Польза международных организаций для россии
Участие в МВФ позволяет России сохранять международное экономическое и геополитическое влияние
Фото:
МВФ
Выход России из «большой восьмерки» и приостановление работы в ПАСЕ заставляет задуматься о значении международных организаций для российской экономики и политики в настоящий период. Участие в международных институтах – это не только влияние на международной арене, но и издержки, связанные с выполнением ряда обязательств административного и финансового характера.
Очевидно, что различные международные организации имеют разную степень приоритетности для России. Условно их можно подразделить на экономические и политические институты.
Наиболее уязвимым остается положение России в политических международных институтах, где российские переговорные позиции в настоящее время сильно пошатнулись в связи с событиями на Украине. Результат не заставил себя долго ждать в случае с ПАСЕ и «восьмеркой». По заверениям МИД РФ, исключение России из «восьмерки» и приостановление работы в ПАСЕ не является знаком поражения Российской Федерации на международной арене.
Аргумент дипломатического ведомства заключался в том, что саммиты «группы восьми» давно исчерпали актуальность, а прекращение контактов с ПАСЕ – ответная мера на лишение права голоса в организации. Однако это ставит вопрос о целесообразности нашего участия в такого рода структурах и их результативности. Для чего мы участвовали в «восьмерке» до последнего, если она все равно не была дееспособной? И в чем смысл возвращения в ПАСЕ в декабре 2015 года, если мы не участвуем в совместной работе парламентариев в наиболее острый момент политического кризиса в Европе? Эти вопросы вполне логично могут породить дискурс о необходимости участия и в других международных политических институтах.
С экономическими институтами дело обстоит иначе. Неучастие нашей страны в экономических организациях влечет не только финансовые, но и политические риски, связанные с невыполнением принятых обязательств. К примеру, участие России в международных финансовых организациях, таких как Всемирный банк и МВФ, является крайне деликатным вопросом в условиях внутриэкономического и внешнеполитического кризиса. С одной стороны, финансовые институты требуют предоставления ресурсов. С другой – именно эти структуры помогают Российской Федерации получать эффект экономии от масштаба в рамках участия в международных проектах.
Так, реализация проектов по линии содействия международному развитию через трастовые фонды международных экономических организаций позволяет России работать в тех странах, в которых наша страна не имеет представительств или имеет ограниченное присутствие, привлекать дополнительные средства для усиления эффективности, а также снижать свои затраты за счет использования имеющихся у организаций ресурсов и инфраструктуры на местах. По общим подсчетам, взносы России в такие организации за 2013 год составили 351,81 млн долларов.
К примеру, Россия является партнером Международной ассоциации развития (МАР) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). На сегодняшний день Россия участвует в 18 трастовых фондах, которыми управляет МАР/МБРР от имени российского правительства (в семи индивидуальных и 11 мультидонорских). Объем финансирования фондов российской стороной составил более 248 млн долларов. Возникает вопрос – для чего направлять бюджетные средства за рубеж в период кризиса? Ответ прост: без такого рода механизмов отстаивание Россией своих геополитических интересов в беднейших странах станет еще более дорогой и еще более сложно решаемой задачей. В настоящее время российский бюджет не сможет решить задачу обеспечения прямого двустороннего сотрудничества со странами различных регионов мира. Однако отсутствие России в ряде стран обойдется нам намного дороже с геополитической точки зрения в будущем.
Для сравнения: «благотворительность» на евразийском пространстве обходится России в десятки раз дороже. Так, только антикризисная помощь странам ЕврАзЭС в кризисном 2009 году стоила российскому бюджету 7,5 млрд долларов, а объем российских ресурсов в уставном капитале Евразийского банка развития (ЕАБР) составляет 1 млрд долларов.
Более дорогими являются двусторонние проекты, связанные с предоставлением прямых займов и помощи иностранным государствам, таким как Афганистан, Киргизия, Таджикистан, Вьетнам, Замбия, Гвинея, Республика Куба. К примеру, объем двусторонних российских концессионных займов и грантов в 2013 году превысил 361 млн долларов. Эта цифра не включает «конъюнктурную» и гуманитарную помощь, которую Москва предоставляет в зависимости от складывающейся ситуации в различных регионах мира (преимущественно в странах Африки и СНГ). Стоимость реагирования на конъюнктуру может быть весьма высокой. Так, только в 2013 году объем гуманитарной помощи, предоставленной Россией, составил 32 млн долларов.
Сотрудничество с МВФ в настоящее время не накладывает на Россию неподъемных обязательств. Москва перестала быть заемщиком, полностью рассчитавшись с организацией еще в 2005 году. Однако статус донора в организации определяет необходимость участия России в механизмах финансирования, закрепленных статьями соглашения МВФ.
В период профицитного бюджета со своей новой ролью Россия справлялась вполне успешно. За 2005–2008 годы российское правительство направило в МВФ 1,2 млрд долларов. Более того, в 2013 году Россия перечислила 10 млрд долларов США в качестве исполнения решения лидеров стран «двадцатки» о пополнении ресурсов МВФ. Много это или мало – сложно ответить. Но нельзя забывать, что за время переходного периода Россия привлекла у МВФ порядка 15,6 млрд долларов для поддержки финансовой системы. Основными издержками был условный характер займов, связанный с выполнением рекомендованных экономических и финансовых реформ.
С высокой долей вероятности текущий кризис способствует сокращению расходов российского правительства на участие в международных экономических организациях. Тем не менее Россия сохраняет за собой право использовать механизмы международных экономических организаций для обеспечения своих интересов в различных регионах мира при использовании возможности экономии средств за счет эффекта от масштаба, появлению которого могут способствовать институты. Это даст РФ шанс не упустить возможность оказывать воздействие на страны – получателей помощи, предоставляемой Россией через международные институты.
Несомненно, Россия продолжит интеграцию на постсоветском пространстве в рамках институтов Евразийского экономического союза, несмотря на рост издержек для остальных партнеров в связи с российским экономическим кризисом. Не остановится Москва и на выполнении проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом международные институты могут выступать в качестве агентов для реализации такого рода инициатив. Это может превысить потенциальные выгоды от участия в международных организациях над издержками.
Юрий ЗАЙЦЕВ, эксперт Института Гайдара, для Banki.ru
Справедливости ради, принятый Госдумой закон о примате решений Конституционного суда не означает автоматически, что страна полностью отходит от международных правовых норм. В процессе демократизации современная Россия вобрала в себя множество положений международного права, которые стали неотъемлемой частью её законодательства, и выбросить, отказаться от их исполнения просто так Россия не сможет в любом случае.
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И ЧТО ОНИ ЗАЩИЩАЮТ?
Членство любой страны в международных организациях, как правило, означает обязательство инкорпорировать в свое законодательство нормы этой организации. Для молодого российского государства в 1990-ые годы ключевым источником таких заимствований стал Совет Европы, старейшая на континенте международная политическая организация. Совет Европы часто путают с Советом ЕС. При этом Совет ЕС является одним из институтов Европейского Союза, а Совет Европы — это отдельная и самостоятельная организация, членами которой являются 47 государств, в том числе все 28 стран-членов ЕС.
Программы сотрудничества Совета Европы (СЕ) и СССР начали формироваться с осени 1989 года, после визита в Страсбург генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева.
Независимая Россия была принята в состав СЕ 28 февраля 1996 года. В тот же день она ратифицировала устав и активно принялась выстраивать взаимодействие с организацией. Всего с 1990 года были подписаны и ратифицированы 64 из 223 договорно-правовых актов СЕ, еще 15 были подписаны, но не ратифицированы. Влияние ратифицированных документов на сегодняшнюю Россию можно проследить во всех сферах жизни страны. К примеру, Европейская хартия местного самоуправления дала основу для функционирования муниципалитетов, а Европейская конвенция об эквивалентности дипломов зафиксировала возможность взаимного признания школьного образования всеми странами-подписантами.
ЧТО ПОМОГАЕТ РОССИЯНАМ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ?
В марте 1998 года Россия ратифицировала ключевой документ Совета Европы — Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, за соблюдение положений которой следит Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В Конвенции утверждается право каждого человека на жизнь, признается право на свободу и личную неприкосновенность. признается тайна корреспонденции, право на свободу мысли, совести, свободу мнения и распространение своих идей. Именно согласно Конвенции, в России был введен мораторий на смертную казнь.
В соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции России Конвенция образует составную часть российской правовой системы. Суды Российской Федерации в своих решениях ссылаются не только на российское законодательство, но и на положения Конвенции и решения ЕСЧП и обеспечивают исполнение этих решений в своем правопорядке. В случаях, когда национальное законодательство вступает в коллизии с международными нормами, существуют специальные протоколы №15 и №16 к Конвенции, которые позволяют высшим судам подписавших его государств запрашивать у ЕСПЧ консультативные заключения по интерпретации и применению положений конвенции, в том числе механизма исполнения вынесенных решений. Государству предоставляется «поле усмотрения», в пределах которого оно несет «основную ответственность за обеспечение прав и свобод, гарантированных конвенцией». Кстати, Россия не ратифицировала данный протокол, а предпочла пойти на прямой конфликт с ЕСПЧ, отменив верховенство его решений.
Тем не менее, в большинстве кейсов Россия предпочитает подчиняться решением европейского суд, по крайней мере признавая несоблюдение прав граждан. На сегодняшний момент наша страна является одной из стран лидеров по количеству признанных ЕСПЧ нарушений. Чаще всего суд признавал, что Россия нарушила право заявителя на справедливый суд (упоминается в 1093 постановлениях), статью конвенции о запрете пыток и бесчеловечного отношения (994 постановления) и право на свободу и личную неприкосновенность (932 постановления). Статистика при этом также показывает, что количество поданных жалоб против России падает. Но связано это, скорее, не с улучшением ситуации в России, а с реформой самого делопроизводства в ЕСПЧ, который перешел на принцип жесткой предварительной фильтрации поступающих жалоб.
КАК РЕШЕНИЯ ЕСПЧ ВЛИЯЮТ НА РОССИЮ?
Как следует из доклада «20 лет России в ЕСПЧ», подготовленного фондом Общественный вердикт, решения ЕСПЧ приводят к конкретным улучшениям ситуации в России с соблюдением прав с свобод, в том числе, изменяя наиболее одиозные или устаревшие в России нормы.
В частности, под влиянием ЕСПЧ в России были приняты:
- закон, позволяющий гражданам получить в российском суде компенсацию за необоснованно долгое рассмотрение дела или длительное неисполнение судебного решения.
- поправки в Гражданский процессуальный кодекс, согласно которым была усложнена процедура принятия решения о недееспособности. Теперь помимо заключения судебно-психиатрической экспертизы у человеку есть возможность изложить суду собственную позицию.
- началась реформа пенитенциарной системы. До 2015 года эксперты Совета Европы участвовали в разработке мер реформирования и помогали властям России.
- сама вероятность того, что подозреваемый может обратиться в ЕСПЧ при нарушении прав, привела к тому, что правоохранительные органы и суды стали более избирательно выбирать варианты мер пресечения подозреваемых, чаще используется домашний арест, залог и подписка о невыезде.
В 2018 году в СМИ начали появляться сообщения, что Россией изучается возможность денонсации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Причиной этому называется, как желание «уйти от менторского духа» решений ЕСПЧ, так и высокие затраты на выплаты по делам против России (до четверти объема всех компенсаций, в течение года присужденных Страсбургом, платит Россия). Но пока эти разговоры и слухи ни к чему не привели.
КАК ВЛИЯЕТ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ЕС?
Развитие европейской интеграции способствовало появлению уникальной правовой системы ЕС, которая стала восприниматься внешними странами как пример для подражания. При этом и сам ЕС всячески способствовал распространению своей правовой системы: все соглашения с ЕС содержат пункт о необходимости гармонизации законодательства третьей страны с европейским правом.
С начала 90-х годов, когда Россия начала налаживать связи с ЕС, такая гармонизация осуществлялась с помощью ряда инструментов. Во-первых, через создание совместных межправительственных институтов: Комитет парламентского сотрудничества, который занимается организацией встреч между Европейским Парламентом и Государственной Думой, Постоянные советы партнерства (ПСП), позволяющие министрам и лицам, ответственным за различные направления политики, встречаться так часто, как это необходимо. Во-вторых, через совместную выработку мер по подготовке экономической и судебной реформы, наряду с поддержкой гражданского общества посредством принятой в 2009 году инициативы Партнерство для модернизации.
Самым знаковым в сближении России и ЕС стало подписание в 1994 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) как широкой правовой базы для дальнейшего взаимодействия, а также механизма заполнения правовых пробелов в российском законодательстве. СПС установил режим торговых отношений между Россией и ЕС, приближенный к режиму Всемирной торговой организации, членом которой Россия на тот момент еще не являлась.
В 2005 году СПС был расширен четырьмя «Общими пространствами» , которые своей целью имели дальнейшую углубление сотрудничества и переход к конкретным инициативам в двусторонних отношениях:
1. Общее экономическое пространство
- Общее пространство свободы, безопасности и правосудия
- Общее пространство общей безопасности
- Общее пространство науки и образования
Так, в рамках экономического пространства было налажено двустороннее сотрудничество в сфере экологии, Россия имплементировала экологичные техрегламенты в своё законодательство. В дальнейшем это позволило российской стороне пойти на ратификацию продвигаемого ЕС Киотского протокола. В сфере безопасности был налажен обмен правоприменительным опытом между европейскими и российскими судами, а формирование общего пространство образования привело ко вступлению России в Болонский процесс и переходу высшего образования в стране к европейской двухступенчатой системе.
КАКИЕ ЕЩЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНЯЮТ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?
Не стоит забывать про членство России и в других международных организациях. Россия входит в состав ООН и как все страны ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека, которая несет в себе международные стандарты прав человека. Правовое государство начинается как раз с нее.
Но есть и другие, более точечные, но не менее важные документы: конвенция прав ребенка, конвенция против коррупции, конвенция по правам инвалидов и др. Сотрудничество в рамках органов ООН также имеет значение. Международная организация труда способствует совершенствованию трудового законодательства, а ЮНЕСКО вносит посильный вклад в формирование новых подходов к сохранению культурных ценностей.
Членство в ВТО прямо отражается на торговых регламентах страны, производстве товаров. Имплементирование норм ВТО позволило России встроиться в мировой рынок и дало возможность найти свои конкурентные преимущества. Участие же в системе Всемирного банка позволило стране адаптироваться к международным условиям и привлекать иностранные инвестиции, выступать в роли глобального финансового центра.
ПОЧЕМУ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ВАЖНО?
Приверженность международному праву является необходимым условием для полноценного участия страны в международных делах, прямо влияет на ее восприятие в мире, а также позволяет стране развиваться сбалансированно. Именно конвенции Совета Европы, Европейского Суда по правам человека и резолюции ООН являются залогом сохранения и поддержания высокого уровня прав человека в стране.
В ситуации международной напряженности, любая попытка порвать с международными нормами воспринимается международным сообществом как вызов и толкает к дальнейшему давлению на Россию. Но в реальности больше всего издержек несет правовая система страны, которая оказывается зажатой во внутренних противоречиях и законодательных коллизиях, которые раньше решались апелляцией к международному праву.
Рекомендуем также познакомиться с другой публикацией рубрики «Ликбез», в которой мы подробно разобрали санкционный механизм Евросоюза
Международные организации как субъекты международного права
Определение 1
Международными организациями считаются любые объединения, деятельность и членство которых имеют международный характер. Другими словами, международными организациями являются межправительственные организации, представленные не отдельными физическими и юридическими лицами, а государствами.
Любая межправительственная международная организация характеризуется рядом признаков, которые характеризуют ее правовую природу. Но только благодаря совокупности этих признаков представляется возможным определить понятие международной организации и отличить ее от других субъектов права.
- Первый признак состоит в том, что основанием для создания международной организации является международное соглашение. Поскольку международная организация представляет собой объединение суверенных государств, то вполне объяснимым является тот факт, что именно они могут создавать ее и наделять определенными полномочиями.
- Вторым признаком является то, что для каждой международной организации характерна автономная правовая воля и в пределах своей правоспособности международная организация обладает определенной самостоятельностью. Решения принимаются в строгом соответствии с учредительными документами и являются актами самой организации, а не группы государств, создавших ее. Любая международная организация является самостоятельным субъектом международного права с присущими этой самостоятельности атрибутами.
- Третий признак заключается в обязанности международной организации иметь определенную внутреннюю структуру, которая состоит из руководящих и вспомогательных органов, которые наделены четкими полномочиями. Важным является то, что некоторые органы должны функционировать на постоянной основе или с определенной периодичностью. Структурные подразделения могут иметь различный правовой статус, но сам факт их наличия обязателен, потому что организационная структура говорит о постоянном характере деятельности международных организаций.
- Суть четвертого принципа в том, что международная организация, созданная в соответствии с принципами и нормами международного права, характеризуется собственным правовым статусом, который состоит из специфических прав, обязанностей, компетенции и ответственности организации. Правовой статус закрепляется в учредительных актах, которые являются коллективной волей государств-учредителей. При этом отдельные права и обязанности международной организации могут не фиксироваться в этих актах, а вытекать из общих и отраслевых принципов международного права.
- Пятым признаком является единая цель всех международных организаций – координация и сотрудничество в различных областях и международное сотрудничество.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Замечание 1
Итак, международной организацией признается объединение государств на постоянной основе, которому присущи собственный правовой статус, функциональная самостоятельность и внутренняя структура. Международная организация создается для координации международного сотрудничества в достижении общих целей.
В современном международном праве все международные (межправительственные) организации характеризуются международной правосубъектностью. Объем правосубъектности устанавливают государства-учредители.
Международные межправительственные организации имеют следующую классификацию (рис. 1):
Рисунок 1. Виды международных организаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
- по предмету деятельности: политические, экономические, финансово-кредитные, по вопросам торговли, здравоохранения и т.д.;
- по кругу участников: универсальные, межрегиональные, региональные, локальные;
- по порядку вступления: открытые, закрытые;
- по объему и характеру полномочий: общей компетенции, специальной компетенции;
- по статусу участников: межправительственные, межведомственные;
- по целям и принципам деятельности: правомерные и противоправные;
- по количеству членов: всемирные и групповые.
Участие России в международных экономических организациях
Одним из главных внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России является активное включение в деятельность международных организаций.
Россия участвует более чем в 300 международных организациях, которые условно делятся на три группы:
- организации системы ООН;
- специализированные экономические и научно-технические организации;
- организации Бреттон-Вудской системы (многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения).
Цель всех этих организаций не состоит в извлечении прибыли, их финансирование осуществляется из бюджета составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. Они не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи, но в то же время из роль для российской и мировой экономики трудно переоценить.
На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:
Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.
Замечание 2
Важным является тот факт, что Россия не просто является членом этих организаций, – она активно участвует в их деятельности.
Сейчас Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.
Вступление России в ВТО в 2012 году имеет два аспекта для нашего государства:
во-первых, российские предприниматели получили благоприятные условия для развития своей деятельности в странах-членах ВТО;
с другой – Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.
Велика роль России в ШОС. Наравне с КНР, Россия является очень сильной державой и крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ШОС. Россия выдвинула идею создания Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны-участницы организации. Помимо этого Россия является очень сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывая мероприятия по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.
Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Россия больше всех остальных стран-участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Велика ее роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.
Существенна роль России и в таможенном союзе. Она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны, включая Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.
Россия входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация является военно-политическим союзом, в состав которой входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Целью данной организации является защита территориального пространства стран-участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.
Обобщая всё сказанное, следует отметить, что Россия состоит в следующих международных организациях:
- Союзное государство;
- ООН (Совет Безопасности ООН);
- СНГ;
- ОДКБ;
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
- Организация черноморского экономического сотрудничества;
- Совет Европы;
- Большая двадцатка;
- БРИКС;
- АТЭС;
- Шанхайская организация сотрудничества;
- Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);
- Евразийское экономическое сообщество;
- Международная организация по стандартизации;
- Международный олимпийский комитет;
- Международная электротехническая комиссия;
- Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
- Всемирная торговая организация.
Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:
- Организация исламского сотрудничества;
- Организация американских государств;
- Международная организация по миграции.