Польза настольных игр для развития детей
На сегодняшний день существует большое разнообразие детских развивающих настольных игр. Для ребенка всегда можно выбрать наиболее подходящий вариант, в зависимости от возраста, потребностей и возможностей малыша.
К сожалению, многие родители не понимают, зачем нужны настольные игры. Зачем нужно терять время на игру с детьми, когда в доме и так все есть компьютер и телевизор. Выбрать настольную игру для детей на любой вкус и кошелек можно по ссылке https://inshop.lv/ru/blogs/nastolnye-igry/vo-chto-poigrat-doma-nastolnye-igry-dlya-detei
Основными преимуществами настольных игр является то, что для их проведения не требуется ни оборудование специальных игровых площадок (достаточно просто стола), ни наличие сложного инвентаря (большинство игр уже укомплектованы всеми необходимыми предметами – досками, карточками, фишками, игровыми кубиками и т.п.).
Использование настольных игр для детей
- для проведения совместного семейного досуга и для сплочения членов семьи
- при организации детских праздников, чтобы создать веселую, соревновательную атмосферу
- в дороге, когда требуется чем-то занять заскучавшего ребенка
- во время пребывания в больнице, когда активные движения игрока должны быть ограничены
- в дошкольных и школьных детских учреждениях в качестве дидактического материала
Прелесть настольных игр состоит в том, что в них можно сыграть при любой погоде и в любое время суток, как вдвоем, так и большой компанией.
Польза настольных игр для детей
- Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, как и развивающие игрушки, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного и школьного возраста.
- Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
- Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.
- Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей.
Полезные функции настольных игр
- Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса.
- Другие – служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт.
- Третьи – развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.
Вспомните, с какой радостью и вы играли в детстве в морской бой, шашки, шахматы, фанты, монополию и настольный футбол. Игры подарят детям радостные впечатления, удовольствие и, конечно же, пользу.
Повзрослев, ваш ребенок будет с удовольствием вспоминать о веселом времяпровождении всей семьи. Кто знает, возможно такие семейные посиделки за очередной увлекательной игрой станут доброй традицией, которая перейдет в последующие поколения.
Подготовила Марьяна Чорновил
«Польза настольной игры для детей»
Воспитать ребёнка без игры невозможно. В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их естественная потребность, способ познания окружающего мира.
На сегодняшний день существует огромное количество развивающих настольных игр для детей. Их можно подобрать, опираясь на предпочтение ребёнка, в зависимости от его возраста.
Огромным преимуществом настольных игр является то, что в них можно играть в любое время как одному, так и компанией. При этом дети учатся общаться друг с другом, договариваться, соблюдать определённые правила.
Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
У настольной игры есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила, обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится соблюдать эти правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент.
Например, настольные игры «ходилки» или «бродилки» предполагают использование кубиков и передвижение фишек по игровому полю, учитывая четкие правила.
Эти игры направлены на обогащение словарного запаса, сообразительности и самостоятельности и, ориентировке в пространстве. Азарт и желание победить стимулируют смекалку и интеллект. В процессе игры дети могут узнать о правилах поведения на дороге, о жизни животных или выучить алфавит. Игры могут быть с различной тематикой, с сюжетами для мальчиков и для девочек.
Играя в эти игры ребёнок начинает понимать, что кроме него есть другие «я», и его действия не должны нарушать их прав в установленных правилами пределах – нельзя перебросить кубик, если не понравилось выпавшее значение, нельзя сделать ход вне очереди, нельзя схватить с поля и посмотреть закрытую карточку просто потому, что любопытно, и что, как ни обзывай того, кто первым дошел до финиша, всё равно останешься проигравшим. И, что самое главное, всё это нельзя потому, что так все вместе заранее договорились.
Настольная игра это всегда испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Если вы хотите лучше узнать ребенка, или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации.
Научить играть детей в такие игры просто. Сначала рассматриваем игру, её «сюжет», объясняем как правильно кидать кубик, в каком направлении ходить, определяем где старт, а где финиш.
Чтобы не возникали споры среди детей кто будет ходить первым и какова очерёдность хода, можно использовать считалки:
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Раз, два, тир, четыре, пять –
Можно все пересчитать:
И деревья и кусты,
И цветочки и листы.
Поезда и пароходы,
На дороге вездеходы,
Птенчиков в саду в гнезде…
Все – повсюду и везде.
Раз, два, тир, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
«Что нам делать, как нам быть?
Надо зайчика ловить!»
Снова будем мы считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три –
Начинаешь ты.
Но как всегда бывает, кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. И все дети проигрыш воспринимают по разному.
Умение выигрывать и проигрывать достойно— это важный социальный навык, который пригодится ребенку в любой сфере его жизни.
Играя с ребенком в настольные игры, необходимо показывать ему пример достойного спортивного поведения. Необходимо похвалить, поздравить ребёнка с выигрышем, мальчикам можно пожать руку, когда они выигрывают, не слишком хвастайтесь, когда выигрываете вы.
При проигрыше ребенок может злиться, плакать, кричать, словом, выражать свои чувства, и это чрезвычайно важно. Если ребенок будет не в состоянии эмоционально освободиться, эмоционально отразить свое состояние, это будет его зажимать и будут копиться напряжение, тревога.
Через некоторое время после поражения или проигрыша надо поговорить с ребенком о том, что произошло, думает ли он, что мог сделать все по-другому, сожалеет ли он о чем-то (например, о том, что он вообще участвовал, играл).
Необходимо поощрять ребенка за действия, активность, стремление научиться и повысить свои шансы на победу. Важно говорить, какие именно вещи у ребенка получаются, что именно он делает хорошо.
Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем. Учтите, что детки учатся, играя. Играя, дети узнают о правилах, соблюдении очереди, честности, испытывают чувство победы и поражения. Малышам необходимо наше внимание и любовь.
ИГРЫ С МАЛЫШАМИ 2-3 ЛЕТ.
Настольные игры для самых маленьких должны быть несложными и яркими. Настольная игра должна соответствовать не только интересам, но и возрасту ребенка. Только в таком случае можно рассчитывать на успех. Отличительная особенность и преимущество настольных игр заключается в том, что они не требуют много пространства, приносят пользу. В 2–3 года ребенок проходит неповторимый жизненный этап: он уже многое умеет, новые навыки и знания осваивает с огромной скоростью, активно учится говорить.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ. Это игры, направленные на изучение ребенком окружающего мира, предметов и их свойств, явлений, а также на развитие логики, внимания, памяти. Можно предложить 2–3-летнему малышу: найти названный мамой предмет на картинке, в комнате или во дворе; найти пару из нескольких похожих предметов; найти вокруг предметы заданной формы (квадратные, круглые, прямоугольные); отыскать одинаковые рисунки на одежде, посуде; сортировать предметы по размеру или цвету (например, белье для стирки); разложить предметы по местам, используя понятия «право-лево», «позади-впереди», «выше-ниже»; собрать рисунок, разрезанный на 3–4 детали; складывать матрешки друг в друга; отгадывать рифмованные загадки; отыскать высокие и низкие предметы (шкафы, стулья, дома), узкие и широкие (дороги, коврики, коридоры), короткие и длинные (карандаши, шарфы, линейки); подобрать к нарисованной тени соответствующий предмет; найти, какой детали на картинке не хватает; найти предмет по двум указанным признакам (круглый и синий, квадратный и красный); поиграть во «что пропало» или «что появилось»; поиграть в прятки; поиграть на улице с тенью, солнечным зайчиком, снегом, ветками, шишками, песком; рассортировать предметы или картинки по обобщающим признакам (одежда, птицы, пища, мебель). В этом возрасте малышей можно ненавязчиво знакомить с основами арифметики и счета. Не передавайте малыша в «ведение» телевизора. Какой бы познавательной и развивающей вам ни казалась передача, длительное пребывание перед телеэкраном для растущего организма ребенка совсем не полезно.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ. Для развития сенсорики в 2–3 года можно позаниматься с ребенком: изучением запахов, вкусов (найти предмет по запаху, назвать вкус с закрытыми глазами, найти предмет такого же запаха или вкуса, как предложенный); изучением холодных, теплых, горячих поверхностей (например, регулируя температуру воды в кране); описанием тактильных ощущений от прикосновения разных предметов (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, колючий); поиском материала, который соответствует предложенному образцу (кусочку картона, шелка, ваты, шерсти).
РАЗВИВАЕМ СЛУХ МАЛЫША. Для развития слуха – общего и музыкального – ребенку полезно: узнавать и называть различные звуки или шумы на прогулке и дома (ветер, машина, птица, животное, вода, чайник, фен и т. д.); находить источник звуков (саму птицу, чайник, ворох листьев, кота); играть на детских музыкальных инструментах; слушать пение мамы и подпевать; пританцовывать или отстукивать в такт музыке.
ЧТО РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ? Как уже было сказано, речевые навыки у ребенка с двухлетнего возраста развиваются стремительно. Какие игры в этом могут помочь? Все, которые развивают внимание, логику, мышление, память, мелкую моторику, координацию рук, дыхание, подвижность губ, щек и языка (артикуляцию), побуждают ребенка к высказываниям. Чем больше таких игр проводится с ребенком, тем более совершенной будет его речь. Мышление, координацию, воображение, мелкую моторику развивают: рисование, раскрашивание (подойдут готовые альбомы для самых маленьких); рисование пальцами и ладонями по муке, манке, крупам; лепка из теста или пластилина; игры с песком – простым и кинетическом (о нем мы рассказали здесь); аппликация; игры с мозаиками, пазлами, наклейками; занятия с пирамидками, кубиками, вкладышами, конструкторами; шнуровки; пальчиковая гимнастика (о ней тоже есть статья). Артикуляцию задействуют такие занятия: проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок; рожицы перед зеркалом с показыванием зубов, языка, надуванием щек; игры-подражания (голосам птиц, животных, бытовых приборов или устройств); произнесение фраз громко, тихо, шепотом. Дыхание развивается, когда ребенок задувает свечу, дует на одуванчик, сдувает мыльную пену с рук, пускает мыльные пузыри, «баламутит» воду в стакане через соломинку. Можно предложить малышу игру в «снежки». Положите на столе несколько ватных комочков для каждого игрока (хорошо, если это будут все домашние). Пусть они сдувают эти «снежки» на пол. Конечно же, побеждает кроха.
Удачным решением является покупка игры, которая имеет разные уровни. Это дает игре шансы подольше быть востребованной, увеличивая ее «срок годности». Советую иметь дома как минимум 5 настольных игр. Это позволит максимально занять ребёнка.
Саморазвитие
Играй и развивайся: Польза настольных игр, о которой вы не знали
5 сентября 2018
5 234 просмотра
Сергей Капличный
Помните, в детстве мы постоянно играли? Что-то выдумывали для себя и своих друзей, с головой погружались в воображаемые миры и искренне наслаждались этим процессом. Мы относились к игре как к серьезному занятию и недоумевали, почему взрослые не хотят к нам присоединиться.
А потом что-то изменилось. Появилась установка, что игра — это что-то ненужное. Легкомысленное. От чего лучше отказаться. Эти суждения мы переносим и на настольные игры.
Однако игра — важный и, безусловно, полезный элемент в жизни каждого ребёнка и в жизни каждого взрослого. Просто с возрастом мы стали чуть более рациональными, и чтобы убедиться в пользе, нам нужно увидеть конкретные факты. Что ж, давайте разбираться.
Настольные игры улучшают работу мозга
Упс! Немного неожиданно это слышать, но игры действительно благоприятно влияют на работу нашего мозга. Во-первых, за время игры вы узнаёте много нового — начиная от правил и условий, заканчивая интересными фактами, которые вы будете обсуждать с другими игроками. А новая информация — это пища для разума. Полезная пища.
Во-вторых, игра стимулирует зоны мозга, которые ответственны за наши мысли и воспоминания, а значит, благодаря играм мы тренируем наши навыки в решении проблем и принятии сложных решений. Другими словами, настольные игры делают наш мозг сильнее — ему проще справиться с любыми вызовами. Будь то сложности на работе или повседневные трудности — игровые подходы помогут с ними справиться.
Кроме того, настольные игры сокращают возможность возникновения болезни Альцгеймера и помогают избежать раннего слабоумия.
В игре вам постоянно приходится придумывать новые идеи и разрабатывать стратегии, а значит, вы напрямую работаете со своими креативными способностями. А без творческих навыков сейчас никуда!
Ну и нельзя не отметить, что на время игры вы спрячете подальше свой смартфон и другие гаджеты, чтобы они вас не отвлекали. А в наше время такое случается редко. Ваш мозг вас поблагодарит.
Игры веселят и расслабляют
Смех — это приятный побочный эффект настольных игр и один из факторов, почему людям вообще нравится играть. Мы наслаждаемся процессом и смеемся — разве это не здорово? Когда мы хорошо проводим время, мы сокращаем возникновение стресса. А как показало исследование RealNetwork, 53% людей играют в настольные игры, чтобы избавиться от стресса. И им это удаётся!
Объяснить это довольно просто: вы сосредоточены на игре, а рабочие моменты и рутинные проблемы остаются где-то в стороне. А когда после оживлённой игры вы возвращаетесь в привычные заботы, они уже не выглядят такими утомительными и неподъемными.
Кроме того, во время игры участники получают выброс эндорфина — естественный гормон счастья и удовольствия. И благодаря появлению этого гормона в крови мы чувствуем себя более сосредоточенными и вовлечёнными, получаем больше удовольствия от процесса игры. Вот такой круг приятных и полезных свойств!
Игры сближают людей и укрепляют отношения
Кто-нибудь играет в настолки один? Нет! Вся суть настольных игр — взаимодействие с окружающими. Не имеет значения, играете вы со старыми друзьями, родственниками, коллегами, или разыграли партию с людьми, которых видеть впервые в жизни, — настольные игры помогут вам весело провести время и лучше узнать других людей.
Во многих случаях «настолки» — это идеальный повод встретиться с коллегами и друзьями, чтобы пообщаться с ними в неформальной обстановке. И поиграть.
Некоторые игры поставят вас в положение конкурентов, другие помогут раскрыть предпринимательские наклонности или примерить интересный образ. Мы переживаем нетипичный, порой экстремальный опыт и делаем это вместе с другими игроками. Мы забываем об опасениях и стеснениях и раскрываемся друг перед другом. Как в детстве.
Игры помогают испытать новые эмоции, взглянуть с другой стороны на себя и своих друзей, расслабиться и заполучить оригинальные идеи. Играйте и развивайтесь!
P.S. Вот-вот мы запустим новое направление МИФ.Игры, в котором представим огромное количество забавных и развивающих настольных игр. Подпишитесь на рассылку, чтобы первым узнать, когда игры появятся в продаже.
Значение настольных игр для развития детей
Сейчас вы без проблем можете купить самые разнообразные настольные игры и это абсолютно необходимо для вашего ребенка, ведь по утверждениям психологов – интеллектуальные игры для детей помогают в легкой игровой форме постичь многие премудрости.
Настольные игры укрепляют взаимоотношения между членами семьи, учат лучше понимать друг друга, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей. Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:
– у ребенка развивается творческий потенциал и воображение;
– у малыша развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;
– происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;
– развивается скорость реакции, моторика, малыш становится более аккуратным;
– развивается смекалка и память;
– малыш учится переключаться между различными видами деятельности;
– ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи. Заметьте и то, что для правильного развития ребенка необходимо выбирать настольные игры по возрасту, ведь ребенок 4 лет просто не поймет правила игры для школьника. Рекомендованный возраст производитель обычно указывает на коробке.
Значение настольных игр для развития ребенка
Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.
Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?
Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.
Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.
Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития малыша во всех направлениях можно использовать разные игры.
Чаще всего на коробках с настольными играми можно увидеть надпись: «Детям с 3 лет».
Почему? В основном потому, что в играх есть мелкие детали, с которыми малышам играть, конечно, не рекомендуется. Другая причина заключается в том, что игры подразумевают некие правила, которые ребенок способен осознать лишь с определенного возраста, ведь у маленьких детей иной, чем у взрослых, способ исследования мира и они еще не могут продолжительное время удерживать внимание.
Впрочем, многое зависит от ребенка.
Бывает, дети, освоив понравившуюся игру, легко обыгрывают даже взрослых дядей. Так что, если ребенок не склонен все попадающееся на глаза немедленно тянуть в рот и глотать и игра будет проходить под неусыпным контролем взрослого, почему бы не попробовать?
Кроме того, в одну и ту же игру можно играть по-разному. Во многих из них предусмотрены различные уровни сложности – это раз, и существует вероятность того, что малыш будет играть вообще по-своему – это два.
Современные игры, созданные из различных материалов, с игрушечными фигурками, такие яркие и красивые, что детям легко придумать свой способ общения с ними.
Правила в настольных играх подразумевают нескольких участников, в них играют с кем-то еще или в коллективе. Похожим видом социального досуга можно считать и головоломки, которые вплотную примыкают к настольным играм. Между ними нет четкой границы, потому что существуют игры, на которых написано: «От 1 до 5 игроков», и головоломки с таким же количеством играющих. Хочешь – один играй, хочешь – в коллективе!
Настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани. Прелесть многих игр (например, популярной «Катамино») заключается в том, что они имеют изменяемый уровень сложности: от доступного трехлетке до уровня, весьма сложного и для взрослого.
А компоненты хорошей игры – это широкий диапазон игроков, легкие в освоении правила. Игры, которые всегда нравятся и детям и взрослым, быстрые, веселые, азартные.