Польза от чтение и пересказ
Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, увиденном и услышанном, выдуманном или прочитанном? Удается ли ему четко и точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции?
Умение чётко и ясно высказать свое мнение, точно передать информацию, подобрать нужные слова, чтобы утешить, приободрить, возразить, потребовать, заинтересовать формируется на протяжении всей жизни. Его основы закладываются в довольно раннем возрасте, а целенаправленная работа над формированием умения рассказывать проводится в начальной школе. Именно для того, чтобы ребенок научился пользоваться всеми возможностями человеческой речи, начиная с первого класса дети получают задания типа «придумать рассказ», «пересказать текст», «выучить наизусть».
Каждый из этих видов заданий требует особого подхода и может вызвать определенные затруднения. В этой статье постараемся разобраться, зачем нужен пересказ и как помочь ребёнку получить пользу от рассказывания.
Пересказ — на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания «пересказ близко к тексту» подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором). Но многим первоклассникам эта работа даётся с трудом. Можно назвать следующие наиболее частые проблемы при подготовке пересказа младшими школьниками:
- непоследовательность пересказа (рассказ о событиях с нарушением порядка, в котором они происходили);
- фактические ошибки (рассказ о событиях, которые не упоминаются в тексте, искажение имен героев и т.п.);
- смешение краткого и подробного пересказов (одна часть текста пересказывается слишком сжато, другая — необоснованно детально);
- речевые ошибки (неверное использование слов, нарушение связи слов в предложениях, ошибки при построении предложений, тавтология — многократные повторы одних и тех же слов).
Цель школьных пересказов — помочь ребёнку научиться избегать подобных ошибок, обогатить и разнообразить его речь, приучить к последовательности и точности изложения.
Как правило, учителя редко подробно инструктируют детей перед пересказом, ограничиваясь формулировкой задания — «пересказать страницы с тринадцатой по пятнадцатую». Но у всех учеников разные уровни речевого развития, опыт публичных выступлений. Отличаются спецификой и восприятие, мышление, память. В итоге далеко не каждый первоклассник в состоянии самостоятельно подготовить хороший пересказ. При этом неудачный опыт, приобретенный при пересказе на уроке, может сослужить дурную службу — вызвать негативное отношение к подобным заданиям, обиду, сомнение в собственных силах.
В начальной школе для пересказа предлагаются, в основном, два типа текстов. Первый — это рассказ-описание. В таких текстах мало событий, но большое количество образных выражений, необычных, эмоционально окрашенных слов. Цель такого пересказа — расширить, обогатить словарный запас детей. При подготовке пересказа текста-описания надо акцентировать внимание на словах, употребленных в переносном значении, многозначных словах, сравнительных оборотах. Для закрепления полученных знаний полезна игра «Что на что похоже», самой простой вариацией её является разглядывание облаков и сравнение формы облаков со знакомыми предметами. Образные выражения и сравнительные обороты, которые встречались в тексте пересказа, можно напоминать и в повседневной жизни: осенние листья похожи на золотые монеты, дождь напоминает слёзы, солнце на небе как будто улыбается прохожим и т.п.
Второй тип текстов, часто предлагаемых для пересказа — это авторское описание каких-либо событий. Обычно для пересказов выбирают тексты, в которых отсутствуют диалоги или их число сведено к минимуму. Здесь у ребёнка есть возможность, в первую очередь, потренироваться в передаче речи другого человека. Важно также достоверно рассказать о последовательности событий. Для расширения словарного запаса в таких текстах могут пригодиться слова, описывающие эмоциональное состояние людей и животных, особенности их внешнего вида. Показать ребёнку, что приобретенные им навыки пересказа актуальны и полезны, вы можете в повседневной жизни, предлагая ему вспомнить, например, на кого из литературных персонажей внешне похож прохожий на улице, предложить составить самостоятельный рассказ о забавном эпизоде или запомнившемся событии. При случае напоминайте ребёнку, какие интересные, меткие, точные выражения из литературных произведений он встречал в пересказываемых текстах. Помогайте почувствовать, что богатый словарный запас — это действительно мощный инструмент, который помогает достичь взаимопонимания с окружающими.
Помочь использовать пересказ как средство для развития речи, а не как способ получить дополнительный стресс может несложная памятка.
Готовлю пересказ
- Прочитай текст.
- Приготовь простой карандаш. Перечитай текст ещё раз, подчеркни все слова, которые тебе непонятны.
- Спроси у взрослых или уточни с помощью словаря значение и произношение подчеркнутых слов.
- Перечитай текст снова. Убедись, что теперь тебе понятно всё, о чём говорит автор.
- Сделай небольшую паузу (на 3-5 минут). Выполни гимнастику для глаз, пройдись по комнате, выгляни в окно.
- О чём ты будешь рассказывать? Найди и прочитай самые важные слова и выражения. Если они очень трудные — выпиши на отдельный лист.
- С чего надо начать рассказ?
- Что произошло потом?
- Что случилось в конце?
- Представь, что ты рассказываешь человеку, который не читал этот текст.
- Перечитай текст ещё раз. Не забыл ли ты что-нибудь важное?
- Расскажи ещё раз.
Перепишите текст памятки крупно на небольшую карточку, ещё лучше — если ребёнок сам изготовит себе такую напоминалку. Постарайтесь первое время помогать ребёнку выполнять каждый пункт памятки, пока привычка действовать в определенной последовательности не станет относительно устойчивой. В дальнейшем процесс подготовки к пересказу, осознанный и разделенный на этапы, станет основой для подготовки ответов у доски на уроках в средней школе и при экзаменационных ответах в старшей и высшей школе.
Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут. Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:
1. Чтение книг увеличивает словарный запас Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.
2. Чтение помогает общаться с людьми За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.
3.Чтение добавляет уверенности Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
4.Чтение снижает стресс В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.
5.Чтение развивает память и мышление Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.
Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.
6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.
7. Чтение делает моложе Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.
8. Чтение делает нас более творческими Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
9. Чтение улучшает сон Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
10. Чтение улучшает концентрацию При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО
Как не утонуть в море информации?
Практически каждый современный человек ежедневно поглощает огромное количество информации. Существенная ее часть приходится на письменные источники – переписку, статьи, книги, рассылки, публикации в интернете и т. д. Чтобы быть в курсе событий, приходится читать много и довольно быстро. Однако важно, чтобы и в памяти что-то осталось. И лучше, когда не что-то, а важная информация.
Вопреки распространенному мифу, скорость и качество совместимы! Давайте рассмотрим инструменты скорочтения, которые помогут в этом.
Если вы читаете большое количество текстов, разделите их на 3 условные категории:
Категория 1 – важные тексты, которые необходимо запомнить полностью.
Это могут быть тезисы выступления, билеты к экзамену, инструкции, нормативно-правовые акты и т. п.
Посвятите подобным текстам больше времени. Читайте вдумчиво, подчеркивайте главные мысли или ключевые слова. Можете сделать конспект или нарисовать майнд-мэп. Проработав текст, повторите его. Первое повторение лучше делать через 20 минут после чтения, второе – через 6-8 часов.
Категория 2 – тексты, которые вы читаете, чтобы быть в курсе событий или с целью найти ответ на конкретный вопрос.
Это могут быть новости, тематические статьи, материалы некоторых рассылок или даже энциклопедии.
При работе с текстами данной категории старайтесь не вчитываться в детали. Максимально сконцентрируйтесь на главном. Для этого еще перед началом работы с текстом сформулируйте вопросы. Например: «Каковы три работающие стратегии увеличения прибыли предприятия в период экономического кризиса?», «Что случилось вчера в Приднестровье?» или «Почему поссорились Брэд Питт и Анджелина Джоли?».
Найдите ответ на вопрос – достаточный и при этом не слишком подробный. Не старайтесь прочитать абсолютно все, ведь это не приблизит вас к цели (получить четкий ответ), зато отнимет время.
Категория 3 – тексты, которые вы читаете с целью узнать что-нибудь полезное или ради удовольствия.
Сюда относятся художественная литература и развлекательные материалы (их читайте как вам нравится – быстро или медленно, запоминая детали или нет). А также все тексты, которые вы читаетебез четко сформулированной задачи («запомнить полностью» или «найти ответ на вопрос»).
Первое, что стоит сделать, — бегло просмотреть подобный текст и определить, что же вы от него хотите. То есть понять свою цель. Она может быть более «размытой», чем при работе с текстом 2-й категории, например: «Хочу узнать что-нибудь новое о системе мотивации персонала».
Формулировка цели поможет сделать чтение более эффективным – сосредоточиться на важном именно для вас и перестать отвлекаться на не значимую информацию. К примеру, вы читаете книгу о мотивации и задаете себе вопрос: «Это новое для меня?» — и отвечаете: «Нет, уже знаю». Значит, можно не вчитываться и перейти к следующему тезису.
Обязательно сформулируйте в 1-2 предложениях главную идею текста, то есть его доминанту. Если материал оказался насыщенным, и вы почерпнули многое, сделайте краткий пересказ или конспект.
В чем польза деления текстов на категории? Во-первых, вы ранжируете информацию, делите ее на важную и не важную. Это способствует запоминанию того, что вам действительно необходимо, и вы не перегружаете память лишними деталями. Во-вторых, перестав читать тексты 2 и 3 категорий «от корки до корки», вы можете существенно сэкономить время.
В следующей статье я расскажу о важной технике, которая помогает сделать чтение любого текста максимально продуктивным.
А пока напишите в комментариях: тексты какой категории встречаются вам чаще всего? Возможно, у вас есть свои приемы их эффективного чтения и запоминания?
Желаю Успехов!
Статья из опыта работы
«Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, и имеет большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации.
Умение связно, последовательно, образно и точно излагать свои мысли и пересказывать полученную информацию помогает ребенку быть общительным, раскрепощенным, развивает уверенность в своих силах.
Одним из видов монологической речи, который мы развиваем у детей – это пересказ
Как известно, пересказ – самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. Пересказ-это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей.
Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.
В процессе работы по обучению пересказу обогащается словарный запас, активно развивается восприятие, память, внимание. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа.
Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т.к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но, однако, эта лёгкость относительна, потому что мы знаем, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение, не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает даже легче, чем воспроизвести готовую форму.
Качество детских пересказов зависит от эффективности проводимой работы по развитию всех сторон речи. Поэтому при обучении пересказу я ставлю перед собой следующие задачи:
учить детей:
– осмысленно воспринимать содержание произведения,
– планировать развернутые высказывания,
– в процессе пересказа использовать средства художественной выразительности.
развивать
– самоконтроль при построении высказываний,
– лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи,
– коммуникативные способности,
– память, внимание, мышление,
В средней группе в первом полугодии я использовала знакомые детям русские народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с элементами настольного театра), «Кто сказал «Мяу?» В. Сутеева (отрывки), а во втором полугодии — впервые прочитанные рассказы, состоящие из нескольких предложений, например, (Л. Н. Толстого«Сел дед пить чай»).
Постепенно вводила тексты более объемные по содержанию, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства.
С этой целью использую такой метод, как беседа: в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяю основные части повествования, ставлю вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включаю упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).
Внимание детей привлекаю также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности (например, рассказу К. Д. Ушинского «Гуси»: гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длинная хворостина).
В процессе пересказа я широко использую прием отраженной речи. Если ребенок молчит, я сама начиню рассказ: «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: теги-теги-теги!» Ребенок повторяет фразу вслед за мной.
Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому использую такой приём, как подсказ нужных слов и фраз, Этот приём обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребёнок забыл текст, также тогда, когда мои вопросы: «А дальше? Вспомнил?» – не помогают.
Не оставляю без внимания любой пересказ детей, обязательно поощряю их старание.
Эффективным приемом является совместный пересказ – воспитателя с ребёнком. Использую его в работе с робкими детьми, испытывающими затруднения в составлении рассказов. В процессе пересказа ободряю жестом, взглядом, улыбкой обязательно хвалю: «Молодец. Теперь детям легче будет рассказывать. Только в следующий раз рассказывай громче».
Особый интерес у детей вызывает пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.
Очень детям нравится пересказ с опорой на сюжетные картинки, или серию картин, а так же на мнемотаблицы.
Начиная со старшей группы, использую такие приёмы пересказа:
Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей так, как произведение детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет привлечь к нему большее количество детей.
Пересказ по ролям (лицам) увлекает детей. Он занимает значительное место при формировании выразительности речи, в этом помогает обсуждение характера действующего лица. Это, в свою очередь, оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию внимания детей. Пересказ в лицах применяется уже в средней группе, например рассказов Я.Тайца «Кубик на кубик», «Послушный дождь». Целесообразней использовать этот приём в конце занятия.
Использую на занятии такой приём, как игра – драматизация. В этом случае реплики персонажей сопровождаются движениями, которые выполняют сами дети. Они широко используют жесты, имитируют повадки животных. При этом игра не требует декораций, костюмов и предварительной подготовки. Слова от автора сначала говорю я, а затем поручаю кому-либо из детей. Указания о проведении игры, о выразительности речи даются всем детям. Для исполнения ролей в игре в первую очередь вызываю детей со слаборазвитой речью, робких. С ролью справляется каждый ребёнок, так как короткие реплики персонажей всем под силу. Игра – драматизация занимает не более 5 минут.
В старшей группе используем разные виды пересказов:
1. Подробный, или близкий к тексту;
2.Краткий или сжатый;
3.Выборочный;
4.С перестройкой текста;
5.С творческими дополнениями.
При обучении творческому пересказу использую следующие приёмы:
1. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»
2. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором заменяется герой или изменяется событие. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал, можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
Несколько слов хотелось бы сказать и о нетрадиционных видах пересказа, которые мы используем в своей работе:
1.«Расскажи самому себе».
Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).
Исключение психологического дискомфорта при выполнении пересказа самому себе способствует развитию речи на всех четырех уровнях. Ребенку приходится распределять внимание в двух направлениях: наблюдать за реакцией слушающего и осуществлять конструирование предложения во внутренней речи. Ничто не мешает ребенку полноценно мыслить в условиях зоны актуального речевого развития.
2.Пересказ в диалогических парах.
Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный текст.
3.Пересказ по кругу.
Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.
4.Пересказ группе детей.
Дети работают в гомогенных группах в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой текст. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.
В старшей группе много внимания уделяем использованию приемов, способствующих лучшему осмыслению и запоминанию текста, направленных на формирование у детей навыков планирования развернутых высказываний:
– Пересказ одного ребенка иллюстрирует другой ребенок, подбирая из предложенных ему картинок те, которые относятся к рассказу.
– Использование детского рисунка (рисунок какого-либо фрагмента произведения с последующим составлением пересказа – пустить книги – самоделки).
– Показ наглядного материала. (Иллюстраций или отображение сюжета на панно)
– использование диафильмов, видеофильмов, мультимедийных презентаций (предварительное чтение с дальнейшим просмотром и ответами на вопросы, пересказывание по фрагменту.
– использование интерактивных мультфильмов. Использование современных информационно-коммуникативных технологий при обучении детей пересказу является своеобразным стимулом активации всех процессов речи. В процессе просмотра интерактивных мультфильмов обостряются восприятие, усиливается запоминание материала, они влияют на выразительность детской речи.
– Прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы.
Один из вариантов моделирования – это символизация. Этим приемом я еще не пользовалась, но планирую попробовать во втором полугодии старшей группы.
Дети учатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников. Можно предложить детям составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия. Детям дают длинные узкие листочки (на них удобнее размещать действия последовательно) и один цветной карандаш или один простой карандаш («многоцветие» мешает детям сконцентрироваться).
Читая или рассказывая сказку, взрослый предлагает детям «записать» ее так, как «записал» бы ее древний человек, который не знал буквы. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Когда модели сказок готовы, воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки-записи, обращает внимание на то, что сказка одна, а рисунки-записи разные. Самое интересное, что любую модель, кроме ее автора, никто правильно прочитать не может. Дети могут «прочитать» свои записи и по этим же моделям сочинить новые сказки: или по своей «записи» или по «записи» товарища.
Еще один из вариантов моделирования – «Карты Проппа». Карты, используемые в начале работы с текстами, выполняются в сюжетной манере, далее используются карты с довольно сжатым схематичным изображением. Изготавливая карты-опоры, педагог выбирает для обозначения такие символы, которые бы были понятны детям, или вместе с ними оговаривает каждое изображение. Символы, придуманные самими детьми, организуют запоминание, и осознание их протекает более продуктивно. Один из способов использования карт Проппа: Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация на смысловые части, взрослый обсуждает каждую из них с детьми, вместе они дают ей название. Если предложено несколько названий, близких по смыслу, выбирается самое точное и емкое. Дать правильное название – значит расшифровать информацию, которую впоследствии можно «спрятать» в карте с помощью изобразительных средств. Таким образом, дети соотносят между собой две системы: речевую и графическую. Это помогает детям подойти к пониманию того, что сказка – это гибкое образование, состоящее из элементов, и что сказочником может быть сам ребенок.
Для того, чтобы дети использовали приобретенные умения, необходимо в речевом уголке пополнять материал, стимулирующий самостоятельное рассказывание знакомых сказок, рассказов.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: Многообразие видов и приемов работы над пересказом позволяет осуществлять данную деятельность с детьми в непринужденной, интересной и увлекательной форме.
Спасибо за внимание!