Польза пятидневной недели в школе

Польза пятидневной недели в школе thumbnail

Вопрос о необходимости внедрения пятидневки в школы каждый год встаёт всё острее. Это связано с тем, что одного выходного дня для школьников просто недостаточно. В 2018 году, возможно, вступит в силу новый закон, согласно которому школы перейдут на пятидневную рабочую неделю. Однако в любом случае у руководителей учебных заведений остаётся право решать самостоятельно, индивидуально, использовать данный порядок или нет. Стоит отметить, что решение принимается перед началом учебного года и действует до его конца. То есть невозможно допустить ситуацию, когда первые две четверти в школе действует пятидневка, а в остальное время шестидневка. Два выходных дня, как считают большинство родителей и учителей, пойдут ученикам только на пользу, ведь времени хватит и на то, чтобы тщательно подготовиться к новой неделе, и на помощь по дому.

Коротко о главном

Необходимо отметить, что учёбу никто не отменял. Если в данной конкретной школе существует шестидневная учебная неделя, это не означает, что нужно бастовать и не соглашаться. Условия одинаковы для всех, и в будущем никто детям необходимую базу знаний не возместит, если тратить время впустую. Однако довольно реальна пятидневка в школах России.

пятидневка в школе

Речь идёт о том, что есть несколько законных оснований, опираясь на которые, можно устроить два выходных в неделю. В любом случае это довольно субъективно. Ведь некоторые родители желают, чтобы ребёнок больше находился в школе, и, соответственно, получал много знаний.

Ситуация в стране

Реальность такова, что в настоящее время большинство школ в России используют шестидневную учебную неделю. Это связано с тем, что переход на пятидневную требует изменений во всей структуре учебного заведения. Однако регион региону рознь. Есть несколько областей, которые уже перешли на систему с двумя выходными. Ежегодно об этом говорят на разных уровнях власти: начиная от учителей в школе и заканчивая Министерством образования РФ. До сих пор ещё не пришли к единому мнению в вопросе наиболее эффективной системы.

пятидневка в школах россии

Стоит отметить, что пятидневка в школе по всей стране действует для начальных классов. Дети в этом возрасте не способны запоминать весь учебный материал шесть дней подряд, поэтому было решено добавить им дополнительный выходной в неделю. Перевод всех школьников на новую систему представляется непростой процедурой, ведь многие учебные заведения переполнены. В связи с этим создать оптимальное расписание не представляется возможным.

Плюсы и минусы пятидневки в школе

Многие родители задаются вопросом: чем шестидневная неделя хуже пятидневной? Безусловно, у каждой из систем есть свои преимущества и недостатки. Для начала поговорим о сокращённой учебной неделе. К плюсам можно отнести:

  • более крепкое здоровье школьников;
  • родители экономят на питании ребёнка и транспорте;
  • подготовиться к новой неделе значительно проще;
  • вместо занятий в субботу можно поехать на экскурсию;
  • те дети, которые по разным причинам отстали, могут за два выходных устранить разницу.

Однако пятидневка в школе имеет и свои недостатки. Из них выделяются следующие минусы:

  • чтобы полностью завершить программу, каждый день добавляется по одному или два урока;
  • некоторым школьникам после двух выходных сложнее настроиться на учебную неделю.

Шестидневка

Спор о необходимости внедрения пятидневной учебной недели ведётся постоянно. Её преимущества мы рассмотрели, теперь необходимо поговорить о плюсах шестидневки. Большинство руководителей учебных заведений выступают за сохранение старых правил. Дело в том, что расписание в таком случае составить намного легче. Кроме того, теоретически ученики будут получать больше знаний в течение недели.

Иногда директора школ решают, что ученикам, которые обучаются на такой системе, необходимо больше отдыха, и предоставляют каникулы на несколько дней раньше. Однако на практике такой подход трудно встретить.

министерство образования рф

Процесс перевода школ на пятидневку затягивается ещё и потому, что учителям по старой системе проще пройти всю программу, так как даётся достаточно времени. Ученики получают больше информации по предметам и более углубленно их изучают.

Ещё немного о пятидневке

Пятидневка в школах России пока не сильно распространена, и в основном из-за тех доводов, которые мы рассмотрели в предыдущем разделе. Однако насколько они основательны? На самом деле этот шестой учебный день не приносит таких уж больших привилегий. Ведь добавления одного-двух уроков в день школьники не сильно заметят, зато у них будет дополнительный выходной.

Здесь вопрос в желании каждого ученика и его родителей. За неполную неделю можно знаний вынести больше, чем за ту, при которой положен один выходной. Отличники, стремящиеся узнать много новой информации, и так достигают своей цели. А те дети, которые желают прогуливать уроки или ничего на них не делать, ведут себя одинаково при любой системе.

пятидневка в школе плюсы и минусы

Как говорится, ученье – свет, а неученье – тьма. Эта пословица имеет глубокий смысл. При желании можно вынести их стен школы такой багаж знаний, который поможет с лёгкостью поступить в высшее учебное заведение и проявить себя там с лучшей стороны.

Попытка со стороны Правительства

Не так давно Министерство образования РФ объявило о том, что в Государственной думе обсуждался один очень интересный вопрос. Суть была в том, что партия «Справедливая Россия» предложила для всех школ пятидневную неделю сделать обязательной. К сожалению, большинство депутатов отвергли эту идею, чтобы не вызывать негодования со стороны разных слоёв населения.

Закон о пятидневке в школе так в силу и не вступил, и порядок остался прежним. Каждому для себя нужно решить, что стоит в приоритете: учиться на совесть пять дней в неделю, или же создать видимость стремления к учёбе на протяжении шести дней? Однако нужно работать над собой, чтобы получать удовольствие от процесса обучения. Надеемся, что со временем этот вопрос прояснится и будет вынесено окончательное решение.

Читайте также:  Порошок имбиря польза и вред

Возможность выбора

В настоящее время руководство каждого учебного заведения вправе самостоятельно решить, какую систему внедрять в школу. Безусловно, в большинстве случае выбор останавливается на шестидневке, но встречаются и исключения, причём в последнее время их значительно больше. Родителям также необходимо принять решение, а перед этим нужно рассмотреть все возможные варианты.

закон о пятидневке в школе

Можно выбрать место учебы, исходя из наличия пятидневки в школе, или остановиться на наиболее удобном расположении учебного заведения. Сказать точно, как будет правильно, не сможет никто. Поэтому мы скромно отходим в сторону, предоставляя право каждому родителю выбрать оптимальный вариант для своего ребёнка.

Желание большинства родителей

Как известно, наша страна вплотную подошла к введению пятидневки в школах, но не сделала последнего шага. Всё-таки менять устоявшуюся систему никто не стал, хотя попробовать стоило. Даже врачи Министерства здравоохранения установили, что здоровье школьников крепче, если они отдыхают два дня в неделю.

перевод школ на пятидневку

В последнее время увеличилось количество обращений к Правительству, в которых содержится просьба о внедрении пятидневки. Если рассуждать логически, то и государству придётся меньше денег тратить на образование. В любом случае школьникам нужно объяснять, что несмотря на систему обучения, стоит добросовестно учиться и прилагать все свои усилия.

Источник

Российские школы постепенно отказываются от шестидневной учебной недели в пользу пятидневной, что дает возможность иметь полноценный отдых на выходных. Предполагается, что пятидневка в школе будет способствовать укреплению семейных отношений. Такая перспектива воспринята положительно родителями и, безусловно, детьми. Дополнительный день отдыха позволит всей семье отдохнуть с утра и провести день вместе.

pyatidnevka-v-shkole

При всех очевидных достоинствах наличия двух выходных, пятидневная учебная неделя имеет и недостатки. Они связаны с изменением в учебном плане и увеличением нагрузки для детей с понедельника по пятницу.

Преимущества перехода на пятидневную учебную неделю

Кроме возможности иметь полноценный сон в субботу, выходной обеспечит:

Психологическую устойчивость учащихся и как результат, повышение успеваемости и качества обучения.

Согласно словам детских психологов, шестидневная учебная неделя оказывает негативное влияние на уравновешенность ребенка. Многообразие предметов распыляет внимание учащегося, а ему остается лишь один выходной, который он тратит на подготовку домашнего задания. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха приводит к нарушению дисциплины, нежеланию учиться, капризам, высокой тревожности и неуравновешенности ребенка. Это вполне объяснимо: его не нужно ругать, а стоит помочь.

Переход на пятидневку и призван стать облегчением для учеников. Это позволит тщательно подготовиться к понедельнику и при этом восстановить силы для новой учебной недели. Нужный настрой способствует лучшему усвоению учебного материала и повышению успеваемости ученика.

Отдых в кругу семьи, родители смогут больше времени проводить с детьми, заниматься воспитанием.

Ответственные родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, обязательно найдут, чем его занять. Это могут быть культурные мероприятие, спортивные соревнования для всей семьи, экскурсионные поездки, посещение океанариума или планетария, занятия по интересам, вечерние настольные игры.

pyatidnevka-v-shkole

День, проведенный в кругу семьи, поможет родителям наблюдать за своим ребенком. Они смогут, узнать, как он себя ведет в различных ситуациях, заметить, в чем ему требуется помочь. Подобный опыт сохранит семейные связи прочными, что станет особенно ценно, когда ребенок достигнет подросткового возраста.

Недостатки пятидневки в школе

Основным минусом является тот факт, что придется вместить шестидневную учебную программу в пять дней. Таким образом, можно выделить следующие недостатки:

  1. Изменение учебного плана.

Это произойдет путем добавления уроков в расписание с понедельника по пятницу, что особенно нежелательно, если в школе две смены. Или же возможен другой способ – сокращение часов отдельных предметов. Закон «Об образовании в российской Федерации» устанавливает государственные образовательные стандарты. Это Федеральный компонент, который учитывается при составлении учебного плана. Также есть Региональный и Школьный компонент, согласно которым в школе прописывают учебную нагрузку по каждому предмету. Переход на пятидневку заставит пересмотреть необходимость каких-то уроков.

2. Замена предметов внеурочной деятельностью.

Этот пункт напрямую связан с первым: для того, чтобы выдать необходимый материал, будут организованы факультативы и элективные курсы. Существуют санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательном учреждении, которые устанавливают границу к максимальной нагрузке в пятидневную учебную неделю. Так, например, для четвертых классов, количество уроков не должно превышать 23 часа. Таким образом, если ребенок занимает в школе с пятидневкой, то увеличение нагрузки даже на один час будет нарушением норм СанПиНа, а именно СанПиН 2.4.2.2821-10.

Если предмет важен для обучения, а учащийся волен посещать его по желанию, то он может упустить нужную информацию для обучения. Поэтому часто, чтобы избежать подобных ситуаций, администрация школы выбирает способ сокращения часов за счет других предметов. Это позволяет сохранить все предметы, но в меньшем объеме.

Источник

Специалисты управления образования по поручению руководителя администрации Воркуты Игоря Гурьева проанализировали недостатки и преимущества введения пятидневной учебной недели в образовательных учреждениях города.

Напомним, родители и школьники на странице мэра в феврале подняли вопрос о необходимости введения пятидневной системы обучения.

Читайте также:  Свекольный квас польза и вред для печени

Главный аргумент – повышенная утомляемость и детей и родителей на Крайнем Севере в условиях долгой полярной зимы. Однако, несмотря на однозначные результаты онлайн-голосования в соцсетях (более 90 процентов “за” пятидневную систему обучения, участие в голосовании принимали и школьники), у многих родителей нашлось большое количество аргументов “против”.

 Главный вывод, который сделала мэрия: решение о введении пятидневной системы вправе принимать каждая школа по отдельности на основании ст.28 ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2019 с учетом с учетом мнения всех сторон – учащихся, родителей, педагогов. Т.е. данный вопрос могут поднять школьные комитеты на общем собрании родителей.

Обсуждение должно проходить локально с учетом многочисленных аргументов “за” и “против” и специфики образовательной программы отдельной школы, ее географического положения (город, поселки), состава и численности педагогического коллектива, численности детей и мнения самих родителей, законных представителей.

Мэрия Воркуты представила основные положительные аргументы, а также риски, которыми родители смогут оперировать при обсуждении вопроса в будущем.

Положительные аспекты перехода на пятидневку: 

1. Уменьшится максимально допустимая недельная нагрузка у учащихся.

2. Увеличится время для общения учащихся с родителями за счет субботы (плюс воскресенье). Пятидневка позволит отдохнуть детям перед новой учебной неделей,сделав все уроки на понедельник в субботу, чтобы не тратить на это время в воскресенье.

3. Увеличится количество выходных дней у работников школ – суббота, воскресенье. Надо признать, нагрузка на многих из них серьезная. За два выходных дня отдых педагогов будет более полноценным и качественным, что положительно скажется на качестве образовательного процесса и предотвратит риск профессионального выгорания.

4. Переход на пятидневную учебную неделю не влияет на расчет объема субвенций города Воркута – за счет них из республиканского бюджета выплачивается заработная плата (с начислениями)  коллектива общеобразовательных организаций (более 710 млн рублей в год).

5. Теперь о деньгах местных налогоплательщиков. Произойдет уменьшение расходов на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение). Эти расходы ложатся на муниципальный бюджет. В случае введения пятидневки экономия составит порядка двух млн рублей в год. Из-за малокомплектности в Воркуте вынужденно закрываются школы последние 30 лет.

6. Сокращение расходов на организацию горячего питания в школах в год. Республиканский бюджет сэкономит около 4,3 млн рублей, местный – около трех млн рублей. Работники отрасли школьного питания также потеряют в зарплате.

7. Проблема занятости в субботу детей дошкольного возраста работников общеобразовательных организаций будет решена за счёт выходного дня родителя. А всего работников общеобразовательных организаций в Воркуте 1 046 человек.

Отрицательные аспекты перехода на пятидневную учебную неделю: 

1. Возможно:

– сокращение численности учителей изобразительного искусства, музыки, физической культуры за счёт перераспределения нагрузки учителям начальных классов;

или

– перераспределение в связи с сокращением нагрузки учителям начальных классов часов изобразительного искусства, музыки, физической культуры и соответственно снижение уровня заработной платы учителей-предметников.

2. В среднем при 30 актированных днях (средняя цифра за учебный год) учителям необходимо сокращать изучение тем учебных предметов, используя для этого пять дней  в неделю, при этом выполнять требование законодательства по предоставлению качественного обучения. В итоге школы будут вынуждены изменять календарный учебный график, продлевая учебный год, с целью выполнения программы в полном объеме.

3. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (из семей, имеющих статус “малоимущие”  – 279 учащихся), признанных решением Совета школы, нуждающимися в дополнительных мерах социальной помощи (547 учащихся), с туберкулёзной интоксикацией (35 учащихся), учащиеся с ОВЗ (129 учащихся), не смогут в субботу получать в школе горячее питание. Детей, бесплатно питающихся в школах – 990 человек.

4. В учебном плане школы при пятидневной учебной неделе:

–  во всех классах произойдет уменьшение на три часа кол-ва часов учебного плана. Тем самым не остаётся часов для ведения факультативов и элективных курсов, расширяющих знания по предмету и обеспечивающих подготовку к ГИА.

– сократится количество предметов углубленного уровня на профильном обучении (10-11 кл.).

– образовательные учреждения не будут передавать учебные часы школе №26 на Технологию (там ведется профессиональная подготовка).

5. Более подробная статистика: в течение трех лет произошло увеличение актированных дней с 24 до 38 дней для 1-5 классов, с 8 до 13 дней для 5-8 классов. 8%, 13%, 16% соответственно актированных дней приходится на субботу. 38 актированных дней составляет потерю пяти учебных недель в начальных классах. Больше месяца дети не учатся. В теории в соответствии с законодательством образовательное учреждение вправе продлить учебный год на эти пять недель (до 1 июля), чего никогда не происходило. Не стоит также забывать о карантинных днях.

6. Получается, что для выполнения федерального учебного плана субботние часы придется перераспределить на пять учебных дней. От этого, увы, не уйти. После уроков и внеурочной деятельности в школе учащимся позднее придется посещать  дополнительные занятия или кружки, а после этого делать домашнее задание. Т.е. при пятидневке у учащихся увеличится учебный день. Тем более, не все учащиеся способны плодотворно работать на 5, 6, 7-ом уроке.

7. В Воркуте 8602 школьников, часть из которых, нужно понимать, в субботу выйдет на улицы. Не все родители в субботу готовы заниматься развитием детей и осуществлять контроль их занятости. Тем более остро стоит вопрос безопасности детей в условиях маленького посёлка, где нет возможности организовать полноценный досуг подростков вне школы. Дополнительное свободное время может привести часть учащихся и к совершению противоправных действий.

Читайте также:  Польза гигиены картинки для детей

8. В случае если изменение учебной нагрузки приведет к тому, что учитель будет осуществлять трудовую деятельность на не полную ставку – работник теряет право на досрочное назначение “северной” и “педагогической” пенсии.

9. В случае изменения учебной нагрузки, уменьшения ставки будет нарушено право на досрочное назначение “северной” и “педагогической” пенсии педагогам и другим работникам отрасли.

Источник

Еще несколько лет назад было сложно даже представить, что дети не учатся в субботу. Этот день до обеда был занят учебой, как и предыдущие пять дней, и у тогдашних родителей и детей не было даже идеи начать против этого протестовать.

Тогда школьники средней полосы проводили по первому осеннему месяцу в колхозе на «картошке, моркови и капусте». И никто не возражал.

Нынешние же родители за внедрение пятидневнки подписывают петиции, заявляя, что дети недосыпают, портят осанку, непомерно устают и формируют у себя негативное отношение к обучению вообще. К тому же получается, что у взрослых с классической рабочей неделей – два выходных, а у детей – один.

Это все, конечно, спорные моменты, однако школьная программа с того времени действительно стала сложнее и объемнее.

В настоящий момент 5-дневка или 6-дневка в школе зависят от решения конкретного учебного заведения и региона, где она находится.

У пятидневки есть свои плюсы. Практика показывает, что пятидневная учебная неделя сказывается положительно на здоровье школьников; подготовка уроков к новой неделе легче; папы и мамы несут меньше затрат на школьное питание и проезд; образуется еще один выходной день, который можно провести с пользой.

Обратной стороной медали при этом является большее количество уроков в каждом из пяти учебных дней.

Анна Васильева

Пятидневка – делоиндивидуальное

С начала 2016-2017 учебного года во многих школах городского округа Клин проводились голосования по вопросу введения пятидневной учебной недели.

В основном учителя убеждали нас, учащихся склоняться к шестидневке, пугая 9-10 уроками в день и огромным количеством домашних заданий. Следовательно, ни о каких дополнительных занятиях не могло идти и речи, потому что на них ни времени, ни сил уже не оставалось бы.

Послушав учителей, многие дети и их родители голосовали за то, чтобы всё оставалось так, как было – по 6 уроков каждый день и учебная суббота. Но уже спустя пару лет – с 2018-2019 учебного года во всех школах Клина введено это новшество – пятидневка.

Поначалу было немного неудобно и странно, так как все помнили «угрожающие» рассказы учителей. Но всё оказалось не таким страшным, как могло показаться на первый взгляд. Да, не спорю, уроков в день стало больше.

Следовательно, увеличился объем домашних заданий на следующий день. Но от этого учиться намного тяжелее не стало. Наоборот, у подростков появился дополнительный выходной, больше времени на дополнительное образование, развитие физических, умственных и творческих способностей.

А также – на общение с друзьями и на отдых после тяжёлой учебной недели. Но не следует забывать об учащихся 5-6 классов. Если ученики старшей школы привыкли к большому объёму получаемой информации, то для детей младше – это целая проблема.

Они после 7-8 уроков приходят домой уставшие, затем направляются на дополнительные занятия к репетитору и только после этого начинают делать домашнее задание.

Зачастую получается так, что они заканчивают делать домашние уроки уже за полночь, и, конечно же, не успевают выспаться. Так происходит день за днём, и к концу недели сил у них не остаётся ни на что.

Поэтому однозначного ответа на вопрос «хорошо или плохо, что в школах ввели пятидневку?» дать нельзя. Это – индивидуально для каждого учащегося. Зависит от его мотивации, терпения и способностей.

Анна Глухова

ЦИФРЫ

21 школа в Московской области отказалась от пятидневки, что составляет 2 % образовательных учреждений Подмосковья. Но в них все же старшеклассники 9-11 классов по субботам не учатся.

Мнения

Марина, мама десятиклассницы:

— Пятидневку нам ввели только с этого года и, честно говоря, мы были немного в шоке. Хотя есть свои плюсы. Из минусов то, что у ребёнка сейчас частенько по 8 уроков в день, и он очень сильно устает.

Несмотря на то, что полдня учеба в субботу отнимала практически целый день, и всего один выходной ребенку этот день сильно разгружал.

Я очень хорошо понимаю и детей, и учителей – сейчас учиться стало значительно сложнее, но я думаю, что мы справимся. Современные дети очень хорошо привыкают и адаптируются.

Галина, мама троих детей:

— Мои младшие дети с первого класса учатся по пятидневной системе, и мы очень этим довольны. У всей семьи – два дня полноценных выходных, хотя старший сын учился в гимназии по шестидневке.

Но тогда и вся учеба была значительно легче. Сейчас в средней школе значительно прибавилось количество уроков, занятий по внеурочной деятельности.

Мы с этой системой справляемся, хотя знаю от родителей из других школ, что многим пятидневка не нравится. Но что же делать? Это современные реалии…

Источник фото: газета «Клинская Неделя» №46 за 2018 год

Источник