Польза от интернета в библиотеке

Лекция 1. Интернет в библиотечной деятельности

Интернет можно определить как систему систем, информационную супермагистраль, глобальное социальное средство коммуникации. Сеть Интернет – это явление планетарного характера, вследствие которого мы можем наблюдать интенсификацию информационного обмена.

На современном этапе под влиянием внешних социальных факторов происходят значительные изменения в организации библиотечной деятельности, направленные на сохранение библиотекой своих функций, а также на полноценное обслуживание как реального, так и удаленного (сетевого) читателя.

Необходимость соответствия библиотек уровню современных технологий, потребностям изменившегося пользователя требует выхода за пределы «физического» пространства, формирования библиотеками фонда электронных документов, использования Интернет-ресурсов, совершенствования знаний и навыков библиотечного  специалиста, улучшения материально-технической базы. Политика библиотек на современном этапе выстраивается, исходя из понимания важности их взаимодействия с сервисами и ресурсами Интернета.

Начало развитию глобальных компьютерных сетей было положено в США в конце 60-х годов. Основная цель и задача исследований, проводившихся в те годы военным ведомством США, заключалась в проверке возможности пересылать информацию с компьютера на компьютер, используя  традиционные каналы связи, чаще всего – телефонные линии. В 1968 году на практике была доказана способность передавать информацию между удаленными компьютерами.

В 70-80-е годы с развитием вычислительной техники образовалось большое число новых сетей, носивших уже более академический характер и соединяющих компьютеры различных ведомств. Таким образом, сложилась ситуация, когда пользователь одной сети автоматически получал доступ к информации, хранящейся на компьютерах по всему миру. Такое объединение и получило название «Интернет» (Internet), что точнее всего переводится как «сеть сетей». [1]

Мы живем в эпоху информационных технологий, и не может быть возражений против необходимости повышения информационной культуры библиотечных специалистов для обеспечения эффективности их работы. Именно такой опыт демонстрируют зарубежные коллеги, которые успешно применяют интернет-технологии в своей работе и работают над совершенствованием процесса «интернетизации» на рабочих местах. Библиотека превращается в современный информационный центр с действующей интегрированной автоматизированной технологией выполнения библиотечных процессов, где высоко востребованы   читателями базы данных и ресурсы Интернета. Под влиянием «интернетизации» постепенно видоизменяется труд библиотекарей, он становится более сложным и структурированным, требуя принципиально новых знаний и умений. Продолжая мысль, можно привести слова Н. Бэйм о том, что интернет – это «поле для исследования, открытая среда, которая одновременно поддерживает многие подходы и техники, другим способом несовместимые друг с другом». [2] Растет число запросов пользователей библиотеки, связанных с использованием удаленных  информационных ресурсов, часть поисковых задач библиотечные работники осуществляют через Интернет. Таким образом, в совершенстве владея навыками информационного веб-поиска, в сети можно найти практически все. Но для того, чтобы грамотно оформить запрос и найти по нему ответ, необходимо быть информационным специалистом. Подразумевается гармоничное сочетание и традиционных, и инновационных форм работы. [3]

По мере освоения современных информационных технологий перед библиотеками встали принципиально новые вопросы, связанные с автоматизированной обработкой информации и методикой ее поиска, предоставлением сетевых сервисных услуг пользователям.

Теоретическую сторону вопросов, связанных с информационной концепцией библиотековедения (в нее входит и теория информационного поиска), рассматривали В. Скворцов и В. Степанов. К. Тараканов системно проанализировал библиотечные процессы с точки зрения их информатизации, О. Лаврик занималась проблемами развития информационно-библиографического обеспечения специалистов в условиях автоматизированных систем. Труды информатиков Л.Алешина, А. Каптерева, К. Тараканова, библиотековедов Н. Карташова, Ю. Столярова, и  В. Скворцова, библиографов Э. Беспаловой, О. Коршунова, В. Степанова тоже привнесли в информационную теорию библиотечного дела новые идеи и концепции.

По вопросам теории электронных документов концептуальное значение имели исследования Я. Шрайберга, A. Земскова и Т. Майстровича.

Современный период развития библиотековедческой и информационной науки характеризуется наличием литературы, посвященной ее общетеоретическим, историческим и методическим проблемам. Значительное отражение в нынешних публикациях имеют вопросы методологии, организационного и практического применения форм и методов новейшего компьютеризированного обслуживания, комплектования и каталогизации библиотек. В смежных отраслях знания довольно подробно освещены вопросы индивидуального владения компьютерной техникой и использования Интернета.

В сфере практики также произошел существенный сдвиг: «интернетизация» спровоцировала содержательные изменения библиографической деятельности библиотеки – речь идет о новых функциях библиографического информационного центра. Например:

  • предоставление информации в режиме on-line;
  • поиск, исследование, оценка, выбор и накопление сведений об источниках информации в сети Интернет;
  • консультирование пользователей в поиске информации, обучение; создание памяток, справочных пособий по методике пользования электронной информацией;
  • создание и ведение веб-сайта библиотеки.

Библиотекари специализируются в области электронной издательской деятельности, проводят тренинги по Интернету для сотрудников и пользователей библиотеки, организуют телеконференции. Традиционными формами работы в библиотеке стали: «Дни информации», создание коллекций аннотированных ссылок на образовательные ресурсы, медиа-уроки, «веб-библиографические» списки, издание электронных буклетов и справочников по Интернету. Таким образом, составная часть всей библиотечной Интернет-деятельности –  так называемые «цифровые гуманитарные науки», область применения новых информационных технологий в качестве вспомогательного средства для поддержки гуманитарных наук, созданная для задач сохранения, реконструкции, передачи и интегрирования знаний людей.[4]

Это не могло не привести к расширению границ профессиональной деятельности библиотечных  учреждений, а именно:

  1. свободный доступ к ресурсам Интернет, базам данных и  изданиям, переведенным в электронный вид;
  2. повышение качества и увеличение ассортимента библиотечно-информационных услуг;
  3. консультативная помощь по навигации в сети Интернет, работе с электронными базами данных, сетевыми информационными ресурсами;
  4. помощь в формировании навыков информационной культуры у пользователей;
  5. возможность прослушивания и  просмотра аудиовизуальных и электронных документов. Аудио-издания позволили библиотекам охватить те дополнительные категории населения, которые не хотят читать, но готовы слушать книги.
Читайте также:  Польза пчелиной перги для беременных

Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня наиболее характерны:

  • технологизация,
  • социальная направленность,
  • интеллектуализация,
  • открытость,
  • возросший профессиональный уровень специалиста.  

Неупорядоченность, стихийность и экстенсивность роста информации подталкивает к тому, чтобы пользоваться услугами библиотекаря в качестве информационного посредника, – исторически сформировалось его умение хранить информацию, организовывать и систематизировать ее. Если учесть, что процессы СБО постепенно, но неуклонно перемещаются в электронную среду, то необходимость обеспечения доступа к информации для удаленных пользователей способствует возникновению новых видов библиотечных услуг, соединяющих современные технологии с традиционными формами обслуживания.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что интеграция с информационными технологиями открывает для библиотеки следующие возможности:

  1. использование современных информационных сервисов для создания проектов исследовательского характера;
  2. изучение интернет-ресурсов для общеобразовательных целей;
  3. участие в конкурсах на грант;
  4. повышение квалификации (это сообщения о межбиблиотечных конференциях, семинарах и конкурсах, публикации докладов. На сайтах библиотек можно ознакомиться с работой коллег из других регионов, структурной организацией учреждения, порядком работы, перечнем услуг. Посредством использования электронной почты возможен заочный обмен опытом);
  5. поиск дополнительных источников финансирования (в Интернете представлена информация о фондах, поддерживающих проекты учреждений культуры, условиях получения грантов, правилах написания заявок).

Задача современного библиотекаря – это постепенное повышение своей информационной культуры за счет использования ресурсов Интернета, овладение навыками поиска информации (ее фиксации и интерпретация, оценки, обработки, организации информационных связей и доступа) – так называемой интернет-эвристикой [5], – обучение пользователей поисковой методике, использование сетевых ресурсов для профессионального развития и повышения квалификации.

Информационная культура вбирает в себя следующие аспекты:

  •  овладение навыками поисковой деятельности (информационных разысканий),
  •  понимание логистики потоков информации,
  •  информационно-технологическая компетентность,
  •  выполнение сложных информационных запросов – поиск готовых решений, идей, авторских точек зрения и др.
  •  оперативное реагирование на информационные потребности специалистов.

В информационную эпоху библиотекари должны стать проводниками в современные коммуникационные технологии, высшей стратой, монопольно владеющей основным хозяйственным ресурсом – информацией и знаниями, аналитиками-синтезаторами информационных ресурсов, веб-архиваторами и инструкторами по освоению информационной среды. Поэтому информационная деятельность библиотечных учреждений требует не только инновационных преобразований в ее содержании, организации и методах, но и формирования новой профессионально-личностной позиции каждого библиотечного работника.

Безусловно, овладение на практике современными формами и способами передачи, поиска и получения информации поднимет на новый уровень библиотечное информационное образование. Но важно подчеркнуть: автоматизированный поиск является лишь частью библиографического поиска, а не его основой. Библиограф выбирает наиболее эффективный способ поиска («ручной» или автоматизированный), исходя из конкретной библиотечно-библиографической задачи. Вместе с тем, несомненно, и то, что при работе с большими массивами библиографических записей компьютер незаменим.

Справочно-библиографический аппарат библиотек обогащается благодаря включению в него огромного числа удаленных библиографических и полнотекстовых баз данных, энциклопедий, справочников и словарей. Эта  информационная база позволяет достичь гораздо большей глубины и охвата материала, чем этого можно ожидать при использовании ресурсов в печатной и карточной формах.

[1]  Интернет – самоуправляющееся и саморазвивающееся образование, не имеющее единого руководящего центра, общей финансовой политики и т.д. Каждая входящая в Интернет сеть самостоятельно заботится о решении своих технологических, организационных и финансовых проблем. Сети владеют всем необходимым для передачи данных: каналами связи, мощными компьютерами и специальными маршрутизаторами, которые осуществляют адресацию информационных потоков. В Интернете каждый узловой компьютер (он называется “сервером” или “хостом”) имеет свой уникальный электронный адрес. Зная этот адрес, можно связаться с ним из любой точки мира и получить необходимую информацию или же отправить данные. (примеч. А.А.)

[2] Baym N.K. Special Issue: ICT Research and Disciplinary Boundaries: Is “Internet Research” a Virtual Field, a Proto-Discipline, or Something Else?” (Guest Editor: Nancy K. Baym). Information Society. Volume 21, No. 4, 2005. PP. 317–320.

[3]  На сегодняшний день в сети существует множество курсов и инструкций по методикам информационного поиска (примеч. А.А.)

[4] Frischer B. Art and Science in the Age of Digital Reproduction: From Mimetic Representation to Interactive Virtual Reality / I Congreso Internacional de Arqueología e Informática Gráfica, Patrimonio e Innovación, Sevilla, 17−20 de Junio de 2009.

[5] Интернет-эвристика – область прикладных знаний и навыков информационного поиска, необходимых для эффективного решения поисковых задач в Интернете. Под интернет-эвристикой понимается набор эмпирических правил, позволяющий специалистам в различных областях с помощью запросов к поисковым средствам (каталогам, поисковым системам, метапоисковикам, базам скрытой паутины и т. д.) удовлетворить конкретные информационные потребности и найти ответы на стоящие перед ними вопросы.

Источник

Старый образ библиотеки – с
темными коридорами и
книгами-фолиантами, на которых
покоится сантиметровый слой пыли,
постепенно уходит в прошлое. Сейчас
библиотека – это не просто
скопление литературы по
разнообразной тематике, но и
современный коммуникационный
центр, мощная машина, все детали
которой заточены под одну цель –
быстрая добыча любой информации,
фактов, данных.

Читайте также:  Польза и вред молочного супа

Библиотека – это в первую очередь
центр информации, и мы должны
активно насыщать ее всевозможными
новшествами в области
компьютеризации и как можно
быстрее предоставить читателю
возможность пользоваться
информационными сокровищами.

На современном этапе развития
предоставить читателю свободный
доступ к информации невозможно без
создания в республике компьютерной
библиотечной сети и без вхождения в
Интернет. Компьютерная
библиотечная сеть объединит
информационные ресурсы, хранящиеся
во всех библиотеках. Эти
информационные ресурсы должны быть
доступны любому пользователю,
причем, как находящемуся в
библиотеке, так и удаленному, для
чего необходима нормальная
транспортная среда,
супермагистраль, то есть Интернет.

На данный момент уже создан
республиканский сводный
электронный каталог, в нем
библиографическое описание
каждого издания приведено в
MARC-формате, что является
международным стандартом. Создание
такого каталога стало возможным
только после создания баз данных по
отдельным библиотекам и
последующего их слияния. Доступ к
этому каталогу получат все
пользователи Республиканской
компьютерной библиотечной сети,
среди которых могут быть не только
библиотеки, но и различные научные
организации, институты.
Коммуникативный формат обмена
библиографическими данными внутри
сети – BelMARC, который разработан на
основе признанного в мире
стандарта UniMARC.

Полная автоматизация библиотеки –
задача долгая и трудная, а выход в
Интернет, хотя бы для поиска
информации, дает быстрый и
осязаемый результат. И это
достаточно независимый от
автоматизации библиотек процесс.

К концу 1997 года в РНТБ планируется
организация сервера Интернет.
Таким образом вышеописаный сводный
каталог станет доступен миллионам
пользователей как у нас в стране,
так и за границей. Посредством
Интернет библиотека сможет
представить и свой информационный
потенциал мировому сообществу,
заявить о себе.

Однако это не самое главное, для
чего нашим библиотекам в целом и
РНТБ в частности нужен доступ в
Интернет. Главное – выход в Интернет
даст возможность нашим читателям
работать с электронными
иностранными изданиями, в
частности, с 160 электронными
журналами, предлагаемыми нам
издательством “Lange & Springer”,
которыми не располагает библиотека
из-за финансовых проблем. Однако
есть договоренность с директором
издательства о предоставлении
бесплатного доступа on-line ко всем
этим изданиям (мы должны только
предоставить список IP-адресов,
которые будут обслуживаться
некоторое время, повторяю,
бесплатно).

Также пользователи могут
получить он-лайновый доступ к
крупнейшим базам данных
научно-технической информации
через международную сеть STN Easy (www.stneasy.cas.org).
Здесь необходимо указать на
наличие в этой сети баз данных по
патентной документации. Например,
только в одной патентной базе
данных INPADOC (International Patent Documentation) – 22,4
млн. патентов и 35,6 млн. записей о
статусе патентов. Эта информация
просто бесценна для наших
отечественных специалистов. В
период, когда ограничены
возможности комплектования фондов
РНТБ патентной документацией,
предоставление доступа к этим
базам будет иметь весомую роль и
эту возможность нельзя сбрасывать
со счетов. Хотя тут надо
оговориться, что доступ к этим
базам данных тоже не бесплатен и
обучение работе в этой системе
займет немало времени и средств.

Нельзя не понимать значение
Интернет и для комплектования
фондов библиотеки, с
предоставлением прямого выхода к
каталогам издательских фирм и
издающих организаций.

Еще один немаловажный момент – это
использование международных
библиографических баз данных, в
частности, баз данных OCLC для
автоматизированного ввода
библиографических записей в
электронный каталог библиотеки.

Естественно, что выход в Интернет
даст библиотеке не только новые
возможности, но возникнут и новые
проблемы. Здесь и вопросы качества
наших линий связи, и вопросы оплаты,
и т. д. Мне кажется, что время
поможет разрешить нам эти проблемы.
Никто не сможет отрицать, что выход
в огромный информационный мир
Интернет – ближайшее реальное
будущее библиотеки.

Заведующая отделом
внедрения новых библиотечных
технологий РНТБ ЗАМЯТИНА С. В.

Источник

Сегодня библиотека это не просто хранилище книг, куда мы отправляемся за поиском необходимой информации. Несмотря на то, что полезную литературу всегда можно найти в интернете, век информационных технологий не стоит не месте, постоянно создаются новые технологии интерактивной передачи информации. Библиотека была и будет своеобразным средоточием информационных материалов, местом, где можно узнать много интересного и полезного.

Стационарная библиотека является не просто хранилищем книг. Это центр творческого развития, предоставляющий условия для общения между людьми различных поколений. В библиотеке постоянно осуществляется справочно–библиографическая работа, которая заключена в подборе информации для посетителей на бумажных и электронных носителях.

На выбор читателю предоставляется наиболее распространенные формы обслуживания. Это читательский абонемент, фактически означающий, что понравившуюся книгу можно будет взять домой на определенный срок для чтения в домашней обстановке. Вторая форма обслуживания предоставляет посетителям возможность воспользоваться читальным залом, в котором книгу можно почитать в специально обведенном для этого комфортном помещении, не покидая пределов библиотеки.

Большинство библиотек располагают обширным фондом, книги из которого находятся в открытом доступе. Книгами из библиотечного фонда может воспользоваться любой желающий. Хорошие библиотеки постоянно расширяют свой фонд, заказывая новые и редкие издания.

Что дает посещение библиотеки

Любознательность и стремление к новому заложена в людях с детства. Развиваясь интеллектуально и физически, подросток испытывает сильнейший информационный голод. Не каждый может разобраться, какая именно информация ему нужна для досуга, какой жанр литературы больше по вкусу. Иногда для того, чтобы разобраться в этом, приходится поверхностно изучить несколько литературных источников. Библиотека для этого предоставляет неограниченные возможности. Процесс поиска нужной книги может и должен приносить удовольствие. Перелистывая страницы, человек начинает осмысливать, какая информация ему нужна. Понравившуюся книгу забирают на дом, где в спокойной обстановке прочитывают, затем перечитывают особенно понравившиеся моменты, заново переживая за судьбу героев книги.

Читайте также:  Отречение николая 2 от престола в пользу михаила

При написании дипломной или курсовой работы учащимся проще и удобнее обратиться к услугам библиотеки. В интернете не всегда можно найти именно ту информацию, которая необходима. На этапе исследовательской подготовки у студента вследствие недостатка той или иной информации по теме, возникают различные вопросы.

Самая новая информация

Библиотека может предоставить любую информацию, в том числе материалы из свежих, недавно опубликованных источников, которые не успели появиться в информационном пространстве интернета.

Это обстоятельство служит своеобразным гарантом уникальности дипломной работы, написанной самостоятельно после изучения нескольких литературных источников. Кроме того, при написании дипломной работы неоспорима ценность живого общения с работниками библиотеки, живыми людьми, которые в силу своего жизненного опыта и по долгу службы могут подкинуть интересный материал.

Польза для ребенка

Неудовлетворенная любознательность малыша в современном мире приводит к тому, что рано или поздно ребенок начинает получать необходимую для развития информацию из телевизора и интернета. Между тем до конца не изучено, какой вред организму может нанести электронно-магнитное излучение, исходящее от работающих электроприборов. Научно доказано, что длительное времяпровождение за компьютером повышает утомляемость ребенка, угнетающе воздействует на неокрепшую психику. В результате падает успеваемость, ребенок выглядит бледным и вялым. Задумываться о том, почему нужно ходить в библиотеку, родители начинают задумываться в том случае, когда у ребенка начинаются проблемы со здоровьем.

Однажды решившись записать ребенка на абонемент в библиотеку, они помогают ему духовно и интеллектуально расти и развиваться. К тому же в стенах учреждения ребенок огражден от вредного электро-магнитного излучения. Библиотека развивает коммуникативные навыки, которые у современного поколения, ограниченного информационным пространством мобильных телефонов и интернета, развиты недостаточно. В стенах учреждения постоянно проводятся интересные выставки, интеллектуальные игры, принимая участие в которых ребенок научится развивать коммуникативные навыки.

Преимущества посещения библиотеки

Невозможно не оценить преимущества, которые получают посетители библиотеки. Современная библиотечная система на протяжении последних десятилетий претерпевала значительные изменения. Сегодня библиотека старается быть интересной и полезной для своих посетителей. Существует как минимум пять причин, по которым посещение библиотеки будет полезным для человека любого возраста.

Территория для научной работы

Предоставление места для работы и научной деятельности. В библиотеке имеются необходимые условия для полноценной научно-исследовательской деятельности. В читальном зале можно проводить выставки и конференции, презентации и творческие вечера.

Свободный доступ к архивным документам

Библиотечный фонд располагает богатым выбором краеведческой литературы, а также документацией из архивного фонда. С бесценными образцами художественной литературы, а также редкими экземплярами книг можно познакомиться только в стенах библиотеки.

Предлагаем вам несколько аргументов в пользу того, что регулярное чтение делает людей умнее, успешнее, добрее и здоровее.

Если вы очень занятый человек, и у вас постоянно не хватает времени на полезный досуг, вам будут полезны несколько советов о том, как научиться выделять время для чтения каждый день.

Помощь в самореализации личности

Библиотека помогает человеку осознать свою духовную сущность. Изучая материал, посетитель библиотеки обменивается мнением с другими читателями , участвуя в творческих вечерах и семинарах. Обогащаясь духовно, он обретает веру в себя, самосовершенствуется, укрепляя чувство собственного достоинства.

Свободный доступ к информации

Библиотека готова оказать помощь любому человеку независимо от национальности, пола, места проживания, вероисповедания и образа жизни. Являясь наиболее доступным и стабильным информационным источником, учреждение работает по удобному для посещений графику.

Реализация коммуникативных потребностей

Находясь дома в четырех стенах, человек испытывает потребность в живом человеческом общении. Библиотека предоставляет ему эту возможность. После прочтения книги сюда возвращаются за тем, чтобы поделиться своим мнением о прочитанном с библиотекарем и окружающими.

Как пользоваться библиотекой

Независимо от того, какая информация необходима, при посещении библиотеки следует хорошо знать, как пользоваться библиотечным фондом, чтобы быстро и легко получить нужный материал. Если в дальнейшем планируется глубокое изучение научного источника, целесообразно оформить абонемент, который позволит забирать книги с собой на дом на определенный срок с последующем возвращением. Распространенные информационные источники в библиотеке всегда находятся в свободном доступе на полках. Особо ценные экземпляры держат в книгохранилище, доступ в которое можно получить после совершения предварительного заказа по каталогу.

Если нужны материалы для научно-исследовательской работы, стоит обратиться в центральную городскую библиотеку, располагающую обширным фондом. Центральная библиотека поддерживает связь с крупными библиотечными системами других столичных городов. Если нужна книга, которой нет в наличии, ее всегда можно заказать в центральной библиотеке.

Источник