Польза принятия христианства на руси

Польза принятия христианства на руси thumbnail

Ничто не поражает так, как чудо, – разве только наивность, с которой его принимают на веру.

принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт – князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

Перун - первая реворма Владимира

  • Род
  • Лада
  • Сварог
  • Жив и Жива
  • ….
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги  Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года

Повесть временных лет - описания крещения

Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Читайте также:  Танцы на сцене для ребенка польза

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю.  Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии  и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Православные христиане или правоверные

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка – христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране
Читайте также:  Цикорий для похудения польза и вред

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Значение принятия христианства на Руси

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению  Руси.

Источник

Причины и последствия принятия христианства на Руси

Христианство является одной из основных мировых религий, наряду с исламом, индуизмом и буддизмом. Его исповедуют около 33 % населения земного шара. Это вероисповедание зародилось очень давно, около 33 н.э. в Палестине. Как государственная религия, впервые оно было принято в Армении в 301 г. На русские земли новую веру принес князь Владимир Святославович. В 988 г. он крестил Русь, сделав христианство государственной религией Киевской Руси.

Предпосылки к возникновению новой веры на русских землях

Князь Владимир понимал, что с разрозненными языческими племенами славян, сильную державу не построить. Источником консолидации он выбрал единую религию, которая должна была общей идеей скрепить союз восточных славян. Он долго сомневался, какое вероисповедание выбрать. В летописях сказано, что к русскому князю приходили представители самых сильных на то время религий, чтобы склонить его к своей вере.

В Киев прибыли посольства от мусульман из Волжской Булгарии, от хазарских иудеев, представители Римской церкви и посланцы из Византии. Князь также отправлял своих послов, чтобы те увидели обряды религий воочию и посмотрели, как каждое вероисповедание отражается на жизни местного населения. После возвращения своих послов и после длительно совета бояр, было решено принять христианство византийского обряда.

Принятие крестьянства

Причины принятия христианства на Руси

  1. Желание князя Владимира создать сильное целостное государство. Языческие верования не объединяли славянские народы, а, наоборот, являлись причиной дополнительных разногласий между ними. Князь не мог в достаточной степени влиять на воинствующие племена, что также создавало угрозу для его власти. Поэтому принятие христианства должно было объединить славянские народы вокруг одной религии и прекратить междоусобные конфликты.
  2. Владимир понимал, что Русь нуждается в сильных политических и торговых союзниках. Достаточно выгодным было сотрудничество с Европой. На то время практически во всех европейских странах было введено христианство. Славянские племена с их языческими верованиями считались варварами, и налаживать какие-либо отношения с ними европейские народы особо не стремились. Поэтому принятие христианства открывало перспективу выйти на международную арену в качестве равноправного игрока.
  3. Русский правитель хотел взять в жены сестру византийского императора Анну. Но монарх прекрасно понимал, что брак не состоится, пока сам он будет язычником. Это также было одним из факторов, который побудил Владимира принять христианство. Данный брак сыграл значимую роль в международных отношениях русской державы, принеся поддержку Византии на политической арене. Но помимо политического расчета, вполне возможно он испытывал чувства к византийской принцессе.
  4. Государство развивалось, менялись духовные запросы общества. Требовалось уходить от многоженства, укреплять институт семьи, принимать новые аспекты в воспитании детей. Все это было одной из задач новой религии. Также нарастало социальное неравенство, развивались феодальные отношения. Необходимо было донести народу, что все это от Бога. А высшая благодетель для крестьянина – это смирение и повиновение.
  5. Владимир задумал духовное очищение от предыдущих грехов. Ведь согласно летописям, во времена языческой Руси князь вел разгульный образ жизни. Имел несколько жен и сотни наложниц. Он устанавливал идолов и приносил им жертвоприношения, в том числе и человеческие. От его деяний страдали ни в чем неповинные люди. Все чаще он задумывался о безысходности человеческого существования и пытался искать истину бытия. Приняв новую веру, князь решил раскаяться, «очиститься» от былых грехов и начать новую жизнь.
Читайте также:  Лечение озоном вред и польза

Крещение Руси

Последствия принятия христианства на Руси

  1. Церковь всячески пыталась искоренить языческие обычаи. Основной заслугой новой веры было прекращение человеческих жертвоприношений и кровавых обрядов. Христианское духовенство занималось нравственным воспитанием и духовным просвещением народа.
  2. Религия укрепила авторитет княжеской власти. Владимир создал своеобразную центральную вертикаль власти, первым приняв крещение. Церковь имела огромное влияние на внутреннюю политику государства. Она усилила княжеское могущество и объединила обособленные славянские племена. Духовенство убеждало, что власть монарху дана Богом и князь «есть Божий слуга» Ему следует покориться и видеть в нем «избранника Божьего».
  3. С принятием христианства на русских землях начинается строительство храмов, церквей, монастырей. Сначала это делают мастера, приглашенные из Византии. Русские мастера учатся у них, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно творить шедевры архитектурного искусства. Храм Успения Богоматери, церковь св. Софии в Киеве, новгородская церковь св. Софии были одними из первых каменных храмов того времени. Под влиянием церковного строительства быстрыми темпами развивается архитектурное дело и живопись.
  4. Вместе с новой верой на Русь пришла письменность, а позже и книжное просвещение. Строятся первые школы с учителями-священниками. Появляются книжники – люди, которые собирали и переписывали книги. Позже греческие монахи Кирилл и Мефодий создали две славянские азбуки – кириллицу и глаголицу, что способствовало дальнейшему развитию русской письменности. Православные монахи вели летописание, т.е. фиксировали происходящие события. Благодаря им, уже в наши дни, можно узнать о становлении христианства, как религии, и о развитии русской государственности, начиная с Х в.
  5. После Крещения Киевская Русь расширила свои политические связи с Византийской империей, со странами Балканского полуострова, с европейскими государствами. Вступив в брак с византийской царевной Анной, Владимир заодно породнился с немецким императором, который был женат на сестре Анны. Династические браки стали популярны при сыне Владимира Ярославе Мудром. Его дочери были выданы замуж за французского, венгерского, норвежского правителей, а сестра – была замужем за польским королем. Русская церковь, которая дала благословение на эти союзы, широко простирала свое влияние в мире.

Вывод

Принятие христианства не было однодневным процессом. Это был длительный и трудоемкий процесс преобразования государства. Т.к. держава и религия в те времена были неделимыми понятиями, то принятие новой веры полностью изменило страну. Именно с принятия христианства начинается отсчет новой эпохи. После введения нового вероисповедания Русь постепенно превратилась в могущественную державу, которая имела значительный вес на политической арене. История показывает, что сделанный князем Владимиром выбор, был весьма благоприятным с точки зрения дальнейшего развития государства.

Источник