Польза от ошибок в школе

Photo by Sharon McCutcheon
«Любая образовательная система любого общества должна справляться с задачей обучения базовым навыкам, помогающим выживать в этом обществе, неважно идёт ли речь о физическом, эмоциональном или финансовом выживании»
Роберт Кийосаки
Введение
Итак, пришла пора поговорить о пользе школы в финансовом плане. В этой статье я расскажу о том, в чем же главная проблема школы и как школа развивает нас в финансовом плане.
Цитата
Для начала хочется обратить к фразе Роберта Кийосаки, которую я привёл чуть выше. Прочитайте эту фразу и подумайте, учила ли вас школа зарабатывать деньги или выживать в нашем обществе, что довольно-таки важно? Ответ появляется сразу: нет! В наших школах из тебя сделают только ходячего справочника, который просто произносит факты и даже не думает головой сам. Возможно, я преувеличиваю, но обычно те, кто получают отличные оценки ведут себя именно так. Но школа имеет свои плюсы и сейчас я о них расскажу.
Плюсы школы
Да, школа реально имеет свои плюсы, и они довольно-таки существенные.
- Опыт общения (В школе вы много общаетесь и это развивает вашу способность красиво говорить)
- Окружение. В школе обычно много не очень умных людей, с которых вы можете взять урок, например кем не надо быть. Кстати, этих людей можно потом использовать для извлечения выгоды.
Также школа полезна тем, что она показывает вам то, что хорошее окружение очень сложно получить и вы привыкаете к тому, что только вы идете вперед, а все остальные пытаются тянуть вас назад.
То есть можно сделать вывод, что плюсы школы заключаются не в том, чему школа вас учит, а в том, что вокруг вас много «не самых успешных людей» и вы сразу привыкаете к тому, что вас будут всегда тянуть назад.
Минусы школы
Что ж, теперь пора поговорить про минусы школы. Их тоже много, и они очень существенные.
- Нет финансового образования. Школа вас учит тому, что деньги — это зло и когда вы говорите с учителями о деньгах, те начинают менять темы или прямо намекать, что денег у них нет и с ними о деньгах лучше не говорить. То есть школа учит быть работником и специалистом, но не предпринимателем и инвестором, что просто губительно для нашего общества.
- Ошибки – это плохо. В школе нам говорят, что ошибки – это плохо и ругают за них. Но бывают учителя еще веселее. Они говорят, что ошибки – это хорошо и мы на них учимся, но, когда ты эту ошибку совершаешь они начинают повышать тон и хорошую оценку они тебе не поставят, даже если ты уже знаешь правильный ответ. То есть ответ и тему ты знаешь, но уже после контрольной работы, поэтому у тебя 2 и оценку изменить уже нельзя, только получать новую.
Так вот, на самом деле ошибки – это хорошо. Прямо запомните себе: Ошибки – это хорошо. Во-первых, когда вы совершаете ошибку и теряете деньги, вы себе говорите, что это ошибка и это хорошо и успокаиваетесь. Во-вторых, ошибки дают вам новые знания и опыт, то есть мы учимся на наших ошибках, но в наших школах за это ругают, поэтому люди просто боятся что-либо сделать, чтобы не совершить ошибку. В итоге они остаются ни с чем.
Но как противостоять школе?
Никак. Не смейте даже пытаться разговаривать с учителями. Просто в свободное от школы время учитесь. И нет не геометрию и не физику, а то, что поможет вам в жизни. Учитесь зарабатывать деньги, учитесь инвестировать, создавать бизнесы, учитесь продавать, ну и следите за здоровьем, потому что школы в последнее время делают из детей несамостоятельных слабаков.
Итог
Итак, сегодня мы поговорили про школу. Ни в коем случае не уходите из школы. Конечно, есть много красивых историй как люди уходили из школы и становились великими людьми, но образование на бумаге тоже стоит получить. Просто помимо школы занимайтесь своим делом, делом вашей мечты и очень много учитесь настоящей жизни, а не геометрии.
Удачных инвестиций,
«Да прибудет с вами сила сложного процента»
Смотрите также:
Читайте также:
Идеальный способ получить высокую доходность без рисков!
3 рабочих стратегии инвестирования. Недвижимость
Как достигнуть своих целей? Представляй! Визуализируй!
Автор: Игорь Абрамов
А как вы считаете, какие есть плюсы и минусы у школы?
В последнее время всё чаще говорят о том, что система оценивания, к который мы привыкли, устарела. Пятёрки и двойки не мотивируют детей узнавать новое, а вот похвала и поддержка педагогов с этой задачей справляются. Но можно ли этот подход использовать в реальной жизни? Об этом размышляет наш блогер Вадим Мелешко.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Нашу школу не зря ругают за карательную систему оценивания. Потому что оценивают у нас так: в голове учителя есть некий идеальный образ, с которым он постоянно сверяет работу ученика (а заодно — и самого ребёнка). А поскольку достичь идеала либо очень трудно, либо просто невозможно, приходится действовать методом вычитания: здесь ты пропустил букву, там поставил лишнюю цифру, тут ошибся в дате, и вообще, выполняя задание, ты слишком много крутился и отвлекал всех. В итоге, вычтя «из идеала» все недостатки и недочеты, ты получаешь не 100 баллов, а всего 64. Не твердую пятерку, а всего лишь четверку или даже тройку.
А как было бы хорошо, если бы оценивали не недостатки, а достоинства — так, как это делают в «правильных» странах, где к людям вообще и детям в первую очередь относятся гуманно и чутко! Не надо всех подгонять под идеал, наказывая за несоответствие ему.
Нужно поощрять человека за любой шаг, который он делает в правильном направлении
Скажем, ученик весь урок молчал, не отвечая на вопросы учителя или отвечая невпопад, а потом что-нибудь выдал, пусть и не в тему, но от чистого сердца. У нас этот ребенок неминуемо получил бы «пару», потому что в идеале, если тебя спрашивает педагог, надо давать абсолютно правильные ответы. А «у них» ничего подобного: если ты изрек нечто более-менее близкое к правде, ты уже молодец, ведь мог бы просто молчать, но ты старался, стремился к идеалу, искал истину! Ну как в таком случае ставить двойку?! И даже если ты получил двойку, никто не будет тебя наказывать — может, у тебя просто нет настроения, ты болен или предпочитаешь интересоваться чем-нибудь другим. Всё это мы можем понять, главное — не комплексуй и не парься, всё хорошо, ты умница, мы в тебя верим!
Да, наверное, было бы и правда хорошо, если бы каждый ученик был заинтересован сделать хоть что-нибудь, гарантированно получая за это заслуженную награду и стремясь приумножить количество полученных баллов. Это помогло бы огромному количеству детей избежать слез и терзаний по поводу того, что он не там поставил запятую или спутал Пушкина с Пущиным, и это гарантированно снизило ему оценку. А вот если бы за каждую победу, пусть и самую небольшую, ребятам давали медаль, никто, абсолютно никто бы не остался обиженным, это вам любой учитель скажет.
Но школа — это миниатюрная модель общества. И она (по идее) должна готовить детей к жизни. А что у нас в реальности? Много ли вы видели организаций, компаний, фирм или структур, где бы начальство относилось к своим сотрудникам исходя из понятий гуманизма и поощрительной оценочности? Ну то есть дали тебе задание покрасить забор, через некоторое время приходит комиссия и начинает восхищаться: ай какой ты молодец, весь забор выкрашен слева направо и сверху донизу, работа выполнена в срок и даже раньше! Правда, видны мазки и полосы, половина банок краски куда-то исчезла, а сам ты весь измазан с пяток до макушки, но мы же не будем тебя за это ругать, мы же оцениваем только плюсы, а не минусы, только достижения, а не просчеты!
Куда ни глянь, нас оценивают в большинстве случаев именно так, как это и было в школе
Ты должен выполнить задание так, как надо. Сделал хуже — будет выговор, не нравится — ищи другую работу! Конечно, в идеале надо менять всю систему оценивания — как в школе, так и в обществе. Иначе, согласитесь, как-то странно готовить к одному, а реализовать другое. Но это из области фантастики. А вот что абсолютно реально — всегда и везде практиковать максимальную беспристрастность, обязательно отмечая не только недостатки, но и достоинства, указывая не только на ошибки, но и на удачные места.
Вы скажете: что за глупость, мы именно так и поступаем! Уверены? Однажды я общался с маститыми педагогами из числа методистов с опытом работы более 30 лет. Казалось бы, уж эти люди как никто другой должны были бы увидеть мир таким, каков он есть, уметь оценивать своих коллег как с точки зрения соответствия идеалу, так и в плане наличия у них тех или иных достоинств. И что бы вы думали? Анализируя открытый урок одного из участников конкурса профессионального мастерства, эти «профессионалы» пришли к единодушному заключению: все 40 минут занятия представляют собой череду ляпов и ошибок!
На вопрос, неужели там вообще не было ничего достойного внимания, был получен ответ: да, совершенно ничего! Одни лишь провалы
Предположим, урок был действительно не самым удачным. Можно даже допустить, что учитель и правда совершил какие-то ошибки (с кем не бывает!), недостаточно грамотно использовал те или иные методы и формы работы, не добился того, чего хотел или чего от него ожидали. Вот до этого момента критика мастеров своего дела вполне уместна и приемлема. Но дальше… Как вы думаете, что можно сказать о профессионале, который не способен увидеть в чужом уроке ничего хорошего? Может быть, зацикленность на поиске недостатков и неумение выделить достоинства — это признак узости мышления, а значит, показатель непрофессионализма? Более того, если на уроке того самого учителя дети были активны, заинтересованны, внимательны, если после занятия благодарили, то можно ли вообще говорить о том, что все это абсолютно полный провал, без единого положительного момента? И, главное, нужны ли такие люди в жюри, надо ли таких приглашать в эксперты? Думаю, что нет.
Понимаю, тут многое зависит от эмоционального настроя. Но если человек отличается от робота именно своей эмоциональностью, хорошо бы поучиться у машины умению трезво взвешивать все полученные данные, не вычленяя из общей картины только то, что нам нравится, игнорируя остальное. В конце концов тот, кто способен видеть мир в полном его многообразии, всегда в более выигрышной позиции по отношению к тому, кто настроен только на негатив или позитив.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Большинство родителей уверены, что воспитывают своих детей очень хорошо. Они думают, что у них очень хорошие педагогические навыки. Однако это не всегда так. Отцы и матери часто совершают одни и те же ошибки снова и снова, что приводит к тому, что дети из поколения в поколение испытывают страхи и не могут общаться с людьми. В этой статье мы расскажем вам, как разорвать этот порочный круг.
Сегодня мы собрали рекомендации от психологов со всего мира, которые помогут родителям избежать попадания в ловушку негативных педагогических стереотипов.
1. Жаловаться плохо.
Родители часто говорят своим детям: “Не жалуйся”, и они действительно верят, что это хорошее правило, которому нужно следовать.Тем не менее, психологи обеспокоены тенденцией, что дети не должны говорить о своих проблемах в школе. Психологи считают, что большинство детей не говорят о жестоком обращении, потому что они боятся, что их назовут “стукачом” или “слабаком”.
Взрослые должны слушать своих детей, когда они говорят о несправедливых ситуациях, которые с ними происходят и поддерживать их.
2. Выражать негативные эмоции плохо.
Родители не любят, когда их дети раздражаются, плачут, злятся или разбрасывают игрушки. Вот почему иногда проще крикнуть “Не плачь!”, а не выяснять, в чём проблема.
Этот тип реакции на плохое поведение является худшим, потому что негативные эмоции должны найти выход. Способность выражать негативные эмоции – это то, что вашему ребёнку определенно понадобится в будущем, поэтому они должны начать развивать этот навык сейчас.
3. Ты должен ладить со всеми (учителями, другими детьми, соседями)
Все родители мечтают о том, чтобы дети жили в мире с другими. Они не хотят, чтобы их отпрыски конфликтовали со своими сверстниками. Пытаясь достичь этого, они иногда выбирают тактику “быть добрым для всех”.
Конечно, очень важно уметь плыть по течению и уважительно общаться с другими. Но не заходите слишком далеко, пытаясь угодить всем. Потому что для того, чтобы быть как другие, приходится жертвовать своими интересами.
4. Если ты плохо учишься в школе, то не получишь хорошую работу, когда вырастешь.
Многие родители считают, что успех их ребёнка в школе напрямую связан с их успехом во взрослой жизни. Конечно, образование играет большую роль, но это не единственный фактор успеха.
Говард Гарднер из Гарварда выделил 7 различных типов интеллекта и считает, что большинство IQ-тестов оценивают только один уровень логики, игнорируя при этом другие типы интеллекта. Ряд исследований доказывает, что эмоциональный интеллект играет огромную роль в успехе человека во взрослой жизни.
5. Дети должны иметь много самых дорогих и продвинутых игрушек.
Социологи утверждают, что сумма денег, которую родители тратят на своих детей, растёт с каждым годом. Это приводит к тому, что многие семьи вообще не хотят иметь детей, или останавливаются на рождении одного.
Родители тратят гораздо больше, чем необходимо, когда дело доходит до их детей. Задумайтесь по-настоящему о том, что вы покупаете для своего ребёнка, действительно ли это необходимо.
Экономия денег на ваших детях не делает вас плохим родителем. Напротив, бережливые родители могут стать отличным примером для подражания для своих детей и научит их не тратить деньги на ненужные вещи.
6. В наказание, ребёнка нужно чего-то лишить.
Психологи уверены, что лишение ребёнка чего-либо не является эффективной формой наказания. Это одна из самых опасных черт родителя – играть в бога, наказывать детей и только потом прощать их. И правила этой игры не всегда ясны, так как наказание часто зависит от настроения родителей.
Лишение ребёнка того, что он любит, не научит их чему-то хорошему. Наоборот, ребёнок поймёт, что тот, кто обладает властью, может делать всё, что хочет.
7. Родители должны постоянно развлекать детей.
“Я не хочу, чтобы моему ребёнку было скучно”, – так говорят многие родители, отправляя их на дополнительные занятия или покупая новые развивающие игрушки. Они стараются сделать так, чтобы у ребёнка не было ни минуты скуки.
Однако психологи утверждают, что дети никогда не научатся жить самостоятельно, если родители не дадут им времени для себя.
8. Дети должны делиться своими игрушками.
Многие родители считают, что нужно учить детей делиться. Это ошибка.
Психологи рекомендуют поставить себя в такое положение. Хотите поделиться своими личными вещами с человеком, которого вы едва знаете? Вы бы сняли свою любимую рубашку только потому, что она понравилась вашему соседу?
Вы думаете, что вы хороший родитель? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Профессор Стэнфорда и исследователь Джо Боулер в своих работах и выступлениях учит правильно объяснять детям математику. В книге «Математическое мышление», которая вышла в издательстве «МИФ», она рассказывает о важности ошибок и о том, как родителям и учителям правильно реагировать на них.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Ошибки в нашей жизни
Исследования успешных и неудачливых бизнесменов дали неожиданный результат: их характеризует количество не успехов, а ошибок. Да, более успешные люди совершают больше ошибок. Starbucks — одна из самых именитых компаний в мире, а её основатель Говард Шульц — один из самых успешных предпринимателей современности. Когда он создал компанию, позже ставшую Starbucks, он использовал в качестве модели итальянские кафе. В США в то время было не так уж много кафе, а Шульц восхищался итальянскими заведениями. В первых кафе Шульца кофе подавали официанты в бабочках, в которых им было не по себе; пока клиенты пили кофе, в зале звучала оперная музыка. В США клиенты не очень хорошо восприняли этот антураж, и команда Шульца начала всё с нуля и совершила ещё много ошибок, прежде чем в итоге был создан бренд Starbucks.
Журналист The New York Times Питер Симс написал много работ о роли ошибок в формировании творческого предпринимательского мышления (Sims, 2011). Он отмечает: «Несовершенство — часть любого творческого процесса и жизни, хотя почему-то мы живём в культуре, для которой характерен парализующий страх перед неудачей, мешающий действовать и усиливающий перфекционизм. Именно такой образ мыслей лишает веры в себя, если человек стремится стать более изобретательным и предприимчивым».
Кроме того, Питер Симс перечисляет основные привычки успешных людей, утверждая, что все они делают следующее.
- Чувствуют себя комфортно, когда ошибаются.
- Пытаются реализовать на первый взгляд безумные идеи.
- Открыты разным типам опыта.
- Играют с идеями, не давая оценок.
- Готовы выступить против традиционных представлений.
- Не сдаются перед лицом трудностей.
В изучении математики эти привычки не менее важны, чем в жизни. Но, как это ни удивительно, они не применяются на уроках математики и во время выполнения домашних заданий по этому предмету. Необходимо, чтобы ученики чувствовали себя свободно, смело пробовали разные идеи и не боялись ошибок, придерживались открытого подхода к изучению математики и были готовы играть с задачами, пытаясь реализовать «на первый взгляд безумные идеи».
Нужно, чтобы ученики выступили против традиционных представлений, отбросив идею о том, что одни люди могут заниматься математикой, а другие нет. Безусловно, необходимо, чтобы ученики не сдавались, когда задание по математике оказывается трудным и они не сразу находят решение.
Как изменить отношение к ошибкам?
Один из самых эффективных шагов, которые могут предпринять учителя и родители, — изменение обратной связи об ошибках и неправильных ответах в математике. Недавно я получила очень трогательное видео от учителя, который прошел мой онлайн-курс и начал учебный год с того, что рассказал на занятиях для отстающих учеников о важности и ценности ошибок.
За год дети полностью изменились; они сделали выводы из прошлых неудач и снова приступили к изучению математики, но уже с положительным настроем. Этот учитель прислал видео, где ученики рассказывают о том, что сигнал о росте мозга под воздействием ошибок изменил для них всё. По словам этих детей, раньше они считали себя неудачниками и это мешало им добиваться успеха. В работе новый учитель использовал такие сигналы и методы преподавания, под влиянием которых они оставили в прошлом многолетний страх перед математикой и начали изучать этот предмет с новым рвением.
Когда мы говорим ученикам, что ошибки полезны, они как будто освобождаются от тяжкого груза
В рамках своего онлайн-курса для учителей и родителей я поделилась со слушателями новой информацией об ошибках и поставила им интересную задачу: придумать игру, которая изменит отношение учеников к ошибкам в классе и дома.
Одна учительница рассказала о своем методе: в самом начале урока она просит учеников смять лист бумаги и бросить его в сторону доски с тем чувством, которое они испытывают, когда делают ошибки в заданиях по математике. Ученики дают выход своим эмоциям (обычно разочарованию), швыряя смятые листы бумаги в доску. Затем учительница предлагает детям поднять листы, разровнять их и цветными маркерами разрисовать образовавшиеся на бумаге складки, которые олицетворяют рост их мозга. И затем хранить эти листы в своих папках весь учебный год как напоминание о важности ошибок.
Несколько лет назад я начала работать с Ким Холлиуэлл — великолепной учительницей, входящей в состав группы из объединённого школьного округа Виста, с которой я тесно сотрудничала на протяжении двух лет. В 2015 году я побывала в классе Ким и увидела, что все стены увешаны замечательными рисунками, на которых ученики изобразили свой мозг и написали позитивные высказывания о росте мозга и об ошибках. Ким рассказала мне, что попросила учеников выбрать любимые высказывания о росте мозга из всех, которые они вместе просмотрели, и написать их на изображениях своего мозга.
Ещё одна стратегия, подчёркивающая важность ошибок, — предложить ученикам сдать свою работу в любом виде, даже тест (хотя чем реже мы проверяем уровень знаний учеников, тем лучше). После этого учителя выделяют «любимые ошибки». Они должны объяснить ученикам, что ищут свои самые частые ошибки (серьёзные, а не числовые погрешности). Затем дети могут рассказать об этих ошибках на уроке и начать в классе обсуждение: почему это ошибки и чем они обусловлены.
В этот момент целесообразно подкрепить важные сигналы — в частности, сказать ученику, что ошибка принесла ему пользу, поскольку в этот момент он напряжённо размышлял, что привело к активизации и росту его мозга. Кроме того, полезно рассказывать об ошибках и обсуждать их. Если один ученик делает ошибку, мы знаем, что другие тоже могут ее допустить; поэтому возможность проанализировать ошибку приносит пользу всем.
Если ставить ученикам оценки за выполнение заданий по математике (бесполезная практика, о которой мы поговорим позже), а также снижать баллы за ошибки, они получают крайне негативный сигнал об ошибках и изучении математики. Чтобы развивать у учеников мышление роста и давать им позитивную обратную связь, учителя должны свести к минимуму тестирования и оценку уровня знаний учеников. Если учителя продолжают проводить тесты и оценивать уровень знаний учеников, им следует ставить такие же (если не более высокие) оценки за ошибки. Это будет хороший сигнал о том, что ошибка — отличная возможность для обучения и роста мозга.
Очень важно подчёркивать ценность ошибок во время урока, в присутствии всех учеников. Но учителям необходимо также давать позитивную обратную связь об ошибках во время взаимодействия с учениками один на один. В первые годы учебы в школе моя дочь получила от учителей сигналы, которые нанесли ей огромный вред и из-за которых у неё в раннем возрасте сформировалось фиксированное мышление. В четыре-пять лет у неё были проблемы со слухом (о чем мы тогда не знали). Из-за этого учителя решили, что у неё ограниченные способности, и давали ей только лёгкие задания.
Моя дочь полностью осознавала это; когда ей было всего четыре, она спрашивала меня, почему другим детям дают более сложные задачи. Мы знаем, что ученики тратят в школе много времени на то, чтобы понять, что о них думают учителя.
Моя дочь смогла определить, что её учителя не очень высокого мнения о ней, поэтому убедила себя в том, что она глупая
Сейчас ей двенадцать, она стала совсем другим человеком и полюбила математику, поскольку уже проучилась три года в замечательной школе, где сразу же определили, что у неё фиксированное мышление, и поняли, что это сдерживает её развитие.
Когда моя дочь училась в четвёртом классе и всё ещё страдала от фиксированного мышления, мы с ней побывали на уроке математики в третьем классе её школы. Учительница записала на доске две числовые задачи; моя дочь одну решила правильно, а другую неправильно. Обнаружив ошибку, она отреагировала весьма болезненно, заявив, что у неё совсем плохо с математикой и она даже слабее третьеклассников. В этот момент нужно было сказать ей нечто очень откровенное и важное. Я заявила: «Знаешь, что сейчас произошло? Когда ты решила задачу неправильно, твой мозг вырос, а когда ты получила правильный ответ, в твоем мозге ничего не произошло».
Именно так учителям стоит взаимодействовать со своими учениками, которые совершают ошибки. Дочь взглянула на меня широко распахнутыми глазами — и я поняла, что для неё это была очень важная мысль. Сейчас она переходит в шестой класс, и она стала совсем другой: позитивно воспринимает ошибки и положительно относится к себе. Это стало возможно не потому, что ей давали больше заданий по математике или другой работы, а благодаря тому, что её учили развивать мышление роста.
В 1930-е годы швейцарский психолог Жан Пиаже, один из крупнейших специалистов мира, отбросил идею о том, что суть обучения сводится к запоминанию. Он отмечал, что истинное обучение зависит от понимания того, как идеи согласуются друг с другом. Пиаже предположил, что у учеников есть ментальные модели, определяющие способ сведения идей воедино, а когда они приобретают для учеников определённый смысл, возникает то, что психолог назвал «равновесием» (см., например, Piaget, 1958, 1970).
Сталкиваясь с новыми идеями, ученики пытаются привести их в соответствие с имеющимися ментальными моделями. Но если новые идеи не вписываются в существующие модели или эти модели необходимо изменить, ученики приходят в состояние, которое Пиаже обозначал термином «отсутствие равновесия». В таком состоянии человек знает, что новую информацию нельзя включить в его модели обучения; но её нельзя и отбросить, поскольку она имеет смысл. И тогда человек пытается скорректировать свои модели.
На первый взгляд может показаться, что отсутствие равновесия вызывает дискомфорт. Но, по мнению Пиаже, именно оно дарит истинную мудрость. Психолог представил обучение как процесс перехода от равновесия, в котором всё связано воедино, к отсутствию оного, когда новая идея не согласуется с существующими моделями, а затем снова к состоянию равновесия. Пиаже утверждает, что этот процесс крайне важен в обучении (Haack, 2011).
В главе 4 рассматриваются практика в математике и типы практических заданий, одни из которых приносят пользу, а другие нет. И я подчёркиваю, что одна из проблем нынешнего математического образования состоит в том, что учеников знакомят с однообразными и простыми концепциями, не позволяющими им перейти к отсутствию равновесия. Мы знаем, что людям с высокой терпимостью к неопределённости легче переходить от отсутствия равновесия к равновесию, — и поэтому мы должны чаще ставить учеников в условия неопределённости и риска. В следующих главах показано, как это можно сделать.
Исследования ошибок и отсутствия равновесия крайне важны для преподавания математики, причем не только для создания методов работы над ошибками, но и для выбора заданий.
Если мы хотим, чтобы дети делали ошибки, нужно давать им сложные и интересные задачи, которые им трудно выполнить, но которые обеспечат отсутствие равновесия
Задания должны сопровождаться позитивной обратной связью — сигналами, которые помогут ученикам чувствовать себя комфортно, когда они будут напряжённо работать, делать ошибки и двигаться дальше.
Это серьёзные изменения для многих учителей, которые сейчас подбирают задания по математике так, чтобы ученики могли успешно справиться с ними, и задают вопросы, на которые дети обычно отвечают правильно. Получается, ученики не работают с полной отдачей и не получают достаточных возможностей для обучения и роста мозга.
На семинарах Кэрол Дуэк часто говорит родителям, чтобы те донесли до своих детей такую мысль: в правильном выполнении задания нет ничего хорошего, поскольку это свидетельствует об отсутствии обучения. И если дети приходят домой и говорят, что правильно ответили на все вопросы во время урока или теста, родителям стоит реагировать так: «Жаль: выходит, у тебя не было возможности чему-то научиться». Это весьма резкий отклик, но важный: нужно вытеснить идею, которую часто внушают в школе: «Надо делать всё правильно, отсутствие ошибок — признак ума». Мы с Кэрол пытаемся изменить видение учителей, чтобы они придавали правильному выполнению заданий меньшее значение, и большее — важности ошибок.
Сэнди Гиллиам — замечательная учительница, за которой я наблюдала много лет. Её ученики добиваются серьёзных успехов и любят математику. Однажды я присутствовала на первом занятии, которое она проводила для учеников старших классов. Когда те работали над заданием, Сэнди заметила, что один ученик сделал ошибку и понял это. Она подошла к мальчику и попросила его показать свою ошибку на доске. Он неуверенно посмотрел на учительницу и сказал: «Но я же получил неправильный ответ». Сэнди ответила, что именно поэтому она хочет, чтобы ученик поделился своим результатом, и это очень полезно. Ведь такую же ошибку могут сделать и другие, поэтому стоит обсудить её всем классом. Мальчик согласился и записал свой ход мыслей на доске. Со временем рассказы о своих ошибках стали для учеников обычной практикой.
Я часто показываю видео с учениками Сэнди, которое помогает учителям и директорам школ понять, чего могут добиться дети при эффективном преподавании математики. На одном из моих любимых видео показано, как ученики Сэнди пытаются вместе решить на доске сложную задачу. Ученики напряжённо работают над решением и слушают друг друга, когда кто-то из них предлагает идею. Они часто ошибаются и выбирают неверный путь, но в итоге общими усилиями добиваются результата. Это яркий пример того, как ученики используют стандартные математические методы и практические задания (в соответствии с рекомендациями CCSS — Единого комплекса государственных образовательных стандартов).
Они объединяют свои идеи с известными им методами, чтобы решить нестандартную прикладную задачу из тех, с которыми им предстоит столкнуться в реальном мире. Опытные учителя, которые смотрят это видео, часто отмечают, что ученики чувствуют себя комфортно, предлагая различные идеи, и не боятся ошибиться. И вот почему дети способны эффективно выполнять задания, когда им не мешает страх перед ошибками: Сэнди научила их принимать ошибки и подчёркивает их важность в обучении.
Недавно я работала в Стэнфорде над одним исследованием вместе с Кэрол Дуэк, Грегом Уолтоном, Кариссой Ромеро и Дэйвом Паунеску. Именно они предложили множество приемов, которые улучшают мышление учеников и усиливают их чувство принадлежности к школе. В ходе исследования мы провели сеанс воздействия на мышление учителей, объяснив им значение ошибок и ряд идей по поводу преподавания, о которых идет речь в данной главе.
Мы быстро выяснили, что у учителей, которые были подвергнуты воздействию, гораздо более развито мышление роста и более положительное отношение к ошибкам в математике. Вдобавок они сообщили о том, что используют во время уроков разные идеи по поводу поощрения ошибок. Есть и другие важные изменения, которые учителя могут внести в свои уроки; они рассмотрены в следующих главах.
Пока хочу отметить, что одно из самых важных изменений, которое могут без труда внедрить учителя или родители (и оно принесет ученикам огромную пользу), — корректировка обратной связи об ошибках. В следующей главе я расскажу, как важно изменить сам подход к математике. Необходимо показать ученикам, что истинная математика — не нечто неизменное и основанное на процедурах; это открытый и творческий предмет, суть которого сводится к установлению связей, обучению и развитию.