Польза от лепки соленым тестом
Консультация для родителей о пользе лепки из соленого теста.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.
Таким образом, лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.
История возникновения солёного теста.
Лепка из солёного теста имеет давнюю историю. Известно, что ещё в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам. Италия в средние века славились поистине удивительными мастерами, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого продать. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Германии в 19 веке главным символом Рождества была ёлка и бедные люди из хлебного теста изготавливали рождественские украшения.
Чтобы сохранить их от поедания мышами и насекомыми, в тесто стали добавлять большое количество соли – так возникло солёное тесто.
Во время Первой мировой войны, а также в первые годы после неё изготовление фигурок из солёного теста было невозможно, так как не хватало соли. Искусство создание фигурок из солёного теста вскоре было утеряно.
Около 20 лет тому назад это древнее народное искусство было возрождено, но потеряло ритуальный смысл. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены – изделие выглядит керамическим.
Экологическая чистота и безвредность позволяет широко использовать его в работе с детьми, развития их творческих способностей. Лепка из теста – интересный и увлекательный вид прикладного творчества. Чем больше постигаешь азы этого творчества, тем больше открываешь для себя что-то новое. Надо правильно его замесить, чтобы работа с ним доставляла удовольствие, а не мучение.
Приготовление солёного теста.
Рецепт :
1 стакан муки, 1 стакан соли, 1 столовая ложка растительного масла, 0.5 стакана воды
Технология работы с тестом.
1 этап. Замешивание солёного теста.
2 этап. Окрашивание теста. Окрашивать можно как уже просушенное изделие, так и само тесто перед лепкой и просушиванием. Окрашивание всего изделия после просушки наиболее простой, но вместе с тем трудоёмкий вариант. –
Плоские поделки можно раскрасить гуашью и акрилом, у акрила очень насыщенные цвета, а объемные фигурки лучше сразу лепить из окрашенного теста, потом сложно прокрасить мелкие детали. Когда будете добавлять в тесто гуашь, учтите, что при высыхании тесто бледнее, поэтому берите краску на тон темнее, чем тот цвет, который хотите получить в результате. Готовые изделия покрываются обычным прозрачным лаком – он продается в магазинах для строительства и ремонта.
3 этап. Сушка.
Сушка изделий из солёного теста бывает двух видов: естественная и сушка в газовой духовке. И как правильно сушат изделия?
– Двумя способами – в духовке и на воздухе. Фигурки лучше всего сушить в духовке на самом маленьком огне при открытой дверце. Процесс занимает несколько часов. А панно рекомендую сушить на открытом воздухе, в духовке могут завернуться края. Просто оставьте изделие на несколько дней на воздухе, оно высохнет равномерно – а уже потом просушите и в духовке.
4 этап. Склейка.
5 этап. Хранение изделий.
Три способа лепки.
Конструктивный является более простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям.
Пластический предполагает, что всё изделие выполняется из целого куска без деления на части.
Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.
Игры с тестом.
· обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребёнка;
· активизируют мелкую моторику рук; координацию и тактильные ощущения рук;
· способствуют развитию воображения, памяти, внимания, мышление и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребёнка;
· способствуют формировании основ мотивационной готовности к школе.
Соленое тесто – уникальный материал для творчества. Он стал настолько популярен, что порой заменяет взрослым любителям скульптуры глину и гипс. Это более податливый материал, что позволяет заниматься лепкой из него маленьким детям. Оно не токсично, процесс создания фигурок из теста безопасен даже для аллергиков. Как его приготовить, что можно из него слепить и как это сохранить – далее в статье.
Основой данного материала служат мука, вода и соль. Такое тесто с успехом заменяет собой пачкающийся и токсичный пластилин. Высохшие фигурки можно ярко и весело раскрасить. Хорошие условия хранения и качественные покрытия изделий позволят сохранить плоды фантазии на долгие годы.
Польза лепки из соленого теста для детей
Лепка – это пластическое творчество. Процесс создания новых форм и образов позволяет детям выразить свое настроение, эмоции, чувства и отношение к себе и миру в целом. Более богатыми становятся образное мышление, воображение и фантазия. Работа пальцами с податливым материалом развивает мелкую моторику, массаж нервных окончаний на руках позволяет расслабиться.
Творческий изобразительный процесс развивает художественные способности ребенка, учит воплощению его замыслов и способствует формированию характера.
Создание объемных фигур улучшает пространственное мышление. Процесс учит воображать трехмерное изображение конечного результата, достигать его и корректировать по ходу создания фигуры. Кропотливая работа способствует развитию усидчивости, длительность процесса учит планировать свои дела в течение дня. Занятие лепкой вместе со взрослыми способствует оживленному общению. Веселый творческий процесс позволит с пользой провести время и надолго сохранить результаты в виде оригинальных поделок и сувениров.
Особенности теста
Мягкая масса не прилипает к пальцам, не имеет раздражающих запахов и относится к гипоаллергенным смесям. Загрязнения, возникшие на одежде и предметах в ходе творческого процесса, легко отмываются и не оставляют пятен. Несмотря на съедобные ингредиенты, соленое тесто употреблять в пищу нельзя.
Данный материал состоит из подручных ингредиентов, доступен по цене, что позволяет вволю заниматься лепкой с детьми дошкольного и школьного возраста. Из него легко лепить различной формы фигуры, так как материал очень податлив, что позволяет справиться с занятием даже слабым детским пальчикам.
Главным секретом сохранности изделий является присутствие в заготовке большого количества соли. Она выступает натуральным консервантом и после сушки надолго сохраняет изделия в первоначальном виде.
Приготовление материала
Процесс создания массы довольно прост, с ним справится любая хозяйка, когда-либо имевшая дело с выпечкой. Для приготовления простой соленой заготовки потребуются:
- Емкость для замешивания, подойдет любая кастрюля.
- Мука белая пшеничная, в данном случае блинная мука не подойдет, потому что от нее тесто становится слишком липким.
- Очень холодная вода.
- Мелкая соль из класса «Экстра». Благодаря измельченной фракции, такая соль быстро растворится в воде. Промышленная очистка такой соли позволит избежать наличия некрасивых примесей в тесте.
Указанные ингредиенты являются базовыми и используются в большинстве известных рецептов.
Инструменты и ингредиенты для теста
Классический рецепт
Это самый простой, и соответственно, самый популярный рецепт создания соленого теста.
Ингредиенты:
- 300 гр муки;
- 300 гр соли;
- 200 мл воды.
Приготовление:
- В миску высыпать соль, вылить почти всю воду. Немного воды пока лучше оставить, так как мука каждый раз забирает разное количество жидкости, в зависимости от своей влажности.
- Растворить соль полностью, мелкая соль растворится быстро.
- Постепенно добавлять просеянную муку и помешивать, пока не получится комок.
- Вымесить заготовку на столе, подливая при необходимости воду, если комок рассыпается, или насыпая муку, если масса липкая. Слишком долго месить не следует.
- Полученный продукт завернуть в полиэтилен и поместить в холодильник на 2 или 3 часа.
Расход воды в каждом случае может быть разным, так как консистенция теста во многом зависит от влажности муки.
Поэтапное создание барашка
Если объем полученной заготовки больше, чем требуется, то остатки очень хорошо сохраняются в холодильнике в полиэтилене. Соль не позволяет тесту испортиться на протяжении целого месяца.
Как сделать тесто за 5 минут
Стандартный рецепт хорош и легок в исполнении, однако он не позволяет приступить к созданию поделок немедленно. Есть быстрый рецепт, который позволит сразу создать заготовку для лепки. Однако, список составляющих для такого варианта будет несколько шире.
Ингредиенты:
- 1 ст. муки;
- 1 ст. воды;
- 2 ч. л. соды;
- треть ст. соли;
- 1 ч. л. растительного масла, можно использовать пищевой краситель.
Приготовление:
- Перемешать муку, соль и соду в кастрюльке.
- Влить всю воду и масло.
- Некоторое время варить смесь на тихом огне, все время помешивая, пока она не начнет прилипать к ложке.
- Вмешать в заготовку краситель.
- Когда все ингредиенты задействованы, смесь следует остудить.
- Когда остынет, тщательно вымесить массу вручную.
Поэтапное изготовление розочки
Неиспользованный остаток быстрого соленого теста замечательно хранится в полиэтилене в холодильнике долгое время. Чтобы оживить засохшую заготовку, нужно просто заново вымесить ее с водой.
Рецепт без крахмала с глицерином
Глицерин – это базовая составляющая всех животных и растительных жиров со сладковатым вкусом. Если добавить его в тесто, изделия приобретут красивый блеск, как будто их покрыли лаком. Продается это вещество в аптеках.
В рецепте также присутствует винный камень, который выступает дополнительным стабилизатором формы и придает материалу пластичность.
Ингредиенты:
- 2 ст. кипятка;
- 400 гр муки;
- ½ ч. л. глицерина;
- 2 ст. л. растительного масла;
- 2 ст. л. винного камня;
- 100 гр соли;
- краситель пищевой.
Фигурки ежики
Приготовление:
- Смешать все сыпучие составляющие (мука, камень, соль), добавить масло – получится базовая смесь.
- Во второй емкости вскипятить воду, всыпать базовую смесь, положить глицерин и краситель.
- Помешивая, кипятить массу на тихом огне, до однородности состава.
- После остывания вымесить вручную, подсыпая муку, при необходимости.
Блестящие фигурки из такого теста подойдут в качестве презента друзьям и знакомым.
Тесто для лепки без муки
Это оригинальный рецепт, в нем вместо пшеничной муки используется картофельный крахмал. Хотя, совсем немного муки все-таки понадобится при вымешивании.
Ингредиенты:
- 1 ст. крахмала;
- 2 ст. пищевой соды;
- ½ стакана воды;
- краситель.
Идеи поделок
Приготовление:
- Крахмал и соду перемешать в кастрюле.
- Струйкой в смесь влить воду, все время помешивая.
- Варить на тихом огне до образования шарика.
- Охладить и вымесить, насыпав на стол чуть-чуть муки.
Поделки из крахмального теста выйдут не менее удачными, чем из мучного.
Соленое тесто с клеем ПВА
Для прочности фигурок в процессе подготовки массы можно добавлять бумажный клей (ПВА).
Ингредиенты:
- 1 ст. соли;
- 1 ст. муки;
- 100–150 мл воды;
- 1 ст. л. клея ПВА.
Приготовление:
- В одной емкости перемешать соль и муку.
- В другой кастрюльке растворить в воде клей.
- Вливать растворенный клей в сыпучую массу небольшими порциями и постепенно замешивать тесто.
Как и в других случаях с «холодным» соленым тестом, мука может забирать разное количество воды. Поэтому вливать жидкость следует не торопясь. Если заготовка прилипает к пальцам, их можно слегка смазать подсолнечным маслом.
Какими способами можно просушить изделия
Помимо процесса лепки фигурки из соленой массы важным моментом является также и просушивание теста. Выполнять эту операцию можно следующими способами:
Сушка в духовке
- Сушка изделия в духовке. Для этого необходимо выложить изделия на пергамент и поместить в предварительно нагретую до 50–80 °С духовку на час. Температура зависит от величины поделки. После чего остудить не вынимая из духовки. Если сразу вытащить поделку, возможны трещины на поверхности.
- Сушка при комнатной температуре. Это самый простой, но длительный процесс. Для этого лучше всего подходят тонкие и ажурные поделки. Время просушки 1–2 дня. После изготовления вещицы, необходимо положить ее на пергамент, подальше от батарей и электроприборов. Данная техника только навредит изделию, оставив также трещины и неравномерную просушку теста.
Что можно сделать из соленого теста
Соленое тесто – универсальный материал для поделок. Мягкий и податливый, он позволяет лепить из себя самые разные фигуры и образы. Далее описаны несколько простых изделий из данного материала.
Поделки из соленого теста
Бусинки
Украшение для девочек очень просто выполнить из небольшого куска теста. Сначала нужно скатать много одинаковых шариков, желательно ровных. Пока заготовки не высохли, аккуратно насадить их на зубочистки и оставить сохнуть при комнатной температуре на пару дней. За это время можно пару раз перевернуть будущие бусинки. Когда шарики подсохнут, вынуть зубочистки и нанизать бусы на нить. Чтобы украшение стало разноцветным, его можно разукрасить маркерами.
Бусы из соленого теста
Новогодние игрушки
Для изготовления игрушек понадобятся фигурки из картона в виде животных или цветочков. Тесто раскатывается, из него по трафаретам вырезаются острым лезвием фигурки. В каждой будущей игрушке трубочкой для соков выдавливается отверстие, за которое изделие можно будет подвесить на елку. Высохшие поделки можно раскрасить и развесить на цветных ленточках.
Новогодние украшения
Несколько слов о красителях и покрытии лаком
Пищевые красители широкого спектра цветов можно приобрести в магазине. Но при желании можно придать натуральный цвет поделке при помощи овощных соков. Морковный сок придаст оранжевый цвет, свекольный выкрасит фигурку в темно-розовый. Еще проще будет раскрасить уже высохшее изделие маркерами или водорастворимыми красками.
Красители
Для придания блеска и дополнительной прочности изделию применяются лаки на водной основе. Удобнее будет пользоваться аэрозолями. Часто лаки-спреи продаются с наполнителем из разноцветных блесток, что придаст изделиям нарядный вид.
Лепка из теста с солью – это очень увлекательное занятие, позволяющее реализовать свой творческий потенциал, как детям, так и взрослым. Ручная работа помогает расслабиться и с головой уйти в процесс создания новых образов. Раскрашенные красками поделки надолго принесут в дом уют и хорошие воспоминания о веселом творческом процессе.
Оригинал статьи размещен здесь: https://welady.ru/solenoe-testo-lepka
Виктория Попова
Консультация для родителей «Лепка из соленого теста»
Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие развития творческого потенциала ребенка. Лепка – разновидность детской изобразительной деятельности, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства для отражения субъектно-актуального содержания к окружающей действительности, в объеме и через использование мягкого Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, развитию навыков и умений [2].
Значение лепки состоит в том, что совершенствуется мелкая моторика рук, развиваются художественно-творческие способности, воображение, конструкторские способности, пространственное мышление.Работа с пластическим материалом способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность [4].
В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада [3].
Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.
Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать [5].
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого тестаспособствует развитию творческих способностей дошкольников: повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел [6].
Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.
Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те творческие способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие [8].
Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.
Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.
Развитие творческих способностей у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного [1]. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста) благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции,на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка – объемный способ пластического изображения предметов. Лепка обеспечивает придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям [7].
Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте». Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.
Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества