Польза от философии по аристотелю
Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.
Основы философии Аристотеля
Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.
Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.
Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».
Составляющие философии Аристотеля
Учение философа делится на 4 части:
- теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
- практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
- поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
- логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.
В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.
Понятие метафизики
Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.
Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.
Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.
Аристотель о физике
По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.
Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.
Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.
Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.
Что такое душа
Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.
Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.
Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.
Философ о природе
Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.
Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.
Аристотель об этике
Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.
Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.
Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.
Аристотель о политике
Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.
Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.
Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.
В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).
«Поэтика» Аристотеля
Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.
Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.
В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).
Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.
Аристотель определить философию как способ доступа к знаниям. По словам философа, это знание приобретается через логическое и структурированное мышление.
Однако, чтобы понять это утверждение, вы должны сначала понять разницу между знаниями и убеждениями.
Знание является продуктом процесса опроса, который дает четкие ответы, такие как «сколько два плюс два?» Или «как быстро расширяется вселенная?».
Кроме того, естественные науки несут ответственность за изучение этих знаний, основанных на опыте и известных как эмпирические знания.
С другой стороны, убеждения – это убеждения, которые отвечают на вопросы, которые не имеют четкого или очевидного решения, например, «какова цель моего существования?» Или «почему зло?». В этом смысле убеждения играют важную роль в определении нашего потенциала.
Принимая во внимание вышесказанное, философия возникла в Греции и была предметом интереса различных ученых, среди которых Аристотель (384 – 322 до н.э.). Для греческого философа философия была основой для понимания аксиом, составляющих знание.
Слово «философия» происходит от греческих терминов «phileo» и «sophia» и может быть переведено как «любовь к мудрости». В этом смысле философия отличается от знания тем, что ищет истину независимо от полезности этой «истины».
Вообще говоря, работы Аристотеля веками формировали философию, отмечая до и после в ее изучении и оценке. Вот почему ниже определены характеристики философии этого автора.
Характеристики философии Аристотеля
Чтобы привести философию в движение и логически мыслить, Аристотель предложил выполнить ряд шагов.
Для начала объекты должны наблюдаться и описываться. Впоследствии человек мог извлекать знания об этих объектах посредством дедуктивного и индуктивного мышления..
При дедуктивном рассуждении вывод делается после изучения помещения; Обоснованность этих аргументов зависит не от эмпирических знаний, а от логики, с которой оцениваются предпосылки. С другой стороны, в индуктивных рассуждениях, помещения извлекаются из данного вывода.
Примером дедуктивного мышления является силлогизм, предложенный Аристотелем. Силлогизм – это тип аргумента, который имеет две предпосылки и заключение.
Из двух предпосылок первая представляет универсальное утверждение, а вторая – более конкретное утверждение в универсальном предложении. Вот три примера силлогизма:
- Все люди смертны (универсальное предложение)
- Аристотель – это человек (конкретная декларация)
- Аристотель смертен (Заключение)
Типы знаний по Аристотелю
Аристотель утверждает, что существует три типа знаний: эмпейрия, техене и фронезис. “«Эмпейрия» относится к опыту, «техене» относится к технике, в то время как «фронезис» относится к морально-этической добродетели.
Эти три способа представляют способы приближения к эмпирическим знаниям, подчеркивая утилитарный смысл этих знаний.
Разница между «зная что» и «зная почему»
Согласно Аристотелю, философское мышление отличается от других типов рассуждений, поскольку философия стремится ответить на вопрос о причинах наших убеждений, тогда как для других рассуждений достаточно знать, что мы во что-то верим. Возьмите в качестве примера следующие две фразы:
- Я знаю, что читать книги в свободное время лучше, чем смотреть телевизор..
- Я знаю, почему читать книги в свободное время лучше, чем смотреть телевизор..
Первое предложение отражает мнение человека о том, как следует использовать свободное время; однако причины, обосновывающие эту позицию, не представлены. Со своей стороны, второе предложение отражает то, что эмитент может указать причины, которые защищают его заявление..
В этом смысле философия проводит различие между эмоциями и причинами, и поиск последних является главной целью философской мысли..
Философия природы
Аристотель считает, что вселенная является мостом между двумя крайностями: в одной из крайностей существует форма без материи; с другой стороны, существует материя без формы.
Чтобы объяснить переход от материи к форме, Аристотель предлагает «философию природы». Движение является ключом к этому процессу. Аристотель выделяет четыре типа движения:
1 – Движение, которое влияет на сущность вещи, прежде всего на ее начало и конец.
2 – Движение, которое порождает изменения в качестве вещи.
3 – движение, которое генерирует изменения в количестве вещи.
4 – Движение, которое генерирует локомоцию.
Превосходство философии Аристотеля
Аристотель, ученик Платона, продолжает линию мысли своего учителя. В истории философии вы можете найти два опыта, которые порождают необходимость философствовать: изумление и сомнение..
Так, греческий философ Платон (428 – 348 гг. До н.э.) писал в своей книге Theaetetus это изумление является главной характеристикой человека, который любит мудрость, поэтому он составляет принцип философии.
Опыт изумления показывает, что первым подходом к знанию фактически является незнание, поскольку невозможно удивиться тому событию или элементу, который известен и понят. Вы можете узнать больше о работах Платона, обратившись по этой ссылке.
ссылки
- Что такое философия? Получено 11 марта 2017 г. с сайта философииproject.org..
- Делез и Гваттари (1991). Что такое философия? Получено 11 марта 2017 г. с faculty.umb.edu.
- Аристотель (2008) Получено 11 марта 2017 г. с сайта plato.stanford.edu.
- Аристотель (с.ф.) Этика ничемаха. Получено 11 марта 2017 г. с сайта socserve2.socsci.mcmaster.ca.
- Идея философии у Аристотеля. Получено 11 марта 2017 г. с сайта zubiri.org.
- Аристотель. Получено 11 марта 2017 г. с сайта infoplease.com.
- Аристотель – Философ. Получено 11 марта 2017 г., из biography.com.
- Аристотель (384 – 322 гг. До н.э.). Получено 11 марта 2017 г. с сайта iep.utm.edu.
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384–322 до н.э.). Аристотель родился в Стагире, на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа II. Вместе с семьёй молодой Аристотель жил некоторое время вблизи царских чертогов в Пелле, наблюдая придворную жизнь. Восемнадцати лет отроду, став сиротой, в 366/365 г. он прибывает в Афины, чтобы поступить в Платоновскую академию. Аристотель оставался в стенах Академии вплоть до смерти Платона.
С 343/342 г. начинается новый период жизни Стагирита. Его требует ко двору Филипп Македонский и поручает ему воспитание своего наследника Александра, человека, судьбой уготованного перевернуть новую страницу в истории Греции. Мы не так много знаем об отношениях между этими великими людьми, полководцем и философом, коих фортуне угодно было связать. Известно, что Аристотель разделял идею объединения греческих городов под македонским скипетром, но вряд ли он принимал идею эллинизации варваров. При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока Александр не взошёл на трон, т.е. примерно до 336 г. Наконец, в 335/334 г. Аристотель вернулся в Афины, где снял в наём несколько зданий вблизи храма в честь Аполлона Ликейского, откуда пошло наименование школы – Лицей. В Лицее, противопоставлявшем себя на какое-то время Академии, прошли наиболее плодотворные годы Стагирита, годы завершения и систематизации его философских представлений.
Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. С точки зрения Аристотеля, начало познания – это чувственный опыт. После чувств идут память, ум и общие выводы. Аристотель говорил, что платоновская теория идей нам ничего не даёт, она не объясняет существование вещей. Если идеи принадлежат к другому типу реальности, если идеи неосязаемы, то они не могут влиять на вещи. Идеи не позволяют объяснить бытие вещей. Если следовать Платону, то мы должны иметь идею, относящуюся к каждому роду, виду, классу вещей. Получается, что идей столько же сколько и вещей, а может быть, даже и больше. Мир идей – это другое название знаний о мире вещей. Идеи удваивают мир вещей.
По Аристотелю, самостоятельным существованием обладают единичные, конкретные вещи. Каждая вещь выступает как единство материи и формы. Материя – это то, из чего состоит вещь; форма – это определённость вещи. Материя может принимать разные формы, материя – это потенциальная возможность быть чем-то. Сама по себе материя неопределённа, эту определённость ей сообщает форма. В мире есть иерархия форм. Например, есть минералы и вода. Их используют растения, которые являются более высокой формой. Неживое есть форма для построения живого. Над растениями стоят травоядные животные. Растения уже становятся материей для них.
В природе, как отмечает Аристотель, есть изменение, рост, развитие, которые должны иметь свою причину. Эти причины бывают четырёх видов: материальные, формальные, движущие и целевые. Движущая и целевая причины сводятся к формальной причине или просто к форме. Все естественные процессы и все разновидности осмысленной человеческой деятельности направлены на осуществление некоей цели. В природе ничего не происходит бесцельно, эта цель есть та форма, которая должна быть достигнута в результате происходящих изменений. Цель предметов не навязывается им извне, а заключена в них самих. Цель жёлудя заключается в том, чтобы прорасти и стать дубом. Цель ребёнка – стать взрослым человеком. Это означает, что цель сводится к форме, подлежащей осуществлению.
Бытие, по Аристотелю, составляет не только то, что существует некоторым определённым образом, но и то, к чему всё причастно – существование как таковое, совпадающее с миром в целом. Мир вечен. Первопричиной и перводвигателем мира является Бог. Бог это высший разум. Он венчает иерархию форм и не нуждается в материи. Отсюда можно заключить, что Бог вечен. Он является всеобщей целью и воздействует на мир самим фактом своего существования. По Аристотелю, перводвигатель должен быть неподвижным, так как движение означает изменение, а изменяется только то, что несовершенно. Бытие Бога мы можем вывести путём рассуждений над иерархией материальных форм.
Высшее существо в материальном мире – это человек, который использует в качестве материи для обеспечения своей жизнедеятельности минералы, воду, растения и животных, т.е. они служат материей для человека. У растений есть вегетативная душа, животные обладают более сложной душой, связанной с чувствами, желаниями и т.д. Человек же характеризуется самой высшей душой, которая также включает в качестве составляющей ум. Ум – отличительная черта человека. Бог – это наивысшая действительность, и поэтому он может рассматриваться как чистый и абсолютный ум. Ум, вообще говоря, может быть теоретическим и практическим. Теоретический ум нацелен только на познание. Бог в качестве теоретического ума направлен только на самого себя и является умом созерцательным. Такое понятие Бога лишено религиозного содержания и выражает лишь абсолютную сущность.
Природа каждой вещи состоит в том, чтобы сполна осуществить свою форму. Каждая вещь движется к своей зрелости, достигнув её, вещь начинает разрушаться. Такова судьба всех вещей в подлунном мире, где всё существующее обречено на гибель. В этом мире все вещи состоят из четырёх элементов: воды, земли, воздуха и огня. Но есть и высший элемент – эфир, из которого состоят небесные тела, которые характеризуются совершенством и вечностью. В надлунном мире никакая сила для движения не нужна.
В философии Платона природе уделялось мало внимания. Философская позиция Аристотеля более реалистична, он больше внимания уделял научным вопросам. Земля, по Аристотелю шарообразна. К данному выводу он пришёл, исходя из наблюдения затмения Луны. Она находится в центре мироздания в состоянии неподвижности. Границей мироздания является звёздное небо, за которым находится Бог. Аристотель – создатель логики. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»).
Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Ему принадлежит работа «История животных», где описано почти 500 видов различных животных. Аристотель считал, что развитие человека должно быть гармоничным. Образование личности должно быть направлено на выработку умения избегать крайностей и соблюдать меру во всём. Платон считал, что добродетели считаются врождёнными, мы их получаем от мира идей. Аристотель с этим не соглашался. Добродетель должна воспитываться в человеке. Аристотель основоположник политологии.
Он выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Неоспорим его вклад в развитие этики и эстетики, биологии, психологии и целого рядя других наук. Для многих последующих поколений образованных людей Аристотель стал образцовым философом и учёным. Аристотель мыслил бытие как пирамиду, в которой высшая ступень является целью для нижней. Подлинное бытие постигается умом, а не чувственным опытом. Философия Аристотеля – это здравый смысл, он занимал позицию «золотой середины» во всём.
Философия Аристотеля завершает классический этап древнегреческой философии.