Польза от занятий для детей в кружках
Екатерина Бурмистровадетский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей
Содержание:
- Тревога за развитие
- Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
- Время на игру
- Время переварить информацию
- Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
- Дети и усталость: что дальше?
- Нагружать или не нагружать?
Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.
Тревога за развитие
Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: “Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…”. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.
Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и “не разовьется”, и “никем не станет”.
Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.
Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?
Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.
Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.
Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.
Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип “все лучшее — детям”. В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.
На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:
— Что у вас в среду?
— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.
— А в четверг?
— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.
И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.
Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.
С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной “диеты”. Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — “методом вычитания”. Как это может выглядеть?
Время на игру
Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.
А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье “гиподинамия”.
Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.
Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников “левополушарным” занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.
Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых “дивидендов” в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.
Время переварить информацию
Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.
Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.
И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами “заучившихся” подростков.
Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.
Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него “автоматически срабатывающую систему предохранения” — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.
А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.
Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс “нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше”.
Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.
И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.
Дети и усталость: что дальше?
Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!
“Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут”.
Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.
Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.
Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями “фору”? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?
Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.
Нагружать или не нагружать?
Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:
- если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
- если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
- если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
- уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
- составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.
Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!
Нужны ли детям внеурочные занятия, кружки и тематические школы?
Споры часто возникают при обсуждении темы дополнительных занятий. Многие родители боятся «дурного влияния» свободного времени, когда ребенок может оказаться в «плохой компании» или просто вырастет лентяем. По этой причине они стараются загрузить ребенка разнообразными дополнительными занятиями – иностранным языком, спортом или танцами, считая, что принесет пользу его развитию. Однако, свободное время – это еще и личное пространство, которое тоже должно быть у каждого человека.
Конечно, избыток свободного времени может сыграть злую шутку. Ребёнок, предоставленный самому себе, способен найти «развлечение», которое принесёт проблемы. Поэтому дополнительные занятия могут стать хорошей защитой от пагубного влияния улицы. Но как найти золотую середину? Попытаемся разобраться.
Какими должны быть дополнительные занятия?
Живое общение и правильный отбор информации пойдёт на пользу любому ребёнку при условии, что носителем такой информации становится человек. Таким человеком может стать тот, кто будет вести кружок или станет учить танцам или иностранному языку.
Дополнительные занятия должны отличаться от школьных уроков. Если школа даёт базу для поступления в учебные заведения, то дополнительные занятия, скорее, направлены на расширение кругозора. От преподавателя на дополнительных занятиях зависит, расширятся ли интересы ребёнка. Сочетание школьных предметов и дополнительной информации может принести отличный результат. Ребёнок способен увлечься тем, что прежде для него казалось сухими науками. В качестве примера можно назвать книгу «Занимательная физика» Якова Перельмана. Её рекомендовали не для изучения на уроках физики, а именно для дополнительного изучения законов физики. Рисунки и наглядные эксперименты не могли оставить равнодушными детей. Тайны раскрывались буквально на глазах.
Такую же функцию выполняли журналы: «Техника – молодёжи», «Моделист-конструктор» и другие. Журнальные статьи увлекали и «отправляли» в ближайшую библиотеку для получения расширенной информации по заинтересовавшим вопросам. Многих школьников такие журналы привели в авиамодельный кружок. Появились навыки в сборке моделей. И пусть это не профессиональные навыки, но они сослужили добрую службу, нужные любому подростку мужского пола.
Польза дополнительных занятий
На дополнительных занятиях дети могут научиться извлекать пользу для себя. Ведь на таких кружках отсутствует «опасность» вызова к доске, есть возможность уточнять у преподователя непонятные моменты по ходу объяснений. Можно творить в буквальном смысле слова и наслаждаться новыми познаниями. Дети уравнены в своих стремлениях. Здесь нет «отличников» или «двоечников». Дети легко вовлекаются в игру или разбор предложенного материала, основываясь на своих знаниях.
К положительному моменту может быть отнесена благоприятная эмоциональная сторона. Крики с места и смех создают непринужденную обстановку для умственной работы. Она становится стимулом для продолжения самообразования. Ведь конечная цель дополнительных занятий – это научить ребёнка учиться.
Кружки кружкам — рознь
Если речь идёт о дополнительных занятиях по школьным предметам, то картина может представляться иной. Дело в том, что помощь в выполнении домашнего задания отличается от занятий танцами. В примере с выполнением домашнего задания дополнительные занятия будут иметь вполне определённую направленность – доведение до полного понимания темы. На эту работу могут быть потрачены часы. И если результат не был достигнут, то занятие можно повторить. Ребёнок будет постепенно понимать школьную программу. Разный уровень умственных способностей подразумевает разное отношение с ребёнком. Кому-то достаточно нескольких часов, чтобы усвоить материал. А кто-то будет теряться и дальше, пройдя материал несколько раз.
В случае же с танцами ребёнок будет повторять движения или танцевальные па до тех пор, пока не устанет. Нагрузка на мышцы никак не будет воздействовать на умственные способности. Но польза от занятий танцами все равно будет. Развивающемуся организму требуется нагрузка и движения. Именно в движении происходит становление детского организма.
Дополнительные занятия могут стать новым миром для ребёнка. Скучные монотонные уроки с определённой последовательностью выполнения заданий будут компенсированы другим направлением деятельности. Смена классного помещения на другую аудиторию могут располагать к изменению отношения к школьным предметам.
Вред от дополнительных занятий
В дополнительных занятиях есть и негативная составляющая. В современном мире, когда ритм жизни увеличивается практически каждый день, нагрузка на ребёнка так же увеличивается. С каждым годом прибавляется количество уроков и объём изучаемого материала. По шесть – восемь уроков для учеников средней школы стало нормальным явлением. Дети уходят в школу утром и возвращаются вечером. И даже учатся по субботам. При таком плотном графике уроков выкроить время для дополнительных занятий становится проблематично.
Но многие дети идут на дополнительные занятия прямо после школы. Получается, что отдыхают они по дороге к месту проведения дополнительных занятий. Ребёнок дышит свежим воздухом и может свободно поболтать со своими сверстниками только в этот промежуток времени. При такой нагрузке времени для свободного отдыха не остаётся. Ребёнок вовлечён в нужные дела всю световую часть дня, а ведь ему хочется поиграть со сверстниками, посидеть перед телевизором или просто погулять.
Такие дети должны следовать строгому распорядку дня, не отклоняясь ни на минуту. А родители контролируют их с помощью телефона. Рано или поздно может произойти срыв. У детей, как и взрослых может наступить хроническая усталость. А это уже диагноз.
И как бы ни старались родители объяснять ребёнку, что такова жизнь и следует привыкать к такому ритму с детства, ребёнок остаётся ребёнком. Ему хочется игры и свободы. Поэтому родителям следует задуматься над его загруженностью. Они способны скорректировать деятельность своего ребенка так, чтобы в его расписании было время и для занятий и для отдыха.
Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка Ал.Ичский. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами.
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота», — секции и кружки неотъемлемая часть жизни любого ребенка. Но какие выбрать? Малыши, да и дети постарше, не всегда в состоянии определить собственные интересы и возможности, и эта задачка достается родителям. Вариантов интересных дополнительных занятий на сегодня предлагается огромное множество. Чем руководствоваться при их выборе? И зачем они вообще нужны?
Прежде всего опирайтесь на интересы, таланты и потребности ребенка, а не на свои амбиции. Отправлять дочь в балетный кружок или сына на хоккей только потому, что маме хотелось стать балериной, а папа с замиранием сердца смотрит игры НХЛ неправильно и эгоистично.
Чтобы определиться с выбором, нужно понимать, чем полезно то или иное занятие:
· Любые спортивные занятия развивают ребенка физически, компенсируя гиподинамию и снимая психологическое напряжение. Полезны они как детям с повышенной активностью для сброса энергии, так и малоподвижным ребятам для профилактики лишнего веса.
· Командные игры учат взаимодействию с коллективом, достижению общей цели.
· Плавание развивает физически, а главное — формирует жизненно важный навык. При пребывании в воде происходит декомпрессия позвоночника, что очень важно при сидячем образе жизни школьника. Посещение бассейна также тренирует иммунитет.
· Танцы, хореография способствуют развитию правильной осанки и хорошего чувства ритма. Кроме того, они помогают преодолеть стеснительность, почувствовать красоту собственного тела.
· Кружки художественного развития тренируют усидчивость и способность к концентрации, развивают заложенные природой таланты. Стимуляция мелкой моторики полезна для умственного развития ребенка. На занятиях по рисованию или лепке происходит формирование чувства прекрасного.
· Музыкальная школа развивает музыкальный слух, мелкую моторику и… математические способности!
· Театральная студия поможет реализоваться маленькой звездочке или победить комплексы застенчивому ребенку. Навыки четкой дикции, привычка заучивать большие объемы текста полезны для учёбы.
· Театральная студия поможет реализоваться маленькой звездочке или победить комплексы застенчивому ребенку. Навыки четкой дикции, привычка заучивать большие объемы текста полезны для учёбы.
· Полезны и языковые школы — изучая иностранные языки ребенок не только познает культуру другой страны, но и развивается более гармонично
Чтобы вы не выбрали формируйте распорядок жизни ребенка таким образом, чтобы ежедневно у него было не менее 2 часов физической активности, будь то занятия спортом или прогулки.
Зачем нужна секция?
Можно определить три основные причины выбора дополнительных занятий:
· Общее развитие — под этим понятием скрывается знакомство с новой для ребенка сферой жизни или родом деятельности.
· Развитие заложенных природой способностей, талантов.
· Усиление слабых сторон ребенка — преодоление застенчивости, неорганизованности, подтягивание «хвостов» по иностранному языку и прочее.
Как не парадоксально это звучит, спросите мнения ребенка. Даже если ему 3 года. Вы можете предложить тот кружок, который считаете нужным, привести плюсы занятий, но не тяните ребенка силком.
С какого возраста отдавать?
На сегодняшний день можно найти кружки для детей любого возраста, в том числе самого раннего. Уже с 2 лет малышам полезно общаться с кем-то помимо близких родственников. Занятия в специально организованной обучающей среде принесут огромную пользу для его развития. Многие специалисты считают эффективным в этот период первое знакомство с иностранными языками.
С возраста 4 лет можно пробовать некоторые специализированные занятия на регулярной основе — футбол, хоккей, танцы. Даже если из ребенка не получится знаменитого футболиста или балерины, эти дадут понять, что такое урок, научат учиться. Однако не все детки психологически готовы к секциям в этом возрасте. Если ребенок много шалит, мешает другим — стоит отложить посещение дополнительных занятий на год.
К 5 годам у детей формируются личностные пристрастия, и они готовы сказать, чем хотят заниматься. Однако стоит понимать, что их представления могут отличаться от реальности. Девочке может нравиться образ балерины на сцене, но она будет не готова к тяжелому труду у станка. Дайте ребенку возможность познакомиться с новым видом деятельности на пробном занятии, не оплачивайте весь курс сразу.
Групповые или индивидуальные?
Детям обычно веселее и интереснее делать что-то в коллективе. Однако слишком большие по численности кружки и секции неэффективны: чем меньше возраст учащихся, тем меньше должна быть группа. Индивидуальные занятия пугают большинство ребят. Они нужны либо детям с яркими талантами, либо с особенностями в развитии. Также они применяются, если ученика нужно «подтянуть» за основной группой.
Если ребенок отказывается от кружка или секции, выясните причину. Не всегда причина в самом занятии. Часто дискомфорт вызывает личность тренера или коллектив.
В стремлении занять ребенка полезной деятельностью не забывайте, что детство пролетает очень быстро. Оставляйте ему время для игр, прогулок с друзьями, самостоятельных занятий и простого ничегонеделания. Не стремитесь заполнить каждую минуту его дня.