Польза от малых предприятий государстве
В составе валового продукта США малому бизнесу отводится 70 процентов, в Японии и того больше — 78, а в Италии — 73. У нас этот показатель едва дотягивает до 20 процентов. Что мешает развитию малого бизнеса в Казахстане?
На сегодня малый бизнес — основа экономик всех развитых стран. По данным ООН, малые и средние предприятия составляют 95 процентов от общего количества всех функционирующих в мире. Согласитесь, цифра немаленькая. И явному росту популярности малого и среднего бизнеса (МСБ) имеются свои объективные причины, во многом обусловленные тем историческим этапом, который переживает сейчас планета Земля. А переживаем мы эру глобализации, которая, хотим мы того или нет, касается каждого. Информационное, постиндустриальное общество зиждется на услугах. И это сфера традиционного господства малых экономических форм. В мировых валовых показателях доля услуг неуклонно растет, достигая 70—80 процентов от национального ВВП в ряде стран.
Оценив по достоинству способность МСБ бороться с безработицей, в начале 90-х Президент тогда еще молодого независимого Казахстана подписал указ об усилении государственной поддержки малого предпринимательства. Но «кооперативная» стихийность, отсутствие четкой нормативно-правовой базы, государственных гарантий, неопытность новых предпринимателей, общая неразвитость рыночных механизмов приводили малые предприятия к банкротству. Естественный отбор, впрочем, имел свои преимущества. Оставшиеся игроки дождались вторично подоспевшей помощи государства. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РК» можно оценивать по-разному, но активировать развитие сектора МСБ все же удалось. Сказалась и общая стабилизация ситуации в стране. Снижение общего уровня инфляции, становление банковской системы, принятие целого пакета законопроектов (законы «Об индивидуальном предпринимательстве», «О финансовом лизинге», постановления «О концепции развития ремесленничества», «О развитии женского предпринимательства») внесли позитивную лепту в развитие МСБ. Но, к сожалению, не сняли проблемы его направленности. Доля малых предприятий в торговле составляет 75 процентов. В сельском хозяйстве сосредоточено 25 процентов, 18 — в сфере услуг. И только два (!) процента — в промышленности.
В последнее время Правительство предприняло целый ряд шагов по восстановлению отечественного автомобилестроения, машиностроения, приборостроения, развитию предприятий легкой промышленности. В силу структурных предпочтений МСБ это может привести к скорому уходу с рынка огромного количества малых предприятий. Но такой оборот совсем не соответствует наказу Президента: «Когда 60 процентов работающего населения будет трудиться в малом и среднем бизнесе, тогда Казахстан достигнет устойчивости». Поэтому остро встает вопрос о диверсификации малого бизнеса, его равномерной переориентации во все сектора экономики и сбалансированном симбиозе с предприятиями крупной промышленности.
Надо сказать, отраслевая структура МСП (предприятий малого и среднего бизнеса) в Европе представляет собой совсем другую картину. Семнадцать процентов МСП приходится как раз на промышленность, 16 — на услуги населению, по 14 процентов берут на себя услуги предприятиям и строительство, 13 процентов занимает оптовая торговля, 12 — транспорт и связь. Малые предприятия там делятся на так называемых патиентов, коммунантов и эксплерентов.
Патиенты выпускают готовую продукцию, используя при этом местное сырье и ориентируясь на локальные рынки сбыта. К этому бизнесу относится производство одежды, обуви, продуктов питания. Такие предприятия часто составляют конкуренцию крупным производствам.
Коммунанты, напротив, идут обычно в сцепке с крупными корпорациями, изготавливая детали, узлы, осуществляя промежуточную сборку.
Эксплеренты — это инновационные фирмы, занимающиеся научными, конструкторскими разработками, внедрением технических открытий, созданием опытных партий товаров. При таком соотношении малый бизнес вполне устойчив. И устойчивость эта определяет важные моменты экономического развития. Если за крупными предприятиями стоит общенациональный уровень эффективности экономики, то малые предприятия — это возможность быстро снизить уровень безработицы и противостоять монопольным устремлениям корпораций.
Два последних года Правительство помимо мер по стимулированию развития малого бизнеса рассматривает способы его отраслевой переориентации. Главный фактор, вытесняющий отечественный МСБ из сферы производства, — сырьевая направленность экономики. Поставленная в президентском Послании цель: переориентировать экономику в сферу развития несырьевых производств должна изменить ситуацию. Крупным перерабатывающим компаниям понадобятся малые предприятия-сателлиты, которые возьмут на себя все вспомогательное производство. Это даст толчок развитию коммунантов. Развитие легкой и пищевой промышленности увеличит число предприятий-патиентов.
Но наибольший интерес у Правительства вызывают инновационные сферы малого предпринимательства. И этот сектор МСБ без поддержки государства явно не обойдется. На данный момент разрабатываются меры по бюджетному финансированию субъектов малого и среднего бизнеса. Это позволит со временем переориентировать их на сферы наибольшей экономической перспективности, что обеспечит в итоге более быстрый экономический рост, чем ставка на сырьевой потенциал.
Итак, малый и средний бизнес не требует больших затрат, он более мобилен и менее подвержен глобальным рискам, а также способен обеспечить рабочими местами до половины населения страны. Малый бизнес способствует выравниванию цен и доходов, он способствует диверсификации экономики и повышает общий конкурентный уровень страны. Единственное, что ему требуется, — поддержка государства. И Правительство, судя по всему, намерено помочь малому, но такому большому бизнесу.
Зауре АХМЕТОВА
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Всё больше убеждаюсь, что басня «свинья под дубом» написана про социалистов. Из-за эпидемии коронавируса сильно пострадает малый бизнес — у большей части бизнесменов просто нет достаточных запасов, чтобы спокойно пережить карантин, временное закрытие и сильный спад продаж. В некоторых секторах уже пошли первые дефолты, другие начнут всерьёз страдать чуть позже, в течение ближайших месяцев.
Социалисты пишут: как приятно наблюдать за чужими проблемами, мы всегда ненавидели этих богатеньких кровососов, и вот сейчас они, наконец-то, будут массово разоряться.
Позиция близорукая. Даже если оставить в сторону вопросы морали, — у сторонников левых идей своя мораль, — малый бизнес выполняет в современном государстве несколько важнейших функций.
1. Обеспечивает социальный лифт.
2. Снижает социальное напряжение, направляя энергию самых «буйных» в полезное для общества русло.
3. Повышает уровень жизни населения, производя ненужные государству товары и услуги: кофе на вынос, вычурные приспособления для рыбалки.
4. Создаёт рабочие места для огромной доли населения.
Обратите внимание, налогов в этом списке нет. Хоть государство и собирает с малого бизнеса какие-то небольшие деньги, однако суммы там обычно символические. Если завтра малый бизнес перестанет платить налоги вовсе, бюджет этого даже не заметит.
Исчезновение малого бизнеса приведёт к другим проблемам. Миллионы людей, которые стригли друг друга и чинили друг другу мобильники, окажутся без работы. Зарплаты тех, кто работает на крупных предприятиях, резко поползут вниз — реплика «за забором очередь желающих стоит» впервые за долгое время станет правдой, так как за заборами действительно будут выстраиваться очереди безработных. Оставшиеся без дела и без денег люди будут выживать методами девяностых — возделывая скорбные шесть соток, смазывая лыжи за границу и принимая участие в полукриминальной деятельности.
Для тех самых социалистов, которые сейчас радостно приплясывают, предвкушая проблемы у предпринимателей, крах малого бизнеса будет иметь особенно неприятные последствия. Большая их часть или лишится работы, или окажется перед необходимостью объяснять начальству, почему на их нельзя заменить вон тем энергичным парнем с улицы, готовым работать за вдвое меньшую зарплату. Страдать будут все, включая фрилансеров, так как заказов у фрилансеров станет меньше, а конкурентов — больше.
Некоторые предприниматели извлекут выгоду из происходящего, однако типичному социалисту, — наёмного работника или вольнокопейщика-одиночку, — кризис глубоко залезет в карманы.
Государство, конечно, должно приложить максимум усилий, чтобы спасти малый бизнес. Если не потратить сейчас 1 рубль на временную поддержку малого бизнеса, придётся тратить потом 100 рублей на прокорм всех тех, кому малый бизнес давал рабочие места.
Допустим, в небольшом кафе работают 10 человек с общей зарплатой в 500 тысяч рублей. Если выделить сейчас этому кафе миллион рублей в виде мер поддержки, государство потеряет миллион. Если кафе закроется, то за пять лет сотрудники не получат одной только зарплаты на 500*60 = 30 млн рублей. Также пойдут по цепочке другие потери в виде неполученной аренды и некупленных продуктов, например.
Лично я предлагаю вот такие меры поддержки малого бизнеса:
1. Арендные каникулы на период полного карантина и двух-трёхкратное снижение арендной платы на период вызванного эпидемией спада продаж. Государству не так уж сложно будет договориться с торговыми центрами и прочими арендодателями, особенно, если учесть, что торговые центры обычно арендуют землю у государства.
2. Льготные кредиты для малого бизнеса, которому срочно нужны деньги. Кредиты надо выдавать без залогов и прочих формальностей, всем подряд, однако их срок должен быть ограничен тремя годами, а размер кредита должен быть привязан к тем оборотам бизнеса, которые видит налоговая. Ставка по кредитам должна быть рыночной, безо всяких скидок, 15-20% годовых. Нельзя повторять ошибки США, которые отравили свою экономику, поддерживая планово-убыточные компании в ущерб здоровому бизнесу.
3. После окончания эпидемии имеет смысл раздать населению льготные карты на 30-50 тысяч рублей, которые можно будет отоварить у местных ИП. Идея такая: Василий Пупкин идёт в магазин и покупает велосипед за 10 тысяч рублей. Платит льготной картой, а предприниматель потом получает деньги на счёт из специального государственного фонда. Денег на такую программу понадобится много, однако если малый бизнес вынужден будет массово отправлять людей на улицу, то на сглаживание социального напряжения уйдёт в десятки раз больше ресурсов.
Подведу итог
Малый бизнес — это именно та часть экономики, которая позволяет нам с вами не просто жить, а жить хорошо. Государство без малого бизнеса не пропадёт: в некоторых репрессивных государствах малый бизнес был прямо запрещён. Однако если малого бизнеса не будет, уровень жизни простых граждан снизится в разы. История убедительно демонстрировала эту закономерность много раз.
PS. Кстати, раз уж мы заговорили о бизнесе. Олег Дерипаска строит сейчас инфекционные отделения, Владимир Потанин отправил миллиард на поддержку пострадавших, Роман Абрамович выделил медикам целый отель. Коммунисты провели митинг «За социальную справедливость», подвергнув тем самым риску заражения большое количество пожилых людей.
Наше государство уже много лет говорит о том, что необходимо увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП хотя бы до 40%, но “воз и ныне там”. Данный показатель пока вдвое меньше, и на протяжении десятилетий не меняется, несмотря на определенные меры государственной поддержки малого бизнеса.
Я кратко расскажу об этих мерах государственной поддержки малого бизнеса, может быть, для кого-нибудь данная информация окажется полезной.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса.
Самым главным и ответственным органом, отвечающим за “бурный рост” предпринимательства в России, является Министерство экономического развития РФ. Оно определяет основные направления и объемы финансирования государственной поддержки бизнеса.
В регионах главными операторами поддержки бизнеса являются различные департаменты или местные министерства поддержки малого предпринимательства. Региональная власть на условиях софинансирования получает от МЭР федеральные средства на определенные виды государственной поддержки бизнеса.
В каждом регионе формируется своя инфраструктура поддержки бизнеса, которая состоит из следующих организаций:
- фонды поддержки малого и среднего предпринимательства.
Кстати, данные фонды являются микрофинансовыми организациями, действующие в том же правовом поле, что и обычные МФО, выдающие займы под 300% годовых. Вот только проценты по займам у государственных МФО даже ниже, чем в банках. Естественно, что обычным физическим лицам фонды поддержки предпринимательства займы не выдают.
- гарантийные фонды
- центры инноваций
- центры народно-художественных промыслов
- центры поддержки экспорта
- бизнес-инкубаторы
- промышленные парки и технопарки
- центры прототипирования
- центры сертификации
и другие.
Виды поддержки малого бизнеса.
Все виды поддержки предпринимательства можно условно разделить на две группы:
- финансовые
- нефинансовые
К финансовым мерам поддержки предпринимательства можно отнести следующие виды услуг:
- льготное кредитование. Этим занимаются фонды поддержки предпринимательства. Условия и ставки в каждом фонде свои. Как правило, ставки ниже для предпринимателей, занимающихся инновациями, производством и социально-ориентированным бизнесом. Выдаваться займы могут как для пополнения оборотных средств, так и для приобретения основных средств. Максимальный размер займа составляет 3 млн. рублей, максимальный срок – 3 года.
- предоставление поручительств (гарантий) по банковским кредитам. Когда у предпринимателя не хватает залога для получения нужной суммы кредита, он может обратиться в гарантийный фонд за помощью. При положительном решении гарантийный фонд становится поручителем предпринимателя по банковскому кредиту, и будет нести материальную ответственность в случае неплатежеспособности клиента.
- субсидирование части затрат. Субсидии предоставляются, как правило, производственным организациям для покрытия затрат по оплате лизинговых платежей или процентов по кредитам, взятых для строительства или приобретения основных средств.
- гранты. Гранты могут предоставляться инновационным компаниями, а также начинающим предпринимателям.
Нефинансовые меры поддержки предпринимательства следующие:
- различные консультационные услуги по вопросам ведения бизнеса, финансового планирования (разработка бизнес-планов), маркетинга, патентно-лицензионного сопровождения, правового обеспечения деятельности;
- организация конференций, форумов, круглых столов для малого бизнеса;
- помощь в продвижении товаров на экспорт;
- проведение обучающих тренингов и семинаров,
- организация выставок для товаров малого бизнеса;
и другие.
Можно долго спорить насчет эффективности данных мер. Например, счетная палата РФ сообщает, что гарантийной поддержкой (поручительствами) воспользовались 0,1% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, а льготным кредитованием – 0,3-0,4%. И большинство тех, кто получил финансовую поддержку, никак не улучшили свои финансовые показатели.
Для того, чтобы понять всю суть государственной поддержки бизнеса, представим хозяйку, которая посадила в маленький горшок пальму. Она выросла маленькая и корявенькая, и дальше не растет. Хозяйка и поливает ее регулярно, и почву удобряет, а она все не растет. Вот и наше государство вроде помогает малому бизнесу, но истинной проблемы не видит. А может и видит, но решать не хочет.
Если для начинающих предпринимателей малый бизнес привлекателен с точки зрения получения дохода и самореализации личности, то для государства интерес представляют несколько иные аспекты.
Во-первых, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, создают новые рабочие места. Это происходит по следующей причине. Пытаясь реализовать свои бизнес-идеи, индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий принимают на работу сотрудников, которые будут реализовать определенную профессиональную функцию в системе разделения труда.
Кто-то будет стоять у станка, кто-то вести финансовый учет, складировать и перевозить готовую продукцию, продавать ее. В этом смысле государственным органам и муниципальным властям не нужно ломать себе голову над вопросом, куда девать излишнюю рабочую силу или как обеспечить достойное пособие безработным. Острейшая задача повышения занятости решается малым бизнесом автоматически.
Во-вторых, владельцы бизнеса и их сотрудники являются налогоплательщиками. Не только их подоходный налог, но и другие налоги (в числе которых налог на добавленную стоимость, на прибыль, транспортный налог, налог на землю), пополняют бюджет государства. Чем выше доходы организаторов бизнеса и работников их предприятий, тем больше денег получают местный и федеральный бюджет. Располагая достаточными денежными средствами, государство может без труда решать задачи по повышению благосостояния населения. А это, в свою очередь, обеспечивает социальную и политическую стабильность
В-третьих, малый бизнес очень гибок и динамичен; он легко меняет сферы деятельности и обеспечивает самые разнообразные потребности. Владельцы малого бизнеса всегда находятся в тесном контакте с партнерами и покупателями их продукции, что дает возможность быстро перестраиваться в случае изменения внешней среды или запросов покупателей.
Вместе с тем государственная власть обычно осознает тот факт, что вместе с развитием малого бизнеса меняются не только доходы граждан. Другим становится мировоззрение и менталитет людей, — то с чем раньше мирились люди закомплексованные и несвободные, теперь критикуется и отвергается. Малый бизнес, таким образом, является школой реальной демократии и становления гражданского общества. И, надо сказать, далеко не во всех странах государственным чиновникам нравится открытая критика со стороны предпринимателей, которые высказывают недовольство поборами, монополизмом, нецелевым расходованием бюджетных средств, завышенными налогами.
И все же плюсы малого предпринимательства значительно перевешивают его минусы. Правительства практически всех стран мира хорошо знают, что богатых стран без института малого бизнеса не бывает. Прошлый опыт СССР, Китая, стран Восточной Европы, Северной Кореи, Кубы убедительно показал, что идеологические догмы, направленные против рыночной экономики и бизнеса, ведут к обнищанию страны и тотальному товарному дефициту. Поэтому вопрос обычно стоит не в плоскости – иметь или не иметь развитый малый бизнес, а в ракурсе его экономического и правового регулирования.
Обычно государственная власть в законодательном порядке определяет категорию «малый бизнес» и устанавливает критерии, позволяющие его идентифицировать. Обычно таких критериев два – это численность работающих на предприятии и величина выручки, получаемая компанией. К малому бизнесу относят предприятия с численностью работающих от 20 до 200 человек (в зависимости от отрасли, где работает компания). Величину годовой выручки или оборота компании определяют законодательные акты, которые периодически (раз в несколько лет) пересматриваются из-за инфляции и других изменений.
Так как старт-апам в малом бизнесе труднее развиваться, чем средним и крупным предприятиям, государство предоставляет малым предприятиям известные преференции – например, льготные кредиты, низкие налоги или налоговые каникулы на 2-3 года. Иногда финансовую помощь оказывают местные власти и специальные фонды поддержки малого бизнеса.
Однако одних перечисленных мер недостаточно. На развитие малого бизнеса в стране оказывает влияние целый комплекс причин, среди которых правовые, культурные, инфраструктурные, криминальные. Ведение предпринимательской деятельности в значительной степени затрудняют идеологические шоры, бюрократия, избыточный налоговый прессинг, недостаток капитала в стране, монополизация рынков и прочие факторы.
Рассмотрим более подробно элементы среды функционирования малого бизнеса, определяющие деловой и инвестиционный климат в отдельной стране или регионе.
Общественные ценности. Значительную роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности в ее малых формах играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.
Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости малого предпринимательства является слабая правовая база и неэффективная правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, организованная преступность, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития малого бизнеса.
Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития малого бизнеса.
Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать малому бизнесу. Платежеспособность населения и предприятий, емкость рынков, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, действующие налоговые ставки – все эти показатели в обязательном порядке учитываются отечественными и иностранными предпринимателями при принятии решения об инвестициях или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов.
При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.
Политическая ситуация. Для формирования благоприятной среды малого предпринимательства очень важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной и исполнительной власти зависит, будет ли поддерживаться или подавляться предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие иностранного бизнеса и транснациональных корпораций на внутреннем рынке страны.
От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.
Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству и организаторам малого бизнеса формируется, в основном, в широких общественных кругах. Настроения в обществе, идеологические и религиозные ориентации людей из различных социальных слоев становятся определяющими при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.
Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.
Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на малые предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько он будет развит и какие потребности обслуживать.