Польза массовой культуры для детей

Польза массовой культуры для детей thumbnail

Культура и ее формы

Культура

В узком смысле

В широком смысле

1.  

Совокупность областей творческой деятельности, так или
иначе связанных с искусством

2.    

Область, объединяющая искусство, религию, науку,
образование

1.     

Универсальное
отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и
самого себя, универсальный способ творческой самореализации человека;

2.     

Совокупность форм и
результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике
и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых
систем, а также путем обучения и подражания.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ 

Культура

Материальная
культура

Духовная культура

Связана с производством и освое­нием предметов и явлений мате­риального
мира, с изменением физической природы человека: ма­териально-технические
средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, произ­водственный
опыт, умения, на­выки людей и др.

Пример: карета, телефон, медаль

Совокупность духовных цен­ностей и творческой деятельности по их производ­ству,
освоению и применению: наука, искусство, религия, мо­раль, политика, право и
др.

Пример: карнавал,песня, норма

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют:
   духовная культура может воплощаться и в мате­риальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.
  • Познавательная — формирование целостного пред­ставления о народе, стране, эпохе.
  • Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем инди­видам во всех областях жизни и де­ятельности (нормы морали, права, поведения).
  • Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражиро­вание культурных ценностей; развитие и совершенствование лич­ности через общение.
  • Социализация — усвоение индивидом системы зна­ний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативно­му поведению, стремление к само­совершенствованию.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
    1.  включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллек­туальную литературу;
    2. представляет определённые трудности для понимания не­подготовленным человеком;
    3. потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художни­ки, писатели, музыканты.
  2. Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
  3. Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
    1. имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
    2. как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
    3. носит коммерческий характер;
    4. в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Чем полезна массовая культура для детей?


Ответ (нужно связать проявления массовой культуры с ее инструментами):

  1. Энциклопедии в интернете (конкретно, Википедия), позволяет быстро найти необходимую информацию для подготовки к уроку, сообщения.
  2. Просмотр познавательных каналов на телевидении (например, ВВС, Национальная География) позволяет расширить кругозор ребенка.
  3. Любая библиотека имеет сегодня электронный формат, позволяющий получить документы, книги не выходя из дома.

В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:

  • В вечернем эфире телеканала ОРТ (массовая) транслируется балетная постановка (элитарная), основанная на сюжете народной сказки (народная).

ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

ПозитивноеНегативное
  1. утверждает представления о мире людей, о взаимоотно­шениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;
  2. произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к чи­тателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
  3. отличается демократичностью, т. к. её потребителями яв­ляются представители самых разных социальных групп;
  4. отвечает потребностям многих людей, в том числе и по­требностям в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
  1. снижает общий уровень духовной культуры общества, т. к. удовлетворяет невзыскательные вкусы массового потребителя;
  2. ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления миллионов людей;
  3. рассчитана на пассивное потребление;
  4. насаждает мифы в сознании людей;
  5. формирует искусственные потребности, используя рекла­му и СМИ;
  6. навязывая определённые представления, СМИ уводят мно­гих людей от реальной жизни.


РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ:

  • Доминирующая – культура большинства населения (господствующие духовные ценности).
  • Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; до­суговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).
  • Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).

ТИПЫ КУЛЬТУР: 
ПО СПОСОБАМ САМООРГАНИЗАЦИИ, ПО М. МАКЛЮЭНУ (КАН. СОЦИОЛОГ)

1. Дописьменная, или традиционная – знаки, рисунки, слова (устные), мифы.

2. Письменная – письменность, тексты, книги, книгопечатание, пиктография рисунчатое письмо), знаковое письмо.

3. Экранная – кино, телевидение, видео, компьютеры

По степени охвата (распространения):

  • НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.
  • МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Развитие культуры

  • Преемственность. Традиции – наиболее устойчивый элемент культуры.
  • Новаторство. Человеку присуще творческое начало

Духовная жизнь человека

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека (к примеру: потребности в творчестве, потребности в искусстве)

Источник

Т.Г.Богатырева

Риски негативного влияния массовой культуры на детей непосредственно  связаны с интенсивным развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Социализирующее влияние на мировоззрение, социально-этические ценности, на способы проведения свободного времени детей происходит сегодня в значительной степени вне учреждений культуры и образования и большей частью обусловлено воздействием таких влиятельных институциональных источников как телевидение, Интернет, а в ближайшее время будет тесно связано с  мобильной телефонией, интегрированной с Интернетом.

Талантливых детей рождается в каждом поколении примерно одинаковое количество, но очевидно, что могут сложиться условия, в которых их потенциал проявится в большей или меньшей степени. Должны существовать определенные общественные предпосылки для превращения детей в личностей, преодоления  имеющихся у них упрощенных представлений о мире, незрелой  эмоциональности и пр. Чтобы выявить эти предпосылки, нужно вскрыть тенденции изменения социокультурной сферы, спрогнозировать варианты  влияния на нее технологических инноваций, а в дальнейшем применить полученные знания для управления социокультурными процессами. Особенно остро вопрос о парадигме развития социокультурной сферы встает в условиях глобального распространения массовой культуры и кризиса традиционных институтов культуры, которые не могут эффективно действовать, оперировать смыслами   в современных контекстах и порождать ценности, которые позволили бы изменять сознание людей и способствовать социально-экономическому развитию.

Читайте также:  Польза или вред от сникерса

Ряд выводов о перспективах социокультурного развития содержатся в прогнозах российской цивилизационной школы, в последние три года проведшей большую работу по долгосрочному глобальному прогнозированию. Основываясь на изучении  динамики глобальной и локальных цивилизаций,  исследователи зафиксировали важные тенденции  циклической смены социокультурного строя. Образ социокультурного будущего в разработках ученых цивилизационной школы предстает  как  завершение нестабильного, кризисного, хаотического колебания цивилизационных систем, связанного со становлением постиндустриальной мировой цивилизации. Эти процессы вскоре проявятся и в России. Уже сегодня закладываются основы гармоничного развития культуры, образования, этики и религии, которыми будет отмечен формирующийся интегральный социокультурный строй. Однако  существуют различные сценарии развития социокультурной сферы, которые отличаются друг от друга степенью приближенности к оптимальной траектории. Реализация инерционного сценария  в первой половине XXI века может повлечь за собой усиление негативных тенденций в сферах культуры, образования, потерю креативности в условиях, когда как раз назревает необходимость в радикальном инновационном прорыве. В частности, могут сбыться опасения общества по поводу вредных последствий потребления массовой культуры, связанные с негативным воздействием медианасилия, сексуально откровенного содержания, страхом и тревогой, вызываемыми медиапродукцией, влиянием масс медиа на здоровье, неоднозначным воздействием развлекательных произведений.

В другом,  оптимистичном, инновационно-прорывном  сценарии перспективы и роль России в формировании интегрального типа культуры в грядущем большом цикле мировой культуры связаны с преобладающим действием таких факторов как обладание богатейшим культурным   наследием, огражденность России в течение большей части прошлого века  от негативного влияния массовой антикультуры,  развитие  диалога с другими культурами, активное использование современных информационных технологий для  культурного развития. Инновационно-прорывной сценарий предполагает существенные изменения в социокультурной сфере. Он отражает становление гуманитарного типа культуры, формирование человека как свободного творческого субъекта. В этом сценарии общество заботиться о своем молодом поколении, не только ограждая его от потребления псевдокультуры и вредной информации и осуществляя общественный контроль над изменениями в области культуры и СМК, но и создавая механизмы для формирования духовного здоровья, для преодоления главного противоречия современной эпохи – нарастающего разрыва между глубиной и скоростью перемен и устаревшими знаниями и навыками людей,   призванными осуществлять эти перемены. В данном сценарии развитие культуры и нравственности сопряжено с установлением гармоничных отношений между поколениями, с повышением  роли семьи в воспитании детей, наполнением системы воспитания и образования ценностями, отвечающими основам интегрального социокультурного строя. В целом важны  качественные характеристики социокультурной активности и духовно-нравственных ценностей детей.

 Риски негативного влияния массовой культуры на детей непосредственно  связаны с интенсивным развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Социализирующее влияние на мировоззрение, социально-этические ценности, на способы проведения свободного времени детей происходит сегодня в значительной степени вне учреждений культуры и образования и большей частью обусловлено воздействием таких влиятельных институциональных источников как телевидение, Интернет, а в ближайшее время будет тесно связано с  мобильной телефонией, интегрированной с Интернетом. Эти технологии значительно изменяют способы «доставки» культурных благ потребителям. Они становятся доступны повсюду и в любое время. На этом фоне будет происходить дальнейшая индивидуализация потребления культурных продуктов. Риски же  заключены в достаточно мощной  тенденции игнорирования социокультурных критериев развития новых информационных технологий, что оборачивается не ростом высокоинтеллектуального, творческого начала, а ростом сферы развлечений, досуга, проявлением тенденций гедонизма, а также вседозволенностью, десоциализирующими началами, интенсификацией процесса становления потребительского общества,  потребительских ориентаций в культуре.

  Глобальная конкуренция не позволяет национальным правительствам использовать традиционные запретительные методы контроля над образами, требует свободы слова, открытости и развития демократических основ функционирования символической сферы. Поэтому  массовая культура распространяется повсеместно и даже большая часть культурного наследия, которым овладевает индивид, теперь ведет свое происхождение от массовой культурной продукции.

В условиях ощутимой угрозы, исходящей от массовой культуры,  задачей властей  является защита общественной нравственности от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Важно наличие соответствующего законодательства, практики судебных разбирательств с предъявлением особо строгих требований в случае производства и распространение порнографии с участием несовершеннолетних, чьи права защищаются специальной конвенцией ООН. Тем не менее проблема регуляции культурных и нравственных ценностей  носит преимущественно неюридический характер, и правовыми средствами может быть решена лишь отчасти.  Ключевым является формирование интеллектуальных интересов потребителя культурных  продуктов, повышение общего уровня грамотности и образованности населения, эстетического вкуса, что должно осуществляться с детского возраста в приемлемых и понятных для ребенка формах.

Для реализации позитивного сценария социокультурного развития необходимо вести широкую просветительскую деятельность в образовательной системе, в средствах массовой информации, делая акцент на позитивных ценностях, сплачивающих общество. В этом процессе велика роль      медиаобразования детей и молодежи.

При реализации целевых социокультурных проектов, создающих предпосылки оптимистического сценария будущего, особое внимание следует обратить на развитие новых форм культурных институтов, в том числе тех, которые поддерживают развитие художественных течений на основе современных технологий, способствуют появлению креатива на стыке творческих областей, открывают сетевые возможности доступа к культурному опыту. Важны «точки» приложения сил для  формирования эффективных ценностных конфигураций у молодого поколения,  самостоятельности детей. На базе ведущих учебных заведений страны необходимо разработать и реализовать инновационные программы переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационно-прорывного развития социокультурной сферы, так как мир, в котором будет действовать   следующее  поколение людей, будет совсем иным, чем тот, в котором привыкли жить предшествующие поколения.


В портативных версиях становится доступна музыкальная и видео продукция, она может быть использована при помощи MP3 плееров,  мобильной операционной системы Windows Mobile и  др. Просмотр  фильмов возможен на DVD, на карманных компьютерах и ноутбуках, на портативных DVD плеерах. Возрастает интерес к online медиа.

Читайте также:  Польза зелени в питании человека
  • 24.03.10 Какие новые формы культурных институтов могли бы оказать позитивное влияние на детей и подростов? (И.Б.Назарова)

    • 29.03.10 Богатырева Т.Г. (Т.Г.Богатырева)

  •  

    Источник

    В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса.

    1) массовая культура делает более доступными ценности мировой художественной культуры, распространяет научно-популярную информацию страноведческого, естественнонаучного характера

    2) распространяемый в рамках массовой культуры жанр ток-шоу может помочь выработать умение вести диалог

    3) массовая культура помогает пробудить интерес к общественно-значимым проблемам

    4) Массовая культура утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что полезно знать детям для того, чтобы сориентироваться в мире.

    5) К массовым культуре относятся детские книги современных авторов, которые полезно читать детям

    К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

    Пояснение.

    В ответе должно быть отмечено, что:

    1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;

    2) балет:

    — создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой

    — воспринимается не всеми, а ценителями

    — для основной массы непонятен и скучен

    Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

    Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

    Пояснение.

    Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

    Ответ содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры. Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:

    1) СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры;

    2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность.

    Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры — шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).

    Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кружева, ткани, одеж­ду – для праздников, будней, тор­же­ствен­ных событий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде свистулек. Предположите, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные произведения, и укажите, по ка­ко­му при­зна­ку это можно определить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы культуры.

    Пояснение.

    В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

    – это на­род­ная форма культуры

    Доказательство: “изготовленные крестьянами….., в до­маш­них условиях”

    Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие признаки:

    – Со­зда­на ано­ним­ны­ми творцами, не име­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ной подготовки.

    – Может быть индивидуальной, групповой, массовой.

    – Свя­за­на с ре­ли­ги­оз­ной субкультурой.

    – Яв­ля­ет­ся ча­стью ми­ро­вой культуры.

    – При­ме­ром на­род­ной куль­ту­ры яв­ля­ет­ся фольклор.

    Группа школь­ни­ков ре­гу­ляр­но по­се­ща­ет до­пол­ни­тель­ные за­ня­тия в Ис­то­ри­че­ском музее. На за­ня­ти­ях школь­ни­ки зна­ко­мят­ся с сек­ре­та­ми кре­стьян­ских ремёсел, ре­ги­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми гли­ня­ных иг­ру­шек и дру­гих пред­ме­тов кре­стьян­ско­го быта. К какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся дан­ные предметы? На­зо­ви­те три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка этой формы культуры.

    Пояснение.

    Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

    1) на­зва­на форма культуры: народная;

    2) при­ве­де­ны три от­ли­чи­тель­ных признака на­род­ной культуры:

    − создаётся ано­ним­ны­ми творцами без про­фес­си­о­наль­ной подго-товки;

    − опора на тра­ди­цию и вос­про­из­ве­де­ние традиционных образцов;

    − часто передаётся в бес­пись­мен­ной форме.

    ПЛАН

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Культура, ее формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

    1. Понятие культуры.

    2. Материальная и духовная культура.

    3. Функции культуры:

    а)адаптивная

    б) нормативная

    в) социализации

    г) информационная

    д) творческая

    е) коммуникативная

    ж) релаксационная и др.

    4. Основания для классификации культуры:

    а) связь с религией

    б) территориальная принадлежность

    в) этнические особенности

    г) хозяйственный уклад

    д) принадлежность к историческому типу общества

    5. Основные формы культуры:

    а) элитарная

    б) народная

    в) массовая

    6. Разновидности культуры:

    а) субкультура

    б) контркультура

    Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Влияние мас­со­вой куль­ту­ры на ду­хов­ную жизнь общества». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

    1. По­ня­тия «культура» и «духовная жизнь».

    2. Формы культуры:

    а) элитарная;

    б) народная;

    в) массовая.

    3. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния мас­со­вой культуры.

    4. От­ли­чи­тель­ные черты мас­со­вой культуры:

    а) ори­ен­ти­ро­ван­ность на мас­со­вую про­да­жу и по­лу­че­ние прибыли;

    б) тиражируемость;

    в) за­ни­ма­тель­ная форма;

    г) пред­на­зна­че­на для ши­ро­ко­го зрителя.

    5. По­зи­тив­ное вли­я­ние на ду­хов­ную жизнь общества:

    а) утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные пред­став­ле­ния об окру­жа­ю­щем мире;

    б) не­по­сред­ствен­но ори­ен­ти­ро­ва­на на ин­те­ре­сы общества;

    в) от­ли­ча­ет­ся демократичностью;

    г) от­ве­ча­ет за­про­сам в отдыхе, пси­хо­ло­ги­че­ской раз­ряд­ке и др.

    6. Не­га­тив­ное вли­я­ние на жизнь общества:

    а) ори­ен­ти­ро­ва­на на мас­со­вые вкусы;

    б) ведёт к стан­дар­ти­за­ции и уни­фи­ка­ции культуры;

    в) рас­счи­та­на на пас­сив­ное потребление;

    г) на­саж­да­ет мифы в со­зна­нии людей;

    д) фор­ми­ру­ет ис­кус­ствен­ные по­треб­но­сти и др.

    Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».

    Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1) Современные угрозы культуре, духовному развитию человека — одна из глобальных проблем человечества:

    а) угрожающие масштабы невежества, преступности , наркомании, отчуждения от культуры;

    б) материальное потребительство;

    в) массовая культура и антикультура;

    г) проявления дискомфорта в повседневной жизни человека;

    д) информация и человек.

    2) Пути преодоления проблемы:

    а) свободный доступ человека к культурным ценностям;

    Читайте также:  Стихи о пользе компьютера для детей

    б) возможность получения образования и его совершенствования;

    в) гуманизация общества, всестороннее развитие личности.

    3) Постиндустриальное общество и духовное развитие человека.

    Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Формы и раз­но­вид­но­сти культуры». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

    Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

    1.Понятие культура

    2. Формы культуры:

    а) элитарная

    б)народная

    в) массовая

    г) экранная

    3.Многообразие культур:

    а)субкультуры

    б)контркультуры

    4. Роль куль­ту­ры в раз­ви­тии со­вре­мен­но­го общества.

    ЭССЕ

    «Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа». (П.С. Гуревич)

    «Разновидность на­ци­о­наль­ных культур для мира то же, что раз­но­вид­ность нот в музыке». (С. Рамишвили)

    Тема №5: §12. Мораль. §13. Наука и образование.§14. Религия и религиозные организации

    Часть 1

    Наука, образование, мораль являются элементами

    1)духовной сферы жизни общества

    2)экономической сферы жизни общества

    3)политической сферы жизни общества

    4)системы нравственных отношений

    Наука о нравственности и морали – это

    1)философия

    2)культурология

    3)этика

    4)эстетика

    Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

    1)выявление законов развития природы и общества

    2)нацеленность на получение практического результата

    3)прогноз последствия социальных действий

    4)вера в наличие сверхъестественного

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом связанная с производством, сохранением, (1) и потреблением (2). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т.е. являются(3). Духовная жизнь отдельной личности включает ее потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и (4), знания, веру и многое другое.

    Неотъемлемой ее частью является(5) – область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является ее(6), т.е. освоение культуры».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А)социализация

    Б)распространение

    В)общество

    Г)социальный институт

    Д)ценностные ориентации

    Е)культура

    Ж)духовные ценности

    З)общественные отношения

    И)эмоциональная сфера

    Б,Ж,Г,Д,Е,А

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие ____________(А). К основным_________(Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга,_________(В), справедливость и т.п.

    Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.

    Моральные нормы наряду с__________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и ______ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Cписок терминов:

    1)моральные категории

    2)производство

    3)порицание

    4)активность

    5)совесть

    6)внутренний регулятор

    7)польза

    8)общественное мнение

    9)право

    «Наука как вид(А) включает в себя особую(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

    Существует две модели развития знания. Согласно(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.

    Термин “наука” употребляется также для обозначения совокупности(Е), изучающих различные объекты действительности».

    Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Cписок терминов:

    1)стратификация

    2)мобильность

    3)отрасль

    4)эволюционная модель

    5)духовное производство

    6)система

    7)уровень научного знания

    8)революционная модель

    9)деятельность

    Часть 2

    Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии. На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками- практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство <…> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)<…>

    Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.

    Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека- труженика. (С.Э. Крапивенский)

    Источник