Польза наук в жизни человека
Книги, звери и еда – это хобби навсегда.
Роль науки в современном обществе неоспорима, она влияет на все сферы деятельности людей. Чем более развита страна, тем больше внимания она уделяет науке, направляя научные знания на улучшение жизни людей и технологический прогресс.
Очень познавательный и прикольный комментарий
ХХ век стал веком победившей научной революции. Научно-технический прогресс (НТП) ускорился во всех развитых странах. Во второй половине ХХ в. большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело… Читать далее
Живу в своем доме, люблю заниматься садом и животными. Увлекаюсь лингвистикой…
Наука и производство, наука и культура труда, наука и умственный потенциал, все это тесно связано в современном обществе. Сейчас работникам производства нужны обширные смежные знания для работы на станках, для понимания принципов работы. И даже на обычном уровне, чтобы пользоваться мобильником, надо знать пару языков, разбираться в математике. Наука… Читать далее
Ответы на похожие вопросы
Какова роль науки в современном обществе? — 1 ответ, задан 12 апреля 2016
Сотрудник группы компаний ФИНАМ
В информационном обществе наука создаёт знания, которые довольно быстро находят применение в экономике. Я бы рассматривал науку как высокорисковую и высокоприбыльную отрасль экономики. Вкладывая в науку, можно много заработать, но не скоро, а можно быстро потерять миллиарды. Поэтому требуется, чтобы были “лишние” миллиарды. В итоге т.н. “богатые страны” могут позволить себе инвестировать в развитие науки более 2% своего ВВП, а т.н. “бедные” или развивающиеся страны вкладывают менее 1%. В случае очень бедных это даже не 0,1%. Это пробелы в таблице.
На карте в цвете это можно проверить тут: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS/countries?display=map
Таблица есть здесь: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS/countries/1W?display=default
Можно спросить, когда же бедные страны, инвестирующие 1% своего маленького ВВП догонят богатые страны, инвестирующие 2%? Ясно, что это даже не задача об Ахилле и черепахе.
Очевидно, что сложилось глобальное разделение прибылей и рисков. Я бы назвал его глобальным информационным прилавком. Все избрали свои стратегии. Богатые инвестируют в высокотехнологичные продукты и продают бедным лицензии на их производство, либо готовую продукцию. Бедные конечно тоже что-то продают, но это, в основном – услуги, которые им так настоятельно рекомендуют развивать. Бедные мелодично кричат “Свободная касса!”, шустро подгоняют свой, взятый в аренду, автомобиль по сигналу от Uber, подносят шезлонги и т.п.
Поэтому глобальная карта научных центров выглядит предсказуемо: https://news.discovery.com/tech/apps/worlds-top-science-cities-map-110322.htm
Продавцы создают благоприятный имидж индустрии среди населения, чтобы привлекать лучшие кадры. Науку популяризуют среди масс, для молодёжи снимают сериал “Теория большого взрыва”, создают научно-популярные телеканалы, а для детей – серии “Гарри Поттера”, “Индиану Джонса” и т.п. Там же, где выбрана стратегия клонирования, стратегия нишевых поставок (скажем, углеводородов или орехов кэшью), в этом нет особого проку, поэтому в массовой культуре учёные фактически отсутствуют или ассоциируются с иностранцами. По популярности они существенно уступают колдунам, экстрасенсам, целителям и т.п. Думаю, что если университетским студентам в бедноватых странах предлагать выбор между науками естественного цикла, астрологией и техникой продаж, то естественные науки проиграют с разгромным счётом.
Почему в обществе в среднем негативное отношение к научному мировоззрению и рационализму, и считается, что наука “неспособна познать всё”?
Задрот, обормот и владелец небольшого гик-магазинчика
Давайте начнем с основ. В религии все просто – Есть Бог, есть его последователи. Молись, верь, боись, и будет тебе счастье. Объяснение мира складывается из того, что “На все воля Божья”. И народ это устраивает.
В науке же, все наоборот. Наука объясняет, а не заставляет верить. Именно наука МОЖЕТ объяснить все. И люди, которые являются образованными, это понимают. Пытаясь понять, из чего состоит мир, как он функционирует, человек с научным мировозрением подрывает основы мира человека верующего, отрицая их Бога. И первая реакция у религиозного человека, это раздражение и желание отстоять свои интересы и правоту, пусть и путем морального подавления оппонента.
Отсюда и защитная реакция – “Ты просто еще ничего не понял”, “Наука не может объяснить все” и т.д. Наука воспринимается как враг веры, отсюда и такое отношение. Особенно в стране, где достаточно много религиозных людей.
Прочитать ещё 2 ответа
Какие изменения происходят в современном обществе?
Современная леди. Увлекаюсь искусством, фотографией. Имею широкий кругозор и…
В современном обществе происходит масса различных именений, например изменения в области структуры мирового хозяйства, развитие технологий, науки. Люди много работают, саморазвиваются, стремятся к карьерному росту. Процесс изменения в современном обществе является следствием мирового разделения труда, миграции, производственных ресурсов, сближение и слияние культур разных стран.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему для России важно развитие науки?
Я программист, но помимо технических вопросов, связанных с разработкой и…
Страна, претендующая на лидерство в области промышленного производства, не сможет обойтись без собственной научной базы. Для того, чтобы занять достойное место в мировой экономике необходимо развивать перерабатывающие отрасли с тем, чтобы перестать быть сырьевым придатком (экономическая эффективность такой модели с точки зрения большей части населения страны достаточно сомнительна как показывает практика).
Прочитать ещё 2 ответа
Объясните, почему история не точная наука, а общественная наука?
Как история может быть точной наукой, если, например, происходившее 300-400 лет назад мы знаем с чьих то слов? Некоторые вещи из истории вычёркиваются как неудобные той или иной стране, а чего-то не было вообще. Например, у нас в книгах по истории было написано что Америку открыл Колумб, а тут оказывается что тысячи лет до него она уже была открыта викингами, более того есть гипотеза что это были финикийцы ещё до нашей эры. Что в истории вообще может быть точного?
Прочитать ещё 3 ответа
Автор: Алексей Андрианов, 1001.ru
Действительно – зачем? Не проживём мы, что ли, без этой странной дорогостоящей непонятной штуки? Ответ на этот вопрос для меня делится на две части: нужно ли заниматься наукой человечеству в целом и каждому человеку лично.
Зачем наука человечеству
Очень давно в распоряжении наших далёких предков оказались два мощных ресурса: крупный хорошо развитый головной мозг и свободное время, а желание выжить подталкивало к поиску наиболее эффективных решений насущных задач. А если кого не подталкивало – их потомков нет среди нас. Кроме того, хотелось обучить детей накопленному опыту, чтобы они не сгинули по глупости своей.
Как дилетант предполагаю, что принадлежность науки человеческому сообществу – это случайность, а её возникновение – закономерность. Закопались бы мы немного в эволюционных хитросплетениях, и всё! Встречайте дельфинью науку или собачью, осьминоги тоже весьма разумны. Тут уж у кого насколько фантазии хватит. Но всё случилось так, как случилось.
И пошло-поехало! Навыки охоты, земледелия, зачатки металлургии, знания о приготовлении и сохранении пищи, повадках животных, представителей конкурирующих племён. Дальше – больше. Производство и совершенствование орудий труда и убийства, календарь, начальные знания по анатомии, геометрии, военная наука, кораблестроение, мореплавание и навигация, инженерные знания для строительства военных механизмов и укреплений, гражданских сооружений.
Возникновение философии – матери всех наук. Размышления о строении мира, предназначении человека. Появление математики, астрономии, теологии. Потом алхимия, алгебра, на фоне накопления опыта в архитектуре, медицине, военном деле, сельском хозяйстве. Рождение химии, физики, ботаники, биологии, бурное развитие математики, инженерных наук.
На этом этапе приходит всеобщее осознание выгод научного подхода. Растёт производительность труда, происходит замена людей механизмами, с появлением железных дорог фантастические скорости становятся реальностью. А науку уже не остановить. Она уже хочет проникнуть в сознание человека помимо традиционного религиозного подхода – рождается психология. Таблица химических элементов предлагает нам список ингредиентов всей вселенной.
Печальный факт, но страшные войны толкают человечество вперёд на пути познания и развития производительных сил. И вот мы получаем сложную химическую промышленность, металлургию, развитую инфраструктуру, автомобильный и авиационный транспорт. Появляется кибернетика, человек начинает строить умную машину. Ключевым моментом развития для человека с философской точки зрения становится обладание оружием, способным уничтожить всё живое, в том числе и себя. Ставки растут.
На дворе 2019 год. Умные машины обыграли нас в шахматы, где важны логика и перебор вариантов, и недавно переиграли нас в игру го (традиционная настольная игра в Японии, Китае и Корее), в которой ключевым параметром считается интуиция. Я лично знаю человека, которому робот вкрутил винт в позвоночник (в медицинских целях, а не в ходе восстания машин). Полёты в космос – рутина, про которую и слушать-то скучновато. Медики готовятся выращивать внутренние органы человека в банках, как помидоры на огороде. Генетики играются с ДНК как с детским конструктором, выращивая котов с зелёной шерстью и осу с глазами на лапах (ничего святого у людей нет!). В общем, весело тут у нас.
В общем, мы в науке по уши. Мы создали среду обитания на её основе. Это, конечно, помимо выгод приносит и угрозы. Что мы будем делать с испорченной окружающей средой? C растущим населением планеты, которое требует всё большего потребления? Ну и пресловутые оружие массового поражения и умные машины, у которых при интеллектуальном и физическом превосходстве над человеком неожиданно могут появиться собственные цели. Наука оказалась игрушкой жутко интересной, полезной, но и опасной. Так нужно ли её развивать?
У меня случился однажды весьма характерный спор с товарищем. Стали обсуждать затраты на науку. Он разгорячился и выдал: «Вот люди! Построили за 600 миллионов долларов телескоп и запустили его в космос. Зачем? Чтобы смотреть вдаль! – на этом месте он энергично выпрямил руку и ладонью указал направление, куда будут смотреть бессовестные учёные. – А у нас тут детских садиков не хватает! И пенсионеры впроголодь живут». Ну что тут сказать в пользу науки? Вопрос приоритетов всегда спорный.
Есть такая классическая задача в экономике про масло (сливочное) и пушки. Если все силы государства направить на производство пушек, то обороноспособность страны будет на высоте и ни один супостат не нападёт. Но население будет голодное, злое и, в конце концов, свергнет правительство. Если все ресурсы направить на производство масла, население будет сытое и довольное, но обороноспособность будет ни к чёрту. Любой злодей придёт и отберёт всё, что захочет. Так тоже не годится. И на пушки, и на масло денег в нужном объёме никогда не хватит, поэтому надо мудро балансировать на грани необходимого и достаточного.
Так и с наукой. Нельзя без неё, прогресс остановится, пойдём обратно в обезьян превращаться. Но и перегибать палку тоже нельзя. Население, особенно современное, нужно обеспечивать не только всем необходимым, но и создавать комфорт, развлекать.
Зачем наука человеку
Наукой, как и всем остальным на свете, надо заниматься только по любви. С учётом способностей и интересов. Натужно и вопреки своей природе приходить в науку не надо. Это не пойдёт на пользу ни ей, ни вам. Хотя современная наука – отрасль масштабная, с развитой иерархией, с огромными объёмами рутинной работы. Поэтому сегодня в науке можно просто работать, как работают в офисе или на заводе. Тоже неплохо. Но и Нобелевская премия в таком случае не светит.
Понимая неизбежную вовлечённость в науку всех людей тем или иным образом, давайте поможем ей кто чем может. Кто прорывом и открытием, кто нудным и длинным экспериментом, который ещё на полшага приблизит нас к истине, кто скромной статьёй с масштабным обобщением накопленного опыта, а кто и просто как добросовестный налогоплательщик. Загляните в зарплатную ведомость и в чек из магазина – там вы сегодня немного денег на науку пожертвовали. Ну и хорошо. Пусть живёт. Она всё-таки нас кормит, лечит, защищает, развлекает и иногда вдохновляет.
Алексей Андрианов
1001.ru
Раздел ОГЭ по обществознанию: 2.2. Наука в жизни современного общества
Наука в жизни (кратко)
Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.
Наука подразделяется на следующие отрасли знания.
Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.
Наука в жизни современного общества (подробно)
Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль (Екклесиаст). Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество (Сократ).
Наука и ее роль в современном мире
Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.
Наука — сложное понятие. Так же как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах.
◊ Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
◊ Во-вторых, сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания.
◊ В-третьих, определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академия наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в данном смысле).
◊ В-четвертых, объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).
Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе, например раздел биологии — анатомия человека, и науки об обществе, например история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку — математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.
Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы.
Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.
Среди основных функций науки в обществе ученые выделяют:
- познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
- мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
- прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
- социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
- производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.
Вместе с тем XX век дал миру предупреждение — наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит, спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным — все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота.
Наука особенно важна и значима в современном мире — мире высоких технологий и инновационной экономики, основанной на знании. Сегодня уже не руда и нефть, газ и уголь выступают в качестве основных богатств, а сила интеллекта, научное знание, воплощенное в современную технологию, хай-тек.
Наше время часто называют эпохой научных достижений и небывалых открытий, технических революций и воплощения в жизнь самых фантастических идей наших предков, техногенных катастроф и хрупкого ядерного баланса, величия науки и ее бессилия. Трудно однозначно оценить степень вреда и пользы новейших достижений научной мысли. Мы привыкли считать, что знания способствуют духовному развитию человека, но XX век. принес и обратные примеры — чудовищные эксперименты над людьми в нацистских лагерях, «гениальные» разработки беспощадного оружия массового уничтожения, ядерного, биологического, химического.
Основные признаки науки
Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:
- системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);
- внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);
- прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);
- выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);
- опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные — представляющие реальное событие или явление — и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).
Вместе с тем в науке есть место противоречивым теориям, недоказанным теоремам, неразрешимым проблемам, парадоксам и т. п. Часть из того, чем занимается наука, потом может быть опровергнута, отнесена к суевериям и мистике, а другая — доказана и стать основой новых научных доктрин.
Если долгое время в истории человечества научное мировоззрение зачастую было подчинено религиозному и житейскому (вспомним гонения на ведьм, гибель от рук инквизиции Коперника, Джордано Бруно и других ученых Средневековья), то сегодня ситуация изменилась. С XVII-XVIII вв. начинается резкий рост влияния научного понимания мира, а с XX в. наука является одной из важнейших форм познания человеком окружающего мира.
Общие правила процесса усиления роли и значимости науки в обществе сформулировал французский мыслитель Ренэ Декарт:
- истинное научное знание должно быть ясным и отчетливым;
- трудные вопросы следует разделять и решать по отдельности;
- научное познание идет от простого к сложному;
- необходимо обеспечивать целостность процесса познания.
Наука и мораль. Ответственность ученых
Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.
Всегда ли роль науки положительна? Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров. Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. XX в. отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением Мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.
Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.
Соотношение науки и морали становится важнейшим фактором общественного развития в XXI столетии.
Совместимы ли гений и злодейство? Этот вопрос задавался и раньше, но сегодня он приобретает особую актуальность в связи с псевдонаучными человеконенавистническими экспериментами, проводимыми в фашистских концлагерях, с попытками с помощью генной инженерии искусственным путем создать человека. Библейская мудрость гласит: «Во многом знании — много печали». Поэтому всегда следует помнить, что врачи могут спасать жизни, а могут проводить чудовищные эксперименты на людях. Наука — это только наш помощник, и она должна служить общественному благу.
Современная наука и технологии. Научно-техническая революция
Наше время получило название эпохи научно-технической революции (НТР) — качественное изменение состояния общества, при котором наука становится ведущим фактором развития экономики, производства и всех других сфер жизни человека. Научно-технический прогресс характеризуется ростом технической оснащенности труда: палка-копалка, рычаг, колесо, паровая машина и так вплоть до персональных компьютеров и робототехнических систем. При этом технические новшества вначале увеличивали физическую силу человека (подъемные машины, транспортные средства и др.), потом усиливали его интеллектуальную мощь (счетно-решающие устройства), и, наконец, стали делать ненужным непосредственное участие людей в технологических процессах (современные технологии).
Научно-техническая революция XX в. вызвала значительные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком. Изменения произошли и в характере труда — он стал более интеллектуальным и творческим. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Научно-технические разработки стали главными факторами экономического роста. В конце XX в. наукоемкость производства становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.
То, что стало происходить в последние десятилетия, является уникальным явлением, так как в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют повседневные действия человека. Еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог возможности отправлять письма по электронной почте, звонить по мобильному телефону, заглянуть внутрь своего организма. Сегодня все это стало не только достоянием узкого круга ученых, но вошло составной частью в нашу жизнь.
Это конспект по математике на тему «Наука в жизни». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту:
- Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.