Польза от огня для человечества

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях – в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.
Роль огня в жизни первобытного человека
Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.
Укрощение огня человеком – довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица – они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления – молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.
После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.
Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом – использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.
Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.
Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку – больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.
Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.
Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности – его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.
Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное – он дал человеку возможность освоения новых земель.
Роль огня в жизни современного человека
Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ – всего этого не было бы без маленькой искры.
На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его – плавит руду.
Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей – усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках – электрическая.
Огонь используется практически в любой человеческой деятельности – керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.
Татьяна Кузикова
НОД «Чем огонь полезен и опасен»
План:
1. Дидактическое упражнение «Назови произведения про огонь»
2. Артикуляционная гимнастика «Сирена»
3. Пальчиковая гимнастика «ШИ»
4. Изобразительная деятельность «Средства для тушения огня»
5. Гимнастика для глаз «Капелька»
6. Физкультминутка «Огонь – давний друг человека»
7. Дыхательная гимнастика «Затуши спичку»
8. Логоритмика «Мы пожарники»
9. Дидактическая игра «Найди эвакуационные знаки»
10. Анализ занятия.
Программное содержание:
Коррекционно- образовательные: Активизировать в речи детей существительные (лестница, выход, эвакуация). Закреплять правильное произношение звука «и», «у» (сирена). Формировать у детей навык связно отвечать на вопросы воспитателя, мыслить логически. Развивать у детей представление о пользе и вреде огня. Углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Учить правилам обращения с огнем. Автоматизировать звук «Ш».
Коррекционно развивающие: Закреплять приемы работы с кистью, фломастерами, карандашами, счетными палочками. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предмета. Учить детей выкладывать из палочек схематическое изображение и постройку по памяти. Развивать мелкую и крупную моторику рук. Продолжать совершенствовать умение согласовывать текст с движением и музыкой.Совершенствовать умение рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти. Развивать умение последовательно выкладывать фигуру человека.
Коррекционно –воспитательные: Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности.
Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Воспитывать умение сопереживать героям.
Материал:
Демонстрационный: слайды, интерактивная доска, звук сирены.
Раздаточный: цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, восковые мелки, листы бумаги, зеркало, массажные мячи, свечки.
Организация и методика проведения ООД
1. Звучит звук сирены. Дети входят в группу, становятся полукругом у интерактивной доски.
Вопросы: Когда мы слышим эти звуки? (Когда где-то пожар.) Как вы думаете, о чем мы будем беседовать? (О пожарах). Послушайте внимательно и отгадайте загадку.
Среди всех земных профессий
Есть профессия одна
Ей все правила известны
Укрощения огня.
Тот её лишь выбирает,
Кто упрям и духом смел
Потому что дело знают
Мастера. (пожарных) дел.
Вопросы: Дети, А кто такие мастера пожарных дел? (Пожарные) Повторите. (ПО-ЖАР – НЫ – Е) Кто такой пожарный (Человек, который борется с огнем.) Чем занимается, пожарный? (Тушит пожары) А в каких произведениях мы встречаемся с героями тушения пожаров?
(«Путаница» К. И. Чуковского, «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака; «Кошкин дом» С. Я. Маршака; «Миф о Прометее»; «Пожарные собаки»Л. Н. Толстого.) Кого мы считаем героями на пожаре (Бабочка, курица, парень, собака Боб)Что главное для тушения пожара? (быстро добраться до пожара, чтобы потушить его) А на чем можно добраться? (На вертолете, пожарной машине)
2.Вопросы: Какой сигнал издается пожарной машиной? (Сирена) Воспроизведете его. артикуляционную гимнастику «Сирена» (садитесь за столы)
Дети: И-У-Иу-Иу, Иу-Иу-Иу!
3.Вопросы: А, что, пожарному, может помочь тушить пожар? (Вода из колодца, песок, огнетушитель, пожарная машина) Перед изобразительной деятельность проведем пальчиковую гимнастику чтобы подготовить руки к работе. А поможет ее провести … Возьмите в руки мячик.
ШИ-ШИ-ШИ – загорелись камыши. ШИ-ШИ-ШИ – ты пожар туши.
ШИ-ШИ-ШИ – побежали малыши, Тушим, тушим, мы пожар потушим.
4. А сейчас изобразите, пожалуйста, средства помогающие пожарному потушить огонь. Выполняйте задание.
(Дети рисуют пожарную машину, разукрашивают огнетушитель восковыми мелками, выкладывают колодец из счетных палочек)
5.Задание: После тушения пожара всегда много воды. Потому, что в основном пожар тушат водой. Брызги разлетаются во все стороны. Вот и у нас появилась капелька. Давайте понаблюдаем за ней. Гимнастика для глаз «Капелька»
6.Задание: Пожарный предлагает вам выполнить физминутку «Огонь давний друг человека» (дети стоят между рядами)
Огонь – давний друг человека, (качают внизу руками)
А без доброго огня (шагают на месте)
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами, (рукопожатие)
Гонит холод, гонит мрак, (имитируют слова)
Он приветливое пламя (качают руками над головой)
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен (хлопают в ладоши)
И за то ему почет, (Показывают Класс)
Что ребятам греет ужин, (делают ладошки, как тарелка)
Режет сталь и хлеб печет. (имитируют движения)
7. А любой огонь должен быть обязательно потушен. Пожарный предлагает вам «Затушить свечку» (дети выполняют задание, сидя за столами)
8.Вопросы: Дети, а кто хочет стать пожарным? Сегодня мы все с вами пожарные и давайте споем песню «Мы – пожарники»
Пожарным называюсь
Укротителем огня
Огонь злой, дым угарный
Отступают от меня.
Мы пожарные – герои,
Нам огонь послушен,
Если вспыхнет он порою
Будет в миг потушен.
9.Вопросы: Если начался пожар что нам нужно сделать? (позвонить) Мы позвонили, а дальше нам что нужно сделать (выйти из помещения) А что нам в этом поможет? (знаки). Назовите знаки. (вниз по лестнице, вверх по лестнице, выход, огнетушитель, пожарный кран.)
10.Вопросы: О чем мы сегодня беседовали? (О пожаре) Что рисовали? (Пожарную машину, огнетушитель, колодец, человека)
Наверное, в зависимости от установок личности, огонь может вызывать и такие ассоциации. Но давайте оставим за рамками оценку этого высказывания и задумаемся: а почему вообще такое заявление стало возможным? Может быть, от непонимания подлинного смысла того, что символизирует огонь? Не в Библии ли сказано: «И познаете истину и истина сделает вас свободными»? Ведь именно незнание делает нас уязвимыми для разного рода внушений, домыслов, страхов и суеверий.
Символизм огня возник задолго до возникновения не только христианства, но и иудаизма. Ведь огонь сопровождает человека с самого его (человека) появления.
Собственно, умение обращаться с огнем — само по себе отличает человека (пусть примитивного) от животного. Да и сам огонь принципиально отличен от иных феноменов материального мира. Огонь совершенно реален и в то же время не вполне материален. Он приходит с неба посланником высших сил, и тогда он необуздан и разрушителен. И в то же время его можно добыть, сохранить, управлять им. Огонь одновременно разрушает, обжигает — и согревает, дает пищу и защиту. А еще огонь похож на живое существо: он может рождаться, питаться, умирать.
В мифах именно с огнем связано если не возникновение цивилизации, то по крайней мере переход ее в иное качество. В мифах многих народов огонь похищается либо приносится людям культурным героем. Миф о Прометее — наиболее известный, но далеко не единственный. Зато с ним связано еще одно символическое значение огня, вполне устоявшееся: это символ революционности, героизма, самопожертвования.
Нам нынешним трудно в полной мере оценить значение прирученного огня для древних людей. Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня было бы невозможно ни полноценное гончарное ремесло, ни тем более металлообработка. Даже обожженное дерево становится прочнее и долговечнее.
На первым этапе овладения огнем человек научился использовать и сохранять природный огонь. И это сознательное действие уже означало переход на новую ступень развития. Но предположу, что еще более важным стало умение самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы.
Разумеется, у него не могло не возникнуть совершенно особого отношения к огню. Немалую роль сыграло и сходство с живым существом: огонь рождается и умирает, питается, движется, обладает характером… Плохое питание заставляет его недовольно шуметь, разбрасывать обжигающие искры; при недостатке «пищи» огонь слабеет и умирает; за непочтительное обращение может отплатить пожаром.
Крайняя почтительность в отношении огня вполне объяснима и учитывая его величайшую практическую ценность. Вначале к нему могли просто относиться крайне бережно, затем это отношение формализовалось, постепенно обрастая поверьями и нюансами. Смешиваясь с другими верованиями, обогащаясь ассоциациями, ритуализируясь, отношение к огню постепенно превращалось в культ.
Например, огонь мог становиться символом солнца. Происхождение этих культов различно, но они сближаются по аналогии, ведь солнце тоже огненное, тоже дает тепло и свет, защищает от тьмы. Возможно, от солнца огонь воспринял функцию возрождения: ведь солнце непрерывно «умирает» и вновь «рождается» (причем как в суточном, так и в годовом цикле). Вероятно, поэтому огонь использовался в качестве символа солнца — а затем и сам стал считаться символом возрождения и обновления.
Постепенно огонь очага стал олицетворять сам очаг, а позже дом, род. По сути, очаг представляет собой сердце, центр дома. Пока горит огонь в очаге — в доме живут. В сознании разделяется «свой» и «чужой» огонь. Например, у некоторых народов можно дать соседу кресало, но нежелательно давать угли из своего очага (как и брать чужие). И разумеется, в огонь нельзя плевать, бросать мусор и даже ложиться ногами к очагу.
Позже огонь становится связующим звеном между человеком и богами, занимая центральное место в обрядах поклонения высшим силам. Это не удивительно. Во-первых, огонь изначально сходил с неба (молния), что уже связывает его с богами и делает изначально чистым, исходящим от высших сил. Во-вторых, брошенное в огонь исчезает, превращаясь в дым — и это дает возможность использовать огонь в качестве посредника, позволяющего «отправить» жертвы (заодно и очищаемые огнем) богам. В-третьих, огонь — это чисто человеческое оружие против природных опасностей. И не забывайте о свойстве огня сжигать, уничтожать то, что попадает в него. Отсюда очищающее значение огня, сжигающего зло, болезни, уничтожающего вредоносные влияния.
Видимо, с этими его свойствами связаны обычаи сжигания тел умерших. С одной стороны, огонь здесь используется как стихия, очищающая от связанной со смертью нечистоты; с другой, огонь «возносит» души в мир иной. У некоторых народов изначальная чистота огня, напротив, не допускала его осквернения мертвым телом.
С огнем связана символика энергии, жизненной силы. «Огонь души», «жизнь едва теплится» — так народная мудрость отражает связанные с огнем ассоциации. Связывается огонь и с богами — этого не избежал и иудаизм, где бог предстает в виде то горящего куста, то огненного столпа. В христианстве огонь также используется в обрядах, но я намеренно не касаюсь этой темы, ведь речь идет о символизме огня, возникшем задолго до христианства. Хотя как символ божества он встречается и здесь: например, в эпизоде схождения на апостолов святого духа. Но, как я говорил, огонь как символ божественного гораздо древнее христианства и иудаизма.
И наконец, огонь в представлении древних — одна из первооснов мира. В паре «огонь-вода» он символизирует активное, мужское начало в мире, жизненную силу, энергию в широком смысле.
Даже столь краткий экскурс демонстрирует, сколь всеобъемлющ и глубок символизм огня. И насколько молодо в сравнении с ним христианство. Да и иудаизм. Так стоит ли видеть в Вечном огне сатанинский символ — а заодно языческий (кстати, как сочетаются эти аспекты, относящиеся к принципиально различным религиозным системам?), естественно трактуемый священнослужителем исключительно в негативном ключе?
А может быть, с зажжением первого Вечного огня в 1921 году богатый символический ряд пополнился еще одним значением? Нам решать…
Люди научились обращаться с огнем много тысячелетий назад. Первоначально древний человек использовал огонь для отпугивания диких зверей и обогрева жилища. Добывать огонь самостоятельно он еще не умел, поэтому использовал пламя, созданное природой, например когда в дерево ударяла молния. Человек приносил пылающую ветку к своему жилищу и бережно хранил огонь, не давая ему угаснуть.
Фото: forum.goldentime.ru
Это был очень ненадежный способ. Если огонь по каким-то причинам гас, получить его вновь человек уже не мог. Потому люди и пытались сами научиться разводить огонь.
Пользуясь долгое время огнем, люди заметили, что очень быстро воспламеняются древесные опилки. Первобытные люди сумели воспользоваться этой особенностью.
Источник: https://i.pinimg.com/originals/c6/7f/cc/c67fcc59760e19f49564a350a770dd1f.jpg
Самый древний способ добычи огня – с помощью двух кусочков дерева. Их трут друг о друга до тех пор, пока они не воспламенятся. Некоторые народы добывали огонь путем сильного удара камень о камень, а позднее – металла о металл.
Несмотря на то что древний человек научился пользоваться огнем, ему всегда приписывалась сверхъестественная сила. Огню поклонялись, с ним отождествляли жизнь племени. Многие древние обряды посвящены огню. Для первобытного человека наличие огня – вопрос жизни и смерти. Огонь был мощным оружием в борьбе с дикими животными. Ведь даже дети и старики, имевшие в руках горящую головню, могли дать отпор любому зверю.
Источник: https://www.q-files.com/images/pages/galleries/1073/story-of-humans-1-with-labels.jpg
Древние люди были всеядными: они питались мясом диких зверей, собирали разные плоды, грибы, травы, съедобные коренья, ловили рыбу, моллюсков. На заре каменного века человек не делал никаких запасов, а добытая пища сразу же шла в употребление. Всю пищу первобытные люди употребляли в сыром виде. Долгое время они и понятия не имели, что из тех продуктов, которые имелись у них под рукой, можно приготовить множество вкуснейших блюд.
Когда первобытные люди научились пользоваться огнем, они предпочитали трапезничать у разведенного костра. Огонь отпугивал диких зверей, и человек мог спокойно поесть, не опасаясь нападения.
Источник: https://shabat.am/img/artpic/ne.jpg
Разложив мясо поближе к костру, чтобы его не стащили животные, люди, не торопясь, ели. И первый кусочек мяса поджарился, скорее всего, совершенно случайно: слишком близко к костру он находился, или огонь разгорелся слишком ярко. Человек был вынужден съесть жареное мясо. Оно пришлось ему по вкусу. С тех пор, зная способность огня делать пищу горячей и вкусной, люди стали поджаривать не только мясо, но и рыбу, всевозможные коренья, грибы. Так зародилось кулинарное искусство. Теперь человек стремился не просто найти себе пищу, но и сделать ее вкусной.
Источник: https://travelask.ru/questions/81689-blagodarya-chemu-chelovek-smog-dobyvat-sebe-pischu
Пища разных племен была неодинакова, в зависимости от условий, в которых жили древние люди. Первобытные охотники питались в основном мясом. Причем каждое племя предпочитало охотиться на какой-то определенный вид животных, который был более доступен. Они досконально изучали повадки этих животных, места их обитания. Ученые узнают об этом по костям, которые им удается обнаружить в местах стоянок древних людей. Чаще других встречаются кости мамонтов, оленей, зубров, бизонов, лошадей. Когда люди стали заниматься скотоводством, в пищу они употребляли в основном мясо коз и баранов.
Источник: https://www.pinmash.com
Племена собирателей, которые питались преимущественно растительной пищей, часто голодали, потому что их еда зависела от урожая. Сегодня мы можем только догадываться, обладали ли древние люди особым чутьем, чтобы отличить съедобные растения от ядовитых, или им приходилось изучать свойства растений методом проб и ошибок.
Также читайте:
Концепция «разумного замысла»: что в ней больше – религии или науки?
Почему вымерли мамонты? Или из-за кого…
Как люди попали в Америку?
Как, когда и откуда на Земле появился первый человек?
Матриархат привёл древних людей от стада к общине
Спасибо за чтение! Если понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, рассказывайте, что ещё чудесного происходит в мире!