Польза пальчиковых игр для развития речи детей

Польза пальчиковых игр для развития речи детей thumbnail

Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.

Польза пальчиковых упражнений

Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:

• Активизируют речевые зоны в мозге.

• Способствуют формированию правильной и четкой речи, предупреждают дефекты

• Улучшают память.

• Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.

• Помогают овладеть письмом и рисованием.

•Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.

• Развивают воображение и фантазию.

Виды упражнений

Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:

• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.

• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание

• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.

• Массаж пальцев и ладошек. Как массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.

• Игры с различными предметами.

• Потешки и считалочки.

• Составление из пальчиков различных фигурок.

•Игры, улучшающие моторику.

• Упражнения, улучшающие память и учащие концентрировать внимание.

Из последних можно обратить внимание на следующие:

• «Бабочка». Нужно сжать пальчики в кулак и поочередно их выпрямлять, начав с мизинчика. Большой и указательный пальчики остаются согнутыми и формируют кольцо, прямыми же пальчиками нужно выполнять движения в быстром темпе.

• «Осьминожки». Обе руки двигаются по морскому дну путем плавного перемещения пальчиков-щупалец. Когда две осьминожки встретятся, они останавливаются, а затем продолжают путь вместе.

Основные правила

Базовые правила проведения пальчиковых игр следующие:

• Наиболее подходящий возраст для них -– 1-3 года, когда дети лучше всего усваивают речевые навыки.

• Важно, чтобы руки родителя, занимающегося с малышом, были теплыми.

• Перед выполнением упражнений надо провести малышу разминку для рук: так они будут более послушными.

• Обращайте внимание на то, чтобы задействовались все пальчики малыша.

• Упражнения нужно сопровождать поглаживаниями и щекотаниями ладошек ребенка.

• Считалки и потешки надо прочитывать выразительно.

• Заменять игры необходимо постепенно. При появлении новых персонажей вначале познакомьте с ними ребенка.

• Не нужно заставлять реенка выполнять задачи насильно, иначе у него быстро пропадет весь энтузиазм. Занятия должны быть веселыми и приятными.

• Чтобы добиться результатов, нужно заниматься регулярно.

Пальчиковые игры – отличный способ улучшить контакт с малышом, обеспечить его правильное развитие как в умственном, так и в эмоциональном плане. Очень важно проводить занятия именно в игровой форме: так малыш будет получать от них удовольствие, а это очень важно для их эффективности.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .

Источник

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Ум ребенка находится

 на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Польза пальчиковых игр действительно впечатляющая. Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Упражнения и игры для пальчиков являются эффективным средством для развития правильной речи малышей, что особенно важно в дошкольном возрасте. Немаловажным фактором, имеющим значение для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь максимально выразительной.

Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Пальчиковые игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Также необходимо отметить, что игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша со взрослыми. Ведь проведение таких игр  подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Разучивать пальчиковые игры с детьми следует поэтапно:

  1. Сначала взрослый должен сам продемонстрировать предстоящую игру малышу.
  2. Затем взрослый показывает ребенку игру, манипулируя уже пальчиками и ручками ребёнка.
  3. На третьем этапе взрослый и ребёнок выполняют движения игры одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. На этом этапе разучивания пальчиковой игры ребенок выполняет движения самостоятельно, а взрослый проговаривает текст, оказывая помощь ребенку в случае необходимости.
  5. В результате ребёнок самостоятельно выполняет движения игры и проговаривает текст, а взрослый лишь подсказывает и помогает малышу.

Для того, чтобы пальчиковые игры приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться некоторых рекомендаций. Для начала лучше подбирать такие пальчиковые игры, сюжет которых дает возможность взрослому «побегать» своими пальцами по спинке и ручкам ребенка, погладить его. Перед проведением таких игр взрослому стоит погреть свои руки.  Чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует проводить игру с выразительной мимикой, делать паузы в нужных местах и комментировать движения с правильной интонацией. Для начала стоит остановиться на нескольких играх, и только после того, как они будут освоены, переходить к новым. Если в задуманной игре упоминаются незнакомые ребенку персонажи, следует предварительно  познакомить малыша с ними при помощи картинок и игрушек. И, конечно, не стоит забывать, что залогом успеха любой деятельности ребенка является своевременная похвала со стороны взрослого!

Читайте также:  Яблочный уксуса польза и вред

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них существенная. Играйте с детьми и получайте удовольствие от этих игр!

Источник

Ольга Табаева
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель МБДОУ №224 Табаева Ольга Георгиевна.

г Красноярск.

Консультация для родителей «Польза Пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). “Пальчиковая гимнастика” являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его надо похвалить

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Читайте также:  В чем польза льняного масла для ребенка

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Польза пальчиковых игр для развития речи детей

Практические занятия:

Упражнение 1

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

Упражнения 2

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Упражнения 3

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Упражнения 4

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Источник

Мастер- класс для родителей.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

Оборудование: Родители сидят за столами, на которых лежат разнообразные предметы: мозаика, разные виды конструкторов, семена, орешки, косточки, пуговицы, крупа, бусинки, пластилин, бумага, ножницы, шестигранные карандаши, природный материал (палочки, веточки, шишки, початки, скорлупа орехов), , маленькие резиновые мячи, пластмассовые палочки, спички (без серы), клубочки ниток, веревочки разной толщины, и т.д.

I часть (сообщение педагога)

Уважаемые родители! Вас, родителей, и нас, педагогов, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие наших детей? Как подготовить их к школе?

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами об одном из аспектов этой проблемы — о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.

 Вопросы к родителям:

 • Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?

 • Как?

 • Как вы играете с пальчиками ваших детей?

 • Для чего вы это делаете?

 Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

 Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

 В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

 Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

 Попросите ваших детей показать вам пальчиковые игры, и они сделают это: мы в группе очень часто в них играем.

А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:

 Что за скрип? Сжимаем и разжимаем кулачки.

 Что за хруст? Ладони пальцами вверх, переплетаем пальцы.

 Это что еще за куст? Ладони с растопыренными пальцами перед собой.

 — Как же быть без хруста… Пальцы, вверх, переплетаем.

 Если я капуста? Пальцы полусогнуты., изображают кочан.

 Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.

 Мы морковку трем, трем… Кулачками трель друг о друга.

 Мы капусту солим, солим… Щепотками.

 Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаель кулачки.

 Что дает пальчиковая гимнастика детям?

 • Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Читайте также:  В чем польза сухих завтраков

 • Помогает развивать речь.

 • Повышает работоспособность коры головного мозга.

 • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

 • Снимает тревожность.

 Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

  Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика. но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам. но и предлагаем поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

 1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

 2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших. пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

 Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

 3. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезть по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.

 Педагог предлагает родителям сплести коврик или сложить вместе с ним фигурку собачки (оригами).

 4. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

 • можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами:

 • катать крупу между большим и указательным пальцами;

 • придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения:

 • покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

 Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

 5. Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т.д.

 6. Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем. чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т.д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

 Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

 7. Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук (предлагает родителям попробовать).

 8 Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.

 Педагог предлагает родителям сложить из спичек мороженое.

 Очень радовались дети:

 Мама принесла в пакете

Пряников дня Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке — пирожное,

Ну а мне — мороженое.

 9. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

 Педагог раздает памятки, для родителей.

Памятка

 Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

 • Различные виды мозаик.

 • Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).

 • Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры

 • Цветные клубочки ниток для перематывания.

 • Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.

 • Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).

 • Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.

 • Спички с обрезанными головками.

 • Материалы для занятия ниткогра-фией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге).

 • Семена, мелкие орешки, крупа.

 • Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.

 • Пластилин.

 • Бумага для плетения, складывания.

 • Разнообразный природный материал.

 • Ручки, фломастеры, карандаши.

 Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

Очень надеемся, что мы смогли вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. И в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку активно развиваться, тренировать руку, хорошо подготовиться к школе.

Источник