Польза общения родителей с детьми

Польза общения родителей с детьми thumbnail

«Общение-это ключ» – цитата, которая часто повторяется в литературе по психологии. Каждый коммуникативный процесс является очень значимым, а особенно важным он является среди родителей и детей.

Общение между родителем и ребенком всегда было важно: коммуникация со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства.Однако, на сегодняшний день есть необходимость уделять ему еще большее внимание, особенно в свете тех событий, с которыми дети ежедневно сталкиваются в школе и в повседневной жизни. И если родители не ведают, что происходит в жизни и сознании своего ребенка, трудно, а порой и невозможно, понять, что они переживают. Коммуникация между родителем и ребенком является отправной точкой взаимопонимания.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми в раннем возрасте. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно, до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения.

А у кого еще учиться общению, как не у собственных родителей?  Конечно, общение это не точная наука, и его невозможно «изучать» в прямом смысле слова, но это то, чему люди должны учиться на практике. 

Зачастую, при общении родителя и ребенка происходит так, что взрослый слушает «вполуха», отвлекается,  и ребенок, чувствуя это, отдаляется, замыкается и перестает в конечном итоге делиться своими проблемами и переживаниями. В конечном итоге возникают проблемы в отношениях родитель-ребенок, дети чувствуют себя непонятыми и в дальнейшем держат свои чувства внутри.

Чтобы добиться хорошего, качественного  общения, нужно работать над собой – это должен быть  не просто разговор; вы должны слушать ребенка так, чтобы он чувствовал, что нет ничего более важного в данный момент, что вы отдаетесь ему полностью.

Ведь, как правило,  родители, общаясь с собственными детьми,  делают одновременно  еще три или четыре задачи, в то время как их ребенок пытается что-то донести до них.  Взрослый, зачастую, даже не отрывается от просмотра телевизора или новостной ленты в интернете, чтобы послушать своего ребенка,  в то время как ребенок отчаянно пытается привлечь их внимание.

Конечно, дети чувствуют отсутствие интереса к себе и к тому, что они пытаются донести до родителей. А отсутствие интереса – это то, что всегда приводит  к возникновению пропасти между членами семьи. Ведь когда мы не чувствуем к себе достаточно внимания, мы  перестаем делиться  своими проблемами с этим человеком. Также происходит и у детей, только они более тонко чувствуют ваши эмоции и не хотят больше открыться вам.

А  когда дети перестают делиться своей информацией с родителями, когда они недополучают той отдачи, на которую рассчитывают,  они отправляются туда, где их понимают, слушают и уделяют им внимание. Именно это может привести к беде: ребенок может искать другие пути общения, находя их у тех людей или в компаниях, которые зачастую и оказывают  в дальнейшем негативное влияние на формирование личности маленького человека.

И избежать этого можно только проявив заинтересованность в жизни ребенка. Ведь родитель, который общается со своими детьми, осведомлен об их проблемах и переживаниях, который  участвует в жизни ребенка, имеет  больше шансов повлиять на свое чадо в определенный момент жизни. Когда дети знают, чувствуют, что родители их понимают и принимают, всегда придут на помощь, помогут советом, они гораздо лучше подчиняются и более того, они всегда хотят порадовать своих родителей.

Уважение к ребенку – это тоже важный момент в общении. При разговоре с ребенком уважительно относитесь ко всему, что слышите, и действительно слушайте! Потому что  слушать всегда тяжело, особенно, когда кто-то говорит что-то, с чем вы можете  может не соглашаться. Но ваша миссия, как родителя, просто сидеть и слушать. И, в свою очередь, если родитель  понимает и уважает чувства своего ребенка, это всегда будет способствовать установлению более тесных связей с собственными детьми.

Быть мамой или папой – это работа. Когда ребенок подходит к любому из родителей, он всегда хочет поговорить, узнать или спросить что-то важное для него. И даже если затронутая ребенком  тема кажется в данный момент  вам не важной или несвоевременной, не отталкивайте ребенка своим безразличием, выслушайте, ведь ребенок хочет быть услышанным.

Если ребенок нуждается в оценке ситуации, по окончании разговора вы можете выразить свои чувства и отношение к ситуации, но не нужно сразу после разговора осуждать, или каким-то образом поучать ребенка.  Нет ничего более отталкивающего, чем родитель, который после откровенного разговора сразу начинает монотонно доносить ребенку, как он должен  вести себя в той или иной ситуации, даже не прислушиваясь к тому, что  именно хочет ребенок.

Читайте также:  Польза черного риса для организма

Поэтому родители должны обязательно прислушиваться к словам ребенка, не поучать, наставлять и устраивать «разбор полетов», а именно выслушав, высказать сое мнение, если ребенок в нем нуждается.  Двустороннее взаимодействие способствует укреплению доверия, а главное безопасности ребенка, именно потому, что только вам он будет доверять все самое ценное и сокровенное, и можно всегда вовремя направить, поддержать и скорректировать сложную ситуацию.

Для себя нужно запомнить одно простое правило: без общения нет отношений. Поэтому разговаривайте, друзья, разговаривайте! Ваше общение с собственными детьми будет ощутимо способствовать развитию и становлению положительных  качеств их личности.

Источник

Правильное общение детей и родителей

Рейтинг
55

Способы эффективного общения, которые помогут ребенку раскрыться и довериться родителям

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Общение – это передача информации от одного человека к другому. Коммуникация (она же общение) может быть вербальной, например, когда один человек разговаривает с другим, или невербальной, например, когда люди видят нахмуренное лицо мужчины, его мимика сигнализирует им о том, что он сердится. Коммуникация также может быть положительной или отрицательной, эффективной или неэффективной.

Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своими детьми. Открытая, эффективная коммуникация идет на пользу не только детям, но и каждому члену семьи. А значит, отношения между родителями и их детьми значительно улучшаются. В целом, если коммуникация между родителями и детьми хорошая, то и отношения тоже хорошие. Не стоит забывать, что дети учатся общаться, наблюдая за своими родителями. Если родители общаются открыто и эффективно, есть большая вероятность, что и их дети будут поступать так же. Помните: хорошие коммуникативные навыки способны принести пользу на всю жизнь.

У детей начинают формироваться идеи и представления о себе на основании того, как их родители общаются с ними. Когда родители эффективно общаются со своими детьми, они демонстрируют им уважение. Дети чувствуют, что их слышат и понимают, вследствие чего их самооценка повышается. С другой стороны, неэффективное и отрицательное общение между родителями и детьми может заставить детей поверить в то, что они неважны, их не услышали или не поняли.

У родителей, которые эффективно общаются со своими детьми, дети более ответственные и исполнительные. Они понимают и знают, чего ожидать от своих родителей, и когда узнают о том, что родители ожидают от них самих, становятся более старательными, реализуя эти ожидания. Они также более уверенно чувствуют свою позицию в семье и, таким образом, лучше взаимодействуют с родителями.

Способы позитивного общения с детьми следующие.

Начинайте эффективно общаться с детьми, когда они еще маленькие. Прежде чем родители и их дети смогут начать общаться полноценно, обе стороны этого процесса должны почувствовать себя достаточно комфортно, чтобы сделать шаг навстречу друг к другу. Пока дети совсем маленькие, родителям необходимо приступить к созданию благоприятных условий для открытой, эффективной коммуникации. Родители могут обеспечить их, становясь доступными для своих детей, особенно когда у них возникают какие-то вопросы или они просто хотят поговорить. Кроме того, родители, которые дарят своим детям много любви, понимания и принятия, помогают создать хорошую атмосферу для открытого общения. Дети, которые чувствуют себя любимыми и принятыми своими родителями, имеют больше шансов раскрыться и поделиться с ними своими мыслями, чувствами и проблемами.

Но иногда родителям легче почувствовать принятие своих детей, чем выразить им это на деле. Родителям важно демонстрировать своим детям, что они любят и принимают их. Родители могут сделать это как вербальным (словесным), так и невербальным способом. Вербально они могут просто рассказать своим детям о том, что принимают их такими, какими они есть. При этом важно акцентировать внимание на позитивном восприятии. Например, когда ребенок сам убирает свои игрушки после того, как закончил играть, родители могут сказать о том, что они ценят его: «Я очень ценю, когда ты убираешь игрушки без подсказки». Во время разговора с детьми родителям следует быть осторожными в том, что они говорят и как они это говорят. Все, что родители говорят своим детям, указывает на то, что они чувствуют по отношению к своим детям. Например, если родитель говорит что-то вроде: «Не мешай мне сейчас. Я занят!», дети могут подумать, что их желания и потребности не важны.

Читайте также:  Витамин в1 в ампулах для чего польза

Невербально родители могут продемонстрировать детям свое принятие их посредством жестов, мимики и других несловесных форм внешнего выражения эмоций и чувств. Родителям необходимо постараться устранить такие проявления, как крик и кажущееся безразличие, когда они не обращают внимания на своих детей. Такое поведение мешает эффективному общению. Родителям предстоит научиться демонстрировать свое принятие теми способами, которые их дети смогут правильно понять и учесть. Практика непременно приведет вас к совершенству.

Общайтесь на уровне вашего ребенка. Когда родители общаются со своими детьми, им важно спуститься до их детского уровня как словесно, так и физически. Вербально родителям нужно использовать соответствующий возрасту язык, который их дети смогут понять без труда. С детьми младшего возраста это можно сделать, используя простые слова. Например, малыши лучше всего поймут такую форму как, например, «не бей свою сестру», вместо «совершенно неприемлемо бить сестру». Родителям стоит попробовать использовать разные формулировки, чтобы узнать, что именно их дети способны понять, избегая при этом тех форм общения, которые заведомо останутся непонятыми. Физически родители не должны, например, возвышаться над своими детьми во время разговора. Вместо этого им следует опуститься вниз, чтобы стать примерно того же «роста», что и их дети: стать на колени, присесть на корточки, сесть на стул, согнуться и т. д. Это обеспечит хороший зрительный контакт с ребенком, который легче будет поддерживать в течение беседы, причем, если дети смотрят прямо в лицо родителю (видят их взгляд), они будут меньше бояться их слов.

Научитесь слушать по-настоящему. Внимательно слушать – это навык, которому необходимо учиться и практиковаться его использовать. Он является неотъемлемой частью эффективного общения. Когда родители слушают своих детей, они выражают свой интерес к ним и увлеченность их высказываниями. Вот несколько важных шагов, чтобы стать хорошим слушателем:

  • Установите и поддерживайте зрительный контакт.Родители, которым это удается, показывают своим детям, что они вовлечены и заинтересованы. Дети могут ощутить прямо противоположный эффект, т. е. что их родители не заинтересованы в том, что говорят дети, если зрительный контакт установлен на самом минимальном уровне.
  • Устраните все отвлекающие факторы.Когда дети хотят разговаривать, родители должны продемонстрировать им свое стопроцентное внимание. Они должны отложить в сторону все, чем занимались, повернуться лицом к своему ребенку и уделить ему пристальное внимание. Если родители, например, станут продолжать читать газету или смотреть телевизор в то время как их дети будут пытаться общаться с ними, они придут к выводу, что их родители не заинтересованы в том, что они говорят, или что-то, что они говорят, не важно. Если дети выражают желание поговорить одновременно с тем занятием, которое родитель сейчас не в состоянии отложить, нужно непременно выделить другое время для того, чтобы продолжить общение с ними.
  • Слушайте, держа язык за зубами. Родители должны постараться свести к минимуму свои попытки перебить ребенка, пока он будет высказывать все, что считает нужным. Они могут выразить свое одобрение, например, посредством улыбки или дружеского прикосновения, но не перебивать. Перебивание часто нарушает ход мысли ребенка, что может быть очень неприятным и досадным явлением.
  • Пусть ваши дети знают, что их услышали. После того как дети закончили говорить, родители могут убедить их в том, что слушали внимательно, повторив сказанное немного другими словами. Например, «Сыночек, похоже, ты очень хорошо провел свой день в детском саду». Мало того, что это позволит ребенку узнать, что родители слушали его внимательно, это также даст ребенку возможность разъяснить и исправить что-то, что родители неверно истолковали в его повествовании.

Пусть ваши разговоры будут краткими. Чем младше ребенок, тем труднее для него выдержать эти длинные речи. Есть одно хорошее правило для родителей – говорить маленьким детям, не дольше 30-ти секунд, затем попросить прокомментировать сказанное. Задача родителей передавать за раз небольшую порцию информации, проверяя при этом, удерживают ли дети свое внимание и понимают ли то, о чем им говорится. Родители также должны предоставить своим детям право решать, когда стоит остановиться. При этом родителям важно обращать внимание на те подсказки, которые укажут им, что детям уже достаточно полученной информации. Некоторые подсказки – ерзание, отсутствие зрительного контакта, отвлекаемость и др. Родители должны знать не только то, когда общаться со своими детьми, но и когда им нужно прекратить разговор.

Читайте также:  Урбеч из семян подсолнечника польза и вред

Задавайте правильные вопросы. Некоторые вопросы способствуют продолжительной и плодотворной беседе, в то время как другие могут остановить общение, отбив всякое желание продолжать разговор. Родителям важно постараться при общении со своими детьми задавать открытые вопросы. Такие вопросы часто требуют обстоятельного ответа, который будет являться продлением беседы. Открытые вопросы, начинающиеся со слов «что», «куда», «кто» или «как», часто очень полезны для того, чтобы помочь детям лучше раскрыться. Родители должны избегать вопросов, требующих формального ответа «да» или «нет» (т. е. закрытых вопросов). Умение задавать правильные вопросы всячески способствует разговору, но родителям следует проявить осторожность, чтобы в ходе общения со своими детьми не задать слишком много вопросов. Когда это происходит, разговоры быстро превращаются в допрос, и детям становится очень сложно раскрыться.

При общении с детьми выражайте собственные чувства и идеи. Для эффективного общения необходимо «двустороннее движение». Не только родители должны быть доступными и внимательно слушать детей, но и у детей должна быть такая же возможность; а значит, родители всегда должны быть готовы поделиться своими мыслями и чувствами. Выражая свои мысли и чувства, они могут многому научить своих детей, например, ценностям и морали. Однако и здесь родителям необходимо быть осторожными, чтобы не проявить осуждение или высокомерие. Вполне логично, что чем больше родители открываются своим детям, тем больше их дети будут открыты для них.

Планируйте и регулярно проводите семейные встречи или выделяйте время для общения. Есть один очень полезный инструмент общения для семей со взрослыми детьми – это регулярно запланированное время для него. При этом можно использовать различные варианты. Прежде всего это семейный совет. Семейный совет может созываться, например, раз в неделю и/или когда есть что-то, что семья должна обсудить вместе. Семьи могут использовать время для семейных встреч, чтобы наладить повседневную жизнь, например, распределить работу по дому или определить время отхода ко сну. Время семейного совета можно использовать также для того, чтобы высказать обиды, жалобы, недовольство и поговорить о существующих проблемах. Это время можно провести и за разговором о позитивных моментах, которые произошли в течение последней недели. Важно то, что каждому члену семьи дается время высказаться, чтобы его услышали другие члены семьи.

Регулярно планируемое время на разговоры и коммуникацию не обязательно должны быть такими «официальными», как на семейном совете. Например, семья может каждый вечер использовать время ужина, чтобы «поймать» друг друга в суматохе дня. Или же родители могут выделить время, чтобы поиграть в коммуникативные игры, такие как, например, выбор конкретных тем для обсуждения и предоставление каждому члену семьи возможности выразить свое мнение. Важно, чтобы семья выделяла время на регулярной основе и с интересом общалась друг с другом.

Признайтесь, если вы чего-то не знаете. Когда дети задают вопросы, на которые их родители ответить не могут, родители должны признать, что действительно этого не знают. Родители могут использовать такие случаи в качестве получения совместного (с ребенком) опыта обучения. Например, родители могут научить своих детей тому, как получить информацию, которую те ищут, взяв их в библиотеку, открыв для них энциклопедию или страницу в интернете. Для родителей гораздо лучше будет показать своим детям, что они люди и поэтому не могут знать абсолютно все, чем давать неверные ответы.

Постарайтесь, чтобы ваши объяснения были полноценными. Отвечая на вопросы детей, родители должны постараться дать им столько информации, сколько нужно, даже если тема такова, что, обсуждая ее, родители чувствуют дискомфорт. Это не значит, что они должны вдаваться во все возможные подробности. Просто важно, чтобы родители знали, какой объем информации нужен их детям, а затем давали его. Важно, чтобы родители убедились, что информация, которую они предоставляют своим детям, соответствует их возрасту. Также родители должны поощрять детей задавать вопросы. Это поможет выяснить, какую информацию ищут их дети. Если детям не предоставлять достаточно информации, они могут сделать определенные выводы, которые могут оказаться неверными.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
11 оценок.


19.08.2015

Источник