Польза обществу при инклюзивном образовании
Инклюзивное образование: польза или вред?
Развитие инклюзивного образования в России становится одним из главных направлений государственной образовательной политики. Как наиболее гуманное и наиболее эффективное совместное (инклюзивное) обучение направлено на исключение любой дискриминации детей, обеспечивающее равное отношение ко всем людям, но создающее особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этом учебном году ряд школ приступило к реализации программы инклюзивного образования. Для каких-то образовательных учреждений реализация инклюзивного образования связана с трудностями, в первую очередь потому, что это новая для них деятельность. Кроме прочего, для многих не все так однозначно. Личное отношение к такому виду образования может повлиять на реализацию этой программы в каждом конкретном образовательном учреждении по-разному: подтолкнуть или притормозить.
Родители детей с ОВЗ, являющиеся сами педагогами, считают: под таким благовидным предлогом развитые государства (не только наше) хотят просто банально сэкономить на коррекционных учреждениях. В Германии в прошлом году (2015) проходил симпозиум по инклюзии, на котором была коллега одного из родителей ребенка с ОВЗ: «выступал там министр и красиво говорил, а потом встали специалисты и, со слов коллеги, его “порвали”: настолько отрицательные результаты у инклюзивного образования. Я сама мама ребенка-инвалида, а также медицинский психолог по образованию, потому считаю, что инклюзия должна быть точно не в образовании, а больше создавать возможностей для людей с инвалидностью».
В апреле 2016 года беседовала я с сотрудником коррекционной школы, которая также считает, что образованием таких детей должны заниматься специалисты. «При всех достоинствах наша специальная школа отличается основным недостатком – замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую жизнь. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсация не в биологическом, а в социальном аспекте», – говорит учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб. Точно знаю, что ответила бы сотрудник коррекционной школы, и я с ней согласна: замыкание воспитанника такой школы произойдет только в том случае, если ничего не делать дополнительно. А делать можно очень многое, например, через совместную деятельность с обучающимися общеобразовательных учреждений, такую как концерты, субботники, праздники и другое. Таким образом, обучение происходит отдельно, а при совместной деятельности присутствуют как дети из общеобразовательных школ, так и из коррекционных. В этом случае снимается ряд противоречий и возражений как сторонников, так и противников инклюзивного образования. Для сторонников инклюзивного образования главным достоинством такого образования является социализация детей с ОВЗ, и она в вышеизложенном варианте сохраняется. Для противников инклюзивного образования главный недостаток такого образования – это невозможность в обычной школе уделить достаточное количество времени на обучающегося с ОВЗ, и, замедление процесса обучения других обучающихся. В вышеизложенном варианте обучение по образовательным программам вынесен за скобки.
Думаю, что инклюзивное образование необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом, «т.к. оно социализирует и исключает позицию иждивенчества, только надо учитывать личностные возможности каждого ребенка. А для здоровых детей совместное обучение с особыми детьми тоже важно, потому что позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, осознавать, что все равны» (учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб).
Сейчас трудно судить об эффективности инклюзивного образования, потому что еще не может быть окончательного результата (инклюзия еще внедряется), еще нет выводов исследования большой выборки обучающихся по реализации инклюзивного образования и результатов такого обучения. Но думаю, что отношение общества к людям с ОВЗ надо формировать в раннем возрасте. В 2008 году, когда мой сын ходил в детский сад (логопедический), я наблюдала за первыми попытками внедрить инклюзивное образование в учреждение. На тот момент в саду уже была отдельная группа детей с ОВЗ. И именно в том году заведующая приняла решение перевести в группу моего сына девочку с ОВЗ. Она посещала нашу группу практически весь учебный год. Были ли какие-либо изменения в развитии, спросите вы. К сожалению, не знаю, не привелось уточнить ни у воспитателей, ни у мамы ребенка. Но.. отношение обычных детей к таким детям, оно ведь формируется достаточно рано: так вот отношение здоровых детей к этой девочке было более спокойным, чем могло бы быть в другом случае. Получается, что дети с малых лет привыкали к тому, что есть другие дети, пускай не такие сообразительные, не такие социальноадаптированные, не умеющие самоорганизовываться, но зато более терпимые к каким-либо недостаткам. И каждый ребенок, что с одной, что с другой стороны, учился жить с другими в общении, в обществе. Приобретал качества, которых ему не хватало. Только тогда будут какие-то сдвиги в мировоззрении детей, в будущем взрослых членов общества.
Инклюзивные школы:
польза обществу
Государственный институт развития городских школ
Gwen meyer, Rhonda Griffiths and Nadia Sampson
Беседы с родителями – Carolyn Moore
Существование обычных школ с установкой на инклюзию — самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования (Декларация Саламанки, 1994 г).
В Американском государственном институте развития городских школ знают, что инклюзивные школы несут пользу обществу:
каждый ребенок имеет основополагающее право на образование, а предоставляемое обучение ведется на подходящем ему уровне;
каждый ребенок уникален по своим интересам,
способностям, характеру и потребностям в обучении; 2 Летом 1994 г
более 300 представителей 92 государственных и 25 международных
организаций встретились в Саламанке (Испания), чтобы обсудить
вопросы инклюзивного образования. Участники этой конференции,
организованной правительством Испании при поддержке ЮНЕСКО, приняли
Декларацию Саламанки о принципах, политике и действиях в сфере
специального образования, а также Руководство к действию.при разработке системы образования и реализации программ обучения учитывается широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
дети с особыми учебными потребностями имеют доступ к обычным школам, которые приспособлены к их особенностям и ориентированы на нужды ребенка в выборе педагогических методов.
Инклюзивные школы открыты для всех – для каждого ребенка и подростка. Инклюзивные школы приспосабливаются подо всех детей, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей. В них могут обучаться дети с инвалидностью и особыми дарованиями; дети, работающие и живущие на улицах; дети кочевых народов и народов, живущих в изолированных условиях: на крайнем севере или в гора;, дети, принадлежащие к языковому, этническому или культурному меньшинству; дети из необеспеченных регионов и ущемленных в правах социальных групп (Декларация Саламанки 1994 г)
Мы должны «переделать школы, чтобы они стали более приспособленными ко всему многообразию особенностей детей» (Ferguson, 1995). Мы больше не можем утверждать, что инклюзия «работает» только для отдельных детей. Мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы достичь желаемых результатов для всех детей и, в широком смысле, для всего общества.
Martha Minow (1990) объясняет, почему никакой другой образ действий не может быть приемлем:
Когда мы определяем одну вещь как отличную от других, мы делим наш
мир. С помощью слов мы исключаем, разделяем и дискриминируем…. Классификации
ведут к предвзятости, расизму, дискриминации по тем или иным признакам,
антисемитизму, нетерпимости к отличиям.
Для того, чтобы школы служили моделями более сплоченного сообщества, в системе инклюзивного образования должны использоваться методы, воспитывающие в детях уважение к многообразию в школьных сообществах, которые являются отражением общества в целом.
…Каждый ребенок, подросток и взрослый должен иметь возможность воспользоваться преимуществами, которые дает образование, предназначенное и предоставляемое для удовлетворения основных потребностей в обучении и включающее как базовые учебные навыки (чтение, письмо, счет), так и основные составляющие (знания, умения, систему ценностей и взглядов), необходимые человеку для выживания, развития своих способностей, достойного существования и работы, полноценного участия в общественной деятельности, улучшения качества жизни, принятия осознанных решений и продолжения обучения. (Декларация Саламанки, 1994 г)
Сообщества несут пользу школам
Инклюзивные школы не возникают сами по себе. Создание и поддержка такой школы требует приверженности поставленной цели и совместной работы многих. Ценность участия общества в работе школы не подвергается сомнению. Инклюзивные школы зависят от содействия и доброго отношения членов общества, которые участвуют в принятии решений и оказании помощи ученикам. Поэтому инклюзия – это не просто «образ действия или выбор учреждения. Суть ее заключается в причастности к обществу – группе друзей, соседей, школьному сообществу» |
|
. Точно так же, как сообщества вносят свой вклад в жизнь школ, так и школы влияют на них.
Что мы подразумеваем под словом «сообщество»? Является ли оно просто «группой людей, живущих в одной местности»? Или это «группа людей, объединенная характерными признаками и интересами, живущая вместе как часть общества в целом»? Или это «общество в целом»? Или «отдельные граждане и народы, объединенные общей политикой или имеющие общую историю или общие социальные, экономические и политические интересы (например, международное сообщество)»? Как насчет «совместного пользования, участия и чувства товарищества»? Словарь “American
Heritage Dictionary” (1993) предлагает все эти определения. Взятые вместе, они начинают отражать идею инклюзивного сообщества – в школах, в поселках, городах и районах, в стране, в мире.
Инклюзия несет пользу школьным сообществам
Школьные сообщества включают в себя всех учеников, учителей, родителей и других членов семьи, администрацию, персонал и всех тех, кто сотрудничает, содействует и каким-либо образом способствует пониманию и выполнению задач, стоящих перед школой. Существующее многообразие внутри школьного сообщества отражает ситуацию в обществе и в мире в целом. Каждый новый день дает каждому члену школьного сообщества возможность улучшить понимание сложных вопросов, связанных с этим многообразием, к которому он причастен.
Эти школы действуют, исходя из
Инклюзивные школы создают идеальные условия для того, что бы члены школьного
|
|
Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. В инклюзивных школах дети могут получать такую поддержку. Акцент на оказание помощи вызывает смещение фокуса с восприятия особенностей или инвалидности ребенка как ограничений на то, как нужно изменить среду, чтобы она не ограничивала и не стесняла обучение. Концентрация на поддержке в обучении будет способствовать развитию школами широкого спектра вспомогательных услуг, вместо помещения ребенка в учреждение особого образования. Развитие поддержки в обучении показывает членам школьного сообщества, что сложности в обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению.
Инклюзивные школы предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от
доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные
отношения и ощущение совместной работы ради общего блага.Инклюзивные школы расширяют профессиональные знания педагогов. Такое
образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки
учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех учащихся.
Накопление профессионального опыта, который дает работа в этих школах, поощряет
непрерывное совершенствование специалистов.
|
|
Инклюзивные школы используют ориентированные на нужды ребенка педагогические
методы, которые идут на благо всем детям и, как следствие, всему обществу. Опыт
показывает, что индивидуальный подход к ребенку уменьшает число второгодников и
учеников, бросивших школу – неизбежность многих систем образования, –
одновременно обеспечивая более высокие средние показатели.
Инклюзивные школы несут пользу местным, региональным и общегосударственным сообществам
Мы сказали, что инклюзивные школы полагаются на сотрудничество с обществом для достижения успешного обучения всех детей. Это взаимосвязь двусторонняя. Школа и общество тесно связаны друг с другом. Таким образом, все общины, в том числе определяемые границами поселка, города, штата и страны получают пользу от работы инклюзивных школ:
|
|
Инклюзивные школы воспитывают более образованных и лучше подготовленных к
совместной деятельности и служению своим сообществам и всему обществу в
целом граждан. Они займут свое место в обществе, где большее число компаний и
организаций
…стремятся принимать на работу больше людей
с разным видением жизни. Разница мироощущений сотрудников позволяет
находить новые способы решения задач и делает возможными разные
подходы к работе. Конечным результатом станет более продуктивное и
творческое производство. Эти компании и организации должны иметь
четко сформулированные, понятные и способные вовлечь всех задачи, а
их руководство и система управления должны применять и поощрять
инклюзивный подход (Inclusion Press International).
|
|
Инклюзивные школы ценят и обеспечивают равенство и равные возможности,
вовлекая и уча общество следующему:
… члены общества… ищут способы развивать
дарования и способности друг друга ради справедливости. Они
поддерживают и часто терпят слабости друг друга, учась прощать,
мириться и осуществлять общую цель (Inclusion
Press International).
Инклюзивные школы строят связи и отношения между
разными общественными группами. Из таких союзов рождается дружба и отношения, отличающиеся уважением и заботой. Эта совместность, участие и дружба создает ощущение единства, ощущение «нас», и восприятие группы как общности.Инклюзивные школы предоставляют множество способов поддержки семей и членов общества. Они оказывают разные
виды необходимой помощи, от занятий по вопросам воспитания до связей с медицинскими, психологическими и социальными службами.
Инклюзивные школы несут пользу мировому сообществу
Ни одна культура не может жить в изоляции.
Махатма Ганди
Благодаря таким технологиям как Интернет и электронная почта, связи между постоянно растущим числом людей из разных стран развиваются быстрее, чем когда-либо. Имея под рукой весь мир, даже те, кто не любит путешествовать, могут побывать буквально в любой точке земного шара. И все же, эти связи не исключают возможности изоляции:
Определение критериев для градации людей ведет к отделению и изоляции также тех, кто определяет эти критерии, при этом такая градация может лишить человечество тех, которые кажутся другими. (Minow, 1990).
Сегодняшние дети завтра станут президентами, королями, премьер-министрами и законодателями. Они станут учеными, преподавателями университетов и участниками конференций, таких, как та, что состоялась в Саламанке. Они унаследуют систему, создаваемую сейчас нашими трудами, и напишут правила и законы для будущих
Инклюзивные школы полезны мировому |
|
поколения будут жить в более безопасном, здоровом, благополучном и
экологически защищенном мире, что приведет к
общественному, экономическому и культурному
прогрессу, терпимости и международному сотрудничеству.
Будущее не предначертано, но определяется нашими ценностями, мыслями и действиями (Декларация Саламанки, 1994 г).
Образование – это основа, на которой отдельные личности и государства строят свое будущее. Эта работа требует от каждого из нас открыть в себе и внести свои таланты в создание мира, в котором ценится социальная справедливость для всех людей, через обучение друг друга и заботу о здоровье, благосостоянии и возможностях развития друг друга.
[Правительства должны] предоставлять законодательные, стратегические и бюджетные преимущества для улучшения своих систем образования, чтобы они могли удовлетворить потребности всех детей, вне зависимости от их индивидуальных особенностей или затруднений, и принять как закон или стратегию принцип инклюзии в образовании (Декларация Саламанки, 1994г).
Каждый из нас обязан уважать и поддерживать обучение других, чтобы достичь большей социальной справедливости, быть терпимым к общественным, политическим и религиозным системам, отличающимся от наших собственных. Каждый из нас должен следить за тем, чтобы общечеловеческие ценности и права были защищены. Каждый из нас должен работать над достижением мира и согласия во взаимозависимом мире.
Назад |
К статьям |
Вперед