Польза пальчиковых игр в младшей группе

Польза пальчиковых игр в младшей группе thumbnail

Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.

Польза пальчиковых упражнений

Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:

• Активизируют речевые зоны в мозге.

• Способствуют формированию правильной и четкой речи, предупреждают дефекты

• Улучшают память.

• Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.

• Помогают овладеть письмом и рисованием.

•Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.

• Развивают воображение и фантазию.

Виды упражнений

Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:

• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.

• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание

• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.

• Массаж пальцев и ладошек. Как массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.

• Игры с различными предметами.

• Потешки и считалочки.

• Составление из пальчиков различных фигурок.

•Игры, улучшающие моторику.

• Упражнения, улучшающие память и учащие концентрировать внимание.

Из последних можно обратить внимание на следующие:

• «Бабочка». Нужно сжать пальчики в кулак и поочередно их выпрямлять, начав с мизинчика. Большой и указательный пальчики остаются согнутыми и формируют кольцо, прямыми же пальчиками нужно выполнять движения в быстром темпе.

• «Осьминожки». Обе руки двигаются по морскому дну путем плавного перемещения пальчиков-щупалец. Когда две осьминожки встретятся, они останавливаются, а затем продолжают путь вместе.

Основные правила

Базовые правила проведения пальчиковых игр следующие:

• Наиболее подходящий возраст для них -– 1-3 года, когда дети лучше всего усваивают речевые навыки.

• Важно, чтобы руки родителя, занимающегося с малышом, были теплыми.

• Перед выполнением упражнений надо провести малышу разминку для рук: так они будут более послушными.

• Обращайте внимание на то, чтобы задействовались все пальчики малыша.

• Упражнения нужно сопровождать поглаживаниями и щекотаниями ладошек ребенка.

• Считалки и потешки надо прочитывать выразительно.

• Заменять игры необходимо постепенно. При появлении новых персонажей вначале познакомьте с ними ребенка.

• Не нужно заставлять реенка выполнять задачи насильно, иначе у него быстро пропадет весь энтузиазм. Занятия должны быть веселыми и приятными.

• Чтобы добиться результатов, нужно заниматься регулярно.

Пальчиковые игры – отличный способ улучшить контакт с малышом, обеспечить его правильное развитие как в умственном, так и в эмоциональном плане. Очень важно проводить занятия именно в игровой форме: так малыш будет получать от них удовольствие, а это очень важно для их эффективности.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .

Источник

Ольга Табаева
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель МБДОУ №224 Табаева Ольга Георгиевна.

г Красноярск.

Консультация для родителей «Польза Пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). “Пальчиковая гимнастика” являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Читайте также:  Польза и вред куриных яиц для мужчин

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его надо похвалить

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Польза пальчиковых игр в младшей группе

Практические занятия:

Упражнение 1

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

Упражнения 2

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Упражнения 3

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Упражнения 4

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Источник

Роль пальчиковых игр в развитии детей                              младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Читайте также:  Кошачья мята польза или вред для кошек

А ещё игры с пальчиками – один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

1. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

2. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

3. Используйте максимально выразительную мимику.

4. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то

громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

В начале года в мою группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики. Этих деток отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2 -3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В своей работе я широко использовала игры, в которых слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения,- а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Источник

Статья: «Польза пальчиковых игр для маленьких детей».

 Чечет А.А., воспитатель ГБДОУ детский сад№37

Пальчиковые игры – это своеобразная гимнастика, основной целью которой является развитие мелкой моторики ребенка. Такие занятия развивают ловкость, подвижность, интеллектуальные способности малыша, а еще отлично поднимают настроение. Доказано, что дети, которые играют в пальчиковые игры, начинают быстрее ходить, разговаривать, писать и радовать родителей отличной памятью.

Пальчиковые игры для малышей помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию речи.  В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ.

Пальчиковые игры развивает умение ребенка подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! Когда ребенок начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой.

Читайте также:  Какая работа больше всего приносит людям пользу

-В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Все виды движений выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Также возможна работа только одной рукой. Первоначально дети знакомятся с ладонью, названием пальцев руки, выполняют элементарные движения (хлопки, прятанье рук за спину и т.д.). Имитируются энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик и т.д).Составляются простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота). Педагог показывает образец положения пальцев во время пальчиковой игры, помогает, поправляет малыша.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

В этом возрастном периоде (от года до трех лет) дети научатся распознавать свои пальцы, и выучат, как они называются. Дальше пальчиковые игры не будут завязаны на каждый палец в отдельности. Поэтому именно сейчас имеет смысл рассказать про каждый палец интересную историю (отличительную особенность):

  • мизинец — самый маленький палец на руках и ногах не только у людей, но и у животных; с древне-русского языка так и переводится «самый младший»
  • безымянный — на некоторых языках называется «кольцевым» пальцем, т.к. на него надевают обручальные кольца. Почему именно на него? В древности существовало поверье, что только от этого пальца напрямую к сердцу идёт вена или нерв. На Дальнем Востоке он называется лекарственным, т.к. им принято размешивать различные снадобья.
  • средний — самая крайняя точка вытянутой руки
  • указательный — самый трудолюбивый, так как используется чаще всех в силу анатомической особенности
  • большой — состоит всего из двух фаланг

Вот некоторые игры для детей от 2 до 3 лет.

Капуста

Мы капусту рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капусту солим-солим,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капусту трём-трём,(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмём-жмём.(сжимать и разжимать кулачки).

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала, этому дала, этому дала ,этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел

Каша

Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)

Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,( загибать пальчики, начиная с большого)

А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

ЗАЙКА

 Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( руки за спиной )

Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать нос )

 Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать руки )

Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать ушки )

КОШКИ — МЫШКИ

 Вот кулак, ( показать кулак левой руки)

 А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх

 На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под.правую подмышку)

Моя семья

Вот дедушка,
Вот бабушка, 
Вот папочка, 
Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. 
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура!» 
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны

Источник