Польза овощей и фруктов классный час
Классный час на тему: «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты».
Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод и овощей-основными источниками витаминов и минеральных веществ ; их значением для организма; формировать сознательное отношение детей к здоровой пище.
Оборудование: загадки, названия витаминов, таблицы с овощами, пословицы об овощах и фруктах, кроссворд.
Ход классного часа:
Учитель:
– Здравствуйте, ребята.
– Отгадайте загадки.
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар.
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)
Что за плод – шкатулочка с секретом!
Семена – стекляшки на вид,
все прозрачные, все розового цвета,
потрясешь, как странно, не звенит.
(Гранат)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Закутан ребенок в сто пеленок.
(Капуста)
Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь – всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)
Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)
Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица,
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка.
(Вишня)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный
(Арбуз)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
К нам приехали с бахчи полосатые мячи.
(Арбуз)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
(Вишня)
– Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие? (Овощам и фруктам)
– Почему? ( Это полезные продукты)
– Да, ребята, сегодня мы будем говорить о полезных продуктах.
– А почему овощи и фрукты являются полезными продуктами? ( В них много витаминов)
– Действительно полезны те продукты, которые содержат много витаминов.
– Что такое витамины?
– Витамины – это вещества, необходимые для жизни. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.
– От латинского vita – жизнь.
– Больше 76 лет назад ученые впервые открыли тайну витаминов. Но, пожалуй, ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности. Мы постоянно заботимся о том, чтобы в пище было необходимое количество витаминов. Когда же их все-таки не достает, мы пользуемся витаминами, которые выпускаются нашей промышленностью в виде конфет или сиропов.
– Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, Д)
-В каких продуктах они содержатся?
-Сейчас нам ребята расскажут о некоторых овощах и фруктах, богатых витаминами.
1 ученик:
Бобы, фасоль, зелёный горошек – больше других овощей богаты растительными белками. В них содержаться железо, калий, кальций.
2 ученик:
Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витаминов. Поэтому блюда из картофеля помогают сердцу, делают человека энергичным, защищают от инфекции.
3 ученик:
В огурцах большое количество воды, они являются источником минеральных веществ. Огурцы и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему и обладают жаропонижающим действием.
4 ученик:
Морковь – значительно превосходит другие овощи по содержанию легкоусвояемых углеводов и каротина.
5 ученик:
Капуста – ценный источник аскорбиновой кислоты
6 ученик:
Королями фруктов в России считаются яблоки. Яблоки придают человеку силу, продлевают молодость.
7 ученик:
Очень полезны лесные ягоды. Они содержат большое количество витаминов. Многие из них используются в лечебных целях. Варенье, джемы, мармелад, приготовленные из ягод – один из способов сохранения витаминов на зиму.
Выходят весёлые витаминки и поют частушки.
Вам веселые девчушки
Приготовили частушки.
Если их совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: «Нет, нет, нет!»
Постоянно нужно есть
Для здоровья вашего
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный –
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьёт!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
– А теперь, ребята, поиграем. ( Все учащиеся делятся на две команды)
Игра «Пословицы заблудились»
– Правильно собрать и прочитать пословицы
«Лук – прибавляет кровь»
« Морковь от семи недуг»
« Яблоко на ужин – здоровье найдёшь»
« За ягодами пойдёшь – и врач не нужен»
Игра « Экскурсия в поликлинику».
Дети – « врачи», а учитель – « больной», обращается с жалобами к ним, а дети отвечают.
а) Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? ( Есть чеснок, лук)
б) Помогите вылечить кашель (сок лука смешать с мёдом и принимать три раза в день по столовой ложке)
в) Помогите вылечить насморк. ( Сок свёклы, моркови , лука закапывать в нос)
г) Что надо употреблять в пищу каждый день, чтобы быть здоровым? ( Овощи и фрукты)
Отгадайте кроссворд (Командам даётся определённое время на отгадывание кроссворда).
1. Я – лиловая,
Спелая, садовая.
Для желудка хороша,
Съешь и запоёт душа.
2. Я – на юге рос,
У меня шершавый бок,
Закупи меня ты впрок!
Я в компоте есть всегда,
Не простая там вода!
3. Я – зелёное,
На веточке крепленое.
Ешь ты меня всегда,
Во мне железа много,
Коль гемоглобин высок,
Легка твоя дорога.
4. Мы – подружки,
Бордовые толстушки!
Всегда на веточке висим
И с высока на всех глядим!
5. С виду красная, раскусишь – белая.
Игра « Нарисуйте любимые овощи или фрукты»
Итог занятия.
– Что для вас оказалось интересным и полезным на занятии?
– Что нового узнали?
– Чему научились на занятии?
Литература:
Е.В.Езушина. Азбука правильного питания.1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель,2008.
В.М.Мельничук. Дневничок – здоровячек: Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. Новосибирск: Сибирское университетское издательство ,2002.
Н.Ф.Дик. Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
М.М. Безруких , Т.А. Филиппова.Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА – ПРЕСС,2006
Внеклассное мероприятие на тему: «Овощи, ягоды и фрукты –
полезные продукты»
Тип мероприятия: игра – путешествие.
Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты».
Цель: продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями, развивать у детей любознательность, логическое мышление, внимательность.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах.
2. Формировать потребность к здоровому образу жизни.
3. Воспитывать позитивные качества характера (находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность, эстетические потребности личности ребенка).
Участники: 1Б
Оборудование: презентация, письмо от девочки, шапочки для детей с картинкой овоща, фрукта, иллюстрация доктор Айболит.
Литература:
1. Внеклассные мероприятия 1 класс. Просвещение « Москва», 2015 г.
2.Интернет-ресурсы.
https://www.ivalex.vistcom.ru
https://www.strochki.ru
План:
1. Организационный момент. Мотивация.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей мероприятия.
3. Основная часть.
4. Итог (релаксация).
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
– Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей мероприятия.
-Ребята, сегодня утором почтальон принёс нам письмо от Маши. Послушайте, что она пишет нам:
«Здравствуйте, ребята!»
У меня разболелся животик, я съела у мишки все вкусности в холодильнике – варенье, чипсы и кока- колу. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. А как это правильно питаться, подскажите?
– Ребята полезные продукты кушала Маша? (нет).
-А какие продукты полезные?
– Сейчас мы выберем для нее продукты.
Игра “Выбери самые полезные продукты “.
-Почему вы выбрали именно эти продукты? (картинка).
Вывод: Правильно, в этих продуктах содержаться белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества, необходимые человеку для полноценного роста и развития.
-Что же это такое?
Жизненно необходимы
Человеку витамины.
Ешь полезные продукты:
Мясо, овощи и фрукты.
Молоко и творожок.
И расти большой, дружок!
-Значит, о чем пойдет речь сегодня? (о витаминах).
– А вам знакомо слово «витамины»? А что оно означает? «Вита» в переводе с латинского значит «жизнь». А вы, ребята, знаете какие – нибудь витамины?
– Сейчас вы с ними познакомитесь.
(Выходят дети и рассказывают про витамины).
Витамин А: Витамин А – это витамин роста. Я полезен для кожи, зубов,
костей и встречаюсь в моркови, свёкле, картофеле, сыре.
Витамин В: А я витамин В. Я укрепляю организм, встречаюсь в хлебе,
молоке, яйцах, зелени, свинине, печени.
Витамин С: Я витамин С. Я закаливаю организм.. Витамин С прячется в
чесноке, луке, капусте, во всех овощах, фруктах, ягодах.
Витамин D: витамин ДЭ сохраняет вам зубы. Без него зубы человека
становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке,
рыбе, твороге. Загорая на солнце, вы тоже получаете витамин
ДЭ.
Ведущий. Все эти витамины нужны вашему организму, при их недостатке
организм слабеет, человек быстро устаёт, плохо выглядит. А
знаете ли вы, что больше всего богаты витаминами овощи, ягоды
и фрукты. Поэтому и наше мероприятие называется «Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты». Сегодня мы будем путешествовать и узнавать много интересного об этих продуктах.
3. Основная часть.
-А сейчас поиграем в игру и узнаем, что полезно и что вредно для здоровья.
Игра «Совершенно верно!»
Я читаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, дети хлопают в ладоши.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
-Итак, дети, каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы, быстрее выздоравливать, нужны ЧТО? Дети: “Витамины!”
(Выходят два ученика)
Ученик1. Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Ученик 2. Мы знаем очень много загадок про овощи, ягоды и фрукты. Мы
будем читать вам загадки, а вы хором отвечать, но после того, как
мы дочитаем.
Игра «Доскажи словечко».
1. На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый (кабачок).
2. Хвост зелёный, красная головка,
Это остроносая (морковка).
3. От частой поливки едва не промокла
Мохнатая тёмно-лиловая (свекла).
4. Он красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней (помидор).
5. Любит расти на воле –
Не в саду, а в чистом поле –
Целой зарослью дремучей.
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке,
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется. (горох).
6. Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде, построились грядки.
Словно в защиту ограда вокруг –
Пики зелёные выставил. (лук).
-Отгадки – это ягоды, овощи или фрукты?
-Правильно. Это овощи.
-. Когда мы говорим слово “овощи”, подразумеваем не всё растение, а какую-то его часть, которую можно употреблять в пищу. Отгадайте загадку и назовите часть растения, которую используем в пищу.
1. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков… (Горох – семена)
2. Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я… (Свёкла – корень)
3. Лоскуток на лоскутке –
Зелёные заплатки… (Капуста – лист)
4. Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице… (Морковь – корень)
-Ребята, как вы думаете какой из овощей полезней? (ответы детей).
Физкультминутка «Варим компот»
Встанем все и повторяем за мной:
Будем мы варить компот (дети шагают)
Фруктов нужно много (поднимают руки вверх)
Будем яблоки крошить (топают ногами)
Грушу будем мы рубить (двигают руками вперёд)
Отожмём лимонный сок (приседают)
Слив положим и песок (вращают кистями и трут ладошка об ладошку)
Варим, варим мы компот (вращение руками по кругу)
Угостим честной народ (поклон в круг). Молодцы ребята.
Ведущий. А сейчас вы услышите частушки про полезные продукты.
(Дети исполняют частушки)
Мы вам спеть хотим частушки
Про полезные продукты
Про хорошее питанье
Чтоб улучшилось сознанье
В мире фруктов много есть,
Так что всех не перечесть!
Лучше скушай огурец,
Станешь сразу молодец!!!
Я фруктовую диету
Соблюдаю иногда,
Чтобы нервная система
Не страдала никогда!
Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот Вам, дети, наш совет!
А у Настеньки беда –
Не растёт совсем она.
Доктор Насте дал совет:
“Ешь морковку на обед.”
Каждый день с утра пораньше
Ешь банан и апельсин,
Чтоб на личике пригожем
Больше не было морщин.
Умудрилась наша Света
Скушать пиццу за обедом.
Чуть жива едва осталась
Зато в «скорой» покаталась
Мы частушки вам пропели,
Вас хотели оградить,
чтоб подряд вы всё не ели
Если вы хотите жить!!!
Фрукты.
-А теперь мы поговорим с вами о…
Отгадайте загадки:
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
Что за плод? Шкатулочка с секретом!
Семена – стекляшки на вид,
Все прозрачные, все красно-розового цвета
Потрясешь – как странно не звенит. (Гранат)
Этот фрукт похож на электрическую лампочку. (Груша)
Я полезен для больных простудой
Во мне есть много витамина С, А чай со мною просто чудо
Меня за это уважают все. (лимон)
Как назвать все это, одним словом. (Фрукты)
Микро итог. Какую же пользу приносят фрукты?
Фрукты являются источниками многих витаминов и минеральных веществ. Зимой употребляют кроме свежих фруктов, ещё и сушеные. Они тоже очень богаты витаминами. Сухофрукты можно использовать для приготовления компотов, а также их добавляют в каши и запеканки.
– Почему важно ежедневно употреблять в пищу фрукты? (В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ).
4. Итог (релаксация).
– Ребята, что же мы посоветуем Машеньке? Как нужно правильно питаться?
(Ежедневно употреблять в пищу полезные продукты, а особенно овощи, ягоды и фрукты, в них больше витаминов).
-Ребята, а вот Доктор Айболит передал вам очень полезный фрукт. Яблоко. Богаты плоды витаминами C и P. Ежедневное употребление в пищу 1-2 плодов снижает риск возникновения простудных заболеваний в три раза. Рекомендуют употреблять яблоки при заболевании печени и почек. Яблоки продлевают молодость, придают силу, помогают бороться с болезнями. Из яблок готовят варенье, джем, крем, компот, сок, запекают в духовке.
Классный час: «Овощи и фрукты, полезные продукты».
Цель: Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой.
Планируемые достижения учащихся: научиться приводить примеры овощей и фруктов, усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.
Оборудование: кроссворд, иллюстрации овощей, фруктов, загадки.
Ход классного часа:
Я очень рада, что многие из вас любят овощи и фрукты. Их нужно есть как можно больше. А почему нужно есть много овощей и фруктов вы сегодня узнаете, отправимся в путешествие.
Сначала отгадаем кроссворд
А сейчас отгадаем загадки. Вспомним, какие знаем овощи и фрукты.
Невысокая, краснощёкая,
Жила на поле, спала в подполье,
А в дом попала – кормить нас стала.
(СВЕКЛА)
На белое тело кумач надела,
Хоть и ярко наряжена –
В землянку посажена.
(РЕДИС)
В длинной светлице
Сели в ряд сестрицы.
(ГОРОХ)
Ягода красная,
Ягода вкусная,
Режь да соли!
Все эти овощи занимают ведущее место в пище человека, так как они очень полезны. В них содержится большое количество питательных веществ: сахара, крахмала, белков и витаминов.
Отгадаем кроссворд и поймем о чем мы сейчас будем говорить.
Сейчас я вам расскажу, в каких овощах и фруктах какие витамины содержатся.
Знакомство с витаминами
Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много ВИТАМИНОВ и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет!
«Вита» в переводе с латинского значит «ЖИЗНЬ». Существует более 15 видов витаминов.
А – витамин роста, повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, имеет большое значение для органов зрения. Содержится этот витамин в сливочном масле, молоке ,сметане, желтках яиц, моркови, помидорах.
С – самый известный витамин; при недостатке этого витамина, стенки сосудов становятся хрупкими, что ведёт к кровоточивости дёсен. Основные источники аскорбиновой кислоты – свежие фрукты, овощи, ягоды зелень.
Д – повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях. Достаточно много витамина Д в рыбьем жире, в печени рыб и морских животных.
Витамин А:
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть
и иметь крепкие зубы, вам нужен я!
(морковь, капуста, помидоры).
Витамин В:
Если вы хотите быть сильными,
иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться
и плакать по пустякам, вам нужен я!
(свекла, капуста, яблоки, редис).
Витамин С:
Если вы хотите реже простужаться,
быть бодрыми, быстрее выздоравливать
при болезни, вам нужен я!
(лимон, чёрная смородина, красная смородина).
Ребята не забывайте перед едой хорошо мыть овощи и фрукты! А почему – подумайте сами.
Беседа: Почему нужно есть много овощей
и фруктов.
Огромную роль в питании играют ВИТАМИНЫ, которые принимают активное участие во всех процессах жизнедеятельности организма. Однако они полезны только в комплексе с другими питательными веществами.
Следует запомнить, что избыток, так же как и недостаток, витаминов очень вреден для организма. Поэтому дети должны получать самую разнообразную пищу, большое количество овощей, фруктов, соков и т.п.
Вода входит в состав всех органов и тканей, составляя основную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде (50мг на 1 кг массы тела) в рацион питания детей нужно вводить жидкие блюда – чай, молоко, компот, супы, а также овощи, фрукты, ягоды, соки.
Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, питательной, правильно и вкусно приготовлена. Есть нужно всегда в одно и тоже время с учётом интервалов между приёмами пищи не более 3-3,5 ч.
Привычка питаться в определённые часы способствует хорошему аппетиту, нормальному процессу пищеварения, предупреждает возникновение различных расстройств и заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Сейчас мы с вами разберем, какие продукты можно есть каждый день, а какие очень вредны.
Какие выводы вы сделали в конце нашего классного часа?