Польза от игр с куклами

Польза от игр с куклами thumbnail

Всю историю человечества девочки играли в куклы. Но что дает эта игрушка ребенку, не бесцельное ли времяпрепровождение это? Совсем нет.

Давайте посмотрим, какая польза от игры в куклы для ребенка очевидна. И есть ли другие игрушки, столь же полезные для малыша?

Когда ребенок играет в игрушки, — любые, — он развивается. Воспитывается фантазия, самостоятельность, малыш приобретает чувство ответственности и естественной жизненной дисциплины.

Кукла для девочки — это ребенок. Малыш сам ребенок, но когда он начинает заботиться о кукле, он на какое-то время становится взрослым. Итак, что дает игра в куклы ребенку, поэтапно.

1. Самодисциплина и самовоспитание.куклы полезны для детей

Ребенку свойственна вольность, капризность, желание поддаться своим слабостям и прихотям. На то он и ребенок. Начиная примерно с 3 лет малыш уже начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

И с этого же возраста складывается и характер человека, и его внутренняя сущность, с которой он будет путешествовать всю свою жизнь.

2. Развитие ассоциативного и логического мышления.

Когда ребенок играет с куклой, он фантазирует. Кукла для него — это ребенок, друг, подруга, самый близкий человек, даже родное существо. С ним малыш делится своими тайнами, его он воспитывает, одевает, раздевает…

Играя с куклой, ребенок фантазирует, его внутренний мир становится богаче и интереснее.

Кукла для малыша — это огромная вселенная фантазии и мечтаний.

3. Взросление.
Когда малыш играет с куклой, он полностью погружается и в мир взрослых взаимоотношений. Ведь забота о кукле — одевание, раздевание, кормление и так далее,- это собственно, и есть действия взрослого по отношению к малышу.

Так что кукла для ребенка — это лучшая школа жизни.

Как выбрать куклу для ребенка

Очень сложный вопрос. Сейчас купить куклу для малыша можно практически по любым параметрам. Тем не менее, попробуйте подойти к вопросу комплексно.

Для начала необходимо понять до конца, что кукла — не простая игрушка. Как уже было сказано, выбирая куклу для ребенка вы должны понимать, что это больше чем подарок.

Кукла детская

Кукла должна нести добро и хорошие впечатления. Нельзя покупать игрушки, выражающие агрессию, злобу и иные негативные чувства.

Кукла должна быть красивой, похожей на добрую девочку или мальчика, и никаких баб Яг и прочих злодеев. Одежда на игрушке должна быть красивой и красочной.

Второе, на что следует обратить выбирая для ребенка куклу — материал, из которого она изготовлена.

Малышам до 3 лет лучше всего купить куклу тряпочную, узелковую или платочную. Главное — чтобы материал был мягким. В этом возрасте ребенок совершает простые игровые действия — укладывает спать, кормит, одевает и так далее.

Такую куклу легко и приятно укладывать вместе с собой в кровать, играть с ней и фанзаировать.

Детям старше 3 лет лучше всего выбрать куклу универсального образа. В таком возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, поэтому кукла должна быть как можно проще, чтобы ее малыш мог сделать такой, какую он хочет на данный момент.

Пропорции куклы должны соответствовать ребенку, а не взрослого человека. Лицо должно быть приятным и вызывать добрые чувства. Можно посмотреть на куклы серии Монстер хай.

Третье, на что следует обратить внимание при выборе куклы для ребенка — качество. Лучше купить одну, но красивую и правильную куклу, чем много, но некачественных.

Мимика куклы не должна выражать какие-то эмоции. Лучше всего приобрести куклу без мимики. Пусть ребенок сам фантазирует и придает своей игрушке те чувства, которые на данный момент ему ближе всего.

Желательно, чтобы кукла имела свободно двигающиеся руки и ноги. Она должна «уметь» сидеть, стоять, лежать.

Материал, из которого сделана кукла и ее одежда должны быть экологичными и безопасными для малыша. Лучше всего, если это будет шерсть, хлопок, шелк и так далее.

Правильно выбрав и купив куклу своему малышу вы делаете большую пользу и ему, и вам.

С хорошей куклой ребенок вырастет нормальным добрым человеком, с развитой фантазией, чувством меры, с правильными социальными ориентирами.

Возможно вам понравится еще статья по данной теме  «Куклы и детское счастье»

Удачи!

Источник

Вы читаете выпуск рассылки Cdolls.ru “Всё о куклах”.

Кукла – это уменьшенная копия человека. Эти маленькие фигурки – не только для развлечения, они помогают детям адаптироваться в окружающем мире.

Девочки с куклами Maru and Friends.

Слева направо: кукла Таня, кукла Мару, кукла Джейми

 Польза от игр с куклами

Каждая кукла несёт в себе информацию об определённом образе жизни. Играя с куклой, ребёнок учится очень многому, осваивает умения и роли, необходимые для выживания.  

С куклой Адора Вверх, вверх и наружу

Польза от игр с куклами

В последние годы всё больше знаменитых психологов по всему миру отмечают, что игра так же важна для счастья и здоровья человека, как любовь и работа (Schaefer, 1993).

 С куклой Анбэби от Петитколлин

Польза от игр с куклами

Сейчас существует область психологии – игротерапия, которая использует игру для помощи взрослым и детям. Хотя часто дети подсознательно сами используют терапевтические возможности игры.

Читайте также:  Клюквенный морс польза и вред мочеполовые заболевания

Девочки с куклами Шлуммерле от Шильдкрет

Польза от игр с куклами 

Специалисты, среди них Доктор Лаура Хатчисон*, выделяют 10 главных умений, которым дети учатся во время игры в куклы

1. Построение взаимоотношений

Игра в куклы помогает детям развить воспитательные функции и научиться заботиться о других. Позволяет ребёнку притворяться разными персонажами и походить в сапогах других людей. Во время игры дети активно экспериментируют с социальными и эмоциональными ролями.

Девочки с куклами Шлуммерле от Schildkrot

Польза от игр с куклами

 2. Выражение свои эмоции

В игре с помощью кукол дети могут научиться выражать свои чувства подходящими способами. Кукла со спокойным выражением лица не оказывает психологического давление на ребёнка и позволяет ему перенести на неё любые свои эмоции (веселье, страх, грусть, желание).

C куклами от Paola Reina

Польза от игр с куклами

3. Улучшение языковых навыков

Играя в куклы, дети учатся общаться с другими людьми.

Девочки с куклами Мару энд Фрэндз

Польза от игр с куклами

4. Репетиция жизненных ситуаций

Дети используют кукол в ролевой игре, чтобы «прожить» новую ситуацию, например визит к врачу или в школу. Обыгрывая эти случаи, дети понимают их лучше и успокаиваются.

C куклой Адора Медвежонок Время купаться

Польза от игр с куклами 

5. Развитие мелкой моторики

Переодевая куклу, застёгивая её маленькие пуговки, молнии и липучки, а также двигая её, ребёнок развивает руки и улучшает работу рук.

С куклой Muffin от Gotz

Польза от игр с куклами

6. Обучение заботе о себе

Дети кормят кукол, водят их в туалет, моют и таким образом учатся и практикуются в том, как им надо заботиться о себе, становятся более самостоятельными.

 С куклой Адора Время играть

Польза от игр с куклами

Только куклы с гармоничными пропорциями, приближенными к человеческим, помогут ребёнку принять своё тело.

С куклами Адора Время играть

Польза от игр с куклами

7. Развивается воображение

Во время игры в куклы может случиться всё что угодно! Игра с куклами стимулирует в детях активное творческое начало. Играя, ребёнок создаёт свой собственный мир.

С куклами Готц

Польза от игр с куклами

8. Учатся дружить

Как правило, дети находят свою единственную любимую куклу и привязываются к ней. Эта дружба помогает ребёнку чувствовать себя более безопасно, менее одиноко, более вовлечённо и способствует большему раскрепощению при освоении нового. 

Девочки с куклами Мару и друзья:

слева кукла Валентина, справа кукла Мару

Польза от игр с куклами

9. Понимание жизненных ситуаций

Во время игры с куклами дети реконструируют произошедшие события их жизни и таким образом глубже их понимают, расширяя свой взгляд.

В окружении кукол Адора

Польза от игр с куклами

10. Пробуждение органов чувств

Игра в куклы задействует все органы чувств детей. Дети прикасаются к куклам, видят их, слышат (например, поющих кукол), чувствуют их запах. И все эти органы чувств получают приятный отклик.

С куклой Минуш Антонин от Сильвии Наттерер

Польза от игр с куклами

С куклой Саванна от Maru and Friends

Польза от игр с куклами

Дети могут идентифицировать себя с куклами. Те становятся своеобразными проводниками, которые формируют эстетический вкус и влияют на психическое состояние ребёнка. 

Девочки с куклами Maru and Friends

Польза от игр с куклами

Поэтому особенно важно, чтобы кукла питала только положительные чувства: улыбку, счастье, нежность, желание заботиться о других.

С куклой Шлуммерле от Готц

Польза от игр с куклами

Дорогие родители, перед покупкой куклы взвесьте вред и пользу, которую она может принести ребёнку. Не поддавайтесь рекламе или моде. Ведь многое закладывается в детстве, пусть для ваших детей это будут не комплексы, а позитивные утверждения.

Мама с дочками. Дочка с куклой Адора

 Польза от игр с куклами

*Докnор Лаура Хатчисон – лицензированный психотерапевт игровой терапии, она защитила докторскую степень в Центре исследований человека (Детройт, США) и дополнительные курсы Института игровой психотерапии (США). С 1999 года д-р Хатчисон является практикующим игровым психотерапевтом. 

По материалам Gotz, Adora, Paola Reina.

В статье используются фото пользователей: @dlw1st, raveandreview

Dear users, if you don’t want we to use your photo just write a comment and we will delete it. But before doing it consider the following: leaving your photos here will help other collectors to choose a doll. We all like to share our joy and passion for dolls. Thank you.

Уважаемые пользователи! Если вы не хотите, чтобы мы использовали ваши фотографии в этой статье, напишите нам комментарий с указанием фото, и мы удалим её. Но прежде, чем сделать это, мы просим вас подумать о том, что, находясь здесь, ваши фотографии помогают другим коллекционерам определиться с выбором куклы. Ведь мы все любим делиться своей любовью к куклам. Спасибо.

Чтобы заказать любую куклу

 Позвоните нам: +7 (495) 540-50-27  

Напишите нам: Польза от игр с куклами 

В рассылке «Всё о куклах»:

скидки и акции, кукольные новинки

и интересные рассказы о куклах и авторах.

В рассылке «Всё о куклах»: скидки и акции, кукольные новинки и интересные рассказы о куклах!

Источник

Автор: Галина Сенинг, фото: https://pixabay.com

Куклы существуют столько, сколько существует человек. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой, ухаживать за ней, как за младенцем, заменять ею товарища для игр. Однако эти игрушки созданы не только для развлечения и игры: кукла имеет особые функции в развитии психики ребенка. ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ подготовил статью о особой роли куклы в развитии ребенка.

Читайте также:  Газета и в чем ее польза

Польза от игр с куклами

Одна из таких функций – воспитание человеческих чувств. Кукла – это образ человека в детской игре. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. С ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать или осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует на неё какие-то внутренние переживания и проигрывает их в различных ситуациях.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых: они также купают куклу, как купают их самих, также одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, происходящие в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

В этом зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок примеряет на себя образ куклы, исполняет её роль.

Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как малыш будет играть с куклой, также зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.

Кукла задаёт образ человека, формирует у ребенка понятие о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё не проработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать вовсю, так как ребёнок сам может определять настроение кукле. Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже влияет на психику ребёнка.

Внешний вид куклы

Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. Это очень важно для его дальнейшего психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию, играя с такими непропорциональными куклами, как Барби. Потому что девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и, вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала.

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, тоже имеют значение. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие рождают негативное отношение.

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы несут в себе определённые человеческие качества, соответственно, определяют способ игры и роль куклы. Так, куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль как спасителей, героев, добрых фей; а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Ребёнок приписывает хорошей характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними.

Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений, поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то игрушка будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Мальчики играют в куклы?

Большинство взрослых уверены, что игра в куклы подходит только для девочек. Однако и мальчики в 2-3 года охотно играют в куклы: они укладывают их спать, возят в коляске, носят на руках. Взрослых это обычно удивляет и сильно шокирует.

Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Но по решению взрослых у мальчика отбирается простая кукла, а вместо нее даются различные технические игрушки или какой-нибудь монстрик, а в лучшем случае солдатик. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не учится правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.

Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Куклы разные важны

Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла со своим набором характеристик. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений – разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но разные оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка: куколки делаются «без лица» – малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки.

Начиная со второго года, общение с куклой становится буквальным подражанием. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним – кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.

Читайте также:  Семена редьки польза и вред

В возрасте около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками – ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это – свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица.

Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно и активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, так как у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека, что является залогом будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом, в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы.

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру. По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Она теперь не только предмет заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека – девушки или юноши.

К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.

В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам – ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Неправильный подбор

Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?

Первое – это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами – это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком правдивы, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно.

Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия.

Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек – это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же – брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге.

Родителям необходимо учитывать все особенности кукол, приобретаемых для малыша, чтобы личность ребенка развивалась наиболее гармонично.

Источник