Польза от игры на пианино для пожилого человека

Польза от игры на пианино для пожилого человека thumbnail

Bы конечно же сразу представили седую леди 80-ти лет. Но в музыке, как в балете, “пожилой” возраст приходит раньше: годам к 18-ти. Руки сформировались и уже “задубели”; плечи, на которых мы тащим проблемы повседневной жизни, работы, быта, тоже безнадежно зажаты. Чем старше человек, тем сложнее его расслабить. Начавший заниматься фортепиано в 30 лет в 90% случаях никогда не сможет сыграть “К Элизе” Бетховена в его подлинном не упрощенном варианте в нужном темпе, а не только то, что “начинается с трели”. Немалый пласт фортепианной музыки останется закрыт для исполнения.

Помимо индивидуальных физических возможностей, результат зависит от мотивации. Mотивация – это та причина, по которой мне как педагогу бывает интереснee заниматься со взрослыми людьми, чем с некоторыми детьми. B детстве в музыкалку не записали родители, а всегда хотел. Некоторые полюбили классическую музыку лишь во взрослом возрасте. Xотели бы играть любимую поп-музыку и варьете. А у кого-то дети “ходят в музыкалку”, и глядя на них, родители захотели догнать детей.

И в этом месте возникает вопрос: не поздно ли пить боржоми?

Ведь игра на музыкальном инструменте – не просто сродни изучению иностранного языка; но языка, требующего физической координации и быстрой реакции.

B 40 или 50 лет вы – уже профессионал в каком-либо полезном деле с жирным бэкграундом. Если при этом вы добровольно захотели почувствовать себя “нулем”, неумелым учеником, значит вам это очень надо, и вам – ко мне. Для интересной средне-сложной классики, поп-музыки или варьете боржоми пить никогда не поздно.

Warning! Дорогие начинающие взрослые! Во избежание недоразумений, перед тем, как читать дальше – прошу обратить внимание на другой пост и даже внимательно его прочесть. В нем есть ответы на вопросы, которые у вас возможно возникнут :

Фортепиано для взрослых – не стреляйте в препода

************************

А теперь – слайды. Чтобы наглядно обрисовать процесс, покажу несколько примеров своих “пожилых” учащихся.

Две ученицы, 20 лет и 70 лет. Обе занимаются первый месяц. Казалось бы, молодые руки, “не скованные артритом”, должны схватывать движения быстрее? У детей – да. У взрослых – ничего подобного. После 18-20-ти лет руки всех категорий возрастов находятся примерно в равной ситуации, остально зависит от индивидуальных особенностей.

Стефани, 20, пришла ко мне месяц назад с нуля. Пьесы на этой стадии так куцы, что не могут мотивировать своей красотой и приятностью. Поэтому важно играть вместе, аккомпанировать.

Примерно так выглядят руки и пальцы после 3х занятий. Hе самый тяжелый случай, а даже весьма неплохой.

А вот Жоэль, ей 72 года, и это ее первый урок. Руки Жоэль намного мягче, гибче и расслабленне, чем руки девушки на предыдущем видео.

1-й год обучения.

Счастье педагога – когда руки “встают” сами, а запястья само-расслабляются естественным образом, как на этом видео. Ученице около 50-ти лет, но благодаря мягкости ее рук моторика и координация даются ей легко.

Первые сложные ритмы: четверть с точкой и восьмая.

При зажатых руках хорошо помочь может прошлый опыт, природная музыкальность, и самое главное – пение на уроке, пропевание. Здесь я сожалею о потере детской непосредственности, безумно стесняемся мы петь, да еще перед посторонним человеком!

Если преподаватель предлагает вам много песен в 4 руки – берите! Вам очень повезло. Ансамбли – благодарный материал для слушания, пения с аккомпанементом, координации, чувства ритма. После нескольких раз пропевания руки играют уже почти сами собой наизусть и наконец-то начинают расслабляться.

Лора, 27, играет классную песню “пидманула пидвила”, в 4 руки.

На видео ученик 40 лет, ранее играл на гитаре. Играет “Хороводную” из русской Школы Артоболевской, очень полюбил этот сборник. Пьеса сложнее намного, чем на предыдущих видео, у него хорошо с чтением с листа и сольфеджио – но руки! Зажаты больше, чем у девушек, сгибаются в крючки (гитарная деформация), запястье не держится пока.

2-й год обучения.

С руками по прежнему может быть швах, но потихоньку приобретаются навыки быстрого реагирования – у многих опять же благодаря природной музыкальности, как на видео у ученицы около 30 лет.

Взрослые часто думают, что нельзя научиться играть, если “слуха нет”. Научиться можно и без слуха, но своим трудом и прилежностью играть как можно больше пьесок и понемногу развивать муз. память. Пример – ученик 40 лет на следующем видео, при изначально зажатых до предела руках.

Ансамбли тоже становятся сложнее – играем Глинку, “Дует ветер у ворот”, в темпе конечно медленнее надлежащего.

У кого-то появляется определенная уверенность и даже зачатки беглости. Denes Agay, “Буги”.

Жоэль, теперь 73, на второй год учит такие пьесы, как Мелодию Литовко. Играет хорошо в классе на самом деле, но очень нервничает, если я снимаю. Приглашаю вас прочитать немного подробнее о ней в посте

Начать фортепиано в 75 лет – волшебный пендель для “молодежи”

После 3-го года.

Происходит частичная стагнация, если не поддерживать ритм занятий, пропускать, отлынивать, или запускать на неделю или больше. Так происходит у большинства людей, с которыми я работаю – об этом смотрим пост

Фортепиано для взрослых – не стреляйте в препода

А у кого-тo идет хорошо – Прокофьев, Прогулка :

Начинаю давать первого Баха, скромно, но все же.

Warning! Всегда есть риск хотеть играть сложные пьесы или аранжировки. Этого лучше не делать, если занимаетесь не регулярно, или педагог говорит, что рано и навыков пока нет. Вот результаты не по силам взятых пьес, которые упросили :

Помешать расслабить руки и научиться свободно играть в свое удовольствие могут внутренне волнение, хроническая неуверенность и паника. Из-за них у особо чувствительных к этим эмоциям людей руки могут остаться деревянными, и возможности играть снизятся. На этом видео ученица с острым случаем волнения. На 5м году обучения мы идем к результатам очень медленно, пьесы ниже уровня 5 года, но благодаря ее работе дома она играет то, что по силам, и довольна.

После 5-ти лет обучения можно заиграть самый приятный и интересный репертуар.

“Memories” из мюзикла Cats Э.Л.Уэббера:

Самое лучшее, что может случиться : изначально иметь очень хорошие данные, время и возможность заниматься каждый день – и вот результат. Девочка начала в 17 лет, впервые села за пианино. Вот как играет в 23 :

Читайте также:  Дыня польза и вред для здоровья диабет

Импровизация на музыку Black Orpheus! –

Хачатурян, Бал-маскарад, Вальс

После четырех – семи лет занятий происходит один из двух вариантов:

стагнация (достигается потолок) и расширение репертура на одном уровне – в случае невозможности более интенсивных занятий из-за сопутстующих факторов как работа-дети-быт. Это самый распространенный вариант.

– расширение репертуара “вглубь”, с повышением уровня игры – в случае регулярных занятий, хорошей мягкости и моторики. Происходит в редких случаях, когда позволяют навыки и образ жизни.

Было бы очень интересно узнать другие мнения или опыт с обеих сторон – и коллег, и “потерпевших” 🙂 Не молчите, если есть что сказать!

Продолжение дискуссии:

Фортепиано для взрослых – не стреляйте в препода

***********************

Блог “Что Играть?” – фортепиано для взрослых, ноты, видео, разборы
я создала для тех, кто пытается сочетать взрослую жизнь и фортепиано – он мне позволяет добавлять разборы пьес по отдельности, а потом обобщать их в рубрики.

МОИ УРОКИ ФОРТЕПИАНО ПО СКАЙПУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Kто привык к Вконтакту — группa “Фортепиано взрослым”

Кто привык к Фейсбуку — страница Masha Sharova Piano; здесь собирается все из ЖЖ и Вордпресса + нотный магазин в рубрике “Меню”.

Мой сборник «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов» вышел в издательстве «Феникс» в мае 2020. B сборнике рядом с произведениями выдающихся композиторов — занимательные истории и заметки из будней учителя музыки во Франции. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Вам может быть интересно:

Начать фортепиано в 75 лет – волшебный пендель для “молодежи”

Источник

В детстве многие из нас брали уроки фортепьяно, однако немногие продолжили свои занятия в подростковом возрасте и далее.

Одна из причин, по которой выбирают именно этот инструмент, – простота и стабильность.  Если ребенок начнет играть на гитаре, то нажав три раза на струну, он получит три разных звука; на пианино же сколько не нажимай на клавишу, звук остается один и тот же.

Одним ударом по клавише можно взять отличную ноту, что нельзя сказать о скрипке или трубе.  Нельзя сказать, что игре на пианино легче научиться, чем, например, игре на струнных, духовых или других инструментах. Возможно, фортепиано наиболее сложный инструмент, этого мы коснемся дальше в нашей статье.

Обучение игре на любом инструменте требует немалого времени и умственных способностей.  Гитаристам и пианистам приходится запоминать и воспроизводить большое количество аккордов, но главное различие между этими двумя музыкантами, то что у гитаристов обе руки работают по-разному: аккорды на гитаре зажимаются левой рукой, а струны щиплет правая.

Дополнительное отличие между гитаристом и пианистом – разница в технике игры. Для игры на фортепьяно важно каждое действие.

Барабанщики задействуют обе руки, их специфика заключается в том, что не нужно брать аккорды.

Как игра на пианино влияет на мозгПианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки должны работать по всей длине с 88 клавишами.

Пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки при игре должны работать по всей длине с 88 клавишами. Нагрузка должна быть распределена по обеим рукам, однако многие музыканты предпочитают уделять большее внимание только одной из рук. Это неправильно.

Более того, вы должны задействовать каждый палец. Научно доказано, что пианисты развивают уникальные способности мозга в процессе освоения фортепьяно.

Центральные борозды мозга определяют, какая рука является доминирующей. У большинства людей эти доли глубже с той стороны, которая соответствует основной руке. Ученые сканировали мозг пианистов и нашли уникальную черту. Многие пианисты имеют более симметричные центральные борозды.

Таким образом, музыканты превращаются в амбидекстов – людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками. После нескольких лет игры на фортепиано их мозг научился управлять одинаково хорошо обеими руками. Это исследование показывает, что игра на пианино может натренировать более слабую сторону мозга, как в керлинге более тяжелые веса могут выправить оба бицепса.

Мозг пианистов стал более совершенен. Исследования показали, что у джазовых пианистов работают одновременно несколько частей лобной доли во время игры.

Лобная доля является очень важной частью мозга: при ее помощи мы принимаем решения, обучаемся говорению, разным языкам, социальному поведению и мн.др. Игра на фортепиано тренирует мозг и делает его более эффективным при обработке информации.

mozg1В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера.

Работа мозга пианиста сопоставима по скорости с высокоскоростным оптоволоконным интернетом, тогда как мозг обычного человека похож на работу через dial-up модем.

Работа мозга пианистов похожа на компьютерный код; не пианист получит тот же результат, только позднее. Потому что их компьютер менее мощный, и им нужно больше времени для обработки информации.

Другие исследования показывают, что опытные пианисты могут отключать часть собственного мозга. Именно ту часть, которая отвечает за стереотипы. Игра опытных пианистов всегда отличается неповторимостью, им свойственна импровизация.

Виртуозы же могут управлять собственной энергией. Согласно научным исследованиям, во время сольных выступлений у пианистов идет отток крови в области мозга, которые связаны с моторикой. Другими словами, им требуется меньше энергии (меньше крови), чтобы сосредоточиться.

Музыканты похожи на коммуникаторы. Комбинации звуков, которые они выдают, независимо от того, участвуют в них слова или нет, пробуждают эмоции. К примеру, мозг гитариста или любого другого музыканта, импровизирующего со своим инструментом, не может свободно объединять не подготовленные заранее звуки, они играют именно те нотные комбинации, которые знают. Их импровизация частична. Музыканты же могут это делать более чисто.

Некоторые пианисты тренируют лобные доли, чтобы уделять меньше внимания моторике; их лобная доля станет свободна для получения информации и извлечения уникальных звуков. Их мозг не имеет ограничений для нотных комбинаций.

Может быть, теперь ваши дети захотят заниматься фортепиано, когда у этого искусства найдены новые приятные последствия наряду с будущим талантливого пианиста. В определенном возрасте люди не считают нужным учиться игре на инструменте, и возможно, они совершают большую ошибку в своей жизни.

В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера. Как уже было сказано, люди должны заботиться о собственном теле, так как это – самый важный инструмент, которым мы владеем. Наш мозг является процессором нашего тела. Выбирая игру на фортепиано, вы заботитесь о собственном здоровье.

Читайте также:  Что такое сыворотка и ее польза

Загрузка…

Источник

Мне всегда интересно читать живые истории от обычных людей, которые решились учиться игре на фортепиано в зрелом возрасте. Аналитические статьи от умудренных экспертов и учителей музыки, конечно, важны, но душевная составляющая смысла игры, вне зависимости от достигнутого уровня техники, с особым чувством ощущается в описаниях из первых рук от простых людей на фоне всех их ошибок и усилий. Вот, например, выдержки из темы Пожилой ученик начинает – каковы надежды??? на форуме pianoworld:

richpink:

Всем привет,

Толкаю свой 71-й год и только что стал брать уроки по фортепиано. Приносит большую радость.  Спросил своего учителя, который слишком молод, чтобы понять, о потенциальных ограничениях моего прогресса из-за возраста; меньшая гибкость, меньшая скорость.

У кого какие соображения? Персональный опыт? Какие-нибудь методы, чтобы прорваться, или как преодолеть занятиями проблемы?

Заранее благодарю,

Рич из Бостона
————————————————————–

Richpink, возраст лишь число! Гибкость улучшится, но вы должны расслабляться. Скованные мышцы не действуют так же легко как расслабленные, это химия. Скорость придет со временем, но вы должны оставаться терпеливым. Медленное и аккуратное разучивание поможет вам достигнуть скорости, опять же необходимо терпение.

Я не приступал к обучению с учителем, пока мне не стало около 39 лет. Я представлял из себя горячую мешанину достаточно долгое время. Успехи в игре на фортепиано требуют времени, и я не могу представить лучший способ проводить свое время данное мне на земле.

Желаю вам всего наилучшего. Вы сможете сделать это!!!

Счастливой фортепианной игры!
————————————————————-

Я только что вошел в свои 40-е годы, поэтому у меня нет опыта того, что там происходит в 70-е, но могу предложить свой взгляд, будучи взрослым, вернувшимся к фортепиано после занятий в детстве, о том, что произошло со мной после перерыва в 20 лет в середине.

1) Тело/мозг становятся медленнее в реакции и в обучении.

2) Работа и финансовые обязательства становятся отвлекающим фактором… если вы уже преодолели этот этап, то у вас появляется преимущество в игре.

3) Медленные, ежедневные повторения – ваши друзья.

4) Прогресс приходит медленно.

Лучшими факторами в корзинке являются:

1) Занятия раздельными руками, чтобы достичь гибкости и скорости… концентрируйтесь на движении, звуке и ощущениях.

2) Обдумывайте маленький отрезок для отработки, делайте его еще меньше и никогда не занимайтесь слишком долго… вы не добьетесь правильного исполнения в единичном занятии, дайте пройти ночи и хорошему сну, завтра станет лучше… повторяйте снова, снова, и снова.

3) Поддерживайте свой интерес. Не каждое произведение должно становиться совершенным, разделите их на три группы. Одни вы желаете доводить до совершенства сейчас, к другим вы вернетесь позже, третьи нужны вам лишь для того, чтобы набрать километраж.
————————————————————-

… Возраст не имеет никакого ограничения в отношении обучения!

Да, мы можем становиться медленнее, но я нахожу, что мы более прилежны, и учителям, по крайней мере моему учителю, нравится давать более развернутые объяснения, которые молодые ученики не понимают или не извлекают их них пользу.

Я как раз на «правильной половине» своих 70-х, и начал свое фортепианное приключение 5 лет назад. Для меня оно оказалось мучительно медленным. Но имея исключительно квалифицированного учителя (обучившегося в Советском Союзе), которая обожает учить, это её работа на полный рабочий день, плюс её терпение и Усердие, делает всё очень радостным.

Что касается ограничений: мы ВСЕ достигаем их рано или поздно, но это не должно никого останавливать. Хороший учитель адаптирует музыкальные произведения и стиль обучения под вас. Остеартроз – мой мучитель. Я могу комфортно взять интервал в 7 клавиш, но октава требует больших усилий и иногда недостижима. Артроз рук может замедлить вашу игру. НО Хорошая Новость в том, что игра на фортепиано существенно замедлило развитие артроза у меня (одна из основных причин, почему я взялся за игру на фортепиано, улучшение/поддержание умственных способностей была второй причиной). Я обнаружил, что удерживание себя в тепле во время занятий, делает их легче. Зимой я играю с наброшенным на плечи электрическим пледом, и не надо смеяться, но выполнение нескольких осторожных, легких упражнений на растяжение в верхней части тела, руках и плечах, может предотвратить мышечную боль, которая возникает из-за излишнего напряжения или неправильной посадки во время игры.

Не знаю ваши цели, но принимайте участие в выступлениях и играйте для других, насколько это возможно. Некоторые школы проводят ежемесячные концерты. Это поможет улучшить вашу игру, в добавок подстегнет вас к заучиванию наизусть нескольких произведений. Когда я все еще работал, я постоянно выступал с презентациями перед большими группами людей без всякого волнения. Мои первые два выступления оказались скомканными, но теперь они уже не представляют проблему. Хотя я все еще испытываю трудности, играя на другом рояле нежели у моего учителя или у меня.
———————————————————-

richpink:

Благодарю всех за ответы. Фортепиано пока является одиноким времяпрепровождением, поэтому мне было отрадно увидеть, что другие встречали и преодолевали проблемы. Спасибо всем, что поделились мыслями.

Что касается пианиста/учителя с Советским образованием, моя учительница той же породы и подходит под описание. Урок проходил в конце длинного дня с большим количеством работы. «У нас остается пара минут», – сказала она. Я был уставшим и произнес: «Нам нет необходимости быть точными.» «Мы должны быть точными»,- сказала она.

Я много узнаю, она отличный учитель и настроена, что все получится.
———————————————————–

Я должен не согласиться – возраст оказывает влияние на обучение. Мы обучаемся медленнее и можем оказаться быть неспособными делать всё, что нам хочется. Но в пределах досягаемости остается еще очень многое.

Мне 61 год, так что я моложе, чем вы, но я сталкиваюсь со своими собственным набором проблемам.

Но музыка определенно делает меня моложе, и доставляет огромную радость играть каждый день. Не бросайте игру из-за возраста – столько радости заключено в фортепиано.
———————————————————–

Есть достаточно длинная и содержательная статья о взрослых учениках, опубликованная в университете Джона Хопкинса:

Читайте также:  Польза черного кофе для организма

….

Пока со зрением нормально, но скорость и гибкость в игре даются с трудом. Мне скоро будет 60, но прошедшие 21 месяц были для меня удивительными.

Приступайте!
———————————————————–

Мне будет 65 через несколько недель. Я беру уроки полтора года, а перед этим несколько лет самообучался. Я считаю, что действительно трудно (и не особенно полезно) делать обобщения о возрасте и обучении игре на фортепиано. Так многое зависит от того, насколько потрепало вас время, и вы сами потрепали себя.

Возможно самым большим ограничением позднего начала изучения фортепиано является то, что эта деятельность требует долгого периода для изучения – время на скамье, занятия, игра, создание комфортности в игре на клавиатуре. Просто меньше остается времени, чтобы заткнуть это всё за пояс. Но это не важно, imo. Всегда всё дело в процессе, который для многих, оадостен сам по себе.
———————————————————–

Мне исполнится 65 лет на следующей неделе. Я очень давно играю на фортепиано, но у меня никогда не было учителя, и я развивал свои навыки очень медленно. Я все еще работаю полный рабочий день и пока не собираюсь уходить на пенсию. Поэтому у меня ограниченное время для занятий, в среднем я провожу за ними 45 минут в день.

Я думаю, что сейчас играю лучше, чем раньше. Может быть потому, что моя способность судить о своей игре не осталась той же, что была.

Зрение не является преградой. Обычно я ношу очки, но снимаю их, когда читаю по нотам (а также при работе за компьютером).

Я не испытываю проблем с разучиванием новых произведений (в пределах моих технических способностей). Может быть я трачу большее время до доведения их до полного темпа, но я не вижу в этом большой проблемы.

Запоминаю я так же хорошо или даже лучше, чем в более молодом возрасте.

Вам может показаться странным, что я оказался не подверженным проблемам возраста, но в моём случае я наблюдаю улучшение потому, что я постепенно избавляюсь от большого препятствия – плохих привычек. Мне кажется, что вполне возможно продолжать развиваться как пианист далеко после 60. И согласен с Сэмом. Музыка делает меня моложе, это источник огромной радости и удовлетворения.
———————————————————–

Мне как раз исполняется 66 лет, и я изучаю и играю на фортепиано серьёзно около двух лет, без учителя. Я пользуюсь программой Piano Marvel (по интернету для людей с цифровыми инструментами) и упражнениями Ганона. Планирую нанять учителя в январе 2016 и брать уроки в течение двух лет, чтобы достигнуть того уровня, который получится.

Но есть один фактор – я на самом деле не могу играть на фортепиано, или по крайней мере считается, что не могу. Из-за небольшой генетической деформации мои руки всегда излишне искривлены, хотя они не испытывают проблем в распрямлении на черных клавишах или в игре октавами. Я никогда не стану Горовицем, не только по этой причине, но я способна играть достаточно сложные произведения без проблем.

Возраст – другая история. Я запомнила ряд произведений, которые я достаточно регулярно играю, что они стали музыкальны по форме, но я не могу играть долго в одном занятии. После того, как я проиграю заученные песни, скажем, за час, я начинаю спотыкаться и делать плохие ошибки. В такой момент я останавливаю занятие и делаю что-нибудь еще, например, смотрю фильм. Позже этим же днем, может быть после послеобеденного сна, я способна вернуться к фортепиано освеженной, хотя и не способна играть так же долго. …

Существо вопроса в том, что большинство нас пожилых испытывают ограничения в выносливости и способности учиться. Но после принятия этого во внимание, обучение использованию фортепиано, чтобы выражать музыку в наших душах, делает занятия стоящими.
———————————————————-

Возраст может быть или не быть фактором, но не отвлекайтесь на него. Мне 67 лет и два месяца назад я получила свой первый урок по фортепиано за прошедшие 55 лет. У меня замечательно получается, и моё раздражение позитивно, подразумевая, что, когда я начинаю разучивать что-то новое, то сначала оно звучит плохо, но, если я продолжаю, то эта мешанина становится более приятной мешаниной. Мои проблемы, которые могут иметь отношение к возрасту, а могут не иметь:

– посадка. Моя спина устает задолго до моих рук. Иногда я пользуюсь стулом вместо скамьи.

– умственная усталость. Мой мозг устает гораздо раньше моих рук.

Обе этих проблемы относятся к периоду занятий полутора часов. Это не останавливает меня от чтения теории или интенсивного слушания.

– запоминание. Думаю, что во мне отсутствует ген запоминания. У меня отличная память (моя жена запрещает мне смотреть Jeopardy), но, когда дело доходит до мелодий или даже слов песен, кажется, что запоминание происходит эпизодически.

Просто делайте, что можете, и не беспокойтесь.
———————————————————-

Это в твоей крови. Я не стал бы связываться с таким, а вы?

———————————————————-

В качестве заключительного ролика нашел вот этот, где играет 78 летняя австралийская женщина, страдающая болезнью Альцгеймера, диагностированной у нее восмью годами ранее. Через два года после записи она уже умерла. На момент записи она уже была не способна себя кормить, писать, смотреть телевизор, самостоятельно ходить в туалет, и многое другое. Она уже никого не узнавала, хотя после 30 минут еще могла вспомнить своего сына, который рассказывает в описании к этому ролику о ней. У нее была трудная жизнь, проходящая через годы экономической депресии и войны, с множеством свалившихся на нее болезней и несчатсных случаев, потерей мужа 35 лет назад. Она никогда не получали ни одного урока от учителя по игре на фортепиано, не знала, что обозначат черные и белые клавиши, где находится средняя нота До, что такое тональность. Но она играла на пианино всю свою жизнь, и музыка глубоко закрепилась в её мозгу.

Я узнал мелодию – австралийский блюз “Waltzing Matilda”, который так мне нравится в исполнении Тома Уэйтса, который подростком научился играть на пианино у соседа.
“… Вальсирующая Матильда, вальсирующая со мной Матильда..”

Источник