Польза мероприятий в детском саду
Элеонора Мовсесян
Значение праздников в жизни дошкольника
ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщение ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в жизни каждого дошкольника имеет проведение и активное участие в утренниках.
• Праздники в детском саду – это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго.
• Недаром говорят, что впечатление раннего детства самые сильные, незабываемые. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление.
• Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного, красиво.
• Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными.
• Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
• Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
• Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
• В любом праздникеприсутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима.
• В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение.
• Дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему.Это заметно во всем: праздничная атмосфера, красота оформления помещения, хорошо подобранный репертуар, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое в коллективе, красочность выступлений детей – всё это важные факторы эстетического воспитания.
• Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движении.
ВИДЫ ПРАЗДНИКОВ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По направленности и построению различают праздники трех видов:
• Общественно – политические праздники: 8 Марта, День Советской Армии, Праздник Победы.
• Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
•Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя. Сценарий каждого утренника отражает его основную идею и имеет свои традиции проведения.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО УТРЕННИКА
Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.
Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца.
Часть репертуара – сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.
Удачное проведение утренника определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35-45 минут в старшей и подготовительной группах, и 25-30 минут в младших группах.
В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается, прежде всего, тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия,оно создает у детей соответствующее настроение: торжественно-приподнятое, спокойное, веселое. Вначале необходимо создать общий подъем чувств, довести до сознания детей основную идею праздника. С этой целью в первой части утренника подбираются торжественные марши, праздничные песни, могут звучать песни и в исполнении взрослых.
По ходу действия музыкальное сопровождение праздника различно и зависит от содержания очередного выступления. Звуки бодрого марша настраивают детей на праздничное шествие. Задорный характер плясовой мелодии или спокойная лиричная песня вызывают соответствующий эмоциональный отклик.
Музыка углубляет художественные образы поэтического текста, вызывая у детей чувство сопереживания содержанию песни.
Ведущее место на утренниках занимают различные виды музыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танцы, играют в музыкальные игры, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах небольшим ансамблем. В сценарий утренника часто включаются музыкально-драматические сценки, дети могут показать придуманные ими танцы, пляски.
Музыкальная деятельность детей занимает на утренниках основное место. Это определяет особую роль музыкального репертуара и требования к его выбору.
Значение утренника как одного из средств эстетического воспитания определяется не только воздействием музыки, а также сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.
Лариса Бутова
Праздники и развлечения в детском саду и их значение в жизни ребенка
Праздники и развлечения в детском саду являются красочным, ярким моментом в повседневной жизни детского сада. Они вносят много радости, веселья, обогащают детей новыми впечатлениями, имеют большое воспитательное и образовательное значение. Праздничные утренники в детском саду огромная, необходимая часть, всей воспитательной работы. Праздничные утренники проходят весело, ярко, эмоционально, оставляя глубокий след в памяти детей. Праздник! С каким нетерпением ждут его дети! И вот он, долгожданный, наступил –искристый и радостный, полный удивительных чудес, волшебных красок и звонкого смеха. И счастливые от восторга глаза детей – лучшая награда организаторам этого праздника. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).В основе содержания того или иного сценария, как правило, сказочный сюжет. Дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре развития этого сюжета, радуются, сопереживают, активно «борются» со злом, добиваясь победы добра, получая, таким образом, не только эмоциональный, но и нравственный заряд. Разнообразный репертуар подчинен сюжету праздника. Он включает и детскую, и классическую, и народную музыку. В некоторых сценариях с целью наибольшего приближения к тематике сюжета используются современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально и воспринимаются с юмором. Одним из принципиально важных моментов является то, чтобы ни один ребенок на празднике не оказался безучастным, каждый должен получить свою, пусть небольшую, но незаменимую роль. В детских садах отмечают календарные народные праздники,такие как: «Рождество», «Масленица» «праздник Пасхи», «Зеленые святки». Проводятся сезонные празднования: «Осень, в гости просим!» «Здравствуй зимушка-зима!» «Встреча весны», «Лето красное-пора прекрасная». В детских садах традиционно отмечают общенародные праздники: «Новый год», «День защитника отечества» «8 марта», «День Победы», «Выпуск в школу», «День защиты детей», «День знаний», «День Матери», вечера развлечений, спортивные праздники, выступление на концертах для родителей. Дети искренне радуются, наблюдая приготовление к празднику дома и в детском саду, видя украшение зданий и улиц, слушая рассказы взрослых о празднике. Это внешние приметы праздника, но они чутко воспринимаются детьми и способствуют зарождению у детей любви к Родине, уважение к её традициям и обычаям. Праздник «Выпуск в школу» закрепляет у детей чувство благодарности детскому саду, способствует возникновению у детей желания учиться в школе. Праздники сближают детей с воспитателями и со всеми сотрудниками детского сада. Дети видят, как взрослые украшают зал готовят костюмы, сюрпризы, вызывая у детей желание самим помочь в изготовлении украшений, атрибутов. Детские праздники оказывают влияние на формирование у детей художественного вкуса, помогают детям выразить свои чувства,переживания через песни, танцы, стихи. Огромную роль здесь играет музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают обыкновенный зал в чудесную сказку. Дети являются непосредственными участниками, а зачастую и создателями сценического действия. В образно- игровой форме (а именно в театрализованных представлениях в полной мере раскрываются творческие способности малышей) формируются эстетические и нравственные представления, поэтому необходимо стремиться к тому чтобы каждый ребенок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они, несомненно, есть и должны развиваться. Надеемся, что праздники в детском помогут объединить в совместном творчестве весь коллектив, детей и родителей. Творческих успехов!
Надежда Миняева
Из опыта работы «Праздники и развлечения в детском саду»
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.
С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее.
Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней.
Впечатления часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.
Утренник в детском саду можно назвать важным событием в жизни ребенка. Здесь он узнает, как сочетается его личное удовольствие с выполнением обязательств. Здесь он учится совместной с другими детьми творческой деятельности.
Праздникобъединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада
Составляя сценарии утренников в детском саду, стараюсь объяснить в них, чему посвящен тот или иной день, будь то Осенний праздник, 31 декабря, 23 февраля, таким образом, воспитывая в детях трепетное отношение к разнообразным сферам нашей жизни. К примеру, утренник, темой сценария которого является Международный женский день 8 марта, прививает уважение к матери в частности и к женщинам в целом.
В начале учебного года разрабатываем план развлечений и праздников на год, который утверждается заведующей и методистом. Каждый месяц с Департамента Управления образования высылается месячник мероприятий, которые следует провести.
Виды праздников:
народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;
международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др. ;
бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, традиционные праздники в детском саду или группе;
праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”,
В летний период я разрабатываю «Летнюю оздоровительную программу по музыкальному воспитанию», в которую входит план мероприятий по программе «Безопасность».
– по правилам дорожного движения.
– пожарной безопасности.
Закрепляют элементарные знания детей о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, поведении в тех или иных ситуациях.
– мероприятия на тему «ЗОЖ»
Формируют навыки личной гигиены, этикета, бережливого отношения к окружающему.
– «Спорт залог здоровья»
Прививают любовь к спорту, здоровому образу жизни, развивают
праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Дать возможность для самореализации, самоутверждения,сознания и умения детей.
2. Цели и задачи
Цель: Конечно же, основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную, самораскрытия ребенка.
Но для детей дошкольного возраста праздник не то, что для организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитания взрослого человека.
Задачи: Через праздники и развлечениярешаются такие задачи как:
1. Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
– восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, песенного творчества, игре на детских музыкальных инструментах.
2. Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;
Чередование различных заданий,видов деятельности: пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявлении волевых усилий.
3. Структура планирования и проведения праздника.
Для того чтобы праздник получился,я выстраиваю его четкую структуру:
1. Организованное начало праздника.
2. Основная часть.
3. Заключительная.
При планировании и проведении праздникапридерживаюсь следующих принципов:
1. Максимально вовлекать детей в музыкальную, творческую деятельность на мероприятиях.
2. Основой детского эмоционального настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность».
3. Развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.
4. Дифференцировать детей по склонностям и способностям.
5. Позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества.
В своей работе, я стараюсь учитывать все эти принципы, что способствует в дальнейшем получить ожидаемый результат.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея. Она должна проходить через все содержание праздника, и будет донесена до каждого ребенка, если раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Это достигается,прежде всего:
– тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы согласно программе, выбранной ДОУ.
– выбором соответствующих методов и приемов
• При этом учитываются уровень развития умений и навыков детей, их интересы, выявленные в результате диагностики.
Праздник провожу в утренние часы, а если он назначается на вторую половину дня, то не позднее шестнадцати часов, так как дети к вечеру утомляются.
Продолжительность праздника (Н. А. Ветлугина) для детей старших групп должна быть не более 45-50 минут, для младших и средних групп – 30-35 минут, 1 младшей 20-25 минут. Планируя график проведения праздников, следует прибавить
(+ 5-10 минут на появление Деда Мороза, раздачу угощения и подарков)
а также между утренниками запланировать фотографирование с героями, влажную уборку, проветривание и т. д.
Основой праздника является его подробная литературная разработка – СЦЕНАРИЙ.
В нем последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН, в котором перечисляются лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.
1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.
2. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.
3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.
Содержание праздника, его сценарий обсуждаются педагогическим коллективом за месяц до праздника. ПОЧЕМУ? Потому что подготовка и проведение праздника – длительный и энергозатратный процесс.
В процессе обсуждения в сценарий включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается педагог на роль ведущего, персонажей, а также назначаются ответственные за украшение зала, вестибюля, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения. Также можно продумать праздничное меню на день праздника.
Праздник получится наиболее ярким и интересным, если родителей тоже привлечь к подготовке и проведению праздника.
Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться.
• От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиденной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.
• У воспитателей группы не должно быть очередности. Необходимо исходить из личности педагога, его индивидуальных особенностей. (веселый, серьезный, игривый)
В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Они следят за выступлениями детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, помогают детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях. Этому помогут индивидуальные занятия с педагогами, которые должны быть запланированы в циклограмме муз. руководителя, а также совместные репетиции по ходу сценария.
Для успешного проведения праздника необходимо продумать размещение детей, атрибутов, декораций, выход героев и т д.
Особое внимание стоит обратить на эмоциональный отклик детей. Чем его вызвать?
• Яркие сюрпризные моменты – каждый из нас имеет в своей копилке множество разных идей, главное, чтобы сюрприз был хорошо исполнен.
• световые и шумовые эффекты, (наш зал путем освещения можно разделить на две половины)
• характеры героев, (как выбрать исполнителя)
• привлечение родителей, детей-школьников – для новизны восприятия (так как маленький коллектив, одни и те же люди играют роли)
Итак,изучая опыт работы детских садов по организации праздников, я выделяю следующие этапы работы над праздником.
Рассмотрим их: I этап – предварительное планирование.
II этап – работа над сценарием.
III этап – предварительное знакомство детей с праздником.
IV этап – репетиции.
V этап – проведение праздника.
VI этап – подведение итогов.
VII этап – последействие праздника.
Песни, игры, танцы даются детям на обычных музыкальных занятиях за месяц – полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в праздничную программу. Сюрпризные номера готовятся с детьми значительно ближе к празднику. В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой.
Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей – зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими. Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты).
Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений. Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).
Художественному слову на празднике отводят значительное место. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы. Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается. Утренники в детском саду – праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В этом помочь своим чадам могут только родители. Они также могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверять, достаточно ли хорошо он выучил стих или песню, знает ли он все движения танца, который разучивается к празднику.
Когда все готово, вывешиваем объявление о времени проведения утренника.
После утренника ведется его обсуждение педагогическим составом. Отмечаются положительные и отрицательные моменты.