Польза от тренировок вестибулярного аппарата
Иногда случается так, что тренирующийся не может выполнить то или иное упражнение не потому, что не понимает технику, а потому, что в его организме произошли сбои. Например, перестал правильно работать мозжечок. В результате тренировка не удалась, фитнесмен не понял причины плохого самочувствия и слабого тонуса, списал все на погоду и другие внешние факторы. В статье поговорим о том, какую роль в организме человека играет мозжечок и какие упражнения помогут исправить нарушения в нем.
Мозжечок (малый мозг) — отдел головного мозга человека, который координирует движения, регулирует равновесие и мышечный тонус. Находится в задней части головы под затылочными долями полушарий головного мозга. Занимает 10% от всего объема мозга и содержит более половины всех нейронов, находящихся в мозге.
Умение балансировать — важный элемент в тренировке мозжечка
Особенности и функции
– мозжечок — мозговой центр человека, работает рефлекторно, поддерживает позу, ориентирует в пространстве, помогает спокойно перемещаться в нем
– содержит большое количество нейронов
– отвечает за интеллектуальное, эмоциональное состояния человека и развитие речи
– для развития мозжечковой активности разработан комплекс стимулирующих упражнений.
Ученые выделяют шесть жизненно важных функций мозжечка:
– регуляция равновесия
– мышечная память (моторное обучение) — адаптирует моторные программы, чтобы человеческие движения стали четкими и точными
– координация целенаправленных движений, позы
– регуляция мышечного тонуса
– программирование и координация выполнения быстрых целенаправленных движений (например, прыжки, бросания, игры на музыкальных инструментах)
– когнитивная функция (познавательная, например, язык, развитие речи).
Такой небольшой, но такой важный орган…
Нарушения
Заболевания мозжечка могут быть как приобретенными, так и наследственными.
У тренирующихся проявляются в нарушении равновесия тела и способности координировать сложные и быстрые движения:
– возникает сложность в стоянии на месте
– нарушается координация движений в целом
– действия мышц-антагонистов становятся рассогласованными
– теряется способность быстро чередовать между собой противоположные движения
– нарушается плавность движений, стабильность двигательных реакций
– оказываются безуспешными попытки взять в руки оборудование
– появляется тремор (быстрые непроизвольные сокращения мышц) при выполнении свободных движений
– речь становится замедленной
– происходит резкое падение мышечного тонуса
– организм быстро утомляется
– развиваются вегетативные расстройства (аритмия, одышка, удушье, тошнота, отрыжка, обильное потоотделение, сбои в терморегуляции, диарея, запоры и другое).
У ребенка может болеть или кружиться голова во время прыжков на батуте или тошнить в транспорте
Упражнения для укрепления мозжечка
Развивать те или иные участки головного мозга лучше всего начинать с раннего возраста. Самое благоприятное время для этого — возраст от 4 до 7 лет. В этот период физического развития ребенка лучше всего включить игровые упражнения на равновесие, координацию, баланс и ловкость. Они формируют у детей навыки освоения и управления своими действиями, ориентации в пространстве, умения быстро выполнять движения, развивать мышечную память и умственные способности.
Стимулируйте мозжечок развиваться на протяжении всей своей жизни: в детском, подростковом и взрослом возрастах.
Упражнения для детей:
1. Игра разными по весу и объему мешочками. Задача ребенка: поймать их, поочередно подбросить вверх и снова поймать.
2. Мяч или грушу подвешивают под потолок. Задача: поочередно отбивать мяч левой и правой руками.
3. Мишень на стене. Задача: попасть дротиками в цель с расстояния.
4. Отбивание летящего мяча ракеткой.
5. Упражнения с оборудованием на bosu (резиновая полусфера).
6. Стоя/сидя разведение рук в стороны, вверх, вниз, сначала вместе одновременно, затем по очереди.
Наверняка кто-то из вас замечал за собой, что вас укачивает в транспорте или вы «собираете» все углы в доме, списывая все это на свою неуклюжесть и плохой тонус. Все дело в слабом вестибулярном аппарате — знак, что пора укреплять мозжечок.
Дети обожают прыгать на сферах, драться роллами и прыгать на фитболах
Упражнение для взрослых:
Если вы занимаетесь в тренажерном зале, то для вас подойдут любые упражнения, связанные с развитием равновесия и координации.
- Упражнения с bosu.
на перевернутой полусфере:
– отведение ног в стороны по очереди
– махи прямых ног назад по очереди
– поочередный подъем согнутых в колене ног
– удержания в одном из перечисленных выше упражнений (например, ласточка)
– стоя двумя ногами на сфере, наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу
– сидя в положении «по-турецки» выполнять наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу
– стоя на мягких коленях наклоны вниз
– приседания с отягощением и без.
на неперевернутой полусфере:
– те же самые упражнения.
Полусферы могут служить основой для огромного числа упражнений, особенно тем, у кого нет проблем с фантазией
- Фитбол, мячи.
– планка на одном/двух мячах
– отжимания стоя руками на мяче
– планка на двух фитболах
– подтягивание фитбола к животу и обратно из положения планки
– подкидывание мячей вверх по очереди и одновременно
– балансирование стоя на мяче одной ногой в позе ласточки
– подъем таза от фитбола/мяча (ягодичный мостик)
– приседания на одной ноге с упором второй на фитбол
– болгарские выпады на месте (упор ноги на фитбол)
– разведение рук с гантелями в стороны лежа на спине на фитболе
– пуловер лежа на спине на фитболе.
Фитболы полезны и для растяжки
- Роллы.
– скручивания лежа спиной на роллах
– подъем ног лежа на спине (проработка нижнего пучка брюшного пресса)
– поочередный подъем ног вверх до 90 градусов лежа на спине
– разведение ног в стороны лежа на спине
– удержание равновесия лежа на спине (руки и ноги не касаются пола)
– ягодичный мостик, лежа на коврике на спине, с опорой ногами на ролл
– подъем таза с поочередным поднятием ног вверх с опорой на ролл.
Роллы прекрасно корректируют осанку
- Скамейка, гантели.
– выполняя тягу гантели к поясу (тренировка широчайших), опирайтесь не на скамью, а в упоре на полу на гантелю.
Есть вариант выполнения этого упражнения с гантелями и на скамье
- Стена.
Выберите свободную стену, определите точку, в которую будет бросать мяч (можете начертить ее мелом, чтобы не потерять), возьмите мяч и выполняйте приседания.
Приседая, кидайте мяч в стену в отмеченную точку, вставайте и ловите мяч.
Азартная игра, правда?
Для профилактики мозжечковой активности используйте любую возможность, чтобы тренировать затылочную часть. К примеру, в базовые упражнения включайте элементы на развитие ловкости, координации или равновесия.
Не болейте. Удачных вам тренировок.
Читайте также другие материалы по теме:
Топ-8 упражнений для тренировки красивых ягодиц
Представительницы женского пола приходят в зал, чтобы получить красивую и аппетитную попу. В материале мы собрали самые эффективные упражнения, которые подтянут ягодичные мышцы за несколько тренировок.
Имея упругую попу и умея приседать, можно выделывать и не такие трюки
Топ-10 упражнений для стройных бедер
Надоели бока, “ушки”, “спасательные круги”, вам хочется иметь стройные бедра? Это возможно, если в свою тренировку вы включите 10 полезных упражнений для бедер из материала ниже.
Делайте замеры раз в неделю, натощак, утром, голышом
Основными задачами вестибулярного аппарата являются ориентировка тела в пространстве и поддержание равновесия тела в покое и при движении. Умение удерживать равновесие является жизненно важной составной частью работы нашего тела — это способность координировать миллиарды нервных импульсов, которые посредством механизмов равновесия и двигательных рецепторов поступают от всех органов непосредственно в мозг. Даже когда человек стоит неподвижно, ему для сохранения равновесия требуется скоординированная работа примерно 300 мышц.
Задние теменные доли позволяют нам определять свое пространственное положение (центральная часть макушки). Это так называемая зона пространственной ориентации головного мозга. Теменная доля левого полушария отвечает одновременно и за осознание человеком своей индивидуальности, и за представление образа собственного тела, а правого полушария — поддерживает ощущение времени и пространства, в котором находится тело.
Главным органом системы равновесия является вестибулярный аппарат, состоящий из трех заполненных жидкостью полукружных каналов в полости внутреннего уха. Один из каналов реагирует на движение в горизонтальной плоскости, другой — в вертикальной, а третий — на движение вперед или назад. Полукружные каналы заполнены жидкостью, по составу близкой к спинномозговой, и имеют чувствительные рецепторы в виде маленьких волосков. Когда мы двигаем головой, жидкость перемещается, приводит в движение волоски, и те, в свою очередь, посылают в наш мозг сигнал, сообщающий о том, что мы повернулись в определенном направлении. Каждое движение требует соответствующей корректировки всех остальных частей тела. Если, например, наклонить голову вперед, то наш мозг подсознательно передаст сигнал об изменении в определенную часть тела, чтобы с учетом этого наклона переместить центр тяжести и сохранить равновесие. Сигналы, передаваемые вестибулярным аппаратом, поступают по нерву к специализированному пучку нейронов, имеющемуся в мозге, под названием «вестибулярное ядро». Оно обрабатывает поступающие сигналы, а затем посылает команды нашим мышцам.
Вестибулярный аппарат связан с корой головного мозга, мозжечком и спинным мозгом. В мозжечок поступает информация не только от вестибулярного аппарата, но и от зрительных нервов и от мышц тела. Мозжечок координирует движения, в т. ч. которые мы освоили для новой деятельности, и регулирует сокращение мышц. Он рассылает сигналы, которые вызывают бессознательные движения в мышцах, способствующие сохранению положения тела и равновесия. Кроме того, мозжечок играет важную роль в процессах кратковременной памяти, внимания, эмоций, когнитивной деятельности (например, изучение иностранных языков) и планировании действий, а также играет определенную роль при отсчете времени в пределах миллисекунд. Мозжечок легко выводится из строя воздействием любой интоксикации (например, алкоголь даже в небольших количествах). Информация от мышц поступает также и в спинной мозг. Согласованная деятельность всех этих систем обеспечивает сохранение равновесия тела и ориентацию человека в пространстве. Таким образом, три ключевые системы организма отвечают за нашу способность сохранять равновесие: зрение (система визуального восприятия), внутренне ухо (вестибулярный аппарат) и рецепторы на мышцах и суставах (проприоцептивная система). Упражнения на равновесие помогают скоординировать действия этих трех систем. Тренировка равновесия направлена на оптимизацию работы каждого из трех центров. Причем иногда это происходит за счет снижения поступления данных от одного или двух других центров, что заставляет оставшиеся работать активнее для решения новой задачи. Например, упражнения, выполняемые с закрытыми глазами, заставляют тело полагаться на проприоцептивную систему и вестибулярный аппарат внутреннего уха. Упражнение с резким поворотом головы заставляет вас изначально полагаться на проприоцептивную систему, а ваше зрение и вестибулярный аппарат вынуждены быстро адаптироваться к новому виду движения головы. Если выполнять упражнения стоя на поролоновом мате, то осложняется работа проприоцептивной системы — нарушается обратная связь, поступающая от ступней и голеностопов, что заставляет интенсивней работать зрительную систему и вестибулярный аппарат. Рецепторы вестибулярной системы не возбуждаются при равномерном движении. А вот при изменении положения тела степень активации мозга — одна из наибольших, хотя это и не заметно.
Для тренировки вестибулярного аппарата используются также различные тренажеры, качели, кресла-качалки, вращающиеся стулья и т. п. Хорошо развивают пространственную ориентацию прыжки на батуте, катание на скейтбордах, ходьба по буму, теннис или сквош, кувырки вперед и назад, а также… танцы! Не зря на Руси одной из обязательных составляющих систем единоборств были боевые танцы. Сегодня научно доказано, что во время танца активизируются двигательные участки мозга и часть коры в теменной доле полушарий (предполье), ответственная за пространственную ориентацию и восприятие движений собственного тела. Кроме того, такая физическая стимуляция мозга сказывается на памяти, речи, обучении, эмоциях, внимании.
Считается, что шесть недель обучения жонглированию позволяют нарастить новую нервную ткань в теменных и височных долях мозга, отвечающих среди прочего за ориентацию в пространстве. Таким образом, мозг реагирует на решение задачи о предугадывании движения объекта. После трех месяцев обучения жонглированию объем серого вещества у добровольцев увеличился на 3%, что было зарегистрировано при помощи установки сканирования на основе магнитного резонанса. Увеличение объема было временным. Через 3 месяца после того, как испытуемые перестали тренироваться, изменение объема упало до 2%. Для освоения жонглирования лучше использовать три шелковых платочка. Хорошим подручным тренажером являются пластмассовый стаканчик и шарик. Подбрасывая шарик вверх, необходимо поймать его в стаканчик. Можно привязать шарик к днищу стаканчика на 50–70-сантиметровом шнуре.
В фильме «Сибирский цирюльник» показан такой вид наказания юнкеров, как «Два часа аиста». На самом деле это очень эффективное упражнение для тренировки вестибулярного аппарата. Балансировка на одной ноге с закрытыми глазами очень хорошо определяет здоровье мозга. Попробуйте встать на одну ногу, закрыть глаза и простоять не менее 30 секунд. Положительный результат говорит о том, что ваше психическое состояние находится в порядке. Кроме того, если, находясь в таком исходном положении, постепенно начать загружать и другие зоны мозга (осязания, обоняния, вкуса, слуха, сложного мышления), то таким образом можно активизировать всю поверхность головного мозга. Чтобы добиться лучших результатов, можно использовать нагрузку в виде гантелей или штанги, потому что упражнения с ними укрепляют способность сохранять равновесие. Тренажеры в этом случае бесполезны, так как груз в них зафиксирован, и вестибулярные способности в этом случае не развиваются. Однако надо помнить, что до и после таких упражнений необходимо исключить применение каких-либо стимуляторов (никотин, кофеин и т. п.). В противном случае возникает сильная головная боль.
Для тренировки вестибулярного аппарата можно порекомендовать ряд упражнений:
1. Встать прямо и плавно качаться вперед-назад с пятки на носок. Глаза закрыты.
2. Встать прямо, ноги вместе, колени и ступни сжаты, руки на поясе. Закрыть глаза и просчитать 20–30 секунд. Постарайтесь не сойти с места за это время. Повторить 2 раза.
3. Из предыдущей позиции выставить одну ногу вперед, постарайтесь поставить стопы в одну линию так, чтобы пятка передней стояла около носка задней. Стоять 20 секунд. Затем поменять ноги и повторить.
4. Позиция как для упражнения № 2. Приподняться на носках (достаточно слегка оторвать пятки). Стоять 20–30 секунд.
5. Правой ногой стоять на бруске высотой 10–15 см, глаза закрыть. Левой ногой выполнять круговые движения, а правой рукой «рисовать» в воздухе цифры, буквы, слова. Поменять руку и ногу.
6. Встать на «мостик», глаза закрыть. Вдох — свободный, через нос. Выдох — поднять одну руку и удерживать равновесие на трех точках опоры. Затем поменять руки. Поочередно поднимать ноги.
7. Встать на «мостик». Двигаться вперед, затем назад, в стороны. Глаза закрыть.
8. Исходное положение — сидя по-турецки. Взять правой рукой наружный край правой стопы, левой рукой — наружный край левой стопы и, удерживая равновесие, сидя на ягодицах, разводить ноги в стороны, стараясь полностью разогнуть их в коленях. Старайтесь не заваливаться назад. Затем ноги сгибаются в коленях, принимая положение по-турецки, но пола не касаются. Повторить упражнение 3–12 раз, равновесие удерживать от 3 до 15 секунд. Тип дыхания — нижнее.
9. Стоять на правой ноге, левую ногу согнуть в колене, бедро и стопа параллельны полу, руки развести в стороны. Вдох — дыхание нижнее. На выдохе медленно наклониться вперед, как можно ниже, левую ногу отвести назад, но не разгибать в колене. На вдохе вернуться в исходное положение. Повторить 8–10 раз, затем поменять ногу.
10. Стоять на правой ноге, левая нога выпрямлена параллельно полу, руки разведены в стороны для сохранения равновесия. В ритме дыхания вращать прямой левой ногой вначале по часовой стрелке, а затем против нее. Упражнение выполняется по 10 раз в каждую сторону, затем ноги меняются. Дыхание свободное. Усложнить: добавить вращательные движения руками.
11. Ноги на ширине плеч, руки свободно опустить вниз. Вдох — поднять правую ногу, бедро и стопа параллельны полу, одновременно согнуть руки в локтях, кисти поднять на уровень груди. Выдох — ногу вытянуть вперед, руки развести в стороны. Вдох — ногу и руки вернуть в согнутое положение. Выдох — вернуться в исходное положение. Повторить упражнение с другой ногой.
12. Ноги на ширине плеч, руки свободно опустить вниз. Выдох — корпус наклонить вперед, руки тоже вытянуть вперед. Ногу согнуть в колене и, выпрямляясь, отвести назад. Вдох — выпрямиться, ногу согнуть. Выдох — вернуться в исходное положение. Повторить упражнение с другой ногой.
13. Лазание по гимнастическому канату или шведской стенке с закрытыми глазами.
14. Исходное положение — в упоре лежа, руки на уровне груди. Глаза закрыты. Переставляем ноги по кругу, по часовой стрелке, а затем против.
15. Стоя, спина прямая. Положить на голову большую и толстую книгу. С закрытыми глазами, сохраняя равновесие, согнуть ноги в коленях и встать на колени (или сесть на ягодицы). Вернуться в исходное положение.
16. Стоя, с закрытыми глазами. Прыжок боком влево; потом прыжок вправо и так несколько раз. Можно перед прыжком делать подскок.
17. Прыжки на месте с разворотом в одну сторону, затем в другую. Во время разворота одну руку поднимать вверх, другую вытягивать вниз. Глаза закрыты.
18. Стоя, с закрытыми глазами, ноги на ширине плеч. Руки в стороны, ладони вниз. Сгибая ноги в коленях и поворачивая и сгибая корпус вправо, правой рукой достать пятку левой ноги. Вернуться в исходное положение и повторить все то же самое в другую сторону.
19. Положить большую и толстую книгу на голову и ходить с ней 1 минуту по комнате с закрытыми глазами (в ходе движения приседать, поворачиваться). Другой вариант — ходить спиной вперед.
20. Стоя на одной ноге на бруске, с закрытыми глазами, перекидывать мячик (палочку, карандаш) из одной руки в другую, в разных плоскостях, постепенно увеличивая расстояние между руками. Свободной ногой при этом делаем круговые движения. Предмет рекомендуется привязать к руке или поясу.
21. «Равновесие». Гимнастическую палку, можно короткую, поставить вертикально на ладонь или палец. Двигаться с ней, удерживая вертикальное положение палки, поворачиваться, приседать. Поменять руку. Дышать равномерно. Продолжительность по 30–40 секунд для каждой руки.
22. Стоя на деревянном бруске (высота — 15 см, ширина — 8 см) и сохраняя равновесие на одной ноге (попеременно на левой и на правой), бросать теннисный мяч об пол одной и ловить другой рукой. Можно делать то же самое, но свободную ногу при этом выставить вперед. Глаза закрыты.
23. Стоя на одной ноге, с закрытыми глазами, на бруске и сохраняя равновесие, отвести другую ногу назад, взять ее одноименной рукой за лодыжку, а другую руку вытянуть вперед. Хороший результат — не менее 40 секунд.
24. Лечь поперек дорожки из гимнастических матов. Руки вытянуть вверх, ноги вместе. Перекатываться по дорожке с открытыми и закрытыми глазами. Дойдя до края дорожки, начать перекатываться обратно. Повторить 2–3 раза.
25. Выполнить три кувырка вперед, потом сразу три кувырка назад. Повторить несколько раз.
Известно, что часто при сильных и длительных нагрузках на вестибулярный аппарат возникает болезнь движения (например, «морская болезнь»). В таких случаях от укачивания очень хорошо помогает жевание маленького кусочка корня имбиря. Имбирь позволяет «отдалить» ощущение тошноты в два раза эффективнее, чем лекарство. Прием даже 1 грамма имбирного порошка позволяет значительно легче перенести, например, многочасовое морское путешествие. Облегчить симптомы «морской болезни» помогут также тугие повязки на запястья рук.
Существует простой тест для проверки эффективности вестибулярного аппарата. Надо вытянуть руку с повернутой к лицу ладонью на расстояние около 30 см. Взгляд зафиксировать на ладони и одновременно в течение 30 сек. делать боковые качания головой со скоростью около двух качаний в секунду. При нормальном вестибулярном аппарате на ладони будут четко различаться кожные складки. Это свидетельствует о том, что вестибулярный аппарат посылает приказ глазным мышцам совершать поворот глаз в направлении, противоположном повороту головы. Кроме того, такое простое упражнение, как поворот головы в одну сторону и одновременный поворот глаз в другую, активизирует лобные доли головного мозга (зону сложного мышления). Еще один тест — быстро покружиться на месте как можно дольше.