Польза от малый и средний бизнес

Недавно Росстат озвучил вклад малых предприятий в российский ВВП. Цифра получилась вполне ожидаемая, но совершенно не впечатляющая — мы отстаем от развитых стран в несколько раз. Президент и Минэкономразвития собираются это отставание сократить до 2025 года. Разбираемся, насколько это реально и почему развитие малых и средних предприятий так важно для экономики России.
Большой вклад малого бизнеса
Отчет службы государственной статистики, опубликованный в начале февраля, представляет собой всего одну цифру — 21,9%. Это доля малого и среднего бизнеса в ВВП России за 2017 год. Более свежих данных пока нет. Методика расчета показателя: отношение продукции, созданной индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, малым и средним бизнесом к общему объему производства.
К малым и средним предприятиям в России относят бизнес с оборотом до 2 млрд. рублей в год и численностью штата до 250 человек. Всего таких компаний насчитывается 6 миллионов, в них работает почти 16 миллионов человек, а их объем производства в пересчете на деньги — более 20 трлн. рублей. Раньше неофициальную статистику по малому и среднему бизнесу (МСБ) собирало Министерство экономического развития. По данным министерства доля МСБ в экономике с 2014 года росла примерно на 1% в год.
До 2019 года эти данные нигде официально не публиковались. Но в марте прошлого года президент поставил задачу увеличить численность работников малых и средних предприятий до 25 млн. человек, а их вклад в ВВП до 40%. Правда, в майский указ вошло только поручение по численности. Для отслеживания планов, нужна официальная статистика, вот она и появилась в отчетах Росстата.
Еще один план развития озвучило Минэкономразвития, которое собралось до 2024 года увеличить долю МСБ до 32,5%. А министр финансов Антон Силуанов хочет добиться 23% уже в 2019 году. Чтобы достичь этих результатов динамика прироста МСБ должна улучшиться хотя бы в два раза. На первый взгляд кажется, что и сейчас цифры неплохие — 20 трлн. рублей это немало. Но, сравнение с передовыми экономиками мира показывает, что мы сильно отстаем.
Что в Томской области
Томская область считается хорошим регионом для малого и среднего бизнеса. В 2018 году доля малых предприятий в ВРП достигла 30%. Численность работников МСБ 115 тысяч человек, это почти четверть от трудоспособного населения. Объем привлеченных инвестиций превысил 3 млрд. рублей за год.
На фоне общероссийских показателей Томская область действительно выделяется в лучшую сторону. Это следствие развитой инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий. В области работает Фонд развития промышленности, действует комплексная программа «Мой бизнес» и программа развития экспорта, открыты учебные центры и бизнес-инкубаторы при университетах.
В прошлом году область оказала предпринимателям поддержку на сумму более миллиарда рублей, а в 2019 году планируется дополнительно открыть микрофинансовую организацию для развития МСБ, которая будет выдавать займы по льготным ставкам. Меры поддержки, отработанные в Томской области, могут быть использованы для развития бизнеса по всей стране.
Большая важность малого бизнеса
Чтобы нарастить долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 32%, властям придется всерьез взяться за это направление. В прошлом году был запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который должен оптимизировать бизнес-среду в стране. Проект подразумевает льготное кредитование на общую сумму 10 трлн. рублей, облегченный доступ к госзакупкам, информирование бизнеса о действующих мерах поддержки.
Дмитрий Медведев предложил использовать принцип «регуляторной гильотины», чтобы сократить административную и налоговую нагрузку на бизнес. Согласно этому принципу, действовать будут только специально согласованные требования, остальные — автоматически утратят силу. В России многие требования действуют еще со времен СССР, некоторые из них противоречат друг другу или просто не имеют смысла. Учесть все эти требования бизнес просто не в состоянии, а проверяющие организации вынуждают это делать.
В Совете Федерации обсуждают возможность закрытия крупных магазинов на выходные, чтобы поддержать малый торговые точки. А в Госдуме на рассмотрении проект о возврате ларьков и мобильных точек торговли.
Почему о малом и среднем бизнесе вдруг стало так много разговоров? Дело в экономическом росте, который необходим России — наша экономика растет в два раза медленнее, чем мировая. С такими показателями в пятерку самых развитых стран к 2024 году нам не попасть. А такое поручение президент дал правительству в своих майских указах.
Во вчерашнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул важность улучшения делового климата в стране и поручил разобраться с уголовными делами на предпринимателей.
Малые и средние предприятия — основа роста современных успешных экономик. В США в МСБ занято около 60% трудоспособного населения, в Германии — 70%, во Франции — 60%. А в России менее 30%. Малый бизнес имеет несколько преимуществ, которые положительно сказываются на национальной экономике в целом.
Насыщенному малыми компаниями рынку не грозит монополизация, а значит, и неоправданный рост цен. Малый бизнес более гибок, он быстрее подстраивается под изменения рыночных условий, а значит, работает эффективно и удовлетворяет весь спектр спроса, включая специфические запросы в разных регионах. Здоровая бизнес-среда — гарантия низкой безработицы в стране: человеку проще найти работу среди тысяч разнообразных компаний, чем пытаться встроиться в систему одной корпорации.
Важнейшее качество малого бизнеса для российской экономики — это диверсификация. Сейчас 80% всего производства сосредоточено в нескольких десятках компаний, которые уязвимы для внешнеполитических угроз. Несколько точечных санкций могут обрушить и фондовый, и реальный рынок в России, как было после введения санкций против алюминиевого гиганта «Русал».
Санкции против «Русала» за день обрушили российские индексы. На восстановление ушел почти месяц.
Несмотря на грандиозные планы властей, представители малого бизнеса не испытывают оптимизма. Предприниматели опасаются, что громкие заявления не превратятся в реальные шаги. В 2019 году малый бизнес лишили льготных страховых взносов, а самозанятых граждан обложили налогом. Рост НДС и снижение реальных доходов тоже не идут на пользу МСБ. В 2018 году индекс деловой активности малого бизнеса снижался, а ожидания от 2019 года — умеренно негативные.
Росстат начал публиковать официальную статистику — это уже неплохо. Теперь эффект от обещанных властями мер, можно будет оценить в реальных цифрах. Но противоречивой политики властей это, к сожалению, не отменяет. Да и реальность цифр Росстата вызывает все больше вопросов. Многие предприниматели считают, что бизнесу в России не нужно помогать, ему нужно хотя бы не мешать — это и будет лучшей поддержкой.
Виктор Тарасенко
информационный материал
30.09.2008
Губернские ведомости
25 сентября 2008 года, четверг, N 181 (148)
WWW.SKR.SU, GOVERNOR NEWS@SAKHALIN.RU –
Налоговая политика
Бизнес малый и средний,
ПОЛЬЗА – БОЛЬШАЯ
НАЗАМЕТКУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ
ПОЧЕМУИХТАКНАЗЫВАЮТ
Всеми уже признано: малые и средние предприятия быстрее адаптируются к быстро меняющимся условиям, эффективнее перенимают передовой опыт и охотнее идут на внедрение прогрессивных технологий и современной техники. Поэтому в России они сегодня действуют повсюду – от столицы и до самых дальних окраин. Например, в островной области в минувшем году насчитывалось 4300 малых предприятий во всех отраслях экономики. Это – 27,7 проц. от общего числа всех наших хозяйствующих субъектов. Заметна и их доля в общем обороте товаров, работ и услуг- 14 проц.
Чтобы понять, кто из налогоплательщиков входит именно в эту категорию и имеет определенные преимущества, достаточно внимательно ознакомиться с Федеральным законом N 209 “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”. В нем отмечено, что к этому сектору бизнеса отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации ( кроме ГУП и МУЛ), индивидуальные предприниматели – физические лица, а также крестьянские(фермерские) хозяйства.
Впрочем, важна не только юридическая форма или внесение данных о себе в единый госреестр. Существует и ряд критериев, по которым оцениваются все эти предприятия. В частности, в их уставном капитале не должна превышать 25 проц. суммарная доля государства, субъектов Федерации и муниципальных образований, иностранных компаний и граждан, обще-ственных и религиозных организаций и т.п. Другой критерий – это численность работников. Для средних предприятий она определена в количестве от 101 до 250 человек, для малых – до 100 человек. Отдельно законодательством выделены и так называемые микропредприятия, численность работников в которых не должна превышать 15 человек.
Не менее важен и финансовый критерий, отражающий одну из важнейших характеристик в деятельности этого сектора экономики. Это выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС. В качестве такого критерия используется также балансовая стоимость активов предприятия либо остаточная стоимость его основных средств и нематериальных активов. В общем-то самим предпринимателям все это хорошо известно, но вот о предстоящих изменениях здесь знают немногие…
РЕКОМЕНДУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ НАЛОГОВОЙСЛУЖБЫ
Первая рекомендация проста: предпринимателю необходимо оценить, к какой категории бизнеса он относится. Предельные значения выручки или балансовой стоимости отданы на усмотрение правительства РФ. Именно оно своим постановлением определяет такие значения для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. Сегодня утверждены следующие величины: для микробизнеса – 60 млн. рублей, для малого бизнеса – 400 млн. рублей, для среднего бизнеса -1 млрд. рублей.
Предельные значения активов и выручки от реализации товаров будут устанавливаться правительством один раз в пять лет с учетом данных наблюдений госстатистики за этим сектором бизнеса. И подобная норма в соответствии с п. 2 ст. 27 уже упомянутого федерального закона вступит в силу с 1 января 2010 года.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства будет меняться, если названные активы окажутся выше или ниже установленных пределов в течение двух календарных лет. Индивидуальные предприниматели и организации, лишь только начавшие свою деятельность, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса в течение года, в котором они зарегистрированы. И, естественно, при условии, что их показатели не превышают установленных значений с момента регистрации.
ОЦЕНИСВОЙ РИСК САМ
И предпринимателям, и специалистам налоговых служб хорошо известен Указ президента РФ N 797. Ведь в нем сформулирована задача по ликвидации административных преград в сфере бизнеса. Так, налоговые органы, контролируя правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в бюджет, делают упор не на фискальные меры, а на повышение налоговой дисциплины и грамотности тех, кто вносит платежи в нашу общую казну. Именно для этого в мае прошлого года была утверждена концепция планирования выездных налоговых проверок, положения которой реализуются и в островной области. В частности, разработаны и опубликованы 11 критериев оценки риска, которые и дают ориентир при планировании выездных проверок. А поскольку это – процесс открытый, то возможность оценить свои риски и взглянуть на собственный бизнес глазами специалистов налоговых служб получили также и руководители предприятий и организаций. Теперь каждый из них может самостоятельно определить – оказался он в зоне риска или же, наоборот, действует в зоне налоговой стабильности.
Проще говоря, если собранная о предпринимателе информация не свидетельствует о явных нарушениях, он может быть уверен – в план выездных проверок его бизнес не включат. Об этом, кстати заметить, свидетельствует и статистика. Так, в минувшем году и в первом квартале нынешнего удельный вес проверенных налогоплательщиков, входящих в категорию малого бизнеса, составил всего 30 проц.
РЕКОМЕНДУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ НАЛОГОВОЙСЛУЖБЫ
Каждому из предпринимателей необходимы точные сведения о том, правильно ли исчисляются и уплачиваются налоги, какими правами и обязанностями он наделен, каковы полномочия представителей налоговой службы и т.п. Чтобы ответить на все эти вопросы, налоговая служба страны первой среди других федеральных министерств и ведомств разработала свой административный регламент. Этот документ подробнейшим образом расписывает, как и в какие сроки инспекторы должны принимать у посетителей декларации, предоставлять информацию о расчетах компании или индивидуального предпринимателя с бюджетом, рассматривать обращения граждан и т.п. А в сентябре 2005 года введен в действие Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Он устанавливает жесткие сроки, в которые должно укладываться каждое действие инспектора, к примеру, при постановке фирмы или индивидуального предпринимателям на учет и иных случаях. Опытные бизнесмены, как правило, все это знают, ну а тем, кто только начинает свой бизнес, рекомендация одна: учитывать весь названный пакет документов как основу для взаимодействия с работниками налоговых инспекций.
Налоговая служба страны ответила конкретными шагами и на провозглашенный президентом курс на борьбу с коррупцией и вымогательством. Для этого за четыре минувших года во многих инспекциях открыты операционные залы с электронными очередями, системой звукового информи-рования и окнами для приема налогоплательщиков. Той же цели служит и повсеместно распространяющаяся сдача отчетности и проведение сверки через Интернет по телекоммуникационным каналам.
НАЗАМЕТКУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ
АВЫ – НА“УПРОЩЕНИЕ”?..
Через три с небольшим месяца многих предпринимателей, занятых в сфере малого бизнеса, ждут очередные перемены. Они связаны с тем, что с 1 января 2009 года вступает в силу новая редакция Налогового кодекса. А она, в частности, предусматривает изменение порядка применения специальных налоговых режимов, в число которых входит и известная многим УСН – упрощенная система налогообложения. Или, как ее еще называют сами предприниматели, “упрощенка”.
Например, с будущего года все, кто применяет “упрощенку” или систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, освобождаются от обязанности предоставлять налоговую декларацию. Они обязаны представлять отчетность только по истечении налогового периода. Данное изменение касается единого налога, уплачиваемого в связи с применением “упрощенки”, а также единого сельскохозяйственного налога, транспортного и земельного налогов. Вместе с тем порядок уплаты налога не меняется.
Другое новшество связано со списанием убытков, которые предприниматель понес в прошлые годы. Налоговую базу здесь нельзя было уменьшить более чем на 30 проц., но с нового года такая норма отменяется. Проще говоря, былые убытки можно будет списывать и целиком, и переносить на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.
Впрочем, все изменения, связанные с введением новой редакции Налогового кодекса, не перечислишь. Поэтому совет предпринимателей один: заранее знакомиться с ожидаемыми новшествами, а при необходимости получить консультацию у специалистов налоговой службы.
РЕКОМЕНДУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ НАЛОГОВОЙСЛУЖБЫ
Руководители малого и среднего бизнеса нередко являются и владельцами государственных и муниципальных облигаций. Им надо знать: с 2009 года не подпадают под УСН доходы, полученные как раз в виде процентов от таких облигаций, в форме дивидендов от российских и иностранных организаций. Такие доходы облагаются в соответствии с положением главы НК “Налог на прибыль”.
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, будут уплачивать НДФЛ с доходов, которые учитываются как материальная выгода от экономии на процентах, процентные доходы по вкладам в банках (в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ) и т. д.
С 2009 года отменяются ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения на основе патента. Перечень видов такой деятельности дополнен, а предпринимателям предоставлено право привлекать до 5 наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера).
Материалыподготовил
СергейСАКТАГАНОВ.
vedomosti@skr.suI
(Присодействиипресс–центра
управленияФедеральной
налоговойслужбыРФ
поСахалинскойобласти.
www.r65.nalog.ru
В составе валового продукта США малому бизнесу отводится 70 процентов, в Японии и того больше — 78, а в Италии — 73. У нас этот показатель едва дотягивает до 20 процентов. Что мешает развитию малого бизнеса в Казахстане?
На сегодня малый бизнес — основа экономик всех развитых стран. По данным ООН, малые и средние предприятия составляют 95 процентов от общего количества всех функционирующих в мире. Согласитесь, цифра немаленькая. И явному росту популярности малого и среднего бизнеса (МСБ) имеются свои объективные причины, во многом обусловленные тем историческим этапом, который переживает сейчас планета Земля. А переживаем мы эру глобализации, которая, хотим мы того или нет, касается каждого. Информационное, постиндустриальное общество зиждется на услугах. И это сфера традиционного господства малых экономических форм. В мировых валовых показателях доля услуг неуклонно растет, достигая 70—80 процентов от национального ВВП в ряде стран.
Оценив по достоинству способность МСБ бороться с безработицей, в начале 90-х Президент тогда еще молодого независимого Казахстана подписал указ об усилении государственной поддержки малого предпринимательства. Но «кооперативная» стихийность, отсутствие четкой нормативно-правовой базы, государственных гарантий, неопытность новых предпринимателей, общая неразвитость рыночных механизмов приводили малые предприятия к банкротству. Естественный отбор, впрочем, имел свои преимущества. Оставшиеся игроки дождались вторично подоспевшей помощи государства. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РК» можно оценивать по-разному, но активировать развитие сектора МСБ все же удалось. Сказалась и общая стабилизация ситуации в стране. Снижение общего уровня инфляции, становление банковской системы, принятие целого пакета законопроектов (законы «Об индивидуальном предпринимательстве», «О финансовом лизинге», постановления «О концепции развития ремесленничества», «О развитии женского предпринимательства») внесли позитивную лепту в развитие МСБ. Но, к сожалению, не сняли проблемы его направленности. Доля малых предприятий в торговле составляет 75 процентов. В сельском хозяйстве сосредоточено 25 процентов, 18 — в сфере услуг. И только два (!) процента — в промышленности.
В последнее время Правительство предприняло целый ряд шагов по восстановлению отечественного автомобилестроения, машиностроения, приборостроения, развитию предприятий легкой промышленности. В силу структурных предпочтений МСБ это может привести к скорому уходу с рынка огромного количества малых предприятий. Но такой оборот совсем не соответствует наказу Президента: «Когда 60 процентов работающего населения будет трудиться в малом и среднем бизнесе, тогда Казахстан достигнет устойчивости». Поэтому остро встает вопрос о диверсификации малого бизнеса, его равномерной переориентации во все сектора экономики и сбалансированном симбиозе с предприятиями крупной промышленности.
Надо сказать, отраслевая структура МСП (предприятий малого и среднего бизнеса) в Европе представляет собой совсем другую картину. Семнадцать процентов МСП приходится как раз на промышленность, 16 — на услуги населению, по 14 процентов берут на себя услуги предприятиям и строительство, 13 процентов занимает оптовая торговля, 12 — транспорт и связь. Малые предприятия там делятся на так называемых патиентов, коммунантов и эксплерентов.
Патиенты выпускают готовую продукцию, используя при этом местное сырье и ориентируясь на локальные рынки сбыта. К этому бизнесу относится производство одежды, обуви, продуктов питания. Такие предприятия часто составляют конкуренцию крупным производствам.
Коммунанты, напротив, идут обычно в сцепке с крупными корпорациями, изготавливая детали, узлы, осуществляя промежуточную сборку.
Эксплеренты — это инновационные фирмы, занимающиеся научными, конструкторскими разработками, внедрением технических открытий, созданием опытных партий товаров. При таком соотношении малый бизнес вполне устойчив. И устойчивость эта определяет важные моменты экономического развития. Если за крупными предприятиями стоит общенациональный уровень эффективности экономики, то малые предприятия — это возможность быстро снизить уровень безработицы и противостоять монопольным устремлениям корпораций.
Два последних года Правительство помимо мер по стимулированию развития малого бизнеса рассматривает способы его отраслевой переориентации. Главный фактор, вытесняющий отечественный МСБ из сферы производства, — сырьевая направленность экономики. Поставленная в президентском Послании цель: переориентировать экономику в сферу развития несырьевых производств должна изменить ситуацию. Крупным перерабатывающим компаниям понадобятся малые предприятия-сателлиты, которые возьмут на себя все вспомогательное производство. Это даст толчок развитию коммунантов. Развитие легкой и пищевой промышленности увеличит число предприятий-патиентов.
Но наибольший интерес у Правительства вызывают инновационные сферы малого предпринимательства. И этот сектор МСБ без поддержки государства явно не обойдется. На данный момент разрабатываются меры по бюджетному финансированию субъектов малого и среднего бизнеса. Это позволит со временем переориентировать их на сферы наибольшей экономической перспективности, что обеспечит в итоге более быстрый экономический рост, чем ставка на сырьевой потенциал.
Итак, малый и средний бизнес не требует больших затрат, он более мобилен и менее подвержен глобальным рискам, а также способен обеспечить рабочими местами до половины населения страны. Малый бизнес способствует выравниванию цен и доходов, он способствует диверсификации экономики и повышает общий конкурентный уровень страны. Единственное, что ему требуется, — поддержка государства. И Правительство, судя по всему, намерено помочь малому, но такому большому бизнесу.
Зауре АХМЕТОВА
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!