Польза от водных процедур дети

Польза от водных процедур дети thumbnail

Водные процедуры для детейДумаю, что пользу водных процедур для детей под сомнение не способен поставить никто из разумно мыслящих родителей. Водные процедуры для детей – это не только закалка и устойчивость к заболеваниям, но и громадное удовольствие.

Водные процедуры для детей — необходимость и удовольствие

Водные процедуры – отличный массаж, благотворно влияющий на развитие нервной системы ребенка. Частые водные процедуры способствуют отличному физическому и психическому развитию ребенка и вашему единению с малышом.

После бассейна у деток хороший сон и аппетит, у них меньше болит животик — проверено, поверьте. А еще они намного меньше сверстников болеют, а если вдруг и заболевают, то переносят недуг не так тяжело.

Водные процедуры для детейОбучение малыша плаванию с рождения, приучает его не бояться воды. И, конечно, это ему просто приятно! Разумеется, не стоит сразу после выписки из роддома бежать с ребенком в бассейн, для первых водных процедур подойдет и обычная ванна. Только не маленькая, детская — а ваша, большая ванна.

Ванну я, конечно, тщательно мою — сначала моющим средством (я использую «Доместос»), а затем — детским мылом. После этого с усердием споласкиваю кипятком. Воду для малыша для начала делаю температурой около 36 градусов, и с каждой неделей уменьшаю на один градус.

Новорожденного малыша необходимо ежедневно купать в слабом растворе марганцовки, чтобы не занести инфекцию в незаживший пупок. Начинать интенсивные водные процедуры для детей, пока пупок не заживет, я не рекомендую.

Занятия в ванной, разумеется, самые простые: поплавать на спинке, на животике, на боку (что очень полезно при кривошее) и в конце водной процедуры обязательно — ныряние, но в начале не по-настоящему, разумеется! Малыша обязательно предупреждаем о том, сейчас будем нырять, например: «Три-четыре, ныряем!» Говорим громко и четко. А затем поливаем на затылок и личико немного воды, можно ладошкой.

Водные процедуры для детейМалыш не захлебнется, но задержит дыхание в течение пары секунд, что поможет ему потом научиться нырять по-настоящему.

В последнее время стало очень популярным обучение плаванию грудных малышей с самого рождения. Водные процедуры для детей грудного возраста проводятся в бассейне под руководством тренера.

Начинать посещение бассейна, и даже бани можно, начиная уже с месячного возраста — разумеется, если на то нет медицинских противопоказаний. Мои детки ходят в бассейн с трех месяцев. Параллельно с закаливающими водными процедурами мы посещаем и баню, что тоже благотворно влияет на здоровье моих карапузов.

Не стоит бояться холодной (разумеется, в меру) воды, горячей бани, сквозняков, и так далее, как это делает добрая половина молодых мамочек. Нужно обязательно заниматься с ребенком плаваньем – особенно, если есть проблемы с тонусом. 

Научить недавно рожденного малыша плавать — не такая сложная задача, как вам может показаться, ведь совсем недавно водная среда обитания (в мамином животике) была для него естественной. Неопровержимо доказано, что интенсивные водные процедуры для детей, проводимые с самого их рождения, способствуют раннему развитию.

Детки быстрее своих сверстников начинают садиться, вставать, ходить и даже говорить.

Водные процедуры для детейНо не надейтесь, что ваш малыш, прямо с третьего занятия вдруг возьмет, да и самостоятельно поплывет. Это долгий, но приятный процесс. Вы только представьте, как вы, вместе со своим любимым чадом плескаетесь в воде. Красота! Конечно, просто так стоять в воде смысла нет — водные процедуры для детей подразумевают активность: покачивания в разные стороны, толчки от бортиков, ныряние, и так далее. Все, что необходимо, вам должен подсказать опытный инструктор.

Но нужно быть внимательным и осторожным: напугав малыша во время водных процедур однажды, вы можете на всю оставшуюся жизнь отбить у него охоту к плаванию.

В первый год своей жизни малыш научится держаться на воде и самостоятельно нырять на небольшую глубину. Причем любые водные процедуры, каждое занятие в бассейне, должны приносить ребенку удовольствие и радость.

Любые водные процедуры для детей должны проходить под строгим вашим контролем. Как только вы увидите, что малыш замерз или устал, сразу прекращайте занятие и идите греться и отдыхать. Первые занятия не следует проводить дольше 30 минут.

Источник

ОТКУДА БОЛЕЗНИ И ПОЧЕМУ МЫ БОЛЕЕМ?

Считается, что водные процедуры – одни из самых простых и эффективных способов уберечь не только подростка, но и малыша от многочисленных простудных заболеваний.водные процедуры

Иной раз приходится задаваться вопросами: «Чего нам в этой жизни не хватает? Что мы умираем от голода? Или же мы раздеты и разуты и живем в землянках?» Слово «нет» на все эти вопросы будет в соответствующих ответах. Но все же многие настойчиво твердят: «Мы достойны лучшего». Верно, это так. Но задумывались ли мы о том, откуда у нас появляются болезни?

В этой связи запомнился мой разговор с врачом – педиатром, рассказавшим мне об одном эпизоде из своей практики.

В один из октябрьских дней, после обильных дождей, ему необходимо было добраться до хутора, где проживали его родители. День был не жаркий, было даже свежо. И одетое на рассказчике демисезонное пальто создавало ему состояние комфорта. Дорога, пересекавшая хутор, после дождей превратилась в сплошное скользкое месиво из грязи и требовала особой осторожности, чтобы не свалиться в кюветы, заполненные водой.

И вот тут он видит такую картину: в правом кювете купаются дети, а в левом этому же занятию предаются гуси. В первый момент, признался собеседник, его оторопь взяла: купаться во второй половине октября в такое довольно прохладное время, в луже – это же кошмар. По опыту знал, что любая простудная болезнь точно будет обеспечена. Выгнав всех из кювета, объяснил, почему в такое время, да еще в таком месте нельзя купаться. Посчитав дело выполненным, он пошел далее и скоро был в доме родителей.

Часа через два, возвращаясь тем же путем назад, мой собеседник видит тех же детей, которые как ни в чем не бывало, продолжали купаться в той же луже. В тот момент он, испытывая тревожную озабоченность, подумал, что после такого купания у него работы значительно прибавится. Но ни через день, ни через неделю и даже через месяц хотя бы один подцепил насморк. На все звонки своим родителям в ответ звучало: «Чего тревожишься! Да эти их купания, с них как с гуся вода».

Читайте также:  Вода с лимоном и медом польза или вред

Так пришло к моему собеседнику понимание, что сельские дети, закаленные. К нему все чаще приходила мысль, что если бы горожанина окунуть в такой кювет хотя бы на пять минут, то с ним бы случилось что угодно, вплоть до воспаления легких.

Именно эта непредвиденная случайность убедила моего собеседника в том, что от простуды существует только одно надежное средство – закаливание. О том, как его проводить (об этом здесь же на сайте в статьях «Закаливание детей успешно при ЗОЖ родителей», «Закаливание водой и ЗОЖ для детей — путь к совершенству», «Болезни органов дыхания и альтернатива им водолечение»), в чем его особенность, знают многие. Но только единицы эти знания воплощают в практику. А уж коли нам приходится иметь дело с детьми, которые зачастую болеют различного рода простудами до 20 раз в году, то тут перестраховываются даже врачи. Поэтому на вопрос о том, что же предпринимать в подобных случаях, сама жизнь дает только один ответ – через водные процедуры, закаливать своих чад. И притом осуществлять водные процедуры с самого раннего возраста.

РОЛЬ КРАТКОВРЕМЕННОСТИ В ВОДНЫХ ПРОЦЕДУРАХ

Самым простым и одним из наиболее эффективных способов уберечь малыша от всевозможных простудных заболеваний являются водные процедуры. Еще врачи древности считали, что нет никакой необходимости тратить много времени на подготовку организма человека к таким процедурам.

Так, Авиценна в своем «Каноне врачебной науки» писал, что, принимаемая холодная водная процедура сразу же осаживает прирожденную теплоту внутрь тела, которая затем заново приливает к поверхности тела, но уже многократно усиленная. Нам следует особенно задержать свое внимание на той мысли в утверждении Авиценны о прирожденной теплоте, которая заново приливает к поверхности тела, но уже усиленная в несколько раз. Эта мысль в практическом своем кратковременном исполнении исключает переохлаждение, в то время как длительное же переохлаждение зачастую заканчивается простудой.

Также Гиппократ в своих трактатах «О воздухах, водах и местностях» и «О здоровом образе жизни», оценивая пользу холодных обливаний, считал, что такие мгновенные, без длительной подготовки водные процедуры, вполне полезны в обстоятельствах профилактики от простудных заболеваний.

В Японии, к примеру, на протяжении нескольких лет используются так называемые холодовые сауны, камеры с температурой до — 40 градусов по Цельсию, куда на весьма короткое время помещают больных, страдающих от самых различных заболеваний. Если после лечения холодом исцеление не наступило, то врачи Страны Восходящего Солнца считают, что болезнь неизлечима.

Сторонники холодовых водных процедур считают, что если простуженный человек с сильным насморком, болью в горле, повышенной температурой станет методично через каждые 2 часа обливаться ледяной водой на протяжении полутора – двух дней, то исцеление будет ему наградой. Вся хитрость исцеления холодом в том, что после короткого, мгновенного воздействия ледяной воды температура тела на какие – то секунды подскакивает до 41 — 42 градусов, что ведет к гибели болезнетворных микробов и вирусов. Нежелательные последствия, зачастую сопутствующие такой температуре, отсутствуют в силу ее кратковременности.

Доктор медицинских наук И. А. Аршавский, после многолетнего изучения проблем, связанных с водным тренингом и закаливанием малышей, пришел к довольно неожиданно – оптимистичным выводам. Было установлено, что при погружении новорожденного на короткое время в холодную воду или после обливания у малыша настолько увеличивается мышечный тонус, что через несколько минут, после энергичных движений, кожа у него высыхает. К тому же после обливаний у ребенка активизируется сосательный рефлекс и, если такую водную процедуру выполнять перед каждым кормлением, то малыш будет расти и развиваться удивительно крепким и здоровым. После выбора родителями следования такому образу жизни малыши, родившиеся без физиологических отклонений, практически не болеют, а младенцы, родившиеся слабыми, достаточно быстро догоняют в развитии своих одногодков.

Чтобы была понятно, в чем причина активизации организма на холодовое воздействие, следует учитывать, что на каждом квадратном сантиметре кожи человека существует 12 — 14 нервных окончаний, реагирующих на холод, а на тепло всего лишь 1 — 2. При воздействии холода сигналы с кожи непрерывно, не затухающим потоком, идут в центральную нервную систему, затем в гипоталамус, который через активизацию эндокринной системы заставляет посредством гормонов активизировать работу всех клеточек организма.

О ПРАКТИКЕ ЗАКАЛИВАНИЯ ВОДНЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ

Родителям подчас трудно и сложно разобраться в своем образе жизни. Но здоровый образ жизни – часть общей культуры народа и поэтому к этой части жизни отношение каждого члена семьи должно быть уважительным и серьезным.

Так уж повелось, что мы, родители, зачастую преувеличиваем роль и значимость традиционной медицины в сохранении и поддержании здоровья. Нам же надо поверить в свои силы и возможности и взять заботы с первых дней жизни малыша на себя.

Прежде всего, следует понять и уяснить, что адаптивная система новорожденного и, естественно, грудного ребенка намного выше, чем у взрослого. В целом ребенок рождается вообще – то для адаптации к этому враждебному для него миру, а задача родителей задать ему программу выживания. От того, какую мы зададим ему программу, всецело будет зависеть и уровень адаптивных возможностей малыша во всей его последующей жизни.

Во-первых, родители обязаны исключить все сомнения и быть уверенными в том, что ни одна короткая водная процедура не принесет их малышу вреда или болезни, а будет же только польза. Уже упоминалось, что люди простужаются только в случае длительного переохлаждения и такого не бывает при мгновенной водной процедуре, которая сменяется приятным теплом.

Читайте также:  Кожура лука польза и вред

Во — вторых, начинать закаливание, как малыша, так и подросшего ребенка можно не только с первого дня жизни, но и вообще в любой момент.

В третьих, требуется строго придерживаться двух непременных принципов закаливания: регулярность выполняемых процедур и, по возможности, соблюдать частоту их повторяемости по несколько раз в течение дня.

На начальном этапе родители обычно снимают со своего малыша всю лишнюю одежду. Если ребенок не умеет ходить, то ему предоставляется возможность побыть обнаженным в кроватке или манеже ориентировочно 25-30 минут между кормлениями. Если ребенок способен бегать, то пусть бегает босиком и в трусиках, пока не пожалуется, что ему не комфортно. Постепенно для ребенка станет привычным в любое время года гулять в комнате раздетым.

Одновременно с закаливанием воздушными ваннами нужно осуществлять закаливающие водные процедуры. Без опаски в первый же день выливаем на своего ребенка кувшин холодной воды. Реакция малыша на такое обливание отличается от реакции взрослого тем, что по причине опыта у взрослого от обливания бывает стресс, а малыш, не имея эмоционального опыта, переносит обливания спокойно. Вылив на ребенка кувшин холодной воды, необходимо тут же растереть его жестким полотенцем и ненадолго одеть слегка теплее, чем обычно. Если ребенок боится обливаний холодной водой, то возьмите за правило ежедневно набирать малышу ванну и позволять ему плескаться в ней вдоволь и в конце купания все же облить его холодной водой. Обычно через непродолжительное время ребенок привыкает и уже сам напоминает о том, чтобы в конце его облили холодной водой.

О том, как растить малыша – естественно, это тот вопрос, на который будут давать ответ сами родители на всем его жизненном пути.

Хотите получать полезную информацию? Подпишитесь на новости сайта. Сделайте это прямо сейчас! И Вы будете получать полезную информацию первыми.

Пригодилась ли Вам статья? Поделитесь, пожалуйста, ею с Вашими друзьями в социальных сетях, Facebook, Twitter, Google+, Вконтакте, Мой мир, Одноклассники.

Источник

Закаливание водой детского организма –

неисчерпаемый источник здоровья детей.

Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снизит число простудных заболеваний детей в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Традиционными водными процедурами, которые мы проводим в группе, является купание в бассейне, обтирание, обливание и использование специальных методов закаливания водой.

Водные процедуры включают в себя:

– полоскание горла прохладной водой;

– умывание водой комнатной температуры;

– обтирание;

– обливание;

– контрастные ножные ванны;

– принятие душа;

– плавание.

Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.

      Закаливание водой надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды, оно благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ.

В результате закаливания водой ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Вода – общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Следует отметить, что если ребенок раньше не закаливался или прошел довольно длительный перерыв в закаливании, более эффективные процедуры (в частности, водные) следует начинать с более высокой температуры воды. В противном случае произойдет обратный результат закаливающего воздействия: ребенок может заболеть.

Полоскание горла

До утренней гимнастики, после каждого приема пищи и после сна проводим полоскание горла кипяченой водой с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Полоскание является эффективным средством закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. На каждое полоскание используем 1/3 стакана воды. Дети, набрав в рот воды, запрокидывают голову назад и произносят звук «х-х-х». Предварительной работой было проговаривание звука «х-х-х» без воды. Чтобы заинтересовать детей, брали зеркало и вместе смотрели на образующиеся пузырьки. Начальная температура воды составляет 36°C – 37°C, понижая каждую неделю на 1°- 2° и постепенно доводим до комнатной температуры 20° – 22°.

В полоскании ротовой полости, к слову, можно использовать как обычную воду, так и специально подготовленный настой. Чесночная вода: раздавленный чеснок настаивать 1 час. Травяные настои являются наиболее действенными при полоскании горла. 1 столовую ложку шалфея, эвкалипта, ромашки или календулы залить кипятком, закрыть крышкой, дать настоять 20 минут. Солевой раствор: для полоскания горла больше подходит морская соль, которую можно купить в аптеке. Но подойдет и обычная, поваренная. На 1 литр воды добавляем 1 столовую ложку соли. Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями.

Детей, не умеющих полоскать горло, целесообразно приучать пить прохладную воду, также постоянно снижая температуру.

Следует иметь в виду, что особенности строения и несовершенство функций органов дыхания у детей – одно из условий возникновения ОРВИ. У ребенка, по сравнению с взрослыми, маленькие размеры органов дыхания, узкие носовые проходы, узкая гортань, очень нежная слизистая оболочка носовых ходов и гортани, в которых много кровеносных сосудов. Вот почему даже при небольшом воспалении гортани или насморке резко набухают слизистые, ребенок начинает дышать ртом и поэтому заболевает.

Умывание относится к местным водным процедурам. Ежедневное выполнение этой процедуры с гигиенической целью при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние.

Умывание прохладной водой дети осуществляют перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук, лица, после занятий физкультурой.

Читайте также:  Тунец польза и вред для организма

Температура воды постепенно снижается ( с 29 – 30 до 22 – 20 на 2 через каждые 5-6 дней). Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя.

Обширное умывание

         Ребёнок должен:

– открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

– Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

          Примечание.

  Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

Обтирание

Обтирание – начальный этап закаливания водой. Это самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Проводят обтирание полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут перед сном. Температура при этом должна быть около 27°C, т.е. близкой к температуре голой кожи.

При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, дети одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, обтирание проходит в движении, ребята не мерзнут и получают под руководством воспитателя необходимый жизненный навык.

Положительной реакцией на водные процедуры является покраснение кожи. Если данной реакции нет, то кожу растирают до появления легкого порозовения и повышения температуры.

Проводить обтирание нужно постоянно, без больших перерывов. Начинать надо с подготовительного этапа:

  1. имитации обтирания в одежде;

  2. обтирания обнаженного тела сухой варежкой.

После овладения действиями, детей переводят на обтирание влажной варежкой. Все процедуры занимают 4-5 минут. Температура зимой: начальная +30С, предельная +22С. Температура летом: начальная +28С, предельная +18С. Снижение температуры происходит каждые три дня на 1С. Дозировка каждого действия – 5 раз, так как при этой дозировке достигается лучший эффект.

Закаливание проводится и в зимнее время, т.к. температура в помещении детского сада это позволяет.

Обтирание – один из главных путей преодоления склонности к простудным заболеваниям. Обтирание рук, начиная от кисти с захватом верхней части плеча и груди, и от кисти с захватом подмышечной впадины и груди, производится по ходу лимфотоков и кровеносных сосудов. Эти движения улучшают лимфо- и кровообращение, снимают повышенную возбудимость нервной системы. Вращательные растирания грудной клетки (по часовой стрелке) повышает функциональную эффективность дыхательной системы, способствует лучшему дренажу бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры.

Растирание оказывает не только местное, но и общее влияние на организм – улучшается снабжение тканей кислородом. Закаливание этим методом снижает частоту ОРЗ, хотя при контакте с новым вирусом оно не может полностью предотвратить заболевание. Однако защита у закаленного ребенка гораздо эффективнее, чем у незакаленного.

Всем ребятам нужна водная закалка.

Конспект оздоровительного мероприятия после сна

– Ребята, мы с вами много беседовали о том, что все активные точки нашего организма находятся… где? (ответы детей: на ступне). Пройдя по нашим массажным дорожкам, мы помассируем весь организм.

– Наш девиз: Чтоб во всем преуспеть

И была смекалка,

Всем ребятам нужна

Водная закалка.

– Сегодня мы снова отправляемся в страну закаливания. Давайте вспомним: прежде чем мы станем на оздоровительные солевые дорожки, пройдем сначала по веселым дорожкам здоровья.

– Для чего мы это делаем?

(Дети: разогреваем ножки, закаляем ножки, укрепляем иммунитет..)

– Правильно, мы активизируем точки на стопах, ответственных за иммунитет нашего организма, за наше здоровье.

(Дети маршируют по оздоровительным дорожкам 5-15 секунд,)

«Колючая» дорожка: На колючей, на дорожке

Пусть попляшут наши ножки.

Коврик из пуговиц: Этот коврик необычный,

Пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный –

Он лечебный, он массажный.

Дорожка, смоченная в 10% солевом растворе морской соли:

По дорожке мы идем,

По дорожке солевой.

Будем ножки закалять

И здоровье укреплять.

Дорожка, смоченная в простой воде комнатной температуры:

Мы шагаем, мы шагаем,

Наши ножки закаляем.

Сухая дорожка: А теперь отдохнем

И массаж стопы начнем.

(Дети энергично вытирают ноги)

Ходьба по извилистой дорожке (змейки») боковым шагом

– Над речкой узкий мостик,

Другого нет пути.

Нужно всем ребятам

По мостику пройти.

Дыхательная гимнастика:

– Как себя чувствуете, ребята?

Дети: и.п. – основная стойка

1 – руки в стороны, глубокий вдох носом

2 – 5 – на выдох произнести слова.

6 – вернуться в и.п.

Дети садятся на стульчики выполняют упражнение «сгибание и разгибание пальцев ног)

Сели дружно мы на стульчик,

Наши ножки разомнем.

Будем с пальцами играть,

И сгибать, и разгибать.

Упражнение с шишками.

Ножки с шишками играют,

Между стоп их катают.

Стопы у детей хохочут.

– Почему?

Потому что шишки их щекочут

– Теперь переходим к водным процедурам – обливанию ног водой контрастной температуры. (дети опускают ноги в таз с водой, температура 36°C, приподнимают, воспитатель поливает водой из лейки, температура воды на зависит от времени заливания: от 22°C до 18°C)

Мы любой не боимся погоды

И в зимнюю стужу и в летний зной

Мы здоровье берем от природы,

А болезни смываем холодной водой.

– Переходим к следующей процедуре – растирание полотенцем досуха ног, особенно подошв.

Источник