои корни в научных изысканиях, в частности – в распространенной в то время натурфилософской концепции об универсальности числовых значений и пропорциональных отношений, которыми можно описать как строение человека и вселенной, так и точно работающий механизм, и эстетически гармоничное здание. «Витрувианский человек» – приложение данной теории, доказывающие совершенство пропорций тела человека чисто геометрически: человека с раскинутыми перпендикулярно телу руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются головы, рук и ног, а с широко расставленными руками – в круг, центр которой совпадает с пупком. Иллюстрации «витрувианского человека» добавлялись в книгу каждым переписчиком самостоятельно, и неизвестно, каким был оригинальный рисунок Витрувия, но всем известна самая знаменитая иллюстрация авторства Леонардо да Винчи.

В своём трактате об архитектуре Витрувий также вывел формулу «Прочность-Польза-Красота» (лат. «Firmitas – Utilitas – Venustas») , ставшую золотым правилом архитектуры.  Гармоничная архитектура здания возможна только с учетом всех трех свойств, то есть при строительстве нужно добиваться и технической совершенности здания, и эстетической, и эргономичности, нельзя компенсировать одно свойство другим, например, если здание будет неудобно в использовании, это не компенсируется его красотой.

Эстетическую составляющую архитектуры Витрувий делит на шесть категорий:

1) Систематичность – Ordinatio – это общие принципы архитектуры, планирование основ объёма, пропорций и соотношений размеров здания.  Описаные Витрувием ионический, дорический, тосканский и коринфский ордеры стали классикой мировой архитектуры. Для измерения различных частей ордеров Витрувий применил условную единицу– модуль, равный нижнему диаметру колонны, с применением модуля легко  рассчитать пропорции ордера с использованием простых отношений чисел.

2) Расположение – Dispositio –  это проектирование конкретного здания, планирование его формы, организации пространства и отображение этого всего на чертежах: общем плане, фасаде и перспективе.

Читайте также:  Польза контрастного душа после тренировки

3) Соразмерность –  Eurythmia –  приведение всех частей здания к гармоничным пропорциям, то есть обеспечение красивой композиции строения.

4) Симметрия – Symmetria — так как для Витрувия гармония форм была тесно связана с пропорциями человека, он выделил этот антропоморфный критерий отдельно: части здания уподобляются частям тела.

5) Оформление – Decor — категория описывает, насколько форма и конструкция храма соответствует религиозным соображениям, то есть это исторически и логически предопределенная составляющая эстетики.

6) Дистрибуция – Distributio — насколько здания соответствуют их владельцам и предполагаемым функциям, то есть эта категория имеет дело уже не только с красотой, но и с пользой.

Трактат Витрувия переписывался многократно, был переведен на разные языки и трактовался его последователями по-разному, поэтому и категории трактуются по-разному, интерпретируются и получают новое развитие в теории архитектуры. Одно несомненно –  «Десять книг об архитектуре» Витрувия повлияли на развитие архитектуры более, чем какой-либо другой труд, сохранив знания и достижения античных архитекторов.

Дата публикации: 06.05.2014

© Регент Декор

Источник

Денис Ц.  · 10 октября 2018

731

https://www.instagram.com/jea_hell

Точно согласна насчет красоты и прочности. Насчет пользы спорный вопрос и все довольно индивидуально. Смотря как человек относится к религии и что она для него значит. Кому-то безусловно и пользу, наверное, приносит.

Ответ будет, без сомнения, субъективным, но почему бы нет? С красотой поспорить трудно, прочность…некоторые храмы стоят по 700 лет, а польза…что ж, многим людям нужна духовная опора, и такой опорой служит храм.

Действительно ли наука не может ответить на вопросы о смысле жизни, добре и зле или почему такая-то картина является красивой?

Наука это не философия, наука отвечает на конкретные вопросы.

Наука может ответить на вопрос, почему большинству людей нравятся такие-то картины. (психология)

Наука может ответить, что с точки зрения биологии наши тела нужны для выживания и размножения. (теория эволюции)

Наука может найти моральную стратегию, которая будет выгодна вам в определенном обществе или всему обществу.(вам выгоден эгоизм, но если все будут эгоистами, это будет плохо. Выгоднее сотрудничество. – теория игр, социальные науки)

Наука может сказать, почему люди склонны к взаимопомощи (эгоистичный ген и т.п. – биология поведения)

Прочитать ещё 11 ответов

Как образованные верующие люди относятся к концепции воскрешения/бессмертия? Всерьез верят? Понимают ее как “метафору”? Просто не спорят?

Вольнодумец. Баламут. Любознатель.

А чем образованность противоречит концепции посмертного существования? Какие у нас есть научные данные о том, что происходит после смерти? Мы до сих пор разобраться не можем, что есть сознание, что такое наше Я и откуда, например, берутся идеи.

Это область, о которой наука ничего не может сказать, которая вне эмпирического познания, потому образованность здесь ни на что не влияет. Такие вопросы каждый решает для себя сам на уровне убеждений ли, интуиции, а может и каких-то практических впечатлений или примеров.

Прочитать ещё 10 ответов

Каковы основные различия между православной, католической и протестантской церковью?

Музыкант, веб-разрабочик. Для вопросов “напишите код за меня” существует StackOv…

Вопрос опасный. Как минимум потому, что слишком много людей находятся в каждой из трех конфессий, и неизбежно начнется срач… Но все же… У меня целых 105 очков, могу себе позволить и в минус уйти. Без философских рассуждений, чисто по факту, по списку, так сказать:

АХТУНГ! Абсолютно непредвзятое отношение!

Православие:

  • Есть триединый Бог, Богоматерь, бесчисленные святые и мученники. Основной упор идет, как ни странно, на святых – к ним обращаются в большинстве случаев. На разные случаи разные святые, но в целом, к кому-нибудь из Святой Троицы обращаются реже. Еще ангелам молятся.
  • Иконы, мощи
  • Канонические молитвы и песнопения
  • Длинная иерархическая цепочка (не знаю, как еще это назвать. Я стараюсь передать суть, а не быть “политкорректным”)
  • Нет мирового главы. В смысле, Патриарх Кирилл – глава православной церкви в России (комментарий 2: и Беларуси, но не Болгарии)
  • Общие, так сказать, календарные причастия, и их, насколько я помню, не так уж много. Но можно причащаться и каждый день.
  • Четко регламентированные богослужения (за пунктом “А” всегда идет пункт “Б”, и он всегда одинаковый). Естественно, есть несколько “регламентов” для различных обстоятельств.
  • Язык – старославянский или древнерусский… Вечно путаюсь… В какой-то степени даже близкий к древнеболгарскому.
  • Вот сейчас не надо на меня орать и кидаться тапками, потому что это правда, и все это знают: 80% (не поворачивается язык так сказать, но просто как по-другому – я не знаю) “оказываемых церковью услуг” – платные. Бесплатно только зайти помолиться (без свечки), присутствовать на богослужении. Водички попить…
  • В песнопениях используется ТОЛЬКО ХОР, “музыка” – древняя (вы не поверите, но ее корни уходят в григорианские хоралы XI века! Люблю иногда зайти послушать… Кое-где в глубинках (но таких мест – по пальцам пересчитать) до сих пор поют по невменной записи. Естественно, мелодия еще ближе к XI веку)
  • У священников это – единственная “работа”. В смысле, они больше нигде не работают. Они могут делать что-то еще и брать за это какую-никакую плату (например, писать иконы и продавать их), но, к примеру, быть директорами шоколадных фабрик они не могут).

Католицизм:
* Есть триединый Бог и Богоматерь и святые. Основной упор идет на Христа и Богоматерь. На последнюю в первую очередь.
* Иконы есть, хотя более похожи на картины и не так распространены.
* Канонические молитвы и песнопения
* Длинная иерархическая цепочка
* Есть мировой глава (Папа Римский)
* Причастие каждое богослужение, но принимать его могут только те, кто, так сказать, прошел подготовительный курс. У католиков первое причастие (первая коммуния, если не ошибаюсь) – это знаменательный день, который отмечают как праздник, дарят подарки.
* Четко регламентированные богослужения. Регламентированна даже каждая реплика ксёнза (священника), которую он говорит (если только это не проповедь) (то есть все, кроме проповеди – по регламенту). Естественно, на разные обстоятельства – разные регламенты.
* Язык – не могу точно сказать. Раньше везде была латынь. Теперь, в Беларуси, – белорусский, но ближе к Польше – польский. В Польше – родной для Польши польский язык.
* Почти все услуги бесплатны
* В песнопениях, помимо хора, используются инструменты. Это может быть только орган (в основном так и есть), а могут быть и другие инструменты (в дополнение к органу). (иногда захожу послушать орган)
* У священников это – единственная “работа”, у служащих пониже в звании – не обязательно.
* В отличие от других здесь названных конфессий, католические священники дают обет безбрачия.

Читайте также:  Вода сахар соль польза вред

Протестантизм:
* Есть триединый Бог (Богоматерь и святые тоже есть, но только в плане “существуют” – им не молятся) – первая заповедь: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.” (Исход 20:2-3). Иными словами, протестанты руководствуются принципом “Молись Творцу, а не творению”.
* Икон и мощей нет – вторая заповедь:  “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.” (Исход 20:4-6). В Библии вообще ооочень много мест, где так или иначе говорится “Я – твой Бог, молись и поклоняйся только мне, или пожалеешь ты и твое потомство”. Разными словами, но суть такая.
* Молитвы и песнопения не канонические. Молитвы каждый раз разные, и они, по сути, являются живым сиюминутным разговором, а не заученным стихотворением. Песнопения везде разные. Есть те, которые довольно распространены, есть и малоизвестные. Одно точно: все песнопения написаны теми или иными “группами прославления”, или просто прихожанами.
* Очень простая иерархия: есть пастырь, иногда есть его помощник (дьякон), и есть паства. Примечание: у протестантов есть разделение на, так сказать, степени консервативности – баптисты, пятидесятники и еще несколько. И вот над каждым таким “течением” есть епископ.
* Нет мирового главы. Фактически, пастор какой-либо церкви – это высший “чин”. Епископы нужны только для того, чтобы следить за неизменностью каких-то основных принципов течения, и чтобы пастора не несли отсебятину.
* Причастие каждое первое воскресение месяца и пасху. Бывают исключения, но это зависит уже от церкви. Кто может принимать причастие – тоже зависит от церкви. В основном это либо “все”, либо “крещенные”
* Богослужения не регламентированы. Безусловно, какой-то порядок есть, но он не общеконфессиональный и нигде не прописан. У каждой церкви может быть свой.
* Язык – родной.
* Все бесплатно.
* Для всех служащих служение – это как хобби, даже, скорее, послушание. То, что они делают по собственному желанию и из любви. Им за это никто не платит. Да, у них есть другая работа.
* В песнопениях используются разные инструменты, в том числе и современные. Многие не протестаны, мягко говоря, критикуют последних за то, что это громко, вульгарно и не достойно Бога. Просто прочтите 150 псалом, и вы все поймете:

Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.

_____

Ну а теперь чисто мое личное мнение, уже немного субъективное, хотя по большей части – эмпирическая оценка и выводы:

Из этих трех конфессий протестанты ближе других к писанию, и они не превратили служение богу в ритуал и обязаловку. У них это больше похоже не приступ щенячей радости и необъятной любви. Также стоит отметить, что православие дальше всех зашло в “бизнесе” – делай то, делай так, плати. Еще неприятно, что, в отличие от протестантов и нынешних католиков, у многих православных такая позиция: если ты не православный – ты веришь неправильно, и вообще ты еретик. Это, знаете ли, обидно.

Еще одна особенность протестантов: их церкви довольно маленькие, и они собираются в определенные дни в определенное время, проводят богослужение и расходятся. Но при том внутри церкви (если они маленькие, а не полторы тысячи человек) все друг друга знают, и отношения как в семье. Такого нет у католиков и православных В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ – там двери всегда открыты. Приходи, делай что хочешь, таких как ты – тысячи, всех не запомнишь. Безусловно, в меньших общинах наблюдается то же, что и у протестантов.

И еще: у протестантов не крестят младенцев, потому что крещение – это завет человека с Богом о том, что первый обязуется не грешить и следовать Слову Божию, а это нужно делать осознанно. Протестанты к этому готовятся.

____

P.S.: Пожалуйста, не минусуйте, если наши мнения не сошлись. Я старался, писал это 2 часа, полностью подавил свое личное мнение и перечислял исключительно факты. Пожалуйста, если вы в чем-то не согласны – напишите свой ответ. Гарантирую, что чем больше будет ответов – тем интереснее будет, и, вероятнее всего, обозначатся неопровержимые различия и, может, найдутся “так себе” различия. Спасибо!

Прочитать ещё 2 ответа

В чём состояло влияние церкви на жизнь средневекового человека?

Церковь как государственный институт, была неотъемлемой частью жизни любого человека в средние века. Церковные законы и догматы регулировали не только религиозную и культурную жизнь обывателей. Они влияли на экономической положение гражданина – церковь имела свои собственные налоги и многочисленные поборы. Регулировала экономическую деятельность, предписывая или запрещая какие-то виды хозяйствования. Влияла на политическую и военную повестку дня. Образование в средние века повсеместно было связано с церковью – все образовательные институции так или иначе имели отношение к церквям, монастырям и другим религиозным учереждениям.

Источник