Польза пословиц и поговорок для детей

РОЛЬ  ПОСЛОВИЦ  И ПОГОВОРОК В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Среди пословиц и поговорок есть те, что сложены русскими писателями и поэтами, те, что были сложены в советское время, а есть пословицы и поговорки наших дней.

 Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм «Войти в пословицу» — стать общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен И.А.Крылова вошли в пословицу. Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка.

Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Это связано с особенностями пословиц, о которых пишет Л. А. Введенская: «Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает  и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда четкая, иногда даже категоричная, часто с иронией: Думай двояко, а делай одинако. Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем».

Особенно значимыми в этом отношении представляются пословицы, в краткой афористической форме передающие точку зрения народа на основные вопросы бытия. В основном пословицы носят наднациональный характер, отражают общие законы природы, в том числе человеческой, предписывают определенные правила поведения.

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах  педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других  учёных. А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям  богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно,  что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль. Пословицы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалами и могут успешно использоваться в качестве материала для работы по развитию речи и коммуникативной культуры. Кроме того, пословицы, несомненно,  являются эффективным занимательным языковым материалом, использование которого способно повысить интерес к русскому языку, оказать воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность, формировать уважение к родному языку, культуре и истории России.

Список литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры. М.: Академия, 2002. 234 с.

2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2007. 726 с.

3. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 251 с.

4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2003. 616 с.

5. Илькова А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы

Читайте также:  Бесцветная хна в чем польза

с дошкольниками / Приднестр. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. М., 2001. 72 с.

6. Мокиенко В. М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. Изд-е 3-е,

перераб. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005. 256 с.

7. Пословицы, поговорки, загадки / сост.: А. Н. Мартынов, В. В. Митрофанов. М.: Современник, 1982. 216 с.

8. Соболев А. И. Народные пословицы и поговорки. М., 1961. 420 с.

9. Соболева О. В. О понимании мини-текста, или Пословица век не сломится // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 46-52.

10. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007. 478 с.

11. Хлебцова O. A. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 248 с.

12. Чистякова А. Ф. Пословица зря не молвится. М.: Крон-Пресс, 1998. 176 с.

Источник

Елена Узлова
Роль пословиц в развитии речи дошкольника

«Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, – со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

Читайте также:  Есть ли польза от гадания

В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т. д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например,для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)

Консультация логопеда для родителей.

Основы правильной речи

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.

Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.

Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Читайте также:  Минеральная вода с магнием польза

Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Источник

людмила федорова
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки для детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщение опыта духовного наследия народного творчества.

Развивающие:

1. Развивать навыки связной речи;

2. Способствовать развитию мыслительной деятельности;

3. Развивать способность рассуждать, объяснять, понимать прямое и переносное значение слов.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к формам работы с пословицами и поговорками;

2. Воспитывать нравственные качества, культуру поведения.

Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование в речи пословиц и поговорок. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей.

Поговорки и пословицы используются во всех практически видах деятельности. Так, удачное применение данного материала способствует исправлению каких-либо недостатков личностного характера. Это отличный способ для развития речи дошкольников. Стараясь объяснить значение пословицы, дети совершенствуют навыки мыслительной деятельности.

Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным,часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Организуя работу с детьми, необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок.

Вот некоторые из них,часто используемые в работе с детьми:

Примеры поговорок

«Голод не тётка, пирогом не накормит»

«Не плюй в колодец — пригодится, воды напиться»

«Слово не воробей»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался груздём — полезай в короб»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Как Вы лодку назовёте — так она и поплывёт»

«Дорога ложка к обеду»

«На Бога надейся, а сам не плошай»

«Друзья познаются в беде»

«От сумы да тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень»

«Без Бога ни до порога»

Примеры пословиц

«Начал за здравие, а кончил за упокой»

«За битого двух небитых дают»

«Своя рубашка ближе к телу»

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»

«Слезами горю не поможешь.»

«Хлеб- всему голова.»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»

«Семеро одного не ждут.»

«У семи нянек дитя без глазу.»

«Семь раз отмерь — один отрежь.»

«Сытый голодному не товарищ.»

«Кто не работает, тот не ест.»

«Слово — дорого, а молчание — золото.»

«Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.»

«Тише едешь — дальше будешь.»

«Делу время — потехе час.»

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.»

«Любишь кататься — люби и саночки возить.»

«Своя ноша не тянет.»

«На воре и шапка горит.»

«Волков бояться — в лес не ходить.»

«Копейка рубль бережёт.»

«Бережённого Бог бережёт.»

«Под лежачий камень и вода не течёт.»

«Знание — сила.»

«Один в поле не воин.»

«С миру по нитке — нищему рубаха.»

«Клин клином вышибают»

Давать задания надо в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.

1. Упражнение “Закончи пословицу” (воспитатель произносит начало, а дети должны продолжить, при затруднении предложить несколько вариантов ответов при выборе одного правильного).

2. Упражнение” Кто знает, тот продолжает” (первый произносит пословицу, следующий- другую, но обязательно по этой же теме).

3. Иллюстрирование пословиц и поговорок (кроме изобразительных средств можно предложить картинки для выкладывания на магнитной доске).

4. Моделирование пословиц и поговорок (с помощью кукол разыгрывают разнообразные ситуации).

5. Упражнение “Восстанови пословицу, поговорку и объясни ее” .

• Век живи тем больше дров

• Как аукнется твоя неделя

• Делу время людей насмешишь

• Мели, Емеля так и откликнется

• Чем дальше в лес век учись

Поспешишь потехе час

Введение пословиц и поговорок в речь требует определенной системы. Объясняя смысл пословиц поговорок, используется прием сравнения, сопоставления предметов и их явлений.

Применение пословиц и поговорок в работе с детьми способствует приобщению к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, умственных процессов. А, значит, это дает возможность использовать пословицы и поговорки как эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения словарного запаса, улучшения восприятия окружающего мира и взаимосвязи с образностью русского языка.

Источник