Польза науки в жизни человека аргументы
М. Булгаков, «Собачье сердце».
Человек не всегда использует науку с целью принести
пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя
М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет
жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело
оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с “собачьим
сердцем” – это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви,
чести, благородства.
М.Булгаков «Роковые Неистребимость тяги |
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Русский драматург, поэт и дипломат А.С. Грибоедов в
своем произведении “Горе от ума” ставит проблему ума и обучения. В
монологе “А судьи кто?” Чацкий утверждает право молодых людей
заниматься наукой, искусством: “В науки вперит ум, алчущий познаний; Или в
душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…”
Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов
выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В
любом случае его пугает такое направление ума молодого человека. Он пытается
“вразумить” и “наставить на пусть истинный”. Но, получив
удар, Чацкий страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой.
Тяга к науке, к развитию у человека неистребима
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Центральный образ романа замечательного писателя
И.С. Тургенева “Отцы и дети” – Базаров. Герой занимается наукой,
медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам
жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную
потребность человека. “Нигилизм”, по мнению Тургенева, бросает вызов
непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом
усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.
Важность процесса познания в жизни человека
И.А. Гончаров, «Обломов». Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
И.С.Тургенев «Отцы и дети». Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
Д.И.Фонвизин «Недоросль». Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Главный герой Митрофан представлен перед светским обществом человеком, который учится и познает мир. А на деле он лишь находился под постоянным покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей его от проблем окружающего мира.
Анонимный вопрос · 24 мая 2018
2,3 K
член Комитета гражданских инициатив, профессор НИУ ВШЭ
В жизни современного общества гуманитарные науки (если это науки, а не пропаганда какой бы то ни было идеологии или «линии» той или иной власти) играют огромную роль. Говоря коротко, эти науки ищут ответы на два главных вопроса: «Каким должно быть отношение человека и человечества в целом к самим себе и окружающему миру, чтобы человек как личность и как вид не погиб/ не выродился/ не погубил планету, на которой он существует?» и «Почему одни отношения позволяют выжить, развиваться и процветать, а другие являются губительными?»
Для этого гуманитарные науки исследуют проблемы этики, эстетики, религии, языка, культуры, истории … (всё это пересекающиеся и взаимодополняющие области). История человечества – это история хождения по лезвию бритвы. Мы более менее знакомы только с теми сообществами и культурами, которым удавалось просуществовать довольно долгое время, или о тех, которым повезло дожить до наших дней. Этим культурам и сообществам удавалось, а некоторым до сих пор удаётся либо более или менее правильно отвечать на упомянутые выше два вопроса, либо вовремя понимать, что ответы были неверными и исправлять ошибки.
Но перспектива и благодать никому не гарантированы.
Словом, гуманитарные науки находятся в постоянном диалоге с окружающим миром, помогая нам жить, играя роль врачевателя душ. Но врачеватели не всесильны. Они, как и все остальные, могут ошибаться. Однако без них в постоянно и очень быстро усложняющемся мире прожить и выжить было бы невозможно.
Отличный ответ, хотя два указанных вопросы по сути практически идентичны.
Только где же самоценность свободы с… Читать дальше
Какие есть интересные направления прикладной деятельности в гуманитарных и общественных науках?
Вопрос получился очень широким, поэтому отвечу за философию и религиоведение.
В философии первое, что приходит на ум, это различные формы т. н. “практической философии”. Хорошим примером является Оскар Бренифье, который рассматривает философию как своего рода универсальный метод рационального, критического мышления, которому можно обучать, например, в контексте бизнес-треннингов, треннингов коммуникации, занятий с детьми и т. п. Сам Бренифье называет это “философскими семинарами”.
Во время таких семинаров Бренифье провокативными вопросами заставляет участников задуматься над тем, какие нерациональные элементы есть в их мышлении, и как они мешают нам правильно, конструктивно действовать. Это может быть болезненно, но надолго заставляет задуматься.
Интересной темой является вообще приложение философии к педагогике в более широком смысле, так называемая “философия образования”, актуальными и вполне прикладными являются и вопросы биоэтики, связанные с дискуссионными медицинскими темами, такие как аборты, эвтаназия и т. п.
Логика имеет практическое приложение в теории аргументации, и свою актуальность она не теряла никогда. То же можно сказать про различные формы социальной философии, приложения которой связаны с практическими действиями по преобразованию общества (как, например, в марксизме).
В религиоведении прикладных тем еще больше. Я, например, занимаюсь, среди прочего, изучением новых религиозных движений (которые иногда безграмотно называются “сектами” или “культами”). Это достаточно актуальная и вполне прикладная тема, требующая от религиоведа работы “в поле”, то есть непосредственного общения с представителями различных религиозных групп: неоязычниками, саентологами, вайшнавами и т. п. На мой взгляд, это очень интересно.
Многие религиоведы занимаются проблематикой, связанной с исламом. У этой темы сейчас тоже масса практических приложений.
И это только первое, что пришло на ум.
Прочитать ещё 1 ответ
Как изменились роль и значение искусства в современном обществе по сравнению с античными временами?
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю · vk.com/dies_civilis
Искусство отделилось, с одной стороны, от науки, с другой – от ремесла. В древности существовало понятие благородных (свободных) искусств, к которым относились грамматика, риторика, геометрия, музыка – и все это было подготовкой к тому, чтобы заниматься философией. Неспроста философские штудии обычно завершали курс обучения в классической древности: выучившись у грамматика и ритора, человек отправлялся в какой-нибудь культурный центр античного мира (к примеру, Афины) и там слушал лекции известных философов. Как видите, такие привычные виды искусства, как живопись и скульптура, в расчет не берутся. Этим видам искусства была выделена сравнительно утилитарная роль: они обслуживали ценностные потребности античной гражданской общины. Скажем, греческие скульптуры изображают в основном богов греческого пантеона (и здесь мы имеем дело с церемониями официальных полисных культов) и каких-то выдающихся лиц, которые прославились деяниями (законодатели, полководцы) или какими-то достижениями (к примеру, победители спортивных состязаний). Римский скульптурный портрет возникает из традиции снимать посмертную маску с представителя рода – эти маски, выставленные в доме, являлись наглядной родословной знатного человека. Позднее мы видим скульптуры на римском форуме, которые были призваны знакомить римлян с их историей в лицах или прославить человека, сделавшего какое-то благо для государства. Вообще, при знакомстве с античной культурой важно понимать значение общественной жизни для человека классической древности и ее преобладание над жизнью частной. Изобразительное искусство должно было подчиняться задачам этой общественной жизни. Частные же заказы были сориентированы на личные вкусы приобретателей: художник/скульптор, занимая положение ремесленника, не имел права на суждение «я так вижу». Он должен был, к примеру, нарисовать картинку, которая должна была украшать столовую богатого человека и, скажем, возбуждать его аппетит. Конечно, имеем мы случаи, когда предметы изобразительного искусства, которые невероятно ценились (немало их приведено у Плиния Старшего), однако здесь обычно решающим фактором была слава мастера, как правило – древнего, создавшего то или иное произведение.
Что касается поэзии, то она в общем должна была подчиняться устоявшимся образцам. Древние придавали большое значение форме, и потому написать произведение в вольной стихотворной форме, к примеру, было бы невозможно. Вводимое новшество должно было встретить широкий отклик. Опять же, автор сильно зависел от вкусов публики: либо он, к примеру, прославлял гексаметром эпические деяния или военные походы, и тогда мог получить поддержку от влиятельных покровителей; либо создавал поэзию или прозу, которую интересно было бы читать или она была бы на злобу дня (поэт-сатирик Марциал в этом смысле яркий пример). Пьесы – отдельная тема. Сейчас театральный режиссер имеет возможность опять же отсылаться к «авторскому прочтению / видению», в древности же автор, ставя свою пьесу, мог быть освистан и даже выгнан вон из театра. Публика была хозяином, и великие драматурги, к примеру – Еврипид, Менандр, Теренций – далеко не всегда пользовались ее благосклонностью. Первый даже однажды вынужден был выслушать советы о том, как «улучшить» свою пьесу, – и хотя ответил он с достоинством, но сам по себе факт достаточно показательным.
Подводя итог, нужно сказать, что сейчас искусство обладает свободой. Оно никому ничего не должно. Часто мы видим ситуацию, когда человек, что-то не воспринимая, рискует быть осмеянным, получить упреки и т.д. В древности все было иначе – человек был мерилом ценности искусства, искусство должно было отвечать его потребностям, которые, в свою очередь, диктовались особенностями сознания, характерного для людей классической древности.
Зачем миру нужны гуманитарии?
Студент школы филологии НИУ ВШЭ
Итак, давайте вспомним недавнюю историю. 11 сентября 2001 года произошёл теракт. И после этого все внезапно осознали, что существует такая вещь, как терроризм, с которым надо как-то бороться. Прошло 16 лет. Мы с вами уже давно живём в мире, учитывающем существование терроризма – проверки в аэропорту, одержимость безопасностью, мировая политика. Но за все это время так и не было найдено ни одного действенного способа борьбы с терроризмом. Меры безопасности не помогают – теракты по всему миру продолжаются. Антитеррористические операции бесполезны – террористы залегают на дно и вместо убитого лидера немедленно появляется новый. Остаётся только один метод борьбы – культурный. Никто, по существу, не понимает, кто такие террористы, какова их психология и чем они руководствуются в своих действиях. И поэтому вопросом занялись историки ближнего востока, историки ислама, специалисты по ближневосточной литературе, по антропологии религии и антропологии войны, психологи. И именно они смогли дать ответы на некоторые важные вопросы: почему терроризм так популярен на ближнем востоке, как им удается вербовать столько людей на западе, как с терроризмом связан ислам в своём радикальном изводе и как он определяет действия этих людей и тд.
Другой пример. Все когда-то соприкасались с серией игр “Герои меча и магии”. Пятую часть делала русская компания Nival. Так вот саундтрек к этой пятой части, если прислушаться, построен на секвенциях Реквиема. Существа, которыми вы управляете – ангелы, волшебные существа, демоны – позаимствованы из средневековых бестиариев, рукописей о демонологии и ангелологии, богословских трактатов. И, в общем, на этом христианском визуальном ряде построена и вся эта серия, и почти любая фентезийная игра, которая когда-либо выходила. Казалось бы, такая современная вещь, как видеоигра, глубоко укорененная в массовой культуре – какое отношение она имеет к средневековым богословским вопросам? Самое прямое. Культура никогда не равна самой себе, никогда не существует в вакууме. Она все время черпает источники подпитки себя в других культурах – разных времен и разных языков.
Гуманитарии занимаются изучением культуры в разных её проявлениях. Филологи изучают тексты – основной механизм передачи опыта той или иной культуры; историки – то, как культура проявляла себя в политических, экономических, социальных практиках; философия занимается осмыслением культуры современной, опираясь на опыт мысли всей мировой философии до себя; перечислять можно долго. При этом Гуманитарии – это не художники и не поэты. Творчество – это прекрасно, но Гуманитарии занимаются принципиально иным. Творчество создаёт культуру, гуманитарные науки её изучают. Развивать технологии – это прекрасно, но новые технологии немедленно оказываются вовлечены в новые культурные механизмы. Невозможно создать ту или иную технологию, если культура к ней не готова. Именно поэтому римляне, знавшие силу пара, так и не изобрели паровой двигатель. Культура похожа на систему морей и океанов – они постоянно сообщаются между собой, и погребает в себе все, что туда попадает, будь это затонувший корабль или атомная боеголовка. Вся наша жизнь определяется культурой, в которой мы живём, языком, на котором мы разговариваем, литературой, которую мы читаем (или читали наши родители, или читают наши дети). И, если представить, что гуманитарные науки вдруг исчезли, то мы останемся в вакууме, неспособные объяснить себе, почему мы поступаем так, а не иначе, откуда мы взялись, как взаимодействовать со всеми этими людьми, которые нас окружают. Вот зачем нужны гуманитарные науки и Гуманитарии, работающие с ними. И только очень недальновидный и не желающий включить голову человек может утверждать, что они нужны исключительно для пополнения рядов кассиров.
Если вам стало интересно, что это за звери такие, Гуманитарии, и какой фигней они там все же занимаются, могу отправить вас на сайты
Магистерия
Arzamas
Там хорошие люди хорошо объясняют, что такое гуманитарная дисциплина и зачем она нужна.
Прочитать ещё 8 ответов
Какими знаниями должен обладать человек в современном обществе?
инженер химической технологии, любитель литературы
К уже перечисленному добавлю, что сейчас, в быстро развивающемся мире, человек просто обязан сам уметь развиваться, не отставать и учиться.
насчёт незначительного процента людей, стремящихся к знаниям и удерживающих у себя эти знания – эээ… нет, не согласен. Есть библиотеки, пока ещё есть интернет – развивайся не хочу. Узнавай новое – сколько влезет. Почему же вдруг кто-то не собирает делиться багажом знаний с массами? оО
Сейчас у всех есть возможность учиться – ну, не считая тех, у кого нет доступа в интернет или хорошей библиотеки поблизости. Так учитесь. И не только тому, что уже известно. Учитесь приспосабливаться.
Прочитать ещё 1 ответ
Какая из существующих или существовавших когда-либо религий наиболее правдоподобна с точки зрения науки?
Хожу отбрасываю тень с лицом нахала.
Никакая. Смиритесь. Как европейцу хотелось бы написать, что христианство, но это будет неправдой (об этом в самом конце).
Наука как таковая сформировалась на закате 19 века. Наука предельно узкая и прагматичная, потому что это ни больше ни меньше чем инструмент познания материальной природы (математические) и человека (гуманитарные). Все что касается трансцендентального (т е жизнь после смерти, вопросы вечности и вопросы этики, морали, что такое добро и что такое зло) находится в прерогативе философии и религии (т к это так же часть философского труда человека). У философии совсем другая методика и терминология.
Весьма удручает тот момент, что серый обыватель и даже популяризаторы (но не сами ученые) науки пытаются совать науку туда, где ей не место вовсе. Наука – не религия и не идеология. Мировоззрение выходит далеко за рамки научного познания. По этому любая религия не находится в поле зрения науки. Хотите разобраться какая религия ближе к истине? У вас есть философия, у вас есть разум. Трудитесь ищите, ну а тот кто ищет, тот обязательно найдет. Наука вам тут не поможет. Не пытайтесь закрутить гайку ложкой, вы выбрали не тот инструмент.
Христианство дало толчок развитию науки, т к познание мира часть человеческого труда на пути к спасению. Синтез античной философии и христианской мысли создал томизм, который толкнул европейских мыслителей эпохи Возрождения создать то, что в будущем будет являться академической наукой. Есть еще одна религия, которая так же могла бы дать такой толчок, но этого не случилось – это конфуцианство. Там есть все предпосылки, но не хватило времени и исторических условий для этого. Ислам и иудаизм, вопреки всеобщему заблуждению, так же способствовали развитию науки, но их роль менее заметна.
Прочитать ещё 2 ответа
Женя К. · 21 февраля
1,9 K
Чтобы ваш вопрос имел смысл, нужно дать определение понятиям «наука», «философия» и «болтология». Чем вы будете заниматься, давая определение? Неужели наукой?
При любых определениях из вопроса торчит противопоставление – что не наука, то болтология. А вот коллекционирование марок – это наука или болтология? Секс? Приготовление ужина? Кажется, что можно быть и не наукой… Читать далее
О высокочтимый кладезь мудрости! Мне кажется, ваш пафос в защиту научности философии не вполне конструктивен. Если… Читать дальше
Являюсь специалистом по темам – политология, социология, история. Увлекаюсь как…
Давайте я выскажу свою точку зрения на философию (хотя когда я её озвучивал философам, многие с ней согласились). Она (если кратко) состоит в следующем:
1. Философия НЕ является наукой.
2. Философия НЕ является “болтологией” или чем-то бесполезным (лженаукой, паранаукой).
3. Философия самостоятельна (не подвид религии, искусства или чего-то еще).
Итак, почему философия… Читать далее
Мистицизм, религия, отношения
Если дать определение науке, как системе знаний, то вряд ли философия впишется в это понятие. Ключевым здесь является “знание”, то есть то, что соответствует некоторым закономерностям, и имеет материальный характер.
А то, что создано с помощью идеальных логических форм, но содержится только в чьем-то воображении, не может иметь практического подтверждения. То есть, что… Читать далее
Студент-теолог, англиканин, диванный философ, бездельник и любитель медовухи
Вопрос неправильный. Философия – не наука, а образ жизни и мысли. И не верьте тем, кто скажет Вам иначе.
Человек, который называет себя философом, не просто думает над какой-то философской проблемой. Он живёт в согласии со своей философией.
В науке же информация, которую ты получил от эксперимента, и то, как ты живёшь, не обязательно связаны. Учёный может не любить то… Читать далее
Зачем нужна философия, если наука нашла ответы на все вопросы, которыми задаётся философия?
Переводчик, литературный рецензент
Наука не может дать ответы на философские вопросы. Философия – это рационально обоснованное и теоретически разработанное мировоззрение. Мировоззрений много. Поэтому на философские вопросы не существует окончательного ответа, существует лишь множество точек зрения, каждая из которых рационально обосновывается и критикуется. Философия нужна для того, чтобы каждый конкретный человек задумался над своей собственной позицией по какому-то вопросу и научился понимать оппонента. Скажем, ваш вопрос абсолютизирует роль науки, вы утверждаете, что наука нашла (может найти) ответы на все вопросы. Это тоже философская позиция, позиция сциентиста. Отстаивая ее строго рационально и отрицая при этом значимость философии, вы сами будете заниматься философией.
Прочитать ещё 10 ответов
Чем по вашему мнению псевдофилософия отличается от философии?
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…
Я не использую это слово. Может быть философствование низкого уровня, наивное, глупое, малограмотное, непоследовательное, ученическое, пренебрегающее логикой, категориальной дисциплиной, науками, накопленными знаниями, историей мысли и проч. Но принадлежность к определённой предметной области определяется не этим.
Немцы, начиная с Кристофера Хойманна (это 18 век), любят ругаться друг на друга pseudophilosophie. По-моему там всем уже досталось – от Гегеля до неопозитивистов.
Какие авторы по философии не заслуживают внимания?
Общий пафос философии заключается скорее в том, что вообще все авторы заслуживают внимания. Это некий превентивный по отношению к косности ума принцип. Как только формируется некая группа философов, претендующая на монополию на внимание, одновременно формируется и оппозиция. Современные психоаналитики лакановского толка нередко любят указывать на своё противостояние некоему общему “академизму”.
Если же воспринимать вопрос более приземленно, то я бы сказал, что есть философы, на которых не стоит обращать внимание без должной подготовки. Есть целая прослойка любителей интеллектуального контента, которые начинают с “Капитализм и шизофрения” и ей же заканчивают. С того же рода явлением сталкиваются и ставшие притчей во языцех школьники, зафанатевшие от Ницше. Получается интерес, который убивает сам себя.
Ну и есть вещи, которые просто морально устарели, но это в большей мере касается междисциплинарных концептов. К примеру, психологические теории Дэвида Хартли явно уступают достижением современной психологии. Обращение к ним может быть полезно только для понимания нюансов оснований утилитаризма Бентама.
Иными словами, прежде всего надо научиться ориентироваться в мире философии, а там уже и будет понятно, кто не заслуживает именно вашего внимания.
Прочитать ещё 10 ответов