Польза от компьютера в учебе

Ежегодно в школьную программу вносятся изменения, в худшую или лучшую сторону, судить не нам, но ясно одно: нагрузка на школьников увеличивается. Усложненный учебный курс плохо усваивается, от потоков информации идет кругом голова. Это регалии современного школьного обучения. Но дети XXI века имеют огромное преимущество перед своими предшественниками – персональные компьютеры. Как это величайшее достижение человечества может помочь уставшему от занятий ученику и может ли?
Библиотека в интернете
Старшее поколение, безусловно, на этот довод будет ворчать: работать надо в читальном зале, выписывать в тетрадку важные аспекты с драгоценного книги, в библиотеке создается особое, учебное настроение и так далее. Нет, никто не говорит, что ходить в настоящую библиотеку не надо. Но зачем это делать вечером, после напряженного дня в школе, при решении домашних заданий? Пример: внезапно оказалось, что заданного произведения в хрестоматии по родному языку нет, а подготовить по нему сочинение нужно на завтра. Бегать по библиотекам? Отнюдь. При наличии ПК, ноутбука, планшета или даже телефона с выходом в интернет легко найти в сети необходимое произведение и выполнить домашнюю работу. Книги в электронном виде позволяют изучить огромное количество литературы, не тратя время на походы в библиотеку.
Презентации и творческие проекты
Даже первоклассники знают, что такое презентация, и умеют самостоятельно их создавать. Для чего нужны мультимедийные работы в школах? С помощью презентаций учителям легче распланировать время школьного урока, ведь подготовиться к нему они могут заранее. Показывая слайды на большом экране, педагог будет уверен, что даже с плохим зрением ученики получат необходимую информацию. Мультимедийные проекты привносят разнообразие в скучный школьный урок, особенно, если на слайды наложена музыка, бодрящая уставших школьников.
Дети любят использовать презентации для подготовки к домашней работе. Тысячи школьников делятся своими наработками в сети, выкладывают их в свободный доступ на темы из школьной программы. Всегда можно найти работу, подходящую по смыслу и содержанию для подготовки домашнего задания. Кроме того, в последнее время презентации успешно заменили самостоятельные работы, называемые рефератами. Сейчас эти рефераты сдаются в форме презентаций и могут проверяться сразу на уроке.
Творческие проекты входят в программу предметной дисциплины – технология. Приобретенные навыки демонстрируются с помощью творческого проекта, который должен строиться по определенной схеме: подготовка и анализ, технология изготовления, заключение и реклама проекта. Современные дети любят создавать творческие проекты и вне рамок школьной программы, чтобы показать свои навыки родным и друзьям.
Сокращение ручного труда с помощью компьютера и оргтехники
Программа усложнилась, соответственно, писать приходится больше. Гораздо больше. Но и здесь помогают современные устройства – школьники распечатывают необходимую информацию, а не переписывают вручную, как делали это раньше. Печатная продукция в школах в виде готовых тетрадей, дидактических материалов, используется активно и в рамках школьной программы. В использовании напечатанных тетрадей, куда нужно только вписывать ответы, есть и огромный минус – дети очень мало пишут прописью, последствие – плохой почерк.
Современным школьникам компьютер абсолютно необходим для образовательных целей. Нет сомнений, что интернет в наше время – источник информации, без которого уже трудно представить жизнь не только взрослых, но и детей.
Установите на компьютер программу из серии «родительский контроль»: она будет блокировать доступ ребенка к тем сайтам, на которые вы не считаете нужным его пускать, будет пресекать появление рекламных баннеров. Кроме того, с помощью данной программы можно проследить, какие порталы и сайты посещает ребенок в ваше отсутствие.
Тщательно «дозируйте» время пребывания вашего ребенка за компьютером. Воспользуйтесь будильником с сигналом или таймером, который будет давать ребенку знать о том, что его время пользования компьютером (или интернетом) истекло.
Психологи предупреждают, что приобщение к интернет-играм в 6-8 летнем возрасте, при отсутствие родительского контроля и ограничений, часто бывает чревато появлением компьютерной зависимости и игромании у детей.
Польза компьютера для школьника
1. Создание презентаций и подготовка докладов и рефератов (поиск учебного материала на просторах интернета, в онлайн-библиотеках).
2. Просмотр видеоуроков. Изложение материала ведется виртуальным преподавателем с демонстрацией соответствующих рисунков, схем, картинок.
3. Выполнение домашней работы через средства сети интернет (отправляют ответы на задания через социальные сети и специальные формы для ответов; делается это, например, во время карантина или болезни ребенка).
4. Образовательные и познавательные игры, к примеру MMOEPG.
MMOEPG – жанр компьютерной игры, подразумевающий обучение игрока с уклоном на образовательную часть. Игрок более сконцентрирован не на получении уровней, экипировки персонажа или наград, а на усвоении знаний.
5. Возможность посещать виртуальные лаборатории по биологии, химии, физике, астрономии и экологии для школьников.
6. Сайты и программы для изучения иностранных языков.
7. Участие в олимпиадах и конкурсах.
8. Следите за тем, чтобы ребенок не увлекался интернет-играми. Помните о том, что компьютер куплен для развития, а не для развлечений.
Как использовать компьютер без вреда для здоровья
- Специалисты считают, что первоклассники могут сидеть за ним 15 минут в день, ученики 2-5 классов – 20 минут, ученики 6-7 классов – 25 минут, учащиеся 8-9 классов – 30-35 минут, старшеклассники – 45-50 минут. После такого занятия обязательно следует провести гимнастику для глаз.
- В течение недели школьник может работать с компьютером не более трех раз.
- Работу с компьютером рекомендуется перемежать физическими упражнениями и играми.
- Педагоги советуют размещать компьютер для ребенка отдельно от его рабочего места.
- По гигиеническим требованиям монитор для ребенка обязательно должен быть жидкокристаллическим и располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка. Монитор компьютера должен располагаться таким образом, чтобы по отношению к центру дисплея взгляд ребенка падал несколько сверху вниз под углом 10-20 градусов.
- Позаботьтесь о том, чтобы на монитор не попадал прямой солнечный свет.
- Комната, в которой школьник работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
- В процессе работы и игры на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.
- Компьютерный стул должен быть оборудован спинкой, при опоре на которую ноги ребенка будут доставать до пола.
- Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня. Их длительность не должна превышать 10 минут для детей 7-10 лет и 15 минут для более старших.
Задача родителей – объяснить ребенку в доступной форме возможные негативные последствия и опасности пребывания в интернете. Расскажите маленькому пользователю о вирусах, спаме, способах мошенничества в виртуальной сети, компьютерной зависимости.
Подготовила Марьяна Чорновил
июня 24, 2014
Обновлено: 27 февраля 2016
Просмотров: 58553
Компьютеры в значительной степени стали неотъемлемой частью нашей жизни. В частности, в области образования, их использование, весьма разнообразно.
На протяжении многих лет, компьютеры изменили, устройство мира. Они доказали свою эффективность не только для корпоративного сектора, но и в других секторах, таких как медицина, архитектура, коммуникации, исследования, спорт и образование. Именно эти машины, которые когда-то использовались только в научно-исследовательских лабораториях и правительственных учреждений в настоящее время стали обычным явлением в школах по всему миру. Сегодня компьютеры коснулись жизни многих студентов, проживающих в отдаленной части нашей планеты.
Нельзя отрицать тот факт, что компьютеры полностью управляют жизнью среднего студента в любом уголке мира, будь то в форме ручных устройств, или печатных учебников (благодаря использованию компьютеров в печати).
Компьютеры изменили способ, которым мы работаем, в любой профессии. Поэтому, вполне естественно, что роли компьютеров в образовании уделяется большое значение особенно в последние годы. Компьютеры играют важную роль в каждой сфере. Они помогают промышленным процессам, находят применение в медицине; являются причиной того, почему программное обеспечение отраслей промышленности развивается и процветает, и они играют важную роль в образовании. С учетом использования компьютерных технологий практически во всех сферах жизни, для каждого человека важно иметь хотя бы базовые знания использования компьютеров. Давайте рассмотрим, какую роль компьютерные технологии играют в сфере образования.
Компьютеры в образовании
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на сектор образования. Благодаря компьютерам, образование стало легче и гораздо интереснее, чем раньше. Они обеспечивают быструю обработку данных с очень небольшой вероятностью ошибок в обработке. Сетевые компьютеры помогают быстрой связи и веб-доступу. Хранение документов на компьютерах в виде электронных, помогает экономить бумагу.
Из всех преимуществ компьютеров в образовании, в первую очередь относятся:
- Хранение информации
- Быстрая обработка данных
- Аудиовизуальные средства в преподавании
- Лучше презентация информация
- Доступ к Интернету
- Быстрые коммуникации между учениками, учителями и родителями
Компьютерное и интерактивное обучение играют ключевую роль в образовании. Компьютерные технологии, интегрированы в современную систему образования.
Электронное обучение
Начнем с констатации очевидного. Без компьютеров, обучение будет ограничено в стенах учреждений. Лучший способ сделать образование доступным для всех это компьютеры. Рабочие специалисты, пенсионеры, и многие другие могут воспользоваться онлайн-образованием. Электронное обучение является доступным и возможным, будь то профессиональное обучение, чтобы отточить свои навыки управления или студента колледжа желающего выучить иностранный язык.
Компьютеры дали толчок для дистанционного образования
Онлайн образование произвело революцию в индустрии образования. Компьютерные технологии сделали мечту дистанционного обучения реальностью. Образования уже не ограничивается классами и аудиториями. Физически отдаленные места удалось приблизиться из-за доступности Интернета. Так что, даже если студенты и преподаватели находятся в разных помещениях, они могут очень хорошо взаимодействовать друг с другом. Существует множество онлайн учебных курсов, в которых учащиеся не обязаны посещать занятия или физически присутствовать на лекции. Они могут узнать о них, не выходя из своих домов и отрегулировать время в соответствии с их удобством.
Создание обучения более интересным
Мы все знаем, как узнать о глубине Марианской впадины в классе географии, но это может быть немного неинтересным для маленьких детей. Тем не менее, путем введения аудиовизуального метода обучения, компьютеры сделали образование более интересным. Как коммуникационные системы, образование изменяется к лучшему – компьютеры сделали наших детей более любопытными.
Компьютеры улучшают представление информации
Компьютеры способствуют эффективной презентации информации. Программное обеспечение для презентаций, такое как PowerPoint и программное обеспечение для анимации, такое как Flash, может служить большим подспорьем для учителя в ходе чтения лекций. Компьютеры облегчают аудиовизуальное представления информации, что делает процесс обучения интерактивным и интересным. Компьютерное обучение добавляет развлекающий элемент к образованию. Сегодня учителя практически не используют мел и доску. Они приносят презентации на флеш-накопителе, подключают его к компьютеру в классе, и обучение начинается. Есть Цвет, есть звук, есть движение – та же старая информация выходит иначе и обучение становится веселее. В противном случае не очень интересные уроки становятся интересными благодаря аудиовизуальным эффектам. Благодаря наглядным пособиям трудные предметы могут быть объяснены более эффективными способами. Все становится проще, благодаря применению компьютеров в образовании.
Делают мир ближе
Компьютеры сокращаются наш мир. Социальные сети являются возможностью для тех, кто желает использовать их, чтобы расширить свои академические горизонты, помогая студентам обращаться к ученым и наоборот.
Расширяют творческие возможности
Компьютеры помогают студентам оживить свои задания и проекты. Использование компьютеров хорошо зарекомендовало себя в почти в каждой области, от ботанических наук до изобразительного искусства.
Компьютер источник знаний
Интернет сейчас то, чем когда-то были библиотеки. К тому же, к нему легче получить доступ, он более удобный и довольно надежный источник информации. Компьютеры в настоящее время из громоздких устройств, превратились в портативные, студенты получают информацию буквально на кончиках пальцев.
Студентам проще обратиться к Интернету, чем искать информацию в толстых книгах. Процесс обучения вышел за рамки предписанных учебников. Интернет – это гораздо больший и легкий доступ к кладезям информации. Когда дело доходит до хранения извлеченной информации, то ее легче хранить на компьютерах, чем сохранять рукописные заметки.
В интернете имеется информация буквально обо всем и компьютерных технологий позволяют получить к ней легкий доступ. Интернет может сыграть важную роль в образовании. Так как это огромная информационная база, которая может быть использована для извлечения информации на самые разные тематики. Как преподаватели, так и студенты могут получить от него пользу. Учителя могут обратиться к ней за дополнительной информацией и ссылками на темы, которые будут преподаваться. Студенты могут обратиться к веб-источникам для получения дополнительной информации по темам, которые их интересуют. Интернет помогает учителям установить контрольные работы, домашние задания и связаться с родителями учеников.
Сокращение бюрократии
Компьютеры более или менее ликвидировали документы в разделе администрирования образования. Благодаря веб-сайтам, мы можем покончить с печатными брошюрами, формами заявок, допуском и другими административными документами, в результате электронных процедур, которые являются экономически эффективными и экологически чистыми. Испытания также стали проводиться в онлайн режиме, что делает процедуры оценки легкими для учителей и преподавателей.
Компьютеры позволяют обеспечить эффективное хранение данных
Компьютерные жесткие диски и устройства хранения являются отличным способом для хранения данных. Компьютеры используют хранение данных в электронном формате, тем самым экономя бумагу. Это дает им возможность хранить огромные массивы данных. Кроме того, эти устройства компактны. Они занимают меньше места, но хранят большие объемы данных. Как преподаватели, так и студенты получают пользу от использования компьютерных технологий. Презентации, конспекты, документы могут храниться и переносится легко через компьютерные устройства хранения данных. Аналогичным образом, студенты могут сдать домашнюю работу и задания на электронных носителях. Процесс становится безбумажным, тем самым экономя бумагу. Плюс, в электронном формате хранение данных становится более надежным. Электронно-стираемые запоминающие устройства могут быть использованы повторно. Они предлагают эффективные решения для хранения данных и надежного их извлечения.
Это было о роли компьютеров в образовании. Но мы знаем, что компьютеры повлияли не только на сектор образования. Они приносят большую пользу в любой области. Сегодня жизнь без компьютеров немыслима. Это подчеркивает важность компьютерного образования. Со знанием компьютеров можно продвинуть свою карьеру в нужном направлении. Компьютеры сегодня являются частью почти каждой отрасли. Они используются в сети, для доступа к информации и хранения данных, а также обработки и представления информации. Не будет преувеличением сказать, что компьютерное обучение является таким же фундаментальным, как изучение русского языка и математики.
Читайте также
(СЛАЙД 1 )
Представление
Здравствуйте, меня зовут Белоусова Ангелина. Я учусь в 1-В классе, школы № 8. Я представляю Вам свою исследовательскую работу на тему: «Компьютер в жизни школьника: Вред или польза»
Научный руководитель: Даштиева Таисия Мусаевна
(СЛАЙД 2)
Почему я выбрала эту тему?
Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. И я не пойму, почему некоторые взрослые так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышала: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом». Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу. Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.
(СЛАЙД 3)
Исследование я начала с определения цели, задач и выдвижения своей гипотезы: Компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.
Самый простой пример, научиться читать, кстати, я именно с помощью компьютера и научилась читать.
Изучив теоретический материал на заданную тему, проведя «опыты» на себе и опросив учеников своего класса, я выяснила:
(СЛАЙД 4)
Цель и задачи исследования.
Цель исследования
- Выяснить «причины» негативного отношения взрослых к компьютеру.
- Определить, вреден компьютер для здоровья или нет.
Задачи исследования:
1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.
2. Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни.
3. Разработка рекомендаций при работе за компьютером.
4. Распространение памятки с гимнастикой для глаз.
(СЛАЙД 5)
Что такое компьютер?
Компьютер – это электронная машина, которая хранит информацию, обрабатывает ее, выдает эту информацию на монитор так, чтобы можно было прочитать ее.
Компьютер состоит из четырех основных частей:
Компьютер (англ, computer – вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.
(СЛАЙД 6)
Три мифа о влиянии компьютера на ребёнка
Хочу развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.
Миф Первый
«Общение с компьютером портит детское здоровье»
Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего на компьютере малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей.
Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:
Нагрузка на зрение
Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте. Дисплей должен располагаться так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.
И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.
Между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Нельзя перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр.
Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Поэтому игры нужно выбирать с хорошим изображением и нормальной скоростью.
Излучение
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но ведь у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Миф Второй
«Компьютерные игры приносят только вред».
Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.
Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:
Приключенческие (брадилки)
Визуально подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением.
Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней. При выборе таких игр, необходимо знать, что немаловажное значение для занимательности имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок.
Если задачи окажутся, слишком сложны для ребёнка, то он быстро потеряет интерес к игре; если слишком легки – быстро пройдёт всю игру и не испытает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.
Стратегии
Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков.
Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.
Аркадные
Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов.
Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.
Ролевые
В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.
Логические (обучающие)
Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.
Симуляторы
Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы
практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.
Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры.
Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и прививать её детям.
Миф Третий
«Компьютер – только для игр и развлечений»
Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе. Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный момент, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.
Другая важная роль подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.
А вот какие замечательные стихи можно найти на просторах Интернета:
Я знаю, в компьютере каждом живёт
Живой, настоящий компьютерный кот.
Мурлычет, фырчит и когтями скребёт,
Мы это отчётливо слышим.
Не знает покоя компьютерный кот,
Пытаясь добраться все дни напролёт
До вкусной компьютерной мыши.
(Л. Уланова)
(СЛАЙД 7)
Анкетирование
Анкетирование я проводила среди своих одноклассников, учащихся 1-Вкласса. Анкетировано 20 человек (из них мальчиков – 11, девочек – 9) Проведена обработка данных по выявлению роли компьютера в жизни школьника.
(СЛАЙД 8)
Анкета содержала следующие вопросы:
- Есть ли у тебя дома компьютер или ноутбук?
- Разрешают ли тебе родители садиться за компьютер?
- Чем ты занимаешься за компьютером?
- В какие игры ты предпочитаешь играть?
- Сколько времени ты проводишь за компьютером?
- Хочешь ли ты постоянно играть в компьютерные игры?
- Ты кушаешь, пьешь чай, делаешь уроки у компьютера?
- Придя домой, ты сразу садишься за компьютер
- Что тебе больше нравится?
- Устают ли у тебя глаза при занятиях на компьютере?
- Делаешь ли ты гимнастику для глаз?
(СЛАЙД 9)
Результаты анкетирования:
Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:
- Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
- Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
- Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
- Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
- Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
- Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
- Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
- Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
- Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
- Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
- Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз
Из которых видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на улице и т.д.
(СЛАЙД 10)
Рекомендации
- При слабом зрении садиться за компьютер только в очках.
- Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см). Смотреть на монитор надо слегка сверху вниз.
- Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором, желательно встать, размяться, давая отдых мышцам спины и шеи.
- Соблюдать правильную рабочую позу.
- Не работать на компьютере в темноте.
- Следить за содержательной стороной игр и программ.
- После занятий умыться прохладной водой.
- Выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
- Выбирать игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – ребёнок должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
- Нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.